Собственность и хозяйствование

Содержание скрыть

Для более полного раскрытия определения собственности следует рассмотреть ее экономический и юридический аспекты.

1.1 Сущность собственности в экономическом и юридическом смысле

В каждую историческую эпоху собственность как экономическая категория отражает всю систему социально-экономических отношений. Формы собственности и ее разновидности соответствуют сложившейся социально-экономической системе на всех ее уровнях. Стремление дать определение собственности как независимого отношения, особой вечной категории вне исторично, отрывает ее от реальной экономической системы.

Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества. Однако борьбой в теоретическом плане дело не ограничивается. Социальные потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений.

Собственность — исторически развивающиеся собственные отношения, которые характеризуют распределение вещей как элементов материального богатства общества между различными лицами (отдельными индивидами, общественными группами, классами, государством).

Совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту (собственнику), составляет объект собственности, или имущество соответствующего лица, поэтому, иногда, собственность называют также имущественными отношениями. Будучи законодательно урегулированы государством, они приобретают форму права собственности, которое включает полномочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

Под собственностью в экономическом смысле подразумеваются сложившиеся фактически, на деле отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию материальных и нематериальных благ.

Всестороннее изучение собственности позволяет ответить на три главных вопроса:

1) кто обладает экономической властью — присваивает факторы и результаты производства?

2) какие экономические связи способствуют лучшему использованию имущества?

3) кому достаются доходы от хозяйственной деятельности?

В соответствии с этим система экономических отношений собственности включает следующие составные части:

  • а) присвоение факторов и результатов производства;
  • б) хозяйственное использование материальных и иных средств;
  • в) получение дохода от собственности.

Присвоение — связь между людьми, которая устанавливает их отношение к вещам как к своим. Такая связь составляет основу производственного процесса. Ведь всякое материальное производство означает присвоение людьми природного вещества и энергии в целях удовлетворения их потребностей. Оно протекает в рамках определенной формы собственности.

2 стр., 942 слов

Содержание права собственности на землю

... регулирующих и охраняющих общественные отношения по присвоению материальных благ конкретными лицами. Данное право собственности подразделяется на частную, государственную и муниципальную собственность. Права абсолютно всех ... с этим можно выделить еще один признак, такой как: объектом права собственности земля выступает в качестве ограниченного в пространстве земельного участка Гражданское право: ...

Прямо противоположным присвоению является отношение отчуждения. Оно возникает, если какая — то часть общества захватывает все средства производства, а другая часть остается без всяких источников существования.

Собственность оправдывает себя, если приносит доход ее владельцу. Такой доход представляет собой весь вновь созданный продукт или его часть, которые получены благодаря применению труда и средств производства. Это может быть прибыль.

Вполне очевидно, что отношения собственности порождают у людей экономические интересы. Главный среди них состоит в том, чтобы всемерно умножать находящиеся в собственности блага в целях лучшего удовлетворения потребностей. Так через интересы собственность предопределяет направленность и характер хозяйственного поведения людей.

Однако движимый собственническими интересами человек может вступать в конфликт с интересами всего общества. Кто и как в каком случае способен предотвращать противоречия, порождаемые собственностью, и регулировать поведение участников производства? эту общественную задачу выполняют государство и право.

Собственность же в юридическом понимании показывает, как реальные имущественные связи оформляются и закрепляются в правовых нормах и законах, которые устанавливает государство в обязательном порядке для всех граждан.

Право — это совокупность общеобязательных правил поведения. Они устанавливаются в обществе или утверждаются государством и поддерживаются им.

При определении собственности в юридическом смысле выявляются субъекты права собственности и объекты их гражданских прав.

В законодательстве особо выделяют объекты гражданских прав. К ним относятся:

  • недвижимое имущество (земельные участки, участки недр, леса, многолетние насаждения);
  • движимые вещи (деньги, ценные бумаги и другие вещи, не относящиеся к недвижимости);
  • интеллектуальная собственность (результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции).

После того как государство законодательно урегулирует имущественные отношения между указанными лицами, они наделяются правом собственности. Это право включает полномочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

Владение означает хозяйственное господство собственника над вещью. Данное правомочие собственника охраняется законом.

Пользование означает извлечение из вещи полезных свойств путем ее производительного и личного потребления (допустим, использовать земельный участок для выращивания сельскохозяйственных культур).

Собственник может передавать свое имущество в пользование другим лицам на какое-то время и на определенных условиях.

Распоряжение — право изменять принадлежность имущества. Это и отчуждение вещи, и сдача ее внаем, и залог вещи, и многое другое. В пользовании и распоряжении выражается уже динамика отношений собственности.

6 стр., 2987 слов

Право собственности в гражданском праве

... воли прежнего собственника. Производными признаются такие основания возникновения права Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя, приобретается этим лицом. Поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, ...

С учетом сказанного можно конкретизировать данное ранее определение собственности. Собственность — это отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей, которое выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении вмешательства всех третьих лиц в ту сферу хозяйственного господства, на которую простирается власть собственника. Понятие собственности рассматривается как с экономической, так и с юридической точки зрения. Воля собственника в отношении принадлежащей ему вещи выражается во владении, пользовании и распоряжении ею. К ним, в конечном счете, сводятся конкретные акты собственника в отношении вещи.

1.2 Классификация собственности по объектам субъектам

Нельзя разбираться в экономике, если не научиться классифицировать собственность. Надо уметь распределять отношения присвоения по классам и соподчиненным им видам, конкретным формам в зависимости от их общих признаков.

Классификация присвоения во многом затруднена из-за того, что имеются два типа отношений собственности — в экономическом и юридическом смысле. Отсюда возникает два отличающихся друг от друга основания классификации.

Классификация собственности в ее первоначальном классическом виде возникла в Древнем Риме. Основным стержнем Римского права было право частной собственности. В конце 19 — начале 20 веков, когда в экономике промышленно развитых стран осуществился переход к крупным предприятиям и объединениям, собственниками стали признаваться юридические лица. Наконец, во второй половине 20 века во всех странах значительно возросла роль государства в социально-экономическом развитии общества. Поэтому в законодательстве появились новые положения о государственной и муниципальной собственности.

Также виды собственности можно различать по двум основным линиям: по субъектам (кто владеет) и по объектам (чем владеет). Классифицировать собственность по объектам, значит различать в зависимости от того, что находится во владении. С этой точки зрения, выделяют собственность вещественную, интеллектуальную и на управление.

Вещественная собственность — это наиболее традиционная и знакомая собственность на материальные объекты (вещи) — землю, предприятия, оборудование, денежные ресурсы, жилые дома. Основными собственниками здесь выступают землевладельцы, фабриканты, торговцы и другие предприниматели.

В свою очередь интеллектуальная собственность представляет собой собственность самых разных авторов (ученых, конструкторов, архитекторов) на созданные ими духовные, невещественные ценности — идеи, знания, открытия, ноу-хау, литературные, музыкальные и другие произведения духовно-творческой деятельности. В тоже время многое из перечисленного в итоге может воплощаться и в материальные формы — в новые приборы, технологические линии, здания, книги, которые живут уже своей собственной вещественной жизнью. Интеллектуальная собственность более уязвима, с точки зрения ее неприкосновенности и возможности незаконного использования. В связи с этим важными для цивилизованной экономики являются проблемы защиты ее законом и всеобщего уважения чужих авторских прав, патентов, торговых марок.

Наконец, собственность на управление (власть).

Этот вид можно назвать собственностью лишь условно, поскольку ее объект в данном случае бесформен и «потрогать» его нельзя. Здесь имеет место «собственность» на процесс управления обществом, на руководящую роль в нем. То есть эта власть тех, кто на деле осуществляет государственное управление, а это — чиновники.

13 стр., 6106 слов

Государственное регулирование отношений собственности. Программы ...

... переход к системе, сочетающей частную, государственную и смешанную формы собственности на средства производства. Каждая форма собственности по-своему приспосабливается к конкретной ... Федерации. собственность приватизация государственный I. Государственное регулирование отношений собственности Рыночные отношения предусматривают функционирование предприятий и организаций различных форм собственности. В ...

По субъекту различают частную и общественную собственности. Частная собственность охватывает две главные формы: собственность самих граждан и собственность созданных ими юридических лиц (предприятий, фирм, обществ, компаний, организаций).

Идеальной формы собственности в мире нет, но исторически лучшую репутацию и в жизни, и бизнесе приобрела частная собственность.

Во-первых, будучи в руках конкретных хозяев, порождает мощную заинтересованность в усердном труде.

Во-вторых, она служит жизненной основой каждого человека — источником его материального благополучия (а значит, и благополучия всей страны, ибо, чем богаче граждане, тем больше процветает общество).

В-третьих, частная собственность — гарант свободы и независимости. Она лишает чиновников экономической власти над гражданами, обеспечивая рассредоточение этой власти между многочисленными собственниками и защищая общество от диктатуры государства.

В-четвертых, частная собственность поднимает человека морально. Частная собственность наполняет жизнь человека созидательным, творческим смыслом, дает ему массу возможностей.

В тоже время частная собственность имеет свои минусы. Она подчас усиливает индивидуализм, эгоизм и тягу к стяжательству, способствуя разобщенности между людьми. И еще один момент, иногда частная собственность одних людей «мешает жить» другим.

Частная собственность имеет два вида, которые существенно различаются между собой:

  • собственность на средства производства человека, который сам трудится;
  • собственность на средства производства лица, применяющего чужой труд.

Частной собственностью первого вида владеют отдельные лица — крестьяне и другие люди, которые живут своим трудом. В этом случае работнику достается все плоды его хозяйствования и обеспечивается свобода труженика от каких-либо форм угнетения и порабощения.

