Семья мусульманского права

На выбор данной темы повлияло то, что я являюсь мусульманкой, а как говорят: « Стыдно не знать своих законов, обычаев, традиций и культуры своего народа». Вот я и решила более тщательно изучить тему семьи мусульманского права, и так как оно интересно тем, что отличается от нашей современной российской правовой системы во многом.

Современные социальные и духовные процессы в странах Азии и Африки, а также неустанно ведущийся в них напряжённый поиск путей развития и самоопределения, который часто переходит в открытую борьбу, наглядно подтверждает тот факт, что на историческую арену сегодня выходят не только и не столько классы, нации или партии, но целые культуры и цивилизации. И совершенно естественно, что процессы возрождения теперь облекаются в общественном сознании народов этих государств не только в социально-политические, но и в цивилизационно-культурные формы.

Известно, что именно религия является главной несущей частью духовного производства, это в большей мере касается стран незападных цивилизаций. При этом религия выполняет важнейшие функции по соединению сознательного с бессознательным, массового с элитарным, мифологического с идеологическим. Что же касается мусульманских стран, то тут религия является еще и основой правовой системы. Актуальность данной темы неоспорима в разрезе новейшей истории, когда мусульманские страны приобретают все большее значение. Активизируются процессы мусульманизации, разрыв между европейской и мусульманской цивилизациями становится все более очевиден, не смотря на глобализацию. В таких нестабильных социальных и политических условиях понимание особенностей мусульманских стран, тенденций их развития очень важно в плане социального самоопределения.

Специфика исследования обусловлена тем, что право стран мусульманской семьи невозможно изучить в отрыве от религиозных норм, так как они являются основными источниками права.

Исследуемая тема не является новой, так же она затронута во многих исследованиях, посвященных мусульманскому праву, однако, большинство таких исследований опубликовано на арабском языке и русских аналогов к сожалению пока не существует. При работе над исследованием, автор опирался главным образом на следующие работы: Л. Р. Сюкияйнен, чья монография посвящена общей теории мусульманского права, его основным понятиям и институтам. Особое внимание уделено происхождению и природе, источникам, структуре и механизму действия мусульманского права, его соотношению с религиозной системой ислама. Прослеживается историческая эволюция мусульманского права и его место в современных правовых системах стран Востока. А.Х. Саидов, в книге которого дается понятие сравнительного правоведения как метода, науки и учебной дисциплины, рассматриваются история развития и предмет сравнительного правоведения, описывается современная юридическая география мира, дается характеристика основных правовых семей, в том числен семьи мусульманского права.

7 стр., 3072 слов

Особенности развития государства и права стран Древнего Востока

... государст?ва на территории Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии. Особенности развития государства и права, а также основные кодификационные документы того времени я рассмотрю в своей работе. Особенности государственного и общественного государств. ... функционирование которого требовало проведения совместных работ по ре?гулированию режима великих рек: отдельная семья, небольшая община не могли ...

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения в исламских странах, урегулированные нормами мусульманского права. Предметом исследования выступают источники мусульманского права, в том числе закрепленные в них религиозные догмы.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является комплексное изучение семьи мусульманского права, ее особенностей и характерных черт, отличающих ее от остальных правовых семей мира. Исходя из указанной цели, автор ставит перед собой следующие задачи:

Рассмотреть понятие семьи мусульманского права, а также ее соотношение с религиозной системой.

Проанализировать источниковую базу семьи мусульманского права.

Рассмотреть тенденции развития мусульманского права на современном этапе, а также, на примере некоторых стран, проанализировать специфику применения рассматриваемых правовых норм.

Глава 1. Природа мусульманского права

1.1. Соотношение мусульманского права с религиозной системой

Мусульманское право – заметная часть мировой правовой культуры, одна из самостоятельных правовых систем современности.

