Актуальность темы обусловлена тем, что сущность и принципы регулирования конституционного судопроизводства являются важнейшими атрибутами для его исследования. Необходимость создания мер по разработке юридического механизма защиты Конституции Российской Федерации, учредительных актов субъектов Российской Федерации, гарантии исполнения конституционного права, граждан на судебную защиту, в том числе в органах конституционной юстиции.
Конституционное судопроизводство содержит ряд специфических особенностей по сравнению с другими видами судопроизводств. В первую очередь, принцип единства судебной власти в рамках исполнения судебного конституционного контроля характеризуется важнейшей своеобразностью, так как соответствует принципу централизации.
Особенности, Разработанность темы: При исследовании данной проблемы были использованы работы:
Объект исследования: конституционно-правовые отношения, складывающиеся в рамках осуществления конституционного судопроизводства.
Предмет исследования : нормативные правовые акты, посредством которых осуществляется правовое регулирование конституционного судопроизводства Российской Федерации.
Цель настоящей работы: раскрыть понятие, сущность и особенности конституционного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводства.
Для достижения названной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие конституционного судопроизводства;
2) рассмотреть принципы конституционного судопроизводства;
3) исследовать содержание процессуальных отношений в сфере конституционного судопроизводства.
Методологическую базу исследования составляют диалектический метод научного познания, общенаучные и частнонаучные методы теоретического анализа, такие, как логический, формально-юридический и сравнительно-правовой.
Теоретическую базу исследования составляют научные труды и публикации в периодической печати, касающиеся исследования конституционного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводства.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Конституционное судопроизводство: вопросы теории
1.1 Понятие конституционного судопроизводства
Понимание судопроизводства как средства или способа осуществления судебной власти фигурирует в ряде изданий Изварина, А. Ф. Судебная власть в Российской Федерации: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2011. — С. 31.. По мнению Райковой Н. С., оно не раскрывает сущности судопроизводства, так как не отражает характерные черты этого способа осуществления судебной власти Райкова, Н. С. Сущность конституционного судопроизводства // Журнал конституционного правосудия. — 2012. — № 5. — С. 35..
Исследование правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации
... с функционированием Конституционного Суда Российской Федерации. Предметом исследования являются правовые нормы, затрагивающие организацию и деятельность Конституционного Суда Российской Федерации, а также научная литература и правоприменительная практика по теме исследования. Цель данной курсовой работы заключается в исследовании правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации. Для ...
Вторая точка зрения является наиболее распространенной среди правоведов, исследующих проблемы конституционного правосудия, и имеет сторонников среди ученых-процессуалистов.
В. В. Маклаков рассматривает конституционное судопроизводство как «порядок рассмотрения и разрешения дел в конституционных судах» Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 томах. Т. 1 — 2. Часть общая / Отв. ред. Б. А. Страшун. М.: Статут, 2013. — С. 245., С. Э. Несмеянова — как форму осуществления судебной власти, т.е. правосудия Несмеянова, С. Э. К вопросу об инстанционности конституционного судопроизводства в России // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. — 2012. — № 4(41).
— С. 88..
Понимания судопроизводства как деятельности по рассмотрению и разрешению дел в установленном законом порядке придерживается большинство процессуалистов.
Термин «судопроизводство» фигурирует в части 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации, согласно которой судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В действующих процессуальных кодексах судопроизводство упоминается:
1) при закреплении источников процессуальной отрасли права. В соответствии с частью 1 статьи 1 УПК РФ «порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации». Аналогичным образом сформулированы часть 1 статьи 1 ГПК РФ, часть 2 статьи 3 АПК РФ;
2) при установлении задач соответствующего вида судопроизводства. Так, согласно статье 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и других лиц. Назначением уголовного и задачей арбитражного судопроизводства являются защита прав и законных интересов субъектов права в соответствующих сферах общественных отношений (ч. 1 ст. 6 УПК РФ, п. 1 ст. 2 АПК РФ);
3) при регулировании процессуальных стадий. В законах фигурируют словосочетания «производство в суде первой инстанции», «апелляционное производство», в науке и юридической практике часто используется понятие «стадии судопроизводства»;
4) при закреплении некоторых принципов судопроизводства: «судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон» (ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, ч. 1 ст. 15 УПК РФ), «судопроизводство ведется на русском языке» (ч. 1 ст. 18 УПК РФ).
В Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» термин «конституционное судопроизводство» используется: 1) в части 3 статьи 3, согласно которой «Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления фактических обстоятельств»; 2) в правилах, регулирующих гарантии деятельности Конституционного Суда: финансирование Суда обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства (ч. 1 ст. 7); 3) при установлении организационных форм конституционного судопроизводства: Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат (ст. 20).
Защита прав и свобод человека и гражданина Конституционным судом ...
... процессуального законодательства в целях судебной защиты прав граждан. Предметом данной работы является изучение особенностей конституционного судопроизводства в Российской Федерации, особого порядка обращений граждан в Конституционный суд РФ, оценка степени возможности для обращения граждан за защитой прав и свобод в Конституционный суд РФ. ГЛАВА I. ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ ...
Формулировка указанных норм Закона о Конституционном Суде РФ свидетельствует о том, что в большинстве положений Закона конституционное судопроизводство рассматривается как деятельность Конституционного Суда, связанная с рассмотрением и разрешением дел, входящих в его компетенцию.
По своей правовой природе конституционное судопроизводство является видом юридического процесса. Как широкий, так и узкий подход к пониманию юридического процесса рассматривают судебное производство как один из его видов.
Д. Н. Бахрах полагает, что юридический процесс представляет собой сознательную, целенаправленную деятельность, которая: а) состоит в реализации властных полномочий субъектами публичной власти; б) направлена на разрешение индивидуальных дел; в) документируется; г) регулируется юридическими нормами Бахрах, Д. Н. Юридический процесс и административное судопроизводство // Журнал российского права. — 2010. — № 9. — С. 7..
Таким образом, сущность судопроизводства характеризуется двумя основными чертами:
- во-первых, судопроизводство представляет собой деятельность суда и иных субъектов процессуальных правоотношений, направленную на рассмотрение и разрешение индивидуальных судебных дел;
- во-вторых, эта деятельность осуществляется в установленной законом форме…
Конституционное судопроизводство как формализованная деятельность, связанная с рассмотрением и разрешением дел, входящих в компетенцию Конституционного Суда, представляет собой последовательность процессуальных действий, порядок и условия совершения которых определяются законом.
В Постановлении по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ Конституционный Суд назвал конституционное судопроизводство специфической формой правосудия Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс». — Последнее обновление 29.10.2014.. Если исходить из понимания формы как способа осуществления, проявления какого-либо действия, то можно заключить, что, с точки зрения Конституционного Суда РФ, судопроизводство есть способ осуществления, реализации правосудия. В. А. Лазарева отмечает, что единой формой реализации судебной власти является правосудие, а методами (способами) его осуществления — различные виды судопроизводства.
Таким образом, судопроизводство и правосудие соотносятся, с одной стороны, как форма и содержание, с другой — как процесс и результат. Судопроизводство следует понимать как деятельность суда и лиц, участвующих в процессе, по рассмотрению и разрешению входящих в компетенцию соответствующего звена судебной системы дел в порядке, установленном законом. Эта деятельность состоит из совершаемых в определенной последовательности и в установленном законом порядке процессуальных действий.
Административное судопроизводство в судах общей юрисдикции
... законодательства об административном судопроизводстве. Целью дипломной работы является всестороннее изучение теоретических вопросов административного судопроизводства в судах общей ... административного судопроизводства. При этом, употребление правового понятия «административное судопроизводство» невозможно без выявления сущности понятий «административный процесс» и «административная юстиция». ...
Итак, конституционному судопроизводству присущи признаки, характеризующие любой вид судебного процесса:
1) государственно-властный характер;
2) формализованность;
3) наличие процессуальных стадий;
4) целенаправленность;
5) возникновение в ходе осуществления судопроизводства процессуальных правоотношений;
6) наличие системы процессуальных гарантий.
Государственно-властный характер судебно-процессуальной деятельности обусловлен тем, что она является формой реализации судебной власти органами судебного конституционного контроля, призванными разрешать аномалии конституционно-правового характера. Не любая деятельность органов конституционной юстиции является судопроизводством. К судопроизводству не относятся формы деятельности конституционного (уставного) суда, не связанные с реализацией им властных полномочий. Вне рамок судопроизводства Конституционный Суд РФ принимает послания к Федеральному Собранию РФ о состоянии конституционной законности в стране (п. 4 ч. 2 ст. 21 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ»), решает организационные вопросы своей деятельности: избирает Председателя Суда и его заместителя, формирует персональный состав палат, принимает решение о приостановлении или прекращении полномочий судьи и т.д. (ч. 3 ст. 21 Закона) Мазуров, А. В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» (постатейный).