Частную собственность второго вида имеют лица, которые создают сравнительно большие хозяйства с применением труда многих работников. В таком хозяйстве средства производства и плоды труда отчуждены от работников.

Что касается общественной собственности, то реально общей она является лишь для чиновников, которые могут своекорыстно и безответственно ее использовать в корпоративных, а то и личных целях. Для производителей же все общественное — это неизбежно «ничейное», поэтому оно применяется менее эффективно и даже растаскивается. Общественную собственность можно разделить на два класса:

1) класс общей долевой собственности

2) класс общего совместного присвоения.

Общее долевое присвоение возникает следующим образом. Во-первых, оно образуется путем объединения вкладов, которые вносят все участники предприятия в общее имущество. Во-вторых, общая долевая собственность используется в коллективных целях и под единым управлением. При этом, как правило, предусматривается определенное участие собственников в управлении обобществленным имуществом. В-третьих, конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия распределяются соответственно доле собственности каждого.

13 стр., 6412 слов

Приватизация и разгосударствление

... 1.1 Приватизация и разгосударствление Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут переходить друг в друга. Этот процесс осуществляется различными методами. Приватизация (лат. privatus - частный) - передача государственной ...

Общая долевая собственность выступает в конкретных формах:

  • акционерное общество: открытое и закрытое
  • производственный кооператив
  • хозяйственные товарищества и общества:
  • крупные хозяйственные объединения предприятий (ассоциации, союзы)
  • совместные предприятия (с участием национального или иностранного капитала).

Класс общего совместного присвоения означает, что все объединенные в коллектив люди относятся к решающим средствам производства или другим жизненным средствам как к совместно и нераздельно им принадлежащим. При этом устанавливаются неразрывное единство и равенство совместных собственников в отношении к главным хозяйственным условиям их жизнеобеспечения. Тем самым предопределяются такие следствия: а) не допускается отчуждение работников от средств производства; б) порождается коллективное присвоение продуктов общего труда; в) развивается тенденция к уравнительному распределению предметов потребления.

Общее совместное присвоение имеет следующие формы:

  • а) первобытнообщинная;
  • б) семейная (в части совместно нажитого супругами имущества);
  • в) имущество членов крестьянского хозяйства;
  • г) государственная;
  • д) муниципальная.

В разных странах и в разные периоды соотношение между частной и общей собственностью различно и может меняться. В социальных или в иных целях правящие круги проводят то национализацию, то приватизацию собственности. Национализация (лат. — племя, род) — это обобществление (огосударствление) собственности, передача ее из частных рук в государственные. Она может быть возмездной (с полной или частичной компенсацией) или безвозмездной (без компенсации).

В противоположность национализации приватизация (лат. — частный, личный) представляет передачу общей (государственной) собственности гражданам или создаваемым ими юридическим лицам (обычно путем продажи на аукционах).

При этом возврат собственности прежним владельцам называют реституцией. Проводя приватизацию, реформаторские правительства стремятся оживить расстроенную экономику, заменить в производстве плохого хозяина (государство) на эффективного собственника, одновременно избавляя госбюджет от лишнего бремени. В нормальных условиях национализация и приватизация захватывают лишь отдельные секторы экономики.

1.3 Понятие приватизации

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, — инструментом государственного регулирования долговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются:

  • формирование слоя мелких и средних собственников;
  • сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • перераспределение экономических основ власти.

Приватизация — длительный и мучительный процесс. Исторический опыт дает и факты, которые свидетельствуют о сильной растянутости приватизации во времени, и аргументацию в защиту постепенности. Главный из этих аргументов состоит в том, что скорость справедливой приватизации обязана соотноситься с возможностями накопления денежных капиталов, в частности, сбережений населения. А они таковы, что выделение на это мероприятие более 1-2% национального дохода в год нарушает стабильность экономики. Учитывая, что общая стоимость накопленных зданий, сооружений и оборудования в нормальной западной стране обычно значительно больше годового национального дохода, продажа всех основных фондов легко может растянуться на многие десятилетия.

4 стр., 1670 слов

Приватизация государственной собственности

... предприятия, их части в свою собственность В Гражданском Кодексе приватизация государственного и муниципального имущества понимается как передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, его собственником в собственность ... законами приватизация жилищного фонда и имущества государственного резерва, государственного имущества, находящегося за пределами России, и ...

Очевидно, что политики, которые решили покончить с полным огосударствлением экономики и которые полагают, что только всеохватывающая приватизация поможет создать эффективную систему хозяйствования, оказываются перед трудным выбором: или растянуть переход от одного экономического режима к другому на добрые полвека, или раздать средства частным лицам бесплатно, или же создать условия для принудительного перераспределения дохода из фонда потребления в фонд накопления.

