существования экологической функции права. Общее правило здесь таково: как только та или иная сфера общественной жизни становится существенно значимой, начинает активно регулироваться нормами всех (или почти всех) отраслей права — правомерно ставить вопрос о существовании соответствующей его функции.
Краткая характеристика основных функций нрава.
В системе юридических функций доминирующее и решающее место занимает регулирующая функция. Выражается ли право в форме нормативных или правоприменительных актов, осуществляется в общих или конкретных правоотношениях, устанавливает ли правовой статус, правосубъектность граждан, определяет ли компетенцию государственных органов и юридических лиц — во всех этих формах проявляется его основное социальное назначение — регулировать общественные отношения. Характеристики этой функции заключаются, главным образом, в установлении позитивных правил поведения, в организации социальных отношений, в координации социальных отношений. В рамках регулирующей функции выделяются две подфункции: регулятивная статика и регулятивная динамика.
Статическая нормативная функция выражается во влиянии закона на общественные отношения путем закрепления их в определенных юридических институтах. В этом состоит одна из задач (назначений) правового регулирования. Прежде всего, право устанавливает юридически, возводит в разряд четко регулируемых общественных отношений те социальные отношения, которые лежат в основе нормального и стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства или властных сил. Решающее значение в выполнении статической функции принадлежит институтам права собственности, юридическая сущность которых заключается в укреплении экономических основ общественного строя. Статическая функция отчетливо выражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском праве).
Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики).
Он воплощен, например, в институтах гражданского, административного и трудового права, которые опосредуют процессы в экономике и других сферах общественной жизни. Характеристика регулирующей функции права предполагает определение наиболее важных способов его реализации, поскольку каждый из них играет существенную роль во всем процессе, осуществляемом правовой системой. Наиболее характерными путями (элементами) осуществления регулятивной функции права являются:
Конституционное право граждан на квалифицированную юридическую помощь
... Цель работы - анализ содержания конституционного права граждан на оказание квалифицированной юридической помощи. Согласно данной цели сформулированы исследовательские задачи: Установление содержания понятия «квалифицированная юридическая помощь». .Определение соотношения конституционного (общего) и отраслевого (специального) законодательства в отношении права граждан на юридическую помощь. ...
- определение посредством норм права праводееспособности правосубъектности граждан;
- закрепление и изменение правового статуса граждан;
- определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц;
- установление правового статуса юридических лиц;
- определение (предусмотрение) юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений;
- установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);
- определение оптимального типа правового регулирования общедозволительного, разрешительного применительно к конкретным общественным отношениям.
С учетом сказанного регулятивную функцию права можно определить как обусловленное его социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права. Следует подчеркнуть и важность еще одной правовой функции права — защитной. Необходимость защищать связи с общественностью существовала и будет существовать всегда. Закон, как известно, существовал не всегда, но с момента его появления становится одним из важнейших средств защиты общественных отношений. Это проявление правового воздействия является защитной функцией. Защитная функция права — это направление юридического воздействия, обусловленное социальной целью, направленное на защиту важнейших, экономических, политических, национальных, личных отношений, смещение явлений, посторонних для данного общества.
Из предложенного определения следует, что закон защищает как общепризнанные фундаментальные общественные отношения, так и направлен на подавление отношений, не связанных с конкретным обществом. Почему стоит обращать на это внимание? Дело в том, что ряд ученых считают, что основная цель защитной функции закона — вытеснение посторонних для общества явлений.
Устранение нежелательных явлений из жизни общества — это уже вторичный результат действия закона, который изначально действует как средство защиты тех отношений, которые требуют такой защиты. А охраняя эти отношения, право пресекает, запрещает, карает действия, нарушающие условия нормального развития, противоречащие интересам общества, государства и граждан и тем самым вытесняет их.
