Теория государства и права в системе общественных и юридических наук

Теория государства и права — является одной из базовых научных дисциплин юридического профиля. Термин «теория» в данном случае означает обобщенное название целого ряда отдельных теорий. Эти теории представляют собой конструкции идей, которые опираются на различные данные о государстве и праве. Выбор этих данных и способ их интерпретации составляют важный компонент научного творчества. Именно они определяют оригинальность той или иной теории [3].

С точки зрения статистики, теория государства и права как форма существования научной мысли — это систематизированные знания о государстве, о праве в целом (вне отраслевой специфики) и об их взаимосвязи, представленные и признанные различными научными сообществами (школами) [9].

С точки зрения динамики, теория государства и права — это постоянный процесс критики методологических позиций и выводов одной научной школы с методологических позиций другой, что приводит к большей рационализации знаний о государстве и праве и их новой концептуализации.

Теория государства и права изучает государство и право наряду с другими социальными науками, для которых эти объекты исследования не являются основными. Такой интерес со стороны этих наук объясняется тем, что государство и право — это сложные феномены социальной деятельности. Сложность этих явлений заключается в их полинаправленности, что и предполагает рассмотрение их с различных ракурсов. В связи с этим государство как объект исследования частично включается в предметную область исследований философии, социологии, антропологии, политологии и ряда других наук.

Философский подход к изучению государства имеет древние корни. Этот подход связывается:

  • С попыткой постигнуть трансцендентную идею государства (вневременную и внепространственную цель государства);
  • С попыткой выработать умозрительные конструкции происхождения государства (в качестве примера можно привести теорию общественного договора).

Философский анализ очень тесно связан с рассмотрением государства через призму аксиологии, которая предполагает рассуждения о ценности или вреда государства для человеческого существования. Примером таких рассуждений может служить мысль Аристотеля (384-322 до н. Э.) О древнегреческом государстве-полисе, обеспечивающем грекам «благую» жизнь. Или определения Гегеля (1770-1831), для которого государство — это «действительность нравственной идеи». Особенность философского дискурса о государстве — это трудная верифицируемость (проверяемость) на практике философских концепций государства [9].

12 стр., 5648 слов

Экономическая теория договорного (контрактного) права

... практики и перспективы развития договорного права в законодательном процессе. Экономический анализ договорного права выступает объектом и предметом исследования, где изложены понятие неполноты контракта и постконтрактного оппортунизма. Рассматриваются основные экономические функции договорного права, а ...

Подход социологов к изучению государства, напротив, более приближен к социальной практике. Социологи находятся под диктатом видимых социальных факторов. Следствием этого служит тот факт, что сами дефиниции государства вырабатываются и ими только лишь на конкретно-описательном уровне. Для представителей социологии государства (для французских социологов Б. Бади и П. Бирнбаума, например) присуще тяготение уточнить концепт государства, опознать за государством (национальным государством западноевропейского типа) лишь одну из возможных моделей политического развития общества, отличая ее, таким образом, от таких исторических моделей, как государство-полис, империя, сегментарная организация общества и др. Такое ведение проблемы государственного феномена позволяет этим исследователям анализировать не происхождение государства вообще, а генезис западноевропейской модели государства-нации как одной из «постфеодальных версий универсального процесса централизации политических структур».

Проблема государства своеобразно затрагивается также в политической антропологии (этнографии).

Выводы, которые делают политические антропологи, базируются на исследовании политического компонента в «архаических» обществах, в которых государство не конституировано в чистом виде.

«Архаические» общества интенсивно стали изучаться в 20 веке. Был собран большой материал полевых исследований, который служит политическим антропологам убедительным основанием для теоретических построений. Причем, выборка политических антропологов является достаточно репрезентативной, так как она содержит в себе крупное географическое и историческое многообразие этих обществ [9].

Для политических антропологов дефиниция государства имеет служебный характер, выдвигаясь в качестве ориентира, с которым эти исследователи сверяют многообразие политических организаций «архаических обществ». Политические антропологи пытаются найти общее политическое начало в таких разнообразных политических обществах, как например, общество нуэров и — современное европейское государство. Поиск политического начала завершается выявлением управленческого момента, который является сквозным для обществ. Государство же для политических антропологов представляет собой лишь развитую модель управления — «управление профессионалами».

