Очень долгое время в процессе эволюции и развития человечество не заметно для себя стало придерживаться определенных, доминирующих норм. Естественно, что там, где есть общество, то там и есть определенные правила общежития. На раннем этапе развития эта была однородная масса, но вскоре с увеличением развития социальной однородности и людей и численности населения, неизбежно увеличивались и правила поведения.
Обнаружение совершенно нового явления настолько поразило и заинтересовало, что многие умы начали изучать и познавать его основы. Так потихоньку образовывались понятия такие как: государство и право.
Вопрос о праве государстве возник еще в античные времена. Почти у всех работ древних мыслителей проходит идея, мысль о необходимости преклонением перед законом, ее авторитетом. Под законом в то время понималось правила общественного поведения, как результат мудрого опыта.
Учение о праве было и в средние века, были замеченные работы таких людей как: Фомы Аквинского (1225-1274), Декарт, Бекон, Гоббса, Канта, они также продолжали развития учения о праве.
В наше время теория государства и права более демократична, чем в былые времена, она открыта для восприятия и новых идей. Очевидно, что современное общество не может обойтись без государства. Существует потребность в покровительстве культуре, образованию, в защите социальных прав и свобод граждан, но оно не безгранично, существуют пределы такого покровительства и вмешательства. Пределы обусловлены, прежде всего, регулятивным потенциалом самого права.
Государство неотделимо от права и право неразрывно связанно с государством. Если государство издает правовые акты, законы, обеспечивает их соблюдение неукоснительно, при случаях не исполнения, соблюдения, применяет принудительную меру и силу, то право воздействует на государство, устанавливая общеобязательные для всех (органов должностных лиц, граждан) правила поведения. Также стоит заметить, что не все правила носят обязательный характер, есть еще и правила — рекомендативные.
Право всегда выступает как регулятор общественных отношений. Право закрепляет существующий в любой стране строй государства. Право вносит определенный порядок в обществе, регулирует конкретные обязанности и права каждого из сторон. Поэтому каждое государство старается издать правовые акты (постановления, декреты и др.), но и стремится осуществить их. С помощью права определяется место, роль, функции государственного аппарата, а их взаимодействия с другими органами и населением. Следовательно, государство не может без ущерба для общества манипулировать правом или освободиться от него.
История развития статистики как науки
... о его имущественном положении. История развития человечества показала, что без статистических данных невозможно управление государством, развитие отдельных отраслей и секторов ... государство и statista - знаток государства. Исторически развитие статистики было связано с развитием государств, с потребностями государственного управления. Хозяйственные и военные нужды уже в древний период истории ...
Вопрос «Нормы права» является одним из основополагающих и интересных в области теоретических познаний государства и права, затрагиваемые в работе проблемы в известной мере традиционны и сравнительно изучены в правоведении, так как теория правовой нормы, отличается аргументированностью и стабильностью ее основных положений. И все же обращение к проблематике, казалось бы, достаточно изученной, представляется в данном случае оправданным. Это объясняется, прежде всего, ее практической значимостью. Вопрос о правовых нормах касается, прежде всего, того, как образуются и реализуются государственно-обязательные правила поведения. Очевидна теоретическая значимость данного вопроса и, наконец, неоднозначность подходов к рассматриваемой проблематике в специальной литературе.
Сегодня наука не стоит на месте, особенно юридическая, она все время развивается, а потому нуждается в анализе, корректировке, дополнении и усовершенствовании. Отсюда вытекает важная задача — представить многообразие высказываний по поводу понимания нормы права и попробовать проанализировать традиционную трактовку нормы права. На данный момент существует масса различной юридической литературы, ознакомившись с которой можно обнаружить большое количество точек зрения и мнений на практически любую проблему.
Таким образом, цель курсовой работы – рассмотреть типичные и нетипичные нормы права.
Из цели вытекают следующие задачи:
- дать понятие и определение нетипичных норм права.
- охарактеризовать виды нетипичных норм права.
- рассмотреть соотношение типичных и нетипичных норм права.
Глава 1. Понятие и определение нетипичных норм права
Исследователи давно заметили, что норма как таковая в чистом виде в природе не существует. Она всегда является нормой чего-либо (прибыли, поведения, количественной или качественной оценки и т.д.).
В юриспруденции широко используются понятия социальной, технической и правовой норм. В свою очередь, они выступают обязательным структурным компонентом таких надстроечных систем, как политика, мораль, религия, нравственность, эстетика и др.С. С. Алексеев определяет социальные нормы как социально-волевые, исторически сложившиеся или целенаправленно установленные масштабы поведения, регулирующие поведение людей в обществе [12, с. 55].
