Курсовая работа трудовой стаж его виды и юридическое значение

В условиях проводимой экономической реформы и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы, Правительством РФ 7 августа 1995 г. 1 , была одобрена концепция реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Постепенная реализация концепции привела к радикальным изменениям значения трудового стажа как юридического факта в социальном обеспечении, связывая с ним наступление определённых правовых последствий.

Многообразие и значимость норм, регулирующих трудовой стаж, даёт все основания говорить о самостоятельном правовом институте отрасли.

Пенсионное обеспечение — одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества. Пенсионное обеспечение и страхование непосредственно затрагивают интересы нетрудоспособного населения страны. А после реформирования пенсионной системы проблемы пенсионного обеспечения коснулись каждого застрахованного лица.

С мая 2002 г. пенсии назначаются по данным персонифицированного учета. Поэтому от достоверности информации, своевременного представления сведений в Управление Пенсионного фонда РФ, от уплаты работодателем страховых взносов зависит, какую пенсию будут получать люди.

У пенсионеров, которые прекратили трудовую деятельность до 1 января 2002 г., расчетный пенсионный капитал состоит только из одной части — из пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г. У граждан, начавших трудовую деятельность после указанной даты — из страховых взносов, уплаченных после 1 января 2002 г. У всех прочих граждан, имеющих трудовой стаж как до, так и после 1 января 2002 г., пенсионный капитал будет состоять из двух частей — пенсионных прав и страховых взносов 2 .

Сведения о сумме страховых взносов содержатся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Что же касается пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г., то они подлежат оценке.

Оценка пенсионных прав, приобретенных гражданами за период до 1 января 2002 г., на основании ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 3 осуществляется путем конвертации.

Рассчитанная сумма начального пенсионного капитала в рублях будет внесена в индивидуальный лицевой счет каждого застрахованного лица. В последующем величина пенсионного капитала подлежит индексации.

Проиндексированный начальный пенсионный капитал в сумме со страховыми взносами, которые будут отчисляться работодателями за каждого работника, и составит к достижению пенсионного возраста накопленный пенсионный капитал для определения страховой части трудовой пенсии.

11 стр., 5487 слов

Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации

... года, Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 года (с последующими изменениями и дополнениями). Структура дипломной работы. Данная работа ... дипломной работы являются логико-юридический, сравнительно-правовой, исторический методы. При выполнении работы ... страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Сборник ... прав российских граждан на пенсионное ...

Глава 1. Понятие трудового стажа и его законодательное регулирование

1.1. Понятие трудового стажа

Трудовой стаж (франц. stage, от позднелат. stagium — временное пребывание), время (продолжительность) трудовой и иной общественно полезной деятельности работника.

Трудовой стаж — продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, исчисляемая в установленном порядке и порождающая определенные правовые последствия: право на пенсию, на пособие, льготы и т.д.

Трудовой стаж — это продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, исчисляемая в установленном порядке и порождающая определенные правовые последствия (назначение пенсий, пособий, установление льгот).

Трудовая деятельность — это время, в течение которого работник выполнял определенную трудовую функцию у конкретного работодателя на основании заключенного между ними трудового договора, или договора подряда, или договора поручения, но при одном условии: в период работы определенного лица в качестве подрядчика или исполнителя организация-работодатель уплачивает за него страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.4

Иная общественно полезная деятельность — это прохождение военной службы, время участия в оплачиваемых общественных работах, периоды ухода одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Однако данные выше понятия больше свойственны для трудового права.

В праве же социального обеспечения можно дать такое общее понятие трудового стажа – это юридический факт (время работы и иной деятельности), с которым законодатель связывает наступление правовых последствий в виде трудовой пенсии, пенсии по выслуге лет, пособию по нетрудоспособности и т.д.

Обратимся теперь к легальному определению трудового стажа, которое дается в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» 5 . Трудовой стаж — учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Хотелось бы так же отметить, что в законодательстве о пенсионном обеспечении прослеживается тенденция подмены понятия «трудовой стаж» на понятие «страховой стаж». В чем причины «подмены» понятий мы разберемся позже, сейчас же рассмотрим основы современного правового регулирования трудового стажа.

1.2. Законодательное регулирование трудового стажа

В настоящее время институт трудового стажа регулируется целым комплексом нормативных актов, который можно представить в виде упорядоченной иерархии законодательных и подзаконных актов. Это:

Во-первых, международно-правовые акты. Так, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения, например, страхового стажа для установления трудовых пенсий, применяются правила международного договора Российской Федерации. Среди таких международных актов можно, например, выделить Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (Москва, 25 ноября 1998 г.).

