Особенности банкротства и финансового оздоровления градообразующих организаций

Проблема признания банкротами крупных предприятий становится все более актуальной. Ученые справедливо отмечают, что «в ряде случаев вокруг какого-либо нового производства (например, золотодобывающего предприятия, электростанции, шахты и др.) образуются населенные пункты, большинство жителей которых трудоустроены в данной, как правило, единственной организации».

Актуальность указанной проблемы связана, во-первых, с тем, что крупных предприятий, с деятельностью которых связано значительное количество людей, в России очень много, во-вторых, с тем, что некоторая их часть является нерентабельной, поскольку само их появление было следствием экстенсивного пути развития экономики. При этом многие предприятия-гиганты действовали в течение нескольких десятилетий без какой-либо модернизации (зачастую, на протяжении всего этого времени являясь убыточными), что, естественно, делает маловероятной возможность их функционирования в условиях рыночной экономики.

С другой стороны предпринимательская деятельность по определению связана с риском. Предприниматель, участвуя в хозяйственном обороте, как правило, одновременно выступает в качестве должника по отношению к другим субъектам (в том числе государству по обязательным платежам) и в качестве кредитора.

Поэтому постоянно существует риск либо возникновения проблем с платежеспособностью твоих должников, либо потери собственной платежеспособности.

И в том, и в другом случае предпринимателю может угрожать банкротство: либо в качестве несостоятельного должника, либо в качестве кредитора несостоятельного должника.

Тем не менее процедура оздоровления градообразующих предприятий должна проводиться рационально и взвешено, стратегия оздоровления должна быть направлена на не только на увеличение налоговых поступлений в местный бюджет, а также на сохранение и увеличение рабочих мест на данном предприятии.

Цель курсового проекта: разработка предложений по финансовому оздоровлению градообразующего предприятия во внесудебном процессе.

Задачи курсового проекта:

. провести анализ организационно-правовой базы особенностей банкротства и финансового оздоровления градообразующих организаций;

. определить наиболее значимые аспекты финансового оздоровления градообразующих организаций;

3 стр., 1492 слов

Банкротство стратегических предприятий

... по специальности, соответствующей сфере деятельности должника. Определенные особенности законодатель установил для отдельных стадий банкротства стратегического предприятия (организации): финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства. ... стратегических предприятиях или в организациях не менее 5 лет, из них не менее 1 года стажа руководящей работы. 2. Участие в качестве ...

. доказать значимость выбранных аспектов финансового оздоровления градообразующих предприятий.

1. Сущность, порядок формирования, функционирования и взаимодействия с органами местного самоуправления градообразующих предприятий

Для того, чтобы определить причины банкротства и способы финансового оздоровления градообразующих предприятий, сначала необходимо дать их определения, каким образом они формируются, иными словами определить сущностные характеристики градообразующим предприятиям.

Градообразующее предприятие — производственное предприятие, на котором занята значительная или даже основная часть работающих граждан города, поселка, в связи с чем оно определяющим образом влияет на занятость населения, воздействует на инфраструктуру и социальные проблемы. Города с монопрофильной экономикой, в которых расположены градообразующие предприятия, также называются моногородами.(Векипедия)

Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта. (Лекционный материал)

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О несостоятельности (банкротстве)» (принят ГД ФС РФ 27.09.2002)

Статья 169 трактует градообразующие предприятия следующим образом:

Для целей настоящего Федерального закона градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта.

Необходимо подчеркнуть особую роль градообразующих предприятий, их высокую социальную ответственность: данные предприятия обеспечивают занятость населения, формируют доходы большинства семей, имеют на своем балансе объекты социально-культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры, формируют бюджет города. Однако в определении статуса «градообразующая организация» нет четкости и однозначности. Согласно статье 275.1, абзацу 10 Налогового кодекса РФ]6, налогоплательщики, которые являются градо-образующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов жилищно-коммунального хозяйства и объектов социально-культурной сферы, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов.

В Налоговом кодексе указывается на то, что в состав градообразующих организаций могут входить социально значимые для субъекта объекты, в котором расположены эти организации. Численность работников градообразующей организации является неполным критерием, так как это изменяющийся показатель и он является важным только в момент принятия арбитражным судом определения об открытии производства по делу о банкротстве.