Социальные нормы — одно из основных средств ориентации поведения личности или социальной группы в определенных условиях и средство контроля. Социальные нормы — это правила поведения или информационные обобщения о наиболее типичных жизненных ситуациях или явлениях, созданные людьми и обращенные к ним в целях установления и поддержания условий человеческого общежития или классового господства со стороны общества за их поведением. Основная функция социальных норм — функция регулирования общественных отношений — проявляется в том, что они содержат более или менее детальные «модели» поступков, так или иначе связанных с взаимоотношениями людей, оценивают полезность этих поступков, указывают на последствия их соблюдения или несоблюдения.
Гарантии прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
... реализации прав и свобод человека и гражданина в России. Основные задачи написания дипломной работы: проанализировать понятие и признаки гарантий прав и свобод граждан в РФ; рассмотреть классификацию гарантий прав и свобод человека и гражданина РФ; изучить общие конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина ...
Социальные нормы различаются по видам. По содержанию социальные нормы делятся:
- политические (регулируют политические отношения — по поводу политической власти);
- экономические (регулируют экономические отношения — по поводу производства и обмены материальных благ);
- нормы культуры (регулируют общественные отношения в непроизводственной сфере, связанные с реализацией духовных потребностей и интересов человека);
- иные (этнические, религиозные, экологические и пр).
[1, с. 17].
По форме выражения выделяют такие социальные нормы:
- формально-определенные (имеют письменную форму выражения — нормы права, нормы общественных организаций и т.п.);
- формально неопределенные (не имеют письменной формы выражения, содержатся в сознании людей — обычаи, традиции и т.п.) [12, с.
55].
Социальные нормы основаны на познании закономерностей развития общества, регулируют взаимное поведение людей. Они включают в себя нормы морали, общественных организаций, обычаи.
Нормы-обычаи — это исторически сложившиеся и в результате многократного повторения, вошедшие в привычку естественные правила поведения людей. Обычай — основная форма регулирования поведения в догосударственном обществе, в условиях родового строя, он опирается на силу привычки и существует в силу наличия фактических отношений.
Нормы – морали это принципы, в которых выражены отношения или взгляды на гуманизм, справедливость, достоинства человека и т.д. Нормы марали – правила поведения, которые формируются в обществе естественно — историческим путем, в соответствии с нравственными представлениями людей. Их реализация обеспечивается мерами общественного воздействия.
Нормы-морали по своему происхождению не связаны с государственной властью, как правило, они существуют устно и реализуются на основе внутреннего убеждения человека и общественного мнения.
Нормы общественных организаций (корпоративные нормы), это правила поведения, которые устанавливаются общественными организациями в целях регулирования внутриорганизационных отношений. Корпоративные нормы — это общие правила поведения общественных и иных видов негосударственных организаций (например, различные виды юридических лиц).
Их действие распространяется только на членов организаций. Эти нормы, как правило, формализованы, т.е. содержатся в уставах этих общественных организаций. Одной из разновидностей корпоративных норм специалисты рассматривают религиозные догмы (например, «закон божий») [12, с. 55].
Выделяя разновидности социальных норм, необходимо указать на особое положение норм в этой системе. Это дна из разновидностей социальных норм. Что же роднит норму права с другими социальными нормами? Это общность их предназначения, они устанавливают, определяют границы, рамки дозволенного и возможного, Обязательного поведения человека, различных коллективных образований, социальных групп и заканчивая государства в целом. Социальное назначение правовых норм определяется их регулирующей ролью. Нормы призваны закреплять и стимулировать необходимые и желательные для общества и государства отношения, охранять от нарушений и воздействовать на социально нежелательные связи в целях ограничения, вытеснения, устранения этих нарушений. Норма права это четкое поведение, которое упорядочивает соответственные общественные отношения и состояния.
Самозащита гражданских прав в рамках договорных отношений
... самозащиты гражданских прав в договорных отношениях. Предметом исследования выступают нормы гражданского законодательства, направленные на регулирование самозащиты гражданских прав в договорных отношениях, а также практика их применения. Цель дипломной работы заключается в обзоре правовых аспектов самозащиты гражданских прав в договорных отношениях. ...
Нормы права выступают в качестве основных пунктов сосредоточения, определяют черты всей системы и характер взаимоотношений между ее частями. Специфичность правовой нормы проявляется в том, что она, прежде всего, основана и обусловлена государством и характеризуется конкретными признаками, отличающимися от других социальных норм [14, с. 121].
Правовая норма (норма права) — одно из основополагающих понятий правовой науки. Интерес к познанию этого социального явления появился еще давно, в 50-х годах идей «широкого» правопонимания, поскольку его сторонники рассматривали в качестве составных частей права не только правонарушения, но и правовые нормы. Норма права – это установленное и санкционированное государством общеобязательное правило поведение, предназначенное для регулирования отношений в обществе.
