Правовое положение центрального банка (Банка России)

На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало четкое разграничение между центральными и коммерческими банками. Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком, пользовавшимся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем – центральным банком, что соответствует его главенствующему положению, центральный банк служит осью, центром кредитной системы. С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на:

  • государственные, капитал которых принадлежит государству (например, ЦБ РФ);
  • акционерные;
  • смешанные – акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству.

Независимо от того, принадлежит или нет капитал ЦБ государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи. Правительство заинтересовано в надежности ЦБ в силу особой роли последнего в проведении экономической политики правительства.

Однако тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику ЦБ. Независимо от принадлежности капитала ЦБ является юридически самостоятельным. Чаще всего он подотчетен либо законодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом. Существенная степень независимости ЦБ является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства. В тоже время независимость ЦБ от правительства имеет относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. В конечном счете любой ЦБ в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.[36]

Актуальность темы не вызывает сомнения, так как деятельность ЦБ непосредственно влияет на экономическую ситуацию в стране, а следовательно и на уровень жизни населения. Связано это с проводимой центральным банком денежно-кредитной политики и выполняемых им функций.

Цель данной работы заключается в изучении правовых основ деятельности Банка России и выявление путей их совершенствования. Достижение цели потребовало решения следующих задач:

3 стр., 1463 слов

Правоотношений в системе курса Теории государства и права

... себе механизм действия правового отношения, необходимо, прежде всего, овладеть понятием и структурой правоотношения. Целью курсовой является рассмотрение правоотношений в системе курса Теории государства и права. Заданием курсовой работы является рассмотрение понятия, ...

  • изучить организационную структуру Банка России и выполняемые им функции;
  • рассмотреть основные направления деятельности Банка России;
  • исследовать взаимоотношения Банка России с органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления и кредитными организациями.

Объектом исследования курсовой работы является Банк России, а предметом – ФЗ «О центральном банке (Банке России)», периодические издания Банка России и учебно-методическая литература.

1. Организационная структура и функции Банка России.

1.1. Цели, задачи и функции Банка России.

Основными целями деятельности Банка России являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. [21]

Основными задачами ЦБ РФ являются: регулирование денежного обращения; проведение единой денежно-кредитной политики; защита интересов вкладчиков, банков; надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений; осуществление операций по внешнеэкономической деятельности. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. [24]

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской федерации;
  • устанавливает правила проведения банковских операций;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также юридическими и физическими лицами;
  • устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  • устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

[45]

7 стр., 3380 слов

Денежная система Российской Федерации

... Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлены правовые основы функционирования денежной системы РФ, задачи, функции и полномочия Банка России в организации денежного обращения. В России, как и во всех странах, налично-денежный оборот значительно меньше безналичного. ...

1.2. Национальный банковский совет и органы управления Банком России.

Национальный банковский совет (НБС) — это состоящий из представителей различных ветвей власти орган управления, наделенный компетенцией, которая, не ограничивая независимости Банка России в защите и обеспечении устойчивости рубля (основной функции Банка России), позволяет осуществлять контроль за его деятельностью на принципах коллегиальности, гласности, законности. [33]

Банк России, являясь одним из органов государственной власти федерального уровня, не входит в систему какой-либо из традиционных ветвей власти и осуществляет свою основную функцию независимо от них. В то же время независимость Банка России не может быть абсолютной. В связи с этим помимо того, что Банк России подотчетен Государственной Думе, другие федеральные органы государственной власти могут осуществлять контроль и оказывать влияние на его деятельность через своих представителей в НБС. [2]

НБС включает Председателя НБС, заместителя Председателя НБС и членов НБС.

Председатель НБС осуществляет общее руководство деятельностью НБС, назначает заседания НБС и председательствует на них. Председатель НБС избирается членами НБС из их числа большинством голосов от общего числа членов НБС.

Члены НБС, за исключением Председателя Банка России, который является членом НБС по должности, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность.[7]

В компетенцию НБС входят:

1) рассмотрение годового отчета Банка России;

2) утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года:

  • общего объема расходов на содержание служащих Банка России;
  • общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;
  • общего объема капитальных вложений;
  • общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;

3) рассмотрение вопросов совершенствования банковской деятельности РФ;

20 стр., 9802 слов

Правовое регулирование банкротства кредитных организаций в России и США

... работы – изучить институт банкротства банков в России и США и выяснить, возможно и целесообразно ли применение в нашей стране отдельных элементов института несостоятельности банков США. Глава I. Правовое регулирование Банкротства кредитных организаций ... в России §1. Понятие банкротства кредитных организаций ...

4) рассмотрение проекта основных направлений государственной денежно-кредитной политики;

5) решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;

6) назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;

7) ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России:

  • реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
  • банковского регулирования и банковского надзора;
  • реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;
  • организация системы расчетов в РФ;
  • исполнение сметы расходов Банка России и др.

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка России в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ относится к ведению Государственной Думы. [26]

Для назначения Председателя Банка России на должность необходимо, чтобы за него было подано большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России в соответствии с п. «г» ст. 83 Конституции РФ Государственной Думе представляет Президент РФ. Если Государственная Дума отклонит предложенную Президентом РФ кандидатуру на должность Председателя Банка России, то Президент должен в течение двух недель внести новую кандидатуру. При этом одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз.[22]

Председатель Банка России назначается на должность сроком на 4 года и может быть освобожден от занимаемой должности в случае истечения срока своих полномочий либо досрочно. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

Председатель Банка России может быть досрочно освобожден от должности только в случаях:

  • невозможности исполнения служебных обязанностей в связи с болезнью, что должно быть подтверждено заключением государственной медицинской комиссии;
  • подачи личного заявления об отставке;
  • совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
  • нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России. [26]

Совет директоров Банка России является высшим органом управления Банка России и представляет собой коллегиальный орган, осуществляющий руководство Банком России.

Совет директоров включает 13 человек: Председателя Банка России и 12 членов Совета директоров.

Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России и получают за эту деятельность соответствующую оплату. Формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России и членов Совета директоров устанавливаются Советом директоров Банка России.

Члены Совета директоров назначаются на должность Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Кандидатуры членов Совета директоров согласовываются Председателем Банка России с Президентом РФ. Срок исполнения полномочий члена Совета директоров составляет 4 года. [12]

17 стр., 8038 слов

Конституционное право России : Политические партии и общественные организации

... структурные компоненты политической жизни общества: государство (представительные и исполнительные органы власти, суд, прокуратура, органы юстиции, милиция, органы государственной безопасности и др.); политические партии и политические движения; общественные организации и иные ...

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров. В случае равенства голосов голос Председателя Банка России (но не замещающего его лица) является решающим.

Кворум заседания Совета директоров составляет 7 человек. Даже при наличии кворума Совет директоров может принимать решения только при обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его замещающего.

