Согласно ст. 39 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»26 (далее — Закон о регулировании внешнеторговой деятельности), внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может ограничиваться мерами валютного регулирования или валютного контроля в соответствии со Статьями Соглашения Международного валютного фонда (далее — МВФ) (Бреттон-Вудс, 22 июля 1944 г.)27 и с законодательством Российской Федерации. Основным же источником регулирования валютных отношений в Российской Федерации является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Вместе с тем валютное регулирование и валютный контроль являются комплексными направлениями государственного воздействия на экономические отношения, проявляющегося в особенностях не только состава инструментов и механизмов, но и состава объектов, на которые оказывается воздействие посредством валютного регулирования и валютного контроля. То есть валютное регулирование может рассматриваться с точки зрения своей отраслевой природы как сфера регулирования, использующая в своем арсенале средства различных направлений государственного регулирования внешнеторговой деятельности: монетарного или торгового. Но кроме этого, комплексность проявляется в том, что одни и те же инструменты валютного регулирования и валютного контроля имеют различные последствия их применения. Так, например, валютный контроль по своей природе должен быть направлен на сбор и обобщение информации о валютных операциях, но вместе с тем его сложность и запутанность могут существенно снизить экономическую активность участников внешнеторговой деятельности.
Очень часто регулятор, устанавливая порядок осуществления той или иной валютной операции, концентрируется только на валютных ограничениях по данной валютной операции, забывая о том, что с этой операцией в любой сделке связаны другие операции (отношения), осуществление которых в связи с указанным ограничением уже не может считаться полностью свободным.
Однако на практике это далеко не всегда так. Во-первых, существуют меры валютного контроля, которые прямо ограничивают проведение валютной операции. Например, уполномоченные банки могут отказать в проведении валютной операции в случае, если им не будут представлены требуемые для осуществления валютного контроля документы (абз. 4 ч. 5 ст. 23 Федерального закона «О ВРиВК»).
Правовые аспекты валютного регулирования в Российской Федерации
... рассмотреть вопрос о финансово-правовых основах валютного регулирования в Российской Федерации, необходимо понять, как оно осуществляется и какие последствия возникают при многократном и массовом осуществлении валютных операций. В то же ...
Во-вторых, сложная, запутанная система мер, инструментов валютного контроля если прямо и не препятствует осуществлению валютных операций, то уж точно ведет к их затруднению либо удорожанию.
С учетом изложенного валютно-правовой режим включает по крайней мере следующие элементы: систему валютных ограничений, порядок реализации этих ограничений и меры валютного контроля. Более детально структуру валютно-правового режима Российской Федерации можно изложить следующим образом.
1. Валютные ограничения либо правовой режим осуществления валютных операций без ограничений (общий режим осуществления валютных операций).
Учитывая сформировавшиеся в российской доктрине подходы к определению понятия «валютные ограничения», а также к составу этих ограничений, их можно определить как меры публично-правового регулирования, препятствующие прямо (например, путем запрета) или косвенно (например, путем принуждения к заключению договора или нарушения принципа свободы договора в иных формах) возникновению, изменению или прекращению гражданских правоотношений, объектом которых являются национальная валюта и ценные бумаги, удостоверяющие право на получение национальной валюты, а также валютные ценности, в том числе иностранная валюта28.
Среди валютных ограничений, предусмотренных Федеральным законом «О ВРиВК» в первоначальной редакции, можно выделить следующие:
- прямой запрет на осуществления валютных операций (абз. 1 ч. 8 ст. 8, ст. 9, ч. 2 и 3 ст. 14);
- количественные валютные ограничения (п.
5 ч. 3 ст. 14, ч. 3 ст. 15);
- требование о репатриации валютной выручки (ст. 19);
- требование об обязательной продаже части валютной выручки (см.
ст. 21 Федерального закона «О ВРиВК» и Инструкцию Банка России от 30 марта 2004 г. N 111-И);
- требование о предварительной регистрации (ч. 3 ст. 12);
- требование об использовании специального счета (п.
10 ч. 1 ст. 1, п. 1 ч. 7 ст. 7, ч. 2 и 3 ст. 8, ч. 3 ст. 11, ч. 5 ст. 13, ч. 5 ст. 14);
- требование о резервировании (ч. 1 — 5 ст. 7, ч. 3 ст. 11, абз. 2 ч. 4 ст. 12, ст. 16);
- отдельные меры валютного контроля (абз.
4 ч. 5 ст. 23).
Применительно к мерам валютного контроля как валютным ограничениям следует отметить, что они не должны ограничивать осуществление платежей по текущим валютным операциям (разд. 3 ст. VI Статей Соглашения МВФ).
Вместе с тем в Российской Федерации складывается в этой связи неоднозначная ситуация.
2. Изъятия из действия валютных ограничений либо из правового режима осуществления валютных операций без ограничений (специальные режимы осуществления валютных операций) представляют собой относительно самостоятельный элемент валютно-правового режима.
Например, Законом РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон 1992 г.) было установлено общее правило «Запрещено все, что прямо не разрешено». Запрет — это валютное ограничение. Установление возможности осуществления каких-либо валютных операций без ограничений29 — это изъятие из этого ограничения. Основной мерой регулирования также были разрешения. В этом случае изъятие из требования о получении разрешения должно было рассматриваться как установление изъятия из режима валютных ограничений.
Валютный рынок и валютные операции
... по экспорту и импорту товаров. Необходимость такой классификации валютных операций объясняется различием правового режима их осуществления резидентами в ... арбитражных операций на финансовых рынках. С точки зрения выделения объекта арбитражной операции можно выделить: валютный арбитраж ... начале работы: характеристика валютного рынка и его составляющих и выделение его особенностей в РФ, удалось ...
3. Порядок реализации общего режима (исполнение требований, составляющих содержание валютного ограничения) или реализации специального режима (исполнение требований, составляющих содержание мер специального правового режима) теснейшим образом связан с двумя предыдущими элементами валютно-правового режима, но не тождествен им.
В качестве примеров этого элемента правового режима осуществления валютных операций можно назвать следующие:
- применительно к Закону 1992 г. — порядок выдачи разрешений Банком России на осуществление валютных операций;
- применительно к Федеральному закону «О ВРиВК» до 1 января 2007 г.
— порядок резервирования30, порядок предварительной регистрации счетов за рубежом31, порядок обязательной продажи части валютной выручки32 и т.д.;
— применительно к Федеральному закону «О ВРиВК» в действующей редакции — порядок трансграничного перемещения валюты Российской Федерации и иностранной валюты (ст. 15 Закона и таможенные правила), порядок осуществления резидентами переводов на свои счета, открытые за пределами территории РФ, со своих счетов в уполномоченных банках (ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О ВРиВК»).
Ограничение либо специальный правовой режим непосредственно влияют на планирование осуществления операций, однако в процессе их осуществления важнее не столько то, что должно быть сделано, сколько то, как это должно быть сделано, чтобы требование законодательства не было нарушено. Поэтому порядок реализации общего и специального режимов необходимо учитывать при анализе любого валютно-правового режима, в том числе и валютно-правового режима внешнеторговой деятельности.
4. Система валютного контроля также должна рассматриваться как составная часть любого валютно-правового режима.
Названные элементы валютно-правового режима существуют при любом типе экономики. Разница лишь в степени вмешательства государства в свободу осуществления валютных операций. Так, исходя из этого критерия, выделяют следующие формы валютно-правовых режимов: 1) режим валютной монополии, при котором все валютные операции могут осуществляться на основе валютных планов отдельными, специально уполномоченными субъектами; 2) режим валютных ограничений, при котором существует юридическое равенство в сфере осуществления валютных операций, а следовательно, потенциальная возможность по осуществлению валютных операций любыми субъектами, однако существует довольно большое количество валютных ограничений; 3) режим свободной конвертируемости, при котором отсутствуют какие-либо валютные ограничения на осуществление валютных операций.
