Назначение и производство экспертиз по следам транспортных средств

Устойчивая тенденция усложнения криминогенной обстановки в условиях политической и экономической нестабильности в стране требует коренного улучшения деятельности правоохранительных органов, направленного на обеспечение надежной доказательственной базы по уголовным делам.

Одним из источников получения подобной базы является сбор, обработка, исследование и использование криминалистической информации, в том числе, получаемой в результате проведения экспертизы.

При раскрытии и расследовании преступлений возникает необходимость в решении ряда специальных вопросов, относящихся к той или иной отрасли науки, техники, искусства или ремесла. Вопросов таких много, и ограничить их круг практически невозможно. Возникает, например, необходимость идентифицировать объект или установить его групповую принадлежность; выяснить состояние, в котором находится объект; установить его назначение, способ изготовления; определить причины и условия возникновения конкретных явлений и т.д.

Для квалифицированного ответа на такого рода вопросы требуются специальные познания, и в этом случае законом предусмотрено назначение экспертизы.

Трасологическая экспертиза занимает важное место в расследовании и раскрытии преступлений, что объясняется не только многочисленными решаемыми задачами, которые ставятся перед экспертом, но главное широким диапазоном исследуемых объектов. Как известно, это кроме следов человека, следов животных, орудий, механизмов, еще и разнообразные следы транспортных средств.

По оценкам экспертов ежегодные потери от транспортных происшествий достигают 8% валового внутреннего продукта. Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2011 году составило 28 тыс. человек (19 — 20 случаев на 100 тыс. населения), в странах Европейского союза этот показатель составляет 3 — 8 случаев на 100 тыс. населения.

При расследовании дорожно-транспортных происшествий исключительно важное значение для следственных органов имеет судебно-медицинская экспертиза, поскольку позволяет объективно воссоздать картину происшествия и в совокупности с другими доказательствами установить степень виновности участников происшествия.

В этих случаях необходимо установить вид автомобильной травмы, взаимное положение человека и частей транспортного средства в момент происшествия, направление переезда и положение тела пострадавшего при этом, кто находился за рулем и др. Успешное разрешение этих задач обеспечивается тщательностью и полнотой исследования, применением лабораторных методик, комплексной оценкой полученных результатов с учетом материалов дела.

6 стр., 2551 слов

Производство служебного расследования по установлению причин ...

... как единичные правоотношения. Транспортное происшествие – это основной объект, по поводу которого возникают правоотношения служебного расследования. Главная цель этого расследования, которая порождает систему взаимосвязанных правоотношений, установление причины транспортного происшествия. Это «общий» объект, по поводу ...

Актуальность выбранной темы обусловлена, прежде всего, тем, что сегодня повысилась мобильность преступников, их техническая оснащенность и вооруженность, усложнились задачи, которые приходится решать следователю, усложнились и экспертные задачи.

Тревожное положение с качеством предварительного следствия настоятельно потребовало изыскания средств повышения его эффективности, детального анализа форм его организации, выявления преимуществ и недостатков каждой из них.

Не последнюю роль в работе правоохранительных органов играет государственная судебно-экспертная деятельность, в задачи которой входит, в частности, использование на всех этапах борьбы с преступностью действенных методов и технических средств, соответствующих более высокому уровню развития науки, в целях выявления, раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Вся история криминалистики — это, по существу, непрерывная работа по расширению возможности использования новейших достижений науки и техники в деле борьбы с преступностью. И в дальнейшем вместе с научно-техническим прогрессом будет возрастать и роль экспертизы в уголовном судопроизводстве.

Исходя из изложенного цель данной дипломной состоит в комплексном изучении порядка назначения и производства судебной экспертизы по следам транспортных средств.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • дать понятие следов и рассмотреть их классификацию по механизму следообразования;
  • исследовать механизм образования следов транспортных средств;
  • дать понятие судебной экспертизы и определить основания для ее назначения;
  • исследовать порядок производства судебной экспертизы;
  • рассмотреть классификацию судебных экспертиз по следам транспортных средств;
  • остановиться на более подробном рассмотрении производства отдельных видов судебных экспертиз по следам транспортных средств, таких как судебно-медицинская экспертиза при расследовании дорожно-транспортных происшествий, а также трасологическая экспертиза следов транспортных средств.

Предметом исследования является судебная экспертиза как особый раздел криминалистики и институт уголовно-процессуального права.

Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в сфере регулирования порядка проведения экспертиз по следам транспортных средств.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частные методы познания. В качестве общенаучных методов использовались системный и исторический методы, а также метод структурного анализа. Конкретно-социологический метод выступил в роли частно-научного метода. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.

Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения.

15 стр., 7145 слов

Криминалистическое исследование следов

... последние годы появляются исследования, специально посвященные следам-веществам. К таким исследованиям можно отнести диссертационное исследование Г.В.Майоровой «Использование следов лакокрасочных покрытий в расследовании преступлений» . Автор впервые проводит специальное криминалистическое изучение теоретических и ...

В процессе исследования были использованы источники и литература разных авторов и ученых в области криминалистики и уголовно-процессуального права, таких как Е.Н. Антонова, А.А. Ануфриев, О.Л. Братчикова, Д.В. Гончарова, И.В. Решетникова, Я.И. Баршев, Р.С. Белкин Б.Т. Безлепкин, О.В. Волохова, Е.П. Ищенко, Е.И. Галяшина, В.В. Голикова, Е.Р. Россинской, В.Я. Карлов, Н.П. Майлис, Ю.К.Орлов и др., а также статьями, размещенными в таких периодических изданиях, как: «Российский следователь», «Российская юстиция», «Судебная экспертиза», «Законодательство и экономика», «Актуальные проблемы российского права», «Эксперт-криминалист» и других.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, обеспечивает логическую последовательность в изложении результатов и состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и библиографического списка литературы.

Фрагмент работы для ознакомления

1.1 Понятие следов и их классификация по механизму следообразования

Чтобы понять, что представляют собой следы транспортных средств, назначение и производство экспертиз по которым рассматриваются в данной дипломной работе, и механизм их образования, необходимо прежде рассмотреть понятие следов вообще и сущность их криминалистического исследования.

Так, с древнейших времен следы использовались при расследовании и раскрытии преступлений. Еще в Древней Индии умели «читать следы», когда выслеживали врага, обидчика по следам ног, раненного зверя по следам крови. В Индии существовала общественная каста следопытов. У американских индейцев каждый воин и охотник должен был владеть искусством «читать следы». Но в научной «следоведческой» экспертизе стало возможным говорить о них только с открытием феномена пальцевых отпечатков – дактилоскопии – с середины 19 века, когда два английских ученых, У. Гершель и Г. Фулдс, независимо друг от друга, установили, что папиллярные узоры индивидуальны и не изменяются на протяжении всей жизни человека. В конце 19 столетия Я. Пуркинье, изучив их работы, предложил классификацию папиллярных узоров, выделив в ней четыре типа. Позже Ф. Гальтон разработал системы уголовной регистрации (Лондон, 1892).

Его последователь Э. Генри в 1896 г. значительно расширил классификацию папиллярных узоров. В начале 20 столетия французский исследователь Э. Локар внес значительный вклад в развитие дактилоскопии. На основе собственных результатов он дал общую характеристику свойств папиллярных узоров, определил, что они неизменны и индивидуальны.

1.2 Механизм образования следов от транспортных средств

Трасология изучает следы транспортных средств, оставляемые ходовой частью и выступающими частями, а также отделившиеся от транспортного средства узлы и детали. Исследование любой из названных групп следов нередко сопровождается анализом следов веществ, относящихся к области материаловедческих исследований.

По следам ходовой части и выступающих частей, по отделившимся деталям и узлам возможно отождествление транспортного средства (установление его групповой принадлежности).

Кроме того, изучение таких следов позволяет восстановить механизм произошедшего: определить направление и скорость движения, место, угол и линию столкновения, другие важные обстоятельства дорожно-транспортного происшествия.

5 стр., 2291 слов

Выполнение автотехнической экспертизы дорожно-транспортного происшествия ...

... литература: Городокин, В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учебное пособие / В.А. Городокин. - Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2006. - 27с. Правила дорожного движения Российской Федерации. - М.: ... на стоящее транспортное средство. Свыше трех четвертей всех дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движения водителями транспортных средств. Около трети ...

2.1 Понятие судебной экспертизы и основания для ее назначения

Судебная экспертиза — давний и устоявшийся институт процессуального законодательства России. Еще в 1841 г. Я.И. Баршев в книге «Основания уголовного судопроизводства с применением к российскому уголовному судопроизводству», комментируя изданный еще ранее, в 1832 г., Свод законов Российской империи, говорит об использовании в процессе «сведущих людей», то есть, по сути, не упоминая термина «судебная экспертиза», пишет именно о ней. Причем пишет как об институте, совершенно сформировавшемся.

Со становлением судебной экспертизы как одной из форм познавательной деятельности связаны имена таких виднейших представителей отечественной науки, как А.М. Бутлеров и М.М. Герасимов, Д.И. Менделеев, Н.И. Пирогов, и многих других , очень многое сделавших для научного обоснования судебно-экспертных исследований.

