Общая характеристика преступлений против военной службы

1.1 Понятие преступления против военной службы

В истории отечественного уголовного права понятие преступления против военной службы прошло определенные этапы своего развития. Впервые об общем понятии такого преступления говорилось в Положении о революционных военных трибуналах, утвержденном ВЦИК 20 ноября 1919 г. СУ РСФСР. 1919. № 58. Ст. 549. Определяя круг преступлений, подлежащих рассмотрению военными трибуналами, Положение выделяло преступные деяния «специально военного характера», совершаемые военнослужащими: неисполнение боевых приказов, дезертирство и т. д.

Развернутое определение понятия воинского преступления было дано в УК РСФСР 1922 г. СУ РСФСР. 1922. № 15. Ст. 153. «Специально воинскими преступлениями признаются преступные деяния военнослужащих Красной Армии и Красного Флота, направленные против установленного законом порядка несения военной службы и выполнения вооруженными силами республики своего назначения, и при том такие именно, которые по своему характеру и значению не могут быть совершены гражданами, не состоящими на военной службе или морской службе» .

Приведенное определение в последующем без существенных изменений, лишь с некоторым расширением либо сужением круга субъектов этих преступлений, воспроизводилось в УК РСФСР 1926 и 1960 гг.

Действующее уголовное законодательство также не внесло принципиальных изменений в устоявшееся общее понятие воинского преступления, сменив лишь его название. Теперь такого рода преступные деяния называются преступлениями против военной службы. Ими согласно ст. 331 УК РФ признаются предусмотренные главой 33 УК РФ «преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также гражданами, прибывающими в запасе во время прохождения ими военных сборов» .

Понятие преступления против военной службы — разновидность общего понятия преступления, сформулированного в ст. 14 УК РФ, и обладает всеми его признаками: общественной опасностью, виновностью и уголовной противоправностью.

Общественная опасность деяния выражается в причинении либо создании угрозы причинения ущерба охраняемым уголовным законом интересам личности, общества и государства.

15 стр., 7052 слов

Военные преступления. Военные преступления и их особенности Введение

... ответственности за военные преступления. Служба помогает государству, преступнику, выполнять обязанности, наложенные судом. Военные преступления являются наиболее серьезными преступлениями и охватывают широкий круг общественных отношений. Преступление такого плана направлено против мира, против человечества, поэтому ...

Одной из основных величин, определяющих общественную опасность является вред, который причиняет или может причинить совершенное деяние. Некоторые деяния становятся общественно опасными с момента совершения действия или бездействия независимо от того, какие за собой вредные последствия. Так, дезертирство становятся общественно опасным деянием с момента неявки на службу или самовольного становления воинской части в целях уклонения от военной службы (ст. 338 УК).

Другие же приобретают общественную опасность лишь при наступлении тех последствий, которые указаны в законе. Характер последствий, позволяющих отнести деяние к числу общественно опасных и преступных, законодателем описывается по-разному. В одних случаях последствия четко определены. Например, тяжесть причиненного вреда здоровью служит основанием для признания нарушения правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины преступлением против военной службы (ст. 350 УК).

В других, когда последствия могут быть разнообразными и нет возможности их конкретизировать, законодатель прибегает к обобщенным формулировкам. Установление наличия или отсутствия последствий в подобных случаях является вопросом факта.

Уголовное законодательство выделяет в общественной опасности качественную и количественную стороны. При этом характер общественной опасности принято считать качественной характеристикой, а степень общественной опасности — количественной.

Характер общественной опасности преступления, как указал Пленум Верховного Суда РФ в одном из своих постановлений, зависит от установленных судом объекта посягательства, формы вины и отнесения УК преступного деяния к соответствующей категории преступлений, а степень общественной опасности определяется обстоятельствами содеянного. Постановление Пленума ВС РФ от 11.06.99 г. «О практике назначения судами уголовного наказания» // Бюллетень ВС РФ. 1999. № 8.

