Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь

В основе становления рыночной экономики и рыночных отношений, как известно, лежат преобразования собственности. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит государству. Именно оно устанавливает «правила игры» на приватизационном поле, подготавливает законодательную основу, формулирует цели, определяет параметры и критерии реформирования собственности.

Приватизация является одной из наиболее важных, но и сложных реформ. Она может решать самые разные задачи – от чисто политических до социальных. Однако наиболее распространенными являются все же экономические, понимаемые как рост эффективности на микро- и макроуровне. Добиться этого можно с помощью продажи предприятия стратегическому инвестору. Все другие схемы приватизации – через ваучеры, продажи национальному собственнику (директорату, бизнесу, номенклатуре) являются менее эффективными, поскольку ведут к размыванию прав мажоритарных акционеров; как правило, за национальным капиталом нет необходимых средств, знаний, умений, выходов на международные рынки и пр.

Естественно, что приватизация в каждой стране проводится по различным схемам и имеет свои специфические особенности в зависимости от доли государственной собственности в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности государственного регулирования экономики и т.д. Однако можно отметить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой стране.

Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому тема, посвященная разгосударствлению и приватизации собственности, является актуальной.

Таким образом, цель данной работы – на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей провести анализ разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь, в развитых и постсоциалистических странах.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

  • рассмотреть сущность, формы приватизации и разгосударствления;
  • провести анализ разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах;
  • провести анализ разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь.

1. Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация

Разгосударствление – передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами [1].

13 стр., 6412 слов

Приватизация и разгосударствление

... заключения. Глава 1. Разгосударствление. Сущность приватизации и способы ее проведения в разных странах 1.1 Приватизация и разгосударствление Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут переходить друг ...

Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики.

Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, а последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.

Процесс разгосударствления характеризуется деидеологизацией, когда все более редкой становится ситуация, при которой демократические партии выступают за расширение государственного сектора, а их политические противники – за частный.

Разгосударствление экономики в нашей республике – это процесс формирования многоукладной, смешанной экономики, децентрализация управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления.

Основными формами разгосударствления являются:

  • аренда государственных предприятий;
  • преобразование госпредприятий в акционерные общества;
  • ограничение вмешательства государства в управление собственностью [2, с.46].

Основными способами разгосударствления являются:

  • либерализация рынков;
  • коммерциализация;
  • стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);
  • денационализация.

Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет о снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов; о диверсификации производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки. Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

Коммерциализация государственных предприятий, заключается в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает помощь в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства — сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.

4 стр., 1982 слов

Виды форм собственности предприятий

... валютный фонд; ЦБР - Центральный банк России; б) указывающие на форму собственности предприятия и входящие в качестве классификатора в названия предприятий: ООО - общество с ограниченной ответственностью; ОАО - открытое акционерное ...

Создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения.

Денационализация государственной собственности, которая в подавляющей своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.

Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики. Следует уточнить, что при разгосударствлении форма собственности не изменяется (в отличие от процесса приватизации).

В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.

Приватизация – приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления ею [1].

К главным целям приватизации, следует отнести:

  • формирование новых форм собственности: частной и собственной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики – это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли; конкуренция, новые распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы. Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений;
  • создание хозяйственно-правовых условий для эффективной работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной перестройке и активизации инвестиционного процесса, повышение на этой основе жизненного уровня населения;
  • формирование новых экономических отношений, построенных на многообразии форм собственности, самостоятельности производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;
  • развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;
  • сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;
  • уменьшение расходов на государственное управление;
  • становление слоя частных собственников (среднего класса).
    13 стр., 6106 слов

    Государственное регулирование отношений собственности. Программы ...

    ... данном этапе развития правовой системы Российской Федерации. собственность приватизация государственный I. Государственное регулирование отношений собственности Рыночные отношения предусматривают функционирование предприятий и организаций различных форм собственности. В конкурентной борьбе на рынках участвуют ...