«Возникновение, развитие и сущность монополий. Их

Монополия — это исключительное право производства, промысла, торговли, других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия — это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий: естественные, легальные и искусственные. Различают пять основных форм монополистических объединений.

Монополии, обладая исключительным положением, всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП, вызывают снижение общей эффективности производства.

Монополия экономики — серьезное препятствие для развития рынка, для которого более характерной является монополистическая конкуренция. Она предполагает смешение монополии и конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет такую рыночную ситуацию, когда значительное число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровень населения. Не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения НТП (научно-технического прогресса).

Монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции. К числу важнейших экономических функций современного государства относится разработка и проведение антимонопольной политики. Пытаясь компенсировать несовершенство рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач — устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.

В работе я изучаю вопросы, являющиеся важнейшими для нашей экономики. Долгое время у нас в стране существовала командная экономика. На такие понятия как конкуренция, монополия, естественная монополия не обращали внимания, т.к. монополия являлась, можно сказать, целью экономики того времени. Всё вышесказанное обуславливает актуальность выбранной для исследования темы.

Целью данной курсовой работы является изучение сущности монополии, ее истории возникновения и истории развития.

16 стр., 7714 слов

Конкуренция и монополия

... регулирования: монопольная власть, внешние факторы и несовершенная информация. На мой взгляд, полезно время от времени проводить различие, сравнение и взаимосвязь между конкуренцией и монополией и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и ...

Объектом изучения являются монополии различных видов и форм.

Предметом изучения является монополистический рынок.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1. Выяснить сущность монополизации и причины её возникновения;

2. Рассмотреть современные организационные формы монополий;

3. Изучить сущность антимонопольной политики государства;

4. Рассмотреть основные направления деятельности антимонопольной политики РФ. Теоретическая база исследования — основные теоретические подходы и концепции, раскрывающие сущность монополии и ее особенности.

Структура курсовой работы представляет собой введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

1 Сущность, история возникновения и развития монополий в экономике.

Виды монополий.

1.1 История возникновения и развития монополий в экономике.

История монополий берет свое начало с глубокой древности. Монополистические тенденции, проявляющиеся в различных формах и в разной степени на всех этапах развития рыночных процессов, сопровождают их с течением времени. Но новейшая история монополий начинается в последней трети XIX века (особенно во время экономического кризиса 1873 года).

Связь между явлениями — кризиса и монополий — на прямую указывает на одну из причин монополизации: желание многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистической практике, ведь то, что монополии в экономической литературе того времени получили название «детей кризиса», не является делом случая. Но только к концу 19-го века впервые за всю свою историю развития рынок столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для развития и функционирования конкуренции — появление значительных препятствия в виде монополистических образований в экономике. История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства и придавали ему новые формы. Одним из наиболее важнейших из них является рост акционерной собственности; новая роль банков и развитие системы участия; монополистические слияния как способ централизации капитала; развитие форм капиталистических объединений и появление все более новых форм. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение для развития современного капитализма, и в то же время каждый из них ускорил по-своему развитие монополизации хозяйство. Существует два способа создания монополий: за счет капитализации прибыли или путем слияний и поглощений.

В последнее время наблюдается значительное преобладание последнего метода. Методы концентрации и централизации капитала, используемые в XIX веке, не обеспечивали достаточной концентрации капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупных заводов и фабрик потребовали значительного расширения структуры капиталистической собственности. Методы такого быстрого расширения размера под единым контролем существовали в течение длительного времени, но только под влиянием быстрого роста производительных сил они стали широко распространенными и приняли решающее значение. Прежде всего, это акционерная форма организации капиталистических предприятий. Важнейший аспект развития монополий связан с новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. Возрастающая концентрация производства и капитала неуклонно увеличивала потребность в расширении роли банков, вынуждая промышленные фирмы искать прочные связи с банками, чтобы получить долгосрочные кредиты для займа в случае изменения экономической ситуации. Банки скромных посредников стали всемогущими монополистами. Это означало формальное создание «общего распределения средств производства».