Конкретные программы приватизации обычно преследуют несколько целей. Во-первых, путем продажи государственной собственности облегчить бремя государственного бюджета, ликвидировав дотации предприятиям и увеличив поступления в доходную часть бюджета. Во-вторых, создать конкурентные условия в тех отраслях, где все предприятия, будучи государственными, управлялись из единого административного центра. В-третьих, воспользоваться изменением формы собственности и провести предварительную рационализацию структуры крупных государственных корпораций до их превращения в частные. В-четвертых, осуществить приватизацию и акционирование так, чтобы контроль над крупными корпорациями попал в руки тех частных лиц или институтов, которые заинтересованы в развитии производства, а не в спекулятивной перепродаже собственности. В-пятых, воспользоваться приватизацией для максимального “распыления” акций среди рабочих и мелких служащих. Эта мера рассматривается как составной элемент общей социальной политики, стимулирующей участие трудящихся в капитале или управлении предприятия.

Содержание западного процесса приватизации становится более понятным из дискуссий, которые велись и ведутся вокруг ее отдельных аспектов.

Активно обсуждался вопрос о природе средств, мобилизуемых для покупки государственной собственности, и в этой связи о народнохозяйственном назначении полученной правительством выручке. Купля-продажа имущества относится к операциям с капиталом и поэтому финансируется из сбережений населения и предприятий. Но тогда и выручку от продажи государственной собственности, утверждают ригористы, следует направлять на инвестиции, а не на погашение бюджетных дефицитов. Последние, как правило, образуются в результате грубых нарушений финансовой дисциплины государственной администрацией, и путь к без дефицитности надо искать в наведении порядка в самом бюджетном хозяйстве. Любое превращение капитала (сбережений) в не накапливаемый текущий доход рассматривается как проедание капитала, как принесение в жертву интересов будущего нации. Защищаясь от таких обвинений, западные правительства, как правило, создавали специальные фонды, в счетах которых отражалось назначение финансовых средств, полученных от приватизации.

15 стр., 7296 слов

«Приватизация в России»

... Необходимость приватизации собственности в России Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собственности делает процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, ...

Еще одна дискуссия велась по поводу разукрупнения отраслевых корпораций, государственный статус которых в свое время объяснялся естественной монополией. Связь, железнодорожный транспорт, электро- и газораспределительные сети — все эти отрасли или сразу создавались как государственные или национализировались по причине их технологически обусловленного общественного характера. Огосударствление таких отраслей всегда считалось оправданным, так как при прочих равных условиях наблюдается прямая положительная зависимость между цельностью их технологического процесса, управлением отраслью из единого центра и уровнем ее эффективности и рентабельности. Разукрупнение подобных естественных монополий, передача отдельных частей разным корпорациям чревата ухудшением экономических показателей функционирования единого комплекса. А это противоречит здравому смыслу бизнеса, заинтересованного в минимизации издержек. Естественная монополия остается монополией независимо от того, осуществляется ли она государственным или частным собственником. Что же касается злоупотребления монопольным положением, то его можно ожидать скорее от частной корпорации, чем государственной.

Выход был найден в очень оригинальной схеме приватизации: права на получение дохода продавались в виде акций частным лицам и институтам, а контроль над хозяйственной деятельностью частной корпорации сохранялся в руках государственной администрации. С этой целью ей вручалась “золотая акция” или принимался закон о социальном статусе такого рода дельцов.

Идея создания “твердого ядра” из части акционеров новых частных компаний также стала предметом острых политических и теоретических споров. Смысл этой идеи в том, чтобы сосредоточить контрольный пакет акций в руках небольшого числа “дружественных” банков и промышленных компаний, которые могли бы совместно разработать и провести в жизнь долгосрочную стратегию развития бывшей государственной корпорации. Таким образом, удается обеспечить единство управления и предотвратить распродажу единого технологического или эффективного хозяйственного комплекса по частям, исходя только из спекулятивных соображений его владельцев.

Проблема приватизации и ее субъекта, пожалуй, ключевая для всего этого процесса, смысл которого — получить, в конечном счете, компетентного “хозяина”, способного взять на себя ответственность за поддержание и повышение эффективности производства. Одна только смена собственников, замена государства частным лицом или группой частных лиц не гарантирует успеха. Ведь конечная мотивация любого собственника не производство, а прибыльность, рентабельность. Обеспечить последнюю можно разными способами, среди которых совершенствование технологии, организации и управления далеко не всегда самый легкий и надежный. В период общего нарушения экономических пропорций, разрыва и переключения технологических связей обычная спекуляция часто оказывается более выгодным и спокойным делом.

2. Преобразование государственной собственности в России

2.1 Этапы приватизации в России

собственность приватизация государственный

Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собстве нности делает процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции. Из этого следует, что в России приватизация выступает ключевым направлением формирования рыночных отношений.

В России приватизация проходила в 2 этапа. Первый этап пришелся на 1992-1994 годы.

Приватизационный процесс первого периода имел две важнейшие черты: во-первых, «ваучерный» характер осуществления; во-вторых, проведение в условиях зарождения рыночных отношений, что вызывало необходимость адаптации приватизируемого предприятия к только еще формирующейся рыночной среде.