Степень общественной опасности позволяет отграничить преступления против военной службы от дисциплинарного проступка. Не всякое правонарушение, формально содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, может быть признано преступлением. В соответствии с ч.2 ст. 14 УК РФ действие или бездействие, хотя и содержащее формально признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, не признается преступлением.

Смысл ч.2 ст. 14 УК РФ состоит в том, что преступлением может быть признано лишь деяние, обладающее высоко, характерной для уголовного закона степенью общественной опасности. В случае лишь формального совпадения признаков совершенного воинского правонарушения с теми признаками, которые описаны в уголовном законе, при отсутствии, в силу малозначительности общественной опасности правонарушение не образует преступления, а может быть признано дисциплинарным проступком. Малозначительность правонарушения — категория оценочная. Поэтому в практике нередки случаи, когда военнослужащий привлекается к уголовной ответственности и даже осуждается за совершение воинского преступления, однако впоследствии оно признается малозначительным и не представляющим общественной опасности.

15 стр., 7394 слов

Ответственность за уклонение от военной службы

... установленный порядок прохождения военной службы представляют серьезную общественную опасность. Основной целью курсовой работы является теоретический анализ норм военно-уголовного законодательства и, в частности, нормы военно-уголовного законодательства, предусматривающие ответственность за уклонение от военной службы (самовольного ...

Так, младший сержант Г. был осужден за оскорбление своего подчиненного. Эти действия были совершены им при следующих обстоятельствах. Г. — командир отделения, на строительном объекте предъявил свои претензии к подчиненному рядовому А. о ненадлежащем исполнении им служебных обязанностей. В связи с тем, что во время разговора А. повел себя нетактично и оскорбил своего командира нецензурными словами, Г. нанес ему два удара ладонью по щеке.

Отменяя приговор, надзорная инстанция обусловила действия Г. неправильным поведением потерпевшего, а по своему характеру, интенсивности и направленности умысла они в силу малозначительности не представляли общественной опасности и не вышли за пределы дисциплинарного проступка, поэтому они не могут быть расценены как преступление. Определение военного трибунала Московского округа по делу Г. // Бюллетень военной коллегии ВС СССР. 1989. № 136. С.45−46.

Виновность — один из основных признаков преступления. Виновность в уголовно-правовом смысле предполагает определенное психическое отношение лица к своему поведению и его последствиям. Виновный должен осознавать или сознает, что, являясь субъектом воинского преступления, он совершает деяние, нарушающее порядок несения военной службы, и причиняет вред боевой готовности воинского подразделения, либо создает угрозу его причинения. Если этого нет, то нет и преступления против поенной службы.

Невиновное причинение вреда исключает уголовную ответственность (ч.2 ст. 5 УК РФ).

Невиновное причинение вреда считается случаем или казусом. Действующий уголовный закон (ст. 28 УК РФ) предусматривает две разновидности казусов, когда лицо:

1) не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих деяний либо не предвидело возможности наступления таких последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть;

2) предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих деяний, но не могло их предотвратить в силе несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

Кузнецова М. И.

На мой взгляд, здесь необходимо исходить из требований ч.2 ст. 24 УК РФ, согласно которой преступление считается неосторожным, если об этом прямо сказано в диспозиции соответствующей уголовно-правовой нормы. Отсутствие такого указания служит основанием отнесения этого деяния к числу умышленных преступлений.

Уголовная противоправность — следующий обязательный признак общего понятия. Он означает запрет уголовным законом соответствующего деяния под угрозой наказания. Запрет формулируется с диспозиции уголовно-правовой нормы. Угрозу наказанием содержат санкции этих норм в виде конкретных мер наказания, которые должны последовать за нарушение запрета совершать преступления.

преступление военная служба военнослужащий

1.2 Понятие состава преступления против военной службы

А. Н. Общее

Признаки состава преступления против военной службы подразделяются на две группы: обязательные и факультативные.