13 стр., 6102 слов

Издержки производства: сущность, структура, проблемы минимизации

... прибыли. 1. Введение в проблему сущности издержек производства, виды издержек, структура издержек К. Маркса, современные экономические теории. Экономист рассматривает издержки производства не так, как бухгалтер, которого ... Актуальность определила цель исследования данной курсовой работы исследовать сущность издержек производства, их структуру и их минимизация. Данная работа состоит из введения, ...

Но с точки зрения содержания — это распределение является частным, то есть согласуется с интересами монополистического капитала. Быстрый рост капитала также стал возможен благодаря усилению централизации, которая принимала форму слияний между независимыми компаниями. Эта форма централизации капитала получила широкое распространение в Соединенных Штатах. Первая крупная волна монополистических слияний состоялась в Соединенных Штатах в 1890-х и начале 1900-х годов, в результате чего были созданы крупнейшие компании, которые были подчинены целым отраслям. В металлургии — «Standard Oil», в автомобильной промышленности — «General Motors» и т. п. Вторая волна монополистических слияний состоялась накануне экономического кризиса 1929-1933 годов в США. Важной особенностью монополий второй половины XX века является их выход на международную арену не только в сфере торговли, но и непосредственно в производстве, организованном в виде филиалов и дочерних компаний за рубежом, т.е. превращение национальных монополий в транснациональные корпорации (ТНК).

Экономическая и финансовая мощь транснациональных корпораций быстро растет: в середине 80-х годов их доля в валовом национальном продукте промышленно развитых стран достигла одной трети, в мировом экспорте — 40% и в обмене технологиями 80%. Развитие всех видов монопольной концентрации приводит к тому, что растущая часть национального дохода и национального богатства сосредоточена в руках нескольких крупнейших монополий.

1.2 Сущность монополий

Под монополией понимается исключительное право в определенной области, государстве, организации, предприятии. Это крупные хозяйственные объединения, которые осуществляют контроль над рынками и экономикой с высокой концентрацией производства и капитала для установления монопольных цен и монопольной прибыли. Доминирование в экономике служит основой для влияния монополий на все сферы жизни в стране. Если мы обратим внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные компании, бизнес-ассоциации, товарищества, которые производят значительное количество продуктов определенного типа, из-за чего они занимают доминирующее положение на рынке; имеют возможность влиять на процесс ценообразования и добиваться самых низких цен для себя; получать более высокую (монопольную) прибыль. Следовательно, главной особенностью монополии является занятие монопольной позиции. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, что дает ему возможность ограничить конкуренцию на рынке конкретного продукта либо самостоятельно, либо вместе с другими предпринимателями. Характерными особенностями монополии являются:

1. Отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги на рынке.

2. Из первого признака следует, что покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него.

11 стр., 5308 слов

Сущность права курсовые работы

... установленных или санкционированных государством. ГЛАВА 2. Сущность права: эволюция представлений Сущность права -- это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и ... назначение в обществе. Итак, сущность права -- это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности ...

3. В монополизированном производстве производитель определяет цену и может манипулировать количеством предлагаемого продукта.

4. Существование монополии предполагает наличие барьеров для появления подобных аналогичных продуктов, производимых другими производителями в отрасли. Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими. По мнению Э. Чемберлина, монополизм определяется тремя факторами: ценой продукта, спецификой продукта и издержками в сфере обращения. Большое значение имеет способность производителя позиционировать себя в привилегированном положении на рынке. В условиях монополии прибыль создается, когда спрос на определенный продукт может создаваться и развиваться с определенными препятствиями для входа в отрасль.

Проблема монополии заключается в том, что возможность ценового маневрирования подрывает основы рынка, в особенности независимость процесса ценообразования, оптимизацию использования ресурсов, равновесие спроса и предложения, подрыв интересов экономического благосостояния нации.

Экономические последствия монополии многообразны. Они характеризуются относительно неэффективным производством, распределением ресурсов и ценовой дискриминацией. В этом контексте монополистические структуры в промышленно развитых странах подлежат государственному регулированию.

Процесс регулирования монополии представлен на графике, изображенном ниже. Цены подлежат регулированию, поскольку государственное влияние на них существенным образом улучшает социальные последствия монополии. Общественно оптимальная цена устанавливается таким образом, чтобы были учтены интересы и монополии, и нации в целом.

