Система банковского надзора

Дипломная работа

Устойчивое экономическое развитие любой страны невозможно без функционирования надежной банковской системы. Для обеспечения доверия вкладчиков и потенциальных кредиторов проводится регулирование деятельности коммерческих банков. Банковский надзор является неотъемлемой частью денежно-кредитной политики Центрального Банка (ЦБ) РФ.

Актуальность выбранной мною темы подтверждается многочисленностью нормативных актов ЦБ и правительства РФ. Целью курсовой работы является описание системы банковского надзора на сегодняшний день. Исходя из определенной цели, можно выделить следующие задачи, рассмотреть следующие аспекты:

  • состояние системы надзора на текущий момент;
  • недостатки всей системы в целом;
  • необходимость продуманной политики регулирования деятельности коммерческих банков и важность развития её методики в будущем;
  • перспективы развития в соответствии с международными стандартами.

ГЛАВА 1. Необходимость регулирования деятельности кредитных организаций (коммерческих банков)

Специфика деятельности коммерческих банков как хранителей общественных сбережений и создателей денег в обращении и то влияние, которое они оказывают на экономику страны, обусловливают предъявление законодателями ряда дополнительных, по сравнению с другими субъектами, требований к этим организациям и усиливает роль и значение органа, осуществляющего надзор за их деятельностью. Цели, преследуемые при этом государством, можно сформулировать

  • поддержание стабильности и доверия к финансовой системе посредством обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости её институтов (предотвращение того или иного системного риска, т.е. риска того, что банкротство одного или нескольких институтов могло бы привести к кризису всей финансовой системы);
  • защита инвесторов, заёмщиков и других пользователей финансовой системы от ущерба, возникающего в результате банкротства, мошенничества или других злоупотреблений со стороны финансовых организаций (предотвращение индивидуального риска);
  • обеспечение бесперебойного, эффективного, надежного и результативного функционирования системы кредитно-финансовых организаций (стимулирование эффективности системы).

    1.1.

Содержание и принципы банковского надзора в РФ

Ослабление банковской системы любой страны, как развитой, так и развивающейся, представляет угрозу финансовой стабильности как в данной стране, так и за ее пределами. Необходимость укрепления финансовой системы становится проблемой, привлекающей все большее внимание во всем мире. В Коммюнике по итогам встречи «большой семерки» в Лионе в июне 1996 г. содержится призыв к активным мерам в этой области. Поиском путей укрепления финансовой стабильности в мировом масштабе в последнее время занимается ряд официальных органов, в том числе Базельский комитет по банковскому надзору, Банк международных расчетов, Международный валютный фонд и Всемирный банк.

16 стр., 7507 слов

Лизинг как форма инвестиционной деятельности банка

... Основой формирования средств инвестиционного банка является выпуск собственных акций и получение кредитов коммерческих банков. При этом российским законодательством сегодня не предусмотрено разграничение деятельности банков ... эффективного рынка инвестиций.Услуги инвестиционного банка как финансового посредника необходимы инвестору ... ранее для коммерческих банков операции - лизинг и факторинг, ...

Комитет подготовил для распространения два документа:

  • перечень Базовых принципов эффективного банковского надзора (Базельские принципы), применимых как в странах, входящих в «десятку», так и в странах — членах Комитета (прилагается);
  • периодически обновляемый Сборник существующих рекомендаций, установок и стандартов Базельского комитета, многие из которых корреспондируют с Базельскими принципами.

При разработке Принципов Базельский комитет тесно сотрудничал с органами банковского надзора стран, не входящих в «десятку». Этот документ подготовлен при участии членов Базельского комитета, а также представителей Чили, Китая, Чешской Республики, Гонконга, Мексики, России и Таиланда. Помощь в этой работе оказывали также девять других стран (Аргентина, Бразилия, Венгрия, Индия, Индонезия, Корея, Малайзия, Польша и Сингапур).

Кроме того, при подготовке документа проводились консультации с многочисленными представителями надзорных органов — как непосредственно, так и через ряд региональных органов надзора.

Базельские базовые принципы представляют собой двадцать пять основных принципов, обеспечивающих эффективность системы надзора.

Принципы определяют:

  1. Номер принципа
  2. Условия, необходимые эффективного банковского надзора
  3. Лицензирование и структура
  4. Пруденциальные требования и пруденциальное регулирование
  5. Методика текущего банковского регулирования
  6. Требования по представлению информации
  7. Полномочия надзорных инстанций
  8. Международные банковские операции

Базельские принципы призваны служить основополагающим документом для органов банковского надзора и других государственных органов во всех странах. Национальным органам банковского надзора, многие из которых ищут возможности для укрепления существующего надзорного режима, рекомендуется использовать прилагаемый документ для пересмотра своей надзорной деятельности и разработки специальной программы преодоления недостатков, насколько это возможно в рамках их полномочий.

Непосредственно функции по надзору Банк России реализует через свои территориальные управления (главные управления и национальные банки республик в составе РФ).

Организация банковского надзора в России с учетом специфики правовых норм российского законодательства представлена на рис. 1:

Рис. 1. Организация банковского надзора в Российской Федерации

1.2. Направления банковского надзора

С позиций жизненного цикла кредитной организации регулирующую и надзорную деятельность Банка России можно подразделить на:

31 стр., 15049 слов

Правовые проблемы применения мер воздействия Банком России к ...

... России как органа, осуществляющего банковский надзор за деятельностью кредитных организаций. 2. Изучение мер, применяемых к кредитным организациям за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности в рамках административной ответственности кредитных организаций. 3. Изучение мер, применяемых Банком России к кредитным организациям в порядке банковского надзора. ...