Если при принятии Советом директоров решений по вопросам денежно-кредитной политики в мнениях членов Совета директоров выявились разногласия, то мнение членов Совета директоров, оказавшихся в меньшинстве, по их требованию должно быть занесено в протокол заседания Совета директоров.

Для участия в заседаниях Совета директоров в случае необходимости могут приглашаться руководители территориальных учреждений Банка России, которые правом голоса не наделены. Кроме того, в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса участвуют министр финансов РФ и министр экономического развития и торговли РФ (или по их поручению по одному из их заместителей).

[5]

Компетенция Совета директоров включает в себя:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики;

2) утверждает годовую финансовую отчетность Банка России, рассматривает аудиторское заключение по этой отчетности;

3) утверждает смету расходов Банка России, исходя из утвержденных НБС общих объемов расходов Банка России;

4) принимает решения:

  • о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России;
  • об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
  • о величине резервных требований;
  • об изменении процентных ставок Банка России;
  • об определении лимитов операций на открытом рынке;
  • об участии (о членстве) Банка России в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
  • о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России и его организаций (дает разрешение на цену и иные условия заключения седелки);
  • о применении прямых количественных ограничений;
  • о выпуске банкнот и монет Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монет старого образца;
  • о порядке формирования резервов кредитными организациями и т.д. [26]

Членство в Совете директоров Банка России накладывает на гражданина ряд ограничений, что обусловлено невозможностью совмещения интересов службы в Банке России с какими-либо еще политическими, экономическими или иными интересами.

В связи с этим члены Совета директоров Банка России:

  • не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, депутатами органов местного самоуправления, государственными служащими, членами Правительства РФ;
  • не могут состоять в политических партиях;
  • не имеют права работать по совместительству, а также на основании договора подряда (за исключением преподавательской, научно-исследовательской и творческой деятельности);
  • не имеют права занимать должности в кредитных и иных организациях, в общественно-политических и религиозных организациях;
  • обязаны в письменной форме уведомить в 10-дневный срок Совет директоров о приобретении ими акций (долей) кредитных организаций.

Объем компетенции Председателя Банка России представляется достаточным для руководства Банком России как единой централизованной системой с вертикальной структурой управления. [6]

3 стр., 1462 слов

Центральный банк РФ как орган банковского надзора

... законом, осуществляет надзор и контроль, состредоточивает у себя обязательные резервы коммерческих банков. Функция банка банков раскрывается Кредитор в последней инстанции. Центральный банк, выручая коммерческие банки в период экономической нестабильности, предоставляет им кредитную поддержку пут ...

1.3. Капитал Банка России.

Национальные центральные банки традиционно имеют уставный капитал, размер которого закреплен в законе о центральном банке и может быть изменен лишь путем внесения в такой закон соответствующих поправок.

Правовой статус уставного капитала национального центрального банка, определяемый исходя из участия в нем правительства страны, является одним из критериев, по которым определяется степень независимости центрального банка. В этом отношении в связи с тем, что Правительство РФ не участвует в капитале Банка России, последний характеризуется высокой степенью независимости.

Прибыль Банка России отражается в его годовой финансовой отчетности.

Под годовой финансовой отчетностью Банка России понимаются:

  • годовой баланс, счет прибылей и убытков, в том числе отчет о полученной прибыли и ее распределении;
  • отчет о формировании и об использовании резервов и фондов Банка России;
  • отчет об управлении Банком России ценными бумагами и долями участия в капиталах организаций, входящими в состав имущества Банка России;
  • отчет о расходах на содержание служащих Банка России;
  • отчет об исполнении сметы капитальных вложений.

После утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения. [43]

Налоги и сборы уплачиваются Банком России и его организациями в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

1.4. Принципы организации Банка России.

Единая централизованная система Банка России включает:

  • Центральный аппарат (ЦА);
  • 60 Главных управлений (ГУ);
  • 19 Национальных банков (НБ);
  • 1195 расчетно-кассовых центров (РКЦ);
  • 13 банковских школ;
  • учебно-методический центр;
  • центр подготовки персонала;
  • 19 иных организаций, подведомственных Центральному банку РФ.

Центральный аппарат Банка России включает следующие департаменты и главные управления, являющиеся функциональными подразделениями по основным направлениям деятельности:

1) сводный экономический департамент,

2) департамент исследований и информации,

3) департамент бухгалтерского учета и отчетности,

4) департамент методологии и организации расчетов,

5) департамент иностранных операций,

6) департамент международных финансово-экономических отношений,

7) департамент регулирования денежного обращения,

8) департамент эмиссионно-кассовых операций,

9) департамент валютного регулирования и валютного контроля,

10) департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности,

11) департамент пруденциального банковского надзора,

6 стр., 2855 слов

Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных видов финансовых ...

... страховой организации и принятых обязательств, иных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности страховой организации; — недостаточность денежных средств для своевременного исполнения денежных обязательств ... фонды: 1) дополнительными основаниями для применения мер по предупреждению банкротства негосударственного пенсионного фонда являются: — снижение по итогам квартала ...

12) департамент по организации банковского санирования,

13) департамент инспектирования кредитных организаций,

14) департамент организации и исполнения госбюджета и внебюджетных фондов,

15) департамент контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках,

16) департамент операций на открытом рынке,

17) юридический департамент,

18) административный департамент,

19) департамент информатизации,

20) департамент телекоммуникаций,

21) департамент подготовки персонала,

22) департамент полевых учреждений,

23) департамент внутреннего аудита и ревизий,

24) департамент внешних и общественных связей,

25) финансовый департамент,

26) главное управление безопасности и защиты информации,

27) главное управление недвижимости.

В систему расчетно-кассовых центров Банка России входят:

  • головные расчетно-кассовые центы;
  • межрайонные расчетно-кассовые центры;
  • районные расчетно-кассовые центры. [34]

Головной расчетно-кассовый центр, межрайонный расчетно-кассовый центр, районный расчетно-кассовый центр (в дальнейшем именуются РКЦ) являются структурными подразделениями Банка России, действующими в составе территориального учреждения Банка России.

Основной целью деятельности РКЦ как структурного подразделения Банка России, осуществляющего банковские операции с денежными средствами в условиях двухуровневой банковской системы, является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы РФ. [4]

Основные функции РКЦ:

1) Осуществление расчетов между кредитными организациями (филиалами).

2) Осуществление кассового обслуживания кредитных организаций (филиалов).

3) Хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности.

4) Обеспечение учета и контроля осуществления расчетных операций и выверки взаимных расчетов через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам).

5) Обеспечение учета и контроля осуществления кассовых операций через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам).

6) Расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства Минфина России, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

7) Обслуживание клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

8) Обеспечение защиты ценностей, банковских документов и банковской информации от несанкционированного доступа.

9) Разработка и представление в территориальное учреждение Банка России прогноза по эмиссионному результату на предстоящий квартал в целом по обслуживаемой территории.

