Система банковского надзора

Устойчивое экономическое развитие любой страны невозможно без функционирования надежной банковской системы. Для обеспечения доверия вкладчиков и потенциальных кредиторов проводится регулирование деятельности коммерческих банков. Банковский надзор является неотъемлемой частью денежно-кредитной политики Центрального Банка (ЦБ) РФ.

Актуальность выбранной мною темы подтверждается многочисленностью нормативных актов ЦБ и правительства РФ. Целью курсовой работы является описание системы банковского надзора на сегодняшний день. Исходя из определенной цели, можно выделить следующие задачи, рассмотреть следующие аспекты:

  • состояние системы надзора на текущий момент;
  • недостатки всей системы в целом;
  • необходимость продуманной политики регулирования деятельности коммерческих банков и важность развития её методики в будущем;
  • перспективы развития в соответствии с международными стандартами.

ГЛАВА 1. Необходимость регулирования деятельности кредитных организаций (коммерческих банков)

Специфика деятельности коммерческих банков как хранителей общественных сбережений и создателей денег в обращении и то влияние, которое они оказывают на экономику страны, обусловливают предъявление законодателями ряда дополнительных, по сравнению с другими субъектами, требований к этим организациям и усиливает роль и значение органа, осуществляющего надзор за их деятельностью. Цели, преследуемые при этом государством, можно сформулировать

  • поддержание стабильности и доверия к финансовой системе посредством обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости её институтов (предотвращение того или иного системного риска, т.е. риска того, что банкротство одного или нескольких институтов могло бы привести к кризису всей финансовой системы);
  • защита инвесторов, заёмщиков и других пользователей финансовой системы от ущерба, возникающего в результате банкротства, мошенничества или других злоупотреблений со стороны финансовых организаций (предотвращение индивидуального риска);
  • обеспечение бесперебойного, эффективного, надежного и результативного функционирования системы кредитно-финансовых организаций (стимулирование эффективности системы).

    1.1.

Содержание и принципы банковского надзора в РФ

Ослабление банковской системы любой страны, как развитой, так и развивающейся, представляет угрозу финансовой стабильности как в данной стране, так и за ее пределами. Необходимость укрепления финансовой системы становится проблемой, привлекающей все большее внимание во всем мире. В Коммюнике по итогам встречи «большой семерки» в Лионе в июне 1996 г. содержится призыв к активным мерам в этой области. Поиском путей укрепления финансовой стабильности в мировом масштабе в последнее время занимается ряд официальных органов, в том числе Базельский комитет по банковскому надзору, Банк международных расчетов, Международный валютный фонд и Всемирный банк.

16 стр., 7507 слов

Лизинг как форма инвестиционной деятельности банка

... расчетно-кассового обслуживания клиентов). Основой формирования средств инвестиционного банка является выпуск собственных акций и получение кредитов коммерческих банков. При этом российским законодательством сегодня не предусмотрено разграничение деятельности банков на собственно банковскую ...

Комитет подготовил для распространения два документа:

  • перечень Базовых принципов эффективного банковского надзора (Базельские принципы), применимых как в странах, входящих в «десятку», так и в странах — членах Комитета (прилагается);
  • периодически обновляемый Сборник существующих рекомендаций, установок и стандартов Базельского комитета, многие из которых корреспондируют с Базельскими принципами.

При разработке Принципов Базельский комитет тесно сотрудничал с органами банковского надзора стран, не входящих в «десятку». Этот документ подготовлен при участии членов Базельского комитета, а также представителей Чили, Китая, Чешской Республики, Гонконга, Мексики, России и Таиланда. Помощь в этой работе оказывали также девять других стран (Аргентина, Бразилия, Венгрия, Индия, Индонезия, Корея, Малайзия, Польша и Сингапур).

Кроме того, при подготовке документа проводились консультации с многочисленными представителями надзорных органов — как непосредственно, так и через ряд региональных органов надзора.

Базельские базовые принципы представляют собой двадцать пять основных принципов, обеспечивающих эффективность системы надзора.

Принципы определяют:

  1. Номер принципа
  2. Условия, необходимые эффективного банковского надзора
  3. Лицензирование и структура
  4. Пруденциальные требования и пруденциальное регулирование
  5. Методика текущего банковского регулирования
  6. Требования по представлению информации
  7. Полномочия надзорных инстанций
  8. Международные банковские операции

Базельские принципы призваны служить основополагающим документом для органов банковского надзора и других государственных органов во всех странах. Национальным органам банковского надзора, многие из которых ищут возможности для укрепления существующего надзорного режима, рекомендуется использовать прилагаемый документ для пересмотра своей надзорной деятельности и разработки специальной программы преодоления недостатков, насколько это возможно в рамках их полномочий.

Непосредственно функции по надзору Банк России реализует через свои территориальные управления (главные управления и национальные банки республик в составе РФ).

Организация банковского надзора в России с учетом специфики правовых норм российского законодательства представлена на рис. 1:

Рис. 1. Организация банковского надзора в Российской Федерации

1.2. Направления банковского надзора

С позиций жизненного цикла кредитной организации регулирующую и надзорную деятельность Банка России можно подразделить на:

  • регулирование и контроль создания кредитных организаций;
  • надзор за текущей деятельностью действующих кредитных организаций;
  • регулирование реорганизации и ликвидации кредитных организаций.

Регулирование и контроль создания кредитных организаций включает в себя государственную регистрацию создаваемых кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности 1 . Эти меры направлены на отбор для совершения банковских операций только тех экономических субъектов, которые соответствуют требованиям законодательства по уровню собственного капитала, квалификации руководящих работников, материальной оснащенности и др. Банк России как лицензирующий орган уже на стадии создания кредитной организации имеет возможность отсеивать нежизнеспособные, с повышенной степенью риска организации, оценивать финансовую состоятельность будущих владельцев, профессионализм и компетентность управляющих.

