Глава 1. Социальное обслуживание пожилого населения в современных условиях

Длительная история становления социальной помощи населению берет начало от возникновения специальных учреждений — богаделен. По определению энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона богадельня (от слова «бога дела», то есть для бога) — заведение для призрения лиц, почему бы то ни было не способных к труду, как-то престарелых, немощных, увечных и выздоравливающих (но не временно больных и умопомешанных, для которых существовали специальные учреждения).

Основным признаком богадельни являлось полное содержание, даваемое призреваемым.

Социальная деятельность в России, как и в других странах, служит благородным целям — обеспечить удовлетворение потребностей населения, в частности, пожилых людей как особой группы, создать более благоприятную атмосферу для достойной поддержки их возможностей. Она должна способствовать выявлению положительного потенциала граждан «третьего возраста», которые становятся заметной общественной силой, приближению социальной политики и социальных программ к нуждам стареющего населения. Сегодня социальная защита пожилых людей — это комплекс правовых, экономических, социальных мер в сочетании с организационными мероприятиями, позволяющими придать социальной помощи адресный характер. Обеспечение ее эффективности требует применения более универсального подхода к трактовке интересов лиц старшего поколения в современных условиях, так как социальная защита на уровне достаточности может изменить к лучшему качество и уклад жизни наших пожилых соотечественников.

Старость иногда называют «возрастом социальных потерь». Утверждение это не лишено оснований: старость как фаза жизни характеризуется возрастными изменениями его функциональных возможностей и, соответственно, потребностей, роли в семье и обществе, что зачастую протекает не безболезненно для самого человека и его социального окружения. [31, c.15]

При комплексном подходе к решению проблем пожилых граждан и инвалидов, оказания им социальных услуг особое место занимают стационарные социальные учреждения. Государство через данные учреждения приняло на себя функцию содержания и ухода за пожилыми людьми, нуждающимися в постоянной социальной поддержке по причине неспособности к самообеспечению и самообслуживанию. Создание условий для достойной старости — главное направление деятельности стационарных социальных учреждений.

Объект исследования — технологии социального обслуживания пожилых людей в РФ.

Предмет исследования — социальное обслуживание пожилых людей в Читинской области.

2 стр., 789 слов

Социальная работа с лицами преклонного возраста

... Модели социального обслуживания пожилых граждан В России исторически сложились и функционируют несколько моделей социального обслуживания пожилых граждан. Социальное обслуживание включает комплекс услуг, предоставляемых лицам пожилого возраста, инвалидам в специализированных муниципальных или государственных учреждениях, на дому. К основным моделям социального обслуживания ...

Цель данной работы — изучить социальное обслуживание в Читинской области.

Задачи исследования:

  • Раскрыть сущность социального обслуживания пожилых людей.
  • Проанализировать проблемы пожилых людей в современном обществе.
  • Изучить организацию социального обслуживания пожилых людей в Читинской области.
  • Рассмотреть перспективы развития социального обслуживания в Читинской области.

Стационарное обслуживание

Стационарная помощь, оказываемая гражданам пожилого возраста в системе социальной защиты, осуществляется в различных учреждениях. В их число входят дома-интернаты общего типа, геронтологические центры, психоневрологические интернаты, дома милосердия, социальные учреждения для лиц без определенного места жительства, геронтопсихиатрические центры, дома-интернаты малой вместимости, специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов.

Все учреждения социального обслуживания населения являются учреждениями открытого типа. Помещение в эти учреждения граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется с их добровольного согласия. [15, c.93]

В системе органов социальной защиты населения на 01.06.2006 г. действует 1054 стационарных учреждения социального обслуживания на 242,8 тыс. мест, в том числе:

1545 домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 98,6 тыс. мест,

2450 психоневрологических интернатов на 132,1 тыс. мест,

364 дома (отделения) милосердия на 1,5 тыс. мест,

  • 12 геронтологических центров (отделений) на 2,0 тыс. мест,
  • 35 специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 6568 мест,
  • 89 социальных учреждений для лиц без определенного места жительства.

Основными тенденциями в развитии сети стационарных учреждений социального обслуживания являются их социально-медицинская специализация и повышение комфортности проживания престарелых и инвалидов. Во многих регионах прослеживается четкая тенденция разукрупнения многоместных домов-интернатов и за счет этого улучшение условий проживания в них пожилых инвалидов. [таблица №1]

Из показателей, указанных в таблице, видно, что во многих регионах мощности стационарных учреждений меньше чем инвалидов и пожилых граждан проживающих в них даже вполне благополучных по экономическому развитию. В Читинской области налицо все проблемы которые имеют место быть в других регионах:

1. Фактическое число проживающих больше чем мощности учреждений.

2. Наличие очереди на помещение в дома-интернаты.

Дома-интернаты, как сложившаяся традиционная форма в системе социального обслуживания, являются медико-социальными учреждениями, предназначенными для проживания пожилых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В эти учреждения принимаются граждане старшего возраста (женщины с 55 лет и мужчины с 60 лет).

8 стр., 3832 слов

Организация социального обслуживания граждан пожилого возраста

... «Сохранение памяти» К сожалению, с возрастом многие пожилые подопечные Хеседа страдают от различных когнитивных ... больные обычно выписываются из лечебных учреждений умирать дома. Причем, многие из них умирают ... невероятно высокой стоимости других, от недостатка социальной помощи для них и их семей, ... фонде работает несколько человек, помогающих организовать работу, кроме этого, доктору Лизе помогает ...

Прием производится в соответствии с нормативным документом, который позволяет избежать необоснованного направления граждан пожилого возраста, страдающих психическими заболеваниями, либо имеющих соматические болезни, которые подлежат лечению в стационарах здравоохранения.

Наряду с постоянным проживанием граждане пожилого возраста могут приниматься на временное проживание сроком от 2 до 6 мес. [24, c.154]

Состояние здоровья граждан пожилого возраста характеризуется особой тяжестью и множественным характером хронической патологии. Этим обстоятельством объясняется тот факт, что 35 % из них находятся на постоянном постельном режиме.

В домах-интернатах организовано медицинское обслуживание. Оно осуществляется по четырем основным направлениям: профилактические осмотры, консультативная помощь, диспансерное наблюдение, организация лечебного процесса. Большое место отводится медицинскому уходу, оздоровительным мероприятиям, двигательному режиму.

Медицинская помощь проживающим оказывается врачами и другим медицинским персоналом, состоящим в штате дома-интерната. Специализированную помощь и при необходимости — стационарную осуществляют специалисты лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения. Следует подчеркнуть, что проживающие в домах интернатах входят в число жителей данного региона и также находятся в сфере влияния территориальных учреждений здравоохранения. На них распространяются все условия обязательного медицинского страхования. Пенсионеры и инвалиды пользуются всеми теми учреждениями медицинского профиля, что и население страны. [21, c.357-359]

В последние годы в системе социального обслуживания начали функционировать другие учреждения -социально-оздоровительные центры, которые созданы в целях проведения в стационарных условиях социально-оздоровительных и профилактических мероприятий, продления возможности самореализации гражданами пожилого возраста и инвалидами, сохранившими способность к самообслуживанию и активному передвижению, своих жизненно важных потребностей путем укрепления здоровья, повышения физической активности, а также нормализации психического статуса. Для поступления в социально-оздоровительный центр пожилые люди должны иметь заключение лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья, требуемых санаторно-реабилитационных мероприятиях и отсутствии медицинских противопоказаний для помещения в это учреждение. Социально-оздоровительный центр осуществляет мероприятия по адаптации граждан к условиям проживания, оздоровительные и профилактические мероприятия, организацию рационального питания, мероприятия по коррекции психологического статуса граждан, восстановление способностей к посильному труду, организацию досуга, проведение санитарно-просветительной работы с целью решения вопросов возрастной адаптации. В социально-оздоровительном центре проводится работа по внедрению новых форм и методов оздоровления.

