Профессия судьи всегда была и остается престижной. Обыватель, как правило, обращает внимание на смысловое содержание наименования профессии и не сходящее со страниц печати повествование о материальном обеспечении судей и их независимости. Юристы, в свою очередь, воспринимают судей как лиц высококвалифицированных, чье мнение в разрешении спорных ситуаций в большинстве случаев бесспорно. Судьи, проработавшие в названной должности не один год, знают, насколько тяжела и ответственна их работа. Но каждый, назначенный на должность судьи, пришел по зову души и знал, что высокий статус обязывает добровольно принять многие запреты и ограничения в своей не только профессиональной, но и личной жизни. В настоящее время этические вопросы жизни и деятельности судьи очень актуальны и находятся в поле зрения и руководящих лиц, и гражданского общества . Это ко многому обязывает.
Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом Совета судей Российской Федерации от 02.12.2004, устанавливает, что выполнение обязанностей по осуществлению правосудия должно иметь для судьи приоритетное значение над иными занятиями. Судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти. Иными словами, не изменяя смысловой формулировки, судья должен пересмотреть свои дружеские взаимоотношения, контролировать досуг не только свой, но и членов своей семьи. В ч. 6 ст. 8 упомянутого Кодекса так и записано, что судья должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство. Судья — фигура публичная, поэтому его профессиональная деятельность расписана как по нотам Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, федеральными законами России, в частности Федеральным законом \»О статусе судей в Российской Федерации\», \»О мировых судьях в Российской Федерации\» и другими. Простые граждане, приходящие в судебное заседание, иной раз не могут понять, зачем весь этот \»спектакль\»?! Так, по их мнению, выглядит процедура ведения процесса. К чему такие слова, как \»встаньте\», \»совещательная комната\» (огласите сразу!), \»прения\», \»срок для вступления в законную силу\» (если все \»за\», то зачем нам ждать 7 — 10 дней) и многие другие? Всем сомневающимся в нужности такой процедуры, обязательной для судьи к исполнению, приходится разъяснять, что нарушение установленных правил (в том числе и ведение процесса без мантии) ведет к отмене судебных решений.
Принципы арбитражно-процессуального права: понятие и система (3)
... основание системы норм арбитражного процессуального права, закрепленных прежде всего в Конституции РФ, и в Законе “Об арбитражных судах в Российской Федерации” и Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации. Это- ... арбитражного процессуального права: принцип отправления правосудия, по экономическим и иным спорам только судом (п.1 ст. 118 Конституции РФ), независимости арбитражных судей ...
В правилах осуществления профессиональной деятельности судьи устанавливается, что судья должен быть беспристрастным, не допускать влияния на свою профессиональную деятельность кого бы то ни было, в том числе своих родственников, друзей или знакомых. Это требование очень серьезное, поскольку новички, пришедшие в профессию, не всегда умеют сдерживать свои эмоции и, как говорится, принятое решение задолго до окончания судебного процесса уже читается по их лицам. Опытные судьи призывают вести процесс так, чтобы ни одна из сторон не смогла угадать, какое же решение их ожидает.
В период Римской империи существовали актерские курсы для судей, которых, помимо ораторского искусства, обучали технике владения мимических мышц лица. Может быть, эту практику стоить ввести и в настоящее время в качестве повышения квалификации судей. Тем более что государство требует от судей постоянно повышать свою квалификацию на высоком уровне. То есть недостаточно иметь документ о высшем образовании, необходимо, как это называют ученые-правоведы, иметь юридическое мышление и желание постоянно учиться. Действительно, судье постоянно требуется компьютерное консультационное сопровождение и необходимость контроля за изменением текущего законодательства. Иначе можно ожидать плачевного результата, поскольку за качество работы также предъявляется большой спрос.