Мусульманское право как система норм, выражающих в религиозной форме в основном волю религиозной знати и в той или иной степени санкционируемых и поддерживаемых теократическим исламским государством, в своей основе сложилось в эпоху раннего средневековья в VII–X вв. в Арабском халифате и основано на религии – исламе.

Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Ал -лаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего Пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий жизни. Правда, согласно теории мусульманского права, божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, на что и ушли века кропотливой работы мусульманских юристов-факихов. Однако их усилия были направлены не на создание нового права, а лишь на то, чтобы приспособить данное Аллахом право к практическому использованию. Исследователи мусульманского права обычно обращают внимание на две его характерные и взаимообусловленные особенности — религиозное происхождение («божественную природу») и тесную (по мнению некоторых — неразрывную) связь юридических предписаний с мусульманской догматикой (богословием), нравственными нормами, правилами культа, религиозными нормами ислама в целом[1] .Известные современные ученые, например, Мухаммад Иусуф Муса и Субхи Махмасани отмечают, что мусульманское право религиозно по своему происхождению и правоверные относятся к нему как к божественному. Исходя из универсального характера ислама и его нормативных предписаний, делается вывод о том, что ислам — это одновременно «вера и государство», а мусульманское право (фикх) выступает не только собственным правом, но и религией. Сходную точку зрения высказывают и авторитетные западные исследователи мусульманского права. Taк, Й. Шахт отмечает, что для мусульманского права характерен дуализм религии и государства. По мнению Р. Шарля, мусульманское право — это прежде всего религия, затем — государство и культура. Ислам, подчеркивает Р. Давид, — это религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а религиозную «божественную» природу.

8 стр., 3852 слов

Право, власть и религия в древности

... Социальное неравенство подкреплялось религиозно-нравственным: только три первые касты были приобщены к религии и имели право читать священные книги ... древних индусов — Веды. Шудры были неполноправны и в религиозной, ... находилось в распоряжении главы семьи, которому принадлежало право организовывать хозяйственную деятельность в своем маленьком «государстве», ...

Советские исследователи и ученые-юристы социалистических стран также подчеркивают, что мусульманское право — право мусульманской религии, являющееся ее неотъемлемой частью.

Обращается внимание на то, что ислам не знает четкого разграничения светских и духовных функций и способствует сохранению неразделенности духовной и светской власти, религии и государства.

Они обращают внимание на то, что ислам не знает четкого разграничения светских и духовных функций и способствует сохранению неразделенности духовной и светской власти, религии и государства.

На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе «веры и государства», религии и права многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и правила культа, а юридические нормы как таковые, если и имеются, то, по существу, совпадают с указанными правилами, не играют самостоятельной роли, либо занимают второстепенное место. Например, Абд ал-Азиз Амир полагает, что мусульманское право в глазах правоверных является частью религиозной догматики. Субхи ас-Салих утверждает, что божественное откровение не является чем-то чуждым праву, которое не может быть понято без учета этого фактора. Причем откровение в исламе явно превалирует над правом Мухаммад Фарук ан-Набхан, отмечая тесную связь в мусульманском праве юридических правил поведения с нормами морали, а также с общими целями и интересами ислама как религии, заключает, что в общем комплексе нормативных предписаний шариата религиозные и «гражданские» нормы не различаются, поскольку на государство. Абд ал-Азиз Амир, обращая внимание на тесную связь мусульманского права с религиозной нравственностью, отмечает, что многие нормы мусульманской морали снабжены правовой санкцией и поэтому мусульманское право является самым «нравственным» правом[2].