Социально-оздоровительные центры как учреждения нового типа, созданные в условиях рыночных отношений, являются перспективными в связи с их реабилитационной направленностью. Платные услуги, предоставляемые в этих учреждениях, рассчитаны преимущественно на граждан, имеющих соответствующие доходы. Они не должны быть сдерживающим фактором в развитии этих учреждений. В процессе функционирования социально-оздоровительных центров будут выявлены проблемы, которые станут предметом изучения и внесения корректировок в их деятельность.

23 стр., 11463 слов

Дипломная работа социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов

... и поддержке граждан пожилого возраста и инвалидов; объективные предпосылки и пути развития социальной защиты пожилых людей и инвалидов; социальные проблемы лиц пожилого возраста и их отражение в государственной социальной политике; - провести анализ эффективности работы центров социального обслуживания и повышение их роли по социальному обслуживанию пожилых ...

Постарение сельского населения ставит вопрос о необходимости оказания им социально-медицинской помощи в стационарных учреждениях. Функционирующие ранее межколхозные дома-интернаты вынуждены изменить свой юридический статус. На их базе формируется сеть учреждений малой вместимости на 10-15 мест. Для этих целей приспосабливаются также и сельские участковые больницы.

В связи с продолжающимся постарением населения, увеличением количества пожилых людей на селе, нуждающихся в социальной поддержке, роль стационарных учреждений сельского типа будет возрастать. По существу, частично роль таких учреждений уже выполняют дома-интернаты малой вместимости.

Преимущество их в том, что они не требуют больших финансовых затрат, но самое главное — они доступны пожилым гражданам и привлекательны тем, что не требуют «разрыва» с привычной житейской средой. Пожилые люди сохраняют отношения с родственниками, соседями, бывшими сослуживцами, что в психологическом отношении весьма значимо для них.

В домах-интернатах общего типа обслуживается более 60 % лиц старших возрастов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе. Для совершенствования социальной поддержки наиболее слабых граждан были созданы дома милосердия. Почти во всех стационарных учреждениях Российской Федерации открыты отделения милосердия. Преобладающей деятельностью их является осуществление медицинского ухода, поддержание жизнедеятельности очень старых и больных людей.

В отличие от отделений, функционирующих в рамках положения о доме-интернате для престарелых и инвалидов, в отделениях милосердия снижена нагрузка на средний и младший медицинский персонал, что благоприятно отразилось на качестве обслуживания. Анализ практики введения отделений милосердия в процесс работы домов-интернатов показал целесообразность этого мероприятия. Оно позволило улучшить обслуживание пожилых граждан, несколько облегчить работу персонала.

Стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста представляют собой постоянно развивающуюся систему. Своеобразие ее состоит в том, что социально-медицинская помощь, оказываемая пожилым гражданам, дифференцирована. Методы ее оказания зависят от соматического и психофизиологического состояния пожилых граждан, проводятся с учетом способностей их к самообслуживанию и передвижению. В связи с этим в одних учреждениях преобладает социально-психологическая помощь, в других — оздоровительно-активизирующие мероприятия, в третьих — медицинский уход и социально-бытовое обслуживание. Вместе с тем, профилирование и специализация геронтологических стационарных учреждений социального обслуживания в перспективе должны получить большую отчетливость с учетом потребностей граждан пожилого возраста в видах услуг и типах учреждений. Требует проработки вопрос о более широком развитии стационарных учреждений на условиях оплаты.

Все стационарные учреждения нуждаются в оснащении техническими средствами реабилитации и в оборудовании вспомогательными устройствами, позволяющими осуществлять активное передвижение. Эта учреждения нуждаются в создании доступной для пожилых людей среды жизнедеятельности, в которой необходимо предусмотреть пандусы, противоскользящие покрытия, поручни, перила в жилых и вспомогательных помещениях и другие приспособления.

Требуют анализа и регламентации вопросы преемственности между различными типами стационарных геронтологических учреждений социального обслуживания.