«Ваучерный» характер приватизации в России означает, что государственная собственность передается гражданам бесплатно. В августе 1992 года был издан Указ Президента РФ о внедрении приватизационных чеков (государственных ценных бумаг целевого назначения) — ваучеров , которые реализуют механизм бесплатной передачи имущества, долей в акционерных обществах и акций предприятий государственной собственности.

В июле 1991 года в России был принят Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992-1994 годы. Все предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на три группы: 1) мелкие предприятия (до 200 занятых с балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн. руб.), они подлежат продаже на аукционах (конкурсах); 2) крупные предприятия (занято более 1000 человек при балансовой стоимости основных фондов свыше 50 млн. руб.), они приватизируются путем преобразования в открытые акционерные общества; 3) остальные предприятия, они могут быть приватизированы любым из установленных способов в соответствии с требованиями принятой программы.

Таким образом, акционерное общество становится основной организационной формой предприятий в России.

Вторая особенность отечественной приватизации состояла в том, что она существенно отличалась от других стран, где реализуется в адекватной экономической среде. В отечественной же экономике рыночные отношения в стадии становления. Поэтому приватизация предполагает адаптацию приватизируемого предприятия к рыночным условиям.

Первый этап закончился в июне 1994 года.

С 1 июля 1994 года в соответствии с Указом президента РФ начался новый период в приватизационном процессе — постваучерный или денежный.

Участниками денежной приватизации становятся крупные инвесторы, а, следовательно, делается ориентация на экономическую целесообразность. Поэтому предполагается переход к индивидуальному рассмотрению приватизационных проектов при продаже наиболее крупных предприятий.

Очевидна устойчивая тенденция к снижению количественных показателей приватизированных предприятий, что можно объяснить следующими факторами:

  • а) завершением процесса приватизации по «унифицированным схемам»;
  • б) в основном завершено акционирование предприятий нефтяной отрасли, металлургии, морского и речного транспорта, являющихся наиболее привлекательными для инвесторов;
  • в) отсутствием заинтересованности менеджмента в проведении приватизации, что обусловлено наличием в гражданском законодательстве права хозяйственного ведения, которое практически выводит унитарные предприятия из-под эффективного контроля государства;
  • г) наличием в действующем приватизационном законодательстве устаревших норм и необоснованных ограничений.

Опыт крупнейших сделок и в целом практики приватизации 1997-2000 гг., тем не менее, не дает оснований для выводов о радикальных новациях. Темпы приватизации резко сократились. С октября 1997 г. мобилизация свободных денежных ресурсов с целью установления контроля над новыми объектами становилась все более проблематичной, даже для крупнейших отечественных финансовых группировок.

Финансовый и политический кризис августа 1998 г. фактически подвел черту под массовой «денежной» приватизацией». В 1998 г. приватизация принимала все более «точечный» характер. Хотя задание бюджета по доходам от продажи государственного имущества снова было перевыполнено почти в 2 раза, но 66% всех доходов было получено от продажи на аукционе 2,5% акций РАО «Газпром», на сумму 13,8 млрд. руб. Если учесть, что всего за год было приватизировано 2583 предприятия, то можно сделать вывод, что стандартные приватизационные сделки не принесли весомого дохода в бюджет.

В 2000 г. приватизация как элемент экономических реформ становится все менее актуальной.

Замедление приватизационного процесса связано со многими объективными и субъективными факторами. Наиболее существенным является отсутствие спроса на большинство продаваемых «остаточных» пакетов (в силу отсутствия интереса к данным хозяйственным объектам в принципе, либо в силу уже установившихся на конкретном предприятии формальных или неформальных полюсов корпоративного контроля).

Нерешенность проблем с земельными участками, незавершенными объектами, мобилизационными мощностями, наличием большого числа госпакетов акций (фактически неуправляемых) приводили к дополнительному замедлению приватизационного процесса и снижению цены совершавшихся сделок.

2.2 Реальные проблемы приватизации в России

В связи с тем что, экономическая и политическая жизнь России имела и имеет свои особенности как к началу проведения приватизации собственности, так и в конце этих процессов, то, вследствие этого, приватизационные процессы носили также свои отличительные стороны. Приватизационные процессы имели и свои определенные проблемы, затрудняющие развитие этих процессов, как в начале развертывания компании, так и в конце ее, по мере воплощения в жизнь этого этапа приватизации, вследствие все тех же отличительных особенностей политической и экономической ситуации в России, приведшей и к отличительным особенностям в первом этапе приватизации. Попробуем выявить наиболее основные отличия и особенности приватизации, проблемы, возникшие в процессе приватизации, а также затруднявшие ход развития приватизации на основе предшествующего перед этим анализа отличительного от других стран экономического и политического положения России.

Так, например, Комитет по собственности и приватизации полагает, что в «ходе приватизации были допущены многочисленные нарушения прав субъектов федерации и местных органов власти, определенных Федеративным договором и Конституцией РФ», что «способствовало росту напряженности во взаимоотношениях федеральных органов власти с субъектами федерации».