15 стр., 7381 слов

Финансовые аспекты банкротства предприятий

... российской статистике в 90% случаев в банкротстве предприятий виноваты некомпетентные менеджеры [11]. Основной целью курсовой работы явилась раскрытие финансовых аспектов банкротства предприятий и обзор российского законодательства о банкротстве. Для достижения поставленной цели необходимо ...

Определение градообразующих предприятий должно содержать количественные и качественные характеристики: численность работников составляет не менее 25% работающего населения соответствующего населенного пункта; имеют на балансе объекты социально-культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры; расположены в границах одного муниципального образования, администрация которого обязана оказывать поддержку его развитию; обеспечивает формирование муниципального бюджета в размере не менее 20% доходной части.

В настоящее время отсутствует нормативно закрепленная классификация градообразующих предприятий. Градообразующими могут быть как производственные (промышленные), так и непроизводственные (научно-исследовательские) предприятия. Особое значение в системе градообразующих организаций имеют крупные промышленные корпорации (акционерные общества) — бизнес-группы с объемами продаж, превышающими 500 млн долларов, занимающие ведущие позиции в своих отраслях. Спецификой территорий присутствия градо-образующих организаций в Российской Федерации является наличие монопрофильных (моноотраслевых) городов и районов, т. е. городов и районов, имеющих одно направление специализации и, как следствие, одно или несколько градообразующих предприятий в данной сфере.

Социально-экономическая среда моногородов формируется непосредственно градообразующими предприятиями, уровень развития и качественные характеристики ее оказывают значительное влияние на уровень жизни населения. В свою очередь, развитие инженерной, экономической, социальной инфраструктуры, политика муниципалитета и региональных властей, инвестиционная привлекательность территории и другие факторы формируют среду функционирования градообразующего предприятия, внешние условия, оказывающие существенное воздействие на бизнес. Таким образом, стратегия развития моногородов, да и региона в целом главным образом зависит от деятельности градообразующих предприятий.

С формированием рыночной экономики, сменой собственников большинства предприятий, существенным изменением внешней среды практически все рассматриваемые организации и соответствующие моногорода и их население испытывают большие трудности, которые в значительной степени усугубились с развитием мирового финансово-экономического кризиса. Проблема существования, функционирования градообразующих предприятий приобрела стратегическое значение не только для отдельных городов и регионов, но и для экономики России в целом.

Как было отмечено выше, что градообразующие предприятия являются зачастую единственным предприятием в городе, в результате чего сам город или муниципальное образование приобретает статус моногорода или монопрофильного города (что по сути одно и то же).

По мнению экспертов, город можно называть монопрофильным, если присутствуют следующие признаки

·наличие в городе одного или нескольких однотипных предприятий, относящихся к одной отрасли, или обслуживающих один узкий сегмент отраслевого рынка, притом, что остальные предприятия города обслуживают только внутренние нужды города или проживающих в нем людей;

4 стр., 1703 слов

Экология города: проблемы и пути их разрешения

... промышленных предприятий и их санитарно- ... ЭКОЛОГИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В научном представлении городская среда – это территория города, ... путем их рассеивания и ... темы подтверждается постоянными исследованиями в области различных направлений урбоэкологии и влиянии городской среды на состояние здоровья человека и на естественные экосистемы. Целью настоящей работы было изучение экологических проблем ...

·наличие в городе цепочки технологически связанных предприятий, работающих на один конечный рынок, кроме предприятий, обслуживающих внутренние нужды города;

·значительная зависимость доходной части бюджета города от деятельности одного (или нескольких) крупных предприятий;

·низкая диверсификация сфер занятости населения города (однородный профессиональный состав);

·значительная удаленность города от других, более крупных населенных пунктов (что снижает возможности мобильности жителей), при наличии в городе первых двух признаков или отсутствие развитой инфраструктуры, обеспечивающей связь города с внешним миром (дороги автомобильные и железные, телефонная сеть и т.д.).

По данным Экспертного института на сегодняшний момент моногородами можно назвать 332 поселка городского типа и 467 городов. В них проживают порядка 25% всего городского населения страны (25 млн. чел.).

Моногород представляет собой сложную структуру, в которой город и предприятие неразрывны. Причем последнее несет на себе не только экономическую, но и социальную нагрузку, в преобладающей мере обеспечивая условия жизнедеятельности в населенном пункте. При такой ситуации расходы на содержание социальной инфраструктуры включаются в себестоимость продукции, делая продукцию во многих случаях неконкурентоспособной. Большинство предприятий моногородов производят отрицательную сравнительную стоимость и нуждаются в скорейшей реструктуризации, поскольку их экономические проблемы повлекут за собой проблемы в городе и социальное напряжение.