10) Установление предельных остатков денежной наличности в операционных кассах кредитных организаций (филиалов), других юридических лиц и осуществление оперативного контроля за их соблюдением в соответствии с действующим порядком.

7 стр., 3140 слов

Создание банка, его регистрация и получение лицензии

... создаваемыми группой государств, банков, международных организаций. Национальные банки представлены центральным банком (Национальный Банк Республики Беларусь) и коммерческими банками. Центральный банк обычно является эмиссионным центром страны и центром кредитной системы. Коммерческими банками являются государственные, ...

11) Осуществление контроля за достоверностью отчетности о кассовых оборотах, составляемой кредитными организациями.

12) Составление на основании данных кредитных организаций календаря выдач денег на оплату труда и представление его в территориальное учреждение Банка России.

13) Проверка в кредитных организациях работы по соблюдению порядка ведения кассовых операций по обслуживаемой клиентуре.

14) Регулирование обязательных резервов, депонируемых в Банке России, осуществление контроля за своевременностью и полнотой перечисления обязательных резервов, проверка достоверности расчетов обязательных резервов. [26]

РКЦ в соответствии с возложенными на него функциональными задачами осуществляет следующие операции.

  • Открытие, переоформление и закрытие корреспондентских счетов (субсчетов) кредитным организациям (филиалам) по месту их нахождения, а также других счетов юридическим и физическим лицам.
  • Списание (зачисление) средств со счетов (на счета) кредитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц.
  • Контроль соблюдения правил и сроков совершения расчетных операций кредитными организациями, другими юридическими и физическими лицами.
  • Контроль осуществления платежей в пределах средств, имеющихся на счетах кредитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц.
  • Учет списания (зачисления) средств посредством отражения на корреспондентских счетах (субсчетах), расчетных и текущих счетах, счетах МФО, а также других счетах, открытых на балансе РКЦ.
  • Выверка отражения расчетных операций на корреспондентских счетах (субсчетах) и других счетах, открытых на балансе РКЦ и на балансе кредитных организаций (филиалов).

  • Защита расчетно-денежных документов с применением специальных средств.
  • Прием и выдача ценностей из резервных фондов.
  • Учет эмиссионных операций.
  • Прием и выдача наличных денег кредитным организациям (филиалам) и другим юридическим и физическим лицам.
  • Обработка денежной наличности.
  • Открытие и закрытие ссудных счетов по рефинансированию банков Банком России на основании кредитных договоров, заключенных территориальным учреждением Банка России.
  • Начисление процентов по кредитным операциям, контроль за их своевременным и полным перечислением. [9]

Территориальное учреждение Центрального банка РФ (далее — территориальное учреждение) — обособленное подразделение Центрального банка РФ, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.

Территориальные учреждения, как правило, создаются на территории субъектов РФ. По решению Совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов РФ.

В составе территориальных учреждений на правах структурных подразделений действуют расчетно-кассовые центры (в дальнейшем — РКЦ), иные подразделения, в том числе, обеспечивающие деятельность территориального учреждения (столовые, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения, учебные заведения, и т.д.), создание и ликвидация которых утверждается Банком России.

Территориальное учреждение не имеет статуса юридического лица и обладает полномочиями, предоставленными ему нормативными актами Банка России. [14]

17 стр., 8424 слов

«Кредитный договор: понятие и виды»

... анализ договора кредита проведенный по следующим направления: Заказать дипломную - Уникальный банк готовых и успешно сданных диссертаций предлагает вам приобрести любую работу по желаемой тематике. Мастерское и в других городах России. всесторонний ...

Территориальное учреждение в пределах предоставленных ему полномочий независимо в своей деятельности от органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Территориальное учреждение наделено полномочиями в области:

1) денежно-кредитного регулирования;

2) организации денежного обращения и расчетов;

3) обслуживания счетов по учету доходов и средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов;

4) экономического анализа и статистики;

5) регулирования, надзора и осуществления проверок деятельности кредитных организаций;

6) организации банковского санирования и ликвидации кредитных организаций;

7) регулирования и контроля за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг;

8) валютного контроля;

9) правовой области;

10) информатизации банковской деятельности;

11) обеспечения безопасности и защиты информации;

12) связей со средствами массовой информации и общественностью. [38]

2. Правовые основы деятельности ЦБ РФ.

2.1. Денежно-кредитная политика.

Денежно-кредитная политика — это составная часть единой государственной экономической политики, проявляющаяся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства.

Разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику (во взаимодействии с Правительством РФ) Банк России, который в соответствии с п. 3 ст. 151 БК РФ является органом денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитное регулирование — это совокупность осуществляемых Банком России мер, направленных на изменение таких показателей денежного обращения, как денежная масса в обращении, объем выдаваемых кредитов, уровень процентных ставок и др. [26]

Различаются методы и инструменты денежно-кредитной политики.

Методы денежно-кредитной политики — это способы воздействия на ориентиры денежно-кредитной политики, осуществляемые посредством применения определенных инструментов денежно-кредитной политики.

Инструменты денежно-кредитной политики — это тесно связанные с целевыми ориентирами денежно-кредитной политики показатели, находящиеся в сфере воздействия Банка России как органа денежно-кредитного регулирования, величина которых может быть достаточно быстро скорректирована.

Методы денежно-кредитной политики подразделяются на:

  • административные;
  • экономические. [18]

К административным методам денежно-кредитной политики относятся:

  • лимитирование уровня процентных ставок по кредитам;
  • ограничение объема кредитов, выдаваемых кредитным организациям;
  • селективная кредитная политика, реализуемая посредством:
  • а) установления количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли экономики;
  • б) создания специализированных кредитных организаций, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам;
  • портфельные ограничения, предполагающие вменение кредитным организациям в обязанность приобретение государственных ценных бумаг;
  • валютные ограничения, включающие:
  • а) продажу части валютной выручки центральному банку по официальному курсу;
  • б) лицензирование продажи иностранной валюты импортерам;
  • в) ограничение операций кредитных организаций по купле-продаже валюты на внутреннем рынке и др.

К экономическим методам денежно-кредитной политики Банка России относятся:

  • нормативные методы, осуществляемые путем использования таких инструментов, как:
  • а) отчисления в фонд обязательных резервов;
  • б) коэффициенты и нормативы, устанавливаемые для кредитных организаций;
  • корректирующие методы, осуществляемые путем использования следующих инструментов денежно-кредитной политики:
  • а) процентные ставки;
  • б) операции на открытом рынке;
  • в) валютные интервенции и др. [19]

Применяемые Банком России инструменты денежно-кредитной политики имеют критерии эффективности. К числу таких критериев относятся:

  • гибкость, т.е. возможность маневра в процессе применения данного инструмента;
  • возвратность, т.е. возможность проведения обратной операции;
  • скорость;
  • соответствие получаемых результатов поставленным целям.