График 1.1 Процесс регулирования монополии Многие экономисты утверждают, что крупные компании со значительной властью являются желательным явлением в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, по причине того, что компании могут тратить монопольную прибыль на какие-либо исследования в целях защиты или усиления своей монопольной власти. Изучая, они предлагают преимущества для себя и общества в целом. Но нет убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, поскольку монополии могут задерживать развитие технического прогресса, если они рискуют своей прибылью. Монополии устраняют конкурентов, тем самым нарушая устройство нормального рынка, предлагают продукцию низкого качества, игнорируют достижения НТП, приводят к снижению общей эффективности производства. Увы, но недостатки монополии намного сильнее их достоинств.

1.3 Виды монополий

Характер монополии зависит от структуры рынка и формы конкуренции.

Существует несколько видов монополий, которые можно разделить на три основных: естественные, легальные, искусственные.

Естественная монополия. Она принадлежит владельцам и хозяйственным организациям, которые имеют редкие и свободно не воспроизводимые производственные элементы (например, редкие металлы, особые земельные участки для виноградников).

Сюда относятся также инфраструктурные отрасли, которые имеют особое значение для общества в целом (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п.).

Существование естественных монополий оправдано тем, что они получают большую экономическую выгоду от крупномасштабного производства. Здесь продукты создаются и имеют меньшую стоимость по сравнению со стоимостью ресурсов, которая будет в ряде производства аналогичных компаний.

18 стр., 8965 слов

Слияние и поглощение компаний, мировая и российская практика

... другой компанией, автором были выявлены основные принципы слияний и поглощений. Во второй главе курсовой работы анализируются основные методы оценки бизнеса предприятий и эффективности проведения сделки по слиянию или поглощению, применяемые в зарубежной и отечественной ...

Легальные монополии формируются на законном основании. К ним относятся следующие формы монополистических организаций:

а) патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей.

б) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или какого-то периода;

— в) торговые знаки — специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки).

Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод.

Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

  • а) создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
  • б)ограничивают предприятиям, которые не вошли в монополистические объединения доступ к источникам сырья и энергоносителям;
  • в) создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
  • г) применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);

д) «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой

Сущность и особенности всех видов монополистических объединений особенно четко проявляются в целях и характере их поведения. Есть несколько причин существования монополии. Первая причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции объема одной фирмой дешевле, чем его же производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. Причиной этого является экономия от масштаба — чем больше продуктов производится, тем ниже затраты. Вторая причина: единая компания контролирует некоторые редкие и чрезвычайно важные ресурсы либо в виде сырья, либо в виде знаний, которые запатентованы или хранятся в секрете. В качестве примера можно рассмотреть алмазную компанию «Де Бирс». Ее монополия опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев, защищенных патентами.

Третья причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за сбой право на монополию, к примеру: в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак. Поскольку монополизм в XX веке предстал как явление весьма «ёмкое» по структуре и содержанию, то сложилось уже несколько подходов к его классификации.

Монополии также можно классифицировать по видам:

1) Закрытая монополия. Ее защита от конкуренции обуславливается юридическими ограничениями. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав;

15 стр., 7277 слов

Финансовая деятельность предприятия

... полноценное выявление этих ошибок компании позволяет осуществлять комплекс учреждающих мер, предотвращающих возможное её банкротство. В связи с чем, цель управления финансовой деятельностью, проводимого на предприятии - установить планомерное поступление ...

2) Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, которые впервые представили на рынке новую продукцию.

2. Современные организационные формы монополий

В современных условиях монополии часто существуют в форме монополистических союзов. В то же время все компании в отрасли объединены в одном союзе и действуют либо как компания, либо как фирмы, которые не конкурируют друг с другом. Существует несколько организационных форм таких монополистических союзов: Картель представляет собой одну из форм монополии или коммерческого соглашения. Его отличие от других структур монополии состоит в том, что все предприятия, которые входят в состав картеля, самостоятельны в производственном и финансовом плане. Картель является крупной группировкой, у которой есть свои особенности:

1. Взаимосвязь базируется на договоре сторон с целью аннулирования между ними конкуренции и получения огромной прибыли от монополии;

2. Право собственности на составные предприятия сохраняется за их хозяевами. Это обеспечивает финансовую, юридическую и хозяйственную самостоятельность;

