Международное регулирование прав женщин

международный право женщина конвенция

Международно-правовое регулирование социальной защиты женщин выражается в разработке и принятии международных стандартов в сфере социального обеспечения, в согласовании законодательств стран.

Международно-правовое регулирование принято рассматривать в качестве добровольно-обязательного и дополнительного к национальному законодательству в области защиты прав и законных интересов граждан. Это регулирование строится на двух основных началах: во-первых, на утверждении конвенций и (или) иных актов международных организаций, членом которых является Российская Федерация. Связано это с работой Международной организации труда (МОТ), Организацией Объединенных Наций (ООН), Содружеством независимых государств (СНГ), образованным в 1991 г. Во-вторых, путем подписания между нашим государством и другими странами двусторонних (многосторонних) международно-правовых договоров или введения международных норм в тексты российских законов.

Несмотря на то, что международно-правовое регулирование рассматривают в качестве дополнительного к национальному законодательству, базисная основа права на социальное обеспечение должна согласовываться с международными стандартами социального обеспечения.

Устранение столкновения норм права, регулирующих одни и те же общественные отношения, является важнейшим направлением международного регулирования. Прямой указ международных конвенций применимого законодательства предотвращает случаи, когда могут быть применены правовые акты нескольких государств либо не может быть использовано законодательство ни одного из них.

Актуальность работы обусловлена следующими факторами:

  • изменением приоритетов международного сообщества в сотрудничестве по реализации прав человека, в частности, готовностью государств в равной степени осуществлять закрепленные в международных договорах права женщин;
  • определением в качестве одного из основных направлений деятельности всей системы ООН вопросов равного положения мужчин и женщин;
  • необходимостью унификации международных инструментов и механизмов реализации защиты прав женщин

Проблема данной работы заключается в том, что во всем мире женщины ежегодно подвергаются дискриминации.

Именно стандарты международно-правового регулирования социальной защиты женщин и международно-правовые документы являются объектом данной работы.

Нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в указанной сфере, послужили предметом.

9 стр., 4203 слов

Международная правовая защита интеллектуальной собственности

... международного торгового права, а ее предметом являются - правовые формы и методы осуществления этого регулирования. Цель курсовой работы заключается в раскрытии сущности и особенностей функционирования системы защита права интеллектуальной собственности в ...

Целью исследования работы является анализ международного регулирования социальной защиты женщин.

Задачи работы:

  • рассмотреть институт защиты прав женщин в рамках международного права, определив его функции, задачи и методы;
  • проанализировать основные международные договоры и решения международных организаций, ставящих своей целью обеспечение прав женщин.

Нормативную основу образовали положения международных правовых актов в сфере защиты женщин.

Предмет, объект, цель и задачи исследования обусловливают структуру дипломной работы, состоящей из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава I. Универсальная система международной защиты прав женщин

Органы ООН: компетенция и полномочия в области защиты прав женщин

1.1 Комиссия по положению женщин: основные направления деятельности по изменению положения женщин

Права человека женщин и девочек являются неотъемлемой частью прав человека. Полное и равноправное участие женщин в политической, гражданской, экономической, общественной и культурной жизни на национальном, региональном и международном уровнях, а также ликвидация всех форм дискриминации по признаку пола являются первоочередными целями международного сообщества. Венская декларация и Программа действий (часть I, пункт 18)

Одним из наиболее важных направлений развития и повышения эффективности международного права выступает укрепление различных международных механизмов и процедур, призванных помочь реализации его принципов и норм. До настоящего времени правотворческий процесс на международной арене значительно опережал процессы осуществления принятых государствами обязательств. Четко данная тенденция просматривалась в области защиты прав человека, и особенно прав женщин Корбут Л. В., Поленика С. В. Конвенции и декларации о правах женщин и детей. М., 2014. с. 45-69., ибо принятие не только международных договоров, устанавливающих определенный набор общечеловеческих прав, но и специальных, оговаривающих права женщин, практически ничего не изменяло в положении (статусе) женщин на внутригосударственном уровне. Именно здесь существует разрыв между процессом принятия решений и их исполнением. Для осуществления и воплощения в жизнь принципов и норм необходимы определенные механизмы и процедуры.

Не отрицая общепринятого мнения о том, что для обеспечения прав личности первостепенное значение имеют внутригосударственные органы и организации, механизмы и процедуры, полагаем, что нельзя недооценивать международные механизмы и процедуры. Более того, в последнее время именно международное сотрудничество в области обеспечения прав женщин играет ведущую роль в улучшении положения женщин в конкретных государствах.

Международно-правовой механизм защиты прав и свобод человека и прав женщин включает: межправительственные, всемирные и региональные структуры; правительственные организации; основы общей политики в области прав человека и отдельных групп людей (в частности женщин), сформулированные на всемирных и региональных форумах; контроль за осуществлением обязательных принципов и норм в сфере прав человека; применение мер за нарушение прав, включая принудительные (среди которых особое место занимают право — восстановительные; возможность граждан обращаться во всемирные и региональные органы в случае нарушения их прав и свобод после того, как национальные средства защиты исчерпаны; процедуры и правила рассмотрения обращений и жалоб граждан, выработки и реализации мер воздействия но отношению к государствам — нарушителям.

8 стр., 3626 слов

Права женщин в системе прав человека

... этим основаниям. На международной арене нормотворческая деятельность по защите прав и свобод женщин развивалась постепенно. В 1952 г. была принята Конвенция о политических правах женщин, а в 1 1957 г. ... повлечь за собой применение к нему мер международной ответственности. Послевоенная история в области прав человека началась 50 с лишним лет тому назад при принятии 10 декабря 1948 ...

Ведущее место среди межправительственных структур по защите прав человека занимает Организация Объединенных Наций (далее — ООН) которая в своей деятельности руководствуется Уставом. Согласно ст. 1 Устава ООН «осуществление международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам и свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии” “является одной из главнейших целей деятельности этой организации”. Устав Организации Объединенных Наций // Устав ООН и статут международного суда. — Официальное издание ООН. — Нью-Йорк, 1996. с. 12-85.