Сложность задачи заключается в том, что из-за лежащей на нем социальной нагрузки к градообразующему предприятию не всегда применимы критерии, которые необходимо использовать для неградообразующих предприятий. Градообразующее предприятие нельзя рассматривать в отрыве от того населенного пункта, в котором оно расположено и без учета социально-экономического положения, дальнейших судеб и возможного поведения людей, в нем проживающих. Поэтому, говоря о проблеме реструктуризации такого предприятия, нужно параллельно анализировать возможность реструктуризации и моногорода в целом.

В результате данная задача из чисто экономической превращается в междисциплинарную, требующую решения также социальных, психологических, правовых и даже политических проблем. Это очевидным образом усложняет поиск приемлемых схем и моделей реструктуризации экономики моногородов. Необходимо понять, в чем причины задержки реструктуризации предприятий, наметить возможные пути усиления и улучшения эффективности общественного управления, обеспечения условий для финансирования коммунальных и социальных услуг на муниципальном уровне и возможные стратегии преобразования градообразующих предприятий, а также ускорения развития форм экономической активности и альтернативной занятости в монопрофильных городах.

Несмотря на свою остроту, до настоящего времени эта проблема не была исследована достаточно глубоко. Отсутствуют обоснованные рекомендации по сокращению экономического и социального ущерба и оценке рисков, как своеобразной «профилактики» кризисных ситуаций. Для изменения этой ситуации Экспертный институт, по заказу Правительства РФ, проводит комплексный анализ проблемы. В ходе проекта были проведены как национальное монографическое исследование, так и пилотные исследования непосредственно в моногородах.

11 стр., 5106 слов

Объединение предприятий

... объединения предприятий 1.1 Понятие, характер и задачи объединения предприятий Объединения предприятий создаются на договорной основе в целях расширения возможностей предприятий в производственном, научно-техническом и социальном развитии. Предприятия охраняют самостоятельность и права юридического лица. ...

В основном же градообразующие предприятия формировались по территориальному признаку с учетом природно-климатической зоны, наличием природных ископаемых.

2. Особенности банкротства и проблемы развития градообразующих организаций

.1 Особенности банкротства градообразующих предприятий

Особенности градообразующих предприятий:

}обеспечивают занятость большей части трудоспособного населения;

}формируют существенную долю местного бюджета (до 70% и более).

}содержат на своем балансе значительную долю коммунальной и социально-бытовой инфраструктуры.

Последствия несостоятельности градообразующих предприятий могут подразделяться

}по характеру:

экономические (падение ВРП, замедление темпов роста, структурные изменения из-за высокой вероятности перепрофилирования производства, снижение налогового потенциала территории);

экологические;

}по масштабу проявления: непосредственно на предприятии; на локальной территории или районе; в конкретной отрасли; в регионе;

}по месту и времени проявления:

при первых признаках неплатежеспособности (например, неплатежи в бюджет и внебюджетные фонды, задержки заработной платы и т.п.);

в процессе реорганизации предприятия (во время досудебной санации и внешнего управления);

в случае ликвидации предприятия (добровольной или принудительной);

по длительности проявления: кратковременные; продолжительные.

2.2 Проблемы развития градообразующих организаций

Проблема рыночной адаптации градообразующих предприятий и моногородов: расходы на содержание социальной инфраструктуры включаются в себестоимость продукции градообразующего предприятия, что зачастую делает его продукцию неконкурентоспособной. Поэтому большинство предприятий моногородов в процессе перехода к рынку производят отрицательную сравнительную стоимость и нуждаются в скорейшей реструктуризации, поскольку их экономические проблемы влекут за собой проблемы в городе и социальное напряжение.

6 стр., 2950 слов

Анализ ассортмента и экспертиза качества хлебобулочных изделий ...

... качеству и по ценам хлебокомбинат успешно конкурирует с крупнейшими предприятиями города [26]. 2.2. Организация работы, ... складском помещении [1,2]. ГЛАВА 2. АССОРТИМЕНТ, ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА БАТОНОВ, ИЗГОТОВЛЯЕМЫХ ХЛЕБОКОМБИНАТОМ «ИНСКОЙ» Г. НОВОСИБИРСКА 2.1. ... города Новосибирска. На хлебокомбинате выпускается более18 видов хлеба (это – Хлеб «Бородинский», «Кишиневский», «Украинский», «Рижский», « ...

Сложность задачи заключается в том, что из-за лежащей на нем социальной нагрузки к градообразующему предприятию не всегда применимы критерии, которые необходимо использовать для неградообразующих предприятий. Поэтому, говоря о проблеме реструктуризации градообразующего предприятия, нужно параллельно анализировать возможность реструктуризации и моногорода в целом, в результате данная задача из чисто экономической превращается в междисциплинарную, требующую решения также социальных, психологических, правовых и даже политических проблем.

Выведение в устойчивый режим работы и развития градообразующих предприятий (если это возможно в принципе при исходных предпосылках данного предприятия) требует их реструктуризации, которая должна включать: мероприятия, направленные на погашение долгов; создание управленческих предпосылок успешной реструктуризации предприятия; создание механизмов реструктуризации предприятия; подготовку графика первоочередных мероприятий по реструктуризации.

В связи с нынешним положением большинства градообразующих предприятий вопрос стоит скорее не столько в улучшении его состояния, сколько в сохранении тех его частей, которые могут существовать самостоятельно, превратившись в новые очаги деловой активности — малые предприятия, которые в современных российских условиях имеют более высокий потенциал развития.

Способом поддержки реструктуризации градообразующих предприятий в направлении создания на их базе сети новых мелких фирм могут стать совместные усилия федеральных и региональных органов управления, направленные на создание региональных или отраслевых бизнес-сетей как той благоприятной среды, в которой можно ускорить процесс реструктуризации градообразующих предприятий. Основой такой деятельности должны служить региональные программы промышленной политики. При всей индикативности и ресурсной необеспеченности такого рода документов они все же способны заметно помочь менеджерам в уточнении приоритетов коммерческой политики на будущее и обнаружении наиболее перспективных ниш рынка.

Международные опыт решения проблем моногородов основывается на фискальном или рыночном подходе, или иногда на их комбинации. Фискальное решение проблем моногородов представляет собой набор выплат выходных пособий, компенсаций по безработице, более раннего выхода на пенсию, и при необходимости некоторые субсидии по переезду в другое место. Но, как общее правило, международный опыт преимущественно указывает на рыночное решение: или корпоративный сектор своими силами или с помощью моногорода прежде всего меняет свою производственную специализацию, сохраняя рабочих и население города, или рабочие используют экономические возможности рынков рабочей силы и жилья и переезжают в другую местность, руководствуясь рыночными стимулами.

3. Особенности банкротства и проблемы развития градообразующих организаций на примере ОАО «АвтоВА́З»

15 стр., 7062 слов

Реструктуризация и банкротство организации – Юридические рекомендации

... заявление о банкротстве обоснованным, он вводит следующую процедура банкротства — реструктуризацию долгов гражданина и назначает финансового управляющего. Обратите внимание — «реструктуризация долгов гражданина» — это лишь название процедуры в деле о банкротстве. И очень часто ...

.1 Создание ОАО «АвтоВАЗ» и этапы развития

ОАО «АвтоВА́З» — российская <#»justify»>3. Разработка предложений по финансовому оздоровлению ОАО «АВТОВАЗ»

Проанализировав государственную и корпоративную антикризисную стратегию по оздоровления ОАО «АВТОВАЗ» можно убедиться в том, что меря, принятые на государственном уровне сработали и предприятия было спасено от банкротства и полного разорения.

В результате проведенных мероприятий большая часть работников предприятия сохранила за собой рабочие места, а город сохранил соответствующие налоговые поступления в бюджет, т.е. основную доходную часть бюджета Тольяти.

Тем не менее ОАО «АВТОВАЗ» все же значительно отличается от большинства градообразующих предприятий и по количеству рабочих мест и по своему статусу, так как далеко не все предприятия получили статус предприятий стратегического значения. Это связано также с многолетними программами поддержки российского автопрома на государственном уровне.

По моему мнению все мероприятия по финансовому оздоровлению ОАО «АВТОВАЗ» были согласованы и реализованы в полном объеме:

·государственная поддержка;

·субсидирование рабочих мест;

·маркетинговая политика (производство новых моделей, автопробег с участием первого лица страны на автомобиле Lada Kalina)

·реструктуризация долгов;

·оптимизация расходов;

·продажа непрофильных и убыточных дочерних предприятий и активов.

