Особенности методики правового воспитания учащихся

Контрольная работа

Правовое воспитание: понятие, цели и задачи

. Субправовое воспитание. Организация правового воспитания личности

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность, формирующее её правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру с учетом стихийного влияния на личность всей системы общественных отношений.

Юридическое образование — это процесс, продолжающийся во времени и пространстве, который не может протекать без противоречий. Все граждане участвуют в этом процессе на протяжении всей своей жизни как образованные, так и образованные, в зависимости от той социальной роли, которую они играют.

При этом правовая воспитанность — это состояние, в котором человек находится в каждый данный момент, а, следовательно, и в момент принятия решения о том, как поступить в тех или иных обстоятельствах (ситуации).

Это, безусловно, и состояние правосознания, и уровень правовой культуры, и, следовательно, готовность к правомерному или противоправному поведению (осуществление «самосуда» является примером пренебрежения в данный момент законом).

Уровень юридического образования — это не просто знание и понимание необходимости соблюдения правовых норм. Он определяется степенью сформированности отношения к закону как ценности (находящийся в демократическом государстве, обществе вне конкуренции).

Следовательно, юридическое образование — это состояние любого субъекта права, которое постоянно развивается и поэтому не может быть охарактеризовано одинаково дважды. Но всегда нежелательным этапом в развитии человека является низкий уровень юридического образования или плохие юридические манеры.

Цель правового воспитания — обеспечение правомерного поведения (нежелание вступать в конфликт с обществом и претерпевать неблагоприятные последствия), а также формирование законопослушного гражданина, формирование и развитие направленности его правосознания.

Кроме того, целью правового воспитания является формирование комплекса специфических качеств личности в правовой сфере жизнедеятельности:

  • а) Ближайшая цель — формирование системы правовых знаний;
  • б) Промежуточная цель — формирование правовой убежденности;

— в) Конечная цель — формирование мотивов и привычек правомерного, социально активного поведения, т. е. оформление, придание более четкой социальной определенности внутреннему состоянию, достигнутому субьектом права в результате всех видов воспитательного воздействия к каждому конкретному периоду, моменту его жизни.

7 стр., 3497 слов

Назначение и порядок формирования информационно-правовых систем

... информационной магистрали. Это позволяет осуществить одновременную передачу информационных сигналов по нескольким (или всем) магистралям. Такая организация систем ... мультипрограммной работы микропроцессорных управляющих систем позволяет осуществить контроль над состоянием и управлением большим числом ... были введены в язык ассемблера с целью облегчения разработки программ. Сложные типы данных ...

Юридическое образование включает в себя одновременно образование, обучение, формирование убеждений, привычек и навыков правомерного поведения, социальной и правовой активности личности.

Задачи правового воспитания:

Формирование необходимой системы знаний по вопросам государства и права, информации по текущим и актуальным правовым вопросам.

Граждане должны знать закон, у них должна быть высокая правовая культура. Кроме того, они сами и создают закон и обеспечивают выполнение его указаний в жизни. При достаточной правовой осведомленности человек начинает ощущать себя участником различного рода отношений (семейные, трудовые и т. д.), т.е. осознавать себя участником правоотношений. Он получает возможность соизмерять, соотносить различные нормы поведения (правовые, моральные и др.), принимать правильные решения, не противоречащие интересам государства, общества и других людей.

Формирование уважения к государству и праву, принципам законности.

Привитие навыков правомерного поведения.

Продвижение активной гражданской позиции, нетерпимости к правонарушениям.

Формирование потребности и умения активно защищать в установленном законом порядке интересы и права, как свои, так и других лиц (государства и общества в целом).

Правовое воспитание в школе служит подготовке несовершеннолетних к общим социальным ролям, которые они исполняют, и будут исполнять в дальнейшем (гражданин, член семьи, работник, наниматель, субъект гражданского права, ученик).

он разработан для обеспечения поведения, соответствующего потребностям, интересам и ценностям человеческого общества, которые должны быть включены в нашу правовую систему.

Правовоспитательная деятельность зависит от:

  • а) соответствующих элементов внутреннего мира личности (безнравственный человек более склонен к совершению правонарушений);
  • б) внешних обстоятельств;
  • в) всей предыдущей жизни субъекта;
  • г) сформированного жизнью духовного мира субъекта;
  • д) того внутреннего состояния, в котором субъект приблизился к моменту конкретного выбора.

И, следовательно, правовое воспитание как субъективное состояние должно обеспечиваться гуманистически развитой эмоционально-волевой сферой.

Таким образом, правовое воспитание и тем более перевоспитание не даёт ожидаемых результатов, если не будет сформирована внутренняя среда для развития правовых чувств, так как знания правовых норм ещё не гарантируют повсеместного, постоянного, добровольного и полноценного их исполнения. Кроме того, при изменении законодательства необходимо учитывать социально-психологическую оценку воспитательного воздействия правовых норм.

2. Взаимосвязь правового и нравственного воспитания. Воспитание гражданственности

Субправовое (связанное с правовым) воспитание — неотъемлемая часть процесса правового воспитания. В нашем обществе сущность юридического образования заключается в формировании отношения к гармонизации своих ожиданий, стремлений с интересами и ожиданиями общества. Для этого важно, чтобы потребности индивида, которые намечаются уже с первых дней жизни, не протеворечили потребностям общества и его ценностям, так как ребёнок в детстве нацелен на подражание, не способен к сознательному объяснению происходящего, но уже усваивает примеры поведения (правомерного и противоправного).

17 стр., 8358 слов

Конституционно-правовое регулирование, формирование и функционирование ...

... органу исполнительной власти, так и всей системе, в целом. Значимость конституционно-правового регулирования формирования и функционирования системы органов исполнительной власти объясняется еще и тем, что ... образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства, и призвана ...

Поэтому необходимо уделять больше внимания детям, разбираться в детских конфликтах, доказывать неправильность своих действий и показывать характерные положительные примеры и последствия отрицательных примеров.

Исследования, основанные на ответах студентов на вопросы, показали, что формирование негативной правовой предрасположенности возможно с раннего детства: стереотипы усваиваются без участия достоверной правовой информации, при малой активности совести. В то же время образцы противоправного поведения, противоправных намерений, стремлений, ориентаций как среди образованных, так и среди самих педагогов существуют как часть и продукт внутреннего мира, который, в свою очередь, получает информацию из окружающего его внешнего мира. Это означает, что необходимо воспитывать в юридическом смысле и всех будущих воспитателей ребенка. Выполнять или не исполнять свой долг человек решает не только на основании знания своих обязанностей, но и на основании чувств и всей внутренней готовности. Следовательно, целевое правовое образование — это еще и психологическая подготовка, в частности, к действиям в обычных обстоятельствах.

Следовательно, социально-правовое образование — это качественно новый уровень образования. Следовательно, теория и методика обучения праву должна исследовать и процесс правового воспитания, выбрав и освоив на «своём» уровне все достижения педагогики, психологии личности и социальной психологии, криминологии, этики, эстетики, а также методы и формы различных видов и направлений воспитания (гражданского, трудового, семейного и др.).

Кроме того, целостный процесс обучения не может происходить в отрыве от юридического, и все меры, направленные на формирование личности, должны подвергаться моральной и юридической оценке и быть наполнены адекватным содержанием.

Итак, правовое воспитание, как длящийся процесс, ограниченный для одного человека лишь пространством и временем его жизни, «вливается» во всеобщий воспитательный процесс, в котором участвуют все субъекты права, являясь тем самым частью целостного процесса гражданского воспитания субъектов права.

3. Правовое воспитание и правосознание. Формирование правовых убеждений учеников

Организация правового воспитания граждан

Целью организации правового воспитания является преодоление стихии противоправного воздействия на личность и противостояние ему.

В организации имеют важное значение:

  • Правовая пропаганда — распространение и подробное разъяснение юридических знаний и идей. Устная пропаганда (учитель, лектор);
  • средства массовой информации и пропаганды: печать, телевидение, литература, искусство и т. д.

Юридическая подготовка или образование гарантирует усвоение студентами определенной системы юридических знаний, развитие на этой основе их познавательных способностей, их обучение и подготовку к практической деятельности.

9 стр., 4344 слов

Значение, задачи и средства умственного воспитания дошкольников

... воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных ... что в дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей ...

Повседневная правовая деятельность, участие в отстаивании законных прав, неуклонное исполнение обязанностей и т. п.

В процессе правового воспитания достигается усвоение правовых положений на интеллектуальном, эмоциональном (когда знания перерастают в убеждения) и на волевом уровне, когда человек готов поступать в соответствии со своими знаниями и убеждениями.

Об эффективности правового воспитания судят по достижению поставленных целей (по снижению или по увеличению числа правонарушений).

1. Социальная эффективность — это достижение положительных результатов в формировании правосознания, правовых отношений, правовой культуры.

2. Эффективность действующего механизма: количество мероприятий по формированию юридического образования, результаты их реализации.

Правовое воспитание должно носить проблемный характер, побуждать людей к самовоспитанию (без которого оно «бесплодно»).

4. Роль правового образования в формировании правосознания и правовой культуры личности, учебной и внеклассной работы в правовом воспитании

Человек понимает юридические требования, предъявляемые к нему обществом, в зависимости от уровня своего духовного развития. При этом задача общества — помочь человеку, пришедшему в него, не оказаться подвергнутым санкциям, не остаться в изоляции, подготовить гражданина к адекватному восприятию требований и программированию своего поведения в установленных пределах (20 — 21 в.в. — годы «эгоизма» и «нигилизма»).

необходимо постоянно воспитывать человека, готового добровольно выполнять социальные требования. И, следовательно, социально-нормативное образование начинается с зарождения предмета и продолжается непрерывно, оно изменяется по мере развития общества и законодательства.

Следовательно, современная школа — это социальный институт, с помощью которого общество пытается воспитывать личность, используя деятельностные и другие подходы к обучению. И каждый участвующий в образовании субъект должен осознавать это и стремиться подготовить образованного человека к регулированию своего поведения в соответствии с нормами, одобренными обществом. Его деятельность заключается в передаче информации различными способами, соответствующими уровню развития гражданина и текущей ситуации, в контроле усвоения и необходимой адаптации воспринимаемых эталонов-образцов.

Таким образом, правильно организованное социально-нормативное воспитание студентов становится дисциплинированным началом всего учебного процесса.

1. Важной предпосылкой морально-правового воспитания являются моральные и юридические знания, которые часто очень слабы или даже отсутствуют у учащихся.

Нравственность — сложная форма общественной жизни, система нравственных понятий и явлений. Сюда входят моральные нормы и отношения, нравственная совесть.

Мораль — это совокупность сформированных на их основе чувств, мнений, идей, правил поведения и моральных отношений, основанных на силе общественного мнения и внутренних убеждениях людей. Цель морали — быть регулятором человеческих отношений, а нравственное воспитание — развить навыки и привычки их поведения, отвечающие требованиям общества.

16 стр., 7927 слов

Правовое поведение личности

... если такие поступки способны регулироваться и контролироваться сознанием и волей человека. В ином случае право бессильно повлиять на человеческое поведение. Как отмечал М.Ф. Орзих, к правовому поведению относятся те проявления активности ...

Формирование нравственных норм подразумевает развитие таких качеств личности, как: принципиальность, тактичность и доброта, реактивность, искренность, доброта, чуткость, честь, добросовестность, справедливость, которые определяются его поступками, поступками.

Совесть — это способность человека проявлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя моральные обязательства, требовать их выполнения самим и давать самооценку совершаемых действий. Это одно из проявлений нравственного самосознания личности, в развитии которого должны быть уроки права.

Важнейшая черта нравственного воспитания — его универсальность. Формирование у человека нравственных качеств, нравственной совести — непременное условие подготовки человека к любому виду деятельности вне зависимости от ее объективного содержания. Если большинство норм морали нигде не записаны, проявляются на уровне обыденного сознания, то нормы права выступают в виде строго закрепленных категориальных требований, не допускающих различий в их толковании и применении. правосознание воспитание гражданственность нравственный

Приблизительное знание правовых норм губительно для юридического образования. Усвоение правовых норм формирует у учащихся представление о том, какие действия и действия признаются государством допустимыми, какие обязательны, а какие запрещены и, следовательно, влекут за собой наказание, неблагоприятные последствия для виновного. При этом мысли и чувства не поддаются правовой регламентации. Однако на них может влиять моральный авторитет и принудительная сила государства. Следовательно, закон влияет на волевые действия и сознательную деятельность людей.

Общее в нормах права и морали (взаимосвязь):

  • Они представляют собой общие правила поведения, воздействуя на которые, мораль и право устанавливают определённые масштабы поведения (границы дозволенного);
  • В единстве они формируют морально — правовую ответственность;
  • Неразрывность правового и нравственного воспитания объясняется единством их функций, общим объектом воздействия — поведение, поступки людей, т.е.

выполняют регулятивную функцию и функцию ориентации сознания людей, т.к. правовые взгляды основываются на нравственном убеждении членов общества. Причем их единство проявляется на всех этапах развития и становления личности. Итак, уже в начальной школе, наряду с нравственным воспитанием, ученики получают элементарные юридические знания, воспринимая простейшие запреты и разрешения. Чем старше ученик, тем более точным, целенаправленным (управляемым) становится процесс взаимосвязи правового и нравственного воспитания;

— Важнейшим условием правового воспитания является нравственная воспитанность учащихся. Когда человек не имеет базовых юридических знаний, он решает правовые проблемы, основываясь на своих моральных взглядах, мнениях сверстников, наблюдениях, воспринимая социальную и юридическую практику с этих позиций. Как правило, низкий уровень морального сознания сочетается с низким уровнем правовой культуры. Обладая этическими и юридическими знаниями, человек переходит от осознания требований, норм через ассимиляцию своей внутренней необходимости к опыту, правовым и моральным действиям. Обычно правовые чувства возникают вместе с нравственными, которые как бы пронизывают своим содержанием правовые чувства человека, оказывают наибольшее влияние на его формирование, вызывают положительные и отрицательные эмоции. Неоднократное повторение одних и тех же действий вырабатывает у учащихся моральные и правовые привычки, т.е. относительно устойчивые, закономерные способы реагирования на повторяющиеся нравственные и правовые требования общества. Основными формами их закрепления являются морально-правовые обычаи и традиции.