Решения Совета директоров по вопросам изменения процентных ставок, размера резервных требований, размеров обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, прямых количественных ограничений, участия (членства) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его организаций и служащих, выпуска банкнот и монеты Банка России нового образца, изъятия из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, порядка формирования резервов кредитными организациями подлежат обязательному опубликованию в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России» в течение 10 дней со дня принятия этих решений. [39]

В соответствии со ст. 46 Закона Банк России имеет право предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами только российским и иностранным кредитным организациям, а также Правительству РФ. При этом осуществление данных сделок Банком России должно быть направлено на достижение целей, предусмотренных комментируемым Федеральным законом.

Согласно ст. 40 Закона кредитование Банком России кредитных организаций называется рефинансированием. Общий объем выдаваемых Банком России кредитов должен соответствовать принятым ориентирам единой государственной денежно-кредитной политики. Для регулирования общего объема выдаваемых Банком России кредитов в рамках прямых количественных ограничений могут устанавливаться лимиты на рефинансирование кредитных организаций.

Система процентных ставок Банка России во многом соответствует мировой практике. В эту систему входят ставка рефинансирования и ставки по кредитным и депозитным операциям Банка России, осуществляемым с кредитными организациями.

Экономический рост, наблюдаемый в России в последние годы при относительно невысоком уровне инфляции, свидетельствует о рациональности складывающегося текущего уровня процентных ставок. Вместе с тем для повышения влияния денежно-кредитной политики на развитие экономики требуется расширение роли банковского кредита в удовлетворении спроса на деньги, что позволит придать процентным ставкам более значимые функции в регулировании экономической деятельности. [40]

Важную роль среди процентных ставок Банка России играет ставка рефинансирования. Изменяемая в зависимости от экономической ситуации, ставка рефинансирования выполняет сигнальные функции, давая участникам денежного рынка информацию об оценке Банком России сложившегося уровня инфляции и перспектив ее развития и тем самым оказывая влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Однако задачей этой ставки не является оперативное влияние на изменение текущей ситуации на межбанковском рынке.

Ставки по кредитам «овернайт» и внутридневным кредитам используются Банком России при предоставлении кредитов банкам для обеспечения платежей по корреспондентским счетам в течение дня и для завершения операционного дня. Объемы подобных кредитов в условиях наличия свободной ликвидности невелики, и поэтому эти процентные ставки не оказывают определяющего влияния на изменение ситуации с ликвидностью на межбанковском кредитном рынке. Ставка по ломбардным аукционам при сложившемся уровне ликвидности банков также пока существенно не влияет на ставки межбанковского кредитного рынка. В этих условиях наиболее значимую роль играют ставки по депозитным операциям Банка России и операциям с облигациями Банка России с банками, при проведении которых осуществляется абсорбирование свободной банковской ликвидности. [26]

Устанавливаемые Центральным банком РФ процентные ставки по своим операциям оказывают все более значительное влияние на общий уровень ставок межбанковского кредитного рынка и на величину процентов по кредитам, предоставляемым нефинансовым предприятиям и организациям.

В среднесрочной перспективе Банк России будет строить процентную политику таким образом, чтобы:

  • содействовать формированию объективного уровня процентных ставок в экономике с целью регулирования совокупного спроса в соответствии с ориентирами денежно-кредитной политики;

— на основе анализа влияния процентных ставок по своим инструментам на ставки денежного рынка и уровень доходности других секторов финансового рынка, ставки по кредитам реальному сектору, а также на экономическую динамику определить вид ставки, оказывающей наиболее значимое влияние на экономику.

Решения Совета директоров по вопросам изменения процентных ставок подлежат обязательному официальному опубликованию в издании Банка России — «Вестнике Банка России» в течение 10 дней со дня принятия этих решений. [13]

2.2. Организация наличного обращения и безналичных расчетов.

Банк России является эмиссионным центром страны, в связи с чем на него возложена задача управления денежным обращением в целях обеспечения устойчивости денежной системы.

Эмиссия наличных денег является конституционной обязанностью Банка России. Согласно ч. 1 ст. 75 Конституции РФ денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ.

Денежное обращение — это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, работ, услуг. Денежное обращение имеет две формы (сферы): наличную и безналичную. Между ними существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую. [16]

Несмотря на то, что по объему оборот наличных денег существенно меньше безналичного оборота, его экономическое значение чрезвычайно велико. Именно в сфере налично-денежного обращения происходит окончательная реализация произведенных товаров, работ и услуг, проверяется соответствие спроса и предложения. Поэтому от состояния налично-денежного обращения во многом зависит покупательная способность национальной валюты.

Выпуск наличных денег происходит ежедневно в пределах сумм, изымаемых из обращения.

Эмиссия наличных денег осуществляется сверх сумм, изъятых из обращения.

Являясь эмиссионным центром, Банк России осуществляет эмиссионное регулирование, т.е. регулирование выпуска и изъятия денег из обращения. [26]

Эмиссионное регулирование включает:

  • определение эмиссионного результата как по отдельным регионам, так и в целом по стране (эмиссионный результат может быть с «плюсом», когда производится выпуск денег в обращение, или с «минусом», когда производится изъятие денег из обращения);
  • документальное оформление совершаемых эмиссионных операций.

Исходя из целей деятельности Банка России и выполняемых им функций, в комментируемом Законе установлены следующие принципы организации наличного денежного обращения в Российской Федерации:

  • принцип номинала;
  • принцип необязательности обеспечения;
  • принцип монополии;
  • принцип уникальности;
  • принцип безусловной обязательности;
  • принцип неограниченной обмениваемости;
  • принцип разграничения компетенции.

В соответствии с Конституцией РФ наименованием денежной единицы РФ является «рубль», а не «копейка». Копейка — это наименование не денежной, а расчетной единицы. Понятие «расчетная единица» по своему объему шире, чем понятие «денежная единица», и включает не только наличные банкноты и монету, выраженные в российской и иностранной валюте, но и безналичные деньги. [15]

Рубль, как и любая национальная валюта, в известном смысле является лишь не обеспеченной золотом бумажкой. В принципе, рубли могли бы выпускаться Банком России в неограниченном количестве, поскольку прямые законодательные ограничения отсутствуют. Тем не менее существуют косвенные границы эмиссионной активности Банка России. Они определяются целями, к достижению которых должен стремиться Банк России, а также необходимостью осуществлять предусмотренную ч. 2 ст. 75 Конституции РФ его основную функцию, состоящую в защите и обеспечении устойчивости рубля. Именно исходя из предусмотренных законодательством косвенных ограничений, Банк России осуществляет эмиссию наличных денег лишь в ограниченном количестве.

Эмиссионная монополия необходима Банку России, прежде всего, для исключения злоупотреблений содействия проведению единой государственной денежно-кредитной политики. Монополия как дарованная государством привилегия означает для Банка России право выпускать бумажные деньги, являющиеся по сути беспроцентными векселями, привлекательность которых объясняется их статусом как единственного платежного средства в стране.