Помимо внутриведомственной преемственности встают вопросы взаимодействия геронтологических учреждений в системе социальной защиты и здравоохранения. Ощущается необходимость разработки нормативных документов в этой области.

Все стационарные учреждения являются некоммерческими организациями, предназначены для постоянного или временного (сроком до 6 месяцев) проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет), инвалидов I и II гр., инвалидов детства, нуждающихся в уходе, бытовом и медико-социальном обслуживании, обучении, воспитании, реабилитации и социально-трудовой адаптации.

В Читинской области открыто на 1.06.2006 г. 24 стационарных учреждения для престарелых и инвалидов. Прием граждан в дома-интернаты осуществляется на основании личного заявления, медицинского заключения и акта обследования его жилищных условий. С каждым поступающим в дом-интернат заключается договор на социальное обслуживание согласно постановления Правительства Российской Федерации № 244 от 17-04-2002 г. «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов». На основании вышеуказанного постановления с проживающего в доме интернате взимается плата, процент отчисления которой зависит от прожиточного минимума сложившегося в регионе, но не может превышать 75% установленной ему пенсии. Поступившие средства направляются на дополнительное питание проживающих и обеспечение мягким инвентарем. [22, c.410-412]

Все стационарные социальные учреждения подразделяются:

3. Дом-интернат для престарелых и инвалидов.

4. Психоневрологический дом-интернат.

5. Дом ветеранов.

6. Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.

7. Социальный приют.

Дома-интернаты для престарелых и инвалидов:

Областные:

Атамановский №1

Атамановский №2

Борзинский

Балейский

Хапчерангинский

Ясногорский

Сохондинский (специальный)

Петровск-Забайкальский для умственно отсталых детей

Муниципальные:

Большереченский Красночикойского района

Акатуйский А-Заводского района

Фирсовский Сретенского района

Солонеченский Газ-Заводского района

В-Дарасунский Тунгокоченского района

Психоневрологические дома-интернаты:

Читинский

Хадабулакский

Первомайский

Дом ветеранов г. Чита

Социальный приют для лиц без определенного места жительства

Реабилитационные центры

«Надежда» для детей занимающихся бродяжничеством

«Шиванда» для детей и подростков с ограниченными возможностями

«Спасатель» для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Рост количества стационарных учреждений и мест в них происходит ежегодно.

Заключение

Социально-экономические преобразования, проводимые в России в последнее десятилетие, изменили взгляды по отношению к пожилым людям и инвалидам. Число учреждений по предоставлению социальных услуг с каждым годом растет, так же увеличивается и число нуждающихся в этих услугах. Трудовые и экономические затраты на уход за пожилыми и инвалидами бременем ложатся на современную семью, порождая новые проблемы, которые не всегда находят разрешение силами самой семьи.

В связи с этим за последние 10 лет в области число стационарных социальных учреждений по обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов увеличилось в три раза. Затраты на содержание учреждений ежегодно растут, которые тяжелым бременем ложатся на бюджеты всех уровней.

Развитие социальной помощи пожилым гражданам и инвалидам в Читинской области предполагается по следующим направлениям:

  • Улучшение условий проживания, создание доступной среды жизнедеятельности в домах-интернатах.
  • Ликвидация очередности за счет открытия домов-интернатов малой вместимости, которые требуют меньших финансовых затрат. Проживание в которых не требует «разрыва» с привычной жизненной средой.

— Развитие сети служб по оказанию социальных услуг на дому. Данное направление деятельности наименее затратное, позволит охватить значительное число нуждающихся.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/sotsialnaya-rabota-s-pojilyimi-grajdanami-kursovaya/

1. О ветеранах. Федеральный закон РФ от 12.01.1995г. №5-ФЗ.

2.Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 10.12.1995г. №195-ФЗ,

3.О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 24.12.1995г. №181-ФЗ.

7.Бондаренко И.Н., Лазарева B.C.. В интересах пожилых людей. Работник социальной службы, журнал №1. Москва. 1997.С. 43-52.

