Финансово-правовой статус казенных учреждений

Решение данного вопроса имеет теоретическое и практическое значение, так как согласно Федеральному Закону РФ от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ) создан новый тип государственных (муниципальных) учреждений – казенные учреждения. Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти.

Степень разработанности проблемы. Не смотря на то, что казенные учреждения появились в РФ сравнительно недавно, их проблематика не осталась без внимания. Так, к примеру, вопросами нового финансово-правового статуса государственных (муниципальных) учреждений занимаются И.Ф.Сюбарева « Обеспечение финансовой устойчивости», Ю. Васильев «Правовой статус бюджетных образовательных учреждений изменится», И. Зернова «Казенные учреждения – новый тип государственных (муниципальных) учреждений», А.Беляев « Изменение правового статуса учреждений: деление на бюджетные и казенные» и другие.

Цель и задачи исследования. Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы определить и обозначить финансово-правовой статус казенных учреждений. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

  • выявить правоотношения и правовую базу, регулирующую данные правоотношения в сфере деятельности казенных учреждений
  • определить субъекты и объекты правоотношения в сфере деятельности казенных учреждений
  • обозначить составляющую контрольно-надзорную деятельность за казенными учреждениями
  • определить ответственность за нарушения в деятельности казенных учреждений
  • раскрыть особенности правового положения казенных учреждений
  • показать фактическое применение права в процессе деятельности казенных учреждений
  • проанализировать правонарушения в казенных учреждениях
  • выявить проблемы законодательства в сфере деятельности казенных учреждений
  • предложить пути совершенствования законодательства в сфере деятельности казенных учреждений

Теоретико-методологические основы исследования. Теоретическую и методологическую базу данной работы составляют такие общенаучные методы, как логический, сравнительный, системный, историко-генетический анализ, структурно-функциональный и также специальные методы экономического анализа: субъективно-объективный, категориальный.

5 стр., 2063 слов

Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований

... правового акта". Это обусловлено основополагающим принципом финансового права - принципом приоритета законодательных органов над исполнительными в области финансовой деятельности. ... вопросов управления муниципальной собственностью, ... финансовые решения должны оформляться в форме закона, а не постановлений Правительства РФ или Указов Президента РФ. Например, главные финансовый план государства ...

Эмпирической базой послужили статистические материалы, опубликованные в научной литературе и периодической печати.

Нормативно-правовую базу составили: Гражданский кодекс Российской Федерации, Административный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральные законы РФ от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» ; Федеральный закон РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; Федеральный закон РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Структура работы. Поставленная цель, задачи и используемые методы исследования обусловили структуру данной курсовой работы. Она состоит из введения, девяти параграфов, объединенных в три главы, заключения и списка используемых источников.

Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы, ставится цель и задачи исследования.

Первая глава «Правовые основы регулирования казенных учреждений» посвящена правоотношения, правовой базе, субъектам и объектам в сфере деятельности казенных учреждений, а так же контрольно-надзорной деятельности за казенными учреждениями и ответственности за нарушения в деятельности казенных учреждений.

Во второй главе « Правоприменение в процессе деятельности казенных учреждений» описываются особенности правового положения казенных учреждений, фактическое применение права, а так же производится анализ правонарушений в казенных учреждениях.

В третьей главе «Проблемы и направления совершенствования законодательства в сфере деятельности казенных учреждений» выявляются проблемы и пути совершенствования законодательства в сфере деятельности казенных учреждений.

В заключении подводится общие итоги работы, и формулируются выводы.

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1.1Правоотношение и правовая база, регулирующая правоотношение в сфере деятельности казенных учреждений

Согласно Федеральному Закону РФ от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ) создан новый тип государственных (муниципальных) учреждений – казенные учреждения. 1

Согласно ст. 6 БК РФ казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.2

6 стр., 2958 слов

Государственные и муниципальные предприятия

... унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности конкретного юридического лица. Это обусловлено тем, что правоспособность государственных и муниципальных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, является специальной. Поэтому государственные и муниципальные ...

Таким образом, казенное учреждение не является аналогом федерального государственного унитарного предприятия, а представляет собой юридическое лицо, решающее определенные задачи в ключе полномочий федерального органа исполнительного власти или органа местного самоуправления. Все казенные учреждения, согласно Приказу № 92н, подлежат внесению в Сводный реестр участников бюджетного процесса.

Заметим, что общие положения о составлении бюджетной сметы определены в ст. 221 «Бюджетная смета» БК РФ. В Федеральном законе слова «бюджетные учреждения» заменяются на «казенные учреждения». Существенными коррективами является следующее: если прежде в бюджетной смете бюджетного учреждения дополнительно могли утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения, то теперь в бюджетной смете казенного учреждения должны утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы казенного учреждения.

Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа (ст. 221 БК РФ).

3

Ликвидация казенных учреждений имеет особенности, указанные в ст. 19.1 Федерального закона РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ), согласно которому решение о ликвидации федерального казенного учреждения принимает Правительство РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя; решение о ликвидации казенного учреждения субъекта РФ принимает исполнительный орган субъекта РФ; решение о ликвидации муниципального казенного учреждения принимает администрация муниципального образования.4

Особенностью ликвидации казенных учреждений является то, что в процессе ликвидации кредитор не имеет права требовать досрочного исполнения обязательств перед ним, а также прекращения обязательств и возмещения убытков.

Перевод государственных учреждений в казенные не будет осуществляться одномоментно. Согласно п. 9 ст. 21 Закона № 83-ФЗ до 01.01.2012 будет действовать переходный период. В течение переходного периода все федеральные законы и иные нормативные акты, а также нормативные акты субъектов РФ и муниципальных образований будут действовать для казенных учреждений в части, не противоречащей норме Закона № 83-ФЗ. Также в части, не противоречащей Закону № 83-ФЗ, для казенных учреждений будут действовать и нормативные акты, регулирующие вопросы размещения заказов для государственных нужд.

Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» казенные учреждения обязаны проводить тендеры при любых видах закупок. 5

3 стр., 1076 слов

Правовой статус и роль научно-исследовательских учреждений ФПС ГПС МЧС России

... отношений Российской Федерации. Цель реферата более детальное рассмотрение правового статуса и роли научно-исследовательских учреждений ФПС ГПС МЧС России. Структура реферата состоит из содержания, введения, ... экспертные учреждения Федеральной противопожарной службы (ФПС) и др., с другой же стороны, казенными учреждениями, сфера деятельности которых не определена Среди казенных учреждений МЧС РФ ...

Вообще, отличительная черта процесса возникновения в Российской Федерации нового типа бюджетных учреждений состоит в том, что процесс их создания не является реорганизацией. В основном казенные учреждения будут решать государственные задачи в сфере обеспечения безопасности, правопорядка и обороноспособности государства.

1.2Субъект и объект правоотношения в сфере деятельности казенных учреждений

Решение о создании бюджетных и казенных учреждений, а также изменении типа государственных (муниципальных) учреждений на бюджетные или казенные будет осуществляться в порядке, установленном п. 2 ст. 13, п. 2 ст. 17.1 Федерального закона N 7-ФЗ: