Роль государства в формировании инновационной экономики

В современном мире научно-технический прогресс, инновации необходимы для устойчивого экономического роста практически во всех странах мира. Инновации способны полнее удовлетворять потребности населения в различных видах продукции и услуг. Благодаря инновациям происходят изменения в технологическом способе производства, что позволяет экономить природные ресурсы, сырье и материалы.

В настоящее время в России многие предприятия выпускают продукцию, которая уступает по своим качествам зарубежным образцам. Такие предприятия долго не задерживаются на рынке, им приходится свертывать свое производство, не выдерживая конкуренции на отечественном и мировом рынках. Это можно объяснить тем, что производитель слабо использует достижения современной науки и управления, применяет старые технологии.

Экономика, способная эффективно использовать любые полезные для общества инновации (патенты, лицензии, ноу-хау, заимствованные и собственные новые технологии и т.д.) это инновационная экономика.

Инновационная экономика приобрела в мире в последние десятилетия особенно большие масштабы, несравнимые с любым другим историческим периодом, включая первую промышленную революцию. Осуществление инноваций стало важнейшей задачей на любом предприятии, в любой отрасли или стране.

Особенности развития российской экономики и ее проблемы, которые тормозят распространение инноваций, существенно усиливают роль государства в регулировании инновационных процессов в промышленности.

Государство оказывает огромное воздействие, как на экономическое, так и на социальное развитие страны. Инновационная экономика немыслима без эффективного механизма её взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти. Вопросы теории, методологии, практики государственного регулирования являются чрезвычайно насущными для современной России, быстро перешедшей от системы тотального вмешательства государства в экономическую жизнь субъектов хозяйственной деятельности к экономике, основанной преимущественно на рыночных принципах.

Проблема государственного воздействия на инновационную экономику очень тщательно изучается учеными и политическими деятелями, такими как Албекова И. М., Емцов Р. Г., Бендиков М. А., Валдайцев С.В., Ивасенко, А. Г., Коршунов И. А., Трифилова А. А., Никонова Я. И., Рожков Г.В. и др.

В дискуссиях и спорах сторонников различных экономических школ не отрицается необходимость государственного воздействия на экономику. Разные подходы и взгляды существуют по поводу масштабов, форм и интенсивности государственного вмешательства в инновационную экономику.

7 стр., 3295 слов

Государственное регулирование инновационной деятельности в России

... системы гражданско-правового регулирования инновационной деятельности в сфере предпринимательства в России. Общество всегда нуждалось и нуждается в регулировании ... инноваций, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности; г) инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера [3]. В Федеральном законе «О науке и государственной ...

Объектом исследования является инновационная экономика.

Цель исследования состоит в изучении роли государства в формировании инновационной экономики.

Исходя из цели, определены следующие задачи:

  • определить сущность инновационной экономики;
  • выявить отличительные признаки инновационной экономики;
  • изучить факторы государственного регулирования инновационной деятельностью;
  • рассмотреть механизм регулирования инновационного развития экономики.

Предметом — роль государства в формировании инновационной экономики.

Работа состоит из ввeдeния, двух глав с подпунктами, зaключeния и cпиcкa иcпoльзoвaннoй литeрaтуры.

В 1 главе рассматриваем сущность и отличительные признаки инновационной экономики. Её функции, условия формирования.

Во 2 главе определим фактор формирования инновационной экономики — государственную политику. Остановимся на изучении механизма и инструментах регулирования, разберём понятие «частно — государственное» партнёрство.

Глава 1. Сущность и отличительные признаки инновационной экономики

1.1 Инновационная экономика: сущность и функции

Мировой опыт показывает, что в современной конкурентной борьбе идет соревнование не столько за обладание капитальными ресурсами и материальными ценностями, сколько за способность к разработке и внедрению эффективных нововведений организационного, коммерческого и, в первую очередь, технологического характера. Исследователи связывают современные источники экономического роста в большей степени с технологиями (39%), чем с капиталом (34%) и рабочей силой (27%).

Непрерывное освоение новых технологий является сейчас одним из приоритетных направлений развития для хозяйствующих субъектов развитых стран. Нормой становится не единичный акт внедрения какого-либо новшества, а целенаправленная система мероприятий по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерциализации новшеств.

Понятие «инновация» вошло в научную терминологию в начале XX в. и первоначально означало проникновение некоторых элементов одной культуры в другую (обычаев, способов жизнедеятельности, в том числе производства).

В настоящее время в различных дисциплинах, затрагивающих инновационные проблемы, в это понятие вкладывается различное содержание. Например, социология подчеркивает аспект духовного творчества и рассматривает инновацию в контексте научной и умственной деятельности. Инновация — это и мотивация трудовой деятельности, и способы поведения, качественно отличающиеся от имевшихся ранее.

Как экономическую категорию термин «инновация» ввел в научный оборот Й. Шумпетер. В своей работе «Теория экономического развития» (1911 г.) он впервые рассмотрел вопросы «новых комбинаций» изменений в развитии и дал описание инновационного процесса. Сам термин «инновация» Й. Шумпетер стал использовать в 30-е гг. XX в., понимая при этом под инновацией изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Согласно Й. Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли: «прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций», «без развития нет прибыли, без прибыли нет развития».

5 стр., 2438 слов

Экономические и правовые аспекты инновационной деятельности

... инновационный потенциал, инновационное развитие и инновационная культура 22 § 2.1. Российский инновационный потенциал, инновационное развитие и инновационная культура 22 § 2.2. Факторы, сдерживающие осуществление инноваций 25 § 2.3. Выводы по 2й главе 29 Глава 3. Правовые аспекты инновационной деятельности 31 § 3.1. Некоторые правовые ...

