Развитие экономических реформ в России в связи с переходом ее к рынку обусловило необходимость адекватного научного обеспечения стратегии государственного регулирования предприятий, отраслей промышленности и всей экономики в целом. Существуют различные теоретико-методологические подходы к исследованию основ государственного регулирования деятельности предприятий.
В экономике действуют в основном юридически и экономически независимые от государства предприятия, которые осуществляют сознательное саморегулирование, включающее в себя внутреннюю и внешнюю координацию хозяйственных отношений. Необходимость корректирующего воздействия со стороны государства обусловлена стремлением повышения эффективности действия механизмов внутреннего и внешнего саморегулирования.
Государственная поддержка предприятий является составляющим элементом государственного регулирования, которое, с одной стороны, выполняет ограничительную функцию, с другой же осуществляет стимулирующее воздействие, реализуясь через систему государственной поддержки. Государственная политика поддержки предприятий предусматривает оказание им экономической, организационной, технической и иной помощи, направленной на создание условий для их успешного функционирования в соответствии с рыночными принципами хозяйствования.
В рамках реализации поставленных задач в работе исследуется механизм государственной поддержки предприятий, включающий в себя функции, цели, формы, методы и инструменты, а также институциональный механизм её реализации (субъекты, объекты).
Составными элементами институционального механизма реализации государственной поддержки выступают субъекты — государственные органы управления и контроля, объекты (то, на что направлена деятельность субъектов) — реальный сектор экономики (предприятия, отдельные виды производств, отрасли).
Цели государственного регулирования развития промышленности направлены на поддержание экономической стабильности, сбалансированности спроса и предложения на всех уровнях и сегментах рынка, так, чтобы это способствовало совершенствованию структуры национальной экономики и повышению уровня жизни населения.
Цель работы – рассмотреть государственное регулирование деятельности предприятий., Для достижения поставленной цели были определены
- дать общую характеристику предприятия;
Гражданско-правовое регулирование осуществления государственных закупок
... М.: 2011. — 536 с. 23. Закупки товаров для федеральных государственных нужд. Правовое регулирование / Андреева Л.В. - М.: Волтерс Клувер, ... «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «Собрание законодательства ... товаров для государственных нужд» 20. Постановление Правительства РФ от 10.08.92 № 565 «О реализации Указа Президента ...
- рассмотреть регулирующие функции государства;
- рассмотреть методы и цели государственного регулирования деятельности
предприятий.
В качестве исходной информационной базы для написания курсовой работы были изучены теоретические
Глава 1. Регулирующая функция государства.
Если исходить из того, что рынок образуется хозяйствующими субъектами, а государство лишь выполняет роль «ночного сторожа», станет понятна регулирующая роль государства. Она заключается в том, что государство обеспечивает стабильную и бесперебойную работу этого рынка. Достигается это несколькими способами, важнейшие из которых можно представить следующим образом:1
1. Создание и защита правовой основы рыночного хозяйства. В этом случае государство обеспечивает принятие комплекса нормативно-правовых документов, которые регламентируют права и обязанности хозяйствующих субъектов по отношению друг к другу и государству. Кроме того, государство поддерживает систему судопроизводства, которая необходима для защиты нарушенных прав. Сюда же относится поддержание неимущих слоев населения с тем, чтобы гарантировать социальную стабильность (установление минимального размера заработной платы, изъятие части средств предприятий для финансирования социально-значимых программ).
Особенно важно в данной функции поддержание здоровой конкуренции среди хозяйствующих субъектов и недопущение монополизации рынков.
2.Экономическое регулирование. Государство
3.Прямое участие в хозяйственной жизни.
1.1. Принципы и цели государственного регулирования.
Общая стратегия государственного регулирования базируется на следующих принципах:2
1. Государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес.
2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.
Предприятие в системе рыночных отношений
... и их объединения. В соответствии с действующим законодательством к юридическим лицам относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. После прохождения государственной регистрации предприятие признается юридическим лицом. Юридическое лицо - это организация, ...
3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.
4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облачено.
5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений.
Таким образом, современная рыночная экономика является «государственно регулируемой». Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.
Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:
- минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов,
- создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики,
- обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.
Для достижения названных целей современное государство располагает
1.2. Правовое регулирование.
Правовое регулирование состоит в
Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами: жесткий контроль над ценами предприятий- монополистов, дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур, поддержку конкуренции, поощрение диверсификации, антимонопольную экспертизу принимаемых законов.
Столь же актуальна и дефляционная политика государства, поскольку современной рыночной экономике присущи
Формы государственного предпринимательства в России
... государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, ... политика, экономическое законодательство и т.д. Как бы там ни было, государство ...
1.3. Государственное предпринимательство.
Государство выступает и как крупный