Однако, кажется, что массовая приватизация, каким бы способом она ни проводилась, не могла не обострить отношений федеральных властей с регионами, беря во внимание добровольную сдачу экономической основы своей власти. Тем более, что местные власти не получили от «полубесплатной» приватизации ничего, хотя бы в виде небольшого денежного пополнения в бюджет.

Вторая проблема, возникшая в процессе приватизации, по мнению Комитета — это таковая, что, раздача населению ваучеров вместо именных приватизационных счетов привела к тому, что 1/4 ваучеров была продана — соответственно некая сумма денег дополнительно попала к той части населения, которая еле-еле сводит концы с концами, то есть сразу вышла на рынок товаров первой необходимости, что в свою очередь привело к увеличению инфляции.

Далее, если наблюдать связь между инфляцией и приватизацией, то по мнению Комитета приватизация ничтожно мало средств поставила бюджету. Однако, здесь же можно сделать оговорку, что ведь она и предполагалась быть полубесплатной и полудешовой.

В довершении ко всему. Комитет негативно высказался о том, что приватизация в первую очередь охватила высокорентабельные госпредприятия, тогда как предприятия убыточные остались на бюджете. И, далее. Комитет говорит о том, что, таким образом, бюджеты всех уровней лишились такой важной статьи дохода, как прибыль от хозяйственной деятельности предприятий, находящихся в гос- и муниципальной собственности. Однако, тут же следует оговориться о том, что уже с момента принятия еще союзного закона о 1 госпредприятии, вышеназванной статьи дохода не существует: прибыль, остающаяся после уплаты налогов, остается в полном распоряжении предприятия.

Подводя итоги рассмотрения этой проблемы, аналитики Комитета по собственности и приватизации возложили изрядную долю вины на приватизацию и за плачевное состояние бюджетов всех уровней, и за инфляцию. Однако, это обвинение в сторону приватизации, не совсем правильно, повторяя утверждение о варианте бесплатной приватизации в России, как было сказано выше. Поэтому, как кажется, следует говорить не о самой бесплатной приватизации, а о путях реформирования российской экономики в целом.

Далее, если взглянуть на такую проблему, как приватизация и уровень управляемости экономики, то Комитет считает, что в ходе приватизации: органы госуправления потеряли право вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий. Более того: формально существующая возможность влиять на эту деятельность через закрепленные в госсобственности пакеты акций ключевых предприятий не используются, поскольку «до сих пор не создана реально действующая система управления» такими пакетами.

Что касается взаимосвязи приватизации и социально-политической ситуации в обществе, то Комитет считает, что «процесс приватизации не только способствовал росту социальной напряженности в обществе, но и создал предпосылки для его роста в будущем. К таким предпосылкам могут быть отнесены: возможность перехода предприятий под контроль иностранного капитала или/и криминальных структур и начало массового банкротства бесперспективных предприятий, акции которых были проданы населению от имени государства».

Тяжелейшее обвинение, предъявленное здесь приватизаторам, звучит так: «подавляющее большинство населения не получило вообще никаких, либо получило крайне незначительные доходы от операций с собственными приватизационными чеками. Такое положение, в принципе, вполне можно было бы считать нормальным, если бы не обещание бывшего руководства Госкомимущества сделать всех собственниками. Неисполнение таких обещаний (хотя они и не могли быть выполнены) привело к росту недоверия населения к любым государственным ценным бумагам».

Анализ не обошел и такой проблемы, как «Приватизация и уровень спада промышленного производства». В этом смысле Комитет комментирует так эту проблему: «В ходе приватизации не обеспечено повышение эффективности работы приватизированных предприятий». Далее авторы говорят о том, что в конечном итоге она и не должна была ее повысить: она должна была создать условия (необходимые, но отнюдь не достаточные) для ее повышения, которые, по их утверждению, и создала.

Аналитики также утверждают, что: «Можно много говорить об успешной работе или провале отдельных приватизированных предприятий. Однако практически полностью отсутствуют официальные обобщающие данные, показывающие эффективность или неэффективность работы всей совокупности приватизированных предприятий». Авторы ссылаются на два независимых исследования, показавшие, что «процесс приватизации никак не повлиял на эффективность работы предприятий».

Никакие независимые эксперты просто не в состоянии собрать материал, достаточный для глобальных выводов. Это могут сделать только государственные структуры.

Комитет по собственности и приватизации утверждает, что «в ходе приватизации был допущен ряд действий, которые существенно осложнили работу промышленных предприятий и, соответственно, привели к углублению спада промышленного производства». Во-первых, «к серьезным негативным последствиям привело необдуманное принятие решений о выделении при приватизации структурных подразделений в самостоятельные предприятия». Во-вторых, Комитет крайне негативно оценивает как насильственную приватизацию фирменных магазинов, принадлежавших промышленным предприятиям, так и лишение последних права покупать объекты приватизации. В результате предприятия лишились собственной торговой — сети и возможности ее хоть как-то воссоздать, усилился монополизм оптовой торговли. В-третьих, комитет полагает, что на финансовое положение многих предприятий отрицательно повлияло отвлечение средств на выкуп собственных акций.