Существует несколько определений нормы права, например А.Б. Венгеров дает такое определение:
Норма права — это общеобязательное правило, установленное или признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, регулирующее общественные отношения.
По емкому и точному определению П.П. Вострикова:
Нормы права — это правила поведения, которые устанавливаются либо санкционируются государством в лице компетентных государственных органов. Их реализация обеспечивается государством, т.е. возможностью применения государственного принуждения [12, с. 55].
Норма права — особая разновидность социальных норм наряду с нормами морали, нормами каких-то отдельных (не государственных) социальных общностей. От других норм ее отличают, всеобщий характер, своего рода обезличенность, распространение на всех участников общественных отношений, независимо от их воли и желания. Правовая норма, в отличие, например, от морали, призвана регулировать внешнее поведение людей, обращена к их воле и сознанию в расчете на определенный поступок. Правовая норма отличается от других субъектом своего подтверждения в качестве таковой. Окончательно норма признается правовой только государством. До того она может существовать, может обосновываться учеными, ею могут руководствоваться сами участники общественных отношений, но пока полномочные органы государства не признали ее, не встали на ее защиту, данную норму трудно рассматривать в качестве правовой. Здесь просматривается еще один отличительный признак правовой нормы — обеспеченность ее государственной поддержкой, государственной защитой, силой государственного принуждения.
Правило поведения в обществе устанавливается не только государством, но другими организациями (общественными, религиозными и др.), то установленное государством правило поведение становится правовой нормой. Это значит, что за нарушение могут быть применены меры государственного принуждения, ведь за соблюдением требований правовой нормы следят правоохранительные органы [3, с. 49].
Стоит заметить, что норма и права соотносятся между собой как общее и единичное, по этому норма права сохраняет основные признаки права как общего [19, с. 67].
От норм права следует индивидуальные правые акты, ненормативные акты общего характера. Внутреннее строение и деление правовых норм на
Предмет и метод гражданского права, гражданские процессуальные отношения
... отношений в гражданском праве: 1) личные неимущественные отношения входят в предмет гражданского права, регулируются и охраняются им4, 2) личные неимущественные отношения только охраняются гражданским правом. ... и т.д.). 3. Основную группу отношений, регулируемых нормами гражданского права, составляют имущественные отношения. Понятие имущественных отношений неразрывно связано с понятием имущества. ...
составные части, и связь их между собой и составляет структуру правовых норм.
Право направленно на выполнение двух задач: положительное регулирование отношений, регламентирование правомерных поступков, и охрану правовых предписаний, от нарушений. Наличие этих задач предопределяет разделение всех норм — правил на два вида: нормы позитивного регулирования и правоохранительные нормы.
Право состоит из действующих в данном обществе правовых и юридических норм.
Правовая норма – это исходный элемент, первичная » клеточка » права. Именно поэтому в ней проявляются многие основные признаки, относящиеся к праву в целом.
Любое государственно-организованное общество не может обойтись без норм права. Но это единичный феномен права, поэтому полное научное определение понятия предполагает выяснение присущих норме права специфических признаков. Стоит заметить, что норма и право соотносятся между собой как общее и единичное, по этому норма права сохраняет основные признаки права как общего.
Перечисленные ниже признаки нормы права почти одинаковы признакам самого права в целом.
- Нормативность. Норма права имеет общий, а не конкретный характер, она является общим правилом поведения. Норма права расчитана не на конкретную ситуацию, а на сходные ситуации. Норма права необходима для регулирования общественных отношений.
- Общеобязательность. Нормы права обязательны к исполнению всеми организациями, должностными лицами, простыми гражданами и органами государства, так как имеют государственно-властный характер.
- Системность. Ни одна норма права самостоятельно, бес связи с другими нормами права, не может регулировать общественные отношения. К примеру, для того чтобы наказать преступника, применив соответствующую норму уголовного права, следует воспользоваться очень многими нормами уголовно — процессуального права, определяющими возбуждения уголовного дела, его расследования и рассмотрения в суде.
- Формальная определенность. С помощью правил юридической техники и установленных приемов, содержание правовых норм выражается в правовых актах, с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов.
- Норма права установлена компетентными государственными органами. Но еще нормы права могут быть приняты народом, и содержаться в актах референдума, могут устанавливаться, обеспечивается мерами государственного воздействия.
- Реализация норм права при необходимости обеспечивается принудительной силой государства: принуждением, наказанием, стимулированием [16, с. 69].
Таким образом, норма права — это общее правило, которое вбирает в себя все богатство социального опыта общества и государства, многообразие особенного, индивидуального, отдельного.
Норма права является научным, объективно обоснованным предписанием — моделью общественного отношения.