М.: ТК Велби, 2014. — С. 117..
Формализованность конституционного судопроизводства заключается в том, что оно осуществляется в соответствии с порядком, установленным процессуально-правовыми нормами. Порядок конституционного судебного процесса в Конституционном Суде России устанавливается Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» и Регламентом Конституционного Суда РФ. Ход и результаты судопроизводства фиксируются в правовых актах: определениях или итоговых актах (постановлениях и заключениях).
Конституционное судопроизводство представляет собой целенаправленную деятельность, ориентированную на достижение определенного юридического результата.
Поскольку конституционное судопроизводство есть деятельность, урегулированная нормами права, в ходе ее осуществления возникают правоотношения между судом, сторонами и другими лицами, привлекаемыми к отправлению правосудия, выражающиеся в наличии у них юридических прав и обязанностей.
1.2 Принципы конституционного судопроизводства
Конституционное судопроизводство является одним из видов судопроизводства. В ст. 118 ч. 2 Конституции РФ сказано: «судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445..
Система принципов конституционного судопроизводства включает три уровня:
- «1) фундаментальные принципы, характеризующие устройство государственной власти (принцип правового государства, разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий, федерализм) и взаимодействие этой власти с гражданином (гуманизм, равенство перед законом и судом).
2 стр., 948 слов
Третейские суды в Российской Федерации
... ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ И СУДОПРОИЗВОДСТВА, .1 Понятие и сущность третейского суда и третейского судопроизводства Правосудие по гражданским делам в Российской Федерации осуществляется путем разрешения и рассмотрения судами, созданными в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». ...
Названные принципы зафиксированы в 1 и 2 главах Конституции Российской Федерации. Они обладают более высокой юридической силой на основании ст. 16 Конституции, эти принципы достаточно хорошо изучены в юридической литературе, в конституционном судопроизводстве они действуют опосредованно, поэтому не будем подробно останавливаться на их анализе Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Е. Ю. Бархатовой. М.: Юристъ, 2013. — С. 204.;
2) принципы функционирования судебной власти. Они установлены в главе 7 Конституции Российской Федерации и в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» (осуществление правосудия только судом, независимость судей и их неприкосновенность, несменяемость судей, открытое разбирательство судебных дел, сочетание коллегиального и единоначального рассмотрения дел).
3) принципы, характеризующие специфику конституционного судопроизводства. Как уже упоминалось ранее, они содержатся в законах о конституционных (уставных) судах, включая ФКЗ № 1. К их числу относятся: независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, равноправие и состязательность сторон» Витрук, Н. В. Конституционное правосудие судебное конституционное право и процесс. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2010. — С. 44..
Принципами конституционного судопроизводства являются общие конституционные принципы осуществления правосудия и принципы конституционного судопроизводства (они приведены в 4 главе Закона о Конституционном Суде):
«1. Независимость. Согласно этому принципу, судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
В своей деятельности судьи Конституционного Суда не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп. Решения и другие акты Конституционного Суда должны выражать соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.
Судьи Конституционного Суда принимают решения в условиях исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом РФ.
Никакое вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.
2. Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом РФ коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Согласно ст. 72 Закона «О Конституционном Суде РФ» О Конституционном Суде Российской Федерации: федер. конституц. закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс». — Последнее обновление 29.10.2014. решение Конституционного Суда РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение Конституционного Суда РФ считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено законом.
Следственный комитет РФ в Конституционной системе государственной власти
... конституционно - правовым статусом Следственного комитета РФ в системе органов государственной власти, а также тенденции и закономерности их совершенствования. Предметом исследования являются теоретические, правовые, методические основы и практика деятельности Следственного комитета Российской Федерации, ... Топорнина и др. При работе над исследованием автор использовал работы современных ученых в ...
3. Гласность. Рассмотрение дел в суде проводится открыто. Согласно ст. 55 Закона «О Конституционном Суде РФ» закрытые заседания проводятся, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности (т.е. в случаях, особо предусмотренных Законом).
Решения, принятые на открытых и закрытых заседаниях, провозглашаются публично.
4. Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда РФ происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд РФ заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.
