Создание банка, его регистрация и получение лицензии

Контрольная работа

Создание банка, его регистрация и получение лицензии

1. Создание банка

банковский лицензия регистрация правовой

Банк

Банковская деятельность

Коммерческий банк

Задачи банка как организации связаны с удовлетворением потребностей в своих услугах народного хозяйства и населения. Коммерческие банки работают как с юридическими, так и с физическими лицами. Банковская услуга по своей природе относительно не дифференцированная, как это имеет место на предприятиях отраслей народного хозяйства, где выпускаются товары различного назначения. Банки имеет дело со специфическим товаром — деньгами, и их услуги связаны главным образом с движением денег (кредитные, депозитные операции, расчеты и др.) или сопутствуют этому движению (доверительное управление денежными средствами, выдача гарантий, хранение ценностей и др.).

особенностью банковских услуг является то, что их денежная основа обладает свойством самовозрастающей стоимости (приращение в виде процента, комиссионных вознаграждений).

Кроме того, кредитополучатель, пустивший кредит в оборот, должен использовать его так, чтобы получить дополнительную стоимость. Для банков характерны: платежные средства, эмитируемые на макро- и микроуровнях (векселя, чеки, банковские карточки и др.); аккумуляция ресурсов и превращение их в работающие на экономику; кредиты и другие услуги, предоставляемые клиентам. Коммерческие банки не являются производителями материальных благ, а оказывают услуги.

Банки, в отличие от таких отраслей народного хозяйства, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, действует в сфере обмена, а не производства, но воздействуют на производство только им свойственным методами (выдача, возврат кредитов, процент и др.).

Банки являются сферой приложения труда особого типа предпринимателей — банкиров. Тру работников, занятых в банковской сфере, образует издержки обращения и представляет вычет из стоимости, созданной в отраслях материального производства.

Банки относятся к категории, так называемых финансовых посредников. Посредническая функция — важнейшая в деятельности банков. Это прежде всего посредничество в кредите. Банки аккумулируют и мобилизуют денежные средства, временно высвобождающиеся в процессе кругооборота фондов, и предоставляют во временное пользование тем, кто нуждается в дополнительных средствах. Перераспределение осуществляется от кредитора к кредитополучателю при посредничестве банков. Денежные средства могут перемещаться и без их посредничества, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в кредит, и увеличиваются общие издержки по перемещению средств. Непосредственное предоставление свободных денежных средств их владельцам в кредит промышленным, торговым и иным предприятиям наталкивается на ряд препятствий (несоответствие размеров свободного денежного капитала размерам спроса, несовпадение по срокам, неосведомленность о состоянии кредитополучателя).

5 стр., 2219 слов

Финансы организаций жилищно-коммунального хозяйства

... коммунальные услуги и наем жилья будет полностью ложиться на жилищно-коммунальное хозяйство (речь идет о максимально допустимых размерах квартплаты в совокупном бюджете семьи). Основные фонды и оборотные средства жилищного хозяйства ... Финансы коммунального хозяйства Особенности организации финансов коммунального хозяйства Коммунальное хозяйство - это деятельность, связанная с представлением услуг, ...

Банки же наиболее осведомлены о платежеспособности клиентов, о размерах и сроках предложения денежных ресурсов, обладают новейшими технологиями банковских операций.

Для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои долговые обязательства (депозиты, сертификаты, векселя, чеки) при мобилизации денежных средств, а мобилизованные средства — в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Принимая вклады клиентов, банк создает новое обязательство — «депозит», а выдавая кредит, — новое требование к кредитополучателю. Новые требования и обязательства становятся товарами на денежном рынке. Банки принимают на себя безусловные обязательства с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами (средства на счетах, вклады).

Это увеличение риска банковской деятельности. Фиксированные по сумме долга обязательства должны быть оплачены в полной сумме независимо от рыночной конъюнктуры.

Посредническая функция банков проявляется и в посредничестве в платежах для своих клиентов, как наличными, так и безналичными денежными средствами. Концентрация денежных ресурсов на счетах в банках позволяет осуществлять бесперебойные платежи, сокращать расходы по их проведению.

стимулирование воспроизводства материальных благ и накоплений в хозяйстве.

функцию регулирования денежного оборота.

Выполняя перечисленные функции, банки, играют важную роль в экономике. Роль банка можно рассматривать с количественной и качественной точек зрения. Количественная сторона определяется объемами банковских услуг (кредитные вложения, их структура, вложения в ценные бумаги и т.д.), а также набором, разнообразием банковских услуг (операций).