22 стр., 10592 слов

Культурные права номер статьи в конституции. Культурные права ...

... тему «Культурные права и свободы в жизни человека и гражданина». Глава 1. Права и свободы человека и гражданина. 1.1 Понятие «права человека». Возникновение понятия "права человека", осознание этой ... г.). Немаловажное значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Основополагающие права человека, закрепленные в этом правовом документе (на собственность, личную свободу и ...

И мораль, и закон требуют от человека не механического выполнения норм поведения, а понимания их сути, умения применять их в конкретной ситуации. Недостаточно просто знать и понимать законы, важно осознать их справедливость, их социальную ценность, развить убеждение в необходимости их исполнения. Убеждения развиваются в процессе морально-правового воспитания, которое носит непрерывный характер, заключающийся в переходе от более низкого уровня юридической и нравственной совести к более высокому. Его относительная полнота может быть рассмотрена только тогда, когда нормы морали и права трансформируются в устойчивые привычки поведения.

И, наконец, нравственно — правовая воспитанность зависит от:

а) содержания обучения и воспитания (насыщение его общечеловеческими проблемами и т. д.)

б) организации методической работы (от разнообразия форм обучения, от включения в урок элементов дискуссии и т. д.), применения инновационных методов обучения;

  • в) позиции учеников в учебно-воспитательном процессе (включение в активную познавательную деятельность, развивающую их творческую самостоятельность и т. д.);
  • г) педагогического сотрудничества учителя и ученика;
  • д) обратной связи: создания ситуаций, побуждающих учеников к проявлению собственного отношения к изучаемому правовому материалу, выявлению их взглядов, убеждений, выражению нравственно — правовой оценки и т.

д.

Таким образом, воспитание нравственности у студентов предполагает не только знание и понимание моральных и правовых требований, но и развитие желания руководствоваться ими в повседневной жизни, умение переводить моральные и юридические знания в юридическое поведение.

Воспитание гражданственности.

Основным направлением нравственного воспитания является воспитание гражданственности, которое выступает обобщающим признаком социально-политических, моральных и правовых качеств человека. Его мерой является степень и характер использования человеком своих прав и обязанностей и определение в их рамках своего поведения.

Гражданственность -это совокупность качеств личности, которая определяет ее способность и готовность отражать в своём сознании правовые и нравственные требования общества (понимать и отстаивать их, руководствоваться в общественно-значимой деятельности мотивами ответственности).

Гражданская ответственность при этом проявляется в способности человека в различных ситуациях принимать правильные с точки зрения общества решения, уметь нести ответственность за последствия своих действий.

Кроме того, человек должен руководствоваться гражданской убежденностью, вершиной которой становится активная гражданская позиция личности, её целенаправленная деятельность, включающая в себя 2 стороны:

  • а) познавательную — заключается в формировании у учеников понятий и представлений о правах и обязанностях гражданина и человека;

— б) практическую — носит деятельностный характер (реализация прав и обязанностей), для формирования которого необходимы реальные действия, а не только словесное начало, рождающее стремление к положительному поступку, но не вырабатывающее характер и волю. Это означает, что гражданство мотивов должно сливаться с общественно полезными результатами практической деятельности.

13 стр., 6307 слов

Гражданско-правовые проблемы исполнения обязательств

... и практическая значимость 1. Общие положения исполнения обязательства 1.1 Понятия и виды обязательств В римском праве определение обязательства в широком смысле означало: наличие некой ... обязательственных правоотношений. «Обязательство есть правовые оковы, посредством которых мы необходимо принуждаемся что-нибудь исполнить согласно праву нашей страны». О.А. Омельченко Римское право Учеб. пособие. ...

1. Юридическое образование, как уже отмечалось, направлено на формирование правосознания и правовой культуры людей. При этом правосознание — это совокупность распространённых в обществе теорий, идей, взглядов и представлений, выражающих отношение людей к праву, а также к поведению людей, к ценности общественных отношений (с точки зрения этих представлений о праве).

Правовое сознание человека может измениться в связи с экономическими, социальными и другими изменениями в общественной жизни.

При этом оно имеет и неизменные элементы, такие как:

Знание права. Непосредственное ознакомление ученика с правовыми актами (чтение законов, прослушивание их текстов) из рассказов окружающих, практического ознакомления в жизненных ситуациях (составление протокола, ведение допроса).