В заседании Конституционного Суда РФ могут не оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.
5. Непрерывность судебного заседания. Заседание Конституционного Суда РФ по каждому делу происходит непрерывно за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.
Конституционный Суд РФ до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в пленарном заседании другие дела.
Это же положение действует в отношении дел, рассматриваемых палатой.
До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании Конституционного Суда РФ, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат. До вынесения решения по делу, рассматриваемому в заседании палаты, возможно рассмотрение других дел в пленарном заседании.
6. Состязательность и равноправие сторон. Смысл принципа в том, что стороны должны пользоваться равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседания Конституционного Суда РФ. Этот принцип также нашел отражение в ст. 123 Конституции РФ» Мазуров, А. В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» (постатейный).
М.: ТК Велби, 2014. — С. 25..
Положение о равноправии сторон конкретизируется в ст. 53 закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которой стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны Жилин, Г. А. Конституционное судопроизводство в механизме судебной защиты прав // Журнал конституционного правосудия. — 2011. — № 4. — С. 4..
Таким образом,
конституционный судопроизводство процессуальный отношение
Глава 2. Содержание процессуальных отношений в сфере конституционного судопроизводства
2.1 Участники конституционного судопроизводства
Субъектами судопроизводства помимо суда являются стороны, а также так называемые лица, содействующие осуществлению правосудия: свидетели, эксперты, специалисты и др. Эти субъекты наделены процессуальными правами и обязанностями и своими действиями могут определить решение многих процессуально-правовых вопросов. Наиболее значимой является деятельность сторон как лиц, заинтересованных в исходе дела. Однако ведущую роль при осуществлении судопроизводства играет все же суд. Любое изменение процессуального правоотношения не может состояться без санкции суда. Так, прекращение производства по делу в случае отказа истца от иска или отзыва заявителем своего обращения в Конституционный Суд происходит только после принятия судом соответствующего акта Слепченко, Е. В. Конституционное судопроизводство: понятие, особенности // Юридический мир. — 2011. — № 2. — С. 45..
Участие прокурора в рассмотрение судом гражданских дел
... "О прокуратуре Российской Федерации" обеспечено участие прокуроров в гражданском процессе, используя предоставленные ГПК РФ полномочия: по обращению в суд с заявлениями, указанными в ч. 1 ст. ... «О прокуратуре Российской Федерации» полномочия на обращение в суды в защиту конституционных прав и охраняемых законом интересов граждан, прокурорами в 2003 году было предъявлено в суды общей юрисдикции ...
В конституционном судопроизводстве противоположную сторону не называют ответчиком, все дела, рассматриваемые в Конституционном Суде РФ, имеют публично-правовой характер и не разрешают споры о субъективных правах граждан. Согласно ст. 53 Закона «О Конституционном суде РФ» все стороны конституционного судопроизводства представлены в виде следующих лиц:
- заявители — органы или лица, направившие в Конституционный Суд РФ обращение;
- органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;
- государственные органы, компетенция которых оспаривается.
Представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом. Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей Сасов, К. А. Конституционный Суд в судебной системе: общность задач правосудия // Конституционное и муниципальное право. — 2011. — № 7. — С. 26..
Стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны Конституционный судебный процесс / Под ред. М. С. Саликова. М.: ИНФРА-М, 2013. — С. 97..
Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного Суда Российской Федерации, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя в заседание Конституционного Суда Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия Баглай, М. В. Конституционное право Российская Федерация: учебник / М. В. Баглай. — 8-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2013. — С. 247..
Конституционный Суд Республики Беларусь
... разбирательство в заседаниях Конституционного Суда происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд заслушивает стороны, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей, оглашает имеющиеся в деле документы. Рассмотрение дела с использованием письменной формы конституционного судопроизводства ...
Исследование по существу рассматриваемого в заседании Конституционного Суда Российской Федерации дела начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. Судье-докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями Конституционного Суда Российской Федерации.
По окончании выступления судьи-докладчика Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов дела.
Установленный решением Конституционного Суда Российской Федерации порядок может быть изменен только самим Конституционным Судом Российской Федерации. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложения судей Конституционного Суда Российской Федерации по порядку исследования вопросов рассматриваются Конституционным Судом Российской Федерации безотлагательно.