К настоящему времени термин «инновация» прочно устоялся в экономической науке. Однако разные авторы предлагают различные варианты определения ее сущности.

Роль государства в формировании инновационной экономике заключается в том, что государственные инновационные программы служат фундаментом для формирования инновационной политики предприятий и призваны обеспечить встраивание большинства субъектов хозяйствования в национальную инновационную систему. В настоящее время эффективность инновационной деятельности предприятия определяется, прежде всего, наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сфере научных разработок.

Обобщая различные суждения, можно отметить, что инновация имеет следующие отличительные черты: это изменение, означающее нечто новое в любой сфере деятельности; в его основе лежат новое знание (новые идеи, результаты НИОКР и т. д.); инновация должна давать определенный экономический эффект. Таким образом, инновация представляет собой, прежде всего, изменение в существующем массиве знаний, влекущее за собой изменения в действующей технологии и управлении деятельностью, приносящие экономическую выгоду. Это в конечном счете результат творческого процесса в виде новых стоимостей.

Понятие инновации распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат, создающее условия для такой экономии или удовлетворение новых потребностей покупателей.

Инновационная экономика впервые появилась в США. Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — это экономика, опирающаяся на поток инноваций, на постоянное технологическое совершенствование, на производство и экспорт высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).

Инновационная экономика — это и общая инновационная система (инфраструктура) в государстве, которая способствует реализации идей ученых на практике и воплощению их в инновационных продуктах.

Инновационная экономика — это и экономика, способная накапливать, приумножать положительный созидательный человеческий капитал. И препятствовать накоплению отрицательной, разрушительной его составляющей.

Инновационная экономика включает шесть основных составляющих:

1) образование;

2) науку;

3) человеческий капитал, включая высокое качество жизни и специалистов высшей квалификации;

4) инновационную систему, включающую законодательную базу и материальные составляющие инновационной системы (центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы, инновационные центры, кластеры, территории освоения высоких технологий, венчурный бизнес и др.);

5) инновационную промышленность, реализующую новшества;

6) благоприятную среду функционирования инновационной системы, труда и жизни инноваторов.

5 стр., 2005 слов

Проблемы и перспективы развития компьютерных правовых систем ...

... влияние процессов, происходящих во всем мире, поскольку находится в системе глобального информационного пространства. Правовая информация, поступающая по свободным каналам Internet, также требует классификации ... Поэтому при решении вопроса о рецепции зарубежного опыта для развития справочных правовых компьютерных систем в России требуется исходить из следующих принципов правопреемственности: ...

Ведущие страны мира в науке и инновациях характеризуются:

  • высоким уровнем и качеством ЧК (человеческий капитал) и высокими инвестициями в его развитие;
  • торжеством закона, высоким уровнями личной безопасности граждан и бизнеса;
  • высоким качеством жизни;
  • социальной стабильностью;
  • активной и компетентной элитой;
  • высокими индексами ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала) и экономической свободы;
  • высоким уровнем развития фундаментальной науки;
  • высоким уровнем развития прикладных наук;
  • наличием в стране мощных интеллектуальных центров технологического развития — технопарков;
  • значительным сектором экономики знаний;
  • мощными синергетическими эффектами во всех сферах интеллектуальной деятельности человека;
  • наличием развитых и эффективных инновационных систем, поддерживаемых государствами;
  • наличием развитых и эффективных венчурных систем, поддерживаемых государствами;
  • привлекательным инвестиционным климатом и высокими инвестиционными рейтингами;
  • благоприятным предпринимательским климатом;
  • диверсифицированной экономикой и промышленностью;
  • конкурентоспособной продукцией на мировых технологических рынках;
  • эффективным государственным регулированием экономики и развития страны;
  • наличием транснациональных корпораций, обеспечивающих конкурентоспособное технологическое и научное развитие страны;
  • низкой инфляцией (как правило, ниже 3%).

Успешное функционирование экономики, основанной на знаниях, во многом определяется отношением государства к развитию научно-технического сектора экономики, выраженном в проводимой макроэкономической политике, нормативном, правовом обеспечении, формах прямого и косвенного государственного регулирования функционирования инновационной системы. Поэтому функции такой экономики определяются состоянием научно-технологического и промышленного потенциала, внутренних товарных рынков, рынков труда, а также историческими и природными особенностями страны или региона.

Соответственно этому выделяют несколько уровней инновационной системы: мировую; национальную (в пределах одной страны); региональную, локальную, отражающую организацию инновационной экономики в рамках отдельного предприятия или отрасли.

Локальная инновационная система включает в себя крупные корпорации, мелкие фирмы, с одной стороны, и традиционные и новые формы финансового обслуживания научно-исследовательской деятельности, рынок новых технологий, прямую и косвенную поддержку государства, — с другой. Она объединяет науку и производство и включает в себя все компоненты структуры, как научно-технологические, так и социально-экономические. Содержание экономики, основанной на знаниях, сводится, главным образом, к организационным формам и функциональным структурам, образующих инновационную систему устойчивую по отношению к внешним и внутренним воздействиям.

1.2 Условия формирования и развития инновационной экономики

Для инновационной экономики характерно:

  • высокий индекс экономической свободы;
  • высокий уровень развития образования и науки;
  • высокое и конкурентоспособное качество жизни;
  • высокое качество человеческого капитала в его широком определении;
  • высокая доля инновационных предприятий (свыше 60-80%) и инновационной продукции;
  • замещение капиталов;
  • конкуренция и высокий спрос на инновации;
  • избыточность инноваций и, как следствие, обеспечение эффективности части из них за счет конкуренции;
  • инициация новых рынков;
  • принцип разнообразия рынков.

В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным.

3 стр., 1225 слов

Инновации и инновационная деятельность в РФ

[3] Таким образом, развитию инновационной деятельности, в том числе совершенствованию институтов развития, правовых инструментов регулирования, в настоящее время уделяется приоритетное внимание при определении вектора государственной политики Российской Федерации. При этом большинство современных ...

Информационные технологии, компьютеризированные системы и высокие производственные технологии являются базовыми системами инновационной экономики. Они в своем развитии радикально трансформируют все средства получения, обработки, передачи и производства информации, радикально технологизируют интеллектуальную деятельность (например, автоматизация проектирования и технологической подготовки производства, автоматизированный контроль за ходом производства, автоматизация ведения финансово-бухгалтерской отчетности и организационно-распорядительной деятельности, многоязычный автоматизированный перевод, диагностика и распознавание образов и т.п.).

Экономика общества является инновационной, если в обществе:

  • любой индивидуум, группа лиц, предприятий в любой точке страны и в любое время могут получить на основе автоматизированного доступа и систем телекоммуникаций любую необходимую информацию о новых или известных знаниях, инновациях (новых технологиях, материалах, машинах, организации и управления производством и т.п.), инновационной деятельности, инновационных процессах;
  • производятся, формируются и доступны любому индивидууму, группе лиц и организациям современные информационные технологии и компьютеризированные системы, обеспечивающие выполнение предыдущего пункта;
  • имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющихся научно-технического прогресса и инновационного развития, и общество в состоянии производить всю необходимую многоплановую информацию для обеспечения динамически устойчивого социально-экономического развития общества и, прежде всего, научную информацию;
  • происходит процесс ускоренной автоматизации и компьютеризации всех сфер и отраслей производства и управления;
  • осуществляются радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказываются расширение и активизация инновационной деятельности в различных сферах деятельности человека;
  • доброжелательно воспринимают новые идеи, знания и технологии, готовы к созданию и внедрению в широкую практику в любое необходимое время инноваций различного функционального назначения;
  • имеются развитые инновационные инфраструктуры, способные оперативно и гибко реализовать необходимые в данный момент времени инновации, основанные на высоких производственных технологиях, и развернуть инновационную деятельность;
  • она должна быть универсальной, конкурентоспособно осуществляющей создание любых инноваций и развитие любых производств;

— имеется четко налаженная гибкая система опережающей подготовки и переподготовки кадров-профессионалов в области инноватики и инновационной деятельности, эффективно реализующих комплексные проекты восстановления и развития отечественных производств и территорий.

3 стр., 1497 слов

Государственное регулирование инновационной деятельности

... федеральных инновационных программ и проектов; Нормативно-правовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности: установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности; гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, ...

Для развития инновационной экономики и стимулирования процесса формирования новых рынков необходимо создавать особую инновационную инфраструктуру и институты поддержки инновационного процесса.

Глава 2. Государственная политика как фактор формирования инновационной экономики

2.1 Необходимость государственного регулирования экономики

инновационного типа

В общем случае современная система управления национальной экономикой включает два важнейших элемента: рыночное самоуправление (саморегулирование) и государственное регулирование. Конкретные формы и соотношение между этими элементами могут быть различными в зависимости от условий развития страны, менталитета народа (традиций, привычек, обычаев, образа мышления) и особенностей секторов национальной экономики (государственного, кооперативного и частного).

Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики никем не отрицается. Однако в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства — по этим вопросам существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов: от полного государственного монополизма в управлении до крайнего либерализма, когда утверждается, что экономика может быть эффективной только в условиях неограниченного частного предпринимательства.

В настоящее время экономисты по степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран:

  • в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция);
  • вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания);

— третья придерживается промежуточного варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике. Государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса. Большинство отечественных исследователей на сегодняшний день поддерживают идею неразрывности государства и экономики. В их понимании государственная власть, государственный порядок и государственная инициатива абсолютно необходимы для экономики, как необходимы для нее государственное пространство, государственные границы и государственный хозяйственный центр. С момента возникновения государства для развития экономики в той или иной форме являются необходимыми государственная собственность, государственное перераспределение ресурсов, капиталов, доходов, государственная институциональная деятельность и государственное регулирование хозяйственной сферы.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности. Государственное регулирование экономики решает различные задачи, выступающие на передний план в тот или иной период. Одной из важнейших задач ГРЭ является решение проблемы отставания технологической базы производства и формирования новых технологических укладов хозяйства, необходимых для обеспечения процессов модернизации экономики в нашей стране и ее регионах. Решается данная проблема путем разработки инновационной политики и эффективных механизмов государственного регулирования инновационной деятельности.

3 стр., 1459 слов

Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь

... формирования действенных механизмов финансовой поддержки новаторской деятельности. 2 Роль государства в регулировании инновационной деятельности При инновационной модели развития устойчивый экономический рост обеспечивается за счет активной инновационной деятельности. В свою очередь, инновационное развитие направлено, как правило, на реализацию ...

Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности — организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. Государство создает организационные, экономические и правовые факторы и условия для инновационной деятельности.

Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

1) развитие рыночных отношений,

2) проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,

3) создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,

4) обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,

5) расширение спроса на инновации,

6) предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации,

7) содействие модернизации техники,

8) развитие лизинга наукоемкой продукции,

9) активизация предпринимательства,

10) пресечение недобросовестной конкуренции,

11) поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке,

12) развитие экспортного потенциала страны,

13) развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,

14) внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.

Организационные факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

1) государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;

2) содействие развитию инновационной инфраструктуры,

3) кадровая поддержка инновационной деятельности,

4) содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;

5) моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);

6) информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т. п.);

7) содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;

8) защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.

4 стр., 1744 слов

Тенденции развития правового государства

... правового регулирования и форма правоотношений; 3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления. 1) Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. 2) Поскольку презюмируется, что правовое государство и ...

Финансовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

1) проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,

2) направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,

3) выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,

4) предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности,

5)снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.

Нормативно-правовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

1) установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности,

2) гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования — правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.

Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно: договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, договоров на выполнение проектных и изыскательских работ, договоров строительного подряда, договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности, договоров страхования инновационных рисков, договоров (контрактов) с инвесторами, и иных договоров, предусмотренных законодательством РФ.

2.2 Механизм и инструменты регулирования инновационного развития экономики

Механизм регулирования инновационного развития экономики является производной категорией по отношению к управлению в целом как социальному явлению и служит средством выражения его существования. Сущность механизма регулирования инноваций представляет собой отношения между органами государственной власти и хозяйствующими субъектами по поводу инновационной деятельности.

Содержание механизма регулирования инноваций заключается в совокупности мер целенаправленного управляющего воздействия по созданию благоприятных условий для инновационной деятельности, максимально мобилизующих инновационные возможности на данном этапе развития.

2 стр., 786 слов

Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности

... Инвестиции как средства развития экономики 1.1 Понятие инвестиций 1.2 Планирование инвестиций 1.3 Методы оценки эффективности инвестиционны До 80-х годов термин «инвестиции» в России практически не использовался. Базисным понятие инвестиционной деятельности ... -правовые Эффективность влияния инновационных технологий на результаты модернизации экономики определяется прогрессивностью инновационной ...

Механизм регулирования инноваций включает в себя: объект, субъект, цели, функции, методы, инструменты регулирования.

Объектами регулирования являются:

  • субъекты инновационной деятельности и отношения между ними;
  • источники инноваций и их пропорции;
  • воспроизводственная структура и направления инвестиций.

Полномочия по регулированию инвестиций реализуют субъекты разного уровня:

  • международные организации (МБРР, ОЭСР);
  • интеграционные межгосударственные формирования (ЕС, СНГ и т. д.);
  • органы государственной власти и управления;
  • региональные органы власти и управления;
  • органы местного самоуправления.

Превращение государства в значимого когнитарного субъекта наблюдается в связи с актуализацией роли знаний и их приложений в обеспечении национальной безопасности, укреплении позиций стран в мировом сообществе. Дальнейшая экспансия государства в процессы генерации и оборота знаний детерминируется растущим значением интеллектуального фактора в решении насущных социальных проблем. Задачи устойчивого национального развития все чаще диктуют государственным структурам наступательные меры, стимулирующие потребности в знаниях и расширение доступа к ним. На плечи властных институтов ложится также значительная часть бремени по инициированию и регулированию международных отношений, включающих совместную генерацию знаний и их трансграничный трафик.

Основными задачами государства являются:

1) определение приоритетов инновационного развития в условиях ограниченности ресурсов;

2) выработка инновационной и научно-промышленной политики, отражающей взаимные интересы науки, промышленности, инвесторов;

3) государственная поддержка (в виде прямого бюджетного финансирования) крупномасштабных исследований и дальнейшего внедрения полученных результатов в производство;

4) обеспечение условий, необходимых для эффективного, «цивилизованного» функционирования инновационного рынка.

Остановимся на наиболее важных функциях государства при формировании и развитии экономики и общества знаний.

Прежде всего, государство призвано выступить как аккумулятор национального ресурса знаний. Сначала необходимо определить те объекты, те источники знаний, которые должны формировать эту субстанцию национального ресурса. Должна быть определена рациональная система доступа к соответствующим знаниям, в том числе и соотношение коммерческого и некоммерческого доступа, возмездных и безвозмездных схем. Кроме того, именно государство должно охранять национальный информационный ресурс от несанкционированных действий, от каких-либо деструктивных внутренних и внешних воздействий, сохранять целостность этой базы знаний, являющейся общенациональным достоянием.

На государство во многом ложится задача интеграции знаний. Именно государство во многих случаях может обеспечить необходимую для знания целостность. Поскольку для информационного продукта характерна несводимость целого к сумме частей, зачастую только централизованное объединение различных данных позволяет формировать качественно новые знания. В то же время именно государство должно объединить различные субкультуры, имеющиеся в обществе, и, соответственно, их познавательные ресурсы.

Важнейшие знания непосредственно создаются в государственном секторе, в нем трудятся многие носители уникального знания, и поэтому в обозримой перспективе государство останется одним из важнейших генераторов знаний. Наиболее наглядный тому пример поддержка государством фундаментальной науки.

Государство призвано выступать как своего рода хранитель знания, причем эту функцию также можно обеспечивать разными способами и методами. Наиболее видимым из них является развитие системы образования. Но и хранение, воспроизводство различного рода информации, сохранение традиций также попадают в орбиту обозначенной функции государства как межгенерационного транслятора знаний.

Нельзя не остановиться и на функции государства как гаранта безопасного использования знания. К сожалению, интеллект может использоваться не только в позитивных, но и в негативных, деструктивных целях различными антиобщественными элементами. Здесь имеет значение как разработка и соблюдение в государстве законодательства, отвечающего потребностям нового общества, новой экономики, так и создание реальных механизмов, обеспечивающих национальную безопасность в аспектах, связанных с генерацией, распространением и использованием знания. Государственные структуры являются также ведущим модератором различного рода социальных конфликтов, связанных с неравномерностью доступа к знаниям.

В экономической литературе получила широкое распространение классификация инструментов регулирования. Инструмент регулирования представляет собой конкретное воздействие управляющего субъекта на объект регулирования. Всю совокупность можно разделить на группы фискальных, монетарных, активно-структурных и институциональных инструментов. Инструменты государственного регулирования:

  • социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.;
  • государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы;
  • федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов;
  • государственные заказы и современные контрактные системы;
  • индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий и организаций и других форм собственности;
  • механизм интеграции регуляторов и структур.