Защитную функцию не следует понимать как проявляющуюся только при совершении преступления. Основная цель этой функции — это, прежде всего, превентивная защита общественных отношений, предотвращение нарушений законности. Эффективность защитной функции тем выше, чем больше субъекты права подчиняются предписаниям верховенства права, тем больше они выполняют требование запрета. Сам факт введения запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых людей, побуждая их воздерживаться от совершения наказуемого деяния. А это значит, что одна из целей воздействия закона достигнута: определенные общественные отношения защищены. Охранительную функцию не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что одна из них — это негативная (поскольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая позитивная, так как направлена на координацию положительной деятельности субъектов права. Обе эти функции, но каждая посвоему, выполняют важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействия развитию и укреплению общественных отношений, Специфика охранительной функции состоит в следующем: Во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.
Співвідношення держави, права, закону і людини у філософії
... Таке спотворене ототожнення права й закону породило ілюзію всесилля закону, і замість очікуваного зміцнення закону виявилась його широкомасштабна девальвація, недієвість, правовий нігілізм. Нерозрізнення права і закону, переважання закону над правом стало підґрунтям політичного ...
Во-вторых, он действует как информатор для субъектов связей с общественностью, в отношении которых социальные ценности взяты под защиту с помощью юридических предписаний. В-третьих, это показатель политического и культурного уровня общества, заложенных в законе человеческих принципов. Способ защиты очень часто зависит от гражданского развития общества, от его политической сущности. Характерные черты защитной функции закона прослеживаются более отчетливо по сравнению с правоохранительной деятельностью государства. Общая цель правоохранительной деятельности — обеспечить соблюдение субъектами права требований закона или обеспечить соблюдение верховенства закона. Это достигается путем выявления преступлений, их расследования, привлечения виновных к ответственности, защиты прав граждан.
Таким образом, если охранительная функция права — это действие самого права, то правоохранительная деятельность государства, во-первых, является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это действия специальных органов и учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права; во-вторых, это действие не самого права, а внешнего по отношению к нему фактора — государства.
Рассмотрим формы реализации функций права. Хотя закон имеет определенную степень саморегулирования, он не может и не может в то же время достичь такой изоляции, чтобы независимо регулировать все его процессы. Отсюда, наряду с собственным (внутренним), оно имеет внешний механизм реализации, состоящий из всех субъектов права (граждан, должностных лиц, общественных объединений, государственных органов и т. п.).
В каких формах реализуются функции закона? Выше было отмечено, что функция права — это правовое воздействие, которое состоит из трех форм: информация, руководство и правовое регулирование. Согласно этим формам, существует три формы реализации функций закона: информационная, руководящая и законодательная. Информационная формализации функций права состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей и, напротив, какие противоречат интересам общества, государства и граждан. Источники, из которых граждане получают информацию о содержании норм права, могут быть самыми различными: официальные источники, средства массовой информации, юрисконсульты, адвокаты, другие лица юридической профессии, это могут быть руководители различных уровней, друзья, знакомые, родственники, популярная юридическая литература и ряд других. Правовая осведомленность имеет большое значение, но сегодня ее уровень далеко отстает от требований общественного развития и требует значительного повышения.
Структура налоговых органов РФ права, обязанности и функции
... налоговые органы несут также другие обязанности предусмотренные налоговым кодексом или иными федеральными законами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов прояв ляется через их функции. ... обособленный) финансового права, регулирует отношения, складывающие в области налоговой деятельности государства. Налоговое право - система Финансово-правовых норм (общеобязательных правил ...