Эмиссия наличных денег — основа контроля расширения всей денежной массы, включая средства на счетах коммерческих банков. Монопольное положение Банка России как эмиссионного центра дает ему возможность держать денежное обращение под контролем не только на стадии наличной эмиссии, но и на последующих ступенях развития денежных средств в форме текущих счетов или средств безналичного расчета.

Эмитируемые Банком России наличные деньги сохраняют свою ключевую роль только при условии, если их количество ограничено.

Выпуск денег в обращение представляет собой процесс, складывающийся из нескольких этапов:

1) составления прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного проведения расчетов;

2) изготовления денежных знаков и их защиты от фальсификации;

3) организации резервных фондов денежной наличности;

4) транспортировки денежной наличности в регионы Российской Федерации.

5) собственно выпуска денег в обращение. [17]

Необходимость изъятия наличных денег из обращения обусловлена тем, что банкноты как средство платежа имеют свой срок обращения. Степень износа банкнот определяется уровнем культуры их использования в качестве платежного средства, сферой обращения, местом хранения.

Процесс изъятия банкнот из обращения начинается в коммерческих банках. Поступающую в коммерческие банки денежную наличность сортируют на годную и ветхую, чтобы на выдачу клиентам направлялись только годные денежные знаки. Ветхие банкноты формируются в пачки и сдаются в РКЦ (разрешается сдавать не полностью сформированные пачки).

Последний этап работы с наличными деньгами — их уничтожение, Для этого приказом Центрального банка РФ создается комиссия, члены которой обязаны присутствовать при физическом уничтожении денежных билетов, о чем составляется соответствующий акт.

Ежедневно таким образом уничтожается 300 млн. руб. (за год — более 100 млрд.).

Вместо них Банк России выпускает в обращение новые банкноты.

Обеспечением эмитируемых Банком России банкнот и монеты являются:

  • золотовалютные резервы;
  • государственные и прочие ценные бумаги, собственником которых является Банк России;
  • кредиты Банка России коммерческим банкам под залог ценных бумаг.

В связи с тем, что банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным платежным средством на территории РФ, они обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей. [38]

Правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов установлены в ГК РФ, комментируемом Законе, Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», иных законодательных актах РФ и конкретизированы в Положении Банка России от 12.04.01 N 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.

Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием:

1) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;

2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;

3) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;

4) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации. [32]

Списание денежных средств со счета осуществляется по распоряжению его владельца или без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных законодательством и/или договором между банком и клиентом.

Списание денежных средств со счета осуществляется на основании расчетных документов в пределах имеющихся на счете денежных средств, если иное не предусмотрено в договорах, заключаемых между Банком России или кредитными организациями и их клиентами.

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств осуществляется по мере их поступления в очередности, установленной законодательством.

Формы безналичных расчетов и условиях их применения Положение Банка России N 2-П распространяется на следующие формы безналичных расчетов:

  • а) платежными поручениями;
  • б) по аккредитиву;
  • в) чеками;
  • г) по инкассо. [26]

Безналичные расчеты применяются клиентами кредитных организаций (филиалов), учреждений и подразделений расчетной сети Банка России (далее — банки, за исключением прямого указания в тексте только на кредитные организации (филиалы) или учреждения и подразделения расчетной сети Банка России), а также самими банками.

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (далее — основной договор).

В рамках безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков. [32]

2.3. Банковские операции и сделки Банка России.

Для достижения целей, предусмотренных ст. 3 Закона, Банку России предоставлено право осуществлять банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, а также Правительством РФ.

Перечень банковских операций и сделок, которые Банк России вправе осуществлять для достижения предусмотренных Законом целей, является открытым. При этом не все перечисленные в нем сделки относятся к числу банковских.

Банковские сделки — это сделки, исключительное право на совершение которых в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» предоставлено кредитным организациям. К ним сделкам относятся:

  • банковские операции, перечисленные в ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона;
  • финансирование под уступку денежного требования;
  • доверительное управление денежными средствами по договору с физическими и юридическими лицами;
  • хранение ценностей в банке;
  • хранение ценностей в индивидуальном банковском сейфе.

Таким образом, не относятся к числу банковских сделок перечисленные в комментируемой статье:

  • покупка и продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке;
  • покупка и продажа облигаций, эмитированных Банком России;
  • покупка и продажа драгоценных металлов;
  • принятие на хранение и в управление ценных бумаг;
  • выдача поручительств;
  • осуществление операций с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
  • открытие счетов в российских и иностранных кредитных организациях на территории РФ и территориях иностранных государств;
  • выставление векселей.[31]

По общему правилу перечисленные в комментируемой статье банковские операции и сделки Банк России вправе осуществлять на комиссионной основе. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены федеральными законами.

Банку России предоставляется право обслуживать органы государственной власти и местного самоуправления, их организации, государственные внебюджетные фонды, воинские части, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц (в случаях, предусмотренных федеральными законами), осуществляя следующие банковские операции:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, а также с физическими лицами Банк России может лишь в тех в регионах, где отсутствуют кредитные организации.[26]

2.4. Банковское регулирование и банковский надзор.

Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора обязан обеспечивать поддержание стабильности банковской системы РФ и защиту интересов вкладчиков и кредиторов.

Предметом банковского надзора является соблюдение кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Субъектами банковского регулирования и банковского надзора являются кредитные организации и банковские группы.

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». [31]

Банковская группа — не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций).

[3]

В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры, установленные ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Под оперативной деятельностью кредитных организаций понимается систематическое осуществление ими операций и сделок, имеющих предпринимательский характер:

  • банковских операций;
  • сделок, перечисленных в ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
  • сделок с ценными бумагами, осуществление которых не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами;
  • сделок, совершаемых кредитными организациями в рамках профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Под вмешательством Банка России в оперативную деятельность кредитных организаций понимается применение Банком России следующих предусмотренных ст. 74 Закона мер:

  • ограничение проведения кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев;
  • введение запрета на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
  • назначение временной администрации по управлению кредитной организацией на срок до 6 месяцев;
  • введение запрета на осуществление реорганизации кредитной организации.

Указанные меры могут применяться Банком России лишь в случае:

  • нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России;
  • непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации;

— неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков).

[26]

Для осуществления регулирующих и надзорных функций Банка России в его структуре должен быть создан Комитет банковского надзора — специальный, действующий на постоянной основе орган Банка России, объединяющий структурные его подразделения, которые обеспечивают выполнение надзорных функций Банка России.

Комитет банковского надзора является частью единой централизованной системы Банка России, имеющей вертикальную структуру управления. В связи с этим руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров, а структура Комитета утверждается Советом директоров Банка России. [11]

2.5. Международная и внешнеэкономическая деятельность Банка России.

Представление интересов Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях возложено на Банк России.

В связи этим Банк России имеет право запросить центральный банк либо орган банковского надзора иностранного государства о предоставлении информации или документов, которые получены указанными органами от российских и иностранных кредитных организаций в ходе исполнения ими своих надзорных функций. В отношении информации и документов, которые получены от центральных банков и органов банковского надзора иностранных государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством РФ, с учетом требований, установленных законодательствами иностранных государств.

Взаимоотношения Банка России с центральными банками и органами банковского надзора иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями. [26]

Банк России вправе предоставить органу банковского надзора иностранного государства полученные от кредитных организаций в ходе исполнения Комитетом банковского надзора своих надзорных функций лишь те информацию или документы, которые не содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов. При этом предоставление указанных информации и документов может быть осуществлено Банком России лишь при условии обеспечения контрагентом (органом банковского надзора иностранного государства) режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством РФ требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Банку России.

Банк России устанавливает официальные курсы иностранных валют к российскому рублю в порядке, определенном Положением Банка России от 19 декабря 2001 г. N 169-П «Об установлении Центральным банком Российской Федерации курсов иностранных валю по отношению к рублю». [28]

Банк России каждый рабочий день не позднее 13 часов по московскому времени устанавливает официальные курсы основных валют, используемых в Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономических расчетов (за исключением курсов национальных валют стран-участниц Экономического и валютного союза), и СДР к российскому рублю. При этом:

1) официальный курс доллара США к российскому рублю устанавливается Банком России на основе котировок текущего рабочего дня биржевого и внебиржевого сегментов внутреннего валютного рынка по операциям «доллар США — российский рубль»;

2) официальный курс СДР к российскому рублю рассчитывается Банком России на основе официального курса доллара США к российскому рублю и курса доллара США к СДР, установленного Международным валютным фондом на предыдущий рабочий день;

3) официальные курсы других валют к российскому рублю рассчитываются и устанавливаются Банком России на основе официального курса доллара США к российскому рублю и котировок данных валют к доллару США на международных валютных рынках текущего рабочего дня, на биржевом и внебиржевом сегментах внутреннего валютного рынка, а также официальных курсов доллара США к указанным валютам, устанавливаемых центральными (национальными) банками соответствующих государств.

Официальными курсами национальных валют стран-участниц Экономического и валютного союза к российскому рублю с 1 января 2002 г. считаются курсы, рассчитанные на основе официального курса евро к российскому рублю с использованием соответствующих коэффициентов пересчета указанных валют в евро, зафиксированных решением Совета Европейского Союза. [30]

Центральный банк РФ является основным органом валютного регулирования в Российской Федерации.

Центральный банк РФ как орган валютного регулирования:

  • а) определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;
  • б) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;
  • в) проводит все виды валютных операций;
  • г) устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;
  • д) устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;
  • е) устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;
  • ж) устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;
  • з) готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам;

и) выполняет другие функции, предусмотренные Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», в том числе:

  • устанавливает порядок осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами в валюте РФ;
  • устанавливает порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты РФ нерезидентами;
  • совместно с Минфином Росси и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (ГТК России) устанавливает порядок осуществления резидентами и нерезидентами вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, а также ввоза и пересылки в Российскую Федерацию валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ;
  • определяет порядок и цели покупки резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
  • устанавливает порядок покупки и продажи иностранной валюты в Российской Федерации через уполномоченные банки;
  • устанавливает порядок и условия действия валютных бирж;
  • устанавливает случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;
  • устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте;
  • устанавливает порядок осуществления резидентами валютных операций, связанных с движением капитала;
  • устанавливает порядок обязательной продажи 50% валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) через уполномоченные банки;
  • совместно с ГТК России устанавливает порядок вывоза и пересылки резидентами из Российской Федерации валютных ценностей;
  • устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валюте РФ;
  • устанавливает порядок продажи и покупки нерезидентами иностранной валюты за валюту РФ;
  • совместно с ГТК России устанавливает порядок перевода, вывоза и пересылки нерезидентами из Российской Федерации валютных ценностей и др.

Банк России является в Российской Федерации органом валютного контроля, к числу которых помимо него отнесены федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. [26]

Банк России как орган валютного контроля осуществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами.

Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Банк России осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля в пределах их компетенции и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

  • а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;
  • б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. [33]

3. Банк России как элемент финансовой системы РФ.

3.1. Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В связи с тем, что свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, в том числе от Правительства РФ и Государственной Думы, для него предусмотрены цели, порядок и формы взаимодействия названных органов государственной власти.

Целью взаимодействия Банка России, Государственной Думы и Правительства РФ является реализация функций, возложенных на Банк России.

К числу форм такого взаимодействия в комментируемой статье отнесены:

  • участие Председателя Банка России или по его поручению одного из его заместителей в заседаниях Правительства РФ;
  • участие Председателя Банка России или по его поручению одного из его заместителей в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики;
  • участие министра финансов РФ и министра экономического развития и торговли РФ или по их поручению по одному из их заместителей в заседаниях Совета директоров Банка России;
  • взаимное информирование Банка России и Правительства РФ о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение;
  • координация политики, проводимой Банком России и Правительством РФ;
  • проведение регулярных взаимных консультаций Банка России и Правительства РФ;
  • консультирование Минфина России по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг РФ и погашения государственного долга РФ. [1]

Взаимодействие Банка России с другими органами государственной власти осуществляется для согласования денежно-кредитной политики с бюджетной, налоговой и финансовой политикой государства. Поэтому в ст. 193 БК РФ в состав документов и материалов, представляемых на рассмотрение Государственной Думы в процессе рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете, включен проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год, который Банк России обязан представить до 26 августа текущего года. [26]

В соответствии со ст. 155 БК РФ Банк России обслуживает счета бюджетов.

Функции Банка России по обслуживанию счетов бюджетов в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций выполняют кредитные организации.

Операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов РФ и средствами местных бюджетов Банк России осуществляет без взимания комиссионного вознаграждения.

Порядок открытия органом федерального казначейства Минфина России счетов по учету средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов установлен в письме Банка России от 14.02.00 N 43-Т. Указанный порядок установлен Банком России по согласованию с Минфином России в соответствии со ст. 168 БК РФ и действует до выхода Правил кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами федерального казначейства. [41]

В соответствии с этим порядком лицевые счета органам федерального казначейства Минфина России открываются на основании договора банковского счета. Указанный договор банковского счета может быть заключен при наличии соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта РФ или местного бюджета органами федерального казначейства, заключенного между органом исполнительной власти субъекта РФ и (или) органами местного самоуправления в учреждениях Центрального банка РФ или в кредитных организациях, в которых соответствующему органу федерального казначейства открыты счета по учету доходов и (или) средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ и местных бюджетов. [8]

При переходе на казначейское обслуживание исполнения бюджета субъекта РФ и местных бюджетов, а также при финансировании бюджетных учреждений через лицевые счета, открытые им в органах федерального казначейства, ранее открытые счета по учету средств указанных бюджетов в банках при необходимости закрываются в установленном порядке.