И. М. Албекова и Р. Г. Емцов предлагают инструменты регулирования разделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические, институциональные. Макроэкономические инструменты определяют общеэкономический климат и влияют на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим; микроэкономические — воздействуют на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные инструменты позволяют достичь координации хозяйствующих субъектов и включают государственные органы, объединения предпринимателей, информационные системы. Совокупность инструментов государственного регулирования включает в себя также экономическое прогнозирование, составление индикативного плана, разработку и реализацию адресного плана, разработку и реализацию целевых комплексных программ по решению наиболее приоритетных задач.

К формам регулирования можно отнести любую совокупность инструментов регулирования, объединенных по какому-либо признаку. В частности, могут быть экономические, административные, правовые формы регулирования. В ряде работ предложена классификация форм государственного регулирования по степени вмешательства государства в экономические отношения, степени свободы объекта управления в связи с воздействием на него субъекта. Некоторые подразделяют формы регулирования на следующие виды деятельности: нормотворческая, организационно-координационная (принятие и реализация программ), оперативно-управленческая, контрольно-надзорная, правоохранительная.

Среди методов регулирования различают прямые и косвенные. К прямым методам относят такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты хозяйствования приходят к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях органов власти, т. е. по принуждению. Методы косвенного воздействия заключаются в том, что государство не оказывает прямого воздействия на субъект хозяйствования и принимаемые им решения.

Таким образом, говоря о роли государства в формировании инновационной экономики, можно сделать следующие выводы:

  • государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);
  • в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;
  • государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны;
  • фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;
  • государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.

2.3 Частно-государственное партнерство в обеспечении инновационного развития национальной экономики

Основным источником финансирования инновационных разработок выступает федеральный бюджет, который напрямую финансирует РАН, РАСХН и некоторые другие академии, в составе которых сосредоточено большинство исследовательских институтов. Бюджетное финансирование ведется также за счет институтов развития (Инвестиционный фонд, Российскую венчурную компанию, госкорпорации, включая Банк развития, Внешэкономбанк и другие).

Инвестиционные ресурсы в виде прямого финансирования инновационной деятельности поступают также по линии государственных закупок. Инновационная продукция — следствие длительной разработки и достаточно пролонгированного эффекта от ее использования. И если при размещении госзакупок главным критерием становится минимизация затрат (а инновационная продукция на первой стадии, как правило, дороже), то конкурс выигрывают старые модификации товаров, позволяющих на данный момент сократить затраты. Федеральный закон, регламентирующий систему госзакупок в России, не стимулирует производство инновационной продукции.

К источникам бюджетного финансирования инновационно-технологических разработок относятся и федеральные целевые программы (ФЦП).

На финансирование раздела «Наука, инновации и передовые технологии» выделяется до 15% общего объема финансирования ФЦП. В 2009 г. на реализацию ФЦП выделено 990 млрд руб. По данным Счетной палаты РФ, в дальнейшем финансирование ФЦП будет сокращаться. При этом уровень исполнения государственной части федеральных целевых программ составляет не более 40%.

Это означает, что больше половины зарезервированных государством бюджетных инвестиций не выделяется.

Следует отметить, что при заключении ФЦП для частного инвестора сохраняются повышенные риски, связанные в том числе и с тем, в какой мере государство осуществит бюджетные инвестиции, планируемые для ФЦП. По российскому бюджетному законодательству ФЦП и ФАИП формально не влекут за собой обязательств государства действительно выделить предусмотренные программами ассигнования.

Более того, постановлением российского правительства ФЦП или ФАИП могут быть в любой момент изменены, и проект исключат из программы. Кроме того, отсутствует закон о ФЦП, не утверждены стандарты финансирования ФЦП, отсутствуют регламентация процесса управления ими, методика расчета эффективности, не подписывается партнерами соглашение, минимизирующее риски. В результате ФЦП становятся недостаточно привлекательными для частного инвестора.

Важнейшим источником финансирования инновационно-технологических проектов выступают амортизация, особенно ускоренная, и лизинг, включая возвратный, обеспечивающий снижение налоговой нагрузки и ускорение оборачиваемости денежных средств. В условиях ограниченности собственных средств и получения кредита лизинг способен обеспечить технику и технологии для модернизации производства. «В странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, от 10 до 20% капиталовложений и до четверти производимых технико-технологических ресурсов обеспечиваются посредством лизинга».

Более привлекателен для внебюджетных источников такой институт развития, как инновационной направленности особые экономические зоны, в частности технико-внедренческие зоны, обеспечивающие привлечение частного капитала за счет активного участия государства в создании производственной и социальной инфраструктуры, а также системы налоговых льгот и таможенных преференций.

Формирование таких зон в России может сыграть ключевую роль в научно-технологическом развитии страны. Так, точкой бифуркации, определившей сегодняшний уровень развития ведущей экономической страны мира — Китая, считается создание специальных экономических зон в 1980 г.

Это был удачный вариант использования опыта концепции «просвещенного авторитаризма», предполагающей регулируемый рынок при управляемой демократии, опробованного в городе-государстве Сингапуре и перенесенного на китайскую территорию. С 1980 г. Китай за счет зон осуществляет широкое развитие новейшей техники, технологий, экспортных производств. В 2007-2009 гг. Китай поставил на мировой рынок больше продукции IT-технологий, чем США или ЕС.

Но лишь 15-20% стоимости этих товаров остается в Китае.

Остальное вывозится, в том числе и в счет оплаты владельцам лицензий и патентов.