Обязательные — это признаки, входящие в составы всех без исключения преступлений против военной службы. К ним относятся: объект преступления, общественно опасное деяние, вина, вменяемость лица и достижение им возраста, пребывание лица на военной службе и военных сборах. Названные признаки обязательно входят в состав любого преступления против военной службы, при отсутствии хотя бы одного из них нет и состава преступления, что исключает уголовную ответственность вообще или за воинские преступления.

14 стр., 6533 слов

Понятие и виды преступлений против военной службы

... будут признаны соучастниками (организаторами, подстрекателями, пособниками) преступления против военной службы. За преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, уголовная ответственность определяется законодательством РФ военного времени. военным временем боевой обстановкой По непосредственному объекту ...

Факультативными являются те юридические признаки, которые используются при конструировании не всех, а лишь отдельных составов воинских преступлений. С помощью данных признаков преступления против военной службы характеризуется дополнительными свойствами, в которых выражается специфика данного вида преступлений. К этой группе относятся: предмет посягательства, общественно опасные последствия, причинная связь между деянием и последствиями, время, место, обстановка, орудия и средства совершения преступления, мотив и цели.

А. И. Рарога

По способу законодательного описания объективной стороны преступлений против военной службы, т. е. по конструкции объективной стороны, составы могут быть формальными (ст.337−339 УК), материальными (ст.349−352 УК), а также составами «конкретной опасности» (ч.1 ст. 340 и 341 УК).

По структуре составы преступлений против военной службы в основном являются сложными, т. е. хотя бы один признак характеризуется не одномерно. В этих преступлениях происходит своеобразное «усложнение» состава: а) удвоение элементов (насильственные действия в отношении начальника посягают на два объекта: отношения воинской подчиненности и здоровье лица, подвергшегося насилию); б) удлинение процесса совершения преступления — длящееся дезертирство (ст. 338 УК); в) альтернативность признаков, т. е. включение нескольких действий, последствий и т. п. , каждого из которых достаточно для признания деяния преступлением против военной службы.

А. Н. Игнатова

Объектом преступления против военной службы является охраняемая уголовным законом от преступных посягательств военная безопасность, представляющая собой состояние боевой готовности военной организации государства, гарантирующее вооруженную защиту конституционному строю, независимости, суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации от внешних и внутренних военных угроз.

Военная служба предназначена для обеспечения военной безопасности государства. В целях надлежащего решения этой задачи необходимо устанавливать и строго соблюдать порядок прохождения военной службы. Воинский правопорядок юридически обеспечивает реализацию функции, стоящих перед военной организацией государства, т. е. является средством обеспечения военной безопасности. Порядок прохождения службы выступает правовой формой обеспечения военной безопасности и может рассматриваться как понятие, обозначающее в ст. 331 УК объект воинских преступлений. Преступление против поенной службы. Учебник под ред. КЮН М. А. Петухова . Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. С. 74.

Порядок прохождения военной службы — это родовой объект для всех преступлений гл. 33 УК. В соответствии с видовыми объектами уголовно-правовой охраны формируется система составов преступлений против военной службы:

20 стр., 9801 слов

Преступления против военной службы. Неисполнение приказа

... работе будет рассмотрено преступление против военной службы – неисполнение приказа., При изучении данного вопроса были решены следующие задачи: · изучено понятие военной службы; · изучено понятие и особенности преступлений против военной службы; · рассмотрено преступление – неисполнение приказа; · изучены виды наказаний за неисполнение приказа; · изучены конкретные примеры ...

1) преступления против порядка воинских уставных взаимоотношений (ст.332−336);

2) против порядка пребывания на военной службе (ст.337−339);

3) против порядка несения специальных видов военной службы (ст.340−345);

4) против порядка сбережения военного имущества (ст.346−348);

5) против порядка эксплуатации военно-технических средств (ст.349−352).