Специализированные (обеспечивающие, или производные) нормы — это — нетипичные правовые предписания, т.е. предписания «нестандартного» характера, в которых отсутствуют те или иные свойства, признаки, объективно присущие классической модели нормы права.
Признаки нетипичных норм права:
- Имеют субсидиарный, т.е. вспомогательный, характер, помогают основным нормам придать завершенность и полноту праву;
- Сами не регулируют общественные отношения и как бы присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. Поэтому относительно основных норм эти нормы квалифицируются в качестве дополнительных,
- Образуются на основе «первичных», «исходных» норм, но включают в себя дополнительно иные предписания (вбирают новые регулятивные качества) в целях охвата новой группы общественных связей. По характеру образования они являются производными от основных норм [2, с. 15].
Причины создания нетипичных норм права:
Право в системе нормативного регулирования общественных отношений
... и пределов регулятивного действия в нормативной системе общества в целом, что и определяет актуальность выбранной темы исследования. Отдельные аспекты сущности нормативного регулирования, взаимодействия права и социальных норм рассмотрены в научных работах С.С. Алексеева, В.К. ...
— Необходимость в законодательном охвате новых видов общественных отношений через сложившуюся и оправдавшую себя на практике систему правового регулирования и возможность их охвата в полном объеме без каких-либо принципиальных противоречий с ранее принятыми нормами (объективный момент).
— Убежденность законодателя в целесообразности развивать, расширять действующие нормы путем внесений в них изменений и дополнений, а не разрабатывать принципиально новые нормы (субъективный момент).
Создание специализированных (вспомогательных, или производных) правовых норм позволяет логически согласовать весь нормативный массив, избежать в нём противоречий и пробелов [11, с. 67].
Схематично пути (стадии) разработки нетипичных норм права можно представить следующим образом:
- Идея -> норма -> отношение: здесь нетипичные нормы направлены на совершенствование сложившихся общественных отношений, уже урегулированных в определенной степени правом;
- Отношение —> идея -» норма: здесь необходимо охватить нетипичными нормами сложившиеся общественные отношения, не урегулированные правовыми нормами [11, с. 69].
Следует учесть, что составление текста специализированной (вспомогательной, или производной) правовой нормы невозможно без изменений, дополнений гипотезы или (и) диспозиции основной (первичной, исходной) нормы права. В гипотезе указываются новые условия действия нормы. В диспозиции определяются иные правила поведения, отличающиеся от диспозиции основной (первичной, исходной) правовой нормы.
Нетипичные нормы права отграничиваются друг от друга в зависимости от целевого назначения, выполняемого в процессе правового регулирования [13, с. 54].
Глава 2. Виды нетипичных норм права
Нормы права разнообразны. Классификаций очень много и их классифицируют по разным основаниям.
Разделение норм права в зависимости от регулирования общественных отношений. Выделяют типичные и нетипичные нормы права [7, с. 97].
Различают следующие нетипичные нормы права:
- Общезакрепительные нормы, или нормы-начала — нормы, которые содержат положения, закрепляющие первичные основы общественного и государственного строя;
- в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений. Развитие этой разновидности норм связано с ростом законодательной культуры, законодательных обобщений, с «выведением за скобки» некоторых общих моментов. Например, нормы общей части уголовного права указывают на некоторые единые признаки преступления, наказания, условия освобождения от наказания и др. Общезакрепительные нормы нередко совпадают с учредительными нормами.
Учредительные нормы, или нормы-принципы — нормы, в которых сформулированы непререкаемые требования общего характера, относящиеся ко всем или большинству институтов или норм отрасли права. Например, нормы-принципы функционирования социально-экономического и общественно-политического строя, взаимоотношения государства и личности. Так, нормой-принципом является ст.3 Конституции Украины, которая гласит: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью».
Источники права, их виды. Нормативные правовые акты. Основные ...
... Так что не любой акт правотворчества, содержащий нормы права, является нормативно-правовым актом. 2.2. Виды нормативно-правовых актов По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две больши ... права является закон. Согласно представлениям ученых, относящимся к социологическому направлению, совокупность юридических норм в обществе всегда отражает лишь какую-то часть права, как ...
Прогностические нормы, или нормы-цели — нормы, в которых содержатся прогнозы развития государственного или общественно-политического строя. Нормы-цели можно считать разновидностью учредительных норм. Вместе они служат нормами-эталонами, которые позволяют установить соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития.
Декларативные нормы, или нормы-объявления — нормы, в которых содержатся положения программного характера, нормативные объявления.
Дефинитивные нормы, или нормы-дефиниции (определения) — нормы, которые содержат определения правовых категорий и понятий. Например, понятие юридического лица, преступления, сделки и др. Такие определения имеют общеобязательное значение [15, с. 61].