13 стр., 6138 слов

Конституционный суд Российской Федерации – судебный орган конституционного ...

... также судебной практики. В задачи работы входит: определение понятия конституционного контроля и его места в системе власти современного правового государства; определение полномочий Конституционного суда Российской Федерации как специализированного органа конституционного контроля и рассмотрение некоторых ...

Во-вторых, это законодательные акты.

  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ. 6 Однако в ТК РФ не урегулирован ни порядок исчисления трудового стажа, ни даже его определение.

Одна из немногих статей ТК РФ посвященных вопросу трудового стажа (ст.314) закрепляет, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. Таким образом, ТК РФ отсылает к другим нормативным актам, в частности Закону РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» 7 .

Среди специальных законодательных актов урегулирующих порядок исчисления и подтверждения трудового стажа необходимо выделить:

  • Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» и др.

Отметим, что особенности исчисления трудового стажа отдельных категорий работников регулируется специальными нормами. В частности можно выделить:

  • Федеральный закон от 30 мая 2001 г. №70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации ;
  • Федеральный закон от 2 января 2000 г. №37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. №228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»;

В третьих, это подзаконные нормативные акты:

Постановления Правительства РФ:

  • Постановление СМ СССР от 13 апреля 1973 г. N 252 «Об утверждении правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному
  • Постановление СМ СССР от 12 августа 1983 г. N 784 «О суммировании периодов сезонной работы при исчислении непрерывного трудового стажа»;
  • Постановление Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 692 «О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда»;
  • Постановление СМ РФ от 7 октября 1993 г. N 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера»;
  • Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»

— Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 498 Об утверждении. переченя сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год,

3 стр., 1473 слов

Трудовой кодекс Российской Федерации

... Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права Раздел XIV. Заключительные положения 2. История 2.1. Кодекс 1918 года Первый российский кодекс законов о труде был принят ...

В четвертых, это десятки актов министерств и ведомств:

— Постановление Минтруда РФ от 16 мая 1994 г. N 37 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тува, Республике Хакасия».

  • Постановление Минтруда РФ от 24 июня 1994 г. N 50 «Об утверждении Порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»
  • Постановление Минтруда РФ и ПФР от 3 июля 1997 г. NN 35/44 «О формах документов индивидуального (Персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению»;

— Письмо Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по РТ от 21 мая 2002 г. N 04-07/04/1402 По вопросам применения в современных условиях Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 13.04.73 г. №252 и др.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в частности трудового стажа, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется в том числе и конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Среди таких актов можно выделить:

  • Порядок установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций, утвержден Постановлением КМ РТ от 6 сентября 1994 г. N 438;
  • Письмо Министерства социального обеспечения РТ от 26 декабря 2000 г. №02-21/197 О включении в стаж государственной службы времени работы на выборных должностях в органах местного самоуправления;
  • Письмо Министерства социального обеспечения РТ от 20 октября 1998 г. №02-07/1971 «О порядке установления по свидетельским показаниям стажа работы для назначения и исчисления государственных пенсий».

— Приказ Министерства здравоохранения РТ от 9 апреля 2002 г. N 292 Об утверждении Положения «О порядке и условиях исчисления стажа, дающего право на дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день руководителям унитарных предприятий».

Итак, на правовое регулирование института трудового стажа направлен целый комплекс разноуровневых нормативных актов. Однако на наш взгляд это больше недостаток, чем достоинство.

13 стр., 6474 слов

Общие вопросы организации работы социального работника

... участниками. Задачи работы: исследовать профессиональный портрет социального работника; изучить сущность и содержание основных принципов социальной работы; проанализировать состояние кадров социальной работы. 1.1. Кодекс социального работника как основа его практики. В практике социальной работы на протяжении ...

В первую очередь такой недостаток проявляется в том, что чем больше актов – тем больше противоречий и «несостыковок». По-прежнему продолжают действовать ряд устаревших нормативных документов.

Во-вторых, большое количество нормативных актов вызывают проблемы при применении на практике. Сказывается это не только на работе и деятельности судов, работников юстиции, но, прежде всего на простых гражданах. Как показал опрос, проведенный нами, до 90% опрошенных респондентов (простых рядовых граждан) не знают о том, что понятие «страховой стаж» подменяется понятием «трудовой стаж», не представляют порядок начисления стажа. А ведь это напрямую связно с их правами в социальном обеспечении. Большинство опрошенных определили значение трудового стажа, как основу для назначения пенсий. Однако значение трудового стажа гораздо шире, и заключается в том, что именно от него поставлены в зависимость многие виды социального обеспечения.