В последние годы наблюдается рост и ужесточение преступности среди детей. Дети становятся реальной угрозой здоровью, безопасности, жизни людей.
Все мы согласны с тем, что детская преступность — одна из острейших проблем сегодняшнего дня. Уверенно идет процесс омоложения правонарушителей. Растет среди них число девочек, увеличивается количество тяжких преступлений. Мы согласны с тем, что необходимо что-то делать. Надо только решить, что именно.
Федеральное правительство и местные власти, школы, милиция, общественность стараются принять меры, способные повлиять на решение этой проблемы. На разных ступенях государственной и общественной лестниц идут дебаты по поводу детской преступности.
В настоящее время в Российской педагогической науке содержание правового образования школьников определяется с учетом тех коренных изменений, которые происходят в России.
Данный подход, детерминированный новыми социальными и социально-педагогическими условиями в России и в российском образовании, определяет особую значимость решения задачи, развития, системы правового образования населения, условия становления правовой культуры граждан. Решение этой насущной социально-педагогической задачи следует начинать со школьного возраста, создавая в школе целостную систему правового образования и нравственного правового воспитания, которое охватывало бы все возрастные группы учащихся.
Школьники с противоправным поведением имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-правовой культуры
Круг же вопросов, связанных с правовым образованием подростков с противоправным поведением, необходимость особого пространства сферы в рамках специальных образовательных учреждений практически в исследовательских и научно-методических работах изучены недостаточно.
В то же время объективно существует определенное противоречие между растущей общественной потребностью и недостаточной изученностью содержания и технологии правового воспитания в системе специального образования лиц с отклонениями в поведении.
В целях разрешения данного противоречия необходимо создание педагогических условий, обеспечивающих преобразование правового развития личности учащихся в школах для формирования их правосознания с учетом потребности социально-экономического развития современного российского общества и реализации личностного подхода в формировании гражданина правового государства.
Таким образом, возрастающая актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность указанного педагогического направления и наличие в нем противоречий определили выбор темы и направления нашего исследования.
Нормативно-правовой акт как источник права
... "перелива" в нормы права. Нормативно-правовые акты Нормативно-правовой акт - одна из основных, наиболее совершенных внешних форм права. Это государственный акт нормативного характера. Нормативный акт — 1. Нормативный акт может быть издан ... ее. Это оправданная мера, хотя, как известно, пока не совсем эффективная. Развитие права России вряд ли должно идти по пути официально-силового исключения из ...
Цель: правовое воспитание детей с противоправным поведением.
Задачи нашего исследования :
проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по проблемам правового воспитания школьников,
выявить специфику правового воспитания учащихся несовершеннолетних с противоправным поведением;
- определить и экспериментально обосновать социально — педагогические условия повышения эффективности правового воспитания подростков с отклонением в поведении;
- на основе результатов исследования разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию правового воспитания старших школьников с противоправным поведением.
Предмет исследования – подростки с противоправным поведением.
Объект – методы правого воспитания несовершеннолетних.
Гипотеза исследования заключается в том, что многие преступления подростки совершают неосознанно, а если они будут знать какие последствия могут после этого наступить, то навряд ли захотят сделать какое – нибудь правонарушение Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.
К настоящему времени в науке накоплен значительный материал, создающий теоретическую базу для изучения процесса правового воспитания учащихся. Так, социально-педагогическая проблема становления правовой культуры проанализирована в работах М.И.Бобневой, С.И, Григорьева, и других; реализация правового образования и воспитания в учебно-воспитательной практике рассматривалась в исследованиях Е.В.Змановской Л.Т. Дулиновой; формирование социально-правового опыта в целостном педагогическом процессе отражено в работах В.М.Обуховой.
Для выявления основных факторов правового воспитания как педагогического процесса большое значение имеют теоретические положения и выводы, содержащиеся в работах А.С. Бланкова Б.С. Гершунского, В.Н. Гурова.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Противоправное поведение школьников как социально- педагогическая проблема школьников
1.1.Понятие, виды, и мотивы противоправного поведения школьников
Как сказано в юридической энциклопедии, право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия[21,121].
