Уголовно-исполнительная политика и её место в политике борьбы с преступностью

3) возраста — колонии для несовершеннолетних;

4) тяжести совершенного преступления — колонии общего и строгого режима;

5) рецидива — колонии особого режима.

Кроме того, существуют колонии для работников правоохранительных органов.

Дифференциация обусловливает установление законом для каждой категории осуждённых своего комплекса ограничений. Согласно ст. 8 Минимальных стандартных правил обращения с заключёнными различные категории заключённых содержатся в раздельных заведениях или в разных частях одного и того же заведения, с учётом пола, возраста, предшествующей судимости, юридических особенностей их заключения и предписанного обращения с ними.

Одним из методов реализации принципа дифференциации наказания является классификация осуждённых к лишению свободы в зависимости от видов условий содержания осуждённых в колонии.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает следующую классификацию условий отбывания наказания: в исправительных колониях трёхступенчатую (обычные, облегчённые, строгие), а в воспитательных колониях — четырёхступенчатую (плюс льготные).

Распределение осуждённых по отрядам после прохождения адаптационного периода происходит, как правило, в зависимости от ряда субъективных особенностей, характеризующих того или иного осуждённого: возраст, образование, имеющаяся профессия, характеристика личности, прошлые судимости и т.д. Это является своего рода первоначальным этапом дифференцированного подхода к осуждённому при организации исправительного процесса.

Дифференциация осуждённых осуществляется на разных этапах в зависимости от ее основания. В процессе отбывания наказания осуждённые дифференцируются на определённые группы с учётом возраста, состояния здоровья, наличия профессии, возможности досрочного освобождения и т.д.

Принцип индивидуализации.

Он выражается в требовании строго индивидуального подхода к каждому осуждённому, т.е. в выборе нужных именно данному осуждённому мер воздействия.

Индивидуализация наказания на стадии его исполнения означает, во-первых, изменение объёма кары в зависимости от поведения осуждённого, во-вторых, изменение содержания исправительного воздействия. Иными словами, индивидуализация наказания на стадии его исполнения преобразуется в индивидуализацию карательно-воспитательного воздействия в целом. Индивидуализация применения средств исправления осуществляется с учётом личностных особенностей. Исходя из индивидуальных характеристик осуждённого, в процессе индивидуальной работы выявляются положительные и отрицательные черты, присущие конкретному осуждённому, на основе полученных данных осуждённые относятся к той или иной классификационной группе (например, злостные нарушители режима по ст. 116 УИК РФ или лица, добросовестно относящиеся к труду, обучению, активно участвующие в работе самодеятельных организаций и в воспитательных мероприятиях).

14 стр., 6637 слов

Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы

... отношения, возникающие в связи с исполнением наказания в виде лишения свободы. Предметом исследования условия отбывания наказания осуждёнными к лишению свободы. Для достижения поставленной ... судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима. Во время отбывания наказания осужденные привлекаются к обязательному труду, подвергаются ...

В зависимости от принадлежности осуждённых к той или иной классификационной группе к ним индивидуально применяется целый комплекс средств, сопровождающих процесс исправления.

Необходимо ставить задачи по исправлению осуждённых и ориентировать работников исправительных учреждений на проведение воспитательной работы с каждым осуждённым.

Отраслевые принципы.

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления и стимулирования их правопослушного поведения.

Наказание должно не только карать, но и исправлять, воспитывать осуждённого.

Исправление осуждённых, являясь целью уголовного наказания в соответствии с ч. 2 ст. 43 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ), достигается посредством применения к осуждённым основных средств исправления при исполнении наказания.

Согласно ч. 2 ст. 9 УИК РФ в качестве основных средств исправления действующее уголовно-исполнительное законодательство определяет:

1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим);

2) воспитательную работу;

3) общественно полезный труд;

4) получение общего образования;

5) профессиональную подготовку;

6) общественное воздействие.

На основании положения, закреплённого в ч. 3 ст. 9 УИК РФ, выбор средств исправления осуждённых зависит от ряда факторов: вида наказания; характера и степени общественной опасности совершенного преступления; личности осуждённого; его поведения.

Но применение этих средств не должно причинять мучений и страданий осуждённым.