Среди специализированных норм следует выделить: оперативные, или нормы-инструменты коллизионные, или нормы –арбитры. Их специфика состоит в том, что они являются нормами о нормах:
Оперативные нормы, или нормы-инструменты — нормы, роль которых выражается в установлении даты вступления (изменения, прекращения) нормативно-правового акта в силу, в его распространении на новый круг общественных отношений, на новый срок. Они называются «оперативными», потому что обеспечивают регулирование общественных отношений оперативным путем: не через издание новых регулятивных норм, а через принятие нормативно-правовых актов, их изменение, дополнение, отмену, распространение сферы и сроков действия, т.е. регулируют их движение.
Коллизионные нормы, или нормы-арбитры — нормы, которые при наличии противоречия между отдельными нормативными актами по одному и тому же предмету регулирования, должны быть применены в данном случае, т.е. это нормы, регулирующие выбор нормы. Они призваны решать коллизии (столкновения норм, связанные с особенностями регулирования одних и тех же общественных отношений разными правовыми актами):
1) между конституцией и иными нормативно-правовыми актами; между законами и подзаконными актами; между актами одного и того же органа, изданными в разное время; между общим и специальным актом;
2) в унитарном государстве с автономными образованиями, наделенными правотворческими полномочиями, — между общегосударственными актами и актами автономного образования, в федеративном государстве — между общефедеральными актами и актами субъектов федерации;
3) между разными государствами [9, с. 45].
Большей частью коллизионные нормы входят в состав международного частного права (например, имеется коллизионный механизм регулирования внешнеэкономических договоров).
Коллизионные нормы составляют содержание так называемого коллизионного права — общей процессуальной отрасли, формируемой в рамках публичного права. Коллизионное право — совокупность норм, разрешающих соответствующие несогласованности (конфликты) между действующими нормативными актами, их противоречия по одному и тому же предмету регулирования. Разрешить коллизии можно различными способами: принятием нового акта, отменой старого акта, внесением изменений в действующий акт, систематизацией (кодификацией) законодательства, толкованием, работой конституционного и иных судов, переговорами через согласительные комиссии и др. [7, с. 94].
Нормативно-правовой акт как источник права
... условия (после надлежащей апробации) "перелива" в нормы права. Нормативно-правовые акты Нормативно-правовой акт - одна из основных, наиболее совершенных внешних форм права. Это государственный акт нормативного характера. Нормативный акт — 1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей ...
Глава 3. Соотношение типичных и нетипичных норм права
Типичные нормы права являются правилами поведения. Они регулируют отношения между субъектами права, устанавливают обязанности и права каждого, а также имеют способы защитить их. Типичными они называются по тому, что они, сама норма права, как было видно из определения, является правилом поведения (не являющиеся нормами поведения это нетипичные нормы права).
1. Типичные нормы права подразделяются: регулятивные и правоохранительные [4, с. 199].
1.1. Регулятивные нормы права – правило поведения, которое устанавливает юридические права и обязанности организаций, простых граждан, органов государства. Регулятивные нормы права бывают обязывающими, запрещающими, управомочивающими.
а) Обязывающие нормы права – это обязанность субъекта права совершать определенные действия, «должен», «обязан» вот глаголы которые употребляют в изложении.
б) Запрещающие нормы права — это правило поведения, при котором обязанность субъекта не совершать определенных действий. Этому соответствуют глаголы «запрещается», «не допускается» и т.д.
в) Управомочивающие нормы права – это правило поведения, которое предоставляет право на совершение определенных действий. » Имеет право», «может», «вправе», эти глаголы употребляют в изложении.
1.2. Правоохранительные нормы права рассчитаны на неправомерное поведение и содержат указание на меры принуждения государства [17, с. 57].
Большинство правовых норм имеют регулятивный характер, потому что право рассчитано, прежде всего на правомерное поведение субъектов правового общения.
Структура нормы права — это внутренние, совокупность ее взаимосвязанных частей. Структура нормы права важна как для правотворческих органов — она помогает в формировании точных юридических предписаний, так и для правоприменительных органов, т.е. правильным образом их исполнять.
В основном говорят о структуре типичной правовой норме (правило поведения), нетипичные нормы структуры не имеют (не являются правилами поведения) [5, с. 77].
Типичные нормы права имеют схемы «если…то…». «Если…» — это описание условий, при которых действует данная правая норма, ее, называют гипотеза. «То…» — это правило поведения называется диспозицией или санкцией.
- Гипотеза (от греч. Hypothesis — основание, предположение) — Это часть правовой нормы, в которой содержится описание условия данной правовой нормы, т.е. она указывает на обстоятельства при которых совершаются определенные действия. Гипотеза обозначает ту часть нормы права, где указаны условия (жизненные обстоятельства), наличие которых дает возможность осуществлять правило поведения — исполнять, соблюдать, использовать, применять это правило. Начинается со слов «если…», «в случае…» и др. выражения, но так же может иметь место и отсутствие гипотезы.
