Семьи религиозного права

Духовные книги служили важнейшими путеводителями людей и способствовали внедрению в их сознание и поведение представлений о справедливости, совести. Обычаи и решения каст, подкаст общин служили разрешению споров. Послушание человека как части целого формировалось изнутри, вследствие чего правовые нормы, судебные споры и прецеденты долгое время не играли заметной роли.

В отличие от других религий индуизм не требует от своих последователей верности одному-единственному вероучению. Индусу не возбраняется верить в того или иного Бога, в несколько богов одновременно или быть атеистом. Хотя индуизму недостает четко сформулированной теологической доктрины, он все же выдвигает определенные основные убеждения религиозно-философского порядка, так или иначе разделяемые большинством индусов. В процессе исторической эволюции из этих убеждений выделилось несколько вероучений, таких, как буддизм, джайнизм и сикхизм. Их можно считать либо самостоятельными религиями, либо сектами в индуизме. Однако по современному законодательству Индии положения индусского права распространяются на буддистов, сикхов и приверженцев других верований.

Основу индуизма составляют учения о перевоплощении души и о карме. Согласно этим учениям, все хорошие и плохие поступки человека, совершаемые им на земле, образуют зародыш его следующего существования, которое определяется моральным качеством истекшей жизни. Если человек испытывает лишения в нынешней жизни и занимает низкое положение в обществе, то он тем самым искупает грехи, совершенные его душой в прежних воплощениях. Если же человек занят благими помыслами и его поведение отличается поразительными добродетелями и благочестием, то он может питать надежду, что родится заново в более благоприятных обстоятельствах, возможно, как член высшей касты. Он может также надеяться, что его душа освободится из вечной круговерти жизни и смерти и станет частью божественной природы в виде высшего духовного бытия. Это учение является основой, вернее, оправданием кастовой структуры индусского общества, которая присуща индуизму, будучи его религиозной, философской и социальной системой.

Индуизм выделяет четыре касты: брахманов (священнослужителей, праведные люди, наделенные божественной природой) кшатриев (воинов и правителей), вайшиев (земледельцев и ремесленников) и шудр (слуг).

Кроме того, определенные слои населения признавались изгоями общества — неприкасаемыми, предназначенными для выполнения самых тяжелых и непрестижных работ. Переход из одной касты в другую при жизни человека был невозможен. Это могло произойти лишь после смерти человека, когда за праведную жизнь его душа перемещалась в тело ребенка родителей, принадлежащих к более высокой касте, чем каста, к которой принадлежал умерший человек.

12 стр., 5969 слов

Жизнь после жизни. Научный и мифологический аспекты

... -кутли, Киямат у марийцев — наделялись в основном способностью лишить человека жизни . С представлениями о Смерти связаны многочисленные злые духи, прежде всего — вредоносные мертвецы, причиняющие ... душ шаманами с того света. Спасения от мук Загробного мира и посмертного блаженства ожидали участники мистерий Диониса других умирающих и воскресающих богов . В христианской мифологии «попрание смерти» ...

Круг обязанностей, которые должен добросовестно нести человек был достаточно широким и разнообразным. Так, в Бхагават-гите Кришна перечисляет качества, которыми должны обладать члены каждой касты. От брахманов требуется наличие таких качеств, как спокойствие, самообладание, аскетизм, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность. Кшатрии должны быть бесстрашными, решительными, находчивыми, отважными в бою, благородными и умелыми руководителями. Земледелие, защита коров и торговля — естественная работа для вайшей. Физический труд и служение другим — предназначение шудр. Лица, которые не исполняют своих обязанностей, являются завистливыми, злонравными, занимаются чуждыми им делами, не могут приближаться к богу и, многократно рождаясь, их душа опускается все ниже и ниже, пока не получает тела животного типа кошки, собаки или свиньи.

Чтобы сделать положения, принципы дхармашастр доступными для понимания широкими слоями населения, они комментируются в специальных сборниках, которые также признаются источниками права. Выбор дхармашастры и сборника ее комментариев, которые надлежит исполнять, осуществляют сами жители той или иной местности, члены общины. Более того, им разрешается пользоваться и местными обычаями и даже использовать обычаи, противоречащие дхарме. Например, по законам Ману человек должен воздерживаться от исполнения правила поведения, установленного дхармашастрами, если это правило не воспринимается обществом. Каждая каста, община имеет свои собственные обычаи, с помощью которых она успешно разрешает все споры и конфликты на собрании членов касты. Наиболее строгим наказанием признается изгнание из общины.

Индусское право не знает характерных для европейского права источников права в форме законов или судебных прецедентов. Правители могут принимать нормативные акты, но этот вид деятельности не регулируется дхармашастрой, поскольку входит в сферу управления, регулируемую артхашастрой. Как и в мусульманском праве, дхарма обязывает население повиноваться приказам правителей, ибо ответственность за несправедливые нормативные предписания несут не простые люди, а издавшие такие предписания правители. Но судья, применяющий несправедливый закон, не должен ему слепо следовать и должен изыскать способ вынесения справедливого решения.

В настоящее время индусское право сохраняет свое действие для значительной части населения Индии, других стран, живущих общинным строем. Это право определяет личный статус человека, регулирует отношения собственности, наследования, пользования имуществом, находящимся в общей семейной собственности. Частично индусское право сохраняется в отношениях, связанных с деятельностью семейных предприятий, без применения наемного труда посторонних лиц, поскольку в данном случае считается, что эти отношения вытекают из личного статуса членов предприятия и не требуют применения норм торгового права.

Одновременно с действием индусского права в Индии действуют кодексы, принятые еще в период правления Великобритании и соответствующие нормам и принципам общего права. Это Гражданский процессуальный кодекс, Закон о договорах, Закон о ценных бумагах, Закон о доверительной собственности и др.

4 стр., 1775 слов

Источники права Древней Индии. Законы Ману: общая характеристика

... и в эпоху средневековья оставался одним из важнейших источников права. Таким образом, в Древней Индии источниками права являлись как Религиозные законы, так и систематизированные людьми своды различных правил, возникших ... общества. Глава 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ МАНУ Первое упоминание о Законах Ману относится к IX веку до н.э. Современным исследователям Законы Ману известны лишь в списках III ...

В настоящее время в Индии также ведутся интенсивные работы по созданию национальной правовой системы Индии, распространяющей свое действие на всех граждан страны, независимо от их религиозной принадлежности. Однако в порядке исключения допускаются отдельные изъятия из сферы действия законов с учетом принадлежности граждан к той или иной конфессии. Например, закон Индии о наследовании не действует в отношении буддистов, мусульман. Им разрешается принимать соответственно нормы индусского и мусульманского права.

В числе наиболее важных законодательных актов, принятых после приобретения Индией независимости можно назвать Конституцию Индии, Закон о браке 1955 г., Закон о несовершеннолетних и опеке (1953 г.), Закон о наследовании (1956 г.), Закон об усыновлении и выплате средств на содержание членов семьи (1956 г.).

Законами штатов Индии была проведена земельная реформа, направленная на ограничение размеров крупных землевладений. Конституцией Индии предусматривается подготовка и принятие Гражданского кодекса страны.

Правом принимать законы наделены и представительные органы штатов Индии. При этом компетенция Союза и штатов в Конституции Индии закреплена следующим образом: имеется достаточно объемный перечень вопросов, отнесенных к компетенции Союза (им посвящены 97 статей Конституции), затем дается исчерпывающий перечень вопросов, отнесенных к компетенции штатов (66 статей) и наконец, закрепляется круг вопросов, отнесенных к совместной компетенции Союза и штатов (44 статьи).

Конституционный контроль за соответствием законов Конституции Индии возложен на Верховный суд, который одновременно правомочен рассматривать и жалобы на решения судов страны.

В стране источником права признается и судебный прецедент. Статья 141 Конституции Индии обязывает все судебные органы следовать прецедентам, созданным Верховным судом. Однако судебные прецеденты действуют и на уровне судов отдельных штатов. Попытка отметить судебный прецедент как источник права не завершилась позитивным решением. Специально созданная юридическая комиссия в 1955 г. сочла невозможным проведение подобной меры в связи с тем, что прецедентное право прочно укоренилось в психологии и сознании юристов.

Благодаря принятым законам, Индии удалось провести коренные реформы в области семейного, наследственного права, опеки, регулировании имущественных отношений между супругами и других сферах. Однако принятые законы сельским населением не исполняются, которое продолжает жить по принципам и нормам индусского права, по обычаям и традициям своих предков. И здесь государству предстоит большая воспитательная работа с населением, с убеждением его в необходимости организации жизни по действующим законам.

Заключение

Подводя итог, можно отметить: религиозно-правовая семья (семья мусульманского права) рассматривает право не как результат рациональной (позитивной) деятельности государства и общества, а как продукт высшей воли (Божественного предначертания).

В семью религиозно-традиционного (мусульманского) права входят государства Ближнего Востока (Иран, Кувейт, Оман, Бахрейн и т.д).

4 стр., 1940 слов

Психологическая теория права и государства Л.И. Петражицкого

... создана известным российским правоведом и общественным деятелем Л.И. Петражицким психологическая теория права и государства[1]. Биография и творчество Л.И. Петражицкого Лев Иосифович Петражицкий родился в ... в предшествующие годы. Все это вылилось в двухтомный труд «Теория права и государства в связи с теорией нравственности», опубликование которого стало крупным научным событием того времени не ...

Очень важно в курсовом проекте было определить основные понятия, что и было сделано. Так правовая семья — это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие правовые семьи: общего права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую (индусское право), славянскую.

Мусульманское право — сложное, разноплановое и в чем-то противоречивое явление и оценка его места в современной карте правовых систем мира зависит от целого ряда обстоятельств, где важное значение имеет правопонимание (что во многом самостоятельная и высокозначимая общетеоретическая проблема) и выяснение соотношения понятий «мусульманское право» и «шариат».