Отдельные преступления против военной службы посягают на непосредственный объект, который выделяется внутри видового. В качестве него выступает конкретная сфера военной безопасности, которой причиняется или создается угроза причинения вреда со стороны военнослужащего.

В некоторых составах преступлений могут выделяться основные и дополнительные непосредственные объекты. Это обусловлено тем, что военнослужащие, посягая на военную безопасность могут одновременно причинить ущерб другим ценностям, охраняемым законом. Это должно учитываться при квалификации преступлений против военной службы.

Отдельные составы преступлений против военной службы наряду с объектом содержат признаки предмета преступления, под которым понимают материальные образования, по поводу или в связи с которыми установлен определенный порядок военно-служебных отношений. Предметами могут быть оружие, боеприпасы, предметы военной техники, взрывчатые вещества, боевые или специальные транспортные машины и т. п. Установление признаков этих предметов — необходимое условие правильной квалификации преступлений против военной службы.

Объективная сторона преступления против военной службы — это внешний акт общественно опасного посягательства на охраняемый уголовным правом объект — порядок прохождения военной службы. Объективная сторона воинских преступлений характеризуется общими для всех преступлений признаками деяния, последствия, причинная связь между деянием и последствием, способ, место, время, обстановка, средства и орудия совершения преступления. Отличительной чертой признаков объективной стороны преступлений против военной службы является специфичность их содержании, обусловленная воинским объектом посягательства.

Обязательный признак состава любого преступления против военной службы — деяние (действие или бездействие).

Вместе с тем отдельные воинские преступления заключаются в нарушении спец. правил. Нарушение спец. правил является самостоятельной формой общественно опасного деяния наряду с традиционной формой.

По конструкции объективной стороны, большинство составов воинских преступлений носит материальный характер. Они предусматривают в качестве обязательного признака наступление вредных последствий. По содержанию эти последствия могут быть физическими, имущественными и организационными.

В многообъектных преступлениях необходимо четко выделять два уровня последствий: основные (вред боеготовности) и дополнительные.

Важное значение характеристики объективной стороны имеют такие обстоятельства, как способ совершения, время, место, обстановка, орудия и средство совершения преступления. Эти признаки присущи любому воинскому преступлению, но по своей природе они факультативные, т. е. необязательные признаки составов преступлений. Но иногда законодатель четко указывает в законе на факультативный признак и тогда он становится обязательным.

8 стр., 3857 слов

Лекция по Военной службе

... на основе призыва. По этому критерию военная служба делится на два вида: службу по контракту и службу по призыву. К гражданам, зачисляемым (поступающим) на военную службу, предъявляются повышенные ... исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности - на срок, определяемый Положением о порядке прохождения военной службы. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить ...

Ю. В. Грачева, А. П. Комментарий, Л. В. Иногамовой, Конституции РФ

В гл. 33 УК имеются составы воинских преступлений, которые предусматривают в качестве субъекта лишь некоторые категории военнослужащих.

Понятие субъекта данного вида преступления является достаточно сложной проблемой уголовно-правовой науки и практики. Споры по этому поводу длятся уже не одно десятилетие, но единого подхода к этому вопросу так и не выработано.

Весьма спорен вопрос о непризнании субъектами преступлений против воинской службы лиц, на которых незаконного возложены воинские обязанности; представляется, что это мнение не соответствует законодательству РФ.

Л. В. Иногамовой

Невиновное причинение вреда исключает уголовную ответственность. Это считается случаем или казусом, которых 2 разновидности; когда лицо:

1) не сознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих деяний либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий;

2) предвидело возможность наступления общественно-опасных последствий, но не могло их предотвратить в силу своих психофизических качеств.