Сложившаяся в России схема финансирования различных форм ГЧП включает бюджетные, внебюджетные и иностранные источники инвестиций. Согласно принятому законодательству, бюджет (консолидированный) осуществляет финансирование непроизводственной инфраструктуры, ОЭЗ, предоставляя преференции по налогам и льготы по таможенным платежам. Бюджетные обязательства на развитие ОЭЗ постоянно секвестрируются. Так, в 2009 г. и до 2011 г. с 16 млрд руб. до 8 млрд руб. были снижены обязательства государства о внесении в уставной капитал ОАО «ОЭЗ» денежных средств на создание инфраструктуры.

В Федеральном бюджете на 2011 г. и на период 2012 и 2013 гг. также планируется снижение государственных инвестиций на создание объектов инфраструктуры для обеспечения функционирования особых экономических зон.

Управляющей компании ОАО «Особые экономические зоны» на 2011 г. выделено 15,6 млрд руб., на 2012 г. — 6,0 млрд руб., и такая же сумма планируется на 2013 г.

Достаточно ли выделяемых средств для обустройства и запуска процесса развития технико-внедренческих зон, учитывая, что обустройство территории ТВЗ, формирование инфраструктуры практически с нулевого уровня — высокозатратное мероприятие.

Имеющийся зарубежный опыт показывает, что для нормального обустройства 1 кв. км промышленно-производственной зоны требуется вложений порядка 40-45 млн долл. В Китае затраты на освоение Тяньцзинской зоны технико-экономического развития (ЗТЭР) составили 100 млн юаней на один кв. км (это 15 млн долл. на 1 кв. км).

На период развития ТВЗ «Дубна» государством были запланированы инвестиции в инфраструктуру в размере 3 млн долл. на кв. км. Фактически, по данным на 2010 г., инвестиции составили 1,2 млн долл. на кв. км. Примерно такое же соотношение плановых и фактических затрат в инфраструктуре заложены и в ТВЗ «Томск» и других зонах.

Анализ финансирования строительства инфраструктуры ТВЗ (по данным годового отчета ОАО «ОЭЗ» за 2009 г.) показал, что при планируемом объеме инвестиций в 69,5 млрд руб. за счет федерального бюджета было намечено выделить 60,7% общей суммы, из региональных бюджетов — 36% и из муниципальных — 3,3%. Фактически за 2006-2009 гг. из федерального бюджета получено 31,5% плана, а в целом с учетом региональных и муниципальных бюджетов — 19,5% планового объема.

При сложившихся темпах финансирования для освоения планируемых бюджетных средств ТВЗ потребуется свыше 14 лет. При этом следует напомнить, что согласно законодательству особые экономические зоны создаются на 20 лет, исключение касается портовых ОЭЗ, которые создаются на 49 лет.

Следует отметить и выявленные Генеральной прокуратурой РФ факты нарушения использования бюджетных средств в компании по управлению ОЭЗ. В ходе прокурорской проверки были установлены факты размещения средств, выделенных для развития ОЭЗ, под крайне низкие процентные ставки.

Так, ОАО «Особые экономические зоны» хранило 5 млрд руб. на депозитном вкладе под 3,5 и 5,5% годовых. ОАО «ОЭЗ ТВТ Дубна» размещало средства по депозитному договору под 3% годовых. Согласно данным Счетной палаты РФ, это значительно ниже средних ставок по аналогичным банковским операциям. Настораживающе складывается тенденция с частными вложениями. Как показали наши исследования, в ТВЗ «Дубна» и других зонах их удельный вес не превышает 2%, в ТВЗ «Томск» ситуация не намного лучше. В чем же причины, почему в инвестиционную сферу не идет частный капитал, причем это касается не только ОЭЗ?

— Во-первых, зоны попадают под общую тенденцию, которая определяется тем, что в стране, по сути, построен монополистический капитализм без вариантов, не требующий конкурентной борьбы за выживание и, следовательно, постоянной модернизации. Крупные же компании частично находят выход в покупке нового оборудования.

— Как показало анкетирование резидентов ТВЗ, одним из факторов низкой активности частных инвесторов выступает слабая связь исследований с выходом на производство, только 19% резидентов осуществляет такую связь. Для частного капитала — это угроза не окупить свои вложения в инновации.

— Анализ факторов, способствующих активизации инновационной деятельности, позволил сделать вывод о необходимости отработки сквозной системы стимулирования внедрения инновационных разработок в смежных отраслях. Речь идет о налоговых преференциях тем промышленным организациям, которые используют инновационно-технологические разработки при производстве продукции. Причем срок использования таких преференций должен быть ограничен, с тем чтобы оставался интерес к дальнейшим инновационным разработкам.

Результаты статистической обработки анкет резидентов ТВЗ показали, что преобладающим внутренним источником развития инновационной деятельности у подавляющего числа предприятий (74% опрашиваемых резидентов) выступают собственные средства. Кредитные средства банков в качестве основного источника финансирования назвали только 10% предприятий.

Интересно отметить, что полученные данные по структуре финансирования особых технико-внедренческих зон выступают зеркальным отражением того, что происходит с инвестированием инновационной деятельности в целом по России. В соответствии с имеющимися данными, структура затрат на технологические инновации организаций промышленности и сферы услуг в среднем по стране более чем на 80% обеспечивается собственными средствами организаций.

Примерно 12-13% занимают прочие источники финансирования, включая кредит.

В условиях ограниченной возможности для привлечения внутренних инвестиций возрастают роль и значение привлечения иностранных инвестиций и технологий. Как показывает опыт функционирования китайских зон технико-экономического развития, обеспечение максимальной открытости и госгарантий налоговых и таможенных льгот обеспечило привлечение иностранных инвестиций и технологий в китайские зоны технико-экономического развития и их эффективное развитие.

