Квалификация взяточничества

Коррупция является актуальной темой уже весьма длительное время, не утратила она своей актуальности и в наши дни. Одним из наиболее опасных и наиболее распространённых форм коррупции считается взяточничество. В России данное явление имеет весьма глубокие корни. К сожалению, статистика говорит о том, что взяточничество прочно вошло абсолютно во все сферы жизни.

Взяточничество является одним из наиболее опасных и распространенных преступлений, предусмотренных главой 30 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ).

Общественная опасность анализируемого преступления состоит в том, что данная форма коррупционного проявления подтачивает основы власти и управления, дискредитирует и подрывает их авторитет в глазах населения, ущемляет конституционные права и интересы граждан, разрушает демократические устои и правопорядок, извращает принципы законности, препятствует проведению экономической реформы. 1

При этом данное явление относится к числу безусловных лидеров по степени высоколатентности и замаскированности.

Б) Объект и предмет исследования

Объектом данного исследования являются общественные отношения, в рамках которых совершается взяточничество, и реализуются нормы уголовного законодательства об ответственности за получение и дачу взятки.

Предметом исследования является взяточничество, а также юридический анализ состава получения взятки.

В) Цель исследования

Целью исследования является анализ и обоснование оптимальных подходов к решению спорных вопросов квалификации получения взятки, разработка и обоснование новых подходов к оценке действующего уголовного законодательства об ответственности за взяточничество на основе изучения и осмысления предыдущих теоретических исследований этой проблемы в уголовно-правовой науке.

Г) Задачи исследования

  • изучить историю развития норм российского законодательства об ответственности за взяточничество;
  • рассмотреть общие вопросы понятия взяточничества и его квалификации;
  • проанализировать составы преступлений получения и дачи взятки;
  • выработать предложения по совершенствованию уголовно- правовой нормы, предусматривающей ответственность за получение взятки.

Д) Методы исследования

При подготовке курсовой работы использовался философский, общенаучный и частнонаучный методы познания, которые позволили исследовать закономерности, относящиеся к сущности и содержанию взяточничества. Также применялись конкретные методы: исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический, правового моделирования. Методика исследования основывалась на изучении нормативных, монографических и иных источников.

10 стр., 4735 слов

Конституционно-правовая ответственность: понятие и виды

... особой процедурой реализации конституционно-правовой ответственности. Объектом данного исследования являются конституционно-правовые отношения, которые возникают в связи с правовой регламентацией и установлением конституционной ответственности. Предметом изучения работы являются нормы права, регламентирующие применение конституционно-правовой ответственности в Российской ...

Е) Научная новизна

Научная новизна курсовой работы состоит в том, что она представляет собой исследование, которое посвящено уголовно-правовому анализу теоретических и практических проблем, которые возникают в связи с применением статьи 290 УК РФ.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух логически связанных между собою глав, заключения и списка использованных источников.Первая глава включает в себя два параграфа, которые раскрывают историю возникновения взяточничества, а также понятие взяточничества и его квалификацию. Во второй главе дается развернутый анализ составов получения и дачи взятки, а также рассматривается ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом за взяточничество.

Теоретической основой работы послужили труды видных ученых в области уголовного права, таких как П.С. Яни, А. Богдановский, С.А. Бочкарев, Г.К. Буранов, Б.В. Завидов. Нормативно-правовую базу курсовой работы составили Конституция Российской Федерации, законодательные и подзаконные акты, постановления пленумов Верховных судов Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И КВАЛИФИКАЦИЯ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА

§ 1.1 История возникновения взяточничества

История борьбы со взяточничеством (путем установления серьезного наказания за данное преступление) уходит далеко в прошлое нашего государства. Взяточничество является одним из древнейших преступлений, известных человечеству. Цицерон называл взяточничество явлением самым преступным и наиболее постыдным.

После окончания действия судебника Русской Правды возросла княжеская власть, народная юстиция начала терять мало-помалу свое прежнее значение, и к периоду действия Судебников вся деятельность народа сосредоточивалась в руках дьяков – это были юристы, хорошо знакомые со всеми вылазками и больными местами законов. Их деятельность вела к страшнейшему взяточничеству и лихоимству. Такие преступления по службе: взяточничество, лихоимство, отказ в правосудии и обращают на себя первое и главное внимание законодательства. Судебник Царя Ивана IV начинается и оканчивается ополчением законодателя против неправосудия и посулов2 .

Наиболее полно ответственность за взяточничество стала регулироваться в XIX веке. Получение взятки тогда именовалось «мздоимством» и «лихоимством» (последнее считалось наиболее тяжким видом взяточничества).

Глава 6 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных (в редакции 1885 года) так и называлась: «О мздоимстве и лихоимстве». Мздоимство есть принятие должностным лицом взятки, добровольно предложенной, в виде вознаграждения за оказание служащим служебной услуги, не выходящей за границы его полномочий. Наказание – от денежного взыскания до отрешения от должности. Значительно строже карается (до арестантских отделений) лихоимство, то есть принятие служащим вознаграждения за действия, нарушающие служебные обязанности. Самой тяжелой степенью лихоимства признается вымогательство, то есть вынуждение взятки самим служащим3 .

В статье 376 Уложения указывалось, что наказание за получение взятки следует и в том случае, если деньги или вещи были еще не отданы, а только обещаны «по изъявленному им (виновным) на то желанию или согласию». Устанавливалось также, что если взявший взятку «объявит о том с раскаянием своему начальству» до выполнения незаконных действий, то суд мог смягчить наказание до исключения из службы, увольнения от должности или строгого выговора с занесением или без занесения в послужной список виновного.