Изучение данных вопросов имеет практическое значение и для России. Не нужно забывать, что на территории России проживает около 40 народов, религией которых исторически является ислам.

Индусское право является самой древней правовой системой, прошедшей более чем четырехтысячный путь исторического развития и сохранившей свое действие в ограниченных пределах по настоящее время. Подобно мусульманскому праву, индусское право это не национальное право какой либо одной страны, а система моральных норм, религиозных верований и обрядов, моральных, философских и иных взглядов относительно праведного образа жизни, который должны вести все члены общин Индии и других стран Юго-Восточной Азии, исповедующих индуизм.

Таким образом, цели написания курсового проекта достигнуты. Для этого в работе были использованы труды отечественных ученых. Таких как Малько, Лазарев, Оксамытный и других.

Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/religiozno-pravovaya-semya/

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) // Российская газета №237, от 25.12.1993г.

Барковская Е.Ю. «Мусульманское право и правовая культура». – М., 2001г. – 548с.

Володина Н.В. «Государственно-правовая модель ислама: принципы и закономерности» // Современное право 2005г., №10 – с.65-66.

Керимов Г.М. «Шариат: Закон жизни мусульман». – М., 1999г. –344с.

Керимов Г.М. «Учение ислама о государстве» // Мировой опыт государственно-церковных отношений. – М., 1999г. –549 с.

Крашенинникова Н.А. «Индусское право: история и современность». – М., 1982г. – 465с.

Общая теория права и государства // под ред. Лазарева В.В. — Москва «Юристъ», 2000г. – 520с.

Питраковский М.Б. «Светское и духовное в теории и практике средневекового ислама» // Ислам: религия, общество, политика. – М., 1984г. – 421с.

Самиге А. «Мусульманское право в мире и в России» // Право и политика 2004г., №4 – с. 144.

Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): учебник // под ред. Туманова В.А. – М.: «Юристъ», 2005г. – 448с.

Сюкияйнен Л.Р. «Мусульманское право. Вопросы теории и практики». – М., 1986г. –560с.

Теория государства и права (курс лекций) // под ред. Матузова Н.И, Малько А.В., Москва «Юристъ», 2001г. – 776с.

Теория государства и права (учебник для вузов) // под ред. Оксамытного В.В. — Москва «ИМПЭ-ПАБЛИШ», 2004г. – 563с.

10 стр., 4512 слов

Развитие науки теории государства и права

... тесного научного сотрудничества с общей теорией права. Углублять, интегрировать, развивать, конкретизировать философские основы общей теории государства и права — объективная потребность общественной жизни. Игнорировать теорию государства и права как общетеоретическую науку невозможно хотя бы из практических ...

Теория государства и права: Учебник // под ред. М.Н. Марченко. — М.: Издательство «Зерцало», 2004. – 674с.

Хрестоматия по конституционному праву зарубежных стран // под ред. Решетникова – М.: «Норма», 2001г. – 677с.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) // Российская газета №237, от 25.12.1993г.

Общая теория права и государства // под ред. Лазарева В.В. — Москва «Юристъ», 2000г. – 520с.

Теория государства и права (курс лекций) // под ред. Матузова Н.И, Малько А.В., Москва «Юристъ», 2001г. – 776с.

Теория государства и права: Учебник // под ред. М.Н. Марченко. — М.: Издательство «Зерцало», 2004. – 674с.

Самиге А. «Мусульманское право в мире и в России» // Право и политика 2004г., №4 – с. 144.

Сюкияйнен Л.Р. «Мусульманское право. Вопросы теории и практики». – М., 1986г. – с.16.

Керимов Г.М. «Шариат: Закон жизни мусульман». – М., 1999г. – с. 14-16.

Барковская Е.Ю. «Мусульманское право и правовая культура». – М., 2001г. – с.8.

Сюкияйнен Л.Р. «Мусульманское право. Вопросы теории и практики». – М., 1986г. – с.87.

Питраковский М.Б. «Светское и духовное в теории и практике средневекового ислама» // Ислам: религия, общество, политика. – М., 1984г. – с.175.

Хрестоматия по конституционному праву зарубежных стран // под ред. Решетникова – М.: «Норма», 2001г. – 677с.

Володина Н.В. «Государственно-правовая модель ислама: принципы и закономерности» // Современное право 2005г., №10 – с.65-66.

Керимов Г.М. «Учение ислама о государстве» // Мировой опыт государственно-церковных отношений. – М., 1999г. – с.292.

Теория государства и права: учебник // под ред. Сырых В.М. – М.: «Юстицинформ», 2002г. – 592с.

Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): учебник // под ред. Туманова В.А. – М.: «Юристъ», 2005г. – 448с.

Крашенинникова Н.А. «Индусское право: история и современность». – М., 1982г. – 465с.

Теория государства и права (учебник для вузов) // под ред. Оксамытного В.В. — Москва «ИМПЭ-ПАБЛИШ», 2004г. – 563с.

2