А в учебнике Конституционного права говорится, что современном обществе сфера действия права охватывает, прежде всего, область производства и распределения материальных и культурных благ; право закрепляет существующие отношения собственности и выступает как регулятор меры и форм распределения труда и продуктов между членами общества. Право закрепляет также формы государственного регламентирует организацию и деятельность государственного механизма, определяет правовое положение граждан. Наконец, право устанавливает меры борьбы против посягательств на государственный общественные отношения.
Особенности методики правового воспитания учащихся
... одновременно образование, обучение, формирование убеждений, привычек и навыков правомерного поведения, социальной и правовой активности личности. Задачи правового воспитания: Формирование необходимой системы знаний по вопросам государства и ... означает, что необходимо воспитывать в юридическом смысле и всех будущих воспитателей ребенка. Выполнять или не исполнять свой долг человек решает не только на ...
Наличие в обществе права означает, что весьма обширный круг общественных отношений принял характер правоотношений, т. е. таких отношений, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей. При этом нормы права являются идеальными прообразами тех общих правил поведения людей, которые утверждаются законодательством того или иного государства в качестве должных и наиболее целесообразных для нормального функционирования данного общества и его членов[22, 163].
В УК РФ сказано, что противоправные действия детей до 14 лет не влекут за собой для них уголовную ответственность. Отвечают за детей родители или воспитатели. В период от 14 до 18 лет школьники судебно наказуются только за тяжелые преступления, причем меры пресечения к ним применяются существенно менее строгие, чем по отношению к взрослым. Противоправное поведение школьников чаще всего выражается в агрессивности и присвоении чужого.
Агрессивность может проявляться уже в дошкольном возрасте в драках детей из-за игрушек. Некоторые младшие школьники пускают в ход кулаки, когда им не хватает логических доказательств в споре. Во всех этих случаях повышенная агрессивность отмечается редко. Поэтому, естественно, такие действия не представляют собой серьезной социальной угрозы, хотя воспитатель должен стремиться их не допускать. Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчетливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишенных родительской защиты учащихся.
В старшем школьном возрасте агрессивность отмечается в основном у юношей, у девушек — значительно реже. Агрессия у юношей обычно проявляется в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым или старикам; в конфликтах между отдельными молодежными группами; при регуляции отношений внутри молодежной группы с помощью физической силы.
Агрессивность по отношению к младшим обычно выражается в насмешках над ними, толчках, подзатыльниках, иногда в отбирании мелких личных вещей и денег. Особенно она может проявляться против детей, не имеющих сильного защитника. Агрессивность в подобных случаях является средством насмешливой или снисходительной демонстрации своего возрастного превосходства и физической силы. А.С. Макаренко предложил эффективный способ борьбы с этим злом — шефство старшего воспитанника над конкретным младшим. Это позволяло юноше самоутвердиться, а подшефному получить защитника и опекуна.
Агрессия старших подростков и юношей по отношению к взрослым часто имеет целью определение границ дозволенного в поведении и носит демонстративный характер. Она может проявиться в нарочитом нарушении тишины, возражениях старшим (нередко в вызывающей и обидной форме), стычках на местах наибольшего скопления взрослой публики, порче общественного имущества. При этом молодые люди внимательно наблюдают за поведением взрослых и немедленно на него реагируют. Значительное обстановки наступает, когда старшие раздраженно требуют призвать хулиганов к порядку или боязливо отстраняются от конфликта. Старшему подростку нравится дразнить таких взрослых. Причем даже возможное впоследствии наказание он расценивает как несправедливое, т. к. сам подросток заранее не знал, куда его заведет этот «эксперимент». Поэтому подростки в таких случаях во всем винят взрослых. Правильным в таких обстоятельствах будет поведение взрослых, которые поведут с молодыми людьми спокойный, неторопливый и доброжелательный разговор, аргументированно доказывая неправильность их поведения и твердо пресекая возможность ситуации.
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
... помощь; Уполномоченный по правам человека; защита прав и свобод человека и гражданина; омбудсмен; доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 1.1. Уполномоченный по правам человека как орган обеспечения и защиты прав и свобод человека в Российской Федерации Институт Уполномоченного по нравам человека ...