Зоны технико-экономического развития (ЗТЭР) позиционируются в Китае как точки роста национальной экономики. Ставится задача создания в каждой провинции, в каждом автономном районе по одной зоне развития.

Китайские зоны развития — это не просто зоны промышленного и экспортного производства. Плата за возможность привлечения иностранного капитала — это обмен рынка на технологии и инвестиции, взамен — открытие внутреннего рынка. Интересна логика формирования инвестиционной среды в Китае за счет ТНК. Работа с ТНК в Китае проходила в два этапа, вначале — проникновение на рынок в обмен на инвестиции, а затем широкое открытие рынка в обмен на технологии. В конечном итоге осуществляется политика открытости как тип экономического развития.

Анализ показывает, что в России система инвестиционного законодательства, касающаяся привлечения иностранных инвестиций, носит фрагментарный характер. Как известно, законодательная и нормативная база инвестиционной деятельности в России находится в компетенции федеральных властей, однако это не обеспечивает наличия единого координирующего центра в плане консолидации и реализации инвестиций. Более того, государство часто использует свое суверенное право иммунитета в плане судебной и арбитражной ответственности. В основе привлечения иностранных инвестиций, помимо политической стабильности, гарантии прав частной собственности, стабильности и решения инфраструктурных и налоговых проблем, важнейшим стимулом выступает гарантия рынка сбыта продукции и вывоз капитала. Гарантии иностранным инвесторам должны охватывать не только возмещение ущерба, но и компенсации упущенной выгоды.

Эффективность функционирования институтов развития в инновационно-инвестиционной сфере требует действенного правового механизма. Система нормативно-правовой базы ГЧП предполагает наличие единого федерального закона, раскрывающего сущностные процессы партнерских отношений, законодательное обеспечение отношений партнеров по ГЧП, четкое разграничение прав и обязанностей как бизнеса, так и государства. Пока же правовая база и управление ГЧП строится по сферам экономики, которые участвуют в партнерских отношениях (имеется отдельный закон по концессиям, особым экономическим зонам и некоторые другие), это не приводит к созданию единой эффективной законодательной базы. Сложившееся отношение к ГЧП не способствует и созданию единой институциональной среды, по сути, приводит к ведомственной разобщенности, что нежелательно, особенно применительно к инновационной сфере. Развитие инноваций в стране требует единой системы, способствующей координации, преодолению ведомственной принадлежности и единой (в целом по стране) системы управления. Для России, отставание которой в инновационном развитии от ведущих мировых стран существенно, необходимо создать министерство инноваций, координирующее разработки инноваций и инновационных технологий, согласованную деятельность всех форм и ведомств, занимающихся инновационной деятельностью, концентрацию и целевое использование инвестиций в перспективных направлениях.

Единая система управления инновациями позволит не только обеспечить переход к глобальным инновационным сетям, по сути, созданию сетевой системы, объединяющей научные центры и специализированные институты. Более того, появляется возможность поддержать фундаментальную науку, не оценивая ее деятельность только по коммерческим успехам.

В заключение хотелось бы отметить, что если с макроэкономических позиций оценить возможности России в обеспечении инновационного развития и модернизации, то на поверхности окажется, что в России создана широкая сеть фондов, форм ГЧП и институтов, в различной степени направленных на активизацию инновационно-модернизационных процессов.

Однако, по нашему мнению, отсутствует четкая взаимосвязь, учитывающая перспективы развития промышленности, ее модернизации и приоритеты инновационного прорыва. Если сравнить инвестиционную обеспеченность развития приоритетных инновационно-технологических разработок в России с развитыми странами, то такую бюджетную политику можно сравнить со стаканом воды при тушении пожара.

Научно-технический прогресс в современном виде можно охарактеризовать как процесс проектирования, разработки и использования новых техник и технологий, накопления знаний, совершенствования научной организации труда и внедрения современных методик управления.

Статистика НТП количественно отражает процессы разработки, внедрения и популяризации новых технологий, готовой продукции, а также новых видов услуг.

Уровень технического развития предприятия является важнейшим фактором конкурентоспособности. Поэтому и возникла статистика инноваций, которая измеряет не только экономическую эффективность внедрения новой техники и технологий, но и протекание инновационного процесса, выражающегося в изучении взаимодействия различных видов экономических операций (производственных, маркетинговых, организационных и т. д.).

Заключение

Инновационная экономика приобретает сегодня особое значение в силу многих обстоятельств. Это и появление новых научно-технических возможностей, освоение которых сокращает сроки смены технологических укладов, и ограниченность многих ресурсов расширения производства, и обогащение потребностей общества, и глобализация, в силу которой менее успешные предприятия, отрасли и страны вынуждены ориентироваться на глобальные условия конкуренции в мировом хозяйстве и поэтому добиваться соответствующих показателей эффективности.

Важнейшая роль в формировании и развитии инновационной экономики принадлежит государству. Государство должно регулировать и стимулировать инновационные процессы, так как в настоящее время именно они определяют нынешний облик и перспективы развития страны.

Новые возможности экономического и научно-технического прогресса на основе инновационной активности в постсоциалистических странах связаны прежде всего с зарождением свободной экономической деятельности, основным движущим механизмом которой является рынок. Переход к рыночным отношениям является, с одной стороны, условием повышения инновационной активности в экономике, а с другой стороны, сам процесс перехода облегчается при инновационной деятельности субъектов хозяйствования. Степень этой активности — один из показателей развитости рыночных отношений, реализации их базовых принципов, прежде всего наличия конкурентной среды. В то же время инновационная активность сама выступает условием функционирования рынка, стимулирования конкуренции, формирования нового потребительского спроса, прогрессивной реструктуризации рынка.

В настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли бизнеса за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса, снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. Это предполагает инновационное развитие и хозяйственных механизмов, так как в условиях традиционных рыночных механизмов и методов хозяйствования инновационный процесс существенно затруднен, а многие нововведения вообще не могут быть внедрены в хозяйственную практику.

