Родовая и территориальная подсудность

Курсовая работа

Тема курсовой работы мне показалось очень актуальной и выбрана не случайно, потому что в арбитражном суде рассматриваются дела между предпринимателями и организациями, в основном юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. Таким образом специфика арбитражного процесса заключается в подсудности и подведомственности дел. В каждодневной жизни редко кто вспоминает о существовании арбитражных судов и их функциях. Предпринимательская деятельность диктует свои заботы. Основное для предпринимателя — это дело, процветание бизнеса. Но последнее зависит не только от самого предпринимателя, но и от лиц, его окружающих: контрагентов и партнеров, государственных и иных органов, контролирующих осуществление предпринимательской деятельности и т. п. Именно в отношениях с другими субъектами граждане и организации реализуют свои права и исполняют свои обязанности. Иногда между субъектами возникают споры по поводу взаимных прав и обязанностей, вызываемые различной оценкой существующих между сторонами отношении. Спор всегда означает отсутствие единого мнения у разных лиц по поводу объема прав определенного субъекта или соблюдения интереса данного субъекта со стороны другого лица. Следствием спора является невозможность свободного осуществления права или реализации интереса, т. е. возникновение препятствия на пути реализации права. И в таком случае право или интерес необходимо защищать. В хозяйственной практике организации и граждане, как правило, пытаются устранить возникшие разногласия посредством переговоров, достичь согласия по спорным вопросам. Мирное урегулирование конфликта предпочтительно, так как ликвидируется субъективная сторона спора, несогласие с позицией другой стороны, субъекты приходят к взаимоприемлемым условиям разрешения спорной ситуации (не случайно даже на суды возложена задача содействовать достижению мирового соглашения сторонами).

Однако сторонам не всегда удается достичь соглашения, и спор по поводу их взаимных прав и обязанностей в таком случае продолжается, что не способствует устойчивости хозяйственного оборота, негативно отражается на жизни государства и общества в целом. Государство заинтересовано в нормальном функционировании хозяйственного механизма, соблюдении

прав и интересов организаций и граждан.

Цель курсовой работы — определить сущность подсудных дел в арбитражном процессе.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:

  • показываются общие положения о подсудности
  • рассматриваются виды подсудности

Работа состоит из введения, заключения, трех глав, и 6 подпунктов.

1.Подвеомственность

7 стр., 3407 слов

ПРОБЛЕМЫ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН И ...

... прав граждан якобы нереальна, ибо она противоречит складывающимся в стране рыночным отношениям и интересам предпринимателей. ... судопроизводства. Сложнейшей проблемой остаётся соотношение ... не только законным, но и ... правами и не осведомлены о порядке их использования.1 В сфере гражданского судопроизводства еще имеются такие случаи, как отказ в приёме исковых заявлений, нарушение правил о подсудности ...

1.1.Понятие и критерии подведомственности дел арбитражным судам

Под подведомственностью или предметной компетенцией понимается круг дел, отнесенных федеральным законом к рассмотрению и разрешению системы арбитражных судов РФ.

В соответствии со ст. 1 ФКЗ «О судебной системе РФ» судебная власть в РФ осуществляется только судами. Судебную систему РФ составляют:

  • Конституционный Суд РФ;
  • Система судов общей юрисдикции;
  • Система арбитражных судов

У каждого из этих судов законом определен свой круг дел, который они правомочны рассматривать и разрешать. Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного производства. Его полномочия определены ст. 3 ФКЗ «О конституционном суде РФ» от 21 июля 1994 г № 1-ФКЗ (с изм. от 05.04.2005 № 2-ФКЗ).

Он решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного производства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или органов.

Возникновение полисистемности в судоустройстве как следствие создания самостоятельной ветви судебной власти арбитражных судов – повлекло за собой проблемы, связанные с разграничением подведомственности между арб. судами и судами общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции рассматривают уголовные, административные, дела, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений (например, из публичных правоотношений).

В соответствии со ст. 4 и 5 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, указанным законом, АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами (Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон РФ «О банках и банковской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве)» и др.

До принятия нового АПК определить подведомственность того или иного спора арбитражному суду возможно было опираясь на критерии подведомственности, выработанные и широко использованные процессуальной наукой и практикой. К таким критериям, позволявшим разграничить предметную компетенцию арбитражных судов и судов общей юрисдикции относили: субъектный состав участников спора и характер спорного правоотношения. Критерий субъектного состава участников спора означал, что арбитражные суды рассматривали экономические споры, участниками которых были юридические лица или индивидуальные предприниматели.

Второй критерий означал, что арбитражным судам были подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений

10 стр., 4634 слов

Подведомственность споров

... в виду, что немалое число споров, возникающих с участием организаций, рассматривается судами общей юрисдикции, если один из участников такого спора является физическим лицом. Исключительная подведомственность судам общей юрисдикции установлена для большинства споров, возникающих из гражданских, ...

Совокупность этих критериев позволяло определять подведомственность дел арбитражным судам.

Имеет ли сейчас значение эти критерии для определения подведомственности дел арбитражным судам? Принятый в 2002 г. новый АПК РФ изменил подходы к определению подведомственности дел арбитражным судам, расширив пределы их юрисдикции.