Политология (политическая наука) также включает в сферу своей проблематики проблемы государства. Но область научного интереса политологов существенно шире. Политология претендует на сведение всего политического универсума, границы которого очень трудно определить. По мнению французского правоведа и политолога Ж. Бюрдо, политическая наука не имеет границ, так как «политический коэффициент влияет на все виды человеческой деятельности».

Политология является наукой о мире политического, который определяется не только государством, но и политическими партиями, избирательными системами, политической культурой, группами давления, средствами массовой информации и т. д. Современное государство для политологов является лишь одним из элементов политической системы общества.

3 стр., 1455 слов

Взаимосвязь государства, права и экономики

... условия для полноценного, материального и духовного, развития общества и личности. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Глава 1. Понятие права, государства и экономики. 1.1 Понятие государства. Идея государства происходит из самой глубины ...

Для теории государства большое значение имеют разработки в области такого раздела лингвистики, как этимология, которая исследует происхождение слов в различных языках.

Так, для теории государства главным понятием является понятие государства. Само же слово «государство» в различных политических культурах имеет особую историю развития [9].

Западноевропейские варианты термина «государство» (переворот, город, государство) происходят от одного и того же латинского слова статус (состояние).

Известно, что, начиная с эпохи позднего средневековья в некоторых странах Западной Европы шел процесс становления новоиспеченного феномена политической централизации — государства-нации. Этот новый феномен требовал новой концептуализации. На смену римским терминам Res Publica, Civitas, служащим для обозначения любого политического общества, постепенно наступал термин «государство», выражавший соответствующий концепт.

Аналогичный процесс становления централизованного государства происходил к окончанию средневековья и на Руси. Новая политическая реальность к этому времени начинает осмысливаться посредством таких слов, как «царство» и «государство». Эти новые термины приходят на замену таким историческим самоназваниям русского политического сообщества, как «страна» и «земля».

Но, в отличие от западного политического мышления, с русским словом «государство» не связаны никакие ассоциации с идеей «состояния». Согласно одному из словарей древнерусского языка первое упоминание слова «государства» в исторических документах относится к 1431 году. В этом словаре приводится отрывок исторического текста, из которого надлежит, что под «государством» понимается вотчина великого князя, его сыновей и внуков.

Само же русское слово «государство» является производным от таких слов, как «государь», «господарь». Такая ментальность русского народа и соответствующая ей политическая практика послужили основанием для некоторых западных авторов признать факт долгого существования в России «патримониального» государства.

Право как сложное социальное явление также изучается целым рядом неюридических дисциплин. К числу последних, прежде всего, можно отнести философию, социологию, этнологию, антропологию. Это приводит к тому, что появляются словно бы «гибридные» научные дисциплины: философия права, социология права, юридическая этнология и др.

Традиция философского осмысления права является очень древней. Многие великие философы (Аристотель, Фома Аквинский, Гуго Гроций и др.) В своих произведениях большое место отводили философии права. Начало философского подхода к осмыслению права заключается в попытке постичь основополагающую идею права, абстрагируясь от национальных и исторических отличий наружных форм проявления права.

Показательными в этом отношении являются теоретические разработки естественно-правовой школы Нового времени, основателем которой признается Гуго Гроций (1583-1645).

Согласно исходным положениям естественно-правовой школы допускается существование идеального, безусловно, справедливого и разумного для всех времен и народов, права, которое можно вывести из человеческого разума.

Другим красочным примером философского подхода к определению сущности права может служить утверждение немецкого философа Гегеля, согласно которому «право есть вообще свобода как идея».

4 стр., 1521 слов

Современные проблемы юридической науки» : «Н.М. Коршунов «Конвергенция ...

... В рамках современных процессов конвергенции частного и публичного права различные конструкции договорных юридических средств проникают ... действующих в данном государстве. Основной формой конвергенции частного и публичного права в Российской Федерации, как ... права с категориями общей теории права, в частности такими как, например, норма права, правоотношение, система права, акты реализации права, ...

В рамках современных философских направлений (феноменология, экзистенциализм и др.) Также затрагиваются фундаментальные проблемы постижения идеи права.