При переходе на финансирование расходов федерального бюджета через лицевые счета предприятий, учреждений и организаций, получающих финансирование из федерального бюджета (далее — распорядителей бюджетных средств), открытые в органах федерального казначейства, распорядители бюджетных средств закрывают в установленном порядке и на основании распоряжения Главного управления федерального казначейства Минфина России текущие бюджетные счета по учету средств федерального бюджета (лицевые счета на балансовом счете 120) в учреждениях Банка России и кредитных организациях. [43]

Расчетно-кассовое обслуживание органов федерального казначейства Минфина России учреждениями Банка России, а в случае отсутствия учреждений Банка России — уполномоченными кредитными организациями производится в соответствии с действующим законодательством РФ и нормативными правовыми актами. [10]

Органы федерального казначейства осуществляют операции по расходованию средств федерального бюджета, выделенных для распорядителей бюджетных средств, с открытых в установленном порядке органам федерального казначейства лицевых счетов с символом банковской отчетности 99 «Средства федерального бюджета, учитываемые органами федерального казначейства» на балансовом счете 120 «Средства федерального бюджета», в учреждениях Банка России, а в случае их отсутствия — в уполномоченных кредитных организациях.

В условиях финансирования расходов федерального бюджета через лицевые счета распорядителей бюджетных средств, открытые в органах федерального казначейства, клиентами учреждений Банка России и уполномоченных кредитных организаций по операциям со средствами федерального бюджета являются органы федерального казначейства. Между органами федерального казначейства и учреждениями Банка России, уполномоченными кредитными организациями заключается договор. При этом учреждения Банка России и уполномоченные кредитные организации, обслуживающие счета по учету средств федерального бюджета органов федерального казначейства, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за своевременное и правильное зачисление и списание средств на основании расчетно-платежных документов по указанным счетам в пределах остатка средств на них.

Учреждения Банка России, уполномоченные кредитные организации, обслуживающие счета органов федерального казначейства, не отвечают по обязательствам органов федерального казначейства, а также за несвоевременное отражение денежных средств органами федерального казначейства по лицевым счетам распорядителей бюджетных средств, открытым в этих органах федерального казначейства.

Совершение операций по счетам по учету средств федерального бюджета органов федерального казначейства на основании инкассовых поручений, по решению суда и в других случаях, установленных действующим законодательством, осуществляется учреждениями Банка России и уполномоченными кредитными организациями в порядке и очередности, предусмотренными действующим законодательством РФ, в пределах остатка средств на счете с символом банковской отчетности 99 на балансовом счете 120. В случае недостаточности средств на этом счете поступившие документы помещаются в картотеку «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и оплата производится по мере поступления средств в порядке очередности, предусмотренной законодательством РФ и установленными в соответствии с ним банковскими правилами. [29]

Кассовое обслуживание распорядителей бюджетных средств, имеющих счета в органах федерального казначейства, осуществляется учреждениями Банка России, уполномоченными кредитными организациями, в которых соответствующим органам федерального казначейства открыты счета по учету средств федерального бюджета.

Учреждение Банка России, уполномоченная кредитная организация выдают в установленном порядке органу федерального казначейства необходимое количество чековых денежных книжек. [20]

Выдача наличных денег из кассы учреждения Банка России, уполномоченной кредитной организации представителю распорядителя бюджетных средств производится по выписанным на его имя денежным чекам с указанием паспортных данных представителя распорядителя бюджетных средств органа федерального казначейства. Сумма, указанная в чеке, списывается со счета органа федерального казначейства. На оборотной стороне чека проставляется наименование распорядителя бюджетных средств. Ответственность за перечисление платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды распорядителем бюджетных средств возлагается на орган федерального казначейства, который на оборотной стороне чека проставляет текст «платежные поручения на перечисление платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды предъявлены». [44]

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Банк России осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно. [26]

3.2. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями.

Взаимодействие Банка России с кредитными организациями и их ассоциациями и союзами включает:

  • проведение консультаций с указанными лицами перед принятием наиболее важных нормативных актов Банка России;
  • представление разъяснений названным субъектам по принятым решениям нормативного характера, принятым Банком России;
  • рассмотрение предложений кредитных организаций, а также их ассоциаций и союзов по вопросам регулирования банковской деятельности. [23]

К числу важнейших задач государства на современном этапе относится создание разветвленной инфраструктуры финансового обслуживания предприятий и населения. Отсутствие эффективной системы удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов в финансовых ресурсах тормозит экономическое развитие страны.

Осуществление инвестиционной и инновационной деятельности, эффективное проведение структурных реформ во всех отраслях экономики, создание долгосрочной ресурсной базы для повышения предпринимательской активности населения невозможно без существования системы кредитных организаций, соответствующей международным представлениям о современном банковском бизнесе.

Необходимыми условиями для эффективного функционирования системы кредитных организаций являются:

  • приближение основных правовых условий регулирования деятельности банков к международным стандартам;
  • укрепление законодательных основ банковской деятельности;
  • совершенствование механизмов конкуренции и предотвращение действий по ограничению свободы коммерческой деятельности в банковской сфере;
  • повышение доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов и населения;
  • предотвращение использования кредитных организаций для целей недобросовестной банковской деятельности и ее криминализации.

Эти важнейшие для экономического развития страны задачи государство не сможет решить без активного участия самих банков. [25]

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что наиболее эффективный механизм такой поддержки может быть создан только на основе коллективной самоорганизации системы кредитных организаций.

Важнейшим инструментом такой самоорганизации являются активно работающие банковские ассоциации.

В современных условиях банковским ассоциациям предстоит решать следующие проблемы:

  • развития культуры предоставления банковских услуг и их качества;
  • повышения ответственности руководителей банков за исполнение принятых обязательств;
  • обеспечения транспарентности банковского дела;
  • исключения из практики сомнительных банковских операций и внедрения неурегулированных законодательством принципов делового оборота;
  • выработки эффективных механизмов контроля банковского сообщества за добросовестностью участников рынка банковских услуг и т.д.