Это обстоятельство приобретает особое значение в периоды интенсивного обновления законодательства. Поэтому граждане объективно нуждаются в получении правовой информации о действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, исключениях, вносимых в него, о новых законах и т.д. Неслучайно в повестке дня была поставлена задача организовать всеобщее юридическое образование как единую национальную программу, охватывающую все слои населения, все кадры в центре и на местах. Следующая, не менее значимая форма реализации функций закона — руководящее влияние. Дело в том, что важно не только знание норм права, но и формирование у граждан позитивных правовых отношений, которые формируют правовую ориентацию, являющуюся следствием направляющего правового воздействия. Сущность правовой установки в правовой сфере можно определить как предрасположенность личности к восприятию норм права, его оценки, готовностью к совершению действия, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования. Управляющее юридическое воздействие состоит из совокупности юридических отношений и представляет собой процесс на двух фронтах: формирование отношений — с одной стороны, и их влияние на юридическое поведение граждан — с другой. Центральное место в системе правовых воздействий занимает правовое регулирование. Это осуществляется с помощью специальной системы правовых средств, которые в совокупности образуют механизм правового регулирования. Эффективность реализации функций права в рамках этой формы зависит от выяснения следующих принципиальных положений:
- условий эффективности регулирования;
- процесса правового регулирования;
- социальных результатов регулирования.
Условия эффективности правовой дисциплины делятся на объективные и субъективные. Объективными условиями являются: социально-экономическое состояние, система хозяйства, формы собственности и т. п. К субъективным — относятся: научная обоснованность необходимости регулирования, выбор оптимального варианта регулирования, своевременность правотворчества, совершенствование действующего законодательства, обеспечение стабильности правового регулирования, ясность, четкость правовых предписаний, активность правоприменительных органов в деле воплощения в жизнь правовых предписаний и ряд других. Процесс правового регулирования состоит из трех взаимосвязанных этапов. Первая стадия — это регламентация общественных отношений (их урегулирование), то есть разработка и принятие юридических норм. Вторая стадия — возникновение субъективных прав и юридических обязанностей (возникновение правоотношений).
Смысл данной стадии — переход от общих предписаний норм к конкретной модели поведения конкретных лиц. Третьей — завершающей стадией процесса правового регулирования является реализация норм права (юридический результат регулирования).
Правовое регулирование расчетных отношений
... инкассо. 7 Расчеты чеками. 8 Содержание (реквизиты) расчетных документов. 8 Комплексный характер правового регулирования расчетных отношений. 9 12 Правовые основы осуществления расчетов установлены в гл. 46 ... (поскольку при осуществлении расчетных отношений не образуется новой стоимости). Основания для совершения платежа могут быть различными: оплата выполненных работ, оказанных услуг, стоимости ...
Он заключается в эффективном осуществлении людьми своих субъективных прав, в исполнении обязанностей, в соблюдении запретов. Социальный результат регулирования — это в основном эффект в экономической, политической и духовной сферах. Это может выражаться в закреплении определенных отношений, в их развитии, в устранении нежелательных явлений.
Заключение.
В заключение хотелось бы подвести некоторые выводы:
1. Под функцией права понимается социальная цель права, или направления правового воздействия на общественные отношения, или и то, и другое.
2. Социальная цель права формируется потребностями общественного развития. В соответствии с потребностями, социальными потребностями общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или защиту. Социальная цель закона — регулировать, упорядочивать общественные отношения, придавать им правильную стабильность, создавать необходимые условия: для реализации прав граждан и для нормального существования гражданского общества в целом.
3. Правовое воздействие — категория, характеризующая способы, формы, способы воздействия закона на общественные отношения. Это реализация правовых принципов, положений, запретов, предписаний и норм в общественной жизни, в деятельности государства, его органов, общественных объединений и граждан.
4. Направление влияния — важнейший компонент функции права, это своего рода ответ закона на потребности общественного развития, результат законодательной политики, которая концентрирует эти потребности и преобразует их в позитивное право.
Следовательно, функция права — это проявление его имманентных и специфических свойств. В функции аккумулируются такие свойства права, которые вытекают из его качественной самостоятельности как социального феномена:
1) Функция права вытекает из его сущности и определяется назначением права в обществе. Функции — это «свечение» сущности права в общественных отношениях. В то же время, являясь проявлением имманентных свойств сущности, функции к ним не сводятся и не являются их простой «проекцией». Нельзя механически связывать функции и сущность права. Как явление всегда содержит момент независимости от своей сущности, так и функция закона имеет определенную степень независимости от своей сущности.
