право обучение школа дискуссионный
Предметом нашего исследования является практическое применение методик преподавания права в современной системе образования, исследование традиционных и инновационных методов преподавания права в школе, плюсы и минусы названных выше методов, их недостатки и преимущества.
Некоторые результаты проделанной работы изложены автором в данной курсовой. То есть эта работа является попыткой обобщить современный опыт преподавания права непосредственно в практике школьного образования. Краткая характеристика инновационного и традиционного обучения, игровых методик, дискуссионных методов обучения, плюсов и минусов технологий, а также попытка классификации этих методик проведена в нашей работе.
Участие в дискуссии |
Баллы |
|
Четкое заявление (определение) своей точки зрения на проблему |
+2 |
|
Существенное замечание |
+1 |
|
Использование доказательств, подтверждающих высказывание |
+2 |
|
Вовлечение в дискуссию другого человека |
+1 |
|
Уточняющий вопрос, продвижение дискуссии вперед |
+1 |
|
Аналогия |
+2 |
|
Выявление противоречия |
+2 |
|
Выявление несущественного замечания |
+2 |
|
Отсутствие заинтересованности, помехи |
-2 |
|
Прерывание говорящего |
-2 |
|
Несущественное замечание |
-1 |
|
Монополизация дискуссии (не дает говорит другим) |
-3 |
|
Выпад против какого-то участника дискуссии |
-3 |
|
При изучении многих правовых вопросов результативно проводить диалоги и дебаты.
Различие диалогов и дебатов
Диалог — представляет собой одну из форм сотрудничества сторон, которые обсуждают определенную проблему |
Дебаты — явление оппозиционное: I две стороны противостоят друг другу и пытаются доказать неправоту противной стороны |
|
В диалоге нахождение общих знаменателей является целью |
В дебатах целью является победа I |
|
В диалоге одна сторона выслушивает другую (другие) с целью понимания, нахождения значения и принятия соглашения |
В дебатах одна сторона слушает другую с целью найти изъяны и парировать своими аргументами |
|
Диалог расширяет и, возможно, изменяет точку зрения участника |
Дебаты укрепляют собственную точку зрения участника |
|
Диалог раскрывает предположения для переосмысления |
Дебаты защищают предположение как истину |
|
Диалог вызывает самоанализ собственной позиции |
Дебаты вызывают критику противоположной стороны |
|
Диалог открывает возможность достижения лучшего решения по сравнению с первоначальным |
Дебаты защищают чью-то собственную позицию как лучшее решение] и исключают другие решения. |
|
Диалог создает отношение открытости: открытость ошибок и готовность к изменениям |
Дебаты создают отношения закрытости, убежденности в правоте |
|
В диалоге одна сторона уступает лучшему варианту другой, зная, что предположения других людей способствуют улучшению, а не разрушению |
В дебатах сторона подает свое лучшее видение проблемы и защищает его против вызова другой с целью доказать правоту |
|
Диалог призывает к временному воздержанию от собственных убеждений |
Дебаты призывают к решительному отстаиванию собственных убеждений |
|
В диалоге ищут основы соглашения |
В дебатах ищут явные различия |
|
В диалоге каждая сторона ищет сильные моменты в позиции другой |
В дебатах каждая сторона ищет изъяны и слабые моменты другой стороны |
|
Диалог предусматривает реальную заботу о другом человеке и ищет пути не оттолкнуть и не обидеть |
Дебаты предусматривают парирование противной позиции без внимания к чувствам или отношениям и часто уничижают или осуждают другого человека |
|
Диалог предполагает, что многие люди имеют частичные ответы и что вместе они могут свести их к действенному решению |
-Дебаты предполагают, что есть правильный ответ и кто-то его имеет |
|
Диалог всегда остается открытым |
Дебаты предусматривают подведение итогов. |
|
В методике обучения праву используется так называемый прием «Изучение казусов».
Ряд ученых считает, что неотъемлемой частью правового образования является именно изучение казусов (случаев).
Включая их в систему правового обучения, педагог учит школьников анализировать проблемную ситуацию, находить вариант ее разрешения.
На уроке ученики рассматривают юридические случаи, основанные на письменных заключениях судов; гипотетические ситуации, содержащие конфликты и дилеммы; ситуации, имевшие место в жизни, взятые из газет, журналов, книг и других источников. Такая информация должна быть представлена в письменном виде либо выражена аудиовизуальными средствами (фильмом например).
Методисты предлагают алгоритм использования этого приема:
1. описание фактов;
2. предъявление проблемы, поставленной данным казусом;
2. ссылка на аргументы или разного рода позиции, которые могут существовать при разрешении этого спорного вопроса;
3. решение, принятое по представленной проблеме, и объяснение причин вынесения именно такого решения.
Изучение казусов — способ обучения праву, ориентированный на исследование. Он разработан для того, чтобы помочь учащимся применять теорию права к реальным жизненным ситуациям. Поскольку учащимся не дается ясного юридического правила или нормы, которые нужно применить для решения той или иной проблемы, им приходится вырабатывать свои собственные идеи и заключения. Этот процесс помогает пробудить интерес и развить у учащихся логику, навыки независимого анализа, критического мышления и принятия решения. В процессе обсуждения очень важно поддерживать атмосферу доверия и открытости. Учащиеся должны знать, что, какими бы ни были их идеи и мнения, они будут приняты и внимательно выслушаны независимо оттого, насколько противоречив или болезненен предмет обсуждения. Во многих других случаях готового решения не дается и учащиеся должны вынести свое собственное решение по этому делу. Например, они должны сказать, какое решение и почему они вынесли бы по данному судебному делу. После того как ученики пришли к своим собственным заключениям, преподаватель может сказать им, какое решение было действительно принято в данном случае. Таким образом, учащиеся смогут сравнить свои решения с реальным решением суда. В практике преподавания права популярно ранжирование. Таким понятием специалисты называют подход к анализу и обсуждению взглядов учащихся. Ученики должны сделать выбор между противостоящими альтернативами. Например, они могут проранжировать правонарушения от наиболее, серьезного до наименее серьезного. В отличие от предыдущего метода, ранжирование показывает результат пространственно. В связи с этим возможен вариант такого упражнения — попросить учащихся провести линию в классе вдоль стены. Два конца линии будут связаны с крайними точками зрения. Ученики занимают место на линии в соответствии со своей позицией. Тот, кто занимает двоякую позицию, встает в центре. Можно попросить выразить свое отношение к допустимости использования пыток или других видов физического воздействия на преступников. Один конец линии будет представлять полное одобрение смертной казни, другой — отрицание I ее необходимости. Учащимся дают возможность обосновать их местоположение. Необходимо выслушать тех, кто не согласен с ними. Полезно попросить учащихся решить, останутся ли они на том же месте или сдвинутся после введения особых дополнительных условий. Например, если на борту пассажирского самолета захвачен террорист и известно, что он заложил бомбу, которая должна взорваться через час, что приведет к катастрофе и гибели находящихся в самолете. За этот час необходимо выяснить, где находится бомба, чтобы обезвредить ее и предотвратить трагедию. Обсуждают и проблемы суда присяжных, справедливости закона и т.д.