Агрессия некоторых подростков и юношей нередко бывает направлена на отдельного взрослого. Чаще это отмечается при криминальном поведении, осуществляемом целой молодежной группой. Непосредственный толчок к нему обычно дают сильные эмоции, захватившие всю компанию молодых людей. Нередко такие эмоции возникают на фоне алкогольного опьянения. В таком состоянии у школьников усиливается совершить какое — то необычное, «храброе» действие. Выход оно может найти в нападении на физически слабого, пьяного или престарелого человека.
Рассмотрим такое негативное явление, как присвоение детьми и подростками чужих вещей. Оно отмечается уже у некоторых дошкольников и младших школьников и вызывается их недостаточной этической воспитанностью или большой избалованностью.
В среднем школьном возрасте воруют педагогически запущенные подростки. У них своя «философия» на этот счет: красть у своих — нельзя, у чужих — можно. Надо отметить, что присвоение вещей другого человека у подавляющего большинства правонарушителей — подростков не связано с направленностью на личное обогащение. Обычно «отчуждения» бывают мелкие. Их часто совершают в драке, хулиганском нападении на другого человека. Отобранные в таких обстоятельствах деньги и вещи — это «трофеи победителя». Они могут раздариваться товарищам и знакомым, свидетельствуя о «подвигах» дарителя. Поэтому такие подростки не считают себя ворами и при задержании не испытывают стыда и унижения. Для них вор — это «жадина», действующий исключительно ради корыстной выгоды. Последнее подростками обычно презирается. Присваивающие таким способом чужие вещи и деньги подростки часто считают себя храбрецами, мятежными и романтическими нарушителями спокойствия, но ни в коем случае не правонарушителями.
Весьма распространенным явлением бывает присвоение чужого подростками в деятельности игрового типа или по мотиву шалости. Так, с незапамятных времен известны многочисленные случаи нашествия подростков на соседские сады, хотя яблок и других фруктов у них самих растет не меньше, и они вовсе в них не нуждаются. Это связано с повышенной потребностью подростков испытать и закалить себя в трудных и рискованных делах, почувствовать себя действенным членом компании сверстников и получить их одобрение.
Свои особенности имеет поведение школьниц, совершающих кражи. Некоторые девочки похищают чужие игрушки и привлекательные для них предметы, чтобы играть ими наедине. Это происходит в тех семьях, где родители лишают детей этих вещей. Девушки могут присваивать модные и красивые предметы женского туалета из желания хорошо одеваться и зависти к состоятельным подругам. Понятно, что в таких случаях обнаруживается, как правило, невысокий уровень культурного развития школьницы. Отмечаются также кражи при совместном проживании в общежитии, в процессе обмена личными вещами. Значительно реже бывает соучастие в краже подруги, которая желает получше одеться, или молодого человека, который хочет сделать ей «подарок»[4,89] (В. Г. Степанов).
Особенности производства по делам о преступлениях несовершеннолетних
... особые правила и процедуры обращения с несовершеннолетними правонарушителями на всех стадиях уголовного процесса. Цель курсовой работы: изучить особенности производства по делам о преступлениях несоверш еннолетних. С огласно данной цели ... ко взрослому [1]. Согласно мнению М.П. Ж уравлева несовершеннолетний - юридическое определение ребенка или подростка, прим еняем ое для разграничения между 5 10 ...
Более серьезные, сознательно организованные нападения разбойного типа (с целью овладения имуществом) в предшествующие десятилетия отмечались у подростков и старшеклассников значительно реже. В последние годы они, к большому сожалению, заметно возросли.
1.2. Мотивы противоправного поведения несовершеннолетних
Изучение и профилактика преступности среди учащихся общеобразовательных школ, а так же правовое воспитание не может успешно осуществляться без исследования мотивов преступного поведения, поскольку как отметила В.А. Березина, «мотив непосредственно связан с личностью и ее особенностями, склонностями, влечениями и интересами. В мотивах выражается не какая-то отдельная черта личности, а в определенном смысле весь человек, все характерные для него свойства и особенности. Именно мотив цементирует мысль и волю, сознание и действие и служит той основной пружиной, которая направляет волевой процесс, придавая ему определенное содержание»[3,67].
В мотиве опредмечиваются потребности и интересы, он формируется под влиянием влечений и эмоций, установок и идеалов. По мере их удовлетворения мотивы могут изменяться и обогащаться. Поведение человека полимотивировано, т.е. определяется рядом мотивов, но они неравнозначны. Одни являются ведущими, основными, другие выступают в роли дополнительных. Личность больше всего отражена в мотиве, а поэтому справедливо утверждение, считает Ю.М. Антонян, что она такова, каков мотив ее поведения[1, 90].
Выявление и изучение мотивов преступного поведения несовершеннолетних важно и для верного выбора методов воспитательного воздействия на отдельных преступников, правильной квалификации преступлений, для решения более общих задач профилактики подростковой преступности.
Поэтому серьезное внимание следует уделять мотивам преступлений школьников: основной их процент связан с тяжелым материальным положением, удовлетворить неотложные жизненно важные потребности.
Как это ни прискорбно, для все большего числа российских подростков, молодых людей проблемой становится не только их будущее (получение профессии, карьера), а элементарное существование на уровне прожиточного минимума. Дает о себе знать и «эффект относительной материальной нужды», создающийся у несовершеннолетних преступников. Он возникает, с одной стороны, из-за малых возможностей семей этой категории подростков удовлетворения потребностей и интересов, присущих детям данного возраста. Так, изучение мотивов, которыми руководствуются подростки при совершении преступлений, показывает, что в основе большинства из них лежит раздобыть средства для удовлетворения своих возрастных или групповых интересов. С другой стороны, для правонарушителей школьного возраста характерно наличие интересов и потребностей, не присущих их ровесникам с правомерным поведением.
Профилактика здоровья школьника
... предупреждения заноса инфекционных заболеваний. Санпросветработа с родителями школьников - одна из форм охраны и укрепления здоровья, закрепления единых навыков гигиенического поведения детей и подростков. В санитарно - просветительной работе с родителями ...
Потребности первых существенно завышены и не всегда соответствуют реальным возможностям их удовлетворения иметь вещи с высокими потребительскими свойствами под влиянием моды, групповых норм и др.).
Большинство из них не имеют собственных средств существования. Родители также не всегда могут обеспечить повышенные запросы подростков. Между тем у некоторой наиболее обеспеченной части школьников есть вещи, которые хотелось бы иметь другим подросткам, и это обстоятельство в сочетании с неспособностью противостоять соблазнам (волевой фактор) способно в ряде случаев подтолкнуть подростка к преступлению. При изучении мотивов совершения корыстных преступлений у большинства подростков неизменно отмечается к удовлетворению своих материальных потребностей.
Нужно учитывать, что свойственные подросткам повышенная эмоциональность, впечатлительность, лабильность нервной системы накладывают определенный отпечаток на мотивацию их преступной деятельности.
Каковы особенности возникновения у несовершеннолетних преступного умысла и побуждений (мотивов), реализуемых в общественно опасном деянии? Как отмечает И.П. Башкатов, значительная часть преступлений совершается из озорства, неправильной оценки ситуации, показать «мужские» черты характера, из следования чужому влиянию, завладеть особо привлекательной для подростка вещью и т.п. Несовершеннолетние часто демонстрируют безрассудную, порой бессмысленную, решимость совершить противоправный акт в силу преднамеренной «рисовки» проявляющейся любой ценой (в том числе и нарушения уголовного закона) продемонстрировать товарищам свою смелость, решительность под стать более сильным сверстникам или старшим[2,82]. На эти особенности преступных деяний несовершеннолетних обращали внимание многие исследователи. К.Е.Игошев[17,79] установил, что среди молодежи наибольший удельный вес (54,5%) занимают мотивы, которые правонарушители затрудняются точно определить, и подражание другим лицам. По данным Н.И.Ветрова[7,90], 36,7% обследованных несовершеннолетних совершили антиобщественные деяния по подражательным и четко не осознанным мотивам.
Особенности мотивов преступных деяний подростков состоят также в том, что свыше 3/4 умышленных преступлений заранее ими не подготовлялись: умысел совершить преступление возникал внезапно, под влиянием сложившейся ситуации. Вместе с тем агрессивность, озлобленность, ожесточенность, зависть становятся все более приметными чертами подростков, проявляющимися и по месту жительства, и в учебной микросреде. Следует иметь в виду особенности корыстных преступлений, совершаемых мальчиками и девочками. Так, если школьники мужского пола большинство корыстных преступлений совершают ради приобретения аудио- и видеоаппаратуры, спиртных напитков и наркотических веществ или средств для их покупки, то корыстные мотивы школьниц, по мнению С.Л.Сибирякова имеют свою специфику — желание иметь предметы модной или понравившейся одежды и обуви (65%), драгоценные украшения (36%), косметику (18%) и т.п. И это не случайно[17,102]. Давно установлено, что в основе многих поступков девочек-подростков лежит естественное женское качество понравиться. Школьницы в гораздо большей степени, нежели юноши, уделяют внимание своей внешности. Они хорошо, модно одетыми, занимать определенное положение в компании. Иногда это внимание к внешности и нарядам, желание более эффектно показать себя, завоевать внимание юношей бывает гипертрофированным. понравиться, выделиться, внешне превзойти других заслоняет наиболее ценные черты характера, сужает сферу интересов и может привести к затуханию ценностных задатков личности. Различия в мотивах преступлений девушек и юношей отмечают авторы ряда исследований[17,106].
Особенности уголовной ответственности и наказание несовершеннолетних
... по сравнению с общими правилами уголовной ответственности. Глава 1. Уголовная ответственность несовершеннолетних. § 1. 1 Несовершеннолетний как участник уголовно-правового отношения "несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось ...
Распространение преступлений корыстной направленности в среде школьников подтверждает и динамика конкретных видов корыстных преступлений, их значительное увеличение, в том числе и в силу экономических трудностей, снижения жизненного уровня основной массы населения, утраты перспектив сохранения привычных материальных и бытовых условий или даже выживания.
Между тем целевые исследования криминологов[3,96] показали, например, что при совершении подростками краж корыстные мотивы превалируют лишь в каждом третьем случае. В остальных это мотивы солидарности, самоутверждения в сочетании с групповой зависимостью или гипертрофированным возрастным легкомыслием.
Как уже отмечалось выше, среду школьников велика доля преступлений совершенных с корыстной или преимущественно корыстной мотивацией (нажива как цель совершаемых преступлений проникла и в среду несовершеннолетни) правонарушителей).
Приведем еще пример. Трое несовершеннолетних нанесли тяжкие побои, отобрали у него золотые часы, цепочку, деньги на сумму 4 тыс. рублей. По данным опроса, проведенного Комитетом по делам молодежи при Правительстве РФ, сегодня при мерно 6%, т.е. 2 млн, молодых российских граждан, вчерашних школьников, готовы убить человека, если им хорошо заплатят.
В аспекте изучения мотивации преступлений подростков интерес представ ляют ответы осужденных школьного возраста на вопрос о мотивах, побудивших совершить преступление, за которое он привлечены к уголовной ответственности. Как выяснилось, большинство подростков не испытывают чувства вины, сетуя на неудачные обстоятельства. Многие мотивируют свое поведение малодушием, слабохарактерностью, «не отстать от других»[16,98].
Типичным является признание, полученное в ходе допроса группы подростков, совершивших кражи. Первые кражи ими совершались из озорства, а в дальнейшем они стали ориентироваться в своей преступной деятельности на более серьезные объекты с целью заработать «большие» деньги.
В криминологической литературе также отмечаются характерные для большинства впервые совершенных несовершеннолетними преступлений импульсивность, отсутствие преднамеренности, слабый учет последствий, отличающие их от преступлений взрослых.
Отличия обусловлены также возрастом и социальным положением учащихся в системе общественных институтов: круг мотивов преступлений школьников более ограничен, чем у взрослых правонарушителей; мотивация в ряде случаев носит печать инфантилизма. Многие преступления совершаются на почве интереса, путешествиям, к самоутверждению в группе, лжетоварищества, псевдоромантизма, престижно-потребительских интересов. У многих подростков искаженное представление о мужестве.
Так, находясь в зале игральных автоматов с другими ребятами Н. из хулиганских побуждений (от нечего делать, ради «прикола») позвонил по телефону-автомату и передал в специальную службу «02» УВД заведомо ложное сообщение о якобы заложенном взрывном устройстве в школе. Мотивом преступления явился интерес, «что же будет?».
Нередки случаи, когда подростки из ложно понятого чувства товарищества берут вину на себя за преступления, совершенные другими. При этом сотрудники правоохранительных органов, не обладая достаточной компетентностью в вопросах педагогики и психологии подростков, не всегда правильно оценивают и квалифицируют содеянное. Чаще всего подростки совершают преступления под влиянием импульса, в силу случайного стечения обстоятельств и других факторов, исключающих «злую волю».
Правовое поведение личности
... ”, «преступление», «нaказание”, «заключение под стражу”. Вместе с тем не меньшее, а гораздо большее число понятий и правовых институтов охватывает обе области. В этом проявляется диалектика правового поведения, а равно и права ...
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, по мнению некоторых исследователей, подростки нередко совершают безмотивные преступления. Полагаем, что безмотивных преступлений не бывает. Но несовершеннолетние часто совершают преступления с неосознаваемыми мотивами. В воспитательной колонии особо выделялся В.: взгляд удивленный, будто так и не понял, что с ним произошло и как он здесь очутился. При беседе с ним о родных и близких упомянул только о бабушке, которую очень любил. Еще посещая школу, пристрастился к наркотикам, бросил школу. Потом умерла бабушка. Приняв большую дозу наркотиков, в драке убил человека.
Неосознанные мотивы могут закрепиться в механизме поведения с детства. Унижения, жестокое обращение оставляют отпечаток на эмоциональной личности и при определенных условиях порождают соответствующие формы поведения. Неосознаваемые мотивы проявляются также у несовершеннолетних с различными патологическими, но не исключающими вменяемости особенностями личности. В этих случаях, по мнению С.А.Беличевой, у субъекта возникает сильнейшее совершить поступок, который сам он расценивает как недопустимый[3,100]. Ряд ученых[16, 17 ], изучив личности этих преступников, отмечают, что такому будто бы «безмотивному» поступку, который проявляется вовне, предшествует обычно длительное внутреннее созревание антисоциальной направленности личности.
Выделяют мотивы двух уровней. Первый из них назовем предметным, поскольку он выполняет функции непосредственного удовлетворения лежащих на поверхности потребностей: например, убийство из мести, желание завладеть чужим имуществом и тем самым повысить собственное благосостояние. Второй уровень мотивов преступного поведения можно обозначить как смысловой, когда мотивация возникает, развивается и реализуется на бессознательном уровне. Ее содержанием является постоянное утверждение своего «Я», защита своего биологического и социального существования. Учащимся более, чем взрослым преступникам, свойствен второй уровень.
Духовный вакуум, в котором находятся современные подростки, и их правовая безграмотность ведут к немотивированному озорству и жестокости. Данные анкетирования подтверждают, что многие подростки, совершающие такие преступления, как «заведомо ложное сообщение об акте терроризма» (ст. 207 УК РФ), «вандализм» (ст. 214 УК РФ), «неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» (ст. 166 УК РФ) и т.п., ошибочно полагают, что ответственность за совершенное ими деяние будет возложена на родителей, которые, уплатив штраф, освободят их от несения наказания.
Для подростковой среды характерна и такая формулировка мотива преступления, как «неприязненные личные отношения». В основном именно по этой мотивации возникают драки между учащимися разных школ, хулиганство и, как следствие, наносится вред здоровью.
Новым (в соответствии с духом времени) является мотив «самосохранения и самозащиты». Подростки (по причине слабой социальной защиты) вынуждены сами пресекать совершаемые против них противоправные действия и поэтому нередко становятся субъектами преступных посягательств. Так, на вопрос «Чувствуете ли вы себя защищенными?» 58% учащихся ответили отрицательно. Из тех же, кто чувствует себя защищенными, некоторые просто ведут замкнутый образ жизни, надеются на свою силу, «крутых» друзей и старших братьев.
Правовое обеспечение деятельности фирмы»
... исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности предприятия (продукта или услуги) на определенном рынке в сложившихся организационно ... -управленческая и финансово-экономическая оценка сегодняшнего состояния предприятия; выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности предприятия, акцентируя внимание на сильных сторонах и не ...
