Органы дознания и их полномочия

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, Институт государственного управления, Кафедра государственного управления и права, Специальность «Государственное управление и право», КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Органы дознания и их полномочия»

МИНСК

2005

Уголовно-процессуальное право является одной из многочисленных отраслей, на которые распадается право в целом. Оно призвано обеспечивать гарантии справедливого правосудия по уголовным делам, прав и законных интересов граждан и организаций при расследовании и разрешении уголовных дел. Опираясь на гуманные принципы, уголовный процесс играет заметную роль в жизни общества. Понимание действий всего государственного механизма по борьбе с преступностью способствует эффективному управлению государственным аппаратом и обеспечивает подготовку добросовестных строителей правового государства.

Целью данной курсовой работы служит исследование вопросов, касающихся деятельности органов дознания. Органы дознания, по своей сути не являются неким обособленным образованием, а являются важной и неотъемлемой частью всей системы органов охраны права. Ведь если посмотреть на вопрос в широком смысле, то правоохранительными являются все без исключения органы, чья деятельность связана с обеспечением законности.

У обывателя зачастую правоохранительные органы ассоциируются с весьма мрачным представлением неких карательных органов государства. И это представление легко может быть объяснимо самим фактом существования на протяжении десятилетий в нашей стране репрессивной машины и фактическим пренебрежением к закону власть предержащих. Сегодня Республика Беларусь встала на путь продвижения к правовому государству. И именно поэтому на первый план выдвигается именно закон и его неукоснительное соблюдение, как гарантия прогрессивного развития общества и государства на пути к истинно социальному государству, политика которого будет направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Надеюсь, что результатом изучения системы органов дознания в целом и данного небольшого исследования в области изучения компетенции, полномочий и основных функций органов дознания станет глубокое понимание принципов работы органов уголовного преследования Республики Беларусь.

5 стр., 2269 слов

История государства и права Беларуси

... права Республики Беларусь. - Минск, 1997.; 7) Доунар Т.I. ГIСТОРЫЯ ДЗЯРЖАВЫ I ПРАВА ... государственного строя государств-княжеств на территории современной Беларуси, становление права древней Беларуси ... права древней Беларуси и его характеристика Возникновение государств на территории Беларуси сопровождалось формированием права. Доминирующим правом в древности было обычное, неписанное право, источником ...

Дознание — одна из форм расследования преступлений, осуществляемая уполномоченными на то государственными органами в целях пресечения, предотвращения и раскрытия готовящихся или совершенных преступлений путем сочетания в своей деятельности оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных действий [9, C.11].

В соответствии со ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь государственными органами и должностными лицами, уполномоченными законом осуществлять дознание, являются:

1) органы милиции;

  1. органы государственной безопасности — по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;
  2. командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил Республики Беларусь, других воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;
  3. начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;
  4. органы пограничных войск — по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;
  5. таможенные органы — по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;
  6. органы финансовых расследований — по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;
  7. органы государственного пожарного надзора по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;
  8. капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах;

10)главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь — по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений [1, С.60].

На органы дознания и должностных лиц в зависимости от характера преступления возлагаются:

  1. прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном и готовящемся преступлении;
  2. дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;
  3. выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;
  4. ускоренное производство в порядке, предусмотренном главой 47 УПК;
  5. производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, и менее тяжких преступлениях, по которым не установлено подлежащее привлечению в качестве обвиняемого лицо, до его установления [3, с.2].

Закон возложил на органы дознания осуществление следующих уголовно-процессуальных функций:

а) рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях;

10 стр., 4563 слов

По предмету: « Уголовное право» : » Преступления, посягающие ...

... полевых работах, даже если эти преступления совершались невооруженными группами. После коллективизации сельского хозяйства и подавления сопротивления крестьянства уголовная ответственность за бандитизм стала применяться реже, т. к. уголовная преступность была ...

  • б) дознание;
  • в) производство следственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей;
  • г) оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий.

Процессуальная деятельность указанных органов заключается в производстве предварительного расследования в форме дознания. Однако для всех органов дознания, кроме милиции и органов финансовых расследований, эта деятельность не является их основной функцией. Все органы дознания действуют в пределах своей компетенции и обладают равными процессуальными полномочиями [11, с.153].

