Отличия аудита, ревизии и внутреннего контроля

б) оценку эффективности деятельности — осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию. Деятельность внутренних аудиторов для органов управления организацией имеет информационное и консультационное значение.

Различия и сходства между внешним и внутренним аудитами приведены в табл. 1., Таблица 1. Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего аудитов

Элемент Внутренний аудит Внешний аудит
Заказчик Руководство предприятия, организации, учреждения Органы государственного контроля, владельцы средств, банки, страховые организации
Периодичность В период осуществления хозяйственной деятельности По истечении отчетного периода
Ограничения Потребностями самой организации Законодательством
Квалификация проверяющего Определяется по усмотрению управленческой структуры Строго определяется государством
Цели Определяются руководством либо явным образом, либо косвенно, из планов Проистекают из законоположений, интерпретаций судебных инстанций и других внешних потребностей
Отчетность Перед руководителем Перед сторонними группами, перед руководством организации
Методы Применяются одни и те же методы в ходе проверки. Различия существуют на детальном уровне и в степени точности
Данные Используют одни и те же данные бухгалтерского учета и отчетности

Несмотря на кажущиеся различия, внутренний и внешний аудит во многом дополняют друг друга. Многие функции внутренних аудиторов могут быть выполнены приглашенными независимыми аудиторами; при решении многих задач внутренние и внешние аудиторы могут использовать одинаковые методы, разница лишь заключается в системе точности и детальности применения этих методов.

3.1. Сущность и понятие ревизии

Последующий периодический контроль принято называть ревизией (в переводе с лат. revisio означает пересмотр).

В современных условиях хозяйствования ревизия представляет собой метод последующего периодического контроля, документальное или фактическое исследование обоснованности (законности) и целесообразности действий должностных лиц.

Ревизия основана на специальных методах и приемах выявления отрицательных и обобщения положительных сторон деятельности организации, изучения, сбора и фиксации хозяйственных нарушений с целью установления эффективности и законности деятельности организации. При ревизии изучают только уже совершенные хозяйственные операции на базе зафиксированной информации.

Суть ревизии — проверка (путем применения специальных знаний) по документированной учетно-экономической информации ряда вопросов, контролируемых в обязательном порядке руководством, собственниками хозяйствующего субъекта или вышестоящим органом.

Основные задачи ревизии:

  • проверка сохранности имущества и эффективности его использования в хозяйственной деятельности организации;

  • выявление злоупотреблений, условий их возникновения и разработка мероприятий по предупреждению злоупотреблений;

  • проверка исполнительской дисциплины и оценка эффективности деятельности управленческого персонала организации;

  • исследование системы внутреннего контроля, выявление ее узких мест и повышение эффективности ее функционирования.

Правила проведения ревизии

1. Внезапность. Ревизор должен применять неожиданные для контролируемых лиц средства и способы проверки их действий. Важнейшим условием достижения внезапности ревизии является неразглашение этапов ее подготовки и начала

2. Активность. Ревизор должен проявлять инициативу в поиске приемов и средств проверки, высокую оперативность в работе, соблюдать сроки проверки.

3. Непрерывность. Ревизоры не могут уйти из проверяемой организации на несколько дней. Начатые ревизионные действия должны вестись активно и непрерывно до полного объяснения обнаруженных фактов, возмещения выявленного ущерба, привлечения виновных к ответственности, т.е. до выполнения намеченных в программе ревизии заданий.

4. Обоснованность. Вскрытые факты и выводы ревизии должны быть документально обоснованы, что предполагает дополнительную проверку любого факта, приводимого заинтересованными лицами в свое оправдание. Несоблюдение правила обоснованности является причиной повторных и дополнительных ревизий, бухгалтерских экспертиз, возврата материалов ревизии следственными органами.

5. Гласность. О проведении ревизии следует широко оповещать. Правило гласности ревизии способствует устранению любой ошибки, допущенной ревизующими, и ориентирует их на объективную оценку материалов.