Эти данные позволяют оценить масштабы банковской деятельности, сравнить работу отдельных банков как по стране, так и в сопоставлении с другими странами.

Качественная оценка роли банка производится с учетом общеэкономических показателей. Так, банки обеспечивают аккумуляцию временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения, государства и передают (на условиях возвратности) денежный капитал из сфер накопления в сферы использования. Благодаря банкам действует механизм распределения и перелива капитала по сферам и отраслям производства, через банки могут быть мобилизованы большие капиталы, необходимые для инвестиций, внедрения новаций, расширения и перестройки производств, строительств жилья и др. Банки способствуют экономии общественных издержек обращения за счет ускорения оборота денег и расчетов, выпуска кредитных орудий обращения (векселей, чеков, дебетовых и кредитовых карточек, сертификатов и др.) вместо наличных денег. Велика роль банков и в осуществлении денежно-кредитной политики государства, так как инструментарии этой политики проводятся через банки. Денежно-кредитная политика осуществляется непосредственно через центральный банк и воздействует на его отношения с коммерческими банками и остальными звеньями кредитной системы. Банки опосредствуют воздействие этой политики на другие сферы национальной экономики.

11 стр., 5365 слов

ДОГОВОР БАНКОВСКОГО СЧЕТА (3)

... РК договор банковского счета окончательно приобрел самостоятельность и был детально расписан.[4] Право на привлечение денежных средств во вклады имеют банки, которые осуществляют данные банковские ... деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, но и частью повседневной жизни физических лиц.[6] На начальном этапе строительства советской системы права, договор банковского счета ...

Количественная и качественная стороны роли кредита неразрывны. Качественная сторона в конечном счете выражается в каких-то количественных показателях (денежная масса, безналичный денежный оборот, размер активов, курс валюты и др.).

при этом роль банков может быть и положительной, и негативной.

Надежность коммерческих банков всегда была предметом беспокойства для акционеров, вкладчиков, органов регулирования банковской системы и контроля. Банковское банкротство оказывает более неблагоприятное воздействие на экономику, чем банкротство других типов предприятий. Надежность имеет важное значение для акционеров, ибо убытки банков могут нанести ущерб их вложениям. Потеря вклада затрагивает многочисленные сбережения вкладчиков и капитал многих хозяйственных организаций. Убытки банков снижают общее доверие к кредитной системе государства, а это ощущается и в других секторах экономики.

Банковская деятельность попадает под действие как общих законодательных актов по стране, так и специальных. Банковское законодательство — система нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов банковских правоотношений.

Субъектами банковских правоотношений являются Национальный банк, банки, небанковские кредитно-финансовые организации и иные юридические лица, физические лица, а также органы государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы. Объектами банковских правоотношений являются деньги (валюта), ценные бумаги, валютные ценности.

Банковское законодательство устанавливает принципы функционирования банковской системы, правовое положение субъектов банковской деятельности, регулирует отношения между ними.

Устав банка

  • полное официальное наименование и сокращенное — для использования в платежных документах. Полное официальное наименование банка должно указывать на характер его деятельности посредством использования слова «банк»;
  • дату создания банка;
  • указание на его организационно-правовую форму;
  • приложение списка участников (учредителей) к уставу банка, созданного в форме закрытого акционерного общества;
  • сведения о месте нахождения банка;
  • перечень осуществляемых банковских операций и видов деятельности;
  • сведения о размере уставного фонда;
  • порядке и источников его формирования для банков, созданных в форме унитарного предприятия;
  • размер его неденежной части;
  • сведения об органах управления, в том числе исполнительных органах и органах внутреннего контроля, о порядке образования этих органов и их полномочиях;
  • прав и обязанностей учредителей (участников);
  • объем предоставляемых филиалам (отделениям) полномочий и указание на ответственность банка по обязательствам филиала (отделения);
  • размер вклада, дающего право одного голоса на собрании учредителей банка;
  • порядок составления консолидированного баланса;
  • иные сведения, предусмотренные законодательством для уставов юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы.

Банковская услуга

6 стр., 2838 слов

Факторинг и его правовое регулирование в Республике Беларусь. Правовые основы

... банк Республики Беларусь разработал и утвердил Порядок проведения банками факторинговых операций в Республике Беларусь от 08.01.1998 № 6 (ныне упразднен). В дальнейшем тема факторинга получила свое развитие в таких законодательных актах как Гражданский кодекс Республики Беларусь ... организация (банк) - с другой; уступка требования не всегда является возмездной. Договор факторинга, в свою очередь, ...

Банковские

Операции банка могут осуществляться за свой счет, но проводят главным образом за свой счет привлеченных ресурсов и исполняют их от имени банка. Это могут быть операции собственные для коммерческого банка, например, приобретение имущества, образование фондов банка, оплата труда, выплата дивидендов, участие в качестве учредителей других юридических лиц и др. на основные операции банка проводят для клиентов (юридических и физических лиц).

Правила и порядок проведения банковских операций устанавливаются законодательством и правилами центрального банка. Для выполнения банковских операций необходима лицензия (специальное разрешение).

Все банковские операции осуществляются в национальной валюте (белорусских рублях), а при праве Национального банка Республики Беларусь — и в иностранной валюте.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации не вправе осуществлять производственную и (или) торговую деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность производится для их собственных нужд, а также случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Они не имеют право осуществлять и страховую деятельность в качестве страховщиков.

Международные банки могут быть специализированными, региональными, межрегиональными и иными, создаваемыми группой государств, банков, международных организаций.

Национальные банки представлены центральным банком (Национальный Банк Республики Беларусь) и коммерческими банками. Центральный банк обычно является эмиссионным центром страны и центром кредитной системы. Коммерческими банками являются государственные, акционерные, кооперативные и другие организации, привлекающие денежные средства и размещающие их от своего имени и за свой счет, а также осуществляющие иные операции.

По территориальному признаку действия коммерческие банки бывают региональные, деятельность которых ограничена рамками одной территории (местные банки), и межрегиональные, их деятельность не ограничена определенной территорией. Они обслуживают потребности ряда регионов страны в целом, в том числе и за рубежом.

Классификация банков по собственности:

  • государственные;
  • с участием государственного капитала;
  • частные;
  • акционерные;
  • с участием иностранного капитала;
  • иностранные;

— Банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном настоящим Кодексом, и имеющей на основании лицензии на осуществление банковской деятельности исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.

Банк вправе осуществлять иные банковские операции, указанные в лицензии на осуществление банковской деятельности.

Банк может создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия в порядке, установленном настоящим Кодексом и иным законодательством Республики Беларусь.

Создание банком (участие в создании) коммерческих организаций

Банк для осуществления его уставных целей по согласованию с Национальным банком вправе выступать учредителем (участником) коммерческих организаций в порядке и на условиях, определяемых настоящим Кодексом и иным законодательством Республики Беларусь.

11 стр., 5464 слов

Государственное регулирование образования Республики Беларусь

... «Об образовании» (далее Закон) образование подразделяется на основное и дополнительное. Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни (ст. 7 Закона) [1, с. 25]: дошкольное образование; общее базовое образование; общее среднее образование; профессионально-техническое образование; ...

Устав банка

Банк имеет устав, утверждаемый в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

В уставе банка должны содержаться:

Наименование банка

Банк должен иметь наименование, соответствующее требованиям законодательства Республики Беларусь. Наименование банка должно содержать указание на характер деятельности этого банка посредством использования слова «банк», а также на его организационно-правовую форму.

Юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в установленном порядке, не могут использовать в своем наименовании слово «банк», за исключением юридических лиц, получивших от Национального банка лицензию на осуществление банковской деятельности.

Уставный фонд банка

Уставный фонд банка формируется из вкладов (имущества) его учредителей (участников).

Уставный фонд банка определяет минимальный размер имущества банка, гарантирующего интересы его кредиторов.

Минимальный размер уставного фонда банка устанавливается Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

При создании банка минимальный размер его уставного фонда должен быть сформирован из денежных средств.

Для формирования уставного фонда банка могут быть использованы только собственные средства учредителей банка, а для увеличения уставного фонда банка — собственные средства участников (собственника имущества) банка, иных лиц и (или) банка.

Под собственными средствами учредителя (участника, собственника имущества) банка, иных лиц, а также собственными средствами банка следует понимать приобретенные законным способом денежные средства или иное имущество, принадлежащие им на праве собственности либо в силу иного вещного права.

Размер имущественных вкладов (вкладов в неденежной форме), вносимых в уставный фонд банка, не может превышать двадцати процентов размера уставного фонда этого банка. При этом к имущественным вкладам (вкладам в неденежной форме) относится имущество, необходимое для осуществления банковской деятельности и относящееся к основным средствам, за исключением объектов незавершенного строительства.