2.2 Стадии конституционного судопроизводства
Сразу после подачи жалобы в КС РФ, она попадает в Секретариат, который проверяет ее на предмет соответствия формальным критериям допустимости обращений в КС РФ, отсеивая те из них, которые либо не отвечают формальным требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» к жалобе (в том числе поданы лицом, которое подавать соответствующие обращения не может; не оплачены госпошлиной и т.д.), либо prima facie явно не подведомственны КС РФ (ст. 40 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).
Если обращение «сходит с дистанции» уже на этом этапе, Секретариат направляет заявителю письмо с объяснением причины непринятия такого обращения. В этом случае у заявителя есть право, исправив недостатки жалобы, подать обращение в КС РФ повторно.
Одной из особенностей производства по делам в КС РФ является то, что Секретариат КС РФ часто проявляет формализм, иногда напоминающий формализм древнеримского права, где ошибка в нескольких словах могла повлечь отказ в иске. Справиться с таким формализмом может только опытный юрист.
После прохождения жалобы через Секретариат она передается одному или нескольким судьям КС РФ на предварительное изучение для решения вопроса о возможности принятия жалобы к рассмотрению КС РФ (ст. 41 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).
По итогам предварительного изучения обращения, КС РФ либо принимает его к рассмотрению либо отказывает в таком принятии.
Решение о принятии жалобы к рассмотрению или об отказе в принятии жалобы к рассмотрению должно быть принято в срок не позднее 3 месяцев с момента регистрации жалобы (ч. 1 ст. 42 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).
В этот срок включается также срок, необходимый для предварительного изучения жалобы судьями КС РФ.
При этом принятие КС РФ именно решения об отказе в принятии жалобы к рассмотрению является достаточно распространенным случаем, как правило, по причине неподведомственности обращения КС РФ.
Отказ оформляется определением, в котором кратко, но при этом, к сожалению, зачастую не вполне понятно и логично излагается причина, по которой КС РФ считает себя не имеющим компетенции рассмотреть обращение Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева. М.: Норма, 2014. — С. 247..
Судебная власть Российской Федерации
... от нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности органов исполнительной власти. Суды, как органы судебной власти, осуществляют правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст.118, часть 2, Конституции РФ). Это означает, ...
Иногда создается ощущение, что КС РФ отвечает в своем определении как будто бы не на тот вопрос и затрагивает не ту проблему, которая обозначена в жалобе.
Такая нелогичность, а порой и намеренный уход КС РФ от ответа обычно очевидны для самого заявителя. Однако кому-либо еще ощутить это сложно по той простой причине, что сами обращения, к сожалению, нигде не публикуются (а между тем это было бы крайне важным и полезным шагом для системы конституционного судопроизводства).
КС РФ доступ к ним не предоставляет кому-либо, за исключением непосредственных участников соответствующего дела. При этом интересно отметить и то, что такой доступ возможен, только если КС РФ вынес постановление по делу, а не определение. Если же это было определение, то в доступе к материалам дела в КС РФ откажут и заявителю жалобы.
Нет никаких сомнений, что если бы все обращения, как минимум, те из них, которые прошли Секретариат, КС РФ публиковались, качество определений и иных решений КС РФ явно бы повысилось.
По общему правилу, при принятии обращения к рассмотрению КС РФ предлагает рассмотреть обращение без проведения слушаний.
Устные слушания могут быть проведены лишь по инициативе самого КС РФ.
Тем не менее, у заявителя есть право ходатайствовать против разрешения дела без проведения слушаний (ч. 2 ст. 47.1. ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).
Однако в действующем законодательном регулировании не предусмотрено какого-либо критерия или условия, которым заявитель мог бы обосновать необходимость проведения слушаний. В результате, КС РФ обладает широким усмотрением при принятии решения об удовлетворении или нет такого ходатайства.
Если же КС РФ все-таки принимает решение о проведении слушания по делу, до непосредственно даты слушания может пройти достаточно долгий период времени, особенно, если в этот промежуток попадают летние полуторамесячные каникулы судей КС РФ.
Само же слушание обычно занимает несколько часов подряд, его ход строго регламентирован, но в целом, похож на ход обычного судебного разбирательства.
Пожалуй, одной из существенных особенностей конституционного судопроизводства является то, что решение КС РФ по делу (речь о резолютивной части) сразу не принимается и не оглашается. В принципе, это характерно для западной судебной системы — например, для голландских, английских судов и т.д. — но совсем не характерно для России, где стороны сразу по окончании судебного слушания узнают, кто «выиграл», а кто «проиграл».