3. Общее изготовление и реализация продукции;

4. Есть система принуждения к работе, которая определяет обнаружение нарушений и применение к нарушителям санкций. В мировой практике существуют следующие виды картельных соглашений:

  • Схема 2.1 Виды картельных соглашений Лучшей стратегией для функционирования картелей является договор между конкурентами по уравнению и регулировки стоимости продукции и объема произведенных товаров. Благодаря сговору действительно возможно увеличить влияние и мощь компаний, а также получать экономическую прибыль, даже если сам рынок является монополистом. В экономике это называется картелем. Далее рассмотрим еще одну организационную форму монополии – синдикат: Синдикат – организационная форма объединения, отличительной особенностью которой является заключение соглашения между предприятиями одной отрасли промышленности по контролю над сбытом продукции и закупкой сырья с целью получения монопольной прибыли. Предприятия, входящие в синдикат, сохраняют производственную и юридическую самостоятельность, но при этом утрачивают коммерческую самостоятельность. Сбыт продукции всеми участниками синдиката осуществляется через единый орган – сбытовую контору. Этим достигается продажа всей однородной продукции по монопольно высоким ценам. Сбытовая контора принимает продукцию предприятий по ценам, заранее установленным синдикатом. Синдикаты обычно создаются в форме акционерных обществ. Наряду с отдельными предприятиями участниками синдиката могут быть отдельные тресты и концерны. Последние стали играть доминирующую роль в синдикатах на поздних этапах их развития, что было вызвано необходимостью усилить контроль над малыми и средними предприятиями на внутреннем рынке, а также их расширением на внешний рынок. Синдикаты конкурируют с аутсайдерами для компаний, которые производят аналогичные продукты. Взаимоотношения сторон с соглашением также конкурентоспособны, как показано в борьбе за приказы и квоты, что в конечном итоге приводит к ослаблению синдиката и часто к его распаду. В современных условиях синдикат как форма монополистического объединения одноотраслевого профиля утрачивает свое значение, уступая место более сложным и гибким формам – конгломератам, корпорациям, концернам. Следующая организационная форма монополий – трест: Трест -наиболее тесное объединение предприятий. Предприятия, входящие в его состав, теряют ϲʙᴏю юридическую и хозяйственную самостоятельность и превращаются в подразделения треста. Реальная власть в тресте сосредотачивается в руках правления или головной компании. Особенности трестов: Это объединение, в кᴏᴛᴏᴩом входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс и теряют ϲʙᴏю юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с долевым участием отдельных предприятий. — трест отличается от других видов объединений сравнительной производственной однородностью деятельности, что пробудет в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции;
  • в рамках треста объединяемые компании теряют ϲʙᴏю юридическую, хозяйственную, производственную и коммерческую самостоятельность;
  • все объединяемые в трест предприятия подчиняются одной головной компании, осуществляющей единое оперативное руководство как всем производственным комплексом, так и связанными с ним обслуживающими и торговыми предприятиями.

Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, представляющих собой либо последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль по отношению друг к другу. В случае межотраслевых объединений тресты представляют собой комбинаты. Консорциум — временный союз хозяйственно независимых фирм, целью которого могут быть разные виды их скоординированной предпринимательской деятельности, чаще для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения. Консорциум создается предприятиями как временное добровольное объединение для решения конкретных задач — реализации крупных целевых программ и проектов, в том числе научно-технических, строительных, природоохранных и др. Поскольку это объединение временное, то оно не получает прав юридического лица, хотя объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерного общества или торгового товарищества. Соглашение о консорциуме может быть заключено для участия в международных торгах создания объектов за рубежом, при оказании любого вида услуг, при реконструкции и модернизации промышленных объектов. Действие его может иметь разовый, кратковременный или долговременный характер. После выполнения задачи он прекращает свою деятельность или преобразуется в другой вид объединения. Особенности консорциумов: Целью организации консорциума является обычно реализация крупного инвестиционного проекта. При длительном функционировании консорциум может быть преобразован в более сложную интегрированную макроструктуру. — оформление организации консорциума соглашением;

16 стр., 7741 слов

Шпаргалка: Шпаргалка Антимонопольное (конкурентное) право

... норм, регулирующих конкурентные и связ. с ним отношения, в т.ч. регулирующие и определяющие: порядок определения доминирующего положения; прав. положение Sов конкуренции и монополий; антимоноп. орг ... правового пространства; Обеспечение экон. свободы ПД; Создание конкурентной среды. Эти цели реализуются с помощью укрепления антимонопольного контроля за эконом. концентрацией; предовращения организации ...