- Диспозиция (от лат. disposition — расположение в определенном порядке друг по отношению к другу) — это само правило поведения, которое наступает при определенных обстоятельствах (гипотеза), и им следует руководствоваться. Диспозиция это конкретные права и обязанности любых членов общества.
- Санкция (от лат. sanctio — строжайшее постановление) бывает в место диспозиции только в правоохранительной норме права. Санкция — указания на меры принуждения государства, в случае не правомерного поведения субъекта права [8, с. 91].
Также существует и логические нормы права, но они имеют другую структуру. Она выражается следующим образом: «если… то…иначе…», имеет три уже известных элемента, которые находятся вместе: это гипотеза (описание действий нормы права, «если…»), диспозиция (само правило поведения, » то…»), и санкция (ответственность за не соблюдение правил, изложенного в диспозиции » иначе…»).
По предмету: « Уголовное право» : » Преступления, посягающие ...
... против государства, которые характерны для организованных преступников, ... т. к. уголовная преступность была в значительной ... тем, что за все время существования уголовной нормы ... в науке Уголовного права такие существенные признаки ... первый план, однако, по традиции бандитизм оставался ... организованными группами или враждебными элементами кражи домашнего имущества колхозников, находящихся на полевых работах, ...
Редки случаи нахождения гипотезы, диспозиции и санкции рядом, в одних нормативных актах [10, с. 23].
Нормы права получают свое внешнее выражение через тексты нормативно правовых актов, которые конструируются из статей, параграфов, пунктов, абзацев. Основой структурной единицей нормативно правового акта является статья. Статья — это структурно обособленная часть нормативно-правового акта, представляющая собой государственно-властное веление и содержание одну норму права, несколько норм права или часть нормы права. Структурная обособленность выражается тем, что в кодифицированных нормативно правовых актах статья имеет заглавие или порядковый номер. С понятием статьи можно отождествлять понятия пункта, параграфа. Статья является формой отдельных норм права, организацией текста отдельных норм права, следовательно, самое первое соотношение статьи и нормы, как формы и содержания. Соотношение между статьей и нормой во многом зависит оттого, что перед нами — логическая норма или норма предписание. Если это норма — предписание, то она полностью содержится в статье. Норма-предписание ни в коем случае не может быть раздроблена между статьями.
Основные способы изложения нормы в статье нормативно-правового акта:
1) Прямой способ изложения. Суть этого способа состоит в том, что в статье нормативно-правового акта излагаются все 3 элемента правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция).
Здесь логическая структура нормы права совпадает со структурой статьи нормативно-правового акта. Можно найти множество примеров такого построения нормативного материала, когда бы оно идеально соответствовало 3-х членной структуре нормы права. В действующих нормативно-правовых актах такое совпадение бывает не всегда. Главное состоит в том, чтобы лица, применяющие норму права, смогли бы обнаружить в статьях нормативно-правового акта или актов все структурные элементы , так как только при их наличии норма может обеспечить государственно-властное регулирование общественных отношений.
2) Отсылочный способ изложения. При такой форме изложения правовой нормы в статьях нормативно-правового акта содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие сведения.
3) Бланкетный способ изложения При таком способе в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится, и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона. В таких статьях содержится гипотеза и санкция, диспозиция же только называется, содержание ее не раскрывается [18, с. 58].
Отличие бланкетного способа изложения элементов правовой нормы в статье закона от отсылочного выражается в следующем: при отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, чтобы добыть недостающие сведения об элементах правовой нормы. Эта статья содержится в том же нормативно-правовом акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье закона не дается, а недостающие сведения об элементах правовой нормы следует искать в другом или других нормативно-правовых актах.
Таким образом норма права не тождественна статье закона. Норма права — это логически завершенное правило поведения , а статья закона — это форма его изложения. В статье закона, как видно, может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права, поэтому, может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду всем, кто пользуется правовыми нормами или применяет их в юридической практике.
Таким образом, из всего сказанного можно заключить, что, анализируя право как общественный институт, исследователи неизбежно сталкиваются не с отдельной, монолитной и самодостаточной системой. Право — это обобщенное понятие, так сказать, формула, обозначающая ни что иное, как четко структурированную систему юридических норм, и созданную для верного определения соотношения этой системы с прочими социальными явлениями. Юридические нормы обеспечивают гарантированное исполнение жизненно необходимых правил, без которых функционирование общества и государства было бы невозможным. Такие правила являются тем минимумом, который призван сохранять стабильность политической и правовой системы каждого государства. Коль скоро такая база уже создана , остальные сферы общественных отношений могут находиться в пределах компетенции прочих социальных норм [6, с. 99].