1. Органы милиции являются особым, универсальным органом дознания. Закон не ограничивает их компетенцию определенным характером уголовных дел, как об этом оговорено применительно к другим органам дознания.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 26 февраля 1991 г. «О милиции»‘ задачами милиции являются: 1) охрана общественного порядка; 2) обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, а также общественной безопасности; 3) предотвращение и пресечение преступлений и других правонарушений; 4) обнаружение и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших; 5) защита всех форм собственности от противоправных посягательств; 6) оказание на условиях и в порядке, установленных законодательствам, помощи гражданам, государственным органам, а также предприятиям, учреждениям и организациям в защите их прав и реализации возложенных на них обязанностей, а т; другие задачи [8, с.1].

Милиция Республики Беларусь состоит из: 1) криминальной милиции; 2) милиции общественной безопасности; 3) специальной милиции; 4) транспортной милиции; 5) милиции по организованной преступности и коррупции. Они взаимодействуют при выполнении стоящих перед ними задач.

В состав криминальной милиции входят подразделения уголовного: розыска, по борьбе с экономическим преступлениями, с организованной преступностью, экспертно-криминалистические и иные подразделе: необходимые для осуществления оперативно-розыскной деятельности, также оказания помощи милиции общественной безопасности в решении возложенных на них обязанностей.

Задачами криминальной милиции является предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суде, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой, паспортной службы, службы дознания, виз и регистрации, участковых инспекторов милиции, изоляторы временного содержания задержанных, спецприемники, приемники-распределители, учебные пункты и другие подразделения, необходимые для осуществления деятельности милиции.

Для милиции общественной безопасности задачами являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений по делам, по которым предварительное следствие не предусмотрено.

12 стр., 5530 слов

Понятие дознания и предварительного следствия

... сил и средств органов внутренних дел; персональная ответственность следователя, руководителей оперативных подразделений и начальников милиции общественной безопасности за проведение и ... УПК устанавливает некоторое подчинение органов дознания органам предварительного следствия. Так, например органы следствия вправе давать поручения органам дознания для проведения теми отдельных следственных ...

В состав специальной милиции входят: милиция охраны объектов по договорам, милиция режимных территорий и объектов, государственная автомобильная инспекция, дорожно-патрульная служба, высшие и средние специальные учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения.

Транспортная милиция решает задачи борьбы с преступностью, охраны общественного порядка на транспорте, сохранения грузов и выполняет другие обязанности, вытекающие из задач милиции.

В состав транспортной милиции входят: 1) криминальная милиция (подразделения уголовного розыска, по борьбе с преступными посягательствами на грузы, по борьбе с экономическими преступлениями, экспертно-криминалистические, а также иные подразделения и учреждения, необходимые для осуществления оперативно-розыскной деятельности); 2) милиция общественной безопасности (дежурные части, подразделения патрульно-постовой и профилактической службы, службы спецконтроля авиапассажиров в аэропортах, другие подразделения, необходимые для осуществления деятельности транспортной милиции).

Милиция по организованной преступности и коррупции решает задачи предотвращения и пресечения, обнаружения и раскрытия убийств, актов терроризма, незаконного оборота оружия, деятельности организованных преступных групп, преступных организаций, банд, незаконных вооруженных формирований, других преступлений, имеющих большой общественный резонанс, транснациональный характер, а также разработки и осуществления мер по предотвращению и пресечению проявлений коррупции в государственных органах, легализации преступных доходов [8, с.2].

Обязанности и права милиции обширны (ст. 1, ст. 16 Закона «О милиции»).

Главная обязанность — обеспечить общественный порядок. Милиция обязана принимать и регистрировать поступающую информацию о преступлениях, других правонарушениях и происшествиях, незамедлительно реагировать на заявления и сообщения о них. Для этого в составе милиции общественной безопасности имеются дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы и другие подразделения.

Милиция как орган дознания вправе задерживать и содержать в специально отведенных в органах милиции помещенных лиц, подозреваемых в совершении преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания.

Полномочиями органа дознания обладают начальники милиции. Они осуществляют дознание не сами, а, как правило, поручают проведение подчиненным работникам (оперативным уполномоченным, участковым инспекторам милиции и др.).

Это зависит от конкретных обстоятельств дела.

  1. Органы государственной безопасности являются органами

    дознания по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению. К таким делам относятся, например, дела о преступлениях против мира, безопасности человека, против государства и порядка осуществления власти и управления. Производство по ним осуществляют работники оперативно-розыскных служб. Причем дознание может вестись в обеих формах: как без обязательного, так и с обязательным производством предварительного следствия.

    20 стр., 9547 слов

    Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, ...

    ... порядка и общественной безопасности, на борьбу с правонарушениями. От ее эффективности во многом зависит состояние правопорядка. Целью которая ставилась в данной работе является изучение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Для достижения ...

  2. Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях,

    совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совершенные гражданами персоналом Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона.