Актуальные вопросы подведомственности и подсудности гражданских дел

Наука гражданского процессуального права, или гражданского процесса, относится к числу фундаментальных областей правовых знаний. Ее значение определяется объективной ролью гражданского процессуального права в регулировании общественных отношений при осуществлении правосудия по гражданским делам.

В настоящее время проблема подсудности и подведомственности гражданских дел судам должна решаться с учетом общих конституционных норм прямого действия, закрепленных в п.п. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ, где записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свод» и «решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд» 1 . Указанные нормы развивают правовые идеи, провозглашенные «Декларацией прав и свобод человека и гражданина».

Институты подведомственности и подсудности в гражданском процессуальном праве играют роль того правового механизма, который предназначен для распределения юридических дел между различными органами, уполномоченными на их разрешение, включая суды. При этом в науке гражданского процессуального права подведомственность традиционно определяется как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов, а подсудность — как относимость споров о праве и иных дел к ведению определенных государственных судов.2

Также, следует заметить, что подведомственность и подсудность гражданских дел, разные понятия. Нормы о подсудности определяют компетенцию конкретных судов внутри судебной системы по рассмотрению и разрешению того или иного гражданского дела.

Целями данной работы является рассмотрение и характеристика подведомственности и подсудности гражданских дел, их понятий, видов и определений. Для достижения вышеизложенных целей необходимо решить такие задачи как:

  1. Определить понятия и виды подведомственности и подсудности гражданских дел;
  2. Выяснить проблемы подведомственности и подсудности гражданских дел в современном этапе.

Предметом исследования является институт подведомственности и институт подсудности гражданских дел.

При возбуждении гражданских дел важно правильно определять как подведомственность дела, так и его подсудность.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что подведомственность и подсудность гражданских дел имеет немаловажное значение в современной судебной практике, поскольку защита гражданских прав осуществляется в случаях, предусмотренных законом. Понятия подведомственности и подсудности требуют дополнительного всестороннего исследования.

9 стр., 4026 слов

Теории общественного договора Т. Гоббса и Ж.-Ж. Руссо

... причин и вынуждены, под угрозой гибели человеческого рода, путем заключения общественного договора перейти в гражданское состояние. Расторжение договора допускается лишь в одном случае - когда он перестает ... частности придерживался Томас Гоббс (1588-1679) с французским мыслителем Жан-Жаком Руссо (1712-1778). Томас Гобсс выдающийся философ материалист и политический мыслитель, творчество ...

Данная работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Исследуя данную тему, мы использовали нормативные акты, научную и учебно-методическую литературу, мнение отдельных юристов, пользовались современными технологиями — интернетом, дополняя все изложенное примерами из судебной практики.

1 Историческое исследование подведомственности и подсудности гражданских дел.

Единого определения подведомственности в процессуальной литературе нет. Термин «подведомственность» имеет исконно русское происхождение и означает «подвести под ведомство», ввести какой-либо юридический вопрос (дело) в систему учреждений, обслуживающих какую-либо государственную отрасль. То есть подведомственность означает, что решение какого-либо вопроса находится в чьем-либо ведении. 3

Нужно отметить, что понимание и значение института подведомственности в свете настоящего законодательства существенно отличается от его понимания и значения в прошлом.

В конце 80-х- начале 90-х годов в законодательстве СССР и РСФСР происходили значительные изменения, направленные на последовательное и кардинальное расширение подведомственности дел судам. В числе важнейших законодательных актов можно назвать Закон СССР «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан» 4 , введенный в действие с 1 января 1988 г., Закон СССР «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан»5 и ст. 7 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве6 , введенные в действие с 1 июля 1990 г., Декларацию прав и свобод человека, принятую Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. и введенную в действие с 17 сентября 1991 г., Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г7 ., ст. 63 Конституции РСФСР 1978 г., в редакции от 21 апреля 1992 г., ст.46 Конституции РФ 1993 г.

Расширение подведомственности дел судам происходило по трем основным направлениям:

1) по характеру дел, переданных в ведение судов;

2) по кругу органов и должностных лиц, акты которых стало возможным обжаловать в суде;

3) по характеру актов этих органов и должностных лиц, дела об обжаловании которых стали подведомственны суду.

20 стр., 9606 слов

Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам (2)

... разрешения этих проблем применяются процессуальные институты подведомственности и подсудности, правильное понимание и использование которых позволяет определить, какой суд является компетентным судом по рассмотрению конкретного дела. Понятие компетентного суда ... работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (п. 1 ст. 2 ГК РФ). В числе иных дел ...

В суде стало возможным обжаловать не только действия должностных лиц, но и действия коллегиальных органов, включая действия органов государственной власти. Кроме того, стало возможным обжалование в суде не только индивидуальных актов, но и правовых актов, касающихся неопределенного круга лиц, что представляется исключительно важным. Можно выделить четыре вида таких актов:

1) нормативные акты;

2) акты общественных объединений, имеющие обязательное значение для членов этих объединений (уставы, положения, постановления и т.п.);

3) локальные акты, т.е. акты, действующие в конкретных организациях и обязательные как для самих организаций, так и для всех их работников (уставы или положения об организациях, учредительные и коллективные договоры, должностные инструкции и т.п.);

4) распорядительные акты, порождающие различные последствия, в том числе и юридические, для множества лиц, индивидуализировать которых в этих актах невозможно (например, решение о строительстве предприятия, принятое с нарушением законодательства и нарушающее по этой причине права граждан, проживающих в данной местности, на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья; решение о выпуске в продажу недоброкачественной продукции, которая может причинить вред населению).

С передачей в подведомственность судов дел о признании незаконными таких правовых актов суды стали осуществлять новую и очень важную функцию — судебный контроль за нормативными и другими правовыми актами, касающимися неопределенного круга лиц. С появлением этой судебной функции изменяется характеристика юридических дел, подведомственных судам, как дел только индивидуального значения: судам становятся подведомственны и дела, имеющие общее значение. Степень их значения зависит от пределов действия правового акта: от локального (для работников конкретной организации), к местному (для жителей определенной местности) и далее — к региональному и общегосударственному, когда судам стали подконтрольны правовые акты как субъектов РФ, так и самой Российской Федерации.

В эволюции института подведомственности следует выделить несколько значительных периодов:

1) до 1 января 1988г. судам были подведомственны те дела, которые были прямо предусмотрены законодательством;

2) с 1 января 1988г. до 1 июля 1990г. — все дела о защите прав и охраняемых законом интересов граждан, кроме случаев, когда законодательством (в том числе и подзаконными актами) был установлен иной порядок их разрешения;

3) с 1 июля 1990г. до 17 сентября 1991г. — все дела о защите прав и охраняемых законом интересов граждан, кроме случаев, когда законами (но не подзаконными актами) был установлен иной порядок их разрешения;

4) с 17 сентября 1991г. — все дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов, без ограничения.

Таким образом, законодательство СССР и РСФСР в своем развитии прошло путь от установления довольно узкой судебной подведомственности — отнесения к ведению судов строго определенных категорий дел индивидуального значения при возможности произвольного (по усмотрению законодательных и других органов, управомоченных на нормотворческую деятельность) изъятия тех или иных категорий дел из подведомственности судов, которая сохранилась почти на всем протяжении его истории, к установлению (на последнем этапе развития) широкой подведомственности — отнесению к ведению судов всех дел о защите прав и охраняемых законом интересов индивидуального значения, не допуская никаких изъятий из нее, и дел общего значения.

8 стр., 3586 слов

Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам

... и законодательными актами материально-правового характера (ГК РФ, НК РФ, ТК, БК и т.д.). Составным элементом компетенции арбитражных судов является подсудность дел. Если нормы о подведомственности определяют круг дел, отнесенных ...

1.2 История подсудности.

Подсудность в гражданском процессе — подведомственность тех или других судебно-гражданских дел тем или другим органам судебной власти. Такова объективная сторона подсудности. Субъективную сторону этого понятия составляет способность суда к производству того или другого дела и к постановлению решения. Таким образом, подсудность понимает собою и так называемую компетентность, или власть, принадлежащую тому или другому суду постановить решение по делу, и соответствующую этой власти обязанность заинтересованных лиц подчиняться данному компетентному суду.

С течением времени замкнутость родовых и племенных союзов постепенно слабеет и разрушается. С развитием общественного быта, с передвижением экономических сил к древнему началу подсудность присоединилось начало местожительства (domicilium).

Эти два основания подсудности приняты были в римском праве; оба они часто совпадали; каждый гражданин (civis) подчинен был юрисдикции городского (общинного) и провинциального магистрата. С рецепцией римского права в Германии forum originis утратил свое первоначальное значение и преобладать стал forum domicilii. Первое основание подсудности (origo) было принято и нашею судебною практикою до судебной реформы. Под понятие «origo» подводилось сословное начало, которое служило основанием двойственности в самом судоустройстве (для судебных мест первой инстанции): дела дворян и сельских обывателей ведались уездными судами, дела городских обывателей — магистратами и ратушами. Судебные уставы отменили эту двойственность вместе с сословным началом и приняли в полной силе другое основание личной подсудности— местожительство. Каждый имеет право и обязанность отвечать перед тем судом, в округе которого он имеет постоянное местожительство; оно определяется в некоторых случаях самим законом в виде обязательного местожительства (например малолетние дети следуют по закону местожительству родителей, жена — местожительству мужа).

Когда у ответчика нет постоянного местожительства, подсудность определяется по месту временного пребывания его. Кроме общей подсудности, законодательства допускают еще особые основания подсудности (forum speciale) для некоторых дел, подлежащих, в виде изъятия из общего правила, ведению не того суда, в округе которого ответчик имеет жительство или пребывание. Эта подсудность носит или безусловный обязательный характер, или элективный (т. е. истцу предоставляется право выбора между общею и специальной подсудностью).

Безусловный характер носит подсудность по месту нахождения недвижимого имущества (forum rei sitae): иски о праве собственности и о всяком ином вещном праве на недвижимость, об имущественных сервитутах, о поземельных повинностях и т. п. должны быть предъявляемы по месту нахождения последнего. Элективная особенная подсудности допускается: а) по искам по исполнению договора (forum solutionis contractus; в римском праве эта подсудность имела безусловный характер); б) по искам, вытекающим из уголовного правонарушения (forum delicti commissi).

Гражданский иск может быть соединен с уголовным делом, и тогда он рассматривается в суде по месту совершения преступления; но если такой иск предъявлен особо, то подсудность его определяется по общим правилам. Сюда относятся, между прочим, дела о нарушении авторского права (прав литературной, художественной и музыкальной собственности): они начинаются, по усмотрению истца, или в суде по месту нарушения права, или в суде, которому подсуден ответчик по месту жительства. 8

3 стр., 1035 слов

Подведомственность и подсудность дел о банкротстве

... можете на странице Прайс-лист . Подведомственность и подсудность дел о банкротстве Подсудность можно классифицировать по следующим видам: 1) функциональная подсудность - распределение компетенции между судами общей юрисдикции, рассматривающими дела по первой инстанции, в апелляционном, ...

2 Содержание понятий, характеризующих институты подведомственности и подсудности.

Существует несколько точек зрения относительно определения понятия «подведомственность». В основном различие заключается в том, что одни авторы считают подведомственность материально-правовым институтом, другие – гражданско-процессуальным.

По мнению Ю.К. Осипова, подведомственность в широком смысле есть все то, в отношении чего субъект может осуществлять имеющиеся у него функции, т.е. категория наиболее абстрактная; юрисдикция, конкретизируя подведомственность в широком смысле, представляет собой определенный круг вопросов — это вопросы материального характера, т.е. вопросы, касающиеся существования юридических фактов и правовых последствий этих фактов, а также вопросы процессуального характера, возникающие в процессе рассмотрения вопросов материального характера; подведомственность в узком смысле ограничена по сравнению с юрисдикцией кругом материально-правовых вопросов 9 .

С точки зрения В.М. Жуйкова, под подведомственностью понимается предметная компетенция определенных юрисдикционных органов, а также свойство юридических дел, в силу чего оно подлежит разрешению указанными органами 10 .

Полностью поддерживает позицию Ю.К. Осипова, И.В. Стрелкова указывает, что подведомственность определяет круг правовых вопросов, подлежащих разрешению данным органом 11 .

И.М. Дивин поддерживает концепцию, согласно которой подведомственность представляет собой свойство спора о праве или другого юридического дела, обусловливающее относимость его рассмотрения и разрешения к компетенции определенной системы юрисдикционных органов 12 .13

Например, П.С. Дружков считает, что подведомственность правильнее относить к «…межотраслевым материально-правовым институтам…» 14 , что нормы подведомственности не являются процессуальными, поскольку они устанавливают компетенцию различных органов государства и общественности в решении производственно-хозяйственных, оперативных и др. вопросов. Основываясь на этом, П.Ф. Елисейкин определяет подведомственность как «свойство дела, позволяющее разграничить отдельные формы защиты субъективного права или охраняемого законом интереса»15 .

Данная точка зрения критикуется, и многие авторы склонны считать, что подведомственность – это процессуальный институт и есть ни что иное как предпосылка, обязательное условие возбуждения деятельности соответствующего юрисдикционного органа по разрешению определенных юридических дел.