Методика правового обучения в практике работы школ

право обучение школа дискуссионный

Предметом нашего исследования является практическое применение методик преподавания права в современной системе образования, исследование традиционных и инновационных методов преподавания права в школе, плюсы и минусы названных выше методов, их недостатки и преимущества.

Некоторые результаты проделанной работы изложены автором в данной курсовой. То есть эта работа является попыткой обобщить современный опыт преподавания права непосредственно в практике школьного образования. Краткая характеристика инновационного и традиционного обучения, игровых методик, дискуссионных методов обучения, плюсов и минусов технологий, а также попытка классификации этих методик проведена в нашей работе.

Участие в дискуссии

Баллы

Четкое заявление (определение) своей точки зрения на проблему

+2

Существенное замечание

+1

Использование доказательств, подтверждающих высказывание

+2

Вовлечение в дискуссию другого человека

+1

Уточняющий вопрос, продвижение дискуссии вперед

+1

Аналогия

+2

Выявление противоречия

+2

Выявление несущественного замечания

+2

Отсутствие заинтересованности, помехи

-2

Прерывание говорящего

-2

Несущественное замечание

-1

Монополизация дискуссии (не дает говорит другим)

-3

Выпад против какого-то участника дискуссии

-3

При изучении многих правовых вопросов результативно проводить диалоги и дебаты.

Различие диалогов и дебатов

Диалог — представляет собой одну из форм сотрудничества сторон, которые обсуждают определенную проблему

Дебаты — явление оппозиционное: I две стороны противостоят друг другу и пытаются доказать неправоту противной стороны

В диалоге нахождение общих знаменателей является целью

В дебатах целью является победа I

В диалоге одна сторона выслушивает другую (другие) с целью понимания, нахождения значения и принятия соглашения

В дебатах одна сторона слушает другую с целью найти изъяны и парировать своими аргументами

Диалог расширяет и, возможно, изменяет точку зрения участника

Дебаты укрепляют собственную точку зрения участника

Диалог раскрывает предположения для переосмысления

Дебаты защищают предположение как истину

Диалог вызывает самоанализ собственной позиции

Дебаты вызывают критику противоположной стороны

Диалог открывает возможность достижения лучшего решения по сравнению с первоначальным

Дебаты защищают чью-то собственную позицию как лучшее решение] и исключают другие решения.

Диалог создает отношение открытости: открытость ошибок и готовность к изменениям

Дебаты создают отношения закрытости, убежденности в правоте

В диалоге одна сторона уступает лучшему варианту другой, зная, что предположения других людей способствуют улучшению, а не разрушению

В дебатах сторона подает свое лучшее видение проблемы и защищает его против вызова другой с целью доказать правоту

Диалог призывает к временному воздержанию от собственных убеждений

Дебаты призывают к решительному отстаиванию собственных убеждений

В диалоге ищут основы соглашения

В дебатах ищут явные различия

В диалоге каждая сторона ищет сильные моменты в позиции другой

В дебатах каждая сторона ищет изъяны и слабые моменты другой стороны

Диалог предусматривает реальную заботу о другом человеке и ищет пути не оттолкнуть и не обидеть

Дебаты предусматривают парирование противной позиции без внимания к чувствам или отношениям и часто уничижают или осуждают другого человека

Диалог предполагает, что многие люди имеют частичные ответы и что вместе они могут свести их к действенному решению

-Дебаты предполагают, что есть правильный ответ и кто-то его имеет

Диалог всегда остается открытым

Дебаты предусматривают подведение итогов.

В методике обучения праву используется так называемый прием «Изучение казусов».

Ряд ученых считает, что неотъемлемой частью правового образования является именно изучение казусов (случаев).

Включая их в систему правового обучения, педагог учит школьников анализировать проблемную ситуацию, находить вариант ее разрешения.

На уроке ученики рассматривают юридические случаи, основанные на письменных заключениях судов; гипотетические ситуации, содержащие конфликты и дилеммы; ситуации, имевшие место в жизни, взятые из газет, журналов, книг и других источников. Такая информация должна быть представлена в письменном виде либо выражена аудиовизуальными средствами (фильмом например).

Методисты предлагают алгоритм использования этого приема:

1. описание фактов;

2. предъявление проблемы, поставленной данным казусом;

2. ссылка на аргументы или разного рода позиции, которые могут существовать при разрешении этого спорного вопроса;

3. решение, принятое по представленной проблеме, и объяснение причин вынесения именно такого решения.

Изучение казусов — способ обучения праву, ориентированный на исследование. Он разработан для того, чтобы помочь учащимся применять теорию права к реальным жизненным ситуациям. Поскольку учащимся не дается ясного юридического правила или нормы, которые нужно применить для решения той или иной проблемы, им приходится вырабатывать свои собственные идеи и заключения. Этот процесс помогает пробудить интерес и развить у учащихся логику, навыки независимого анализа, критического мышления и принятия решения. В процессе обсуждения очень важно поддерживать атмосферу доверия и открытости. Учащиеся должны знать, что, какими бы ни были их идеи и мнения, они будут приняты и внимательно выслушаны независимо оттого, насколько противоречив или болезненен предмет обсуждения. Во многих других случаях готового решения не дается и учащиеся должны вынести свое собственное решение по этому делу. Например, они должны сказать, какое решение и почему они вынесли бы по данному судебному делу. После того как ученики пришли к своим собственным заключениям, преподаватель может сказать им, какое решение было действительно принято в данном случае. Таким образом, учащиеся смогут сравнить свои решения с реальным решением суда. В практике преподавания права популярно ранжирование. Таким понятием специалисты называют подход к анализу и обсуждению взглядов учащихся. Ученики должны сделать выбор между противостоящими альтернативами. Например, они могут проранжировать правонарушения от наиболее, серьезного до наименее серьезного. В отличие от предыдущего метода, ранжирование показывает результат пространственно. В связи с этим возможен вариант такого упражнения — попросить учащихся провести линию в классе вдоль стены. Два конца линии будут связаны с крайними точками зрения. Ученики занимают место на линии в соответствии со своей позицией. Тот, кто занимает двоякую позицию, встает в центре. Можно попросить выразить свое отношение к допустимости использования пыток или других видов физического воздействия на преступников. Один конец линии будет представлять полное одобрение смертной казни, другой — отрицание I ее необходимости. Учащимся дают возможность обосновать их местоположение. Необходимо выслушать тех, кто не согласен с ними. Полезно попросить учащихся решить, останутся ли они на том же месте или сдвинутся после введения особых дополнительных условий. Например, если на борту пассажирского самолета захвачен террорист и известно, что он заложил бомбу, которая должна взорваться через час, что приведет к катастрофе и гибели находящихся в самолете. За этот час необходимо выяснить, где находится бомба, чтобы обезвредить ее и предотвратить трагедию. Обсуждают и проблемы суда присяжных, справедливости закона и т.д.