Конец ХХ столетия навсегда останется в истории России периодом больших перемен, которые коснулись различных сторон жизни нашего государства, затронули все слои населения. Политика страны изменилась по отношению ко многим социальным группам, в том числе – и по отношению к инвалидам. Прежде она была нацелена исключительно на предоставление инвалидам материального обеспечения, но наряду с этим существовала довольно развитая система специализированных предприятий, использовавшая труд инвалидов, которые, однако, в условиях рыночной экономики становятся не конкурентно – способными по сравнению с коммерческими структурами. Признание инвалида нетрудоспособным исключает его из разряда «рабочей силы», не позволяет ему получить защиту от безработицы. А все вопросы обеспечения занятости инвалидов, учитывая сложившуюся в настоящий момент обстановку на рынке труда, решаются довольно сложно. И поэтому профессиональная реабилитация инвалидов становится важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов.
Приоритетная направленность государственной политики в отношении инвалидов особенно четко отразилась в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденном Президентом Российской Федерации 24 ноября 1995 г. за № 181 –ФЗ. В нем, прежде всего, предусматривается:
- обеспечение реализации права на труд и создание для инвалидов безопас
ных и здоровых условий труда; - организацию для инвалидов
профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Исходя из этого, мы видим, что для государства решение вопросов профессиональной реабилитации инвалидов позволяет реализовать принцип социальной направленности, уменьшить социальную напряженность среди этой категории граждан. В связи с этим представляется необходимым, чтобы различным категориям инвалидов при выборе форм социальной защиты ориентиром было удовлетворение потребностей высшего порядка – получение образования, профессиональной подготовки, содействие в трудовом устройстве.
В этой работе с инвалидами должны принимать активное участие государственные, негосударственные и общественные социальные учреждения для того, чтобы инвалид мог правильно ориентироваться в вопросах профессиональной реабилитации.
А в связи с тем, что с января 2005 года льготы инвалидам заменили
Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
... особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников. Целью данной работы является детальный и всесторонний анализ норм права, устанавливающих особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, а ... страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обучение работника новой профессии (специальности) с сохранением ему ...
По оценке экспертов ООН,
И рост числа инвалидов в ближайшее время по предположениям экспертов будет сохраняться. Наряду с количественным ростом инвалидов происходят качественные изменения их состава, причем негативные. Это подтверждается ещё и тем, что в России ежегодно впервые признаются инвалидами 1 млн. человек, что составляет 50 % трудоспособного населения и детей-инвалидов, и 80% из них — инвалиды 1 и 2 групп.
Эти данные показывают масштабность проблемы инвалидности.
Поэтому для инвалидов возможность получить образование и трудоустройство является, с одной стороны, средством самообеспечения материальной независимости, а с другой – средством самоутверждения личности, социальной коммуникации, адаптации и интеграции в общество.
В современной России остается все более актуальной проблема профессиональной реабилитации и трудового устройства инвалидов, а так же активное участие социальных учреждений в решении данной проблемы.
Объект данного исследования: инвалиды трудоспособного возраста.
Предмет исследования: профессиональная реабилитация инвалидов в современной России.
Цель курсовой работы – теоретическое и эмпирическое осмысление проблемы профессиональной реабилитации инвалидов в России.
В связи с поставленной целью исследования необходимо выполнение следующих задач:
- раскрыть социальную сущность профессиональной
реабилитации инвалидов; - определить профессиональную
реабилитацию инвалидов как функцию социальн ого учреждения; - охарактеризовать нормативно-правовую базу
профессиональной реабилитации инвалидов. - проанализировать
эффективность социальных учреждений по профессиональной адаптации и трудоустройству инвалидов.
Методы исследования: изучение литературы и документов, статистический анализ данных.
Теоретической основой курсовой работы являются федеральные законы, конституция и труды ученных: Е.И. Холостовой, И.Г. Зайнышева, Н.В. Антипьева, Л.П. Гришина, Н.Д. Талалаева, О.К. Амирова и др.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что она будет использоваться в дипломном проекте и учебном процессе, а также эта работа показывает насколько слабо развита социальная работа в нашей стране по вопросам профессиональной реабилитации инвалидов. Неотъемлемым общечеловеческим правом инвалида является право на труд, несмотря на то, что трудоспособность его ограничена. Право инвалида на труд установлено и Федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О занятости населения в Российской Федерации», которые направлены на создание инвалидам реальных возможностей для занятия полезной, приносящей доход деятельностью и предусматривают конкретные механизмы их реализации. Для осуществления ими этого права необходима четко выраженная государственная политика, содействия занятости инвалидов на рынке труда в России остается не соответствующим их потенциальным возможностям, а их занятость – неоправданно низкой.
Система конституционно-правовых статусов физических лиц и место ...
... граждан России. Существенной особенностью правового статуса личности в России явились конституционные новеллы, которые закрепили гарантии правового статуса личности, в том числе дополнительные гарантии личности на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Правовой статус инвалидов ...
Глава I. Теоретические основы исследования профессиональной реабилитации инвалидов.
В конце ХХ века сложилось понимание, что социальное взаимодействие не есть процесс одностороннего приспособления, а есть процесс двух относительно автономных систем — личности и общества. Организация современного общества во многом противоречит интересам женщин и мужчин, взрослых и детей, имеющих инвалидность.
Инвалидность лишает лиц с ограниченными возможностями всяких статусных и властных преимуществ, по сравнению со здоровым большинством. Это способствует катастрофическому ухудшению уровня и качества жизни инвалидов. Поэтому социальное конструирование инвалидности следует рассматривать как конструирование социального неравенства по оси «здоровье – инвалидность», так как здоровое большинство продуцирует их социальное исключение, ухудшение социально-экономических позиций.
В современной России, где вся политика, направлены на обеспечение стабильности в обществе в интересах элиты, а не социально слабых слоев, символические барьеры, выстраиваемые обществом, сломать порой гораздо сложнее, чем физические препятствия; здесь требуется развитие таких культурных ценностей гражданского общества, как толерантность, эмпатия, уважение человеческого достоинства, гуманизм, равенство прав.
Поэтому инвалид должен развиваться как личность, несмотря на все те ограничения, которые ему преподнесла жизнь.
Наличие функциональных ограничений у лиц с ограниченными
Мы рассматриваем, что человек с ограниченными возможностями развивается в социуме, так как характерным признаком человека является то, что он существо общественное, а он объединяет как область социокультурных взаимодействий, взаимоотношений людей. И мы видим, что с одной стороны, личность влияет на социум, а с другой стороны, социум помогает в трудной жизненной ситуации. Рассматривая взаимодействия личности и общества, А.И. Ковалева определяет «личность, во-первых, как системное качество индивида, отражающее его включенность в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; во-вторых, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности». Понятие «личность» употребляется по отношению к каждому человеку, освоившему значимые черты данного общества. А задача общества помочь как можно быстрее профессионально адаптироваться людям с ограниченными возможностями к жизни и стать полноценными членами данного общества, ни в чем не ущемленными.
В свое время, говоря о сущности человека, К. Маркс показал, что формирующая человека среда одновременно выступает и условием и результатом его
« сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений». Человек, по утверждению К. Маркса, в процессе своей деятельности, приходит к тому, что изменяется его сознание, изменяется внешний мир, то есть, изменяя мир, человек изменяется и сам.
Оценка экологического состояния среды и последствий деятельности человека
... нарушения природоохранного законодательства, хозяйственной деятельности человека, стихийных экологических бедствий, катастроф. Ущерб проявляется в виде потерь ... общества и государства от воздействия измененной человеком (загрязненной и истощенной) природной среды на качество жизни, общественное благополучие. Различают следующие виды ущерба:, Экологический ущерб Оценка экологического ущерба ...
Но он не находится обособлено в природе, а развивается в обществе и должен с ним взаимодействовать. И если личность принимает и понимает те цели и задачи, которые были поставлены обществом, то значит, со стороны общества была проявлена забота о наиболее полном развитии ее способностей и интересов. А эта забота общества находит отражение в его программах, законах и действиях по профессиональной реабилитации и чем полно и понятно отражены права этой категории населения, тем быстрее снижается любая социальная напряженность и личность развивается в различных направлениях, что помогает ей не чувствовать себя оторванной от общества. Ещё Альфред Адлер, всю свою профессиональную карьеру посвятивший изучению жизни людей с физической патологией, говорил, что главным фактором душевного здоровья, является развитость потребности в общности с другими людьми.
Поэтому, став полноправным субъектом, инвалид активно участвует в профессиональной реабилитации и находиться в центре этого процесса.
Для профессионального становления личности в системе профессиональной подготовки необходимо пройти три уровня процесса:
- Формирование и самореализация личности в процессе трудовой деятельности как существенной составляющей социального и профессионального становления личности.
- Регуляция и саморегуляция формирования личности как биосоциальной системы. На этом уровне процесс развертывания природных задатков осуществляется на основе закономерностей взаимосвязи психофизиологических и социально-психологических механизмов формирования личности, включающих в себя и профессиональное становление человека.
Это ещё раз показывает, что данный процесс участвует в процессе создания условий для успешной социально-психологической адаптации.