Валютный контроль представляет собой систему мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными на то субъектами (Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля), направленных на сбор и систематизацию информации о валютных операциях, предупреждение нарушений порядка осуществления валютных операций, выявление и пресечение выявленных нарушений. Мероприятия валютного контроля основаны на следующих основных инструментах:
Особенности российского валютного рынка
... EUR). - С двойным режимом — рынок с одновременным применением фиксированного и плавающего курса валют. Двойной валютный режим используется государством как мера регулирования движения капиталов между внутренним и ... биржевого рынка. - Валютные брокеры. В их функцию входит сведение покупателя и продавца иностранной валюты и осуществление между ними конверсионной или ссудно-депозитной операции. За сво ...
1) сбор информации о валютных операциях — на требовании о представлении документов валютного контроля;
2) систематизация информации о валютных операциях — на учете и отчетности по валютным операциям, а также требовании об идентификации валютных операций;
3) предупреждение нарушений порядка осуществления валютных операций — на следующих инструментах:
- обязанность агентов валютного контроля осуществлять валютный контроль;
- полномочие отказывать в проведении валютной операции при определенных обстоятельствах (непредставление уполномоченному банку документов, необходимых для осуществления функций агента валютного контроля);
- обязанность резидентов сообщать об открытии счета за рубежом;
- паспортизация сделок;
4) выявление и пресечение нарушений порядка осуществления валютных операций — на следующих инструментах:
- фиксация информации о выявленных нарушениях (протоколы);
- сообщение о выявленном нарушении компетентному органу валютного контроля.
В целом валютное регулирование рядом исследователей фактически рассматривается как направление государственного регулирования экономики, т.е. направление регулирования соответствующих экономических отношений. В этом случае валютное регулирование, так же как и валютный контроль, рассматриваются как направления валютной политики государства33.
Из изложенного выше можно сделать несколько выводов.
1. Валютное регулирование и валютный контроль — категории, имеющие несколько значений.
2. Валютное регулирование и валютный контроль в любом своем значении имеют объектом своего воздействия валютные операции, однако в процессе их осуществления возникают самые различные отношения, которые так же, как и сами валютные операции, могут быть включены в категорию валютных отношений.
3. Валютное регулирование и валютный контроль как процессы представляют собой лишь одно из направлений валютной политики.
Таким образом, можно сказать, что с точки зрения принципов валютно-правового режима и валютной политики в России на законодательном уровне отдан явный приоритет диспозитивному методу, нежели императивному. И если это так, то теоретически ни валютное регулирование, ни валютный контроль не должны напрямую ограничивать внешнеторговую деятельность, поскольку могут оказывать на нее лишь косвенное влияние через регламентацию платежей и расчетов по внешней торговле.
2.2. Эффективность системы валютно-правового регулирования внешнеторговой деятельности
Валютно-правовое регулирование направлено прежде всего на определение порядка осуществления валютных операций, которые как валютные правоотношения в узком смысле представляют собой юридически значимые действия в отношении денег или обращающихся инструментов (т.е. инструментов, которые способны выполнять все или часть экономических функций денег), осложненные иностранным элементом либо признаком трансграничности: приобретение, отчуждение, перемещение (перевод) национальной валюты, обращающихся инструментов (прежде всего ценных бумаг) в национальной валюте и валютных ценностей.
Валютное регулирование
... возникновения в экономике ситуации, требующей принятия государством мер по регулированию валютных отношений. Важнейшей исходной предпосылкой является международное разделение труда, которое ... валюты и других валютных ценностей.[3] Способы валютных ограничений разнообразны. Это — централизация валютных операций в центральном и уполномоченных банках, лицензирование валютных операций, т.е. требование ...
Учитывая то, что в международных отношениях основная функция денег — посредничество в обмене — не исчезает и не ослабевает, становится понятным, почему международный оборот, так же как и внутренний оборот, останавливает свой выбор на определенных инструментах обмена, т.е. на определенных валютах. Те субъекты внешнеторговой деятельности, которые активно реализуют товары, работы, услуги, имеют возможность самостоятельно пополнять свои активы международной ликвидностью, которую они могут использовать для исполнения своих обязательств перед своими зарубежными контрагентами.
Что же касается участников внешнеэкономической деятельности, которые не осуществляют активной внешнеторговой деятельности, обеспечивающей им достаточные поступления иностранной валюты, то может сложиться такая ситуация, когда для исполнения их обязательств перед иностранными партнерами (например, обязательств по выплате инвестиционного дохода, оплате услуг, оказанных иностранными партнерами, и т.д.) у них не будет достаточно ликвидных средств в иностранной валюте и они будут покупать ее за национальную валюту (в том числе по завышенному курсу при наличии общего высокого спроса) у тех субъектов внешнеэкономической деятельности, которые имеют активный внешнеторговый (платежный) баланс. В результате возможны резкие, «сезонные», колебания курса национальной валюты по отношению к основным международным валютам, что, естественно, будет отрицательно влиять на стабильность денежного обращения данного государства и на национальную экономику в целом.
Конечно, государство может и обычно использует метод валютных интервенций, при котором рынок снабжается необходимой международной ликвидностью, прежде всего в целях поддержания курса национальной валюты. Однако, во-первых, государственные экономические меры, к сожалению, страдают замедленностью реакции, а во-вторых, создание необходимых валютных резервов государством и их поддержание — довольно сложная задача, решение которой чаще всего возможно при активном платежном балансе страны. Учитывая то, что нехватка иностранной валюты у хозяйствующих субъектов обычно сопровождается пассивным платежным балансом, представляется, что для обеспечения эффективного воздействия государства на валютный курс экономические инструменты воздействия (валютные интервенции) должны использоваться в сочетании с административными (одним из которых является требование о репатриации), но не подменяться ими34.
Административный (запретительный) характер требования о репатриации не вполне соответствует принципу приоритета экономических мер перед административными. В связи с этим возникает вопрос об эффективности данной меры как инструмента обеспечения устойчивого предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Более того, наблюдается некоторая непоследовательность в применении требования о репатриации в данных целях, поскольку на законодательном уровне 1 января 2007 г. произошла полная отмена требования об обязательной продаже валютной выручки.
Если государство так уверено, что оно всегда сможет эффективно реагировать на изменения предложения иностранной валюты на рынке, то не совсем понятно, зачем заставлять участников внешнеторговой деятельности сначала зачислять иностранную валюту на счета в уполномоченных банках, когда она им может понадобиться за пределами территории Российской Федерации. Конечно, это приносит пока еще довольно слабой российской банковской системе определенный доход в виде комиссий, однако представляется, что достаточно было бы организовать эффективную систему мониторинга (контроля) за поступлением валютной выручки в страну в целях создания условий для оперативного реагирования в случае возникновения негативных процессов в указанной сфере.
Валютная политика в современной России
... отражено требование о репатриации валютной выручки и о последующей ее обязательной продаже в сочетании с возможностью регулирования порядка купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Размер обязательной продажи части валютной выручки не ...
По своей сути требование о репатриации незначительно изменилось по сравнению с Законом о валютном регулировании и валютном контроле 1992 г., при этом данный запретительный барьер применяется механически и без очевидной цели, что имеет особенно негативный оттенок, если учитывать довольно суровые санкции, предусмотренные ч. ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ35.
Однако зачисление на счета резидентов в уполномоченных банках в отсутствии обязательной продажи валютной выручки еще не означает, что эта иностранная валюта будет продана на внутреннем валютном рынке, более того, переизбыток иностранной валюты в экономике государства далеко не всегда производит положительный эффект.
В результате у участников внешнеторговой деятельности создается ситуация непонимания политики государства. В свою очередь, негативное общественное мнение может не только существенно сказаться на валютной политике государства, а значит, на валютном курсе, но и снизить эффективность реализации валютного (денежного) суверенитета в целом.
Таким образом, создалась парадоксальная ситуация: с одной стороны, все понимают, что само требование о репатриации как институт вполне приемлемо для общества (вопрос лишь в форме), с другой — непонятно, для каких целей государство предполагает его использовать в современной конструкции. Раз требования об обязательной продаже нет, следовательно, обеспечить перераспределение иностранной валюты в случае кризиса будет невозможно без восстановления института обязательной продажи. Кроме того, не установлен нормативный срок получения встречного удовлетворения от нерезидентов (репатриация должна быть осуществлена в сроки, предусмотренные внешнеторговым контрактом), следовательно, становится очевидным, что законодатель не стремится использовать требование о репатриации как инструмент борьбы с нелегальной утечкой капитала.
В сложившихся обстоятельствах государству целесообразно было бы отказаться от требования о репатриации как постоянной меры и использовать ее как чрезвычайную. Да, это потребует больше аналитической работы со стороны государства, однако в современной ситуации будет создавать более комфортные правила игры для участников внешнеторговой деятельности и одновременно позволит своевременно дополнить экономические меры валютной политики административными.
Среди возможных вариантов перехода к данной концепции применения требования о репатриации можно предложить следующий. Сначала на основе анализа судебной и иной доступной правоприменительной практики сделать существующие формулировки требования о репатриации более прозрачными и однозначными. Одновременно с этим предусмотреть возможность введения как чрезвычайной меры требования об обязательной продаже валютной выручки, указав конкретные условия введения этого требования, календарные сроки его действия, механизм реализации, продления и отмены.
Правовые основы валютного контроля
... о валютном регулировании и валютном контроле, система контролирующих органов и определены санкции за нарушения в сфере валютного регулирования и контроля. В настоящей работе представляется интересным рассмотреть правовые основы валютного регулирования и контроля, в ...
Причем возможный объем обязательной продажи валютной выручки должен быть весьма значителен и составлять, например, до 50, а не до 30%, как было раньше. Затем необходимо оценить, насколько изменится объем поступлений в страну валютной выручки за определенный период (например, за один год), и соотнести его с объемом внешнеторговых контрактов, которые должны быть исполнены в этот период, а также с динамикой валютного курса. В случае если не произойдет значительного изменения (уменьшения) поступления валютной выручки, следует перейти к новой схеме использования требования о репатриации, основанной на следующем.
1. Резиденты в нормальных условиях и так продают полученную иностранную валюту на внутреннем валютном рынке, так как им нужна национальная валюта на выплату заработной платы, на уплату налогов и сборов, на исполнение своих обязательств перед другими резидентами и т.д. Этим может обеспечиваться систематическое поступление иностранной валюты на валютный рынок Российской Федерации.
2. Все средства, которые нужны резидентам для исполнения своих обязательств перед нерезидентами, им невыгодно переводить в Российскую Федерацию, а раз невыгодно, резиденты зачастую предпочитают обойти это требование.
3. Средства на счетах за рубежом также являются объектом контроля со стороны органов и агентов валютного контроля. Следовательно, проблема лишь в том, чтобы организовать адекватную систему отслеживания объема операций, осуществляемых с использованием средств за рубежом, а также содержания этих операций. Это позволит снять с банков несвойственную им функцию по фактическому осуществлению таможенно-банковского валютного контроля. Банки должны будут только сообщить в компетентные органы валютного контроля, что такая-то сумма по такому-то контракту поступила на счет клиента в этом банке36.