Принятие решения — а оно принимается в форме постановления (ст. 71 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ») — происходит в закрытом режиме, а для оглашения его полного текста участники процесса вызываются в КС РФ еще раз.
Если слушания по делу не проводились, решение появляется на сайте КС РФ после его подписания. При этом сроки подготовки решения часто затягиваются. Решение можно ждать месяц, два, и даже больше.
Часто бывает и так, что появившееся на сайте решение оказывается, к сожалению, датированным днем, который был несколько месяцев назад.
К сожалению, не публикуются стенограммы заседаний КС РФ, в которых фиксируются все выступления. Между тем, некоторые из таких выступлений не только являются крайне интересными с точки зрения серьезной науки, но и нередко оказываются примерами того, как нельзя представителям государственных органов дискредитировать свои организации. Если бы такие стенограммы публиковались, то качество выступлений резко улучшилось бы: представители государственных органов более ответственно подходили бы к подготовке Конституционный судебный процесс / Под ред. М. С. Саликова. М.: ИНФРА-М, 2013. — С. 117..
Таким образом, по относительно сложному делу с проведением по нему слушания, если жалобу не пришлось подавать повторно, процесс конституционного судопроизводства, с момента подачи обращения в КС РФ и до момента получения на руки решения, занимает в среднем от 7 — 8 месяцев до года.
После получения решения сторонами, оно, по ходатайству заявителя, может быть официально разъяснено КС РФ в порядке, предусмотренном ст. 83 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».
Так, например, характерным ответом КС РФ на запрос о разъяснении его решения является следующий:
- «Заявитель, формально требуя разъяснить указанное Определение, по сути, ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о разъяснении положений законодательства, что не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (Определение от 29 мая 2012 г. № 1056-О-Р) Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 1056-О-Р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс». — Последнее обновление 29.10.2014.;
— «Заявитель, формально требуя разъяснить указанное Определение, по сути, выражает сомнение в его обоснованности и ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопросы о разъяснении положений законодательства, что не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (Определение от 29 мая 2012 г. № 1057-О-Р) См.: Там же..
2.3 Процедурные правила при осуществлении конституционного судопроизводства
Конституционный судебный процесс состоит из процессуальных стадий, каждая из которых, в свою очередь, включает систему отдельных процессуальных действий. Стадии процесса оформлены как в законодательстве, так и при производстве по конкретному делу Конституционный судебный процесс / Под ред. М. С. Саликова. М.: ИНФРА-М, 2013. — С. 120..
Н. В. Витрук различает термины «судебно-конституционный процесс» и «конституционное судопроизводство» на том основании, что собственно судопроизводство начинается с принятия Конституционным Судом обращения к своему производству и заканчивается вынесением итогового решения по делу. Стадии обращения заявителя в Конституционный Суд и исполнения решения не являются конституционным судопроизводством, так как совершаются без участия суда, но охватываются понятием судебно-конституционного процесса. С точкой зрения Н. В. Витрука следует согласиться в том, что конституционное судопроизводство распространяется лишь на те отношения, в которых участвует Конституционный Суд в качестве органа, обладающего властными полномочиями, так как обязательным субъектом судопроизводства является суд. Вместе с тем, поскольку судопроизводство по своей юридической природе представляет собой юридический процесс, мы рассматриваем понятия судопроизводство и конституционно-судебный процесс как синонимы Витрук, Н. В. Конституционное правосудие судебное конституционное право и процесс. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2010. — С. 156..
Процедурные правила касаются порядка организации деятельности конституционного суда, не только федерального, но и иных органов конституционной юстиции. Они относятся не только к стадии рассмотрения дела по существу, но применяются на иных стадиях процесса (к примеру, сама организационная форма заседания).