3 стр., 1066 слов

Совершенствование организации банковского кредитования юридических лиц

... течении нескольких лет. В дипломной работе рассмотрен Филиал «Ростовский» ЗАО «ГЛОБЭКСБАНК». Целью работы является обоснование применение им трендового анализа финансовых показателей. Задачи работы: Организация процесса кредитования юридических лиц в коммерческом банке, Организационно ...

Надзор за текущей деятельностью кредитных организаций осуществляется Банком России в форме дистанционного документарного надзора и проведения инспекционных проверок на местах.

Основная цель дистанционного надзора — это оценка принимаемых кредитной организацией рисков, выявление на ранней стадии проблем в деятельности и принятие мер для преодоления выявленных негативных явлений и тенденций. Контролю со стороны Банка России также подвергается расширение деятельности кредитных организаций путем создания территориально обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, реорганизационные процедуры, изменения в составе участников и руководящем составе кредитных организаций и их филиалов. Дистанционный надзор осуществляется на основании отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России. Последний имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, а также требовать разъяснений по полученной информации 2 .

Так как дистанционный надзор основывается на данных отчетности, подготавливаемой и передаваемой самими банками, то велика вероятность, что при появлении и нарастании у банка проблем достоверность и полнота их отчетности будет снижаться. Это приведет к необходимости проведения инспекционных проверок на местах. В их ходе инспекторы Банка России оценивают качество управления кредитной организацией, адекватность банковского капитала, качество активов и правомерность формирования доходов, правильность выполнения банковских операций и адекватность системы внутреннего контроля, а также проверяют соблюдение кредитной организацией требований законов и нормативных актов Банка России.

Для реализации законодательно закрепленных за ним функций в области банковского регулирования и надзора Банку России предоставлены полномочия применять меры воздействия за нарушения законодательства, нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, и собственных предписаний.

Меры воздействия могут носить предупредительный характер или быть принудительными (штрафы, ограничения и запреты на проведение операций и т.п.).

Они зависят от характера допущенных нарушений, причин, обусловивших их возникновение, общего финансового состояния кредитной организации, а также от ее положения на федеральном и региональном рынках банковских услуг.

15 стр., 7277 слов

Страхование кредитных рисков банка: виды, методы, сущность, страховое покрытие

... банков и страховых компаний клиент получает максимально удобный комплекс услуг, который может включать в себя страховые и банковские ... СТРАХОВАНИЯ БАНКОВСКИХ РИСКОВ 1.1 Понятия, виды и специфика банковских рисков. Банковский риск – риск возникновения у кредитной организации ... виды страхование банковских рисков в России; изучить зарубежный российский опыт страхования банковских рисков; проанализировать ...

Для предупреждения банкротства действующих кредитных организаций Банк России может применять меры по их финансовому оздоровлению — либо назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией, либо потребовать ее реорганизации. Выбор конкретных мер зависит от состояния кредитной организации и перспектив воздействия со стороны Центрального банка РФ.

Регулирование реорганизации и ликвидации кредитных организаций может происходить как добровольно — по решению их акционеров (участников), так и в принудительном порядке в случае их несостоятельности либо нарушения действующего законодательства. Банк России осуществляет надзор за процессами реорганизации и ликвидации кредитных организаций с целью защиты интересов их кредиторов и вкладчиков. Дополнительная задача, которая решается в ходе надзора, состоит в обеспечении условий для добросовестной конкуренции на банковском рынке и недопущении его монополизации группами взаимосвязанных кредитных организации.

Принудительная реорганизация проводится Банком России в рамках мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, к которым кроме реорганизации относятся также меры по финансовому оздоровлению и назначение временной администрации по управлению кредитной организацией.

Мерами по финансовому оздоровлению кредитной организации являются оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами, изменения структур активов и пассивов, а также организационной структуры, приведение в соответствие размера уставного капитала и величины ее собственных средств.

Реорганизация кредитной организации по требованию Банка россии проводится тогда, когда иные меры финансового оздоровления не могут обеспечить восстановления ее платежеспособности и ликвидности. Реорганизация осуществляется в форме слияния или присоединения к другой, финансово устойчивой кредитной организации.

1.3. Механизм и инструменты по регулированию банковской деятельности

Целью банковского надзора является обеспечение стабильности банковской системы и доверия к ней, сокращение риска потерь для кредиторов и вкладчиков. Исходя из указанной цели для банковского надзора характерны следующие принципы:

— оперативная и финансовая независимость банковского надзора от других функций государственного регулирования и управления, включая и осуществляемые и ЦБ. Цели и задачи банковского надзора могут расходиться с целями и задачами других функций государственного регулирования. Исходя из специфики своих целей и задач и их важности для стабильности банковской системы и экономики в целом орган банковского надзора должен обладать достаточной независимостью в рамках своих полномочий по установлению норм банковской деятельности и равных требований ко всем банкам.

  • достаточность средств и полномочий органа банковского надзора для сбора и проверки сведений о деятельности банков, а также их учредителей и связанных с банками лиц, включая надзорные проверки на местах, а также по принудительному осуществлению принятых решений в рамках надзорных функций. Надзорный орган должен иметь доступ к любой информации об операциях банка для определения их сущности и составления обоснованного суждения о рисках, принятых на себя банком при их осуществлении. Кроме того, надзорный орган должен иметь доступ к сведениям об учредителях и других лицах могущих оказать влияние на деятельность банков, чтобы избежать возможного негативного влияния их на деятельность банка и ограничения доступа на банковский рынок недобросовестных участников;