Для формирования и увеличения размера уставного фонда банка не могут быть использованы привлеченные денежные средства и (или) доходы, полученные незаконным путем.

В уставный фонд банка не может быть внесено имущество, право, на отчуждение которого ограничено собственником, законодательством Республики Беларусь или договором.

Денежные вклады в уставный фонд банка вносятся как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. При этом весь уставный фонд должен быть объявлен в белорусских рублях. Пересчет иностранной валюты в официальную денежную единицу Республики Беларусь осуществляется по официальному курсу, установленному Национальным банком на дату внесения денежного вклада в уставный фонд (дату поступления денежных средств для зачисления на временный счет).

9 стр., 4461 слов

Деятельность государственного пенсионного фонда и направления его реформирования

... учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации ( ... изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохраняя его по сей день. И вторая – основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые ...

Бюджетные средства и средства государственных внебюджетных фондов, а также объекты государственной собственности могут быть использованы для формирования уставного фонда банка только в случаях и порядке, определенных законодательными актами Республики Беларусь.

Порядок формирования уставного фонда банка

Уставный фонд банка должен быть сформирован в полном объеме до государственной регистрации банка.

Денежные вклады, вносимые в уставный фонд банка подлежат перечислению на временный счет, открываемый учредителями банка либо банком в случае увеличения его уставного фонда в Национальном банке, или по согласованию с Национальным банком на временные счета, открываемые в других банках. Порядок зачисления денежных средств на временный счет в Национальном банке или по согласованию с ним в другом банке и возврата этих средств в случае отказа в государственной регистрации банка или государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы банка, устанавливается Национальным банком.

2. Государственная регистрация банка

Банк имеет право выполнять банковские операции только после государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковской деятельности.

В Республике Беларусь государственной регистрации подлежат:

  • вновь созданные (реорганизованные) банки;
  • изменения и (или) дополнения, вносимые в учредительные документы банков.

Для государственной регистрации вновь созданного банка его учредителям, в качестве которых могут выступать физические и юридические лица, в том числе государственные органы, необходимо:

  • сформировать уставный фонд в установленном размере;
  • создать технические возможности для осуществления банковской деятельности;
  • обеспечить подбор кадров требуемой квалификации и деловой репутации;
  • разработать бизнес-план и подготовить другие необходимые для регистрации документы.

Минимальный размер уставного фонда, необходимый для государственной регистрации и лицензирования создаваемого банка, устанавливается Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Его формирование допускается только за счет собственных средств учредителей банка. Привлеченные средства для создания и увеличения размера уставного фонда использовать запрещается, а средства государственного бюджета и внебюджетных фондов — только в случаях и порядке, определяемых законодательством Республики Беларусь.

У создаваемого банка минимальный размер уставного фонда должен быть сформирован только из денежных средств. Вклады могут вноситься как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте.

После того как минимальный размер уставного фонда будет полностью сформирован в денежной форме, допускается внесение вкладов в неденежной форме. В качестве таких вкладов может выступать имущество, входящее в состав основных фондов и необходимое для осуществление банковской деятельности (за исключением объектов, использование которых для этих целей запрещено законодательством).

10 стр., 4567 слов

Организация регистрации документов. Характеристика современных ...

... документы, регистрационный индекс которых состоит из порядкового номера. Банки, например, ведут журналы учета договоров о депозитном вкладе, счетов фирмы и т.д. Журнальная система регистрации ... документов, постановлений и распоряжений государственных органов; информационные материалы. Каждый документ, отнесенный к числу регистрируемых, получает свой регистрационный номер. У входящих документов ...

Размер имущественных вкладов ограничен и не может превышать, установленной доли в уставном капитале.

Вносимые в уставный фонд банка денежные средства аккумулируются на временном счете, который учредители открывают в Национальном банке или по согласованию с ним — в других банках. Использовать эти средства на какие-либо иные цели запрещается. После государственной регистрации банка средства с временного счета зачисляются на его корреспондентский счет, а в случае отказа в регистрации — возвращаются учредителям.

Технические возможности, которыми должен располагать создаваемый банк, регламентируются действующим законодательством. В частности, банкам необходимо оборудовать технически укрепленные кассовые узлы, иметь счетную, компьютерную и организационную технику, средства телекоммуникации, средства защиты информации и т.д.

Государственную регистрацию банков, а также изменений и дополнений в их учредительные документы осуществляет Национальный банк Республики Беларусь.

