Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 января 2013 г. № 34 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками» [19].
Проведение ревизии и аудита регулируется следующими нормативными документами.
Контрольно-ревизионная деятельность регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», с изменениями и дополнениями от 7 октября 2013 г. № 456 [14].
Указ президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» [13].
Основными источниками проверки денежных средств являются:
- кассовые книги;
- отчеты кассира с приложенными к ним первичными документами (приходными и расходными
кассовыми ордерами, платежными ведомостями); - журналы регистрации приходных и расходных
документов; - корешки чеков использованных чековых книжек, выписки банков со счетов организации;
- журналы-ордера по счетам 50, 51, 52, 55, 57;
- учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы);
- договора на банковское обслуживание;
- банковские выписки;
- платежные поручения, платежные требования, счета-фактуры, мемориальные ордера.
- главная книга, бухгалтерский баланс (форма 1), отчет о движении денежных средств (форма 4) и другие документы, в которых отражаются операции с денежными средствами.
Таким образом, для полного и достоверного отражения в бухгалтерском учете всех операций, связанных с наличием и движением денежных средств, бухгалтер должен знать требования нормативных актов, регулирующих данный раздел учета.
2 Ревизия денежных средств
2.1 Планирование ревизии денежных средств
Планирование — это разработка контролирующим органом общего плана проверки с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения контроля, в том числе разработка программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления контрольных процедур, необходимых для осуществления поставленных задач.
Планирование контрольного мероприятия должно проводиться в соответствии с общими принципами организации контроля, а также в соответствии со следующими частными принципами:
- а) комплексности планирования;
- б) непрерывности планирования;
- в)оптимальности планирования;
- г) действенности планирования;
- д) конкретности плановых заданий;
- е) реальности планирования;
- ж) гибкости и мобильности планирования.
Принцип комплексности планирования контроля — обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования — от предварительного исследования до заключительного акта ревизии.
Ревизия расчетов на предприятии
... министерств. Планирование ревизионной работы проводит председатель ревизионной комиссии. Последовательность ревизии расчетов с ... расчетов с поставщиками и подрядчиками; правильность ведения расчетов с покупателями и заказчиками; правильность использования государственных средств; сохранность денежных средств ... журнал следующего месяца. 2.3. Методика ревизии расчетов с покупателями и заказчиками Расчеты ...
Принцип непрерывности — установление сопряженных заданий группе контролеров и увязка этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям).
Принцип оптимальности — обеспечение вариантности планирования для возможности выбора оптимального варианта программы контроля на основании критериев, определенных законом или контролирующим органом.
Принцип действенности — содержание в плане точных указаний исполнителей и сроков. Такой план позволяет контролировать эффективность ревизионных мероприятий.
Принцип конкретности плановых заданий — конкретизация вопросов программы, подлежащих проверке, до такого вида, чтобы можно было определить срок выполнения и назначить исполнителей.
Принцип гибкости и мобильности — совершенствование, дополнение и уточнение плана в ходе ревизии. Если бы план, составленный в начале ревизии, оставался неизменным и не корректировался по мере выявления фактов нарушений и злоупотреблений, ревизия не могла бы быть успешной.
Подготовка к проведению ревизии в ООО «ЭталонОкна» начинается с издания приказа о назначении ревизии (Приложение А).
В приказе указываются полное наименование ревизуемой организации, вид ревизии, период, который проводится ревизия, срок проведения ревизии, состав ревизионной группы, и в том числе руководитель группы. На основании приказа каждому члену ревизионной группы выписывается командировочное удостоверение.
Успех ревизии во многом зависит от ее подготовки до выезда на объект. Перед выездом в проверяемую организацию
Ознакомление с ревизуемой организацией осуществляется по данным годовой и периодической бухгалтерской и статистической отчетности, актам ревизий, проведенных в предыдущие периоды, приказам и постановлениям вышестоящих органов, докладным запискам, объяснениям и заявлениям должностных и других лиц ревизуемой организации и вышестоящего органа. В ходе изучения указанных материалов работники контрольно-ревизионных служб получают определенное представление о размере и характере деятельности проверяемой организации, выявляют недостатки в ее производственной и финансово-хозяйственной деятельности, которые впоследствии проверяются в ходе ревизии.
На основании задач, поставленных перед ревизией, и изучения материалов, характеризующих хозяйственно-финансовую деятельность ООО «ЭталонОкна», составляется программа ревизии (Приложение Б), которая включает перечень основных вопросов, подлежащих проверке, период, за который должна быть проведена ревизия, и используемые способы и приемы контроля.
Организация контрольно-ревизионной работы в РФ
... и снижению эффективности контрольно-ревизионной работы. Ревизии и проверки разных органов контроля (государственного, специализированного, вневедомственного) дублировали друг друга. Как следствие, практика организации контроля вступила в противоречие с принципами перестройки хозяйствования на ...
Программа ревизии утверждается руководителем контрольно-ревизионного аппарата организации, назначившей ревизию. Один экземпляр программы вручается руководителю ревизионной группы (ревизору), а второй остается в организации.
Руководитель ревизионной группы должен ознакомить всех ее членов с содержанием программы и распределить задания между ними. На основании полученных заданий члены ревизионной группы составляют рабочие планы (графики) проведения ревизии порученных им участков деятельности организации, которые утверждаются руководителем ревизионной группы.