4 стр., 1708 слов

Особенности назначения наказания несовершеннолетним

... лет – как дополнительного вида наказания. Особенности назначения наказания несовершеннолетним предусмотрены ст. 89 Уголовного Кодекса. Руководствуясь общими началами назначения наказания, суд, назначая наказание несовершеннолетнему, ... УК содержит такой вид наказания, как обязательные работы, которые могут назначаться несовершеннолетним. Обязательные работы, в определенной степени ограничивая ...

С первых же дней Великой Октябрьской социалистической революции взяточничество было весьма опасным явлением, что привело к тому, что вождь мирового пролетариата самолично отредактировал декрет 08 мая 1918 года о борьбе со взяточничеством. В Уголовном кодексе 1922 года за взяточничество были установлены суровые наказания вплоть до высшей меры наказания (ст. 114 УК 1922 г.).

Искоренить взяточничество было задачей не из простых, и в 1922 году коммунистическая партия и Советское государство провели комплекс разносторонних энергичных мероприятий по борьбе со взяточничеством, учитывая повышенную опасность этого преступления. В числе этих мероприятий было осуществлено проведение специальной кампании по борьбе со взяточничеством и дальнейшее усиление кары за взяточничество и связанные с ним преступления. Декретом ВЦИК от 09 октября 1922 года, изменившим ст. 114 и введшим новую ст. 114а, наказание за неквалифицированный вид взяточничества было установлено в виде лишения свободы на срок не ниже одного года с факультативной конфискацией имущества. За квалифицированные виды взяточничества наказание –лишение свободы на срок не ниже трех лет, а при особо отягчающих обстоятельствах – расстрел с конфискацией имущества. За дачу взятки и посредничество во взяточничестве установлены были в принципе те же наказания, что и за получение взятки 4 .

Статья 117 УК РСФСР 1926 года определяла взяточничество как получение должностным лицом лично или через посредников в каком бы то ни было виде вознаграждения (взятки) за выполнение или невыполнение в интересах дающего какого-либо действия, которое должностное лицо могло или должно было совершить исключительно вследствие своего служебного положения. Закон наказывает такое преступление лишением свободы на срок до двух лет.

Если получение взятки было совершено при отягчающих обстоятельствах, как-то: а) ответственному положении должностного лица, принявшего взятку, б) при наличии прежней судимости за взятку или неоднократности получения взятки, в) с применением со стороны принявшего взятку вымогательства, то наказанием в таком случае было лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже двух лет, с повышением вплоть до расстрела с конфискацией имущества.

В этот период за взяточничество устанавливается самое строгое наказание, когда-либо назначаемое за аналогичное преступление – смертная казнь. В настоящее время нельзя сказать об эффективности действия такого рода санкций в тот период, так как на практике зачастую такое наказание применялось только к «кулачным элементам».

5 стр., 2249 слов

Получение дача взятки

... об уголовной ответственности за дачу и получение взятки. Степень разработанности темы курсовой работы. Следует указать, что проблема взяточничества затрагивалась в трудах таких ... дачу и получение взятки (ст. 174.1 УК РСФСР , ст.ст. 290 и 291 УК РФ ), объединенных понятием «взяточничество», которое стало центральным звеном отечественной коррупции и ее классической формой. Дача взятки, получение взятки ...

31 октября 1927 года мера наказания за преступление с отягчающими обстоятельствами была заменена на лишение свободы на срок не ниже двух лет с конфискацией имущества.

Верховный суд уже в этот период издает специальные постановления, обобщающие накопившийся к тому времени практический материал по рассматриваемому виду преступления. Так, в Постановлении от 16 апреля 1931 г. закрепляется, что дача взятки активистам, участвующим в работе советов, как-то: членам секций советов, членам комиссий по проведению хлебозаготовок и т.п., при выполнении ими возложенных на них заданий в целях совершения или отказа от совершения тех или иных действий, а также получение взятки этими активистами являются социально-опасными и должны преследоваться в уголовном порядке по аналогии со ст. 118 и ст. 117 УК РСФСР 5 .

Все случаи получения должностными лицами могарыча, т.е. всякого рода угощения в каком бы то ни было виде, подлежат квалификации как получение взятки по ст. 117 УК РСФСР. Требование могарыча при найме рабочей силу со стороны должностных лиц также должно квалифицироваться как взяточничество по ст. 117 УК РСФСР. Получение могарыча при найме рабочей силы частными лицами (пастухов и др.) должно квалифицироваться как нарушение трудового законодательства (искусственное уменьшение зарплаты) по ст. 133 УК РСФСР или, если вследствие отказа в угощении нанявшемуся было отказано в приеме на работу, – то по ст. 174 УК РСФСР за вымогательство.

Верховный суд обращал внимание судов на то, что при возбуждении этих дел, а равно при вынесении приговоров и определений меры социальной защиты суды должны иметь в виду, что борьба с этим злом, вкоренившимся в быт, не может быть осуществлена одними лишь судебными мерами и что для искоренения этого явления необходима одновременно длительная и систематическая работа по мобилизации общественного мнения вокруг этого вопроса. Поэтому «в уголовном порядке должны быть рассматриваемы лишь наиболее злостные случаи получения могарыча кулацкими элементами. Само собою, разумеется, что лица, дававшие могарыч при найме на работу (пастухи и т.п.), никакой ответственности не подлежат». (Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР 15 апреля 1929 г. прот. № 7)6

В рамках борьбы со взяточничеством в определенный период даже было запрещено совместительство. Как отмечали полномочные органы: иногда получение взятки маскируется под видом получения премиальных, оплаты за совместительство и т.д. Поэтому Постановление СНК СССР 20 апреля 1934 г.:

  • запрещает советским хозяйственным и другим организациям выдавать, а рабочим железнодорожного транспорта принимать от них какие бы то ни было премии;
  • запрещает рабочим железнодорожного транспорта работать по совместительству в советских и хозяйственных организациях;