  • создание консорциума с образованием и без образования юридического лица. Организационно-правовой формой консорциума в виде юридического лица может быть АО или другие хозяйственные общества;
  • отсутствие в рамках консорциума, как правило, организационных структур, за исключением небольшого аппарата (например, совета директоров консорциума);
  • полное сохранение экономической и юридической самостоятельности компаний, входящих в консорциум, за исключением той части деятельности, которая связана с достижением целей консорциума;
  • часто консорциумы являются бесприбыльными организациями;
  • Целью создания консорциумов является объединение усилий для реализации конкретного проекта, обычно в сфере своей основной деятельности, осуществление науко- и капиталоемких проектов, в том числе международных, или совместное проведение крупных финансовых операций по размещению займов, акций;
  • компании могут одновременно входить в состав нескольких консорциумов, так как могут участвовать в осуществлении нескольких проектов;
  • Конгломерат -организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем, целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности. Особенности конгломератов:
  • интеграция в рамках данной организационной формы предприятий различных отраслей без наличия производственной общности. Объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе;
  • объединяемые компании, как правило, сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но полностью финансово зависимы от головной компании;
  • значительная децентрализация управления. Отделения конгломератов пользуются существенно большей свободой и автономией во всех аспектах своей деятельности по сравнению с аналогичными структурными подразделениями традиционных диверсифицированных концернов;
  • в качестве основных рычагов управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, косвенно регулирует деятельность подразделений, стоящая во главе конгломерата холдинговая компания;
  • как правило, в структуре конгломерата формируется особое финансовое ядро, куда помимо холдинга (чистого холдинга) входят крупные финансовые и инвестиционные компании.

Эта интеграционная форма в разных странах имеет свои особенности. Так, конгломераты в США не предполагают абсолютно никакой производственной общности между объединяемыми компаниями, в странах же Западной Европы предприятия находятся в определенной взаимосвязи в процессе производства.

17 стр., 8107 слов

Состав антимонопольного законодательства и его значение

... законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), является Федеральная антимонопольная ... и методам антимонопольного регулирования. Фактически применительно к российской экономике опыт антимонопольного регулирования в его ...

В качестве примеров конгломератов можно привести, в частности, Mitsubishi, Raytheon, BTR, Hanson. Компания Hanson, например, специализируется на приобретении технологически простых предприятий в стабильных секторах рынка.

3 Антимонопольная политика государства

3.1 Сущность антимонопольного регулирования

В настоящее время антимонопольное регулирование является неотъемлемой частью экономической политики каждого государства. Антимонопольное регулирование можно определить, как деятельность государства по защите прав потребителей, которая препятствует монополизации отдельных хозяйствующих субъектов того или иного вида производства. Действительно, антимонопольное законодательство представляет собой сочетание экономических, административных и законодательных мер, принимаемых государством для стимулирования конкуренции на рынке и предотвращения чрезмерной монополизации рынка. Можно выбрать следующие основные задачи антимонопольного регулирования:

7 стр., 3475 слов

Государственное регулирование конкуренции и ограничение монополистической ...

... единообразие дальнейшего применения антимонопольного законодательства. Закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, конкуренции федеральными органами ...

1) создание благоприятных условий для развития и поощрения конкуренции;

2) защита интересов предприятий малого и среднего бизнеса;

3) определение законодательного режима регулирования ответственности за

4) осуществление монопольных действий и нарушение принципов честной конкурентной борьбы.

Антимонопольное регулирование включает в себя два взаимосвязанных направления:

1) разработку специального антимонопольного законодательства;

2) создание системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование.

В процессе антимонопольного регулирования используются разнообразные инструменты, в частности прямое регулирование цен, регулирование деятельности естественных монополий, трансформация налоговой политики, регулирование уровня монополизации и концентрации на рынке и др. Для осуществления антимонопольного регулирования создаются специальные антимонопольные органы, например, в РФ Федеральная Антимонопольная служба.