Роль ООН в области защиты прав человека и прав женщин постоянно возрастает: принимаются новые документы, создаются органы контроля за соблюдением прав, вырабатываются процедуры их защиты, а главное, ООН, особенно в последнее время, определяет меры ответственности государств за невыполнение своих международных обязательств по международным договорам в области прав человека. ООН и ее система обладают достаточно большой структурой подразделений, занимающихся содействием международному сотрудничеству по поощрению и развитию прав человека. Существует также ряд органов, непосредственно ведающих общей координацией во всей системе ООН по изучаемым вопросам.Их функционирование — прямо или косвенно — связано с централизованным регулированием социально-экономической и гуманитарной деятельности ООН, в том числе и в области прав женщин.

В общих чертах функции и технология деятельности органов и организаций системы ООН в области прав человека состоят в разработке международно-правовых документов и общих рекомендаций по этой проблеме, в осуществлении контроля за практической реализацией государствами принятых на себя обязательств, а также в деятельности по предоставлению информации и определенной технико-гуманитарной помощи.

Обратимся к деятельности тех структур системы ООН, которые играют наибольшую роль в обеспечении и достижении гендерного равенства мужчин и женщин, а именно к Комиссии по положению женщин и Комитету по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Закрепив принцип равенства мужчин и женщин в Уставе, ООН обязана была принимать конкретные шаги по его реализации. Поэтому, учитывая актуальность и сложность проблемы равенства полов, Экономический и Социальный Совет своей резолюцией 11 (II) от 21.06.46 создал Комиссию по положению женщин, определил ее компетенцию и состав. В лице Комиссии был создан специальный орган ООН, занимающийся исключительно вопросами защиты прав женщин. Комиссии Корбут Л. В., Поленика С. В. Конвенции и декларации о правах женщин и детей. М., 2014. с. 142-186. было поручено изучить и подготовить рекомендации по тем аспектам прав человека, которые представляют для женщин особый интерес. Первоочередная ее задача состояла в том, чтобы выявить, в каких точках земного шара, при каких условиях и в каких ситуациях практикуются наиболее жестокие формы дискриминации женщин.

В своей деятельности Комиссии надлежало осветить следующие четыре момента:

  • политические права и возможности пользоваться ими;
  • юридические права женщин, как личности, и членов семьи;
  • доступ девушек и женщин к образованию и различным формам обучения, в том числе профессионального;
  • трудовая жизнь.

Функции Комиссии, определенные в резолюции ЭКОСОС, были подтверждены на первой сессии Комиссии в феврале 1947 г. Они заключались в следующем: «Подготовка рекомендаций и докладов Экономическому и Социальному Совету, содействующих защите прав женщин в политической, экономической, гражданской, социальной областях и в области образования с целью осуществления принципа, согласно которому мужчины и женщины должны пользоваться равными правами, и выработка предложений относительно выполнения таких рекомендацийСовету по срочным и требующим немедленного решения проблемам, относящимся к защите прав женщин».

9 стр., 4329 слов

Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ

... являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но ... место обязательное указание своей национальности в определенных документах, что являлось основанием дискриминации. Сейчас практически не допускается постановка вопроса о национальной принадлежности. В ...

Особое значение имеет ст. 3 Конвенции, предусматривающая право женщины занимать на равных с мужчиной условиях, без какой-либо дискриминации все должности и выполнять все общественно-государственные функции, установленные национальным законом; в том числе должности в любых общественных государственных учреждениях, включая выборные. Именно это право обеспечивает участие женщин в управлении государством на всех уровнях и во всех звеньях государственной системы.

Остальные статьи Конвенции устанавливают порядок рассмотрения споров по вопросам ее применения, а также порядок подписания Конвенции, присоединения к ней, ратификации, вступления в силу. Принятая ГА ООН в 1967 г. Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин в ст. 4 повторила в основном содержание Конвенции.

Юридическое значение Конвенции заключается в том, что она обязывает государства, подписавшие ее, предоставить женщинам политические права в полном объеме и защищать уже предоставленные права, а также запрещает лишение этих прав в будущем. Однако основным недостатком этого акта, значительно снижающим его ценность, является формально-правовой характер положений Конвенции. Конвенция лишь провозглашает политические права женщин, но не предусматривает никаких мер по их имплементации. Вместе с тем она была первым международным договором в области прав женщин, принятым ООН. Ее создание показало возможность сотрудничества государств с различным социально-экономическим строем в достижении всеобщего Уважения и соблюдения прав женщин. Кроме того, Конвенция была первым международным договором, в котором принцип равноправия женщин и мужчин, закрепленный в Уставе ООН и Всеобщей декларации прав человека, получил применение в решении конкретной проблемы.

Принятие КонвенцииКонвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. с. 341 — 355. имело большое значение для улучшения положения женщин, так как она способствовала достижению женщинами равных с мужчинами политических прав во всем мире. Влияние Конвенции проявлялось в различных формах.

1.2 Проблема реализации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Главным предметом озабоченности Комиссии по положению женщин было отсутствие прочной международно-правовой базы равноправия женщин.

После принятия ряда Конвенций относительно различных прав женщин кульминацией работы Комиссии стала Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В Конвенции излагаются в императивной форме согласованные на международном уровне принципы о правах женщин, которые применимы ко всем женщинам во всех областях. Основополагающей правовой нормой Конвенции является запрещение всех форм дискриминации в отношении женщин. Осуществление этой нормы не может быть обеспечено лишь посредством принятия нейтральных, с точки зрения мужчин, законов. Помимо требования о том, чтобы женщинам предоставлялись равные по сравнению с мужчинами права, Конвенция предписывает также принятие определенных мер для обеспечения того, чтобы повсюду женщины могли пользоваться признанными за ними правами.

7 стр., 3427 слов

Ущемление прав человека

... пакт о правах человека, декларации, либо конвенции о гражданских свободах, о положении женщин, о свободе информации, о защите меньшинств и о предотвращении дискриминации в отношении расы, ... Подкомиссия по предотвращению дискриминации и защите меньшинств, обычно называемая “Подкомиссией по правам человека”, является главным вспомогательным органом Комиссии по правам человека. Она была создана ...

Поскольку данная Конвенция, являясь универсальным по сути и по числу участников международным договором, охватывает все проблемы обеспечения прав женщин. Нам представляется необходимым подробно остановится на содержании непосредственно Конвенции.

Данная Конвенция ГассарX. П. Международное гуманитарное право. М.: Изд.2010. с. 158-191. была принята ГА ООН с целью обобщения положений существовавших международных договоров, направленных на прекращение практики дискриминации в отношении женщин и формулирование четких задач, стоящих перед государствами. В ней определяются конкретные области дискриминации в отношении женщин, например, в сфере политических прав, брака и семьи, а также в сфере занятости. В этих и других областях Конвенция устанавливает конкретные цели и меры, которые надлежит принимать для содействия созданию гармоничного общества, в котором женщины пользуются такими же правами, что и мужчины, и, таким образом, в полной мере осуществляют гарантированные им права человека.

В целях борьбы против дискриминации по признаку пола Конвенция предписывает государствам-участникам признать важность экономического и социального вклада женщин в благосостояние семьи и развитие общества в целом. В ней подчеркивается, что дискриминация мешает экономическому росту и повышению благосостояния, В ней также ясно признается необходимость изменения сложившихся представлений о роли женщин посредством проведения просветительской работы среди мужчин и женщин в целях признания равенства прав и обязанностей и преодоления предрассудков и обычаев, основанных на стереотипах. Еще одна важная особенность Конвенции заключается в эксплицитном признании необходимости достижения не только юридического, но и фактического равенства мужчин и женщин, а также важности принятия временных специальных мер для достижения этой цели.

Конвенция не только зацепила положения Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин, но и расширила их, а именно:

Ст. 1 дает исчерпывающее определение дискриминации, которое применимо ко всем положениям Конвенций и в отличие от Международного билля о правах человека, в котором говорится лишь о “различии” или “дискриминации” по признаку пола, в ст. 1 подробно разъясняется понятие дискриминации именно в отношении женщин. К такой дискриминации приводит любое различие в обращении по признаку пола, которое:

умышленно или неумышленно наносит ущерб женщинам;

мешает обществу в целом признать права женщин как в частной, так и в общественной сфере, или которое:

мешает женщинам пользоваться своими признанными правами человека и основными свободами.

В целом ряде стран мира женщины лишены основных прав, включая право голоса и право на владение имуществом. Такие случаи юридически закрепленной дифференциации должны квалифицироваться как проявление дискриминации.

23 стр., 11226 слов

Состояние прав человека в современной России

... Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, касающегося личности. Таким образом, проблема прав человека является в современном мире сложной и многоплановой, имеет множество аспектов, ... прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская конвенция о защите прав ...

В ст. 2 определяются в целом обязательства государств и политика, которую надлежит проводить для ликвидации дискриминации в отношении женщин. Становясь участниками Конвенции, государства берут на себя ответственность предпринимать активные шаги для осуществления принципа равенства мужчин и женщин в рамках национальных конституций и иного соответствующего законодательства. Кроме того, государства должны ликвидировать юридические основы для дискриминации, пересмотрев существующие законы, а также гражданское, уголовное, трудовое законодательство. Однако недостаточно лишь включать в законодательство положения о запрещении дискриминации.

Для ускорения достижения фактического, а не только юридического равенства между мужчиной и женщиной государства вправе принимать специальные корректирующие меры до тех пор, пока сохраняется неравенство 1. Таким образом, Конвенция выходит за рамки узкой концепции формального равенства и определяет в качестве своих целей равенство возможностей и равенство результатов. Позитивные меры являются законными и необходимыми для достижения этих целей. Специальные меры должны приниматься исключительно с целью более быстрого установления фактического равенства женщин и не должны влечь за собой принятие разных стандартов для мужчин и женщин. Другими словами, целесообразность принятия любых специальных мер должна оцениваться с учетом фактического наличия дискриминационной практики. Соответственно, как только цели равенства возможностей и обращения будут достигнуты, эти специальные меры перестанут быть необходимыми, и их осуществление должно быть прекращено.

Однако ни законодательные, ни специальные меры не решат проблемы достижения равенства. Государствам следует прилагать усилия для искоренения социальных, культурных моделей поведения, которые закрепляют стереотипность роли мужчин и женщин, а также для создания в обществе таких условий, которые содействуют осуществлению прав женщин в полной мере.

Основой для осуществления женщинами их прав во всех сферах ст. 10 признает равенство в области образования. Именно посредством образования можно искоренить те традиции и представления, которые усиливают неравноправие между мужчиной и женщиной, и содействовать тем самым ликвидации легитимности дискриминации, переходящей от одного поколения к другому.

Равенство в области занятости и прав, связанных с трудовой деятельностью, уже давно считается одним из важных факторов в борьбе за права женщин. До настоящего времени активную роль в этой борьбе на международном уровне играла Международная организация труда (МОТ).

В ст. 11 повторяются и развиваются многие из тех прав женщин, которые были провозглашены МОТ.

Статья четко устанавливает, что женщины должны пользоваться правом, являющимся неотъемлемым правом всех людей, приводя исчерпывающий перечень обязательств государств-участников для обеспечения полной и эффективной реализации данного права женщинам так же, как и мужчинам, в сфере занятости. Недостаточно, чтобы государство запретило в законодательном порядке дискриминационную практику найма на работу. Равные возможности в этой области предполагают, в частности, равенство возможностей в сфере подготовки к трудовой деятельности посредством обычного и профессионального обучения. При найме на работу к женщинам должны применяться те же критерии отбора, что и к мужчинам.