Заключение
Нормы права — это правила поведения, которые устанавливаются либо санкционируются государством в лице компетентных государственных органов. Их реализация обеспечивается государством, т.е. возможностью применения государственного принуждения.
Норма права — особая разновидность социальных норм наряду с нормами морали, нормами каких-то отдельных (не государственных) социальных общностей. От других норм ее отличают, всеобщий характер, своего рода обезличенность, распространение на всех участников общественных отношений, независимо от их воли и желания. Правовая норма, в отличие, например, от морали, призвана регулировать внешнее поведение людей, обращена к их воле и сознанию в расчете на определенный поступок. Правовая норма отличается от других субъектом своего подтверждения в качестве таковой. Окончательно норма признается правовой только государством. До того она может существовать, может обосновываться учеными, ею могут руководствоваться сами участники общественных отношений, но пока полномочные органы государства не признали ее, не встали на ее защиту, данную норму трудно рассматривать в качестве правовой. Здесь просматривается еще один отличительный признак правовой нормы — обеспеченность ее государственной поддержкой, государственной защитой, силой государственного принуждения.
Выделяют типичные и нетипичные нормы права.
Нетипичных нормы права имеют субсидиарный, т.е. вспомогательный, характер, помогают основным нормам придать завершенность и полноту праву; сами не регулируют общественные отношения и как бы присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. Поэтому относительно основных норм эти нормы квалифицируются в качестве дополнительных, образуются на основе «первичных», «исходных» норм, но включают в себя дополнительно иные предписания (вбирают новые регулятивные качества) в целях охвата новой группы общественных связей. По характеру образования они являются производными от основных норм.
Различают следующие нетипичные нормы права:
- Общезакрепительные нормы, или нормы-начала — нормы, которые содержат положения, закрепляющие первичные основы общественного и государственного строя;
- в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений. Развитие этой разновидности норм связано с ростом законодательной культуры, законодательных обобщений, с «выведением за скобки» некоторых общих моментов. Например, нормы общей части уголовного права указывают на некоторые единые признаки преступления, наказания, условия освобождения от наказания и др. Общезакрепительные нормы нередко совпадают с учредительными нормами.
Учредительные нормы, или нормы-принципы — нормы, в которых сформулированы непререкаемые требования общего характера, относящиеся ко всем или большинству институтов или норм отрасли права. Например, нормы-принципы функционирования социально-экономического и общественно-политического строя, взаимоотношения государства и личности. Так, нормой-принципом является ст.3 Конституции Украины, которая гласит: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью».
Прогностические нормы, или нормы-цели — нормы, в которых содержатся прогнозы развития государственного или общественно-политического строя. Нормы-цели можно считать разновидностью учредительных норм. Вместе они служат нормами-эталонами, которые позволяют установить соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития.
Декларативные нормы, или нормы-объявления — нормы, в которых содержатся положения программного характера, нормативные объявления.
Дефинитивные нормы, или нормы-дефиниции (определения) — нормы, которые содержат определения правовых категорий и понятий. Например, понятие юридического лица, преступления, сделки и др. Такие определения имеют общеобязательное значение.
Типичные нормы права являются правилами поведения. Они регулируют отношения между субъектами права, устанавливают обязанности и права каждого, а также имеют способы защитить их. Типичными они называются по тому, что они, сама норма права, как было видно из определения, является правилом поведения (не являющиеся нормами поведения это нетипичные нормы права).
1. Типичные нормы права подразделяются: регулятивные и правоохранительные.
1.1. Регулятивные нормы права – правило поведения, которое устанавливает юридические права и обязанности организаций, простых граждан, органов государства. Регулятивные нормы права бывают обязывающими, запрещающими, управомочивающими.
а) Обязывающие нормы права – это обязанность субъекта права совершать определенные действия, «должен», «обязан» вот глаголы которые употребляют в изложении.
б) Запрещающие нормы права — это правило поведения, при котором обязанность субъекта не совершать определенных действий. Этому соответствуют глаголы «запрещается», «не допускается» и т.д.
в) Управомочивающие нормы права – это правило поведения, которое предоставляет право на совершение определенных действий. » Имеет право», «может», «вправе», эти глаголы употребляют в изложении.
1.2. Правоохранительные нормы права рассчитаны на неправомерное поведение и содержат указание на меры принуждения государства.
Большинство правовых норм имеют регулятивный характер, потому что право рассчитано, прежде всего на правомерное поведение субъектов правового общения.
Нормы права являются одной из разновидностей социальных норм. Правовые нормы могут сочетать в себе черты других видов социальных норм (например, таких как, нормы обычаи, нормы морали и т д).