М. П. Журавлева

Если военнослужащим совершено преступление в период прохождения военной службы по призыву, но до вынесения приговора в отношении него он поступил на военную службу по контракту, то по смыслу ч.1 ст. 51 УК каких-либо препятствий для назначения указанного вида наказания не имеется. Законодатель связывает назначение этого наказания не с моментом совершения преступления, а с фактом прохождения службы по контракту.

В том случае, если преступление совершено военнослужащим в период прохождения военной службы по контракту, а не момент вынесения приговора срок контракта истек, и военнослужащим не заключен новый, ограничение по военной службе назначено быть не может.

Военнослужащие по призыву, в том числе и офицеры, а также граждане, состоящие в запасе, совершившие преступления в время прохождения военных сборов, такому наказанию не подвергаются.

Во-вторых, это наказание назначается только за совершение преступлений против военной службы (гл. 33 УК РФ) либо вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими частями особенной части УК.

В-третьих, ограничения по военной службе может быть неоднозначно на срок от 3 мес. до 2 лет. При этом законодатель установил верхний предел наказания и не установил нижнего. Избрав наказание данного вида, суд может назначить его в пределах санкции соответствующие статьи УК, но не менее 3 месяцев.

Карательные свойства данного вида наказания состоят:

1) в запрете присваивать очередное воинское звание или повышать в должности осужденного;

2) в невключении времени отбывания наказания в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания;

3) в усилении материальных интересов осужденного путем удержания в доход государства части его денежного довольствия.

В соответствии со ст. 73 УК ограничение по военной службе может быть назначено условно при наличии обстоятельств, позволяющих суду сделать вывод о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания. Испытательный срок при этом: от 6 мес. до 3 лет [«https:// «, 8].

Ограничение по военной службе может прекращаться по отбытии всего назначенного по приговору суда срока либо в связи с освобождением от данного вида наказания.

Условно-досрочное освобождение и освобождение по амнистии или вследствие помилования производится в общем порядке.

В соответствии со ст. 54 УК арест как вид наказания состоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Он назначается на срок от 1 до 6 месяцев. Это основной вид наказания.

Арест может назначаться любым категориям военнослужащих, за исключением лиц женского пола, имеющих детей в возрасте до 8 лет, либо находящимся в состоянии беременности.

Арест, в отличие от ограничения по военной службе и содержания в дисциплинарной части, не является видом наказания, применяемым только к военнослужащим. Специфика ареста для военнослужащих состоит в том, что они отбывают арест только на гауптвахте. Поэтому арест может быть назначен и гражданам, пребывающим в запасе. Однако в этом случае они будут отбывать арест не на гауптвахте, а в общем порядке.

Арест по своей сущности является кратковременным лишением свободы. На осужденных распространяются условия содержания, установленные ЦИК для осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в условиях общего режима в тюрьме.

Так, осужденным не предоставляются свидания, за исключением свидания с адвокатами и лицами, оказывающими юридическую помощь; не разрешается получение посылок, передач, бандеролей, за исключением содержащих предметы первой необходимости и продукты питания.

Передвижение без конвоя осужденных к аресту не разрешается. Осужденным военнослужащим разрешено иметь в камерах только свои книги, туалетные и письменные принадлежности. На время сна им выдают постельные принадлежности. Осужденные также пользуются правом ежедневной прогулки продолжительность не менее 1 часа.

Вместе с тем, это наказание военнослужащие отбывают в условиях прохождения военной службы. Военнослужащий не может быть уволен, за исключением признания его негодным по состоянию здоровья. Осужденные отбывают весь срок наказания на одной гауптвахте по месту дислокации части. В период отбывания наказания осужденные военнослужащие могут привлекаться начальником гауптвахты к труду и к занятиям по военной подготовке не более 4 часов в день.

Осужденным военнослужащим, проходящим службу по контракту, за время отбывания ареста выплачивается денежное содержание в размере оклада по воинскому званию.