Аналогичные в целом позиции по рассматриваемому вопросу занимают и буржуазные ученые. Так, Р. Давид исходит из того, что мусульманское право не играет самостоятельной роли, поскольку в нем в принципе не различаются обязательства человека по отношению к Богу и по отношению к другим людям. С такой оценкой соглашается и А. Массэ, отмечающий, что в мусульманском праве вопросы ритуала сочетаются с правовыми нормами. По мнению И. Шахта, в исламе религиозные и моральные правила поведения обнимают все поступки человека, не оставляя места для чисто юридических норм. Обоснованно напоминая, что собственно правовые нормы в исламе рассматриваются вместе с правилами религиозного культа как две дополняющие друг друга части фикха, Н. Торнау замечает: «Сколько бы ratio legis не была совершенна в гражданских постановлениях мусульман, она существует и выражается одним словом: в подчинении оных законам о вере». Р. Шарль полагает, что не существует четкой грани между юридическими и религиозными предписаниями, в связи с чем для мусульманских теологов-правоведов молитва может оказаться «недействительной», как и торговая сделка[3].

20 стр., 9791 слов

Мусульманская система права

... роль в формировании мусульманской правовой системы была настолько значительна, что некоторые исследователи начали определять мусульманское право как право адвокатов. В этот период зарождаются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкования ...

Ученые отмечают, что мусульманское право не является самостоятельной отраслью науки[4].

Оно лишь одна из сторон религии ислама. Эта религия содержит, во-первых, теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; во-вторых, шар, то есть предписание верующим, что они должны делать и чего не должны. Шар, или шариат, означает в переводе «путь следования» и составляет то, что называют мусульманским правом. Это право указывает мусульманину, как он должен в соответствии с религией вести себя, не различая, однако, в принципе его обязательств по отношению к себе подобным (гражданские обязательства, подаяния бедным) и по отношению к Богу (молитва, пост и т. д.).

Таким образом, шариат основан на идее обязательств, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Санкцией за невыполнение обязанностей, возлагаемых на верующего, является грех того, кто их нарушает; поэтому мусульманское право уделяет не особенно много внимания санкциям, устанавливаемым самими нормами. Той же причиной объясняется применение мусульманского права только в отношениях между мусульманами; религиозный принцип, на котором это право основывается, отпадает, когда одна из сторон не является мусульманином.

В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство имеет значение лишь как служитель установленной религии. Вместо того чтобы просто провозгласить моральные принципы или догмы, с которыми общество должно согласовывать свои правовые системы, мусульманские юристы и теологи разработали, исходя из божественных откровений, целую систему очень детализированного права, права идеального общества, которое установится в один прекрасный день во всем мире и будет полностью подчинено религии ислама. Тесно связанное с религией и с цивилизацией ислама, мусульманское право может быть по-настоящему понято только тем, кто имеет хотя бы минимальное общее представление об этой религии и об этой цивилизации. С другой стороны, ни один исламист не может игнорировать мусульманское право.

Ислам по своей сущности, как и иудаизм, — это религия закона. Мусульманское право, по выражению Бергштрассера, — это «квинтэссенция настоящего мусульманского духа, наиболее ясное выражение мусульманской идеологии, главное звено ислама» 5 .

Подход к мусульманскому праву только как к религиозному явлению не учитывает того обстоятельства, что, несмотря на прочную связь юридических норм ислама с религиозными и нравственными, их переплетение, а иногда и слияние, между данными категориями норм в целом имеются и существенные отличия. Причем обособление правовых правил поведения в целом от иных мусульманских социальных регуляторов, для которого характерны те же основные особенности, что и для любой социально-нормативной системы, имело в исламе и свои весьма существенные особенности. Вера и государство, религия и право — две достаточно отличные друг от друга нормативные системы, границы между которыми сложились в исламе не сразу. Показательно, что процесс обособления правовых норм в исламе получил отражение в истории становления правоведения и теологии как относительно самостоятельных направлений мусульманской идеологии[6].

9 стр., 4149 слов

Норма права: понятие, структура. Эффективность применения норм права

... структуры юридической нормы могут выступать основой для классификации норм права. "Норма права является образцом (моделью) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Структура нормы права Гипотеза Диспозиция Санкция Гипотеза - это элемент нормы права, указывающий на условия ее ...