2) Функция права — это такое направление его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования права как социального явления. В этом смысле можно сказать, что функция характеризует направление необходимого воздействия права, то есть такого, без которого общество на данном этапе развития обойтись не может (регулирование, охрана, закрепление определенного вида общественных отношений).
3) Функция выражает наиболее существенные, главные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития.
4) Функция права представляет, как правило, направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Следовательно, одной из важнейших характеристик функции права является ее динамизм.
Источники (формы) права
... права. 1.2 Виды источников права [Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/vidyi-prava/ Правовой обычай Исторически первым источником права был обычай – правило поведения, ... целом. Цель исследования в данной работе являются источники права, в которых нашли отражение определенные ... задачами в данной курсовой будет рассмотрение понятия, классификации и содержание источников права. При всем ...
5) Постоянство как необходимый признак функции характеризует стабильность, непрерывность, длительность ее действия. Можно сказать, что постоянный характер функции права означает, что она постоянно присуща закону. Но это не значит, что механизм и формы его реализации остаются неизменными, что они меняются и развиваются в соответствии с потребностями практики.
ПРИНЦИПЫ ПРАВА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА
1. Определение. Раньше, когда суммировались только первые выводы о законе, вытекающие из конкретных жизненных ситуаций, все еще было трудно суммировать эти первичные впечатления в виде своего рода короткого определения. Но теперь, когда на основе общенаучных данных вкратце освещены некоторые общеправовые понятия, формулировка столь короткого определения вполне возможна.
Вот оно.
Право (напомню — объективное или позитивное право в строго юридическом значении) — это — система общеобязательных норм, выра-женных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным основанием для определения правомерно-дозволенного и юридически недозволенного, запрещенного (а также государственно пред-писанного) поведения.
определять
Поэтому акцент здесь делается на практическом значении концепции права. Ведь в жизни при решении конкретных юридических дел самое главное с точки зрения закона — получить ответ, имеет ли тот или иной человек субъективное право, правомерны ли его действия или незаконны, являются ли они несет ответственность закона. В данном отношении право и является прежде всего обязательным для всех го-сударственным основанием (или — критерием) правомерно-дозволенного или юридически недозволенного, запрещенного поведения. И этот критерий в виде общео-бязательных норм должен содержаться в законах, иных признаваемых государством источниках (например, нор-мативных договорах, судебных решениях, имеющих зна-чение прецедента).
И пусть не пройдет мимо внимания то обстоятельство, что в приведенной дефиниции “государственно предписанное” поведение выделено особо, причем поставлено (об этом говориться в скобках) как бы во второй ряд по сравнению в правомерно-дозволенным и юридически запрещенным проведением. Объяснение этому обстоятельству — впереди, во второй части книги.
строгой формальной определенностью
Выявление этого очень важного качества объективного права — одно из решающих «достоинств» всемирно-исторического шедевра — римского частного права. В настоящее время эти особенности права как логической системы наиболее характерны для континентального европейского права: национальных правовых систем римско-германского типа, включая право России.
3. Не потерять бы . . .
Между тем именно эти правовые реалии являются отправной точкой и незаменимой отправной точкой для решения всех юридических проблем, для высшей теории права. А если отвлечься от правовой жизни и, минуя подобную юридическую специфику, сосредоточиться на теоретических и философских «уровнях», то можно строить разные научные конструкции, возможно, впечатляющие и привлекательные, но в то же время . . . . потерять само право.
Что, какие конкретные вопросы должны привлечь наше внимание? Какие юридические реалии и с какой точки зрения — чтобы не «потерять право», должны стать предметом дальнейшего рассмотрения?.
Законодательная дефиниция : проблемы теории и практики
... зависит сфера применения и количество подобных дефиниций. В содержании массива действующих правовых предписаний можно выделить множество конкретных правил поведения, оговорок, определений и т.д. Среди них законодатель, ... средств юридической техники и специальных требований, предъявляемых к законодательству. Ясность языка права выступает одним из них. Соблюдается оно, к сожалению, далеко не всегда. ...
Алексеев
СПИРИДОНОВ
5. Можно предположить: выявленных свойств права доста-
точно для того, чтобы предпринять попытку дать его общее
определение. Задача эта исключительно сложна. «Юристы
все еще ищут определение права», — около 200 лет назад
писал Кант, обобщив более чем двухтысячелетнюю историю
постижения природы юридического.
Его слова справедливы и сегодня. В конце XX в. по-
прежнему нет дефиниции, которая была бы общепризнан-
ной. Более того, вряд ли эта задача вообще разрешима
формально-логическими средствами, которые только и могут
быть использованы для разработки традиционных дефини-
ций, в частности, при определении права через ближайшее ро-
довое понятие и указания на видовые отличия. В таких усло-
виях любая попытка может претендовать лишь на обобщение
всего того, что уже известно об определяемом предмете.
С развиваемой нами точки зрения, в дефиниции права
должны найти отражение естественно-исторический харак-
тер его происхождения, способность права быть масшта-
бом поведения свободных и равных субъектов, таких его
свойств как нормативность, общеобязательность, взаимосо-
пряженность заключенных в нем прав и обязанностей, на-
конец, обеспеченность его реализации возможностью вмеша-
тельства со стороны государства. В свете сказанного право —
это нормативное выражение исторически сложившегося по-
рядка общественно значимых отношений между свободными
и равными субъектами, отклонения от которого могут быть
устранены средствами государственного принуждения.
Разновидностью сформулированной таким образом дефи-
ниции является следующее определение: право — система
исторически возникших правил поведения, являющихся мас-
штабом свободы равных субъектов, отношения между кото-
рыми социально значимы, являются частью общественного
порядка и потому обеспечиваются государством при выпол-
нении им общих дел населения.
Естественно, тот, кто отождествляет право и закон, опре-
деляет право как совокупность изданных государством норм,
обеспеченных принудительной силой государства. В свете
марксистско-ленинской доктрины, для которой характерен
классовый подход к анализу всех общественных явлений,
«право — совокупность правил поведения, выражающих волю
господствующего класса, установленных в законодательном
порядке …применение которых обеспечивается принудитель-
ной силой государства». Приведенное определение, выросшее
на основе реальностей сталинской диктатуры и сформулиро-
ванное А. Я. Вышинским на 1 Совещании по вопросам со-
ветского права и государства в 1938 г., послужило теорети-
ческой базой для многочисленных дефиниций, заполонивших
монографии и учебники и существующих в различных моди-
фикациях до сих пор.
В последнее время предпринимаются попытки определить
право как юридическое выражение социальной справедливо-
Психологическая теория права и государства Л.И. Петражицкого
... создана известным российским правоведом и общественным деятелем Л.И. Петражицким психологическая теория права и государства[1]. Биография и творчество Л.И. Петражицкого Лев Иосифович Петражицкий родился в 1867 ... умственной работе и иным т. н. внутренним действиям). В целях установления научной теории поведения людей и животных Л.И. Петражицкий предлагает различать два класса эмоций: 1) Специальные ...
сти. Так характеризует его, в частности, Р. 3. Лившиц. С
его точки зрения, «право есть нормативно закрепленная и ре-
ализованная справедливость» [67а, 69]. Однако подобные по-
пытки не могут быть признаны удачными. Понятие «спра-
ведливость» — абстракция, и в процессе ее конкретизации
каждый вкладывает в него свое понимание этого феномена.
Право же объективно представляет собой общий масштаб по-
ведения. Он одинаков для всех и в принципе не допускает не-
однозначной интерпретации. Тем не менее сказанное не озна-
чает, что справедливость вовсе отсутствует в юридических
нормах и потому не должна включаться в определение права.
Последнее справедливо в той мере, в какой в нем содержится
принцип равенства. И поскольку в сформулированной нами
дефиниции мы говорим о праве как системе правил поведения
свободных и равных субъектов, постольку в ней присутствует
и справедливость.
……….. Страницы: | [2] |