Правовое воспитание и правовая пропаганда в исторический период 1945-1991 гг

На XX столетие, где зародилось и распалось Советское государство, пришлись:

  • череда социальных революций, которая началась с двух революций в России и прокатилась затем по многим странам всех континентов;
  • подъем мирового коммунистического движения и его кризис;
  • распад колониальной системы, в результате чего на политической карте мира появилось свыше ста новых независимых государств1.

Эти важнейшие события, грандиозные по своим масштабам и исторической значимости, повлияли на судьбу всех людей Земли и научили нас чувствовать дыхание истории, ощущать целостность современного мира.

Россия в своей истории пережила не одну волну переструктурирования социального пространства, когда рушилось прежнее социальное устройство, менялся ценностный мир, формировались новые ориентиры, образцы и нормы поведения, гибли целые слои, рождались новые общности, менялись взгляды на правовые отношения. В начале XXI в. Россия вновь переживает сложный и противоречивый процесс обновления. Ярким примером мирового масштаба является недавнее присоединение к России Крыма и Севастополя.

Становление Союза Советских Социалистических Республик (СССР) началось после событий Октябрьской социалистической революции 1917 г. и связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием 15-ти союзных республик и иных политических и правовых институтов власти. Для создания сильной «вертикали» власти необходимо было обеспечить единое правовое пространство СССР, верховенство федеральных законов над законами субъектов.

8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще Б. Ельцин, Л. Кравчук и С. Шушкевич объявили: «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Подписанием этого договора заканчивалось существование Советского Союза как единого государства. Президент СССР М.С. Горбачев был вынужден сложить свои полномочия, добровольно уйти в отставку. 25 декабря в 19 час. М. Горбачев выступил по телевидению с заявлением: «В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества Независимых Государств я прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР». В 19 час. 38 мин над Кремлем красный флаг СССР был заменен трехцветным российским.

Актуальность выбранной темы определяется следующими обстоятельствами. Формирование правового государства неразрывно связано с правовым образованием и просвещением граждан, повышением их правовой культуры. Проблема эта общегосударственная. В ее разрешении важная роль принадлежит профессиональным образовательным учреждениям, где студенты и учащиеся получают основы правовых знаний.

4 стр., 1980 слов

Система образования в современной России

... в перестроечное и постперестроечное время система образования стала активно реформироваться, стремясь соответствовать мировым стандартам. 2. Система образования в современной России: 2.1.Система образования: организация и управление В России ... потребностями государства в квалифицированных чиновничьих кадрах. В начале XIX века была создана четырехступенчатая система образования, предусматривающая ...

Как известно, эффективная организация правовой подготовки будущих специалистов в значительной мере зависит от обеспеченности образовательных учреждений современными и практичными учебниками и учебно-методическими пособиями, созданными на основе новейшего законодательства и достижений правовой науки2.

Считается, что нравственное и правовое воспитание — необходимые условия укрепления законности и правопорядка. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Необходимый уровень культуры обеспечивается организацией правовой пропаганды, четкой системой воспитания у граждан высоких нравственных качеств, патриотизма, ответственности, уважения к праву и законности. В условиях разрушения системы воспитания идеологический вакуум заполняется чуждыми обществу воззрениями, негативно влияющими на состояние дисциплины, организованности, законности.

Необходима специальная юридическая, государственно-властная и юридическая деятельность по укреплению законности. Формы этой деятельности разнообразны. Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактическая работа по предупреждению правонарушений, общественное воздействие на правонарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.

История отечественного государства и права есть закономерная смена типов и форм государства, правовых систем на территории нашей великой Родины. Октябрьская революция резко изменила судьбу нашей страны, установила принципиально новый общественный и государственный строй.

Историко-правовая наука должна давать правдивые сведения. Правдивость историко-правового материала совершенно необходима для его практического использования. Ведь если мы будем пользоваться недостоверными сведениями о прошлом, то сделаем недостоверный прогноз и на будущее3.

В 70-е годы ХХ века ряд ученых, к которым относятся Н.С. Алексеев, В.Н. Бурлаков, Н.В. Дыбовская, Т.В. Кашанина, А.Г. Циприс, В.А. Язев и др., подняли большое обсуждение в научной периодической печати проблему правового образования и правового воспитания населения СССР. Данные аспекты освещены в трудах таких ученых как Н.А. Власенко, О.Е. Кутафин, Е.В. Татаринцева, О.И. Чистяков и др.

В советской историографии долгие годы существовала тенденция к приукрашиванию одних исторических событий и очернению других. В наше время историко-правовая наука освобождается от этого наследия, она стремится вскрыть истинные факты и сделать достоверные выводы из событий минувшего. Возникновение Советского государства, противопоставившего себя всему буржуазному миру, породило ответную реакцию, в том числе и идеологическую. Западные историки написали немало трудов о нашей стране, причем зачастую с позиций огульной враждебности. При этом искажению подвергались не только события нашего времени, но порой и весьма отдаленного.