Банковские ассоциации в современных условиях призваны выполнять следующие задачи:

  • оказывать разностороннюю помощь российским кредитным организациям, представлять и защищать их интересы по вопросам, связанным с осуществлением банковской деятельности, в том числе за границей;
  • содействовать развитию всех сегментов рынка финансовых услуг с учетом экономических интересов экономических регионов, субъектов РФ, отраслей народного хозяйства и предприятий;
  • организовывать взаимодействие между кредитными организациями, их взаимодействие с государством, а также с социальными партнерами банков;
  • содействовать развитию системы образования и подготовки кадров для банковской системы РФ, участвовать в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области;
  • оказывать кредитным организациям информационные услуги, содействовать в организации инфраструктуры информационного обслуживания банковской сферы;
  • содействовать развитию экспорта российских банковских услуг, оказывать практическую помощь российским кредитным организациям в проведении операций на внешнем рынке, освоении новых форм банковского дела и международном научно-техническом сотрудничестве в банковской сфере;
  • принимать меры в рамках предоставленных им прав к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства на финансовых рынках;
  • содействовать урегулированию споров, возникающих между кредитными организациями, их клиентами и государством;
  • обеспечивать предоставление услуг, необходимых для начала и осуществления банковской деятельности филиалами и представительствами иностранных банков на территории РФ;
  • выполнять другие полномочия, добровольно делегированные им банками-участниками, например:
  • третейского арбитража;
  • централизованного решения вопросов лицензирования кредитных организаций;
  • организации взаимодействия банков с исполнительными органами РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления;
  • представительства интересов банков в судах и арбитражных судах, в том числе за пределами территории РФ;
  • участия в конституционном судопроизводстве;
  • централизованного формирования перечня кредитных организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций с бюджетными средствами, в том числе контроля за законностью организации и проведения открытых конкурсов;
  • организации синдицированного кредитования и др. [35]

В России функционируют более 20 разноуровневых банковских ассоциаций. Система банковских ассоциаций включает субфедеральные (региональные) ассоциации, ассоциации федеральных округов (окружные банковские ассоциации) и федеральную банковскую ассоциацию.

Во взаимоотношениях между Банком России и коммерческими банками, в частности по вопросам банковского надзора, возможен конфликт интересов, неизбежный для надзорного органа и поднадзорных субъектов.

Однако, в целях укрепления банковской системы в целом, коммерческим банкам необходимо перенести центр тяжести на взаимодействие с Банком России через АРБ как своего официального и легитимного представителя. АРБ, как самая представительная банковская ассоциация федерального уровня, объективно является наиболее эффективным инструментом банковского саморегулирования и выстраивания паритетных отношений банковского бизнеса и власти. Введение механизмов банковского саморегулирования особенно важно, поскольку позволяет наладить отсутствующий сегодня эффективный контур обратной связи от коммерческих банков через АРБ к Банку России.

Эффективность функционирования АРБ обусловлена использованием следующей технологии работы, которая неоднократно апробирована в практике взаимодействия ассоциации с Банком России и другими органами государственной власти:

  • после согласования и утверждения приоритетных направлений деятельности по каждому из них формируется рабочая группа;
  • в эти рабочие группы приглашаются представители банков, а также имеющие необходимую квалификацию специалисты из Банка России, других ведомств и научных учреждений;
  • результатом деятельности каждой рабочей группы является документ в виде проекта нормативного или иного акта, в принятии которого есть заинтересованность;
  • затем идет планомерная работа по продвижению этого акта до его окончательного принятия. [42]

В зависимости от специфики решаемой задачи в рамках того или иного проекта используются такие формы работы как:

  • проведение круглых столов;
  • организация и участие в парламентских слушаниях;
  • PR-сопровождение;
  • адресная аргументация обоснованности мнения банковского сообщества для принимающих решение лиц и т.д.

С течением времени роль и значение АРБ в развитии и укреплении банковской системы России будет возрастать еще больше. [26]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2).

[27] Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом «О центральном банке (Банке России)» и другими федеральными законами. В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. [37] Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законом, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключение в Банк России. Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства. В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Список использованных источников.

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/pravovoy-status-banka/

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации, М.: «Юрайт», 2004.

2. Вестник Банка России, 2000. №1. С.8-10.

3. Вестник Банка России, 2000. №10. С. 3-7.

4. Вестник Банка России, 2000. №21.С. 10-12.

5. Вестник Банка России, 2000. №33. С. 1-3.

6. Вестник Банка России, 2000. №34. С. 8.

7. Вестник Банка России, 2001. №7. С.10-11.

8. Вестник Банка России, 2002. №18. С. 5-9.

9. Вестник Банка России, 2003. №25. С. 2-7.

10. Вестник Банка России, 2003. №27. С. 3-4.

11. Вестник Банка России, 2003. №28. С. 1-5.

12. Вестник Банка России, 2003. №46. С. 8-9.

13. Вестник Банка России, 2003. №55. С. 3-4.

14. Вестник Банка России, 2003, №70. С. 2-5.

15. Вестник Банка России, 2004. №71. С. 1-6.

16. Вестник Банка России, 2005. №73. С. 3-5.

17. Вестник Банка России, 2005. №77. С. 10-13.

18. Вестник Банка России, 2005. №79. С. 10.

19. Вестник Банка России, 2006. №1. С. 7, 8, 14.

20. Вестник Банка России, 2006. №3. С. 12-13.

21. Жуков Е. Ф. Общая теория денег и кредита / М.: «Банки и биржа», 2000. С. 267-278.

22. Инструкция Банка России от 01.10.97 // Электронная справочная система «Гарант».

23. Лаврушкина О. Н. и др. Российская банковская энциклопедия // М., 1999, С.334-356.

24. Карасева М. В. Финансовое правоотношение / Воронеж, 2002. С.178-195.

25. Колесникова В. И., Кроневицкая Л. П. Банковское дело / М.: «Финансы и статистика», 2001. С. 108-118.

26. Комментарий к Федеральному Закону РФ «О центральном банке (Банке России)» // Электронная справочная система «Гарант».

27. Конституция Российской Федерации, М.: «Юрайт», 2006.

28. Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету, 2001. №7.

29. Об открытии органам местного самоуправления или органам, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов, включая органы Федерального казначейства, счетов для учета средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, полученных учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, в учреждениях Банка России или кредитных организациях (филиалах): Указание Банка России от 10. 02. 2006 №1658-У // Электронная справочная система «Гарант».

30. Об установлении Банком России курсов иностранных валют по отношению к рублю: Положение Банка России от 19.12.2001 №169-П // Электронная справочная система «Гарант».

31. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 12.07.01 // Электронная справочная система «Гарант».

32. О безналичных расчетах в Российской Федерации: Положение Банка России от 12.04.01 №2-П // Электронная справочная система «Гарант».

33. О центральном банке (Банке России): Федеральный закон от 27.06.02 // Электронная справочная система «Гарант».

34. Организационная структура ЦБ РФ: материалы официального сайта Банка России // www.cbr.ru

35. Панфилова Ю., Кисилева Е., Граник И. Виктор Геращенко: хватит и по два банка в регионе // Коммерсант, 1998.

36. Поляков В.П., Московина Л. А. Основы денежного обращения и кредита // М.: «Инфра-М», 1999.

37. Правовые основы деятельности ЦБ РФ: материалы официального сайта Банка России // www.cbr.ru

38. Российская газета. 2002. 27 апреля.

39. Российская газета. 2005. 11 декабря.

40. Российская газета. 2006. 13 января.

41. Собрание законодательства Российской Федерации. 2000 №43. Ст. 4248.

42. Указание ЦБ РФ от 31.12. 98 №474-У.

43. Указание ЦБ РФ от 08.06.99 №571-У.

44. Указание ЦБ РФ от 31.03.2000 №766-У.

45. Функции Банка России: материалы официального сайта Банка России // www.cbr.ru