5 стр., 2082 слов

Формирование горного права в российском государстве в конце XIX

... российского дореволюционного горного права, советского права недропользования. Это объясняет всевозрастающий научный интерес к истории становления системы правового регулирования пользования недрами в Российском государстве. К началу ... Г.п. как самостоятельная наука и учебная дисциплина было утрачено. Формирование горного права в российском государстве в конце XIX — начале XX века. Развивающаяся в ...

Женщины должны иметь право на свободный выбор профессии и не должны автоматически направляться в традиционные “женские” профессиональные сферы.Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г. // Действующие международное право: сборник в 3-х т./ Составители Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. -М.:Юрайт, Международные отношения, 2007. — с.123-140.

Важно отметить, что гарантии равенства и недискриминации, закрепленные в ст. 11, применимы только к женщинам, официально принятым на работу, вследствие чего в уязвимом положении по-прежнему остаются многие женщины, работа которых дома, на земельных участках и иных местах официально не признается, и права которых, следовательно, по-прежнему лишены защиты.

В ст. 14 признается, что женщины в сельских районах составляют группу населения, которая сталкивается с особыми проблемами, требующими внимательного отношения и рассмотрения со стороны государств-участников.

Закрепляя действие принципа равноправия мужчин и женщин, ст. 15 распространяет его действие и на гражданско-правовые вопросы, “предоставляя женщинам одинаковые с мужчинами гражданскую правоспособность и одинаковые возможности ее реализации”.

Пункт 1 ст. 12 конкретно предписывает государствам-участникам обеспечить на основе равенства мужчин и женщин их доступ к медицинскому обслуживанию. Это предполагает устранение всех юридических и социальных барьеров, которые могут мешать или препятствовать женщинам в полной мере пользоваться медицинскими услугами.

Кроме того, п. 2 признает за женщиной необходимость дополнительного обслуживания и внимания во время беременности и в послеродовой период.

1.3 Сотрудничество государств по вопросам защиты прав женщин в рамках Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин

В соответствии со статьей 17 Конвенции для осуществления ее положений учреждается Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (далее именуемый Комитет).Согласно положениям Конвенции (ст. 17) этот Комитет состоит из 23 экспертов избираемых тайным голосованием из числа внесенных в список лиц, которые обладают высокими моральными качествами и компетентностью в области, охватываемой настоящей Конвенцией, и являются представителями государств — участниками. При выборах членов Комитета учитывается справедливое географическое распределение и представительство различных форм цивилизации и правовых систем. Члены Комитета избираются на четырехлетний срок. Хотя эти члены назначаются их правительствами, они действуют в своем личном качестве и не являются делегатами или представителями своих стран происхождения.

Состав данного Комитета заметно отличается от состава других органов, учрежденных в соответствии с договорами о правах человека. Прежде всего, с момента своего учреждения, и лишь за одним исключением, Комитет полностью состоит из женщин. Члены Комитета представляют широкий спектр различных профессий. Богатый опыт членов Комитета благоприятно сказывается на процедуре, в рамках которой рассматриваются и комментируются доклады государств- участников.

Функции Комитета

Комитет действует в качестве системы мониторинга для наблюдения за ходом осуществления Конвенции теми государствами, которые ратифицировали ее или присоединились к ней. Это осуществляется главным образом посредством рассмотрения докладов, представленных данными государствами — участниками. По результатам их рассмотрения Комитет высказывает предложения и рекомендации. Он вправе также предложить специализированным учреждениям ООН представить свои доклады и может получать информацию от НПОЗ. На наш взгляд, именно сотрудничество со специализированными учреждениями, такими как МОТ, ВОЗ, ЮНИСЕФ, могло бы обеспечить Комитету владение полной информацией по конкретным проблемам. Связь Комитета с ними могли бы осуществлять специальные докладчики, назначенные для координации деятельности по узким (конкретным) вопросам. Так, в 1997 г. специальный советник по гендерным вопросам назначил специального докладчика по вопросам насилия, который должен следить за решением проблемы в государствах и отчитываться, предоставляя информацию, Комитету. Ежегодно Комитет представляет доклад о своей работе ГА ООН через ЭКОСОС, и Совет препровождает эти доклады Комиссии по положению женщин для информации.

4 стр., 1543 слов

Конвенция о правах человека. Конвенция о правах человека и биомедицине ...

... ли главный международный документ, регулирующий практику современной биомедицины «Конвенция о защите прав человека и достоинства человеческого существа в связи с использованием достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине», и ОСК РПЦ? Для получения конкретного ответа ...

В соответствии со ст. 20 Конвенции Комитет ежегодно проводит свои заседания в течение “периода, не превышающего двух недель”. Обслуживанием заседаний занимается Отдел ООН по улучшению положения женщин.

В соответствии со ст. 19 Комитет принял собственные правила процедуры, согласно которым заседания Комитета являются, как правило, открытыми; кворум составляют 12 членов; для принятия решения необходимо присутствие двух третей членов. В правилах процедуры также предусмотрено, что Комитет старается принимать свои решения методом консенсуса.

Комитет ГассарX. П. Международное гуманитарное право. М.: Изд.2010. с. 158-163. избирает из числа своих членов председателя, трех его заместителей и докладчика. Эти лица выполняют свои функции в течение двухлетнего периода, для повышения эффективности своей работы Комитет учредил следующие рабочие группы:

а) Предсессионная рабочая группа.

В целях решения проблем, связанных с недостатком времени и ресурсов для адекватного рассмотрения докладов государств-участников *, Комитет учредил предсессионную рабочую группу для рассмотрения вторых и последующих юридических докладов. Эта группа состоит из пяти членов Комитета, и ей поручено готовить перечень выявленных проблем и списки вопросов, которые заблаговременно должны направляться государствам, представляющим доклады. На наш взгляд, это дает возможность государствам подготовить ответы для представления на сессии и способствует, таким образом, более оперативному рассмотрению вторых и последующих докладов.

б) Две постоянные рабочие группы.

Помимо предсессионной рабочей группы Комитет учредил две постоянные рабочие группы, которые заседают во время очередной сессии комитета. Рабочая группа I рассматривает и рекомендует пути и средства повышения оперативности в работе Комитета. Рабочая группа II рассматривает пути и средства осуществления ст. 21 Конвенции, которая наделяет Комитет правом вносить предложения и рекомендации общего характера относительно осуществления Конвенции.

Деятельность специализированных учреждений ООН по обеспечению прав женщин

Наряду с собственно ООН и органами, учрежденными на основании различных конвенций, рассмотрением вопросов, относящихся к правам человека и правам женщин, занимаются многие специализированные учреждения системы ООН.1 В некоторых из них создана и функционирует система развернутого международного контроля, имеющая свои специфические черты. Среди этих специализированных учреждений особо следует отметить Международную Организацию Труда (МОТ) Конвенция МОТ N 111 о дискриминации в области труда и занятий от 25 июня 1958 г. // СПС «КонсультантПлюс». с. 67-81., опыт которой может быть использован и в деятельности других международных организаций.

6 стр., 2898 слов

Устав ООН. Международный Билль о правах человека

... договоров в области прав человека, принятых соответствующими организациями, не входящими в систему Организации Объединенных Наций. Например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ... декларация прав человека, до 1976 года, когда вступили в силу Международные пакты о правах человека, Декларация являлась единственной полностью завершенной частью Международного билля о правах человека. Как ...

Работа МОТ в области защиты прав женщин может быть сведена к решению следующих проблем:

  • занятость женщин;
  • оценка труда женщин;
  • специфические вопросы, относящиеся к трудящимся с семейными обязанностями;
  • условия труда.

Одним из основных изменений, наблюдаемых на рынке труда в течение последних 20-25 лет, является рост удельного веса женщин среди экономически активного населения. По прогнозам МОТ численность женской рабочей силы будет расти, по крайней мере, до 2000 г. более высокими темпами, чем мужской, в Европе, Северной Америке, в ряде стран Южной Америки и в Новой Зеландии. Более 1 млрд, женщин, или 1/3 всех женщин мира, будут входить в экономически активную часть всего населения мира в начале 21 века.

Эти тенденции рассмотрены в аналитическом обзоре МОТ, посвященном работающим женщинам. В обзоре отмечаются не только изменение численности и удельного веса работающих женщин, но и структура женской занятости. В частности, будет и дальше продолжаться отток работающих женщин из сельского хозяйства в промышленность и сферу обслуживания, причем сфера обслуживания является предпочтительной по сравнению с промышленностью.

Данные тенденции в формировании женской занятости обуславливают необходимость законодательного регулирования труда женщин, в том числе и с помощью международных трудовых стандартов. Большинство Конвенций и рекомендаций МОТ касаются в равной степени как мужчин, так и женщин. Однако с момента основания в деятельности МОТ в отношении женщин прослеживаются два основных направления: обеспечение защиты женщин в сфере занятости и создание для них равных возможностей с мужчинами. В преамбуле к Конституции МОТ 1919 г. указывалось на необходимость защиты работающих женщин, а Филадельфийская Декларация 1947 г. подчеркнула обязательство проведения в жизнь принципа равных возможностей Конвенция МОТ N 111 о дискриминации в области труда и занятий от 25 июня 1958 г. // СПС «КонсультантПлюс». с. 156-165. для мужчин и женщин, что затрагивает не только одинаковые условия труда, возможность для женщин занимать руководящие должности, но и равную оплату труда.

Важной составляющей частью в обеспечении защиты интересов женщин является охрана материнства. Она обеспечивается двумя Конвенциями: № 3 1919 г. и № 103 (пересмотренная) 1952 г. Обе Конвенции предусматривают предоставление беременным женщинам отпуска по беременности и родам, равного 12 неделям и поделенного на равные части (до и после родов).

Обе Конвенции отмечают, что продолжительность обязательного послеродового отпуска должна составлять не менее 6 недель.

Причем Конвенция № 3 распространялась на работниц промышленных и торговых предприятий, № 103 — и на женщин, занятых на непромышленных и сельскохозяйственных работах (включая надомниц).

Конвенции предписывают выплачивать женщине во время отпуска по беременности пособие, достаточное для содержания ее и ребенка в здоровом состоянии (№3), а Конвенция № 103 указывает, что сумма денежных пособий, предоставляемых за счет средств обязательного социального страхования, исчисляется на основе предшествующего заработка и составляет 2/3 его. Обе Конвенции едины в запрещении увольнять женщину во время отпуска по беременности и родам.

Глава II. Европейская система обеспечения и защиты прав женщин

2.1 Политико-правовой аспект деятельности Европейского Союза по реализации равных возможностей для мужчин и женщин

Для последних лет характерными в решении проблем прав человека стали тенденции преодоления государственно-правового изоляционизма и значительных различий в концепциях свободы и демократии. Данные процессы проявляются в выработке и восприятии единых общеприемлемых форм и инструментов, направленных на совершенствование национальных и межнациональных механизмов защиты и обеспечения прав человека. Это осуществляется во многом путем разработки единой политики и конкретных программ по реализации международных соглашений в области прав человека, а также созданием эффективно функционирующих международных — универсальных и региональных — механизмов по защите фундаментальных прав и свобод личности. Одной из наиболее важных тенденций в интернационализации усилий государств в гуманитарно-правовой сфере является региональное сотрудничество европейских государств, формирование своеобразного «европейского правового режима прав человека» Европейская социальная хартия (пересмотренная) (ETS N 163) (рус., англ.) от 3 мая 1996 г. // СПС «КонсультантПлюс». с. 49-75..

Именно в Европе сотрудничеству государств по защите прав человека, и в частности прав женщин, уделяется пристальное внимание и создан эффективный механизм судебного контроля за их соблюдением. Поэтому стратегии обеспечения и защиты прав женщин следует рассматривать на примере таких существующих структур, как Европейский Союз, Совет Европы и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Все они предлагают политические и юридические средства решения проблемы, которые, однако, различаются как по характеру, так и по механизмам.

Поскольку последовательная политика обеспечения недискриминационного положения женщин в обществе в последнее время проводится Европейским Союзом, обратимся первоначально именно к его практике.

Государства — члены Европейского Союза Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. Учебник. М., 2012. с. 98-106., обеспокоенные неуклонным ростом числа работающих женщин, ведут активный поиск модели обеспечения равных возможностей для женщин и мужчин. Постепенное сокращение молодых людей на рынке труда способствует тому, что все больший интерес проявляется к найму женской рабочей силы.

Данная тенденция вполне очевидна, и она заставляет правительства государств — членов ЕС искать новые подходы к вопросам регулирования занятости женщин, ибо именно женщины подвергаются дискриминации на рынке труда, что является острейшей социальной и политической проблемой. Каковы факторы, вызывающие напряженность в трудовых отношениях? Довольно низкая профессиональная квалификация у значительной части работающих женщин, сложные процессы воздействия на занятость в целом, а на занятость женщин в особенности, неравная оплата за равный с мужчинами труд.

Координация и гармонизация указанных задач на уровне отдельных стран и всего региона сопряжены с интенсивным нормотворчеством, в котором отражаются все основные процессы, происходящие в ЕС. В концепции правового регулирования политики равных возможностей для женщин важное место занимает создание механизма и контроля за проведением ее в жизнь. Он включает, во-первых, обработку информации для выявления проблем, подготовки, принятия и организации выполнения решений руководящих органов, а также анализ и прогнозирование процессов, проработку альтернативных вариантов решений, программирование и разработку проектов, сбор и обработку контрольной информации; во-вторых, непосредственное воздействие на политику государств- членов ЕС для достижения поставленных целей, соответствующую разъяснительную работу, связанную с утверждением тех правовых принципов, положений и правил, на основе которых должна быть скоординирована деятельность государств — членов ЕС. Ключевое место в этой концепции принадлежит также интеграционным процессам, то есть политика, направленная на решение проблем положения женщин, рассматривается как составная часть деятельности руководящих органов ЕС — Парламента, Совета, Европейской Комиссии. Подобный подход — залог возможного сближения политических решений государств — членов ЕС в данной сфере.

Непосредственное отношение к правовому регулированию положения женщин в ЕС имеет Римский договор 1957г. Он содержит специальную статью (ст. 119), определяющую правовой статус работающей женщины, обязывающую государства гарантировать и соблюдать принцип равной оплаты для мужчин и женщин за равный труд. В Договор о создании ЕЭС данный принцип был включен по следующим причинам. Во-первых, необходимо было поставить все государства в равные условия, то есть закрепить принцип равной оплаты женщин и мужчин за равную работу в национальных законодательствах. Во- вторых, включение названного принципа в Договор способствовало выполнению стоящей перед ЕЭС задачи социального характера — улучшению условий жизни и работы граждан, проживающих на его территории.

Необходимо особо подчеркнуть, что ст.119 Римского Договора и Директива о равной оплате регулируют исключительно вопросы труда. Их действие не распространяется на иные аспекты принципа равенства труда по признаку пола, а именно: равные условия труда, равные возможности в продвижении по службе, профессиональной подготовке и т.д. Эти вопросы нашли свое отражение в Директиве о принципе равенства 1976г., которая провозгласила принцип ликвидации всех видов дискриминации по признаку пола в отношении: а) продвижения по службе, профессиональной подготовки и переподготовки; б) равных условий труда (включая положения, гарантирующие порядок увольнения); в) приема на работу.

Провозгласив принцип равноправия по перечисленным основаниям, Директива тем не менее предусмотрела ряд исключений из него. На наш взгляд, заслуживает внимания исключение, касающееся возможности нераспространения принципа равноправия на законодательные меры так называемого защитного характера, направленные на специальную охрану материнства и беременных женщин (ч.3 ст.2).

Из самой формулировки этого исключения следует, что оно может иметь место только в отношении определенного круга лиц, а именно: беременных женщин, женщин в послеродовой период, женщин, кормящих грудью, и женщин с малолетними детьми. Иными словами, предпринимаемые в ограничение принципа равенства полов меры соответствуют требованиям Директивы только тогда, когда направлены исключительно на дополнительную защиту женщин, ожидающих или родивших ребенка (или усыновивших малолетнего ребенка).

Поэтому наличие в трудовых контрактах определенных видов льгот для женщин, предоставленных по иным, чем предусмотрено Директивой, основаниям, будет прямым нарушением ее положений, ибо льготы по этим иным основаниям могут быть предоставлены не только женщинам, но и мужчинам. В целях контроля за состоянием законодательных норм по защите материнства и беременных женщин государства — члены ЕС должны в соответствии с требованиями Директивы проводить каждые 4 года со дня ее вступления в силу их оценку и пересмотр, о чем обязуются докладывать Комиссии ЕС.

Таким образом, принятие Советом ЕС директив, связанных с равными возможностями мужчин и женщин, свидетельствует о том, что право ЕС в рассматриваемой области постоянно совершенствуется и развивается.

Защита прав женщин в Европейском Союзе Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. Учебник. М., 2012. с. 189-200. осуществляется в различных формах: через законодательное регулирование, деятельность Суда ЕС, создание программ действий, адресованных государствам-членам, деятельность различных фондов и органов ЕС.

На наш взгляд, эффективность обеспечения прав женщин в ЕС объясняется не только четко продуманной политикой Союза, но и его надгосударственным характером, что в большей степени, чем в других региональных организациях и ООН, обязывает государства выполнять взятые на себя обязательства.

Особенностями системы обеспечения прав женщин в ЕС являются упор на развитие стратегической политики в области равноправия мужчин и женщин и принятие законодательных актов, а не судебная защита попранных прав.

Особое значение имело бы присоединение ЕС к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Таким образом, Европейский Союз в своей деятельности стремится к интернационализации усилий государств в гуманитарно-правовом сотрудничестве путем формирования своеобразного европейского правового режима прав человека, а именно:

  • основные права выступают как форма защиты граждан стран Союза от нарушений их прав и свобод;
  • механизм защиты прав и свобод целенаправленно развивается, расширяется система защиты прав человека путем создания новых структур.