Средства исправления должны применяться в рамках действующего законодательства и направляться на достижение главным образом такой цели уголовного наказания, как исправление осуждённого, поскольку успешное достижение этой цели обусловливает успешное достижение других целей уголовного наказания — восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения новых преступлений

Стимулирование правопослушного поведения предполагает, прежде всего, применение правовых стимулов, регулирующих изменение условий содержания осуждённых. Большое значение в стимулировании правопослушного поведения играют поощрительные нормы, улучшающие правовое положение осуждённых. 1 Игнатьев Л.А. Уголовно-исполнительное право: Учебник. — М., 1997. С. 148.

Данный принцип находит выражение и в полезной инициативе, и в самодеятельности осуждённых. Воспитуемый — не только объект, но и субъект воспитания. Указанный принцип состоит в требовании осуществления воспитательного воздействия в коллективе или через коллектив, а также путём самовоспитания осуждённых.

3 стр., 1321 слов

ТЕМА 8. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ. ПОМОЩЬ ОСУЖДЕННЫМ, ...

... И ТЕРМИНЫ: Понятие освобождения от отбывания наказания; основания и условия освобождения от отбывания наказания; помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, в социальной адаптации; виды контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ...

Основной формой полезной инициативы является создание самодеятельных организаций.

В УИК РФ названы основные виды этих организаций: советы коллективов колоний и отрядов, а в тюрьмах и среди осуждённых в колониях особого режима, содержащихся в помещениях камерного типа, — советы бригадиров, а также различного рода секции. Основное назначение этих организаций заключается в объединении наиболее здоровой части осуждённых в коллектив.

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием.

Иногда этот принцип называют принципом возможности исправления каждого лица, совершившего преступление, проводя идею об исправлении каждого нарушителя. Однако существует категория лиц с устоявшимися преступными взглядами, и не всегда их исправление возможно. Другое дело, что необходимо ставить задачи по исправлению осуждённых и ориентировать работников исправительных учреждений на проведение воспитательной работы с каждым осуждённым.

Исправление осуждённых — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).

Порядок и условия отбывания наказания в ныне действующем уголовно-исполнительном законодательстве с различных позиций обеспечивают правовую регламентацию применения средств исправления.

К одному из основных средств исправления законодатель относит режим отбывания наказания.

Режим является правовой категорией. Посредством режима реализуется кара, но вместе с тем он имеет и определённое воспитательное значение, поскольку приучает осуждённых к организованности, порядку, соблюдению правил общежития. В связи с этим к числу средств исправления необходимо относить лишь ту часть режима, которая не содержит в себе лишений и правоограничений, т.е. которая не выражает кару.

Понятие режима даётся в ст. 82 УИК РФ. Эта же норма определяет основные требования режима, обусловленные спецификой исправительных учреждений различных видов. Режим определяется как установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания наказания. В содержании режима находят свою реализацию некоторые элементы кары, материализующиеся в лишениях и правоограничениях.

Воспитательная работа, как и режим, отнесена к одному из основных средств исправления. Воспитательная работа по своему содержанию выходит за рамки чисто идеологического воздействия. Она охватывает собой и такие формы воспитательного процесса, как производственно-массовая, культурно-массовая, физкультурно-спортивная и индивидуальная работа. Как разностороннее средство воздействия на осуждённых воспитательная работа подвержена правовому регулированию в меньшей степени, чем такие средства исправления, как режим и труд. Тем не менее, проводить ее без правовой регламентации невозможно. Учитывая большое количество направлений воспитательного воздействия, закон регламентирует только наиболее важные исходные положения организации воспитательной работы с лицами, лишёнными свободы. Основной массив правового регулирования находится на подзаконном уровне — приказы, инструкции и другие ведомственные нормативные акты.

3 стр., 1458 слов

Классификация и наказание осужденных

... учреждения, где должен отбывать наказание осужденный к лишению свободы, имеет важное значение для его исправления и воспитания. Виды исправительных учреждений ... уголовно-исполнительной классификации лиц, осужденных судом к уголовному наказанию. Основой уголовно-исполнительной классификации является уголовно-правовая классификация преступников. Взаимосвязь уголовно-исполнительной и уголовно ...

Воспитательная работа с осуждёнными проводится дифференцированно с учётом вида исправительного учреждения и установленных в нем режима и условий содержания.

Статья 110 УИК РФ определяет основные формы воспитательной работы: нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осуждённых к лишению свободы, способствующее их исправлению.

Наряду с режимом и воспитательной работой одним из основных средств исправления осуждённых является общественно полезный труд.

