Методы ценообразования и их использование в практике маркетинга

Ценообразование — важнейший элемент маркетинга. Установленная цена на товар или услугу отражает, насколько правильно была разработана и реализована программа маркетинга.

В комплексе маркетинга ценообразование представляет весьма сложный процесс, подверженный влиянию многих факторов.

Решения, принимаемые руководством фирмы в области ценообразования, относятся к наиболее сложным и ответственным, поскольку они способны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности, но и привести предприятие к банкротству.

Ценообразование особенно актуально в нынешних российских условиях, когда вследствие снижения покупательской способности и увеличивающейся конкуренции на рынке для успешной деятельности предприятия наибольшее значение необходимо уделять маркетингу, а в частности правильному выбору метода ценообразования.

Вместе с тем, ценовая политика многих фирм, особенно в России, нередко оказывается недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие ошибки: ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки; цены слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации; цена используется без связи с другими элементами маркетинга; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка. Поэтому очень важным представляется использование разработанных маркетинговых подходов и ответ на вопрос: «какие методы ценообразования целесообразно применять в зависимости от рыночных условий и целей, стоящих перед фирмой?».

Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Для государств с невысоким уровнем жизни, для бедных слоев населения, а также применительно к товарам массового спроса это характерно. Но за последнее время получили широкое развитие иные, неценовые факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия. Поэтому данная тема в настоящее время является актуальной.

В данной курсовой работе рассматривается структура ценообразования, дается характеристика основных методов, а также различных стратегий ценообразования.

Целью данной курсовой работы является изучение основных методов ценообразования, в том числе на различных рынках.

Задачей данной работы является проведение исследования различных методов установления цены и выявление их различий.

Глава 1. Процесс ценообразования.

1.1.Цена и классификация цен.

26 стр., 12702 слов

Установление цен на товары: задачи и политика ценообразования

... – низких ценах. В данной курсовой рассмотрим основные вопросы ценообразования, с которыми сталкиваются менеджеры компаний. 1. Как оценивается эффективность стратегии ценообразования? 2. Как устанавливаются цены на этапе выхода на рынок нового товара? 3. ...

Цена является основным регулятором экономической системы, поскольку она влияет на распределение факторов производства. Цена на товары и услуги — главный показатель рыночного спроса; воздействуя на конкурентное положение предприятия и его долю рынка, цена оказывает решающее влияние на доход и прибыль предприятия.

Термин «стоимость» впервые начал использоваться в переводах сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса, и лишь в 30-е гг. XX в. он стал приобретать нормативный характер. Эта норма стала обязательной для советских экономистов, в соответствии с ней были также отредактированы новые переводы А. Смита, Д. Рикардо и Дж. С. Милля. С помощью термина «стоимость» была осуществлена привязка данной категории к догматическому положению о том, что стоимость означает овеществленный в товаре труд, и ничего больше. Сторона полезности при этом полностью исключается из рассмотрения, и всей теории придается ярко выраженный затратный характер». На протяжении веков теория ценности разрабатывалась в рамках общего, не дифференцированного знания. Философы, богословы, финансисты и правоведы стремились найти некую эмпирически ненаблюдаемую сущность, субстанцию, первооснову реальных цен. Эту первооснову называли «справедливой ценой» (justum pretium – лат.), «внутренней» (intrinsic — англ.) или «естественной» (naturale — лат.) ценностью вещей. В русле этих поисков лежит и гипотеза о «застывшем» или «овеществленном в товаре труде» как субстанции.

В процессе исследования цены как категории появилось немало замечательных идей, оказавших влияние на становление и развитие экономической науки, однако объяснить реальное явление цены посредством ее «отклонения» от некой метафизической субстанции не удалось. При этом цены некоторых факторов производства (капитала, земли) и услуг были объявлены иррациональными. Все это обусловило кризис теории ценности.

Отказавшись от поиска субстанции цены, ученые от теории ценности перешли к теории цены. Последняя исходит из предпосылки, что рыночные цены — результат взаимодействия спроса и предложения. По словам С.

Франка, «На самые цены… кроме спроса и предложения и наряду с ними не действуют никакие факторы: все возможные факторы образования цен действуют через посредство спроса и предложения, и действия их учитываются в действии последних».

Стоимостной подход к определению цены был сформулирован в работах А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса и др. К. Маркс в своем труде «Капитал» дал следующее определение цены: «Цена — денежное выражение стоимости». По мнению К. Маркса, его учение о двойственном характере труда позволяет объяснить многие экономические явления. Однако отечественная наука советского периода, признавая это положение, тем не менее исключила цену, НТП, конкурентоспособность товара, моральный износ из числа явлений, имеющих двойственную природу.

Однофакторная модель цены К. Маркса привела к отрицательному результату, названному «затратным синдромом». Категория стоимости в определении К. Маркса оказалась малосодержательной и чрезмерно простой и в то же время несущей в себе массу неопределенности и практической неприменимости в качестве основы цены реального товара, на что неоднократно указывалось в работах основоположников трудовой теории стоимости.

2 стр., 780 слов

Теории земельной ренты: эволюция и современность » БелДиплом ...

... абсолютная рента выступает формой прибавочной стоимости. Целью этой работы является изучение земельной ренты как экономической категории. В связи с этими задачи, преследуемые курсовой работой следующие: Во-первых: проследить процесс образования земельной ренты; во ...

