Договор аренды транспортного средства

Курсовая работа

В отечественной науке гражданского права недостаточно изучено правовое регулирование отдельных общественных отношений, в том числе область правовой регламентации аренды, связанной с предоставлением транспортных средств во временное владение и пользование. Однако современная практика свидетельствует об актуальности и практической значимости подобных исследований, и соответственно, в настоящей дипломной работе сфера правового регулирования отношений по аренде транспортных средств будет подвергнута научному анализу.

Актуальность выбранной темы исследования предопределена также и тем, что договор аренды транспортных средств является достаточно сложным для изучения. Работ по этой теме написано мало, большинство из них в значительной степени устарели, так как были опубликованы на основе старого гражданского законодательства. Мы, конечно, не отрицаем позитивного значения этих трудов и не перечеркиваем всего того, что ими было достигнуто и обосновано, понимая то, что они по большей своей части шли вперед своего времени и предопределили разрешение многих вопросов аренды транспортных средств, которые только в наше время получили свое должное законодательное закрепление. Мы говорим только о том, что принятие нового гражданского законодательства, а именно Гражданского кодекса РФ, Кодекса торгового мореплавания РФ, Кодекса внутреннего водного транспорта РФ заставляет нас идти в ногу со временем, то есть, не забывая опыт предшествующих исследователей, ставить своей целью изучение аренды транспортных средств в соответствии с новым законодательством.

На основании вышеизложенного можно заключить, что актуальность выбранной темы не вызывает сомнения.

Целью данной курсовой работы является исследование договора аренды транспортного средства.

Задачи исследования:

  • изучить особенности договора аренды транспортных средств;
  • охарактеризовать условия договора аренды транспортных средств;
  • привести классификацию договоров аренды транспортного средства;
  • изучить ответственность сторон по договору аренды транспортного средства.

Существенную помощь при написании работы оказало изучение исследований российских ученых в области гражданского права, а именно М.И. Брагинского, Е.В. Вавилина, В.В. Витрянского, Г.Г. Иванова, В.Н. Изволевского, Д.С. Левенсона, А.М. Маковского, П.Д. Самойловича, В.Т. Смирнова и др.

договор аренда транспортное средство

1. Общая характеристика договора аренды транспортного средства

1.1 Особенности договора аренды транспортных средства

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство во временное владение и пользование с оказанием услуг по управлению им и его технической эксплуатации или без оказания таких услуг.

28 стр., 13734 слов

Правовое регулирование договора аренды транспортных средств

... регулирования договора аренды транспортных средств. Объект исследования – комплекс теоретических и практических проблем, связанных с раскрытием правовой природы договора аренды транспортных средств в российском обязательственном праве и гражданском законодательстве. Предмет исследования – основные понятия договора аренды транспортных средств в ...

По мнению В.В. Витрянского, договор аренды транспортного средства (фрахтования на время) с экипажем и без экипажа имеет ряд квалифицирующих признаков, относящихся к его предмету, что позволило выделить его в отдельный вид договора аренды [23].

Во-первых, по договору аренды транспортного средства передается не просто транспортное средство, а такое транспортное средство, которое требует управления им и обеспечения его технической эксплуатации, причем и управление и эксплуатация должны носить квалифицированный характер (профессионально подготовленный экипаж).

Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать определенным обязательным для сторон требованиям, а при их отсутствии — требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям договора (п.2 ст.635 ГК РФ) [18].

Во-вторых, это целевой характер использования транспортного средства, которое может эксплуатироваться лишь с определенной целью: для перевозки груза, пассажиров, почты или багажа.

В-третьих, в отношениях с третьими лицами арендатор транспортного средства выступает соответственно в качестве перевозчика грузов, пассажиров, почты или багажа, либо в качестве арендодателя транспортного средства (соглашение о субаренде), либо владельцем транспортного средства, так как транспортное средство является источником повышенной опасности.

Необходимо разграничивать договор аренды транспортного средства с договором фрахтования (чартера).

Во-первых, договор фрахтования (чартер) (ст.787 ГК РФ) — это договор перевозки, и соответственно его предметом являются услуги по доставке грузов, пассажиров, почты и багажа в пункт назначения. Предметом договора аренды транспортного средства (фрахтования на время) является предоставление транспортного средства во временное владение и пользование.

Во-вторых, по договору фрахтования (чартера) транспортное средство не передается фрахтователю, ему предоставляется вместимость транспортного средства.

В-третьих, по договору фрахтования (чартера) транспортного средства в отличие от договора аренды (фрахтования на время) фрахтовщик не оказывает фрахтователю услуг по управлению транспортным средством и технической эксплуатации, эти действия составляют существо обязательства по перевозке груза, пассажира и багажа в пункт назначения.

Действующий ГК РФ выделяет две разновидности договора аренды транспортных средств: аренда транспортного средства с экипажем (ст.632 ГК РФ) и аренда транспортного средства без экипажа (ст.642 ГК РФ) [3].