3.2. Виды ревизии

Ревизии принято классифицировать по следующим признакам., По субъекту контроля:

  • ревизии государственных органов;
  • внутрихозяйственные ревизии;
  • ревизии, проводимые аудиторскими фирмами.

По организационному признаку:

  • плановые ревизии, которые проводятся в соответствии с планом ревизионной работы вышестоящей организации или органа управления, но не реже одного раза в год;
  • внеплановые ревизии и проверки, которые проводятся по специальным заданиям собственника или вышестоящей организации (например, при ухудшении результатов работы по основным производственным и финансовым показателям), при замене руководителя или главного бухгалтера организации.

По объему проверки:

  • сплошные ревизии, которые предусматривают проверку финансово-хозяйственной деятельности путем изучения и анализа всех бухгалтерских документов и учетных записей организации за ревизуемый период.
  • выборочные ревизии — предусматривают проверку части хозяйственных операций, документов и регистров бухгалтерского учета по предварительно намеченному плану после общей проверки данного вида хозяйственных операций;
  • полные ревизии, когда проверяется вся деятельность организации;
  • частичные ревизии, в ходе которых проверяют лишь отдельные области деятельности или отдельные виды хозяйственных операций организации (ревизия затрат и выхода продукции, товарно-материальных ценностей и др.);
  • комбинированные ревизии, представляют собой сочетание видов ревизий по объему проверки (например, в ходе полной ревизии поставлена задача проверки всей деятельности организации, при этом финансовая деятельность проверяется сплошным методом, а производство — выборочно).

По кругу вопросов, подлежащих проверке:, По способу контроля за результатами ревизионной работы:

  • дополнительные ревизии, которые проводят, когда имеются данные о том, что при проведении плановой ревизии не полностью вскрыты факты нарушений финансово-хозяйственной деятельности организации;
  • повторные ревизии, которые практикуются для усиления контроля за качеством ревизионной работы.
  • все совершаемые хозяйственные операции зарегистрированы полностью и точно;
  • все ошибки в процессе ведения дел и регистрации данных по ним обнаруживаются максимально
  • целостность данных обеспечена учетными регистрами или файлами компьютера; доступ к активам и связанным с ними документам ограничен.

Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером.

3.3. Отличия аудита и ревизии

Аудит существенно отличается от ревизии по целому ряду признаков. При проведении аудита применяются специальные приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета. При проведении ревизионной проверки составления бухгалтерских (финансовых) отчетов с определенными оговорками могут быть использованы нормы и стандарты аудита.

Под ревизией понимается обследование деятельности юридического лица вышестоящей или контролирующей организацией с целью проверки правильности и законности действий этого экономического субъекта.

Если целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности, оказание услуг, помощи, сотрудничество с клиентом, то цель ревизии — это выявление недостатков, предложения об их устранении и наказание виновных.

По характеру деятельности:

аудит — предпринимательская деятельность;

ревизия — исполнительная деятельность, выполнение распоряжений вышестоящей организации (при ведомственном контроле) или государства (при государственном финансовом контроле).

По основам взаимоотношений:

аудит — добровольное осуществление на основе договоров;

ревизия — принудительное осуществление, по распоряжению вышестоящих или государственных органов.

По управленческим связям:

аудит — горизонтальные связи, добровольность, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним;

ревизия — вертикальные связи, принуждение, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении.

По практическим задачам:

аудит — улучшение финансового положения клиента, привлечение инвесторов, кредиторов, помощь и консультирование клиента;

ревизия — сохранность активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

По результатам:

аудит — аудиторское заключение — документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Итоговая часть аудиторского заключения, содержащая запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована; рекомендации для клиентов, конфиденциальность информации;

ревизия — акт ревизии— внутренний документ для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему и другим органам и в котором отмечаются все выявленные недостатки; организационные выводы, взыскания, указания, передача информации вышестоящим органам, обязательность разглашения информации, в том числе через средства массовой информации.