Проанализировав существующие определения норм права, предложенные различными правоведами, можно отметить, что они едины во мнениях, что правовые нормы являются регулятором общественных отношений, создают и предлагают определенную модель поведения, устанавливаются и охраняются государством, обращены к неопределенному кругу лиц и применяются многократно.
Вокруг вопроса о структуре норм права в юридической литературе развернулась дискуссия. Существует множество мнений по данному вопросу, но большинство правоведов считают, что необходимо рассматривать логическую структуру норм — правил поведения, как основную, состоящую из трех элементов. В этом случае говорят о наличии гипотезы, диспозиции и санкции.
Практически каждую норму права можно подвести к определенному виду классификации. Поэтому можно говорить о значимости классификации для теории права. Она позволяет определить положение определенного вида норм, в системе права, раскрыть значение определенных видов правовых норм в правовом регулировании, определить пределы и сферы этого регулирования для соответствующих норм и правоприменения.
Несомненно, что право формируется при непременном участии государства. Государство непосредственно устанавливает общие нормы, является фактором, формирующим право. Здесь, правда, нужна оговорка. Государство не является основным и определяющим фактором в этом процессе. Точнее было бы сказать, что оно не формирует право, а завершает правообразующий процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.).
В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне.
Нормы права имеют огромное практическое значение. Определяют и регулируют поведение граждан, они «несут» право в реальную жизнь, донося его до участников общественных отношений. Ввиду такого большого практического значения норм права, нужно заметить, что рассмотрение и детальное изучение теоретических основ этого вопроса, является одним из важнейших аспектов теории права, определение признаков, структуры и видов правовых норм, так же имеет правовое значение.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/netipichnyie-istochniki-prava/
1. Василевич, Г.А. Источники белорусского права: принципы, нормативные акты, обычаи, прецеденты, доктрина. 2-е изд., доп. – Минск: ТЕСЕЙ, 2008. – 321с.
2. Василевич Г.А., Вишневский А.Ф., Кучинский В.А., Мурашко Л.О., Тиковенко А.Г. Общая теория государства и права: учеб. пособие. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 243 с.
3. Венгеров, А.Б. Теория государства и права. – М.: Омега-Л, 2004. – 299 с.
4. Вишневский, А.Ф. Правовое государство: основные черты и некоторые аспекты его формирования в Республике Беларусь // Проблемыформирования правового государства в Беларуси: Сб. науч. тр. под ред. В.А. Кучинского. – Минск, 1994. – 421 с.
5. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория
государства и права. – Минск: Интегралполиграф, 2009. – 355 с.
6. Дробязко С.Г., Козлов В.С. Общая теория права: учеб. пособие. – Минск: НО ООО «БИП-С», 2003. – 233 с.
7. Зорченко Е.А., Юрашевич Н.М. Общая теория права: пособие. – Минск: Акад. управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. – 354 с.
8. Кучинский, В.А. Современное учение о правовых отношениях. – Минск: Интегралполиграф, 2008. – 278 с.
9. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.: Спарк, 2000. – 312 с.
10. Лебедев А.Ф., Глыбовская Н.А. Общая теория права: учеб.-метод.
разработка. – Минск: МИУ, 2009. – 212 с.
11. Сiльчанка, М.У. Агульная тэорыя права: вучэб.-метад. комплекс. – Гродна: ГрГУ, 2008. – 456 с.
12. Сильченко, Е.Н. Основные направления систематизации нормативно- правовы х актов местных органов самоуправления и управления // Теория и практика правотворчества и правоприменения: Республика Беларусь в условия интеграционных процессов: тезисы докл. междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 13-14 апреля 2007 г. – Гродно: ГрГУ, 2007. – С. 55-56.
13. Сильченко, Н.В. О критериях отраслей права // Право и демократия: Сб. науч. тр. Вып.13. – Минск, 2002. – С. 54-66.
14. Слободчиков, Н.А. Нормы права: Виды правовых норм, регулирующих деятельность органов внутренних дел: Учеб. пособие. – Минск, 1992. – 542 с.
15. Сырых, В.М. Логические основания общей теории права в 2 т. Т.1. Элементный состав. – М., 2000. – 355 с.
16. Тихиня В.Г., Бондаренко Н.Л., Кодавбович В.А. Правовое государство как основа преобразований общества и экономики в Республике Беларусь. – Минск, 2006. – 432 с.
17. Тихомиров, Ю.А. Действие закона. – М., 1992. – 299 с.
18. Хачатуров, Р.Л. Источники права. Вып. 1-2. – Тольятти, 1996-1997.- 311 с.
19. Шупленков, В.П. Законотворчество: фундаментальный курс. – М., 1993. – 266 с.