Юридические знания должны сочетаться с анализом соответствующих жизненных обстоятельств. Ученики должны знать необходимые им сегодня и в будущем правовые нормы, правовые акты, адресованные им: Устав школы, правила поведения, содержание Конвенции «О правах ребёнка» (1989 г.).

Учитель права также должен своевременно информировать учеников о новых правовых актах, оперативно откликаться на различные события, имеющие правовое значение, корректировать правовоспитательную деятельность с учётом особенностей фактического положения дел. Студент должен обладать знаниями и идеями, которые помогают ориентироваться в конкретных жизненных ситуациях: о месте государства в общей политической системе гражданского общества, о роли политических партий, социальных движений. При этом эффективно будет разграничить общие правовые положения (теория государства и права) и нормы права, регулирующие отдельные виды правоотношения.

Представления о праве. То есть о том, что является правомерным и противоправным вообще и в данном конкретном случае, каковы последствия определённого деяния и т. п. Самостоятельное значение имеет информированность несовершеннолетних об ответственности за неисполнение правовых предписаний, уяснению того, что нарушитель закона неизбежно «встречается» с государственным принуждением. Формирование представлений о моральных, политических и правовых требованиях (нормах), о праве в целом — повышают культурный уровень субъекта образования. В формировании представлений по конкретным правовым вопросам существенную роль играет знание отдельных общих положений закона, его правовых принципов, в соответствии с которыми решаются более частные вопросы. Представления о праве формируются также под влиянием жизненного опыта людей, в рамках закона, обычаев и традиций.

Отношение к праву и к исполнению правовых предписаний. Отношение к закону и отношение к его исполнению взаимосвязаны, так непонимание закона часто приводит к его неисполнению. Например, родители не исполняют обязанности по надлежащему воспитанию своих детей. Иногда, правда, люди могут с уважением относиться к закону, но при этом не исполнять отдельные его нормы. А поэтому, правовое отношение населения к исполнению закона, понимание значимости законных путей, реагирование на его нарушения и предупреждение подобных нарушений — гарантия совершенствования и права, и охраны порядка. Кроме того, общее понимание правовых положений должно сочетаться с готовностью и умением следовать им на практике в конкретных ситуациях.

2 стр., 841 слов

Сущность и функции правосознания

... действующих норм права, одинаковое видение эффективных норм. Взаимодействие правосознания и права имеет сложную структуру. Правовые нормы и применение их ... религией, философией, наукой. Виды правосознания Правосознание классифицируют, исходя из рассматриваемого объекта правосознания. В зависимости от объектов правосознание делят на: индивидуальное; коллективное; общественное. Правосознание ...

Требования, предъявляемые к праву (ужесточить или смягчить его нормы).

Формируются под совокупным влиянием политических, моральных и других взглядов, социальной практики людей, их осведомлённости, об общих правовых принципах и конкретных правовых нормах. Должна быть информированность граждан о социальной роли права, о том, как создаются его нормы, что они могут, каковы пределы правового регулирования и т. д.

Правовые убеждения и взгляды — это стимул для правомерного поведения, готовность действовать в соответствии с ними. А, таким образом, элементы правосознания необходимо формировать на уровне убеждений, взглядов, которые являются важнейшими компонентами их складывающегося мировоззрения.

Психолого-педагогические характеристики процесса формирования правовых взглядов и убеждений учащихся.

Правовые взгляды и убеждения формируются в рамках формирования мировоззрения. Мировоззрение — категория, в первую очередь, личностная, т. к. это основной элемент в структуре личности — основа её культуры, духовного мира, её жизненной позиции и практической деятельности. Формирование мировоззрения человека — процесс сложный и многогранный. Оно формируется в результате общего образования, различных идей, воспитания в семье, трудовой и общественной деятельности, выработки индивидуального сознания и поведения, а также под влиянием окружающих, а значит, требует длительного времени (в течение всей жизни).

Мировоззрение также обогащает личность, наполняет жизнь каждого отдельного человека особым смыслом, постановкой жизненных целей, делает личность воистину всесторонне развитой. Формирование именно такой личности и является задачей системы образования, для того, чтобы подрастающее поколение могло сознательно и активно участвовать в экономической и политической жизни страны. Мировоззрение личности характеризуется единством знаний, убеждений и практической деятельности. При этом убеждения представляют собой органическое единство мировоззренческих знаний и соответствующих им действий, а процесс их выработки связан с формированием оценочного отношения к усваеваемым знаниям (понятиям, нормам, формам поведения), способным порождать намерения (целеполагание), являться регуляторами своего сознания и поведения.

Таким образом, мировоззрение — это обобщённая система взглядов, убеждений, идеалов, в которых человек выражает своё отношение к окружающей его природной и социально-правовой среде, и которая формируется следующим образом:

  • Приобретая знания, ученик вырабатывает к ним определённое отношение (положительное или отрицательное);

— Переживания чувств удовлетворённости и неудовлетворённости по поводу различных фактов и явлений, которые ведут к образованию уверенности человека в истинности или ложности тех или иных взглядов, принципов, мыслей. Существенную роль при этом играет анализ, сопоставление своих взглядов со взглядами других людей.