Субъектный состав участников определен в п. 2 ст. 27 АПК РФ 2008 г. Ими могут быть:

  1. организации, обладающие статусом юридического лица. Однако не все споры между организациями подведомственны арбитражному суду. Например, спор некоммерческой организации с государственным органом об отказе в регистрации изменений в ее учредительные документы не является экономическим по своему характеру и, следовательно, подведомственен суду общей юрисдикции;
  2. граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (ст. 23 ГК РФ.);
  3. образования не являющиеся юридическими лицами и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя (например, участвующие в делах о несостоятельности (банкротстве);
  4. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, когда они выступают в качестве участников отношений гражданского оборота или публично-правовых отношений, споры которых отнесены к подведомственности арбитражных судов;
  5. государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, их должностные лица, прокуроры, когда им предоставлено право участия в арбитражном процессе;
  6. иностранные организации, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, организации с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Аналогичная норма содержалась и в АПК 1995 г.(ч.6 ст. 22).

Однако наличие такой нормы не исключало альтернативной подведомственности экономических споров с участием иностранных лиц, поскольку гражданское процессуальное законодательство относило к подведомственности судов общей юрисдикции дела с участием иностранных лиц, в том числе в силу соглашения сторон. Новый АПК РФ принципиально изменил ситуацию, отнеся все экономические споры с участием этих лиц по общему правилу к ведению арбитражных судов, за исключением случаев, когда иное правило предусмотрено международным договором РФ. К тому же, ч.4 ст. 27 АПК РФ устанавливает, что заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено по существу, даже если в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. В арбитражной практике были случаи привлечения в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, с целью прекращения производства по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.

Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, не является субъектом спорного правоотношения, и в связи с этим его привлечение к участию в деле не должно повлечь за собой изменения подведомственности спора. Таким образом, указание в ст. 27 АПК на многообразие состава участников арбитражного процесса фактически отводит на второй план значимость субъектного состава при определении подведомственности. Статус юридического лица и индивидуального предпринимателя имеет значение только при определении подведомственности арбитражному суду экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений, да и то ст. 28 нового АПК РФ допускает возможность расширения субъектного состава этих споров за счет других участников этих споров.

4 стр., 1889 слов

Рассмотрение экономических споров арбитражным судом первой инстанции

... разбирательства хозяйственных или другими словами экономических споров можно отметить - рассмотрение споров в арбитражном суде. Порядок рассмотрения споров. Предмет, который может являться спором и другие обстоятельства, которые подлежат рассмотрению в Арбитражном суде. С данной тематикой мы постараемся ...

Как же определяет новый АПК подведомственность дел арбитражным судам?

АПК РФ 2008 г. ключевую роль в разграничении подведомственности отводит предметному критерию, поскольку определяющим моментом компетенции арбитражных судов и в Конституции (ст. 125) и в ст. 4,5 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» является указание на экономические споры.

По общему правилу, сформулированному в ст. 27 АПК и в других статьях гл. 4 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов относятся дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности. Это правило, в основе которого и лежит предметный принцип позволит разграничить подведомственность между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

1.2. Подведомственность арбитражным судам дел, возникающих их гражданских правоотношений

В отличие от АПК 1995 г., который содержал примерный перечень экономических споров, подведомственных арбитражному суду, новый АПК РФ 2008 г. такого перечня не дает. Однако в нем определяются категории дел, отнесенных к подведомственности арбитражных судов, а также определяются правила судопроизводства, по которым эти дела должны рассматриваться судом

Согласно ст. 28 АПК арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

Исходя из сложившейся практики можно дать примерный перечень таких споров:

1. О разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами. Для подведомственности этих споров арбитражному суду необходимо наличие одного из двух условий — соглашения сторон или прямого указания закона — иначе производство по рассмотрению такого искового заявления будет прекращено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. Такое положение имеет материально-правовую основу: оно логически вытекает из принципа свободы договора, закрепленного в гражданском законодательстве.

В какой форме должно быть выражено соглашение сторон? На практике принята письменная форма соглашения. Совершение ответчиком действий, свидетельствующих о том, что он не возражает против рассмотрения спора арбитражным судом, не является доказательством наличия соглашения. Вместе с тем, если истец в своем исковом заявлении указывает, что с ответчиком достигнуто устное соглашение о передаче спора на рассмотрение арбитражного суда, судья должен принять исковое заявление, однако на стадии подготовки дела истребовать от сторон соглашение в письменном виде. В случае непредставления сторонами письменного соглашения производство по делу прекращается на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

27 стр., 13290 слов

Вопросы подведомственности дел арбитражным судам в Российской Федерации

... предельной четкости и ясности толкования и применения законодательства, определяющего подведомственность дел арбитражным судам. В работе не ставилась задача освещения всех описанных и ... представляется проблема объединения и систематизации основных принципов, применяемых при определении подведомственности дел арбитражным судам, попытка которой и осуществлена в данной работе. Посвящение первой ...

Передача преддоговорного спора в арбитражный суд может также вытекать из закона, предусматривающего в определенных случаях обязательность заключения того или иного договора. Число таких случаев в законодательстве незначительно и в основном связано с принудительным сохранением сложившихся хозяйственных связей (например, при поставках в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), с поставками продукции для государственных нужд и т.д.