Жилищная политика в Республике Беларусь. Право граждан на жилье

Потребность людей в достойном жилье является одной из главных социальных потребностей, ее удовлетворение является приоритетным направлением развития нашей страны и политики государства на современном этапе. На практике в этой сфере часто возникают ситуации, требующие четкого, грамотного правового разрешения.

В соответствии со статьей (далее ст.) 48 Конституции Республики Беларусь 1994 г.: «Граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья.

Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством.

Никто не может быть произвольно лишен жилья».[

Важнейшей первостепенной задачей жилищного законодательства является обеспечение конституционных прав граждан при реализации ими своих жилищных прав, в частности, обеспечение правовых гарантий получения или приобретения жилых помещений теми из них, кто нуждается в улучшении жилых помещений.

Жилищная проблема является одной из важнейших для государства и общества. Актуальными являются вопросы как правильнее и справедливее распределить жилые помещения государственного жилищного фонда, а также рационально использовать уже существующий жилищный фонд.

С переходом к рыночной экономике основная ставка сделана на то, чтобы потребности в жилье удовлетворялись за счет жилья, которое находилось бы в частной собственности граждан. В этих целях развернуты приватизация жилищного фонда, гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются льготные кредиты и безвозмездные субсидии на строительства (реконструкцию) или на приобретения жилых помещений.

В то же время гражданам, нуждающимся в особой социальной защите со стороны государства (инвалиды, ветераны и т.д.), гарантируется предоставление жилых помещений государственного жилищного фонд.

В условиях становления белорусской государственности развитие жилищной сферы и выработка государственной жилищной политики, совпало одновременно с решением проблем создания новой законодательной базы.

20 стр., 9761 слов

Право собственности и другие вещные права на жилищное помещение

... участка для государственных и муниципальных нужд. Объектом рассмотрение в данной курсовой работе являются общественные отношения с сфере реализации прав собственности и иных вещных прав на жилые помещения; Предметом - выступает действующее законодательство отрасли гражданского и жилищного права, регулирующее указанные ...

Значительное влияние на формирование правовых основ разработки и развития жилищной политики оказало принятие Конституции Республики Беларусь. Конституционное право на жилище выражает сущность удовлетворения жилищных потребностей общества, т.е. является фундаментальным правом, от которого зависит система конкретных жилищных прав граждан и они не должны противоречить ему.[

В настоящее время вопросы правового регулирования отношений в жилищной сфере регулируется законодательными актами охватывающими отдельные части жилищной сферы. К наиболее значимым относятся: 1.Жилищный кодекс Республики Беларусь;

2.Закон Республики Беларусь «Об архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь»;

3.Инвестиционный кодекс Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».

Важную роль играют нормативные правовые акты банковского и финансового права, а также ряд других актов законодательства о кредитовании жилищного строительства (в том числе льготном); о предоставлении гражданам Республики Беларусь безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений; о порядке и условиях кредитования жилищного строительства в сельской местности; об источниках финансирования жилищного строительства на долевом строительстве многоквартирных жилых домов; о государственной поддержке многодетных семей; об отнесении граждан к категории малообеспеченных трудоспособных для получения государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретения жилого помещения, о финансовой помощи государства молодым при рождении детей в погашении задолженности по кредитам, полученным в АСБ «Беларусбанк» на строительство (реконструкцию) или приобретения жилых помещений и другие.

Следует отметить, что в действующем законодательстве каждый закон регулирует сваю часть жилищной сферы, ориентируясь на свои объекты и субъекты регулирования, при это правовое регулирование жилищной сферы как единого объекта отсутствует.[

Совершенствование системы нормативного правового регулирования жилищного строительства должно реализовываться в 2006 – 2015 годы в два этапа: основными задачами которого является создание нормативной правовой, организационной и экономической базы с поэтапным переходом к функционированию на всей территории Республики Беларусь рынков жилья и жилищных услуг и их скоординированного развития.

На первом этапе (2006 – 2010 годы) предусматривается, с учетом реальной ситуации, формирование полной нормативной базу, регулирующей развитие жилищной сферы, совершенствование экономических отношений рыночного типа.

На втором этапе (2010 – 2015 годы) реформирование жилищной сферы преследует цель повышения эффективности строительного комплекса и жилищно – коммунального хозяйства, постепенно переход на режим безубыточного функционирования путем сокращения бюджетного дотирования.

Стратегия жилищного строительства предусматривает создание долговечного, экономичного по содержанию и обслуживанию жилищного фонда, способного удовлетворить жилищные потребности нынешнего и будущего поколения граждан, развитие эффективного рынка финансовых механизмов, обеспечивающих доступность для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка малообеспеченных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных отношений в пределах установленных социальных стандартов.

6 стр., 2933 слов

Жилищная политика государства

... способствующих реализации государственной жилищной политики и достижению целей государственной жилищной программы в Республике Беларусь. Вэтом аспекте были рассмотрены вопросы дальнейшего развития жилищного строительства путем использования банковских ... экономики из кризиса, т.к. отсутствие почти у одной трети граждан республики нормальных жилищных условий превратило эту проблему в одну из самых ...

Глава 1. Жилищная политики в Республике Беларусь

Похожие работы

25102

1

1

-.. строительство 4,7 тыс. объектов. Из общего количества незавершенных объектов строительство 9,9 тыс. объектов (62,3%) осуществлялось с превышением нормативных сроков продолжительности строительства. Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь в 2004 году предусмотрен рост объема подрядных работ, выполняемых собственными силами организаций всех форм собственности, на 5%. …

81409

0

0

-.. с 1999 годом коэффициент эластичности инфляционной части доходов бюджета от уровня потребительских цен увеличился на 0,29%, а расходов уменьшился на 0,32%. Следовательно, правительством проводилась более реалистичная, взвешенная и жесткая бюджетная политика. Бюджет 2001 Доходы = 3223,2 млрд. р. (возросли в 2,1 раза) Расходы = 3471 млрд. р. (в 2,1 раз выше прошлогоднего) Дефецит = 247,8 млрд …

88174

1

3

-.. по оптимизации структуры своих портфелей в ответ на изменение доли и доходности какого-либо актива. [8, c.94] 3.Особенности формирования и реализации и бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь 3.1 Основные направления бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы [8, c.117] …

19718

1

0

-.. в социальном управлении являются не дотации в помощь бедным, а повышение производительности труда и доходов работающей части населения. Согласно Конституции, Республика Беларусь является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Обязательства социального государства базируются на положениях Всеобщей …