Следующую проблему, которую рассматривает Комитет по собственности и приватизации — это «Влияние приватизации на уровень криминализации общества». Аналитики Комитета считают, что широкое распространение торговли ваучерами, а также отсутствие контроля за источниками средств для приобретения даже крупнейших пакетов акций «облегчили процесс «отмывания» капиталов». Это же способствовало переходу «достаточно большой части государственного и муниципального имущества в собственность криминальных структур или контролируемых ими коммерческих структур», что, в свою очередь, «создало основу для расширения их деятельности, для усиления их влияния на различные стороны экономической, а в ряде случаев и политической деятельности».

Думается, что Комитет прав в очень главном выводе: приватизация значительно облегчила криминализацию экономической жизни страны. Разумеется, в этом направлении действовала отнюдь не одна приватизация, но это не изменило существовавшего положения.

Можно высказать по этому поводу следующее, что нельзя отрицать того, что сам факт массированной смены собственника — создает гигантскую сферу приложения преступных сил. И главным нарушением в этой связи было то, что не было даже и заметных усилий по созданию защитных механизмов против развития криминализации.

На основе вышеизложенного анализа, можно привести вывод думского Комитета по собственности и приватизации: «Проведенный анализ показывает, что политика приватизации, проводимая в течение нескольких последних лет, привела к обострению социально-экономического кризиса и создала условия, серьезно затрудняющие выход из него. Этого можно было бы избежать, если бы процесс приватизации не был подчинен достижению чисто политических целей руководства Госкомимущества — всеми возможными способами ускорить процесс передела государственной и муниципальной собственности».

2.3 Итоги приватизации государственной собственности в РФ

Российская приватизация носила беспрецедентный характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса общества. Так, в начале 1992 г., несмотря на процесс передела государственного имущества в ходе спонтанной (или «номенклатурно-бюрократической») приватизации, государственная форма собственности оставалась преобладающей (рис. 1) , а предприятия государственного сектора обеспечивали две трети всего товарооборота.

В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации», от 14 октября 1992 года № 1229 «О развитии системы приватизационных чеков в Российской Федерации», которые предусматривали наряду с деньгами использование до 1 июля 1994 года приватизационных чеков в качестве средств оплаты при приобретении объектов приватизации, за 1992 год было приватизировано с оплатой в денежной форме 46815 предприятий. В федеральный бюджет поступило около 0,04 млрд. рублей. Предоставление рассрочки до трех лет и отсрочки платежа, широко используемое в тот период при значительных темпах инфляции (более 1300% в 1992 году), дает основание считать, что в формировании доходов бюджетов средства от приватизации составляли несущественную долю.

По данным Госкомстата России, к середине 1992 г. структура собственности (по составу и объему активов) была следующей: 349381 государственное и муниципальное предприятие с полной балансовой стоимостью более 35,6 млрд. рублей; 80809 федеральных объединений, организаций, предприятий и учреждений со стоимостью основных фондов более 24,1 млрд. рублей. Распределение государственных и муниципальных предприятий по условиям приватизации было следующим: 25% активов запрещены к приватизации, для приватизации более 53% активов необходимо было решение государственных органов разного уровня, при этом более 50% государственных предприятий относилось к категории запрещенных к приватизации.

Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тыс. государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тыс., в 1994 году — до 112,6 тыс.

По данным Госкомстата России, за период с 1993 по 2003 годы было приватизировано 96414 государственных предприятий, в том числе 16701 предприятий федеральной формы собственности, или 17,32% от общего числа приватизированных предприятий. При этом в 1993-1994 годах было приватизировано 71829 предприятий (соответственно 49924 и 21905), что составляло 74,5% от общего количества предприятий, приватизированных в 1993-2003 годах.

Согласно отчету Госкомимущества России за 1996 год, в результате выполнения Государственной программы приватизации по состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126793. В 1999 году в государственной собственности находилось 150 тыс. предприятий, Российская Федерация являлась участником (акционером) в 3896 хозяйственных товариществах и обществах, в 2500 акционерных обществах, представляющих базовые отрасли народного хозяйства, доля государства превышала 25% уставного капитала. Кроме того, в отношении 580 акционерных обществ использовалось специальное право на участие Российской Федерации в их управлении («золотая акция»).

Количественная динамика приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий (объектов) в 90-х годах изображена на графике ниже:

Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации отражена в таблицах ниже:

Таблица 1.

Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации в 1993-1997гг

1993

1994

1995

1996

1997

Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий,

объектов — всего

42924

21905

10152

4997

2743

в том числе по формам собственности1):

федеральная

7063

5685

1875

928

374

субъектов Российской Федерации

9521

5112

1317

715

548

муниципальная

26340

11108

6960

3354

1821

Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу:

100

100

100

100

100

акционирование

31,1

44,8

27,7

22,5

18,1

продажа на аукционах

6,3

4,4

4,2

3,9

5,5

коммерческий конкурс

30,4

24,0

15,9

8,9

9,6

инвестиционный конкурс

1,3

1,2

1,1

0,7

0,5

выкуп арендованного имущества

29,5

20,8

29,8

32,1

14,6

продажа имущества ликвидируемых, ликвидированных предприятий и не завершенных строительством объектов

0,4

1,5

4,2

5,7

9,1

продажа недвижимости

15,4

22,9

38,5

продажа земли

0,6

1,5

2,6

прочие

1,0

3,3

1,1

1,8

1,5

1) По состоянию на дату приватизации.

Таблица 2

Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации в 1998-2002гг.

1998

1999

2000

2001

2002

Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов — всего

2129

1536

2274

2287

2557

в том числе по формам собственности1):

федеральная

264

104

170

125

86

субъектов Российской Федерации

321

298

274

231

226

муниципальная

1544

1134

1830

1931

2245

Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах:

100

100

100

100

100

продажа государственного и муниципального имущества на аукционе и коммерческом конкурсе

76,1

74,6

73,0

73,9

61,4

из нее продажа:

имущества ликвидируемых и ликвидированных предприятий

6,0

5,2

5,0

3,6

1,8

недвижимости

47,6

47,7

56,7

59,1

47,4

земельных участков в составе имущественного комплекса приватизированных предприятий

4,0

2,3

3,4

4,9

7,2

Выкуп государственного и муниципального имущества, сданного в аренду:

арендатором в соответствии с договором об аренде

6,8

8,3

18,0

20,0

32,9

посредством преобразования в открытое акционерное общество с правом первоочередного приобретения акций арендатором

0,3

Продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации:

работникам общества

9,6

12,0

3,7

3,2

3,4

на специализированном аукционе

1,6

1,9

2,0

0,4

0,0

на аукционе и коммерческом конкурсе

4,6

2,2

2,8

1,3

0,8

Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества с закреплением 100% акций в государственной или муниципальной собственности

0,9

0,7

0,3

0,5

0,6

Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ

0,1

0,3

0,1

0,7

0,8

Отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций

0,0

0,1

0,1

Всего в 1992 — 2002 гг. изменили форму собственности 140,3 тыс. государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов.

По оценкам экспертов, начальные этапы приватизации создали определенные предпосылки для решения задач преодоления кризисных явлений в экономике и дальнейшего развития.

Приватизационные процессы, развивавшиеся в течение десяти лет, привели к существенному изменению структуры собственности в Российской Федерации в целом.

*Смешанные (государственно-частные) формы собственности, в т.ч. с участием нерезидентов.

В качественном плане структура российской собственности является весьма специфической и отличается от структуры собственности развитых государств с рыночной экономикой. Ее основными чертами стали преобладание акционерной формы собственности, причем преимущественно в форме открытых акционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основной части капитала в руках «инсайдеров» — работников и менеджеров приватизированных предприятий; обесценивание приватизируемой собственности, ее продажа лицам, происхождение капитала которых не было связано с развитием реального производства; сохранение значительного числа пакетов акций в собственности государства, как правило, по величине ниже контрольного и даже блокирующего пакетов.

Следует отметить, что такая структура собственности не являлась продуктом эволюции, она не была обеспечена соответствующей ей институциональной средой: отсутствовали как экономические институты, так и законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов — миноритарных акционеров.

В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся структура собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшем трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе приватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числе иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будут инвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие в акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались — очень многие предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерном капитале.

В качестве положительного результата следует отметить тот факт, что параллельно процессу приватизации шло интенсивное образование новых частных предприятий. За указанный период общее количество предприятий и организаций возросло с 2250 тыс. до 4149,8 тыс., при этом количество государственных предприятий уменьшилось с 322 тыс. до 157 тыс. (в 2002 году) и составило 3,78% общей численности зарегистрированных юридических лиц.

3. Перспективы приватизации

Структура современного предпринимательства характеризуется многообразием критериев ее формирования. Можно выделить экономическую структуру бизнеса (определяемую различием форм собственности) и организационно-правовую структуру (показывающую распределение бизнеса по формам предприятий).

Становление структуры российского бизнеса характеризуется нарастанием многообразия видов структур. В процессе приватизации принудительная жесткая иерархичность государственного предпринимательства сменяется слабой экономической иерархичностью, которая постепенно усиливается.

Структурам предпринимательства присуща эластичность, обуславливаемая общим ходом экономических реформ.

Качественные изменения в структуре предпринимательства могут быть обусловлены двумя процессами. Во-первых, появлением качественно новых элементов (например, частных предприятий, инвестиционных фондов, брокерских контор); во-вторых, также изменением конфигурации структуры в результате количественного роста ее элементов определенного вида (например, малых предприятий, товариществ, банков, бирж).