  • регулирование и контроль создания кредитных организаций;
  • надзор за текущей деятельностью действующих кредитных организаций;
  • регулирование реорганизации и ликвидации кредитных организаций.

Регулирование и контроль создания кредитных организаций включает в себя государственную регистрацию создаваемых кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности 1 . Эти меры направлены на отбор для совершения банковских операций только тех экономических субъектов, которые соответствуют требованиям законодательства по уровню собственного капитала, квалификации руководящих работников, материальной оснащенности и др. Банк России как лицензирующий орган уже на стадии создания кредитной организации имеет возможность отсеивать нежизнеспособные, с повышенной степенью риска организации, оценивать финансовую состоятельность будущих владельцев, профессионализм и компетентность управляющих.

Надзор за текущей деятельностью кредитных организаций осуществляется Банком России в форме дистанционного документарного надзора и проведения инспекционных проверок на местах.

Основная цель дистанционного надзора — это оценка принимаемых кредитной организацией рисков, выявление на ранней стадии проблем в деятельности и принятие мер для преодоления выявленных негативных явлений и тенденций. Контролю со стороны Банка России также подвергается расширение деятельности кредитных организаций путем создания территориально обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, реорганизационные процедуры, изменения в составе участников и руководящем составе кредитных организаций и их филиалов. Дистанционный надзор осуществляется на основании отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России. Последний имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, а также требовать разъяснений по полученной информации 2 .

Так как дистанционный надзор основывается на данных отчетности, подготавливаемой и передаваемой самими банками, то велика вероятность, что при появлении и нарастании у банка проблем достоверность и полнота их отчетности будет снижаться. Это приведет к необходимости проведения инспекционных проверок на местах. В их ходе инспекторы Банка России оценивают качество управления кредитной организацией, адекватность банковского капитала, качество активов и правомерность формирования доходов, правильность выполнения банковских операций и адекватность системы внутреннего контроля, а также проверяют соблюдение кредитной организацией требований законов и нормативных актов Банка России.

Для реализации законодательно закрепленных за ним функций в области банковского регулирования и надзора Банку России предоставлены полномочия применять меры воздействия за нарушения законодательства, нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, и собственных предписаний.

Меры воздействия могут носить предупредительный характер или быть принудительными (штрафы, ограничения и запреты на проведение операций и т.п.).

33 стр., 16257 слов

Административный надзор овд

... с административным надзором полиции, правовой основой административного надзора, организации контроля ... административного надзора; 5. определить цели и задачи административного надзора; 6. рассмотреть субъектов административного надзора, их основные функции; 7. исследовать ответственность за нарушение административного надзора; 8. изучить практику применения административного надзора полиции в России ...

Они зависят от характера допущенных нарушений, причин, обусловивших их возникновение, общего финансового состояния кредитной организации, а также от ее положения на федеральном и региональном рынках банковских услуг.

Для предупреждения банкротства действующих кредитных организаций Банк России может применять меры по их финансовому оздоровлению — либо назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией, либо потребовать ее реорганизации. Выбор конкретных мер зависит от состояния кредитной организации и перспектив воздействия со стороны Центрального банка РФ.

Регулирование реорганизации и ликвидации кредитных организаций может происходить как добровольно — по решению их акционеров (участников), так и в принудительном порядке в случае их несостоятельности либо нарушения действующего законодательства. Банк России осуществляет надзор за процессами реорганизации и ликвидации кредитных организаций с целью защиты интересов их кредиторов и вкладчиков. Дополнительная задача, которая решается в ходе надзора, состоит в обеспечении условий для добросовестной конкуренции на банковском рынке и недопущении его монополизации группами взаимосвязанных кредитных организации.

Принудительная реорганизация проводится Банком России в рамках мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, к которым кроме реорганизации относятся также меры по финансовому оздоровлению и назначение временной администрации по управлению кредитной организацией.

Мерами по финансовому оздоровлению кредитной организации являются оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами, изменения структур активов и пассивов, а также организационной структуры, приведение в соответствие размера уставного капитала и величины ее собственных средств.

Реорганизация кредитной организации по требованию Банка россии проводится тогда, когда иные меры финансового оздоровления не могут обеспечить восстановления ее платежеспособности и ликвидности. Реорганизация осуществляется в форме слияния или присоединения к другой, финансово устойчивой кредитной организации.

1.3. Механизм и инструменты по регулированию банковской деятельности

Целью банковского надзора является обеспечение стабильности банковской системы и доверия к ней, сокращение риска потерь для кредиторов и вкладчиков. Исходя из указанной цели для банковского надзора характерны следующие принципы:

— оперативная и финансовая независимость банковского надзора от других функций государственного регулирования и управления, включая и осуществляемые и ЦБ. Цели и задачи банковского надзора могут расходиться с целями и задачами других функций государственного регулирования. Исходя из специфики своих целей и задач и их важности для стабильности банковской системы и экономики в целом орган банковского надзора должен обладать достаточной независимостью в рамках своих полномочий по установлению норм банковской деятельности и равных требований ко всем банкам.

  • достаточность средств и полномочий органа банковского надзора для сбора и проверки сведений о деятельности банков, а также их учредителей и связанных с банками лиц, включая надзорные проверки на местах, а также по принудительному осуществлению принятых решений в рамках надзорных функций. Надзорный орган должен иметь доступ к любой информации об операциях банка для определения их сущности и составления обоснованного суждения о рисках, принятых на себя банком при их осуществлении. Кроме того, надзорный орган должен иметь доступ к сведениям об учредителях и других лицах могущих оказать влияние на деятельность банков, чтобы избежать возможного негативного влияния их на деятельность банка и ограничения доступа на банковский рынок недобросовестных участников;