Как показывает мировой опыт, темпы экономического развития страны и его качество, совершенствование структуры ее экономики, лучшее удовлетворение потребностей населения в большой мере зависят от инновационной составляющей предпринимательской деятельности. На наращивание этой составляющей должны быть ориентированы как государственная экономическая политика и стратегия государства, так и стратегия компаний, и более того — настрой всего общества. Необходимы новые научные идеи и изобретения, их полномасштабная материализация в технологиях, конструкциях, ресурсах с достижением соответствующих экономических результатов.

Нужно развитие и укрепление рыночной экономической системы, которая имеет мощные механизмы принуждения к инновациям, действующие в значительной мере самопроизвольно, стихийно, хотя и нуждаются в поддержке и регулировании со стороны государства. Однако нельзя отрицать и того, что в рыночной системе имеются и «контрмеханизмы», действующие в направлении подавления конкуренции и тем самым консервации достигнутого технико-технологического уровня производства (речь идет прежде всего о тенденциях монополизации).

Такие «контрмеханизмы» действуют также в значительной мере стихийно, в том смысле, что они возникают постоянно в силу существования тех же объективных движущих сил рынка, потребностей в расширенном воспроизводстве капитала, появления и исчезновения тех или иных конкурентных преимуществ отдельных хозяйствующих субъектов и т.д.

В связи с этим особого анализа заслуживает направленность деятельности государства. В сфере инновационных преобразований экономики государству принадлежит важная институциализирующая и регулирующая роль, причем, выполняя эту роль, государство может как стимулировать, так и тормозить инновационный процесс. Государство может либо снижать налогообложение хозяйствующих субъектов, либо в больших масштабах изымать средства из экономики для непроизводственных затрат, поддерживать или не поддерживать своими ресурсами сферу НИОКР, реализовать или не реализовать экономические проекты прорывного значения, создавать в результате «поддержки отечественного производителя» более конкурентоспособные отрасли экономики или вести дело к снижению их конкурентоспособности и консервации отсталости.

Именно освоение субъектами предпринимательства рыночных законов предопределяет экономическую эффективность нововведений. Речь идет не только о научно-технических, но и социально-организационных инновациях, о глубоких изменениях в системе стимулов, организационных форм и методов хозяйствования.

Конечной целью инновационных процессов (включая социально-организационные инновации) в условиях переходного периода является становление новой социально-экономической системы, в которой сочетаются рыночные механизмы и государственное регулирование, спонтанность и планомерность экономических процессов, критерии экономической и социальной эффективности, стабильность экономического роста и прогрессивные изменения в структуре производства и потребления, обеспечивающие повышение качества жизни. Это означает освоение странами с переходной экономикой возможностей, уже сложившихся и реализуемых в развитых странах, с постепенным выдвижением на конкурентоспособные позиции в мировой экономике.

При освещении инновационных преобразований часто недооценивается значение инноваций в сфере социальных отношений, управления и т.д. Между тем инновационный процесс в сфере производства нередко стимулируется и ускоряется изменениями правового регулирования хозяйственной деятельности, включая изменения форм и условий реализации прав собственности, совершенствований управленческих технологий и т.д. Большую роль играет повышение значимости образования и профессионализма в сознании людей, признание ими необходимости трудовой мобильности и т.п.

Таким образом, инновационные процессы охватывают практически все стороны общественной жизни. Совершенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ. Развивается политическая культура, что изменяет правовые, этические, эстетические нормы общества. Введение нововведений становится повседневностью.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/pravovoe-regulirovanie-innovatsionnoy-deyatelnosti/

Албекова И. М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. — М, 1998

Бендиков М. А. Механизмы государственного регулирования инновационной сферы российской экономики.// Менеджмент в России и за рубежом. — 2006. — № 6

Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. — М.,2007

Гукасьян Г.М. Экономическая теория. — 6-е изд. СПб. : Питер, 2008

Гусейнов Р.М. Экономическая теория: учебник.- М. : издательство «Омега-Л», 2008 государственный регулирование инновационный партнерство Добрынин А.И. Общая экономическая теория: учеб. пособие. СПб. : Питер, 2001

Ивасенко, А. Г. Инновационный менеджмент: учебное пособие. — М., 2009

<http://www.ebiblioteka.ru/searchresults/article.jsp?art=17&id=10033443>Инновационный менеджмент.- М., 2001

Коршунов И. А., Трифилова А. А. Современный менеджмент инноваций // Инновации. 2003. — N 2.

Краюхин Г.А. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание. — СПб, 2005

Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Россия — 2050: стратегия инновационного прорыва. — М.: Экономика — 2005

Куликов Л.М. Экономическая теория: учебник. — М. : ТК Велби, издательство Проспект, 2007

Макконнелл К.Р. Экономикс — М. : Инфра-М, 2007

Никонова Я. И. Инновационная политика в системе государственного регулирования устойчивого развития национальной экономики: монография. — Новосибирск, 2010

Носова С.С. Экономическая теория: учебник. — 2-е изд., стер.- М., 2008

Нуриев Р.М. Курс микроэкономики.- М. : Норма-Инфра, 2004

Рожков Г.В. Генезис инновационной экономики в России. — М, 2009

Современная экономика: 100 экзаменационных вопросов: Эспресс-справ. Для студентов вузов. — Ростов н/Д. : Феникс, 2006

Современная экономика: лекц. курс. — 3-е изд., доп. / под ред. О.Ю. Мамедова. — Ростов н/Д. : Феникс, 2006

Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

Кудров, В. М. Мировая экономика: учебник / В. М. Кудров. — Москва: Юстицинформ, 2010. — 509 с.