В модели К. Маркса налицо противоречие: с одной стороны, товар — это выражение труда, с другой — полезная вещь, ценность. Однако на рынке покупатель платит одну цену, а не две — одну по затратам труда, другую по его результатам. Рыночная цена как бы объединяет эти два фактора, несмотря на их противоречивость.

В настоящее время получила распространение гипотеза о неантагонистическом характере теории стоимости и теории ценности. Обе эти теории не исключают, а дополняют друг друга, что позволяет решить проблему, стоящую перед экономической наукой на протяжении всей ее истории, а именно определить, что лежит в основе цены — стоимость (затраты труда) или потребительная стоимость (его результаты).

Для обоснования этого подхода необходимо из совокупности теоретических положений различных концепций выделить только те, которые имеют научное основание.

Общепризнанное определение такой сложной экономической категории, как цена, отсутствует и по настоящее время. К числу наиболее часто используемых определений цены можно отнести следующие:

цена — издержки производителя + искусство менеджера:

цена — количество денег, уплачиваемых за данный товар.

Возможно, что наиболее полное определение цены, приведено в работе Е. И. Пунина: «Цена конкретного товара — денежное выражение системы ценообразующих факторов, действующих в данное время».

Экономическая сущность цены позволяет выделить следующие ее функции:

  • информационная — предоставление информации об уровне цен для принятия хозяйственных решений;
  • стимулирующая — ориентация предприятий на применение наиболее экономичных методов производства и рациональное использование ресурсов;
  • распределительная — распределение доходов посредством цен;
  • балансирующая — установление рыночного равновесия между спросом и предложением посредством цен.
  • учётная — отражение общественно необходимых затрат труда на выпуск и реализацию продукции.

Действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике под влиянием множества факторов. Эта система состоит из отдельных взаимозависимых взаимодействующих блоков цен, таких как оптовые цены, тарифы транспорта и связи и др.

Блоки цен, в свою очередь, состоят из более мелких блоков или подблоков. Так, блок оптовых цен делится на два подблока — оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности. Блок тарифов транспорта и связи состоит из нескольких подблоков: тарифы железнодорожного транспорта, тарифы морского транспорта, тарифы автотранспорта и т.д. Все блоки взаимосвязаны между собой.

Взаимосвязь и взаимозависимость цен, входящих в единую систему, определяется двумя важнейшими условиями: во-первых, все цены формируются на единой методологической основе — на законах стоимости, предложения и спроса; во-вторых, все предприятия, производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны.

4 стр., 1641 слов

Экономика предприятий нефтяной и газовой промышленности

... наоборот, - убытки из-за падения цены на нефть. Стадия жизненного цикла разработки месторождения. Известна закономерность (кривая Хаббарда) разработки нефтяных месторождений, согласно которой в первые ... нефте- и газодобычи. Доходы рентного характера подразделяются на два класса – ренту и квазиренту. Рента – это независящий от экономической деятельности хозяйствующих субъектов доход от собственности ...

Взаимосвязь и взаимозависимость цен в единой системе не исключает самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков.

Необходимо отметить тесную связь между системой цен и экономической средой, включающей в себя товарное производство, различные формы собственности, конкуренцию и т.д., т.е. составные части рыночной экономики.

По ряду экономических признаков все цены разделяются на виды и подвиды.

В зависимости от обслуживаемых ими отраслей и сфер экономики цены классифицируются следующим образом:

  • оптовые цены;
  • закупочные цены;
  • цены на строительно-монтажные работы и услуги;
  • тарифы грузового и пассажирского транспорта;
  • розничные цены;
  • тарифы на оказываемые населению платные услуги;
  • цены, обслуживающие внешнеторговый оборот;
  • надбавки, скидки, наценки в сфере обращения.

Оптовые цены — цены, по которым реализуется и соответственно закупается продукция предприятий, фирм и организаций. Как уже было сказано, оптовые цены подразделяются на два подвида: оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности.

Оптовые цены предприятия — цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям — другим предприятиям и организациям, а также сбытовым и оптовым органам. Реализуя свою продукцию, предприятия должны возместить издержки производства и реализации и получить нормальную прибыль.

На основе оптовых цен предприятия производятся анализ и расчеты стоимостных показателей работы. Таким образом, оптовая цена предприятия обращена к производству, тесно связана с ним.

Разновидностью оптовой цены предприятия является трансфертная цена. Она применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одного и того же предприятия и может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и применительно к услугам, в том числе к управленческим платежам и процентам за кредит. За последние годы трансфертные цены получили большое распространение, поскольку внутрифирменная торговля становится важным элементом международной торговли. Трансфертные цены могут существенно влиять на конкурентоспособность предприятия на рынке. Так, путем занижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить конкурентоспособность данного предприятия. Пониженные цены иногда применяются для уменьшения таможенных пошлин, однако это противоречит антимонопольному законодательству.

Оптовые (отпускные) цены промышленности — цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию сбытовым (оптовым) организациям. Эти цены применяются во многих отраслях экономики. Если оптовые цены предприятия более тяготеют к производству, то оптовые (отпускные) цены промышленности теснее связаны с оптовой торговлей. Разновидностью оптовой (отпускной) цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок).

Она формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок, с нее в зависимости от качества товаров, расстояния от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.