Органами за соблюдением данного акта выступали федеральные прокуратуры, которые обязаны в соответствии с актом Шермана преследовать нарушения, связанные с преступными объединениями (монополиями).

Данный закон стал серьезным основанием для создания прочной системы именуемой «Антимонопольное законодательство». Несмотря на то, что акт Шермана был весьма продуманным, с течением времени (спустя век), некоторые недоработки дали о себе знать7. В 1914 г. в США был принят федеральный закон, который стал регулировать деятельность самих трестов (монополий).

Разработал данный законопроект Генри Клейтон.

Закон Клейтона позволил:

1) ограничить деятельность монополий, в ходе, которой ценовая дискриминация «игра цен» и продажа товара в нагрузку являлась недозволенным действием;

2) создать официальный орган контроля над деятельностью монополий в виде Федеральной торговой комиссии. Главным отличием данного закона от акта Шермана, принятого в 1890 г., стало освобождение от преследований рабочих и фермерских организаций.

Остановимся более подробно на государственном контроле ценовой политики естественных монополий. Первый вариант, используемый, в частности в России и США, где сформированы особые органы регулирования тарифов на электроэнергию. Размер тарифов рассчитывается по принципу: «затраты плюс прибыль». По второму варианту госорганы инициируют конкуренцию за рынок там, где конкурентная ситуация или невозможна, или дорогостояща в силу значительной экономии от масштаба производства. В этом случае устраивается аукцион, и дается на определенный период право обслуживать рынок той компании, которая обязуется заплатить за это наивысшую сумму.

Ценообразование на основе предельных издержек у естественных монополий приводит к их убыточности, так как их средние издержки выше предельных. Следовательно, принцип ценообразования на базе предельных издержек нежелателен, однако лишь в случае минимальных убытков в эффективности в результате отказа от использования такого метода. Кроме упомянутых выше можно выделить еще ряд способов регулирования цен на продукцию естественных монополий. Возможны две группы государственных мероприятий:

1) огосударствление естественных монополий и установление государственных цен на товары данных компаний.

2) государственное регулирование естественных монополий путем фиксации предельного уровня рентабельности или прямого ограничения уровня цен на товары естественных монополий.

В промышленно развитых странах это ключевой метод борьбы с отрицательными аспектами деятельности естественных монополий.

3.2 Основные направления деятельности антимонопольной политики РФ

Антимонопольная политика в современной России касается естественных монополий и искусственных монополий. В целом нормативноправовые отношения регулируются ФЗ РФ «О защите конкуренции» и органами ФАС. Одной из важнейших задач антимонопольного регулирования является недопущение монополизации рынка компаниями. Согласно ст. 8 Конституции РФ можно сделать вывод, что государство гарантирует единство экономического пространства, поддержку конкурентной среды, тем самым оно обязуется ограничить рыночную власть монополий и принять меры, способствующие воздействию на их поведение.

К 2013 г. в РФ сформирована современная правовая и организационная база стимулирования и развития конкуренции:

  • правовые институты поддержки и развития конкуренции корреспондируют с лучшими практиками ведущих антимонопольных органов зарубежных стран и при этом учитывают особенности российских внутренних экономических отношений;

— взаимодействие антимонопольных органов, судов, объединений предпринимателей, профессиональных сообществ юристов и экономистов сформировало действующий организационный механизм поддержки конкуренции. Он дает возможность разрабатывать стандарты и практические требования антимонопольной политики относительно важнейших товарных рынков РФ.

Особенностью современного этапа государственной политики в области защиты конкуренции является необходимость её выхода за пределы охранительной функции с ориентацией на мероприятия системного макроэкономического характера, которые должны привести к формированию проконкурентной правовой и институциональной среды в ключевых отраслях российской экономики.