Далее, процедурные правила следует обособлять от принципов судопроизводства, которые положены в основу всего процесса, ими руководствуются все звенья судебной системы, поскольку они установлены и в Конституции Российской Федерации, и в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», и в законодательстве о конституционной юстиции. Процедурные правила зафиксированы в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» и в Регламенте Конституционного Суда, а также в соответствующих нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Предлагается под общими процедурными правилами конституционного судопроизводства понимать установленные законодательством требования к порядку организации деятельности органа конституционной юстиции и условия осуществления полномочий участниками конституционного процесса. К ним относятся: положения, характеризующие организационно-правовую форму заседаний (пленум, заседание палаты, рабочее совещание судей или заседание комиссии, открытое или закрытое заседание); положения, относящиеся к обеспечению организации судебного разбирательства (обеспечение порядка в заседание, ведение протокола и стенограммы; порядок исчисления сроков, порядок привлечения к участию в деле свидетелей, экспертов, переводчиков, решения вопроса об отстранении судьи от участия в деле), а также правила процедуры и этикета Слепченко, Е. В. Конституционное судопроизводство: понятие, особенности // Юридический мир. — 2011. — № 2. — С. 47..
Для Конституционного Суда Российской Федерации это: 1) основные (пленум, палаты) и 2) вспомогательные (совещания судей, комиссии).
Их отличие определяется по двум основным критериям: 1) по источнику (основные формы установлены нормами Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», вспомогательные — Регламентом Конституционного Суда), по реализуемым целям и задачам (первые связаны с осуществлением полномочий Конституционного Суда и вынесением итогового решения по делу, вторые — для предварительного изучения вопросов и решения внутриорганизационных вопросов.
Организационными формами конституционного судопроизводства в субъектах Российской Федерации являются пленарные заседания (исключение составляет республика Саха (Якутия), где помимо пленарных заседаний предусмотрено формирование коллегий из трех судей, которые осуществляют предварительное рассмотрение обращений).
Например, в ст. 21 Закона Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея» О Конституционном Суде Республики Адыгея : закон Республики Адыгея от 17 июня 1996 г. № 11 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс». — Последнее обновление 29.10.2014. установлено, что Конституционный Суд Республики Адыгея рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда, в которых участвуют все судьи Конституционного Суда Республики Адыгея.
Немаловажной проблемой для конституционного судопроизводства является установление процессуальных сроков. Значимость процессуальных сроков в конституционном судопроизводстве, по мнению Н. В. Витрука, обусловлена необходимостью избавления от неактуальных дел, предупреждения негативных последствий для сторон и общества в целом, которые могут наступить при волоките в судебном рассмотрении дела Витрук, Н. В. Конституционное правосудие судебное конституционное право и процесс. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2010. — С. 219.. Хотя само понятие «процессуальный срок» различается в конституционном судопроизводстве по сравнению с иными видами судопроизводств. Так, Глава 10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, именуемая «Процессуальные сроки» содержит бланкетные нормы к иным главам АПК РФ (ч.2 ст.117), в частности, к ст.ст. 259, 276, 292 и 312, из смысла которых явствует, что под процессуальным сроком законодатель понимает предусмотренные АПК РФ сроки, в течение которых может быть подана апелляционная или кассационная жалобы, а также может быть пересмотрено ранее вынесенное судом решение.
Поскольку решения Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации являются окончательными и не подлежат пересмотру, то конституционалисты при рассмотрении вопроса о процессуальных сроках имеют в виду предельные временные рамки совершения самим судом тех или иных процессуальных действий.
О бщие процедурные правила дополняются (корректируются) особыми требованиями рассмотрения отдельных юрисдикционных полномочий (групп полномочий) конституционных (уставных) судов.
В целом в законодательстве субъектов Российской Федерации установлено от 2 минимально до 7-10 максимально видов судопроизводства в зависимости от числа полномочий органов конституционной юстиции.
Особенности производства по отдельным категориям дел обусловлены следующими факторами:
1) кругом субъектов обращения по данной категории дел;
2) допустимостью обращения в орган конституционного контроля;
3) пределами проверки;
4) формой и правовыми последствиями выносимого решения.
Данные положения четко обозначены в законодательстве об органах
Итак, Райков Н. С. отмечает, что ввиду того, что законодатель четко не сформулировал понятие «общие процедурные правила рассмотрения дел», необходимо обозначить их отличительные признаки: процедурные правила касаются порядка организации деятельности конституционного суда, не только федерального, но и иных органов конституционной юстиции. Они относятся не только к стадии рассмотрения дела по существу, но применяются на иных стадиях процесса (к примеру, сама организационная форма заседания) Райкова, Н. С. Сущность конституционного судопроизводства // Журнал конституционного правосудия. — 2012. — № 5. — С. 36..
Под общими процедурными правилами конституционного судопроизводства следует понимать установленные законодательством требования к порядку организации деятельности органа конституционной юстиции и условия осуществления полномочий участниками конституционного процесса.