Общие положения об аренде применяются к отношениям, регулируемым данными договорами в той мере, в какой это установлено нормами § 3 гл.34 ГК РФ. Наряду с ними применяются нормы, закрепленные в транспортных уставах и кодексах. В действующем транспортном законодательстве лишь КТМ РФ содержит главы, посвященные аренде морских судов. В частности, в гл.10 фрахтованием судна на время (тайм-чартер), гл. II регламентируются отношения, связанные с договором фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер).

13 стр., 6118 слов

Договор аренды транспортного средства с экипажем

... особенностей арендуемого имущества. К квалифицирующим признакам договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем можно отнести: 1) Транспортные средства, согласно договора, требуют владения и пользования в надлежащей технической эксплуатации. То есть этот признак дает ...

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (п.1 ст.632 ГК РФ) [18].

1.2 Условия договора аренды транспортных средств

Данный договор является реальным, возмездным и консенсуальным (ст. 198 КТМ РФ).

Договор заключается в письменной форме независимо от его срока. Правила о регистрации договоров аренды к данному договору не применяются.

Срок в договоре аренды с экипажем регламентируется общими положениями об аренде, за исключением преимущественного права на заключение договора на новый срок и возобновления договора на неопределенный срок (ст.621 ГК РФ).

В договоре тайм-чартера согласно ст. 200 КТМ РФ наряду со сторонами, характеристикой судна, районом плавания, целью фрахтования, временем, местом передачи и возврата судна, ставке фрахта должен быть обязательно указан срок действия.

Содержание договора аренды

Содержание договора аренды транспортного средства с экипажем в основном составляют обязанности арендодателя.

Арендодатель обязан:

  • в течение всего срока действия договора поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая проведение текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей;
  • предоставлять арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства.

Эти услуги должны обеспечить нормальную и безопасную эксплуатацию транспортного средства в соответствии с целями договора. Члены экипажа являются работниками арендодателя. Они подчиняются его распоряжениям, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства;

  • нести расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание, если договором не предусмотрено иное (п.2 ст.635 ГК РФ);
  • застраховать транспортное средство и (или) ответственность за ущерб, который может быть причинен транспортным средством в связи с его эксплуатацией, если такое страхование является обязательным в силу закона или договора [22].

Арендатор обязан:

  • нести расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией транспортного средства (оплата горюче-смазочных материалов, сборов и т.д.);

— возместить арендодателю убытки в связи с гибелью или повреждением арендованного транспортного средства, если будет доказано, что это произошло вследствие обстоятельств, за которые арендатор несет ответственность в соответствии с законом или договором аренды (ст.639 ГК РФ).

Арендатор вправе:

  • сдавать транспортное средство в субаренду без согласия арендодателя, если иное не предусмотрено договором (п.1 ст.638);

— при осуществлении коммерческой эксплуатации транспортного средства без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, которые указаны в договоре аренды, а если такие цели не установлены, то назначению транспортного средства (п.2 ст.638).

30 стр., 14515 слов

Договор аренды транспортных средств

... о проделанной работе, а так же предлагаются пути совершенствования законодательства, чтобы способствовать успешному развитию договора аренды транспортных средств в современной России. 1. Гражданско-правовое регулирование договора аренды транспортных средств 1 Гражданско-правовое регулирование договора аренды транспортных средств в Римском ...

В договоре аренды транспортного средства с экипажем вред возмещает арендодатель по правилам, предусмотренным гл.59 ГК РФ, при этом у него имеется право предъявить к арендатору регрессное требование, если будет доказано, что вред возник по его вине.

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст.642 ГК РФ) [18].

В отличие от договора аренды транспортного средства с экипажем рассматриваемый договор направлен на получение во владение и пользование транспортного средства с возможностью самостоятельно осуществлять его техническую и коммерческую эксплуатацию.

В данном договоре основная часть обязанностей возложена на арендатора. Он должен:

  • получив от арендодателя транспортное средство, в течение всего срока договора поддерживать имущество в исправном состоянии, осуществлять его текущий и капитальный ремонт (ст.644 ГК РФ);
  • своими силами осуществлять управление арендованным транспортным средством, его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую.

Для этого он может нанять экипаж или управлять им сам;

— нести расходы по содержанию арендованного транспортного средства, застраховать его, включая страхование своей ответственности, а также расходы, связанные с его эксплуатацией, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа.

Права арендатора по данному договору во многом аналогичны его правам по договору аренды транспортного средства с экипажем.

Арендатору предоставлено право, если иное не предусмотрено договором, без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа (п.1 ст.647).

Арендатор вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не указаны, то назначению имущества (п.2 ст.647).

За вред, причиненный третьим лицам в рамках договора аренды транспортного средства без экипажа, обязанность по его возмещению возлагается на арендатора (ст.648 ГК РФ) [18].

2. Виды договоров аренды транспортного средства

2.1 Классификация договоров аренды транспортного средства

Как известно, договор аренды транспортных средств делится на два вида: с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства (с экипажем) и без предоставления таких услуг (без экипажа).