Для улучшения работы институтов по защите конкуренции и ее развитию ФАС в России, разработана стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период 2013-2024 гг. Федеральная антимонопольная служба была создана в соответствии с Указом Президента России №314 от 9 марта 2004. ФАС России — федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации. В 2013-2014 гг. были осуществлены дальнейшие изменения в нормативном регулировании защиты конкуренции в РФ. Ключевые функции и задачи ФАС России:

1. решение вопросов, связанных с недобросовестной конкуренцией; 2. предупреждение, пресечение и ограничение действий со стороны

антимонопольного органа по отношению к организациям, стремящихся

преобразоваться в монополии или являющиеся ими; 3. надзор за соблюдением положений правительства, постановлений,

контроль за правонарушениями антимонопольного законодательства; 4. разрабатывает дополнения к уже действующему антимонопольному

законодательству.

Организации, работающие на рынках России, чьи объемы продаж более 35% от общего по стране, заключены в специальный государственный реестр. Данный документ позволяет отслеживать органам антимонопольной службы имеющиеся монополии, осуществлять контроль над их деятельностью и возлагает ответственность на монополии за несоблюдение требований антимонопольного законодательства. В органах ФАС РФ существует законодательная база, которая подразделена на два основных направления и по которым ФАС осуществляет регулирование деятельности организаций. К первому направлению относится антимонопольное законодательство, его положения направлены против организациимонополиста и искусственно созданной ценовой дискриминации.

Вторым направлением является регулирование специально созданных государством, так называемых естественных монополий. Естественными монополиями на территории РФ признаются ЖКХ, железная дорога, водоснабжение, нефтяная и угольная промышленность, создаются с целью выхода на новый уровень, как организаций, так и экономики страны в целом. Помимо выделенных примеров существуют и другие стратегически важные организации, относящиеся также к естественным монополиям. Следовательно, можно резюмировать, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) служит уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Она осуществляет полномочия по принятию правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на финансовом рынке, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

С учетом всего вышесказанного, можно выделить следующие ключевые направления совершенствования государственного антимонопольного регулирования в РФ:

1) модернизация корпоративного законодательства и совершенствование системы корпоративного управления, включая развитие механизмов защиты прав собственности акционеров и инвесторов, повышение эффективности организационно-правовых форм юридических лиц;

2) улучшение конкурентной среды;

3) совершенствование регулирования субъектов естественных монополий;

4) повышение эффективности особых экономических зон.

В то же время, пока в той или иной отрасли естественных монополий не будет до конца освоен механизм рыночного регулирования, не имеет смысла полностью отказываться от государственного регулирования, а иногда даже наоборот, следует усилить его (с последующим ослаблением мер воздействия по мере становления рыночных отношений, создания базы для здоровой конкуренции).

Заключение

Монополия представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции, и наиболее устойчивую. Многие монополии представляют собой объединение более мелких фирм, и чем больше становится таких центров объединения на каком-то рынке, тем меньше происходит дальнейшее объединение, так как уже существуют достаточно крупные монополии. И таким образом на рынке образуется несколько крупных монополий, конкурирующих между собой. Поэтому большинство существующих рынков в важнейших аспектах занимают промежуточное положение между монополией и конкуренцией.

Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где: 1. имеется один — единственный продавец; 2. отсутствует товарная дифференциация; 3. продавец осуществляет практически полный контроль над ценами; 4. очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. (То есть, вход оказывается заблокированным финансовыми, технологическим, ресурсными, правовыми условиями.) Абсолютный монополист не выступает в роли «ценополучателя», он«ценоустановитель».

Он полностью контролирует предложение товара, ему предоставляется исключительная возможность выбирать на своё усмотрение любую цену из возможных в соответствии с определённой кривой спроса. Необходимо отметить, что понятие «монополия» используется не только в строгом значении — как чистая монополия, но нередко применяется ив широком толковании. В последнем случае монополия трактуется несколько расплывчато, как доминирующее положение экономического субъекта на рынке, то есть можно полагать, что в таком варианте понятие «монополия» вбирает в себя и чистую монополию, и олигополию. Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах.

Главная роль в её решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что монополизм представляет собой серьезную проблему рыночной экономики и требует незамедлительного контроля со стороны государства. Опираясь на существующие законы и принимая новые, действительно работающие законы, направленные на ограничение монопольной власти и препятствующие созданию новых монопольных образований, проводя эффективную антимонопольную политику, возможно решение проблемы монополизма.

Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/zakonodatelstvo-o-konkurentsii/