Криминалистическая характеристика коррупционного преступления

Получение взятки является наиболее опасной формой посягательства на принципы построения и деятельности государственной и муниципальной власти. Высокая общественная опасность принятия взятки обусловлена тем, что она подрывает авторитет власти, дискредитирует органы власти в глазах граждан и общества в целом.

Результатом этого являются недоверие к любым действиям властей со стороны населения, игнорирование законов, правомерных требований представителей власти, что, в свою очередь, расшатывает нравственные устои общества и колеблет государство в самых его основаниях.

Актуальность темы работы состоит в том, что по оценкам международных экспертов, Россия вошла в двадцатку наиболее коррумпированных стран мира. Например, в рейтинге Transparency International значится 99 государств, которые оценивались по десятибалльной шкале. Первое место означает наименьший уровень коррупции, последнее 4-наибольший. Россия заняла 83 место — 2,4 балла.

Взяточничество считают одним из наиболее опасных проявлений коррупции. Коррупция (от латинского corruptio – порча, испорченность) – это злоупотребление властными полномочиями для получения выгод в личных целях, которая не является правонарушением как таковым. На практике и в доктрине существует следующее понятие коррупции, которое охватывает как собственно подкуп в любых сферах власти и управления, так и конкретные должностные преступления.

Отдельные ее проявления, такие как взяточничество, злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности и другие запрещены под угрозой уголовного законодательства, а часть иных коррупционных проявлений может рассматриваться в качестве дисциплинарных проступков, например, служебные злоупотребления не причинившие существенного ущерба; поборы и незаконные подарки не являющиеся взятками.

Наиболее опасным из всех проявлений коррупции было и остается взяточничество. Взяточничеством поражены многие сферы управленческой деятельности.

Цели исследования — анализ процедуры расследования коррупционного преступления., Эта цель определила необходимость решения

— изучение объективных и субъективных признаков основного состава получения взятки;

— анализ этапов расследования коррупционного преступления;

— ограничение получения взятки от смежных составов преступлений

50 стр., 24657 слов

Актуальные проблемы противодействия коррупции в современной России

... за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция ... спецификой политической культуры, неразвитостью гражданских институтов, призванных контролировать органы исполнительной власти. Это усугубляется тем, что постоянно меняются социально-экономические и политические ...

— определение перспектив расследования коррупционных преступлений

В РФ;

Объект исследования — общественные отношения в сфере уголовно-правовой охраны интересов публичной власти от противоправных посягательств.

Предмет исследования — нормы российского и зарубежного уголовного законодательства об ответственности за получение взятки, судебная практика по уголовным делам о получении взятки.

Существенный вклад в отечественной юриспруденции в изучении получения взятки внесли такие ученые как: Александрова Н.Г., Басанов В.В., Братусь С.Н., Волженкин Б.В., Марченко М.Н., Матузов Н.И., Здравомыслов Б.В., Волженкина В.М., Гаврилов В., Гаджиев Д. и другие.

Методологической основой работы являются категории материалистической диалектики, а также основные концептуальные положения современной доктрины уголовного права.

В качестве общенаучных и частно-научных методов познания в работе использовались историко-правовой, сравнительно-правовой, системный, формально логический, конкретно-социологический и другие.

Глава 1. Юридический анализ получения взятки

Понятие взяточничество в уголовно-правовой литературе соотносится с обеими сторонами преступления – как дачей, так и приемом взятки. Однако в нашем исследовании мы будем опираться на получение взятки, поскольку по объективным причинам эта сторона преступления является наиболее социально опасной, т.к. именно у получателей (властьимущих, должностных лиц) имеется больше полномочий для дестабилизации социальных, деловых и правовых отношений в обществе.

Обратимся, прежде всего, к определениям понятий «взятка», «взяточничество», «получение взятки». Слово «взятка» произошло от слова «взяток», означающего сбор меда пчелами. «Взяточничество» как вид преступления изначально обладало множеством смысловых оттенков, отображающих лишь особенности формы, но не содержания явления.

Родовым объектом целой группы преступлений, в которую входит и ст. 290 УК РФ, является совокупность общественных отношений, которая обеспечивает нормальную деятельность органов государственной власти. Это вытекает из названия раздела X УК РФ — «Преступления против государственной власти».

В данном определении учтено, что, обозначая составные элементы родового объекта уголовно-правовой охраны рассматриваемой группы преступлений, законодатель говорит об «интересах службы», на которые посягают данные деяния. Интересы государственной и муниципальной службы заключаются, прежде всего, в четком, полном и своевременном выполнении задач публичного управления.

Видовой объект преступлений, предусмотренных статьями главы 30 УК, чаще всего определяется как нормальный, т. е. соответствующий закону порядок деятельности должностных и иных лиц, находящихся на государственной службе, службе в органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, соблюдение которого соответствует законным интересам перечисленных органов и учреждений.

19 стр., 9401 слов

Правовые основы государственного регулирования экономических отношений

... процентом и др. Государственное правовое регулирование - это форма государственного регулирования общественных отношений, посредством которой поведение ... обязательных положений закона, является преступлением. Правовыми предпосылками государственного регулирования экономики являются в первую ... Экономическая роль правового, демократического и социального государства в рыночной экономике сводится ...