4 стр., 1519 слов

Конституционное правосознание и правоприменение

... правовых ценностей как регуляторов профессионального поведения и т. д. ». Одновременно система начинает стремиться к своему самоограничению, путем установления границ между собой и окружающей средой. конституционное правосознание правоприменение право ... следует признать внутрисистемной целью конституционного правосознания. В свою очередь, служить правовой основой, ориентировать и направлять ...

Взгляды укрепляются, переходят на уровень установок, убеждений.

Пути формировании правового сознания:

1. Общепризнанный (на основе знаний) — через сообщение учащимся отправных юридических положений, которые они в последующем закрепляют, используя для анализа конкретных задач, ситуаций, в результате чего вырабатывается осознанное отношение к явлениям общественной жизни.

2. Мировоззренческие идеи должны подтверждаться убедительными разнообразными фактами и данными статистики, которые создают информационное многообразие. Например, через сопоставление Конституций различных стран (России и США).

3. Целенаправленное воздействие на эмоциональную сферу ученика, на его чувства. (Знания + чувства = убеждения).

Правда, следует учитывать, что отношения к правовым нормам порождены мыслью, т.е. зависят от усваиваемой информации; накопленного опыта ученика (личностно-интеллектуальный уровень); от методики преподавания урока права учителем. Поэтому для младших и средних школьников следует делать упор на эмоциональность подачи материала, «живость» изложения учителем мировоззренческих идей, обилие иллюстраций, демонстрирующих общие, нередко абстрактные понятия. У старших школьников необходимо развивать: доказательность, умение логически мыслить. Использовать документы (тексты), научные статьи, разбирать актуальные проблемы, решать учебно-правовые задачи.

а) обеспечение авторитета правовых документов;

  • б) актуализация мировоззренческих положений, придание им проблемного характера;

в) обсуждение различных правовых положений, с подключением воздействующих на чувства учеников примеров из жизни;

г) претворение взглядов в поступки (работа в Совете школы, практические занятия).

На данном этапе формируются правовые убеждения.

При этом необходимо

1. Сопоставлять мировоззренческие положения юридических документов с аргументами, подчеркивающими проблемность, неоднозначность этих положений (например, изучение Конституции).

2. Прибегать к таким контраргументам, абсурдность которых очевидна, легко доказывается с помощью известных фактов, т.к. ученики средних классах (8-9 класс) эмоциональны, их знания не систематизированы. Должны научиться проверять истинность своих взглядов.

3. Чтобы личность учителя отличалась творчеством (мастерством), авторитетом, умением пробуждать мысль, «доходить» до каждого ученика, учетом индивидуальных и возрастных особенностей ученика. Правовое воспитание формирует самостоятельную форму сознания — правосознания, а это влечет специфику форм и методов воспитания. Учитель должен владеть необходимым объемом правовых знаний и наукой формирования правосознания, правовой культуры.

4. Развивать общее и индивидуальное творчество учеников.

5. Устанавливать интеграционные связи: с литературой — образность, эмоциональность; с историей — исторические примеры и примеры из современной действительности, хорошо знакомые учащимся.

6. Учитывать индивидуальные особенности правосознания ребенка:

  • а) многие несовершеннолетние не приучены сопоставлять свое поведение с законом и мыслить правовыми категориями;
  • б) сильная переоценка роли мотивов поведения и недооценка общественной опасности содеянного, тяжести наступивших последствий;
  • в) не всегда ученики умеют полученные правовые знания применять на практике;
  • г) у определенной части подростков существует разрыв между имеющимися у них знаниями и убеждениями;
  • д) правонарушения и неверные правовые решения некоторых несовершеннолетних являются следствием искажения иерархии их ценностей, при котором право в системе ценностей занимает последнее место;
  • е) правосознание подростков сильно зависит от правосознания их родителей, сверстников, распространенного общественного мнения о праве и правовой системе;
  • ж) несовершеннолетние, совершившие правонарушение нуждаются в специальном воздействии, т.к.

их правосознание отличается от правосознания других детей.

Однако правосознание — это один из элементов правовой культуры, а поэтому правовые знания, отношения, убеждения становятся элементами правовой культуры лишь во взаимосвязи с правовой практикой личности, воплощаясь в результатах этой деятельности: нормах, традициях, правовых поступках и т.п., а также в процессе усвоения людьми результатов творчества в правовой сфере.

