Особо охраняемые природные территории (2)

Природа – источник жизни человека и всей его хозяйственной деятельности. Вода, кислород воздуха, пища, необходимые для поддержания самой жизни, а также и ресурсы как сырьё для всех форм производства – это произведения природы, возникшие на протяжении длительной истории Земли.

В природе всё взаимосвязано и взаимозависимо, нарушение даже одного из компонентов неминуемо приведёт к изменению других, зачастую вызывая нежелательные последствия. Здесь уместно вспомнить слова К. Маркса: «…Культура,– если она развивается стихийно, а не направляется сознательно…– оставляет после себя пустыню».

В наш век научно-технического прогресса и бурного роста населения земного шара охрана биосферы как среды обитания человечества и источника восполнимых биологических ресурсов становится глобальной проблемой.

Проблеме сохранения биологического разнообразия (биоразнообразия) уделяется в мире всё больше внимания. Биоразнообразие – разнообразие живых организмов – включает в себя разновидности растений, животных, микроорганизмов, а также экосистемы и экологические процессы, частью которых они являются. Оно также включает генетическое разнообразие, а также разнообразие между видами и разнообразие экосистем.

Сохранение биоразнообразия является одной из экологических проблем мирового масштаба, и с каждым годом она всё больше обостряется по мере исчезновения очередных видов. Современные темпы потери видов животных и растений в мире превышают естественные темпы в 50–100 раз. При сохранении этих темпов к 2020 году исчезнет 15% всех существующих на Земле видов [7, с.197]. Катастрофическое уменьшение биологического разнообразия связано главным образом с разрушением среды обитания в результате антропогенной деятельности, с природоёмким развитием сельского и лесного хозяйства, загрязнением окружающей среды.

Для сохранения биоразнообразия наиболее распространёнными являются две группы мер:

  1. прямое регулирование, когда государство создаёт соответствующую правовую и нормативную среду, а также институциональные структуры (организации, ведомственные подразделения), ответственные за сохранение биоразнообразия и координацию своей деятельности с другими ведомствами;
  2. экономическое стимулирование сохранения биоразнообразия и его устойчивого использования.

Мероприятия по прямому регулированию сохранения живой природы разработаны и используются достаточно широко. Вторая группа мер, связанная с рыночными механизмами, только зарождается.

3 стр., 1021 слов

Классификация субъектов хозяйственной деятельности. Виды субъектов ...

... хозяйственного товарищества имеют право: участвовать в управлении делами товарищества; получать информацию о деятельности ... РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного ... деятельности ставят извлечение прибыли и распределение ее между участниками. Правовое положение коммерческих организаций определяется ГК РФ, федеральными законами об отдельных видах ...

Среди проблем охраны биосферы одно из важнейших мест занимает создание и эффективное функционирование системы особо охраняемых природных территорий как эталонных природных резерватов. Данный тезис подтверждается тем фактом, что Конвенция о биологическом разнообразии, принятая 5 июня 1992 года в ходе Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, утверждает среди прочих следующие международные принципы использования и сохранения биоразнообразия:

  • основным условием сохранения биоразнообразия признаётся сохранение экосистем и естественных мест обитания, поддержание и восстановление жизнеспособных популяций видов в их естественных условиях;
  • создание систем охраняемых природных территорий и районов, в которых необходимо принимать специальные меры для сохранения биологического разнообразия [19, с.51].

Охрана природы в нашей стране понимается как комплекс мер, имеющих огромное научное, социальное, философское, экономическое, нравственно-этическое и эстетическое значение. Этот комплекс включает сохранение естественных природных ресурсов (богатств), их возобновление, воспроизводство, рациональное использование и сохранение эталонов природы.

Таким образом, актуальность обозначенной проблемы бесспорна и необходимость её изучения обусловлена не только напряжённой экологической ситуацией наших дней, но и достаточно низким уровнем общего экологического образования и ответственности, что в совокупности может привести к непоправимым последствиям уже в ближайшем будущем.

Целью проекта является рассмотрение одной из основных составляющих мировой природоохранной деятельности – создания и функционирования сети особо охраняемых природных территорий. В работе поставлены задачи рассмотрения таких вопросов, как:

  • общетеоретические сведения,
  • особенности правового режима отдельных видов ООПТ,
  • история и современное состояние международного сотрудничества по данному вопросу,
  • характеристика сети ООПТ Российской Федерации и Свердловской области.

Также в проекте будут предложены рекомендации по решению существующих проблем в области функционирования исследуемого объекта, т.е. в процессе создания, функционирования сети ООПТ и мероприятий по контролю за их надлежащим состоянием. Для решения поставленных задач использовались статистические, научные, законодательные и прочие источники, общее количество которых – 22. В результате анализа данной литературы была получена возможность как можно более полно и интересно изложить основные и уже обозначенные мною аспекты выбранной темы.

1 ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Особо охраняемые природные территории и объекты являются важнейшим средством сохранения биоразнообразия.

По российскому законодательству особо охраняемыми природными территориями признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Решениями органов государственной власти эти территории полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственного использования с установлением режима особой охраны.

7 стр., 3276 слов

Особо охраняемые природные территории

... "Об особо охраняемых природных территориях" Федеральный закон « Об особо охраняемых природных территориях»//СЗ РФ. 20.03.1995. № 12. ст. 1024.. Причем требования соблюдения режима территории являются доминирующими и должны лежать в основе как земельно-правового регулирования, так ...

Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Характеристика отдельных видов ООПТ будет опираться на теоретическую базу перечисленных документов.

С учётом особенностей режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории ООПТ:

  1. государственные природные заповедника, в том числе биосферные;
  2. национальные парки;
  3. природные парки;
  4. государственные природные заказники;
  5. памятники природы;
  6. дендрологические парки и ботанические сады;
  7. лечебно-оздоровительные местности и курорты [11, с.3].

Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления устанавливают и другие категории – зелёные зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства и др.

Основными чертами правового статуса особо охраняемых природных территорий и объектов являются следующие:

  1. их принадлежность к объектам общенационального достояния;
  2. полное или частичное изъятие из хозяйственного использования;
  3. установление особого режима охраны;
  4. включение в объекты государственной собственности;
  5. наличие особого порядка получения статуса (решение уполномоченного органа исполнительной власти – от Правительства РФ до органов местного самоуправления);
  6. наделение определённым значением – федеральным, региональным, местным (территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения; территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения; природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения; лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения);
  7. включение в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий или в реестр (список) объектов культурного наследия;
  8. установление статусных характеристик и режима охраны в соответствии со сложной иерархией нормативно-правовых актов – федеральными законами, типовыми положениями, положениями о конкретно особо охраняемой природной территории; установление мер юридической ответственности за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов.

1.1 Государственные природные заповедники

32 стр., 15849 слов

Особо охраняемые природные территории мира и некоторые проблемы ...

... по Охраняемым природным территориям, который состоялся в Дурбане (ЮАР) в сентябре 2003 года (Дурбанский аккорд, 2004). Они, несомненно, полезны и для оценки состояния российских дел в области территориальной охраны природы. ...

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экосистем.