Система образования в современной России

1. Краткая история развития системы образования в России

Первые известные историкам школы на Руси появились после крещения в 988г. благодаря князю Владимиру. А при Ярославе Мудром в школах уже преподавали не только письмо, счет и церковное пение, но и греческий и латинский языки, философию, риторику, грамматику, историю, географию, естествознание. Большое количество найденных берестяных грамот свидетельствует о том, что в ХI-ХIII вв. грамотность была широко распространена на Руси. Обучались с семи лет не только мальчики, но и девочки. Татаро-монгольское нашествие нанесло большой ущерб школам, но в ХIV-ХVI вв. они продолжали существовать при церквях и монастырях.

В XVII веке образование было начальным, если говорить о системе образования в общегосударственном масштабе. Русские школы были частными учебными заведениями с духовными лицами в качестве учителей. Начальное образование носило церковный характер. Дисциплина была строгой, что касается предметов, изучавшихся в тот период в начальной школе, то они находят полную аналогию с тем, что изучалось в соответствующих школах Греции и Западной Европы: чтение, письмо, пение, счет и основы религии. Написанные стихами азбуковники XVII века, излагавшие одни и те же правила и зафиксировавшие единообразную форму обучения, позволяют говорить о наличии системы, единой методики образования, повсеместно распространенной на территории государства. Потребность в образованных людях росла, а потому росло и количество школ. В 1640-е г. открылись школы Ф.Ртищева в Андреевском монастыре, Епифания Славинецкого при Чудовом монастыре. А в 1687 г. открывается первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия во главе с братьями Лихудами, греками по национальности .

Коренные изменения, произошедшие в стране при Петре I, потребовали появления специалистов, которых могла подготовить только новая, светская школа. Начало светскому образованию было положено в 1701 г. созданием «Школы математических и навигационных наук» и Пушкарской (артиллерийской) школы в Москве. За короткий срок появились профессиональные школы – Инженерная, Медицинская, Горная. С 1714 г. в сорока городах России появляются школы по типу близкие к общеобразовательным, в них обучались дети из разных сословий. Итогом петровских преобразований в области просвещения можно считать открытие Академии наук в Петербурге в 1725 году, при которой существовали университет и гимназия. Этот университет закончил, в частности, М.В. Ломоносов, по инициативе которого, и при поддержке графа И.И.Шувалова, был основан в 1755 году Московский университет с двумя гимназиями. Соблюдался принцип сословности. Система сословных школ выглядела следующим образом: для духовенства существовали духовные академии, епархиальные училища; для купцов – коммерческие школы; для разночинцев – Академия художеств, Горная, Медицинская, штурманская школы, ремесленная школа; для солдатских детей – солдатские школы. Во второй половине XVIII века в России возникает ряд специальных учебных заведений для дворян (шляхетские корпуса), в 1764 г. в Петербурге был открыт Смольный институт благородных девиц. Во второй половине XVIII в. складывается система общеобразовательной школы.

11 стр., 5366 слов

Коррупция в сфере образования и науки

... http://www.ifap.ru/library/book179.pdf , резюмируется, что коррупция в школах и университетах наносит серьезный ущерб системам образования во всем мире. Анализ ситуации в 60 странах показал, что ... www.levada.ru/press/2006062202.html ; Газета «МК» от 23.06.2006 г. «Коррупция в России». См.: . В докладе "Барометр мировой коррупции" глава российского отделения Transparency International Е. Панфилова ...

В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, образования юношества и распространения наук, которое выполняло функцию государственного руководства школами (гимназиями и училищами).

Развитие просвещения определялось потребностями государства в квалифицированных чиновничьих кадрах. В начале XIX века была создана четырехступенчатая система образования, предусматривающая преемственность между училищами различных уровней:

На рубеже XIX-XX веков растущая потребность в специалистах привела к развитию высшего образования ( в 1909 г. в стране было одиннадцать высших учебных заведений, а в 1912 г. уже шестнадцать).

Тем не менее, по данным переписи 1913 года уровень грамотности составлял 38-39 %.

После революции одной из главных задач новой власти оставалась борьба с неграмотностью. Второй серьезной задачей стало преобразование школы. Реорганизация системы народного образования началась в сентябре 1918 г. с создания единой для всей страны трудовой школы из двух ступеней со сроком обучения 5 лет и четыре года соответственно. Плата за обучение отменялась. В 1930 г. в СССР введено всеобщее начальное образование (в городах – обязательное семилетнее).

Возвращаются дореволюционные методы обучения (оценки, уроки, предметы).

Декретами СНК и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. вводилась начальная школа (с 1 по 4 классы), неполная средняя ( с 1 по 7 классы), средняя (с 1 по 10 классы).

Нужды производства обостряли необходимость создания профессиональной школы, открываются технические и сельскохозяйственные вузы.

В 50-е гг. проводится реформа высшей и средней школы. С 1952 г. обязательным становится образование в объеме 7 классов: открываются вечерние школы для работающей молодежи. В высшем образовании получает приоритет вечернее и заочное образование без отрыва от производства. В 1957 г. введены новые правила приема в вузы. К концу 50-х гг. доля детей рабочих и колхозников в студенчестве достигла 70%. В средней школе реформа начинается с 1958 г., когда вводится обязательное восьмилетнее образование на «политехнической» основе. Срок обучения возрастает до 11 лет, и помимо аттестата зрелости выпускники получают свидетельство о специальности.

В годы «застоя» (60-80-е гг.) в школах учащихся ориентировали в основном на продолжение образования в вузах, в то время как обществу остро не хватало квалифицированных специалистов среднего звена. Попытками преодоления этой дисгармонии явилось увеличение технической и профессиональной ориентации школьников в средней школе, увеличение ПТУ и техникумов. Кризисное состояние образования требовало реформ, чтобы сориентировать его на нужды экономики. Несмотря на рост количества вузов (в 1985 г. было 69 университетов), промышленность и сельское хозяйство испытывали все возрастающую потребность в квалифицированных кадрах. Главными причинами этого были нерациональное использование выпускников вузов, понизившийся уровень их подготовки, связанный с оторванностью от практики, снижение престижа дипломированного специалиста. Поэтому в перестроечное и постперестроечное время система образования стала активно реформироваться, стремясь соответствовать мировым стандартам.

2. Система образования в современной России:

2.1.Система образования: организация и управление

В России установлены следующие образовательные уровни:

  • Основой среднего образования выступает школа – начальный тип учебно-воспитательного учреждения. Все школы, в зависимости от источников средств, получаемых ими на содержание, делятся на два типа – государственные и частные. По характеру сообщаемых знаний школы делятся на общеобразовательные и специальные;
  • по уровню образования – на начальные, неполные средние, средние, высшие;
  • по полу учащихся – на мужские, женские, совместного обучения;
  • по отношению к религии – на светские и религиозные.

Основу высшего образования составляют вузы, которые готовят специалистов с высшим образованием для различных отраслей хозяйства, науки и культуры на базе среднего образования, осуществляют повышение квалификации преподавателей. К вузам относятся университеты, институты, высшие училища, академии, консерватории. Вуз имеет должностную иерархию, с различными подразделениями и своим внутренним уставом, который упорядочивает отношения между подразделениями.

Образование – социальный институт, состоящий из множества учреждений, включающий средства управления и организации, упорядочивания деятельности и дисциплинирования поведения. В современной России государство по отношению к институту образования выполняет три функции:

Выполняя любую из этих функций, государство опирается на законодательную базу. Законодательная база – федеральный пакет законодательных и нормативных актов, регулирующий вопросы образования, состоящий из 462 документов. Правовая база, в основном, была создана к 1999 г. Основополагающим стал Закон «Об образовании», который на федеральном уровне разграничил компетенцию и ответственность в области образования между центральными, региональными и местными (муниципальными) органами управления. По сравнению с советским периодом новым инструментом управления стала серия договоров между Министерством образования РФ и субъектами РФ. Организационная структура управления образованием в современной России выглядит следующим образом (табл.1).

Организационная структура и уровни управления образованием в РФ1

Уровень

управления

Орган управления

Примечание

Федеральный

Министерство

образования

Региональный

Департамент

образования

Возможные структуры:

  • Департамент образования при Правительстве области, края, республики;
  • Комитет по образованию;
  • Управление народного образования и т.д.

Муниципальный

Муниципальный

Возможные структуры:

  • Городской (поселковый, сельский и т.д.) комитет образования;
  • Городской отдел образования;
  • Управление образования при администрации города и т.д.

Уровни управления системой образования

Учредители учебных заведений

Федеральный

уровень

Региональный

уровень

Муниципаль-ный уровень

Уровни

образования

Начальное

профессиональное

Начальное профессиональное (в 19 регионах)

Дошкольное

Среднее

профессиональное

Среднее

профессиональное

Общее среднее

Высшее

профессиональное

Профессиональная

подготовка взрослых

2.2.Система образования как социальный институт

Образование – один из важнейших институтов общества, зародившийся в древности. Социальным институтом образование делает узаконенная обществом система передачи знаний от одного поколения другому на основе учебников и учебных пособий, признанных специалистами в качестве соответствующих требованиям науки источников знания о мире.

Социальный институт образования – это гигантская система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и статусов, социальных организаций (учреждений, предприятий, университетов, академий, институтов, фирм и т.д.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры2.

Признаками института образования являются:

Закон РФ «Об образовании» гласит, что «система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

  • преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  • сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  • органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;
  • объединений юридических лиц, общественных и государственно-общес-твенных объединений, осуществляющих деятельность в области образования»3.