8.В помощь гериатру. Сборник нормативно-правовых документов. Под ред. Лазебник Л.Б. М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1999-144с.

19. Социальная работа: Учебное пособие / Под ред. Н.Ф.Дивицына. — М., 2005, 36 с.

— Энциклопедия социальной работы «Центр общечеловеческих ценностей»/ Пер. с англ. — М., 1994.

21. Социальная работа / Под ред. В.И.Курбатова. — М.: Изд-во «Феникс», 2009 — 429 с.

— Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н.Гусова. — М., 2006 — 487 с.

— Технология социальной работы: Учебник / А.А.Чернецкая. — Ростов-на-Дону, 2006. — 400 с.

— Технология социальной работы / Под ред. И.Г.Зайнышева. — М.: 2009 — 240 с.

— Социальная служба в мире: опыт и информация. Работник социальной службы, журнал №1. М., 1997 — 105-110 с.

— Основы управленческой деятельности / Учебник. — М.: 2008 — 263 с.

— Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И.Холостовой. — М.: 1997 — 460 с.

— Теория социальной работы / Под ред. Е.И.Холостовой.- М.:1998 -304 с.

— Технология социальной работы / Под ред. М.В.Фирсова. — М.: 2010 — 423 с.

— Возраст мудрости — возраст созидания / Программа развития ООН. — М., 2009 — 75 с.

— Социальная работа: теория и практика / Под ред. Е.И.Холостовой, А.С.Сорвина. — М.: 2003 — 427 с.

— Популярная энциклопедия пожилого человека / Под ред. Г.П. Котельниковой — М.: 2007 — 325 с.

Приложение

Таблица 1 Анализ численности престарелых и инвалидов, обслуженных в стационарных учреждениях (Сибирский федеральный округ) на 1.06.2010 г.

всего общего типа психо- невроло-гические детские реабилит.центры для детей инвалидов

Число учреждений

Республика Алтай 1 1 0 0 0
Республика Бурятия 14 9 4 1 0
Республика Тыва 6 3 2 1 0
Республика Хакасия 7 2 2 2 1
Алтайский край 52 19 7 3 0
Иркутская область 14 6 3 3 2
Кемеровская область 29 15 10 4 0
Новосибирская область 13 5 5 3 0
Омская область 15 6 7 2 0
Томская область 8 2 1 1 4
Читинская область 16 9 3 1 3
АБАО 3 3 0 0 0
Таймырский авт. округ 0 0 0 0 0
Эвенкийский авт. округ 1 1 0 0 0
Красноярский край 25 9 10 6 0

Число фактически развернутых коек

Республика Алтай 260 260 0 0 0
Республика Бурятия 1821 820 777 224 0
Республика Тыва 945 365 420 160 0
Республика Хакасия 1859 806 803 130 120
Алтайский край 5196 2305 2291 600 0
Иркутская область 3490 1480 1021 779 210
Кемеровская область 6886 2416 3515 955 0
Новосибирская область 4493 1970 1748 775 0
Омская область 3120 1020 1990 ПО 0
Томская область 2182 780 690 ПО 602
Читинская область 2050 1070 600 200 180
АБАО 87 87 0 0 0
Таймырский авт. округ 0 0 0 0 0
Эвенкийский авт. округ 85 85 0 0 0
Красноярский край 5052 1442 2503 1107 0

Число инвалидов и престарелых по списку

Республика Алтай 210 210 0 0 0
Республика Бурятия 1508 553 752 203 0
Республика Тыва 888 364 392 132 0
Республика Хакасия 1680 728 706 126 120
Алтайский край 4841 2044 2222 575 0
Иркутская область 3541 1480 1050 779 226
Кемеровская область 5865 1910 3186 681 0
Новосибирская область 4225 1775 1651 670 0
Омская область 3385 1007 1859 519 0
Томская область 1645 716 614 95 220
Читинская область 2184 1070 676 258 180
АБАО 107 107 0 0 0
Таймырский авт. округ 0 0 0 0 0
Эвенкийский авт. округ 77 77 0 0 0
Красноярский край 5069 1423 2623 1023 0