В рабочем плане указывают перечень работ, подлежащих выполнению во время проведения ревизии, сроки их выполнения и способ проверки.
При составлении рабочего плана для написания акта ревизии и дополнительной проверки фактов в связи с возражениями должностных лиц, а также для доклада результатов ревизии администрации ревизуемой организации необходимо зарезервировать три дня.
По прибытии в ревизуемую организацию руководитель ревизионной группы (ревизор) предъявляет руководителю этой организации приказ о проведении ревизии.
Итак, планирование ревизии — это разработка контролирующим органом общего плана проверки с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения контроля, в том числе разработка программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления контрольных процедур, необходимых для осуществления поставленных задач.
2.2 Проведение инвентаризации кассы и проверка сохранности денежных средств
Ревизию кассовых и банковских операций ООО «ЭталонОкна»проводят в три этапа:
1. Внезапная ревизия наличных средств в кассе.
2. Документальная проверка кассовых операций.
3. Контроль и ревизия операций на текущем счете в банке.
Инвентаризация кассы направлена на выявление нарушений работы с денежной наличностью и контроль соблюдения порядка ведения кассовых операций.
Материальную ответственность за сохранность всех денежных средств и документов, имеющихся в кассе ООО «ЭталонОкна», несет кассир.
Ревизор отмечает, что с кассиром заключен договор о полной материальной ответственности (Приложение Г).
Инвентаризация кассовой наличности проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя организации комиссией в составе представителя администрации, главного бухгалтера, кассира (как материально ответственного лица).
До начала проверки наличия денежных средств и других ценностей в кассе кассир составляет последний кассовый отчет. В отчет включаются все приходные и расходные документы, имеющиеся в кассе, которые должны соответствовать типовым унифицированным формам первичных учетных документов.
Если в кассе на момент инвентаризации имеются незакрытые платежные ведомости (по которым осуществляется выплата заработной платы), выплаченные суммы по таким ведомостям включаются в акт инвентаризации и приравниваются к наличным деньгам. Кассир подсчитывает выплаченные суммы по каждой ведомости и в конце ведомости делает запись о выплаченной сумме.
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные кассовые ордера, приложенные к отчету кассира, с указанием «до инвентаризации на _________ (дата)». Этот отчет, составленный на момент инвентаризации, служит бухгалтерии организации основанием для определения учетных остатков денежных средств и документов.
Аудит операций с денежными средствами
... отчетности в части учета денежных средств. 1.2. Аудит учета денежных средств в кассах организации Аудиторская проверка кассовых операций является одной из ... денежных средств в кассу; проверка целесообразности и законности операций по использованию денежных средств при осуществлении наличных и безналичных расчетов; оценка своевременности и качества проведенных инвентаризаций денежных средств; ...
Кассир дал расписку о том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы, подтверждающие движение денежных средств и документов, сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, и вся денежная наличность, поступившая на его ответственность, оприходована, а выбывшая списана в расход.
В процессе инвентаризации кассы осуществляется проверка кассовой книги по следующим основным направлениям: правильность ведения кассовой книги; арифметический контроль сумм по приходу и расходу и правильность подсчета итогов страниц книги, а также правильность переноса сумм остатков наличных денег с одной страницы на другую; своевременность и документальная обоснованность записей в кассовой книге.
Путем сопоставления фактических и учетных остатков выявляется результат инвентаризации: излишек или недостача.
Выявленные комиссией излишки отражаются в учете записью:
Дебет счета 50 «Касса» — Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» — оприходованы неучтенные средства, выявленные при инвентаризации.
При обнаружении недостач делаются записи:
Дебет счета 94 — Кредит счета 50 «Касса» — отражена недостача наличности в кассе.
Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» — Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи имущества» — ее сумма отнесена на материально ответственное лицо.
Таким образом, в ООО «ЭталонОкна» была проведена инвентаризация кассы, в результате чего был составлен акт инвентаризации наличных денежных средств (Приложение В).
В ходе инвентаризации нарушения не выявлены: фактические данные совпадают с учетными остатками денежных средств в кассе.
В ходе проверки особое внимание уделяется контролю за обеспечением сохранности денег.
Ревизор установил, что помещение кассыООО «ЭталонОкна»изолировано от других служебных и подсобных помещений.
В кассе имеются капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние перегородки, помещение кассы закрывается на две двери.
Касса укреплена металлическими решетками на оконных проемах между рамами.
Имеется сейф для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами, имеется исправный огнетушитель.
Кассир ООО «ЭталонОкна»ведет только одну кассовую книгу, которая пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью. Количество листов в кассовой книге заверено подписями главного бухгалтера и руководителя предприятия. Записи в кассовой книге ведутся в 2-х экземплярах.
Вторые экземпляры листов служат отчетом кассира (Приложение Д).
Ревизор убедился в том, что первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Подчитки и неоговоренные исправления в кассовой книге отсутствуют.
Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег отдельно по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег по кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Методика ревизии кассовых операций ОАО ‘Роснефть’
... по кассовой книге остаток денег на день ревизии и на последнем отчете, дать расписку, что все приходные и расходные кассовые документы включены в отчет и к моменту ревизии кассы ... не повторить их в будущем. Целью курсовой работы является изучение методики ревизии кассовых операций ОАО «Роснефть» выявление недостатков в учете кассовых операций исследуемой организации и разработка предложений ...