2.2 Защита прав женщин в рамках Совета Европы

Одной из основных задач Совета Европы (далее СЕ)1 является ежедневная работа по защите прав человека, которая осуществляется по четырем направлениям:

  • укрепление европейской солидарности, с гарантией при этом уважения личности, ее свобод, социальных, экономических и культурных прав, путем создания эффективных систем контроля и защиты;
  • выявление новых угроз нарушения прав человека и унижения человеческого достоинства;
  • привлечение внимания общественности к значимости прав человека;
  • поощрение изучения прав человека в школах, высших учебных заведениях и средних профессиональных группах (юристы, служащие полиции, персонал исправительных заведений и т.д.).

Для успешного решения данной задачи государства — члены СЕ приняли три конвенции, закрепляющие гражданские, политические и социальные права.

  • Конвенция о защите прав и основных свобод 1950 г. и 10 протоколов.
  • Европейская социальная хартия от 18.10.61 и Дополнительный протокол 1988 г.
  • Европейская Конвенция по предотвращению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство наказания или обращения 1987 г.

(вступила в силу с февраля 1989 г.).

— Как видим, Совет Европы не принял ни одного договора, непосредственно относящегося к правам женщин. Признание государствами — членами СЕ принципа равенства между мужчинами и женщинами закреплено в ст.14 Европейской конвенции и Европейской социальной хартии: «Реализация прав и свобод, провозглашенных в данной конвенции, будет обеспечена без дискриминации на каких бы то ни было основаниях, таких как пол…».

Европейская конвенция распространяет свое действие лишь на часть прав человека и основных свобод Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS N 5) от 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. Ст. 163., провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Она уже в своем содержании фиксирует принцип недискриминации по половому признаку, но не выделяет каких-либо отдельных прав женщин. В то же время закрепляемые в ней права государства-участники могут реально гарантировать лицам, находящимся под их юрисдикцией. Таким образом, Конвенции сразу же придавался характер действующего права, а не политического обещания или заявления о намерениях.

Механизм, предусмотренный Европейской конвенцией, является наиболее развитым и применимым к большинству европейских государств, подписавших конвенцию. Поэтому он рассматривается более детально.

Практика обращения женщин в Европейский Суд по правам человека^ не столь велика. Однако есть смысл остановиться на некоторых делах, позволяющих утверждать, что защита прав женщин в Совете Европы обеспечивается Европейской конвенцией.

Самый примечательный случай применения доктрины, защищающей неприкосновенность личной жизни, связан с правом женщины сделать аборт. Хотя Европейская комиссия по правам человека указала, что регулирование вопроса об абортах может представлять собой вмешательство в личную жизнь, Суд пока не принимал решений по делам, касающимся права на аборт.

Однако Суд указал, что ст.8 защищает “физическую и моральную неприкосновенность” человека. В деле OpenDoorandDublinWellWomanv. Ireland 5 Суд постановил, что издание ирландскими судами запрета на распространение информации об услугах по производству абортов, доступных в Соединенном Королевстве, является посягательством на право на свободное выражение мнений согласно ст.10. Однако в том же деле Суд избежал указания на то, “гарантируется ли по Конвенции право на аборты и распространяется ли на плод право на жизнь, содержащееся в ст.2». Аналогичным образом он отказался ответить на вопрос, распространяется ли упомянутая в ст.10 защита прав “других лиц” на нерожденных детей. Однако он постановил, что, согласно этому положению, запрещение абортов в Ирландии преследовало законную цель — защитить нравственность, одним из аспектов которой в Ирландии является «защита права нерожденного ребенка на жизнь». Этот вывод был основан на “глубоких моральных ценностях, касающихся характера жизни, которые отражены во взглядах большинства ирландского народа” .

Европейский суд рассмотрел также ограничения, устанавливаемые статьями 8 и 12 при регулировании брачных отношений. По делу Aireyv. Irelandзаявительницей была жена алкоголика, склонного к насилию. Ирландское право позволяло обратиться в высокий Суд за разрешением на законное разъединение, но заявительница не смогла оплатить расходы, связанные с таким иском. Суд постановил, что имеет место нарушение п.1 ст.6, поскольку заявительнице реально было отказано в возможности обратиться в Суд для реализации своих гражданских прав. Суд постановил также, что согласно ст.8 для защиты семейной или личной жизни иногда требуется “освобождение от обязанности жить вместе” и что средства для такого освобождения должны предоставляться тем, кто в них нуждается.

Выражая несогласие, судья Вильямссон заявил: «Вывод, что обязанность уважать личную и семейную жизнь госпожи Эйри включает в себя обязанность помочь ей обратиться в суд с целью расторжения брака; представляет собой искусственное толкование ст.8». Сравним дело Boddiev. Connecticut, по которому Верховный суд США постановил, что взимание пошлины в размере 60 долларов за возбуждение дела о разводе равносильно лишению свободы без законного судебного разбирательства в нарушение четырнадцатой поправки. Суд отметил, что при разводе доступ к суду является «непременным предварительным условием для урегулирования основополагающих человеческих взаимоотношений. Требование о том, чтобы заявитель прибегал к судебной процедуре, полностью исходит от государства».

В деле Абдулазиз, Кабалес и Балкандамс против Великобритании 94 Европейский Суд по правам человека (Серия А) (1985) продемонстрировал классический случай дискриминации в контексте иммиграции. Британское законодательство требует, чтобы женщины (но не мужчины), на законных основаниях живущие в Великобритании, выполнили определенные требования, прежде чем к ним смогут присоединиться их живущие за границей супруги.

Суд постановил, что это нарушает право на частную жизнь, а также является дискриминационным действием. Дискриминация допустима только при наличии «веских» причин Tarnopolsky W. S. Discrimination and Law. Toronto, 2016. с. 26-38., которые в данном случае отсутствовали.