Что касается непосредственного объекта, то им является общественные отношения, составляющие содержание нормальной, в соответствии с законом, деятельности конкретного звена государственного аппарата или аппарата местного самоуправления.

Предмет преступления, предусмотренного ст. 290 УК, — взятка. Закон определяет взятку как «деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера», получаемые должностным лицом лично или через посредника за «действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Примером может служить уголовное дело №1-1165/2006 от 8 декабря 2006г. в отношении Гришена И.Н. (врача-отоларинголога), где взяткой была признана оплата взяткодателем за оформление документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность и подтверждающих временное освобождение от работы (учебы), влекущих обязанность работодателей назначать и выплачивать пособия по временной нетрудоспособности граждан.1

Среди выявленных взяток преобладают взятки в виде денег. Под «деньгами» (валютой) Закон понимает как российские, так и иностранные денежные знаки, имеющие хождение, т.е. находящиеся в финансовом обороте, на момент совершения преступления. Старинные российские и иностранные монеты, не имеющие хождения в качестве средства платежа, но обладающие той или иной нумизматической ценностью, деньгами в смысле ст. 290 УК не являются и должны относиться к взятке в виде «иного имущества», разумеется, при условии, если их среднерыночная стоимость не может быть расценена как ничтожная (например, несколько российских копеек или пятаков чеканки 1915 года), что в силу малозначительности исключает общественную опасность содеянного и на основании ч. 2 ст. 14 УК исключает уголовную ответственность.

Так,

В соответствии с трудовым договором №219 от 17.05.2005г. этот преподаватель был принят на должность ассистента кафедры внутренних болезней. В обязанности Колесникова И.В., как ассистента кафедры университета, входило: проведение обучения студентов, проведение методической работы, принимать зачеты, экзамены. Он был наделен правами и обязанностями по приему экзаменов у студентов, т.е. организационно-распорядительными функциями, которыми наделены должностные лица.

Неудовлетворительная сдача экзаменов влекла для студентов правовые последствия – не назначение стипендии, отчисление из вуза, пересдачу экзаменов.

6 стр., 2632 слов

Организация юридической службы в органах государственной власти

... юридической службы подразделяют на две группы: те, которые юридическая служба разрешает совместно с другими службами государственных органов, и задачи, разрешаемые непосредственно юридической службой. По функциональному признаку средства обеспечения юридической службой ... для разработки и осуществления мероприятий, проводимых юридической службой в соответствии с возложенными на нее функциями; 3) ...

В нарушение своих должностных обязанностей преподаватель за взятки в интересах взяткодателей ставил зачеты и оценки за экзамены без самой процедуры их приема. Его действия квалифицированы по ч. 2 ст. 290 УК РФ, мера наказания с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения, ему назначена в виде лишения свободы сроком на три года шесть месяцев, с лишением права занимать должности в учебных заведениях сроком на 1 год 2 месяца. В соответствии со ст. 73 УК РФ, наказание, назначенное Колесникову И.В., считать условным с испытательным сроком в 2 года.2

Взятка может быть выражена в

Применяя правила ст. 575 ГК, нужно обратить внимание: к обычным подаркам относятся букет цветов, коробка конфет, книги, небольшой сувенир, флакон духов и т.д. При этом следует учитывать обычаи, традиции, нормы делового этикета, обычаи делового оборота, характерные для данной местности, а также то, что стоимость таких подарков не может превышать установленного в ст. 575 предельного размера. До 10.01.09 этот размер составлял 5 МРОТ на день передачи дара (т.е. 500 рублей).

В связи с проводимыми в стране мероприятиями по борьбе с коррупцией Законом N 280 от 25.12.08 в ст. 575 внесен ряд изменений (они вступили в силу с 10.01.09).

Указанный «предельный размер» дарения составляет с 01.01.09 3000 рублей.

Утративший ныне силу Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» в п.8 ст.11 четко прописывал, что государственные служащие не вправе получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию. Ныне действующий Федеральный закон от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» подобных норм не содержит. 3

Взяточничество — собирательный термин, охватывающий собой два самостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления — получение взятки и дачу взятки. Каждое из названных посягательств на указанные интересы в качестве оконченных деяний не может быть совершено само по себе, вне связи с другим преступлением.

Они, следовательно, находятся относительно друг друга в положении так называемого необходимого соучастия, при котором отсутствие факта дачи взятки означает и отсутствие ее получения. При этом в данной органической взаимосвязи получение взятки законодатель расценивает как значительно более общественно опасное деяние, которое относится в соответствии с положениями п. 5 ст. 15 УК к категории особо тяжких преступлений со всеми вытекающими из этого факта отрицательными для виновного должностного лица уголовно — правовыми последствиями.

17 стр., 8279 слов

Характеристика видов должностных преступлений

... ответственности за должностные преступления. Задачи работы: 1. Изучить историю российского законодательства о должностных преступлениях. 2. Рассмотреть различные виды должностных преступлений. 3. Дать общую характеристику преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах ...

Закон определяет предмет рассматриваемого преступления собирательным термином «взятка» и содержит указание на ее разновидности в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.