Во время пребывания на аресте военнослужащие выводятся из сферы военно-служебных отношений. Поэтому, срок отбывания этого наказания в общий срок службы и выслугу лет для присвоения очередного воинского звания не засчитывается. Время отбывания ареста может быть зачтено в общий срок военной службы в порядке исключения. Этот зачет — это мера поощрения за примерное поведение и добросовестное отношение к военной службе. Право зачета принадлежит командованию.

В соответствии со ст. 79 УК осужденный к аресту военнослужащий, равно как и др. граждане, не подлежат УДО, и освобождаются от отбывания наказания только на основании акта амнистии или помилования.

В. Г. Воинские

2. Специальные наказания, применяемые к военнослужащим

Уголовное наказание является мерой государственного принуждения, назначаемом по приговору суда, к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Сущность наказания заключается в предусмотренных законом лишение и ограничение прав и свобод осужденного.

Все существующие виды наказания в ст. 44 УК объединены в систему и расположены в порядке их возрастающей строгости: от штрафа до смертной казни. Перечень наказаний является исчерпывающим, суд не может назначить наказание, не предусмотренное законом.

Виды наказаний различны по своему содержанию и степени тяжести, по формам воздействия на осужденного. Наказания, образующие в целом систему, по способу их назначения делятся на основные и дополнительные. Вместе с тем, существуют и другие критерии классификации наказаний. В частности, по особенности субъектов все наказания делят на общие и специальные. К числу последних относятся наказания, применяемые только к военнослужащим.

Ограничение по военной службе — наиболее мягкий из всех специальных видов наказаний, расположенных по возрастающей строгости, это наказание назначается только в качестве основной меры. Оно заключается в определенных ограничениях прав военнослужащего, связанных с прохождением военной службы.

Закон содержит следующие условия применения данного вида наказания.

Во-первых, как видно из содержания ч.1 ст. 51 УК, ограничение по воинской службе может быть назначено военнослужащему, проходящему военную службу по контракту. К таким военнослужащим относятся лица, заключившие контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ , в органах внешней разведки, в федеральных органах госбезопасности и других федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Виды контрактов могут различаться по срокам и условиям, однако это не влияет на назначение наказания в виде ограничения по военной службе. Кроме того, нет никаких ограничений по категориям военнослужащих, проходящих службу по контракту, в зависимости от их звания, должностного положения или срока службы.

Содержание в дисциплинарной воинской части — наиболее строгое из всех специальных видов наказания. Однако сфера его применения ограничена конкретно определенным перечнем лиц, которым оно может быть назначено, и кругом преступлений.

Так, оно может быть назначено лишь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленный срок службы по призыву.

Указанные категории военнослужащих могут быть осуждены к содержанию в дисциплинарной воинской части, за которые предусмотрен данный вид наказания, либо любое иное преступление, за которое они осуждаются к лишению свободы на срок не свыше 2 лет, и суд с учетом характера преступления и личности виновного приходит к выводу о целесообразности замены лишения свободы содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

В законодательстве не содержится ограничений на замену лишения свободы сроком до 2 лет содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок в зависимости от категории преступлений. Такая замена может быть произведена при признании лица виновным в совершении преступления любой тяжести.

Основной принцип назначения осужденным данного вида наказания — сочетание общих средств исправления, таких как режим, воспитательная работа, общественно-полезный труд, профессиональная подготовка и общественное воздействие со специфическими средствами, обусловленными прохождением военной службы, — военная подготовка, воинская дисциплина и т. д.

В УК установлен срок погашения судимости в отношении лиц, отбывающих наказание в дисциплинарной воинской части. В соответствии с п. б ч.3 ст. 86 УК РФ этот срок составляет 1 год с момента отбытия наказания.

Руководствоваться данной нормой следует и в тех случаях, когда производится замена лишения свободы сроком до 2 лет содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок, поскольку такие лица в итоге считаются осужденными к содержанию в дисциплинарной воинской части вне зависимости от категории преступления, по которому произведена замена лишения свободы содержанием в дисциплинарной воинской части.