Исследования[17] во многих регионах что некоторые учебные заведения уже стали криминальной зоной. Высокий процент жертв насилия в школах связан с массовым вымогательством денег и других ценностей. Насилие, как правило, сопровождается угрозой применения холодного и оружия, газового пистолета или баллончика, металлических палок, цепей и других предметов (по результатам анкетирования).
Среди подростков распространены чувства униженности, беззащитности перед теми, кто оскорбляет их честь и достоинство, ущемляет имущественные и иные интересы. На этом фоне формируются мотивы многих насильственных преступлений среди школьников (об этом свидетельствуют данные анкетирования).
Большинство школьников-дагестанцев способны совершить преступление в целях самозащиты и защиты интересов своих близких («Унижать и причинить вред себе и близким людям ни за что не позволю»).
Здесь сказываются характерные особенности менталитета народа.
В заключение еще раз подчеркнем, что залогом успешной профилактической деятельности и практической работы по ре-социализации несовершеннолетних правонарушителей является выявление субъективных причин преступного поведения, их мотивов. Многие известные ученые-юристы отмечают также важность глубокого изучения мотивов преступлений для эффективного использования воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных.
1.3. Правовое воспитание школьников как средство коррекции
Школьники с противоправным поведением имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-правовой культуры. В юридической и специальной психолого-педагогической литературе, анализирующей правосознание подростков с девиантным поведением, выделяются особенности.
Во-первых, это мнимая осведомленность в уголовном законодательстве. Столкнувшись с отдельными статьями Уголовного кодекса, определяющими характер их конкретного правонарушения, подростки заряжаются впечатлением, что они знают не только номер статьи, но и ее суть. Но правовая практика и результаты исследований показывают ограниченность этих знаний, отсутствие четкости представлений о правовых нормах.
Во-вторых, подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость, как неосторожность, а не как правонарушение или преступление.
В-третьих, несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлагается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в состоянии этого сделать, поскольку правовые знания у них, как правило, скудны, а практика их применения ограничена.
В-четвертых, при оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия. Если, например, деньги «взяты» для того, чтобы кому-нибудь помочь, а не бесцельно потрачены, то они не видят здесь состава преступления.
В-пятых, наблюдается зависимость правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых и более авторитетных для них людей или воздействия мнения группы. Чтобы не показаться трусом, не уронить авторитет в глазах сверстников, подростки совершают противоправные действия или принимают решения об их совершении.
Отсюда следует, что важнейшим средством профилактики и педагогической коррекции противоправного поведения является правовое воспитание школьников, которое формирует самостоятельную форму сознания — правосознание.
Как сказано в учебнике по педагогике под редакцией, правовое воспитание — это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения. Цель правового воспитания несовершеннолетних заключается в формировании их правосознания и в обеспечении на этой основе сознательного и активного правомерного поведения. Достижение этой цели осуществляется путем: а) усвоения школьниками определенной суммы знаний о правовых нормах; б) организованного правового просвещения во внеклассной и внешкольной работе; в)активного участия в правоохранительной деятельности в школе и по месту жительства; г) повышение правовой культуры родителей и педагогов.
Педагогами выделяются основные требования к организации правового воспитания школьников:
- наличие системного и дифференцированного подхода к учащимся;
- стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации;
- активизация интереса школьников к приобретению правовых знаний;
- связь правовой информации с фактами из повседневной жизни школьников, приучение их к сознательной оценке своих поступков;
- обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;
- учет психологических особенностей школьников[].
Основой правового воспитания учащихся является их правовое просвещение. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.
Правовое просвещение школьников должно способствовать образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производятся отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формирование такого понятийного аппарата — одна из важнейших задач правового просвещения школьников; только с его помощью можно развить способность к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний. Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности.
Содержание правового просвещения несовершеннолетних должно включать в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, знакомство с которыми наиболее важно для юношей и девушек, вступающих в самостоятельную жизнь: это административное, трудовое, брачно-семейное и уголовное законодательства. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов и положений.
Кроме того, существует ряд подзаконных актов, знакомство с которыми для старшеклассников обязательно. документы: Устав школы, Правила для учащихся, Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах, Правила дорожного движения, Правила купания и поведения у водоемов, Правила техники безопасности во время работы, Правила обращения со взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами.