Состоит на очереди

Республика Алтай 0 0 0 0 0
Республика Бурятия 0 0 0 0 0
Республика Тыва 27 19 8 0 0
Республика Хакасия 0 0 0 0 0
Алтайский край 400 200 194 6 0
Иркутская область 1138 850 70 218 0
Кемеровская область 0 0 0 0 0
Новосибирская область 1514 956 558 0 0
Омская область 317 158 9 25 0
Томская область 0 0 0 0 0
Читинская область 250 150 100 0 0
АБАО 95 95 0 0 0
Таймырский авт. округ 0 0 0 0 0
Эвенкийский авт. округ 0 0 0 0 0
Красноярский край 1134 982 152 0 0

Курсовая работа, Технологии социальной работы с людьми пенсионного возраста

Чита, 2010

Содержание

Глава 1. Социальное обслуживание пожилого населения в современных условиях

1.1 Проблемы пожилых людей в современных условиях

Обеспечение благоприятной старости — необходимый элемент развития общества

Глава 2. Анализ деятельности социальных учреждений и перспективы развития социального обслуживания пожилых граждан в Читинской области

Стационарное обслуживание

Нестационарная социальная помощь

Развитие нестационарной социальной помощи

Перспективы развития стационарного социального обслуживания

Заключение

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/sotsialnaya-rabota-s-pojilyimi-grajdanami-kursovaya/

Приложение

Введение

Длительная история становления социальной помощи населению берет начало от возникновения специальных учреждений — богаделен. По определению энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона богадельня (от слова «бога дела», то есть для бога) — заведение для призрения лиц, почему бы то ни было не способных к труду, как-то престарелых, немощных, увечных и выздоравливающих (но не временно больных и умопомешанных, для которых существовали специальные учреждения).

Основным признаком богадельни являлось полное содержание, даваемое призреваемым.

Социальная деятельность в России, как и в других странах, служит благородным целям — обеспечить удовлетворение потребностей населения, в частности, пожилых людей как особой группы, создать более благоприятную атмосферу для достойной поддержки их возможностей. Она должна способствовать выявлению положительного потенциала граждан «третьего возраста», которые становятся заметной общественной силой, приближению социальной политики и социальных программ к нуждам стареющего населения. Сегодня социальная защита пожилых людей — это комплекс правовых, экономических, социальных мер в сочетании с организационными мероприятиями, позволяющими придать социальной помощи адресный характер. Обеспечение ее эффективности требует применения более универсального подхода к трактовке интересов лиц старшего поколения в современных условиях, так как социальная защита на уровне достаточности может изменить к лучшему качество и уклад жизни наших пожилых соотечественников.

Старость иногда называют «возрастом социальных потерь». Утверждение это не лишено оснований: старость как фаза жизни характеризуется возрастными изменениями его функциональных возможностей и, соответственно, потребностей, роли в семье и обществе, что зачастую протекает не безболезненно для самого человека и его социального окружения. [31, c.15]

При комплексном подходе к решению проблем пожилых граждан и инвалидов, оказания им социальных услуг особое место занимают стационарные социальные учреждения. Государство через данные учреждения приняло на себя функцию содержания и ухода за пожилыми людьми, нуждающимися в постоянной социальной поддержке по причине неспособности к самообеспечению и самообслуживанию. Создание условий для достойной старости — главное направление деятельности стационарных социальных учреждений.

Объект исследования — технологии социального обслуживания пожилых людей в РФ.

Предмет исследования — социальное обслуживание пожилых людей в Читинской области.

Цель данной работы — изучить социальное обслуживание в Читинской области.

Задачи исследования:

— Раскрыть сущность социального обслуживания пожилых людей.

— Проанализировать проблемы пожилых людей в современном обществе.

— Изучить организацию социального обслуживания пожилых людей в Читинской области.

— Рассмотреть перспективы развития социального обслуживания в Читинской области.

Глава 1. Социальное обслуживание пожилого населения в современных условиях