В итоге предприятие продолжает свою деятельность, расширяет производственную линейку, наращивает продажи и осваивает новые рынки сбыта.

Тем не менее, по моему мнению были использованы не все варианты финансового оздоровления предприятия. К сожалению, не все предложенные мной меры по финансовому оздоровлению применимы в рамках и компетенциях городской администрации, но применительно к ОАО «АВТОВАЗ» синергитический эффект был бы значительно выше.

На государственном уровне:

. Разработка и реализация программы по обеспечению государственных и муниципальных учреждений автомобилями, произведенными ОАО «АВТОВАЗ».

Данная программа должна была быть направлена не только на обеспечение обеспечению государственных и муниципальных учреждений автомобилями АВТОВАЗа, но контроль и штрафные санкции для организаций, приобретающих автомобили других марок.

. Замена материальных выплат по грантам и другим государственным наградам автомобилями ОАО «АВТОВАЗ» (по аналогии с материнским капиталом).

. Предоставление налоговых каникул сроком не менее 5 лет по налогу на прибыль.

4 стр., 1675 слов

Проблемы и перспективы развития финансового контроля в России

... анализ проблем и перспектив развития финансового контроля в РФ. Для достижения цели в ходе работы необходимо рассмотреть следующие задачи: Содержание финансового контроля, Понятие финансового контроля, Виды и принципы осуществления финансового контроля, Органы финансового контроля, Эффективность осуществления финансового контроля в пределах РФ, Пути развития финансового контроля в РФ, ...

. Отмена экспортных пошлин.

. Уменьшения НДС для автодилеров, реализующих автомобили ОАО «АВТОВАЗ».

. Отмена дорожного налога для владельцев автомобилей ОАО «АВТОВАЗ».

. Частичное субсидирование стоимости 1 литра бензина для автомобилей ОАО «АВТОВАЗ».

На муниципальном уровне:

. Приватизация (администрацией города) не профильных активов ОАО «АВТОВАЗ» в зачет налоговых поступления.

. Снижение тарифов на электроэнергию.

. Выступить гарантом ОАО «АВТОВАЗ» для привлечения инвестиций (гарантию обеспечить землей)

Заключение

На основание проведенной работы можно сделать следующие выводы:

градообразующее предприятие — на котором занято не менее 30% от общего числа работающих на предприятиях города, либо имеющее на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% проживающих в населенном пункте, предприятие несет на себе и экономическую и социальную нагрузку, предприятие и город — неразрывны;

история возникновения градообразующих предприятий и развития моногородов связана с возможностью удовлетворения ими вызова общества; при этом после цикла развития градообразующего предприятия, город или переходит в инерционный цикл или после реформирования градообразующего предприятия начинает свой новый цикл развития с другими целями и задачами, а если их нет — умирает;

особенности градообразующих предприятий заключаются в том, что они обеспечивают занятость большей части трудоспособного населения; формируют существенную долю местного бюджета (до 70% и более); содержат на своем балансе значительную долю коммунальной и социально-бытовой инфраструктуры;

проведя анализ антикризисной программы по оздоровлении ОАО «АВТОВАЗ», можем признать, что программа была реализована, а меры, принятые в рамках данной программы, были эффективны;

были разработан и предложен перечень мероприятий, которые позволили бы увеличить синергитический эффект по финансовому оздоровлению ОАО «АВТОВАЗ»

Итак, все задачи, поставленные во введении решены, следовательно, цель курсовой работы достигнута.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovoy/bankrotstvo-gradoobrazuyuschih-predpriyatiy/

1.Гражданский кодекс Российской Федерации.

2.Бюджетный кодекс Российской Федерации.

.Налоговый кодекс Российской Федерации.

.Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

12 стр., 5844 слов

Ответственность должностных лиц по Уголовному кодексу Российской Федерации

... Целью настоящей дипломной работы является: на основе анализа действующего уголовного законодательства об ответственности за должностные преступления, а также ... должностных преступлений. Все это и определило выбор темы настоящего дипломного исследования. 1. Понятие должностного преступления 1.1 История законодательства о должностных преступлениях Впервые четко упомянула о должностных преступлениях ...

.Лекционный и презентационный материал.

.Итернет (Векипедия, официальный сайт ОАО «АВТОВАЗ»)

.Информационная база «Консультант плюс»

.Курсовые работы по схоже тематике.