Основными формами правового просвещения учащихся являются лекции по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалом; правовые беседы; использование кино, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема; обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформироватьЈвое отношение к ним; наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи).
Важной составной частью процесса правового воспитания старшеклассников является участие их в активной правоохранительной деятельности. Вовлечение учеников в такую деятельность решает две взаимосвязанные задачи: с одной стороны, они участвуют в конкретных мероприятиях по поддержанию дисциплины и правопорядка среди несовершеннолетних в школе и ее микрорайоне, с другой — у них вырабатываются правовые убеждения и навыки правомерного поведения. Именно в процессе активной правоохранительной деятельности школьники учатся практически применять нормы действующего законодательства в повседневной жизни, приобретают опыт использования их в борьбе против правонарушений.
Известно, однако, что источником положительного воспитывающего влияния является не всякая деятельность, а только такая, которая организована педагогически правильно.
Одно из важнейших условий педагогически правильной организации правоохранительной деятельности — создание положительного эмоционального отношения к ней учащихся. Этому способствуют обстоятельства: раскрытие ее общественной значимости и интересное содержание самой деятельности.
Другим важным условием является обеспечение каждому школьнику активной позиции, т. е. предоставление им возможности проявлять инициативу, предприимчивость, самостоятельность, независимость и т. д. Это позволяет им самоутвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет у окружающих. Активная позиция способствует более глубокому осознанию и усвоению учащимися правовых норм, чувство ответственности, укрепляет связь с коллективом. Пассивная же позиция рядового исполнителя, от которого мало что зависит и мнение которого никого не интересует, вызывает у школьников чувство острой неудовлетворенности и побуждает их в конечном итоге отойти от участия в мероприятиях такого рода.
важное условие организации правоохранительной деятельности — систематический анализ и оценка уже выполненной работы. Любое мероприятие должно завершаться его анализом и оценкой действий каждого участника. Это способствует улучшению организации такой деятельности и формированию здорового коллектива, оптимизирует процесс формирования нравственного и правового сознания подростков.
Существует еще одно важное требование к организации правоохранительной деятельности: она должна быть направлена на поддержание дисциплины и правопорядка преимущественно среди несовершеннолетних (а не взрослых), осуществляться в основном в школе, микрорайоне школы и во внешкольных детских учреждениях, проходить при обязательном участии, контроле и руководстве со стороны взрослых (А. Е. Тарас).
Выделяют участия школьников в правоохранительной деятельности: отряды юных друзей милиции, так называемые «зеленые» или «голубые» патрули по охране природы, отряды юных инспекторов дорожного движения, добровольные детские пожарные дружины, а также активное участие в деятельности инспекций по делам несовершеннолетних и общественных пунктов правопорядка, работа по пропаганде правовых знаний среди населения и младших школьников и др.
Эффективность правового воспитания учащихся во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собственной правовой культуры.
Основными формами изучения норм действующего законодательства и подзаконных актов для учителей являются университеты и лектории правовых знаний, отдельные лекции специалистов, семинары и конференции, методические объединения. Важную роль играет также самостоятельное изучение юридической литературы и активное участие в организации и проведении мероприятий по правовому воспитанию школьников, но пропаганде правовых знаний среди населения.
Особенно тщательно нужно продумывать меры по повышении) правовой культуры родителей учащихся, которые, СОГЛАСНО Конституции РФ, обязаны заботиться о воспитании детей, растить их достойными членами общества и нести ответственность за соблюдение их детьми морально-правовых норм.
Система работы по повышению правовой культуры родителей должна включать в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых видов правовой пропаганды среди родителей относятся такие, как университеты и лектории педагогических и правовых знаний, родительские собрания и конференции. Эти формы работы положительно влияют на основную массу родителей.
Однако родители трудновоспитуемых учащихся, которым особенно необходимо знание законодательства, как правило, уклоняются от участия в названных мероприятиях. Поэтому для них надо использовать в первую очередь индивидуальные формы правового воспитания, такие, как беседы на правовые темы, вовлечение родителей в активную правоохранительную деятельность, рекомендация правовой литературы для самостоятельного изучения.
От того, как организовано правовое воспитание школьников, во