2.2 Производство судебной экспертизы следов транспортных средств

В соответствии с общепринятой классификацией судебные экспертизы подразделяются прежде всего по характеру необходимых для их производства специальных познаний (классу, роду, виду экспертиз) и месту проведения. Среди классов экспертиз можно выделить: криминалистические, инженерно-технические, экспертизы веществ и материалов и т.д.

Среди родов экспертиз, относящихся, например, к классу инженерно-технических, часто при совершении дорожно-транспортных происшествий производятся автотехническая экспертиза (в последние годы ее стали называть судебной дорожно-транспортной экспертизой) , пожарно-технические экспертизы и некоторые другие.

2.3 Классификация судебных экспертизы по следам транспортных средств

В процессе рассмотрения дел, связанных с нарушением правил безопасности дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств, иных норм и правил в области дорожного движения, нередко назначаются такие экспертизы, как автотехническая (дорожно-транспортная), веществ и материалов, лакокрасочных материалов и покрытий, металловедческая, трасологическая, электротехническая.

Автотехническая экспертиза производится для установления технического состояния транспортных средств, дорог и их обустройства, дорожных знаков, дорожной разметки, механизма дорожно-транспортного происшествия, психофизиологического состояния водителя и участников дорожно-транспортного происшествия.

3.1 Судебно-медицинская экспертиза при расследовании дорожно-транспортных происшествий

При расследовании дорожно-транспортных происшествий судебно-медицинская экспертиза имеет исключительно важное значение для следственных органов, поскольку позволяет объективно воссоздать картину происшествия и в совокупности с другими доказательствами установить степень виновности участников происшествия.

В соответствии со статьей 62 Федерального закона от 21.11.2011 г.

№ 323-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» судебно-медицинская экспертиза проводится в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности.

3 стр., 1033 слов

Место и роль закона в правовой системе Российской Федерации

... значимости закона как основного источника права, в том числе за ... случае не будет понятно, когда закон утрачивает характеристики правового и становится неправовым, или даже произволом. Проводимые реформы в современной Российской Федерации направлены в целом на повышение ...

3.2 Трасологическая экспертиза следов транспортных средств

Цель транспортно-трасологической экспертизы — установление транспортного средства, оставившего следы, выявление существенных обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортном происшествии в целом.

Трасологическая экспертиза осуществляется:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении мы пришли к следующим выводам. Так, экспертиза в уголовном процессе — это специальное исследование в области науки, техники, искусства или ремесла, которое назначается дознавателем, следователем или судом по вопросам, разрешение которых имеет значение для дела.

Судебно-экспертная деятельность является самой сложной формой использования специальных знаний. Судебно-экспертная деятельность выполняет важную функцию — оказание содействия органам предварительного расследования и суда в установлении обстоятельств, имеющих значение для дела путем проведения исследований по вопросам, требующим специальных знаний.

Список литературы [ всего 50]

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/diplomnaya/avtotehnicheskaya-ekspertiza/

Нормативные правовые акты

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. I).

    – Ст. 4921.

  2. Федеральный закон от 04.03.2013 г. № 23-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 9. – Ст. 875.
  3. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 48. – Ст. 6724.
  4. Федеральный закон от 09.03.2010 г. № 19-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 11. – Ст. 1168.

Специальная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/diplomnaya/avtotehnicheskaya-ekspertiza/

  1. Антонова Е.Н. Судебная экспертиза в арбитражном процессе / Е.Н. Антонова, А.А. Ануфриев, О.Л. Братчикова и др.; под ред. Д.В. Гончарова, И.В. Решетниковой. – М.: Волтерс Клувер, 2007. – 256 с.
  2. Баршев Я.И. Основания уголовного судопроизводства с применением к российскому уголовному судопроизводству / Я.И. Баршев. – М.: ЛексЭст, 2001. – 240 с.
  3. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики / Р.С. Белкин. – М.: Норма, 2001. – 238 с.
  4. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный).

    11-е изд., перераб. и доп. / Б.Т. Безлепкин. – М.: Проспект, 2012. – 752 с.

  5. Безлепкин Б.Т. Краткое пособие для следователя и дознавателя / Б.Т. Безлепкин. – М.: Проспект, 2011. – 288 с.

Судебная практика

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – февр. – 2011. – № 2.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 г. № 25 (ред. от 23.12.2010) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – февр. – 2009. – № 2.
  3. Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2006. – № 4. – С. 30 — 31.