Заключение
Таким образом, исследовав особенности конституционного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводства, можно констатировать, что конституционному судопроизводству, соответствуют следующие элементы:
1) это возникающее на основе конституционно-процессуальных норм юридическое отношение, складывающееся между органами конституционной юстиции (Конституционном Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации), с одной стороны, и государственными органами России и ее субъектов, а также органами местного самоуправления и гражданами Российской Федерации, с другой стороны, по поводу разъяснения положений конституций и уставов, осуществления нормоконтроля, рассмотрения споров конституционного характера и защиты конституционных прав;
2) это имеющая собственную процессуальную форму деятельность компетентных государственных органов по обеспечению верховенства конституций и уставов, разрешению конституционно-правовых споров и защите конституционных прав и свобод;
3) это один из конституционно-правовых институтов, представляющий собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации органами конституционной юстиции своей компетенции;
4) это одна из закрепленных Конституцией Российской Федерации, наряду с гражданским, уголовным и административным судопроизводством, организационно-правовых форм реализации судебной власти.
Конституционное судопроизводство является процессуальной формой осуществления конституционного контроля органами судебной власти.
Конституционному судопроизводству присущи признаки, характеризующие любой вид судебного процесса: 1) государственно-властный характер; 2) формализованность; 3) наличие процессуальных стадий; 4) целенаправленность; 5) возникновение в ходе осуществления судопроизводства процессуальных правоотношений; 6) наличие системы процессуальных гарантий.
Итак, конституционное судопроизводство — это деятельность судебного органа конституционного контроля и лиц, участвующих в деле, по рассмотрению и разрешению дел, входящих в его компетенцию, в установленном законом порядке, состоящая из совершаемых в определенной последовательности и урегулированном законом порядке процессуальных действий.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/printsipyi-konstitutsionnogo-sudoproizvodstva/
Нормативно-правовые акты и материалы судебной практики
1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
2. О Конституционном Суде Российской Федерации: федер. конституц. закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс». — Последнее обновление 29.10.2014.
3. О Конституционном Суде Республики Адыгея : закон Республики Адыгея от 17 июня 1996 г. № 11 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс». — Последнее обновление 29.10.2014.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс». — Последнее обновление 29.10.2014.
5. Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 1056-О-Р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс». — Последнее обновление 29.10.2014.
6. Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 1057-О-Р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс». — Последнее обновление 29.10.2014.
Специальная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/printsipyi-konstitutsionnogo-sudoproizvodstva/
7. Баглай, М. В. Конституционное право Российская Федерация: учебник / М. В. Баглай. — 8-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2013. — 800 с.
8. Бахрах, Д. Н. Юридический процесс и административное судопроизводство // Журнал российского права. — 2010. — № 9. — С. 6 — 10.
9. Витрук, Н. В. Конституционное правосудие судебное конституционное право и процесс. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2010. — 320 с.
10. Жилин, Г. А. Конституционное судопроизводство в механизме судебной защиты прав // Журнал конституционного правосудия. — 2011. — № 4. — С. 1 — 5.
11. Изварина, А. Ф. Судебная власть в Российской Федерации: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2011. — 240 с.
12. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Е. Ю. Бархатовой. М.: Юристъ, 2013. — 630 с.
13. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева. М.: Норма, 2014. — 560 с.
14. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 томах. Т. 1 — 2. Часть общая / Отв. ред. Б. А. Страшун. М.: Статут, 2013. 720 с.
15. Конституционный судебный процесс / Под ред. М. С. Саликова. М.: ИНФРА-М, 2013. — 350 с.
16. Мазуров, А. В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» (постатейный).
М.: ТК Велби, 2014. — 278 с.
17. Несмеянова, С. Э. К вопросу об инстанционности конституционного судопроизводства в России // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. — 2012. — № 4(41).
— С. 85 — 92.
18. Райкова, Н. С. Сущность конституционного судопроизводства // Журнал конституционного правосудия. — 2012. — № 5. — С. 32 — 36.
19. Сасов, К. А. Конституционный Суд в судебной системе: общность задач правосудия // Конституционное и муниципальное право. — 2011. — № 7. — С. 25 — 31.
20. Слепченко, Е. В. Конституционное судопроизводство: понятие, особенности // Юридический мир. — 2011. — № 2. — С. 44 — 48.