Прежде чем представить документы, требуемые для государственной регистрации создаваемого (реорганизуемого) банка, необходимо согласовать его название. Согласование производится на основании заявления, которое один из учредителей или уполномоченный им представитель подает в Национальный банк.

Документы для государственной регистрации

Учредителям создаваемого (реорганизуемого) банка необходимо подать в Национальный банк следующие документы:

  • Ё заявление о государственной регистрации с перечислением банковских операций, для осуществления которых банку необходима лицензия;
  • Ё устав банка с указанием размера неденежной части уставного фонда;
  • Ё выписку из общего собрания учредителей (решение собственника имущества) об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителя и главного бухгалтера банка;
  • Ё документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме;
  • Ё копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей — юридических лиц, а также документы, подтверждающие достоверность их финансовой отчетности и исполнение обязательств перед бюджетом;
  • Ё сведения об учредителях — физических лицах: копию трудовой книжки, справку органа занятости или копию пенсионного удостоверения, заверенные в соответствии с законодательством, и справку органа внутренних дел об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности или порядка осуществления экономической деятельности;
  • Ё справку налогового органа на суммы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • Ё документ, подтверждающий право на размещение банка по его месту нахождения (юридическому адресу), указанному в учредительных документах;
  • Ё анкеты кандидатов на должности руководителя и главного бухгалтера банка;
  • Ё документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка, по определяемому Национальным банком перечню;
  • Ё бизнес-план, порядок составления и критерии оценки которого устанавливаются Национальным банком;
  • Ё документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций, по определяемому Национальным банком перечню;
  • Ё платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию банка;
  • Ё эскизы печатей.

регистрации банка в форме акционерного общества

29 стр., 14418 слов

Расчётно-кассовое обслуживание юридических лиц в Сберегательном банке РФ

... использования. Таким образом, основными документами, регламентирующими деятельность Сберегательного Банка России в сфере обслуживания юридических лиц, являются: 1. Гражданский ... работы по ведению счетов юридических лиц строится на основе следующих нормативных документов: 1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Глава №46 «Расчёты»; 2. Инструкция Госбанка СССР от 30.10.1986г. №28 «О расчётных, ...

изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы банка,

Ё заявление о государственной регистрации вносимых изменений и (или) дополнений;

  • Ё выписку из протокола общего собрания участников банка (решение собственника имущества) о внесении изменений и (или) дополнений в его учредительные документы;
  • Ё изменения и (или) дополнения, вносимые в учредительные документы банка;
  • Ё учредительные документы банка в новой редакции;
  • Ё платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию изменений и (или) дополнений.

места нахождения банка или его наименования

размера уставного фонда

Ё справку налогового органа на суммы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

  • Ё список участников банка с указанием размера их вкладов и количества, принадлежащих им акций (простых и привилегированных) в уставном фонде банка;
  • Ё документы, подтверждающие увеличение уставного фонда (выписку из временного счета и др.)

Банк, функционирующий в форме акционерного общества, должен передать, кроме того, копию документа, подтверждающего государственную регистрацию предыдущего выпуска ценных бумаг (акций) в республиканском органе государственного управления рынком ценных бумаг.

Документы для государственной регистрации банка или изменений и дополнений в его учредительные документы должны быть представлены в Национальный банк в полном комплекте и соответствовать требованиям законодательства, иначе они не будут приняты к рассмотрению.

Государственная регистрация

При регистрации вновь созданного банка в процессе рассмотрения пакета документов специальная квалификационная комиссия Национального банка проводит оценку профессиональной пригодности и деловой репутации кандидатов на должности руководителя и главного бухгалтера банка. Если возникает необходимость, Национальный банк может запросить у государственных и иных органов дополнительные сведения об учредителях регистрируемого банка и кандидатах на руководящие должности.

Если Национальный банк принимает решение о государственной регистрации банка (либо изменений и дополнений в учредительные документы), то на основании этого решения производится соответствующая запись в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. За государственную регистрацию взимается плата, размер которой определяется действующим законодательством.

Зарегистрированному банку выдается свидетельство о его государственной регистрации. О факте регистрации Национальный банк ставит в известность налоговые органы и органы государственной статистики, а также публикует сообщение в официальных республиканских средствах массовой информации.

Пройдя процедуру государственной регистрации, банк приобретает статус юридического лица.

16 стр., 7528 слов

Анализ национального законодательства о создании и государственной ...

... других предпринимательских структур и государственных органов, по совершенствованию указанных декретов не прекращалась. Результатом ее и явился Декрет от 2002-12-17г. N 29. Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов ...