Правовое регулирование денежного обращения в РФ

Правовые основы денежной системы Российской Федерации

.

Основу денежного обращения любой страны составляет её денежная система, которая представляет собой установленную государством форму организации денежного обращения. Современные денежные системы включают

  1. Денежную единицу – установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения цен всех товаров;
  2. Официальный масштаб цен – количество золота и серебра, принятое в стране за денежную единицу и её кратные части (например, в СССР с 1961 г. Масштаб цен составлял 1 рубль – 0,987412 г чистого золота; в настоящее время масштаб цен заменён паритетом покупательной способности валют – фактическое соотношение между валютами сравниваемых стран, рассчитываемое как соотношение цен на аналогичные товары и услуги, произведённой в каждой из стран) ;
  3. Виды денег – банкноты, бумажные деньги, монеты;
  4. Эмиссионную систему – определённый порядок выпуска денег;
  5. Государственный аппарат регулирования денежного обращения.

Правовые основы функционирования денежной системы в Российской Федерации определены ст. 75 Конституции РФ и в главах 1,6 и 12 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Так, а ст. 27 закона отмечено, что официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Законом запрещён выпуск иных денежных единиц и суррогатов, подчёркнута ответственность лиц, нарушающих единство денежного обращения.

Как и в о всех промышленно развитых странах, в России официальный масштаб цен не установлен (ст. 28 Закона).

Основными видами российских денег в соответствии со ст. 29 и 30 Закона являются «банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России», которые «являются единственным законным средством платежа» на территории страны.

Главным государственным аппаратом регулирования денежного обращения в нашей стране является Центральный банк РФ, на который в соответствии со ст. 4 Закона возложены следующие функции:

Организация налично – денежного обращения и безналичных расчётов. В сфере расчётов в соответствии со ст. 80, 81 и 82 Закона о ЦБ РФ координирует и лицензирует расчётные, в том числе клиринговые, системы, устанавливает правовые формы и стандарты осуществления безналичных расчётов.

В целях организации налично – денежного обращения на Банк России возложены следующие функции (ст. 34 Закона):

15 стр., 7270 слов

Особенности уголовного права в системе Российского права

... уголовного права в России Система российского уголовного права основывается на системе уголовного законодательства, но не совпадает с ней, поскольку включает институты, которые не получили явного законодательного закрепления. Уголовное право делится на Общую и Особенную части. Общая часть: Уголовный закон: ...

  • прогнозирование и организация производства банкнот и монет;
  • создание резервных фондов банкнот и монет;
  • определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;
  • установление признаков платёжеспособности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков;
  • утверждение правил ведения кассовых операций для кредитных организаций.

В ст. 30 Закона отмечено, что банкноты и монеты Банка России «обеспечиваются всеми его активами», т.е., по существу, российский рубль является настолько обеспеченным, настолько качественные и надёжные активы имеет ЦБ РФ. Важность регулирования ЦБ РФ величины денежной массы, находящейся в обращении, объясняется тем, что российский рубль, как и любая денежная единица конкретного государства, является чисто бумажной валютой. В принципе рубли могут выпускаться в обращение ЦБ РФ в неограниченном количестве, поскольку в российском законодательстве на это не предусмотрено прямых ограничений.

Однако косвенные границы эмиссии существуют – они определяются целями, которые поставлены перед ЦБ РФ: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.

Банк России, выполняя установленные ГК РФ строгие разграничения между наличным и безналичным денежным обращением, придаёт особо важное значение нормативному регулированию наличного денежного обращения. Основными документами, принятыми ЦБ РФ, регулирующими данную сферу, являются:

1)Положение «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 5 января 1998 г. № 14-П;

2)Инструкция по эмиссионно- кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31;

3)Положение о порядке введения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. № 56.

Центральным по своей значимости является Положение № 14-П, которое обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчётно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения сберегательного банка РФ, а так же организациями, предприятиями и учреждениями на территории России. В данный нормативный документ заложены четыре базовых метода регулирования наличного денежного обращения в РФ:

1.прогнозирование;

2.лимитирование;

3.системное банковское контролирование;

4.ответственность за невыполнение лимитов.

В соответствии с Положением 14-П наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Денежная наличность сдаётся предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединённые кассы при предприятиях, а также предприятиям Государственного комитета Российской Федерации по связи и информации (Госкомсвязи России) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.

29 стр., 14418 слов

Расчётно-кассовое обслуживание юридических лиц в Сберегательном банке РФ

... право самостоятельно выбирать банк для расчётно-кассового обслуживания, а также пользоваться услугами нескольких банков. Для расчетно-кассового обслуживания клиент открывает счёт в банке. Учреждения Сберегательного Банка открывают и ведут счета юридических лиц всех организационно ...

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:

1.для предприятий, расположенных в населённом пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, — ежедневно в день поступления наличных денежных средств;

2.для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а так же при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, — на следующий день;

3.для предприятий, расположенных в населённом пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдалённом расстоянии, — один раз в несколько дней.

Список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/pravovoe-regulirovanie-denejnyih-otnosheniy-v-rf/