Земельный фонд. Категории земель

  • экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
  • установления обоснованной платы за землю;
  • иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.
  • Государственный земельный кадастр содержит сведения о:

    • земельных участках;
    • территориальных зонах;
    • землях и границах территории, на которых осуществляется местное самоуправление;
    • землях и границах субъектов Российской Федерации;
    • землях и границах Российской Федерации.

    Указанные сведения содержатся в государственном земельном кадастре в объеме, необходимом для осуществления государственного управления земельными ресурсами.

    К основным документам государственного земельного кадастра относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).

    К вспомогательным документам государственного земельного кадастра относятся книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети.

    К производным документам государственного земельного кадастра относятся документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы), иные справочные и аналитические документы.

    Состав документов государственного земельного кадастра и порядок их ведения установлены приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 15 июня 2001 г. № П/119 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра».

    Единый государственный реестр земель представляет собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. Единый государственный реестр земель содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках.

    В Едином государственном реестре земель содержатся следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

    6 стр., 2743 слов

    Предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам, ...

    ... 20 ЗК РФ). Предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного ... референдумы граждан по вопросам предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов. Предоставление земельных участков осуществляется с учетом ...

    На всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.

    Государственный земельный кадастр имеет важное народнохозяйственное значение. Его данные служат для организации эффективного использования земель и их охраны, планирования народного хозяйства, правильного размещения и специализации сельскохозяйственного производства, а также для осуществления других народнохозяйственных мероприятий, связанных с использованием земель. С помощью земельно-кадастровых данных можно определить место земельных ресурсов в составе национального богатства страны, устанавливать задания по повышению продуктивности использования земельных ресурсов путем перевода земель из одной категории в другую, трансформации и улучшения угодий, мелиорации земель, борьбы с эрозией почв, кислотностью, засолением, заболачиванием земель, давать оценку экономической эффективности планируемых мероприятий.

    Глава 3. Управление земельным фондом

    По характеру управления и объему его функций управление различают общее и отраслевое (межотраслевое) государственное управление земельными ресурсами. Общее государственное управление имеет территориальный характер, т.е. охватывает определенные территории (чаще всего— территории в пределах границ административно-территориальных образований) без каких-либо изъятий или перерывов. Например: в пределах границ сельского населенного пункта; в пределах административных границ района и т.д.

    Отраслевое (межотраслевое) управление имеет отраслевой характер, т.е. распространяется на земли только отдельных отраслей или групп отраслей народного хозяйства (земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности, транспорта и т.д.).

    Общее и отраслевое (межотраслевое) управление взаимосвязаны как общностью задач (обеспечение рационального использования и охраны земель), содержанием функций управления (распорядительные, контрольные, правоохранительные и др. функции), так и методом регулирования отношений (как правило, он имеет императивный, властный характер).

    В то же время они отличаются по объему правомочий соответствующих органов управления и их соподчиненностью и по охвату управляемых территорий.

    В обеспечении рационального использования и охраны земельного фонда помимо государственного управления существенное значение имеет также внутрихозяйственное управление им, т.е. управление, осуществляемое конкретными субъектами права на землю: собственниками земельных участков и землепользователями. В соответствии с действующим земельным законодательством рациональное использование земли и ее охрана входят в перечень их обязанностей, выполнение которых осуществляется ими в процессе хозяйственной деятельности. Законодательство предусматривает и меры правовой ответственности субъектов права на землю за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей (например, изъятие земельных участков).

    7 стр., 3332 слов

    Основные принципы и порядок управления государственным имуществом

    ... – Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Птербурга)* - является органом, обладающим наибольшим числом полномочий по управлению государственным имуществом. Данный орган государственной власти выполняет следующие ... органы контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков и иного федерального имущества. Д) Непосредственно управленческую ...

    В связи с этим внутрихозяйственное управление земельным фондом следует рассматривать как неотъемлемое звено общей цепи государственного управления земельным фондом.

    Говоря о государственном управлении земельным фондом в современных условиях, нельзя не обратить внимание на одну особенность, связанную с ликвидацией монополии государственной собственности на землю и установлением иных форм права собственности на нее. В этих условиях значительно более резко, чем раньше, проявляется разграничение государственного управления по признакам:

    1) управление, когда государство выступает в роли собственника земли как недвижимого имущества;

    2) управление, когда государство выступает в роли органа власти, т.е. суверена, обладает территориальным верховенством в отношении всех земель независимо от форм собственности.

    В первом случае — это хозяйственное государственное управление, суть которого заключается в принятии решений по поводу сделок с землей (приватизация, сдача в аренду и др.).

    Земля здесь выступает прежде всего как объект хозяйственной деятельности государства, осуществляемой через соответствующие государственные органы, оставаясь одновременно и объектом государственного управления.

    Во втором случае земля выступает в качестве пространственного фактора для осуществления властных функций государства, т.е. территории, на которую распространяется государственная власть.

    Эти стороны государственного управления, земельным фондом тесно взаимосвязаны и являются составными частями единого управленческого процесса.

    К компетенции федеральных исполнительных органов по управлению земельным фондом относятся:

    К компетенции исполнительных органов субъектов Российской Федерации по регулированию земельных отношений относятся:

    Федеральная служба земельного кадастра и ее органы на местах — основные исполнители конкретной работы по управлению земельным фондом. Они работают в тесном взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. К их компетенции относятся:

    • подготовка предложений и материалов по изъятию и предоставлению земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а также для граждан и их объединений;
    • организация, методическое руководство и непосредственное выполнение работ, связанных с ведением государственного земельного кадастра, землеустройства и мониторинга земель;
    • организация и непосредственное осуществление обследовательских, почвенно-геоботанических, землеустроительных и иных работ;
    • оформление и выдача лицензий на право проведения землеустроительных работ и работ, связанных с изучением и использованием земельных ресурсов;
    • установление на местности границ земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам на праве собственности или пользования, и выдача им правоустанавливающих документов;
    • контроль за правильностью использования и охраной земель, за соблюдением всеми собственниками земли и землепользователями земельного законодательства;
    • привлечение к административной ответственности за нарушение земельного законодательства;
    • создание районного фонда перераспределения земель, планирование и осуществление его использования;
    • практическое осуществление мероприятий, связанных с земельной реформой;
    • выполнение других работ по регулированию земельных отношений совместно с местной администрацией.

    В связи с включением земли в перечень объектов недвижимого имущества и введением ее в гражданский оборот, а также в связи с отнесением к компетенции судов таких функций, как разрешение земельных споров и привлечение к ответственности за нарушение земельного законодательства, правомерно говорить об участии судебных органов в процессе управления земельным фондом.

    7 стр., 3316 слов

    Объекты и субъекты земельных правоотношений

    ... о том, что земельный процесс является не только частью госу­дарственного управления земельным фондом, но и необходи­мым его элементом. В земельном праве управление земельным фондом явля­ется самостоятельной ... и их охрана. 2. Объекты и субъекты земельных правоотношений Объекты земельных правоотношений. Земельный кодекс РК предусматривает понятие объекта земельных отношений, которым является вся земля ...

    В связи с приданием органам местного самоуправления статуса самостоятельной формы управления (ст. 3 Конституции РФ)10 и определением объекта этого управления, каковыми являются вопросы местного значения, правомерно говорить и о разграничении управления земельным фондом на государственное и муниципальное управление.