Не следует, конечно, думать, что все зарубежные авторы настроены сугубо враждебно к нашему государству. Среди них есть немало добросовестных, объективных исследователей, труды которых способствуют выявлению исторической истины. Вместе с тем, в современной отечественной историографии и особенно публицистике появилась в последнее время тенденция к тому, чтобы взять на вооружение не только правдивые, но и отнюдь не прогрессивные концепции. Под видом восстановления исторической истины порой проповедуют взгляды, далекие от нее.

11 стр., 5111 слов

Особенности методики правового воспитания учащихся

... оно "бесплодно"). 4. Роль правового образования в формировании правосознания и правовой культуры личности, учебной и внеклассной работы в правовом воспитании Человек понимает юридические требования, ... правовые, моральные и др.), принимать правильные решения, не противоречащие интересам государства, общества и других людей. Формирование уважения к государству и праву, принципам законности. ...

Основной целью написания курсовой работы является анализ правового воспитания в Советском государстве.

В числе задач, которые предопределили структуру работы, необходимо назвать следующие:

  • осветить основные понятия правового воспитания, обучения и нигилизма;
  • изучить историко-правовые события в Союзе ССР, зарождение советского воспитания в правовой сфере;
  • ознакомиться с развитием правоведения и его воспитания в послевоенный период;
  • рассмотреть ситуацию советского общества и его политико-правовой специфики в 1970-1991-е гг.

Структура курсовой представлена введением, двумя главами, в каждой из которой по два параграфа, и заключением. В конце работы прилагается список использованной литературы.

ГЛАВА 1. Теоретические и исторические подходы к правовому воспитанию в период с 1917 по 1945 гг.

1.1. Основные понятия правового воспитания, обучения и нигилизма

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению правового воспитания в СССР, сначала заострим свое внимание на самом понятии «правового воспитания».

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом4.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц — представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение — на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие, в свою очередь, очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством).

5 стр., 2207 слов

Современные формы и методы правового воспитания молодёжи: проблемы и цели

... человеке идеи права, воспитания уважения к закону, порядку. Таким образом, правовое воспитание ... надвигается эпоха духовного нигилизма и публичной продажности, ... Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, ...

Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хоть и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый. Опыт воспитания правовым основам советского периода тому подтверждение.

Правовое воспитание напрямую влияет на величину правового нигилизма.

Согласно источникам В.Д. Перевалова, правовой нигилизм — это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. Правовой нигилизм выступает в качестве антипода правовой культуры. В России он имеет, к сожалению, глубокие корни. Еще А.И. Герцен отмечал, что правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство. Большой вред развитию правовых начал в обществе нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании государства и права при социализме5.

Классики марксизма-ленинизма в общем-то не скрывали своего отрицательного отношения к праву. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Что касается права, то мы, наряду со многими другими, подчеркнули оппозицию коммунизма против права как политического и частного, так и в его наиболее общей форме — в смысле права человека»6.

Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах, — теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращение правящей элиты в конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной администрации и т. д., в проведении государственной политики на уголовные элементы).

Ясно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания («в интересах народа», «для выполнения плана» и т. д.).

2 стр., 814 слов

Биржевые сделки в системе договоров коммерческого права

... были совершены на бирже, но при этом не соответствующие принятым требованиям. Исполнение биржевых сделок происходит вне биржи. В Законе о товарных биржах указаны виды договоров, заключаемых ... (не менее 2 дней с момента заключения сделки), договор относится к системе договоров коммерческого права; в процессе биржевых торгов могут заключаться договоры — финансовые инструменты, в которых базисным ...

В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.

На взгляд Н.А. Власенко юридический нигилизм, его крайняя форма – отрицание возможностей государства и права, вообще неверие в их силу и даже оценка их с позиции общественного зла (Л.И. Толстой, Ф.М. Достоевский и др.).

Так называемый умеренный юридический нигилизм – недоверие правовым средствам в решении экономических, социальных и других задач.7

В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление — правовой идеализм, или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Наблюдался он и в Советском государстве.

Следует согласиться с тем, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма и стереотипы правового нигилизма.

Государство обязано проводить комплексную и целенаправленную молодежную политику, осуществлять функцию по духовно-нравственному воспитанию молодого поколения. Советское государство свою деятельность в данном направлении осуществляло довольно активно и небезуспешно8.

Особо следует сказать о праве в нашем государстве. Можно даже утверждать, что отсталость нашего общества в сравнении с Западом в большой степени связана с традиционным правовым нигилизмом, пренебрежением к праву со стороны как рядовых граждан, так и правящих кругов: будь то чиновничество при царях, или партийная номенклатура при Генеральных секретарях, или современная бюрократия. Отсюда и отношение к правовым знаниям. Если правовое воспитание (именно воспитание, а не просвещение) и поддерживалось директивными органами, то только в духе беспрекословного уважения к системе, когда права и свободы человека и гражданина уходили на третий план. К тому же речь могла идти только о тех свободах, которые были дарованы власть имущими9.