Социология права — это еще один из результатов процесса «гибридизации» социальных наук. Социологи исследуют юридические явления, которые для них являются одной из разновидностей социальных фактов. К задачам социологии права можно отнести проведение исследования социальной обусловленности права, определение степени эффективности работоспособности правовых норм в общественной жизни, анализ проблем правовой социализации личности и др [9].

Социологов права привлекает изучение «права жизни», а не изучение «права в книгах». По мнению французского социолога права Ж. Карбонье, «право есть нечто большее, чем формальные источники права». В таком правопонимании заключается та критическая функция, которую социология права призвана выполнять по отношению к догматической юриспруденции, базирующейся на представлении о праве как формализованном продукте творчества законодателя. Поэтому современный законодатель, учитывая фактор сложности управления обществом, в настоящее время вынужден считаться с разработками социологов. Особенно с достижениями в области предзаконодательной и постзаконодательной социологии.

К числу отдельных отраслей западной социологии права относят такие научные ориентированности, как юридическая этнология и юридическая антропология. Предметом изучения юридической этнологии являются различные «архаические» правовые культуры многих регионов мира. Юридическая антропология, по мнению Ж. Карбонье, это «наука Homo juridicus». В рамках юридической антропологии подчеркивается выдающаяся способность человеческих особей, в отличие от всех других живых созданий, создавать нормы права и следовать их предписаниям. Эти направления научной мысли позволяют более обстоятельно решать вопросы генезиса ранних форм права, так называемого «архаического права».

Для теории права также большое значение имеют разработки в области этимологии правовых терминов. Этимология таких слов, как «право», «закон» в контексте индоевропейской семьи языков дает представление о первоначальных смыслах этих слов, которые имеют значимость для правоведов до сих пор [8].

Один из классических разделов современной теории права это раздел, посвященный вопросам истолковывания права. Но проблематика истолковывания права рассматривается также в рамках одного из распространенных в западной мысли философских направлений. Речь в данном случае идет о герменевтике — теории постижения и интерпретации текстов и других явлений культуры. В результате частичного совпадения интересов представителей этого философского направления и правоведов оформилась специализированная ветвь научного знания — юридическая герменевтика. Предметом изучения юридической герменевтики являются юридические тексты. Специалисты по юридической герменевтике затрагивают в своих работах актуальные для теории права проблемы. Так, западные ученые М. Даскаль, и Е. Врублевски указывают на новые элементы воздействия, которые бы позволили лучше решать проблему интерпретации в праве. К числу этих элементов воздействия они относят теорию коммуникации, теорию речевых актов и др.

4 стр., 1610 слов

Соотношение права, государства и экономики

... соотношения вышеуказанных категорий. Цель данной курсовой работы: рассмотреть и показать на примерах как соотносятся и взаимодействуют государство, право и экономика. До известной степени право представляет собой продолжение экономики. В свою очередь, и экономика может существовать и ...

Ряд западных авторов подчеркивает роль отличия собственно юридической герменевтики и исторической герменевтики. Так, немецкий автор Х. Г. Гадамер считает, что юрист постигает смысл закона «с точки зрения данного случая и ради данного случая», что не свойственно для историка, при трактовке того же правового текста.

В итоге, анализируя место теории государства и права в системе вышеперечисленных наук, можно заключить, что теория государства и права не обладает монополией на рассмотрение некоторых политико-правовых вопросов. К ним относятся, прежде всего, тема определения самого понятия государства, вопрос постижения сущности государства, тема понимания происхождения государства, тема определения понятия права, вопрос постижения сущности права, тема понимания происхождения права. Поэтому в теории государства и права переданы положения философской, социологической, антропологической и ряда других научных школ. Но у теории государства и права есть особый ракурс рассмотрения этих проблем. В теории государства и права особый упор делается на изучение политического элемента в праве и на изучение юридического начала в функционировании государства [8].

Иначе, только с учетом связи права с государством в отечественной теории государства и права разрабатываются такие понятия, как понятие нормы права, закона и подзаконных актов, правоотношения, законодательного процесса, законности и правопорядка, правонарушения и юридической ответственности и др.

В свою очередь, с учетом юридической составляющей государства, в отечественной теории государства и права вырабатывается понятие государства, государственного аппарата, государственной власти и др.