Кроме гражданских дел по вопросам обеспечения прав женщин, Суд обращался и к уголовным делам.

Проанализируем дело X. And Y. V. The Netherlands. Умственно неполноценная девочка, проживавшая в частном доме для умственно неполноценных детей, была изнасилована зятем женщины-директора через день после достижения 16-летнего возраста. Этот инцидент имел для нее тяжелые последствия, поскольку привел к серьезному расстройству психики. Отец девочки подал жалобу в полицейский участок с требованием возбудить уголовное дело. Однако прокурор вынес решение не возбуждать уголовного дела, ибо пострадавшая была неспособна высказывать свои желания по вопросу о возбуждении дела. Отец девочки обжаловал решение прокурора в Арнхемский апелляционный суд. 12 июля 1979 г. последний отклонил апелляцию. Фактически он посчитал сомнительной возможность доказать обвинение в изнасиловании (ст.242 Уголовного кодекса).

Что касается ст.248 (объявляющей преступлением понуждение несовершеннолетнего к непристойным актам с помощью подарков, обещаний, обмана или путем злоупотребления господствующим положением), то она применялась бы в данном случае только по требованию самой жертвы. Согласно ст.64 УК законный представитель мог подать жалобу, только если потерпевший не достиг 16 лет или находился под законной опекой. Однако опека могла быть установлена только над лицами, достигшими 21 года. По мнению Апелляционного суда, жалоба отца не могла считаться заменой жалобы, которую девушка, будучи старше 16 лет, должна была подать сама, хотя полиция считала ее неспособной это сделать.

Во время заседаний Суд пришел к выводу, что защиты, обеспечиваемой гражданским правом при подобных неправомерных действиях, недостаточно. В данном случае на карту поставлены основополагающие ценности и важнейшие аспекты личной жизни. В этой сфере крайне необходимо эффективное сдерживание, а его можно добиться только через уголовно-правовые нормы, которые, как правило, регулируют данный вопрос. Более того, как указала комиссия, фактически в данной области Нидерланды обычно избирают систему защиты, основанную на уголовном праве. Единственный пробел, насколько стало известно комиссии и суду, касается лиц, находящихся в положении, подобном положению девушки; в таких случаях эта система наталкивается на процедурные препятствия, которые, очевидно, не предвидел законодательный орган Нидерландов.

Суд единогласно постановил, что имело место нарушение ст.8 Конвенции. Также суд напомнил, что цель данной статьи — прежде всего защитить человека от произвольного вмешательства государственных органов. Она не просто обязывает государство воздерживаться от такого вмешательства, она резюмирует, что реальное уважение частной или семейной жизни может включать и позитивные обязательства, предусматривающие принятие мер, призванных обеспечить уважение личной жизни даже в отношениях между самими людьми.

Таким образом, разработанный Европейской конвенцией механизм, являясь высшей судебной инстанцией для граждан и государств — членов Совета Европы, не просто дает возможность женщинам защитить свои права, но и обязывает государства изменять свое национальное законодательство согласно положениям Конвенции.

Однако нам кажется, что большой вклад в разрешение проблемы жестокого обращения с женщинами, принудительного труда и торговли женщинами могут внести именно Европейская Комиссия и Европейский Суд по правам человека Пикте Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права. М.: Изд. МККК, ред. 2015. с. 212-225.. Но для этого необходимы огромная просветительская работа по ознакомлению с самой Конвенцией, с законодательством конкретных государств, а также консультации по процедуре подачи жалоб. Именно этой работой и занимаются в последнее время женские НПО. Так, Польский Хельсинкский фонд по правам человека и Болгарские юристы за права человека активно консультируют граждан по процедуре подачи жалоб. Кроме того, с 1990 г. Польский фонд проводит ежегодную “летнюю школу по правам человека” для активистов НПО из центральной и восточной Европы, значительная часть программы посвящена вопросам, связанным с Европейской конвенцией по правам человека.

Примечательно, что по делам, выносимым на рассмотрение Европейского Суда по правам человека, НПО иногда разрешается представлять информацию, помогающую анализу вопросов, поднимаемых в том или ином деле. Такие НПО как Международная амнистия, «Статья 19», Интерайте, Льюмаг Райту Вотч, Организация трудящихся и другие успешно принимают участие в судебных процессах в качестве третьей стороны

Представляется, что своеобразие контрольных органов Совета Европы делает их реально действующими структурами в деле защиты прав человека. Неизменно проявляя максимальную сдержанность и тактичность в отношениях с государствами-ответчиками, они стремятся к тому, чтобы не оттолкнуть их резкими суждениями, неожиданными и непродуманными решениями или переходом от одной крайности к другой. Более того, они неизменно привлекают государства на свою сторону вне зависимости от исхода дела, стараясь, утвердить в правосознании европейских стран общие представления о том, что от соблюдения международно-правовых предписаний и реализации прав человека и основных свобод выигрывают даже проигравшие.

Если Европейская конвенция гарантирует перечень традиционных гражданских и политических прав, то Европейская социальная хартия содержит перечень экономических, социальных и культурных прав. Исходя из принципа недискриминации по признаку пола, мужчины и женщины имеют равные права в трудовой сфере, такие как: право на труд (ст.1), на справедливые условия труда (ст.2), на справедливое вознаграждение, которое включает равную оплату трудящимся мужчинам и женщинам за труд равной ценности (ст.4), и другие социальные права. И только статья 8 непосредственно затрагивает права работающих женщин-матерей. Согласно данной статье государства «обязуются предоставить оплачиваемый отпуск, достаточное пособие для женщин, которые берут отпуск до и после родов сроком не менее 12 недель». Предприниматель не имеет права увольнять женщину в период ее отсутствия в связи с отпуском по беременности и, кроме того, предусматриваются особые условия труда для кормящих матерей. Однако контрольный механизм, учрежденный договаривающимися сторонами для обеспечения хартии, не гарантирует исполнения даже этих отдельных положений. Согласно созданному механизму правительства государств — участников Хартии представляют отчеты о ее выполнении.