Правовая культура характеризуется /С.С.Алексеев/ состоянием: правосознания в обществе, состоянием законности, прочности правопорядка; законодательства; практической работы правоохранительных и иных государственных органов и общественных организаций по применению норм права. Правовая культура проявляется в практике издания необходимой для населения юридической литературы и в художественных произведениях; кинофильмах, спектаклях; в обычных способах решения различного рода правовых конфликтов.

Следовательно, правовая культура, явление многогранное и деятельность по ее формированию очень сложна.

1. Анализ содержания правового обучения и воспитания привел к выводу о том, что до недавнего времени школа недостаточно показывала самому ученику его положение и поведение в правовой сфере человеческой деятельности, в системе общества, государства, школы, в семье, во взаимоотношениях друг с другом.

В теории и практике понятие «правовое воспитание» трактуется по-разному. Правовое воспитание (Давыдов Г.Н.) — это целенаправленное, систематическое воздействие на личность для формирования ее правосознания, развития правовых чувств, выработки навыков и привычек правомерного поведения (нетерпимого отношения к правонарушениям).

Условия правового обучения и воспитания, влияющего на формирование правосознания личности:

Во-первых, знание закона (основное условие).

Следовательно, правовое образование основывается на точном знании ряда правовых фактов и явлений. Однако, при этом, они должны быть отобраны с определенных позиций, а их изучение организовано, иначе простое знание различных норм права не окажет необходимого воздействия на ученика;

  • Во-вторых, для нормального функционирования закона и общества, его уважения и добровольного, бесконфликтного соблюдения всеми гражданами, необходимо воспитание уважительного отношения к праву, закону, к органам государственной власти;
  • В-третьих, воспитание нетерпимого отношения к правонарушениям не должно заключаться лишь в отрицательном отношении к правонарушителю;
  • В-четвертых, необходимо учитывать, что не только правовые знание и формирование правосознания учеников составляют цель правового образования, а высокий уровень правовой культуры.

Правосознание, как часть мировоззрения человека отражает не все явления, а лишь те которые, урегулированы или могут быть урегулированы в будущем нормами права, включает чувство гражданственности и ответственности личности за свои поступки и поведение.

Формирование адекватного отражения (точного) в сознании человека правовых фактов и явлений нашей жизни нам необходимо, прежде всего, потому что правосознание человека является главным фактором, влияющим на выбор способа поведения, на его готовность действовать в различных ситуациях. Однако чтобы правильно сформированное правосознание выступало как постоянный регулятор поведения человека, необходимо личностное осмысление правовых знаний, представлений, требований, оценок и преобразование их устойчивые убеждения, и, наконец, превращение в прочные навыки и привычку правомерного поведения. Таким образом, только совокупность точных правовых знаний, уважительного отношения к закону, личного убеждения в необходимости его соблюдения и устойчивых навыков и привычек правомерного поведения позволит выработать активную жизненную позицию личности (гражданскую позицию).

Уже в школьные годы у людей начинают формироваться основы правовой культуры: они получают сведения в области законодательства, приобретают умение и навыки деятельности в соответствии с требованиями права. Ученики усваивают правила внутреннего распорядка, нормы, регулирующие их отношения между собой и с учителями. Изучение на уроках по предметам гуманитарного цикла положений социально-политического, экономического и культурного характера также, в определенной мере, способствует повышению правовой культуры обучаемых. А поэтому, с точки зрения комплексного подхода к воспитанию формирование правосознания и правомерного поведения является результатом совокупности нравственных, правовых, эстетических воспитательных воздействий.

Современное правовое обучение оказывает воспитательный эффект, обуславливаемый тем, что:

1. В его содержании отражаются реальные, ныне действующие правоотношения, что определяет эффективность связи правового обучения с жизнью общества, самих учащихся;

2. Основные положения отраслей права имеют отчётливо выраженный мировоззренческий характер (конституционное право и др.).

3. Усвоенные в ходе изучения содержания курса правовые нормы способны служить ориентиром для правильной, объективной оценки учащимися конкретных жизненных ситуаций, что укрепляет положительную мотивацию их действий и поступков, обеспечивает прочность их социальной позиции.

4. Осознанные с точки зрения необходимости и обязательности правовые нормы оказываются непосредственными регуляторами действий и поступков учеников, становятся в определенной степени мотивами их деятельности.

5. Изучение содержания курса содействует повышению эффективности правового воспитания в силу тесной связи норм права с этическими, политическими и другими отношениями.

6. Повышенный интерес учащихся ко многим правовым положениям и фактам обеспечивает достаточно быструю «внедряемость» правовых норм, вхождение их в тот оперативный фонд знаний учеников, которым они сегодня руководствуются в своем поведении.