Если качество работы напрямую связано с квалификацией судьи, то количество своевременно рассмотренных дел полностью зависит от умения судьи распределить свое рабочее время и правильно организовать рабочий процесс — не только собственный, но и аппарата суда. Многие судьи высказывают такую точку зрения, что на нас полностью распространяются положения Трудового кодекса Российской Федерации (т.е. восьмичасовой рабочий день, как положено, обеденный перерыв и отпуск), при этом забывая самое главное — что мы добровольно наложили на свою жизнь ограничения и обязанности по достойной профессиональной деятельности. Ни один судья (настоящий!) не уйдет с работы, не закончив текст решения или приговор в окончательной форме, заведомо зная, что завтра ему предстоит огласить его. А сказать: \»извините, устал, не было времени, не успел\», — это детский лепет. Да, трудно, но это обязательно и этого требует государство, которое допустило тебя к высокой должности. Кто не может — нужно уходить.
Огромное значение в современный период придается неподкупности судей. Ничто, наверное, больше так не возмущает судей, как реплики граждан о том, что все судьи куплены. Досаду вызывает и желание граждан (вроде бы и от \»чистого сердца\»!) оказать знак внимания за работу судьи. Разъяснение судьи о том, что его работу оплачивает государство и оплачивает достойно, вызывает, в свою очередь, непонимание с их стороны (правда, не у всех, но в виде: \»наверное, мало предложил\»).
Становится стыдно, если случайно в общественном транспорте или в коридорах суда услышишь фразы \»взял коробку конфет, а решение вынес не в мою пользу\», \»судья обещал иск удовлетворить\» или \»даст условно!\» и т.д.
Принцип разделения властей в организации и функционировании государственной ...
... путь развития разделения власти к моменту его современного восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих принципов. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц ...
Кодекс судейской этики требует, чтобы судья не делал публичных заявлений, комментариев и выступлений в прессе по делам, находящимся в производстве суда, до вступления в силу постановлений, принятых по ним. Равным образом Кодекс запрещает публично вне рамок профессиональной деятельности подвергать сомнению постановления судов, вступившие в законную силу, и действия своих коллег .
Важнейшими компонентами статуса судьи в Российской Федерации являются гарантии независимости судей и их ответственность.
1,200 руб.
Издавна известно, что всякое дело делается людьми. Полностью соответствует этот принцип такому роду человеческой деятельности, как непосредственное осуществление федеральной государственной власти. Судебная ее ветвь — судьи, законодательная — члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, исполнительная — министры и руководители других федеральных органов исполнительной власти. Но при этом три важных обстоятельства отличают судейский корпус, т.е. людей, непосредственно осуществляющих судебную власть, от тех, кто непосредственно осуществляет федеральную государственную власть в двух других ее ветвях.
Во-первых, есть отличие в количественном составе. Законодательная власть на федеральном уровне — это сотни членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, исполнительная власть в лице федеральных министров, руководителей федеральных служб, федеральных агентств — это десятки человек. Судебная власть в лице только федеральных судей — это более 27 тысяч человек, в том числе 23 172 судьи судов общей юрисдикции (без мировых судей); 125 судей Верховного Суда РФ (включая судей Военной коллегии); 90 судей Высшего Арбитражного Суда РФ; 3993 судьи системы арбитражных судов РФ. Кроме того, по состоянию на 1 декабря 2007 г. в стране работали 6216 мировых судей, это 84% от необходимого количества. Число судей конституционно-уставной ветви судебной власти составляет около 100 человек. И если имеют место кадровые ошибки при формировании, например, высших федеральных органов исполнительной власти из нескольких десятков человек (а они, как мы знаем, есть), то при формировании судейского корпуса в таком сопоставимо большем масштабе риск этих кадровых ошибок существенно выше.
Во-вторых, есть отличие в способах замены указанных лиц, если кто-нибудь из них не справляется с работой или, что называется, проштрафился. Такая замена в исполнительной ветви государственной власти осуществляется весьма просто — указами Президента РФ или распоряжениями Правительства РФ, часто даже без объяснения причин, не говоря уже о случаях ухода Правительства РФ в отставку в полном составе. В законодательной ветви государственной власти ситуация немного иная: члена Совета Федерации отзывает тот орган государственной власти субъекта РФ, который его назначил (избрал).
Здесь возможны процедуры разные, но действенные и непродолжительные по времени. Депутаты Государственной Думы переизбираются каждые четыре года. Судейский корпус формируется и работает на основе конституционного принципа несменяемости судей, поэтому освободить судью от должности в силу наличия у него судейского иммунитета и установленных законодательством процедур чрезвычайно сложно, а подчас и вовсе невозможно.