По ст. 48 УК РФ при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

В соответствии со ст. 45 УК данное наказание может быть назначено только как дополнительное. Применение его является правом, а не обязанностью суда. Отсюда следует, что сам по себе факт совершения тяжкого или особо тяжкого преступления не может служить обязательным основанием для лишения воинского звания, классного чина и государственных наград. При решении этого вопроса суд учитывает и данные о личности виновного. Суд самостоятельно может лишить военнослужащего любого воинского, специального или почетного звания, классного чина и государственных наград вне зависимости от того, кем они были присвоены.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, хочу отметить, что система военно-уголовного законодательства отражает структуру интересов военной службы, которые заключаются в потребностях обеспечения Вооруженных Сил и иных государственных воинских формирований всем необходимым для обеспечения выполнения стоящих перед ним задач, связанных с вооруженной защитой страны. Это потребности строгого соблюдения порядка прохождения военной службы военнослужащими, комплектования войск и др.

Анализ норм военно-уголовного законодательства и правильное их применение на практике предполагают глубокое знание жизни и деятельности военных организаций, порядка прохождения военной службы и регулирующих их законов, воинских уставов и других нормативных актов военного законодательства. По этому нельзя не согласиться с тем мнением, что специфика военно-уголовного законодательства заключается в том, что оно является одновременно составной частью уголовного права и военного права как комплексной отрасли российского права.

Следует отметить, что работа над созданием системы военно-уголовного законодательства РФ еще не завершена. Согласно ч.3 ст. 331 УК ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время или в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени. Таким образом, военно-уголовное законодательство РФ должно включать также самостоятельную группу норм, регламентирующих ответственность за воинские преступления военного времени, либо совершенные в боевой обстановке в мирных условиях. Эти преступления представляю исключительную опасность. Однако в действующем уголовном законодательстве составов преступлений, совершаемых в военное время либо в боевой обстановке, не содержится.

Глоссарий

Боевые припасы — устройства и предметы, конструктивно предназначенные для выстрела из оружия соответствующего вида.

Военные преступления — действия, связанные с нарушением урегулированных международными актами правил использования средств и методов ведения войны.

Дезертирство — самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу.

Оборона Российской Федерации — система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Общественная безопасность — общественные отношения, в рамках которых осуществляется любая деятельность, затрагивающая интересы многих людей, сопряженная с нормальными условиями существования и безопасностью общества, граждан и государства, либо с возможностью причинения тяжкого вреда широкому кругу юридических и физических лиц.

Огнестрельное оружие — оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.

Преступления против военной службы — преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных Силах РФ , других войсках и воинских формированиях РФ, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Преступление — совершенное виновно общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Состав преступления — совокупность необходимых и достаточных объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как конкретное преступление.

Холодное оружие — оружие, предназначенное для поражения цели за счет мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения.

Библиография

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/voennoe-prestuplenie/

Конституция РФ

2. Уголовный кодекс Р. М.: Омега-Л, 1996.

3. Уголовный кодекс РФ. М.: Омега-Л, 2009.

4. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» .

Ю. В. Обстоятельства, Кузнецова Н. И.

А. М. Общее

Дубровин В. Н., Ю. В. Грачева, Рыжакова А. П., М. А. Петухова, М. П. Журавлева, В. Г. Воинские, А. И. Ларога, А. М. Игнатова, Л. В. Инногалювоч

Приложение

Система составов преступлений против военной службы соответствии с видовыми объектами уголовно-правовой охраны)

№ п/п

Название преступления

Статья УК РФ

против порядка воинских уставных взаимоотношений

ст.332−336

против порядка пребывания на военной службе

ст.337−339

против порядка несения спец. видов военной службы

ст.340−345

против порядка сбережения военного имущества

ст.346−348

против порядка эксплуатации военно-технических средств

ст.349−352