Основными формами воспитательного обучения, воздействующего на правосознание учеников, воспитание правовых компонентов их мировоззрения являются:

  • уроки права: с 5 по 7, 8 классы «Граждановедение»;
  • 8 — 9 классы — «Правоведение»;
  • 10 — 11 классы «Основы государства и права» («Политика и право»);
  • спецкурсы (модули) по основам государства и права, а также внеклассные мероприятия (выход в суд, в милицию, исправительную колонию;
  • приглашение работников милиции в «День профилактики» для проведения лекций;
  • классные часы по праву).

1) Особенность уроков права состоит в том, что их целью является не только юридическое просвещение, но и профилактика правонарушений, укрепление дисциплины, повышение успеваемости, уровня правосознания учеников. Обучение — эффективный способ получения (овладения) систематизированных правовых знаний о государстве и праве.

Целями правового воспитания на уроках права способствуют следующие приемы:

1. Включение в урок элементов дискуссии. Учитель должен уметь правильно вести дискуссию, соблюдая необходимый такт, давая возможность высказаться каждому желающему в классе ученику. Параллельно он должен корректировать обсуждение, задавая ему направление, добиваться результативности (определенных правовых выводов) и намечать вопросы для последующих обсуждений.

2. Включение в урок нравственно — правовых ситуаций, решения задач по праву, разбор юридических казусов. Данный прием дает простор для заинтересованных обсуждений, для обоснованных догадок, для сомнений и их разрешения, которые помогут ученикам научится постигать цель и образ действия каждого участника ситуации, давать им справедливую оценку, отстаивать интересы субъекта (роль которого они исполняют), при этом предвидя последствия своих действий и других участников.

3. Социально — деловые игры по праву: суд над литературными героями (эксперты — другие учителя).

4. Диспут на правовую тему как самостоятельная форма правового воспитания — это вид активного проявления правовых знаний, представлений, взглядов и убеждений, а также средство воздействия на правосознание учеников. При этом важен эмоциональный фактор диспута, обсуждение проблем при котором учащиеся делятся своими мнениями (Диспуты об исторических событиях, требующие и политической, и правовой и нравственной ориентации).

5. Mini — сочинения. Учитель наблюдает за поведением учеников, анализирует их устные и письменные высказывания и через них получает представление о характере формирующихся у школьников взглядов и убеждений. Вместе с тем, анализируя правовые взгляды учеников, учитель может по ряду признаков правильно судить о прочности этих взглядов в структуре мировоззрения личности.

Условием успешного формирования правовых компонентов мировоззрения учеников является обеспечение единства их учебной и внеклассной деятельности.

2) Модули по праву организуются в образовательном учреждении с целью подготовки учащихся к поступлению на юридический факультет высших учебных заведений (работа по заполнению юридических документов).

Спецкурсы по праву (например, «Закон в нашем обществе», «Право и мы», «Правонарушения и ответственность») направлены на углубленное изучение правового материала (нормативных актов) в зависимости от интересов обучаемых.

Внеклассные мероприятия

Способствуют успешному усвоению учащимися правовых знаний, оптимизируют (развивают) умение делать самостоятельные выводы из сопоставления требований правовых норм с жизнью, применять правовые знания для объяснения фактов окружающей действительности.

К их числу можно отнести:

1. Оформление самими учениками монтажей, поделок, рисунков (герб, флаг Р.Ф.) в процессе изучения Конституции РФ (в младших классах), используя принцип наглядности.

2. Обсуждение проблем реализации положений Конституции РФ на конференции «Права человека: проблемы их защиты» (в старших классах).

Конференции предусматривают предварительную работу учеников с юридической литературой при подготовке рефератов, докладов (проблемно-поисковые работы), что дает возможность учителю индивидуально поработать с каждым учащимся, сформировать у них собственную точку зрения, правовые убеждения.

3. Экскурсии — форма внеклассной воспитательной работы. Дают подтверждение теоретическому материалу, полученному на уроках права (ученики видят своими глазами и осознают то, что видят).

Впечатления от экскурсий дают им «пищу» для собственных размышлений (экскурсии в правоохранительные органы).

Формированию эстетических убеждений в том, что граждане имеют право пользоваться произведениями искусства и культуры и обязанность их охранять способствуют экскурсии в музей, изучение памятников, подлежащих охране.

4. Различного рода конкурсы по праву. Например, конкурс плакатов и сочинений на тему «Право и мы», определяющий уровень знания и понимания положений международных документов о правах человека, видение проблем, связанных с реализацией прав человека в нашем государстве, предложения по их разрешению. Помогают учащимся сформировать свое отношение к проблемам, развить умение творчески рассуждать, проверить точность правовых знаний и уровень их закрепления.

5. Стенгазета, работа в «правовом кружке».

Кроме того, процесс правового воспитания учащихся осуществляется во время проведения классных часов (обсуждение проблем — беседы, лекции и беседа с работниками правоохранительных органов).

Формируют эмоциональное отношение к правовому материалу.