Должности государственной службы
... Российской Федерации. Задачами данной курсовой являются: 1.Определить понятие и виды государственных должностей. 2.Рассмотреть классификацию должностей гражданской службы. 3.Изучить реестры должностей государственной гражданской службы в РФ. 4.Рассмотреть классные чины государственной службы в РФ. 5.Рассмотреть квалификационные требования к должностям гражданской службы. Гипотеза ...
В-третьих, в общественном восприятии значительно повысилась престижность должности судьи, в том числе и в среде юристов-профессионалов. Еще 10 лет назад оклады у судей в сравнении с окладами должностных лиц других ветвей государственной власти были низкие, условия работы — в основном ниже всякой критики (здания судов старые, зачастую арендуемые судами (иногда у коммерческих структур); по два и более судей работали в одном кабинете, там же проводились и судебные заседания по причине острой нехватки помещений; помощников судей не было в помине; информационное обеспечение находилось в зачаточном состоянии и т.д.).
Кроме того, процессуальное законодательство не было ориентировано на судью, принцип состязательности только-только начал реализовываться на практике, а судьи в арбитражных судах, например, сами вели протокол судебного заседания. Сегодня же у судей оклады весьма высоки, условия работы достаточно комфортны. Есть уверенность в том, что эта благоприятная тенденция сохранится. Правда, нагрузки у судей всех уровней судебной власти и всех звеньев судебной системы сильно возросли, но и здесь можно усмотреть позитивный момент: объективно возросло доверие людей к российской судебной власти, к судейскому корпусу. Тенденция налицо, и в ближайшем будущем престиж должности судьи в обществе (и сейчас не низкий) повысится еще больше.
Судебная власть становится все более самостоятельной, все более эффективно влияет на общественные процессы в стране. В то же время сохраняется негативная общественная оценка деятельности судей в современной России (а когда, на каком историческом этапе в России было иначе?), медленно снижается число вакансий в судебном корпусе, при том что занятие должности судьи в общественном сознании сегодня, чего раньше не наблюдалось, явно престижно (в этом парадоксе — особенность российского менталитета).
Указанные обстоятельства позволяют сделать два вывода.
Первый вывод. Острой, хронической нехватки кадров судебная система сейчас не испытывает. Раньше ее наличие приводило к тому, что из судейского корпуса в коммерческие структуры уходили высокопрофессиональные судьи с безукоризненной репутацией. \»Выдавливание\» судей с \»подмоченной\» репутацией велось с опасением: вдруг на освободившееся место придет судья с худшей репутацией или вообще никто долго не придет. Критерии отбора кандидатов на вакантные должности судей из-за небольшого числа желающих занять столь непрестижные и малооплачиваемые в то время должности были заведомо низкими. Сегодня ситуация диаметрально противоположна: есть из кого выбирать.
Второй вывод. Ситуация, сложившаяся сегодня в судебной системе, проблемная. Для ее осмысления, а тем более решения требуется научный анализ и законодательное обеспечение. Объективно наличествующая возможность выбора не означает, что нынешний судейский корпус в нашей стране идеален. Во-первых, он в значительной мере укомплектован был в ту пору, когда \»не из кого было выбирать\». Во-вторых, и сегодня организационно-правовой механизм формирования судейского корпуса, в том числе организационно-правовой механизм отбора кандидатов на должности судей и наделения их судейскими полномочиями, далек от совершенства. Замечу, что второй механизм — часть первого. Он не включает: а) переназначение судей, уже назначенных на должность впервые на трехлетний (или пятилетний) срок, а также назначенных на должность по конкурсу без ограничения срока; б) такое же переназначение руководителей судебных органов по истечении первого шестилетнего срока; в) привлечение по особой процедуре к осуществлению правосудия судьи, находящегося в отставке.
Кодекс чести судьи Российской Федерации и правила поведения юристов ...
... деятельности". Более того, требования Кодекса обязательны также для судей, находящихся в отставке, но сохраняющих звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу. Кодекс чести судьи Российской Федерации исходит из при ... также положения закона (ст. 10 Закона о статусе судей в Российской Федерации), освобождающего судью от обязанности давать какие-либо объяснения по существу рассмотренных ...
В обоих случаях бороться с недостатками в судейской среде (а они разнообразны, разноплановы и имеют различные причины) можно и нужно двумя способами: очищением судейской среды от непригодных к работе судей и недопущением в судейский корпус непригодных к этому претендентов. Сделать это можно и нужно на основе научного анализа всего механизма законодательного обеспечения формирования судейского корпуса, совершенствования правоприменительной практики в решении рассматриваемых проблем.
И главное, нужно концептуально определиться в чрезвычайно важном вопросе о праве гражданина Российской Федерации быть судьей и соответственно об обязанности общества и государства обеспечить реализацию этого права. Здесь можно обозначить широкий спектр мнений, из которых прямо противоположными являются следующие: а) абсолютизация данного права, допускающая занятие должности судьи человеком, который с точки зрения сегодняшнего менталитета и сложившихся обыкновений (а также довольно невнятных, к сожалению, правовых предписаний) по своим личным качествам (анкетным, биографическим, психофизиологическим, морально-этическим и др.) не может быть судьей; б) мнение, сводящееся к тому, что у общества есть право воспрепятствовать занятию должности судьи человеком, который по своим личным качествам не может быть судьей.
1,200 руб.
1. Конституция Российской Федерации. Принята на всероссийском голосовании 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 9.
3. Вестник ВККС РФ. 2007. N 3(13).
4. Абросимова Е.Б. Суд в системе разделения властей: российская модель (конституционно-теоретические аспекты): Учебное пособие. М., 2005.
5. Адушкин Ю., Жидков В. Дисциплинарная и административная ответственность судей: за и против // Российская юстиция. 2003. N 11.
6. Алешина И. Уголовное дело в отношении судьи должно возбуждаться на общих основаниях // Российская юстиция. 2004. N 1.
7. Бабаева О.Н. Проблемные вопросы статуса мировых судей Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного университета. 2007. N 1(2).
8. Буровлев Ю.М. К вопросу о совершенствовании ответственности в системе государственной службы // Научные труды РАЮН. N 7. М., 2007.
9. Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. N 27.
10. Вестник ВККС РФ. 2007. N 2(12).
С. 9.
11. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: Учебное пособие для вузов. М., 2003.
12. Ермошин Г.Т. Правовой статус судьи Российской Федерации: Учебное пособие. М., 2004.
13. Изварина А.Ф. Судебная власть в Российской Федерации: содержание, организация, формы. Ростов н/Д, 2005.
Принцип независимости судей и его гарантии
... ее органами – судами, – правосудие. Существенной гарантией качества судебной власти является особый конституционно установленный статус судьи. Конституция Российской Федерации уделяет особое внимание установлению конституционного статуса судьи, являющемуся носителем судебной власти. Прежде всего, ...
14. Казанцев В. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный действиями судьи // Российская юстиция. 2003. N 2.
15. Клеандров М.И. Статус судьи: Учебное пособие. Новосибирск, 2003.
16. Колесников Е.В., Селезнева Н.М. О повышении ответственности судей в Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. N 3.
17. Козак Д.Н. Суд в современном мире: проблемы и перспективы // Российский судья. 2006. N 10.
18. Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судейское право. М., 2008.
19. Мурадьян Э.М. Судебное право. СПб., 2007.
20. Подкопаев С.В. Дисциплинарная ответственность судей: да или нет? // Российский судья. 2001. N 4.
21. Самостоятельность и независимость судебной власти в Российской Федерации / Под ред. В.В. Ершова. М., 2006.
22. Сапронова М.А. Конституционный статус, место и роль главы государства в системе высших органов государственной власти арабских республик // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2007.
23. Сборник нормативных актов о суде и статусе судей Российской Федерации. Вып. 3: В 2 кн. М., 2004. Кн. 2.
24. Селезнева Н.М. Статус суда в Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2004.
25. Фомина С.В. Государственные гарантии как элемент правового статуса государственных служащих // Журнал российского права. 2007. N 4.
26. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2004.
27. Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. М., 2004.
1,200 руб.