Столь значимая роль отводится труду в силу многообразия воспитательных возможностей, которыми он обладает. Уголовно-исполнительный кодекс РФ сохранил обязанность каждого осуждённого к лишению свободы трудиться. Так, в ч. 1 ст. 103 УИК РФ говорится: «Каждый осуждённый к лишению свободы обязан трудиться…». Но обязанность осуждённого трудиться вытекает не из приговора суда, а на основании установленного особого правила, регулирующего как привлечение осуждённого к труду, так и его характер в том или ином месте заключения. Осуществление этого особого правила связано с приговором, но не входит в содержание последнего.

Ограничение в труде заключённых как средство уголовного наказания закреплено в международных актах и уголовно-исполнительном законодательстве РФ.

Помимо установленной в УИК РФ обязанности осуждённых трудиться, они в полной мере обладают и конституционным правом на труд (ст. 37 Конституции РФ).

В процессе реализации этого права осуждённых администрация исправительных учреждений обязана привлекать их к общественно полезному труду с учётом пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности.

Производственная деятельность заключённых не должна быть подчинена цели получения прибыли от их труда и не должна препятствовать процессу их исправления.

Роль уголовно-исполнительной политики в общегосударственной политике Российской Федерации.

Функция исполнения наказаний является объективно необходимой для любого государства. Пока существует преступность, государство вынуждено обращаться к наказанию лиц, его совершивших. Столь же объективно существование органов и учреждений его исполняющих, которые в совокупности представляют определённую систему. В зависимости от особенностей политики государства в сфере исполнения наказаний, сложившихся традиций в различных странах данную систему определяют как тюремную, пенитенциарную. В советский период для характеристики органов и учреждений, исполняющих наказания, использовался термин «исправительно-трудовая система». 1 Наташев А.Е. Исправительно-трудовая система советского государства.// Организация исправления и перевоспитания осуждённых. Методические материалы. — М., 1989. С.97; Стручков Н.А. Основные черты советской исправительно-трудовой системы. -М, 1980. С.18-19.

24 стр., 11507 слов

Особенности режима отбывания наказания

... определяется правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими. 33. Особенности режима отбывания наказания в тюрьмах. Условия отбывания лишения свободы (ЛС) в тюрьмах: 1. Осужденные к ЛС содержатся ... После явки осужденной уголовно- исполнительная инспекция в течение трех суток обязана направить подтверждение в исправительное учреждение по месту освобождения осужденной. 39. Режим ...

Перемены в российском обществе конца XX века предопределили изменения политики государства в сфере исполнения наказаний. Данная политика стала называться уголовно-исполнительной, а система, ее реализующая, соответственно, уголовно-исполнительной системой. На законодательном уровне данный термин нашёл своё отражение в ст. 5 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В связи с введением данного термина в научный и практический оборот, в литературе уделяется значительное внимание его толкованию. Так, ряд авторов связывают данный термин лишь с системой исправительных учреждений. Такой подход является недостаточным, поскольку существуют и иные, помимо лишения свободы, наказания, для реализации которых создаются соответствующие виды учреждений: уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры и т.п. Поэтому в литературе существует и более широкое толкование уголовно-исполнительной системы (УИС).

По мнению О.Г.Перминова понятие УИС должно отражать все органы и учреждения, в той или иной мере связанные с исполнением наказаний: суды, министерство обороны (в части исполнения наказания в виде направления в дисциплинарную воинскую часть), департамент судебных приставов Минюста России, а также «предприятия и организации, которые сами непосредственно в исполнении наказаний не участвуют, но, выполняя свои задачи, функции и полномочия, способствуют повышению эффективности реализации уголовного закона, деятельности центрального элемента данной системы — учреждений и органов, исполняющих наказания» 2 Перминов О.Г. Реализация уголовного наказания: правовые, организационные и криминологические проблемы: Монография. — М., 2002. С. 21 . Не вдаваясь подробно в научную дискуссию по данному вопросу, отметим, что расширительное толкование УИС имеет существенные недостатки. Дело в том, что суды, воинские части, которые исполняют отдельные виды наказаний, по своему статусу исполняют другие, более важные функции и поэтому входят в другую систему классификации органов государства. С учётом этого мы разделяем мнение Ю.М.Ткачевского, который полагает, что включение в уголовно-исполнительную систему органов, непосредственно наказания не исполняющих, нарушает признаки системы 2 Ткачевский Ю.М. Новое в уголовно-исполнительном праве (Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г.) // Вестник Моск. Гос. Ун-та: Сер. 11. Право. -1995. №4. С. 19. . Связано это с тем, что систему образуют лишь те её элементы, которые взаимосвязаны между собой и объединены общими целями.