Данным видам договора посвящен § 3 гл.34 ГК РФ. По мнению Е.В. Вавилина, в договоре аренды транспортного средства с экипажем можно выделить договоры с условиями технического обслуживания и договоры без технического обслуживания (лишь с предоставлением услуг по управлению), аналогично в договоре аренды транспортного средства без экипажа — без предоставления технического обслуживания и с предоставлением услуг по техническому обслуживанию (но без предоставления услуг по управлению) [22].

42 стр., 20745 слов

Договор аренды Договор аренды в различных сферах деятельности

... и свойства договора аренды; уточнить правовой статус субъектов договора аренды; изучить специфику различных объектов договора аренды проанализировать порядок заключение, расторжения и прекращения договора аренды; классифицировать договоры аренды на виды; определить содержание договора аренды; исследовать особенности договора проката; аренды транспортных средств; аренды зданий и ...

Автор отмечает, что обозначенные главные содержательные условия, разграничивающие два вида договора аренды транспортных средств, по всей видимости, могут комбинироваться сторонами, исходя из конкретной практической целесообразности и необходимости. Но также Е.В. Вавилин ставит перед нами проблему применения сторонами выделенных подвидов договора аренды транспортных средств, т.е. возникнет вопрос: какими положениями, в том числе ГК РФ, необходимо руководствоваться при этом? Ведь ни положения ГК РФ, ни иные положения нормативных актов не регулируют данные подвиды договора [22]

В Гражданском кодексе Республики Казахстан 1994 г. (далее — ГК РК) выделен в отдельную главу 29 § 5 «Договор аренды транспортных средств» [1].

Он, так же как и в ГК РФ, делится на два вида, а именно: с экипажем, т.е. с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, и без экипажа — без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации. Так же как и в ГК РФ, никаких подвидов договоров аренды транспортных средств с экипажем или без экипажа не предусмотрено в ГК РК. Что, на наш взгляд, нельзя оставить без внимания. Хотя в ст.594 ГК РК предусмотрено, что аренда транспортных средств без экипажа подчиняется общим положениям Кодекса о договоре имущественного найма, а для аренды транспортных средств с экипажем предусмотрены специальные нормы данного Кодекса, это не решает проблему, о которой пишет Е.В. Вавилин, а именно отсутствие норм, которые будут регулировать данные подвиды договоров. Например, аренда транспортных средств только с услугой по управлению [10].

На наш взгляд, данная проблема нашла свое решение в законодательстве США. В Гражданском кодексе Луизианы 1988 г. не выделен в отдельный параграф договор аренды транспортных средств с экипажем и без него. Таким образом, данные виды договора регулируются общими нормами об аренде. Так, согласно ст.2751 арендодатель гарантирует арендатору, что вещь соответствует цели, для которой она была арендована, и не содержит недостатков или дефектов, которые препятствуют использованию данной вещи в соответствии с целью. Также предусмотрено, что, если во время договора аренды вещь требует ремонта, который не может быть отложен до окончания срока арендного договора, арендодатель имеет право сделать ремонт, даже если это доставит арендатору неудобство или лишит его возможности использования вещи. В таком случае арендатор может потребовать уменьшения арендной платы или расторжения договора аренды, в зависимости от всех обстоятельств, включая ошибку каждой из сторон или ответственность за ремонт, время, затраченное на ремонт, и степень потери использования (ст.2693).

Таким образом, арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства должен обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию, а также осуществление текущего и капитального ремонта. Также предусмотрены случаи, когда арендатор сам производит ремонт транспортного средства. Арендатор обязан возместить убытки, причиненные вещи, вызванные его ошибкой или теми людьми, которые с его согласия находятся внутри (например, находятся на судне) или используют вещь, и восстановить любое ухудшение, которое нарушает нормальное или согласованное использование вещи (ст.2692).

46 стр., 22569 слов

Учёт аренды основных средств на предприятии

... договором денежное вознаграждение – арендную плату [1]. Согласно ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки; имущественные комплексы (например, предприятия); здания, сооружения, оборудование, транспортные средства ... показывать сданное в аренду имущество в своем балансе, а арендатор отражает его на забалансовых счетах. Арендатор за взятые в аренду основные средства выплачивает арендную плату ...

Таким образом, можно формально разделить договор аренды транспортных средств с предоставлением услуг по технической эксплуатации и без нее.

Также в главе об аренде, а именно в п.2 ст.2745, предусмотрено, что курьеры и лодочники сдают свои услуги внаем для перевозки или людей, или товаров. Таким образом, можно заключить договор аренды транспортных средств и нанять, например, услуги лодочника для управления судном. То есть законодательство США наглядно демонстрирует нам, что можно заключить любой вид и подвид договора аренды транспортных средств, например договор аренды транспортных средств с полным комплектом услуг, т.е. с услугами по управлению и технической эксплуатации, или только с услугами по управлению, или только с услугами по технической эксплуатации, или без предоставления таких услуг.

Таким образом, стороны сами комбинируют такие условия заключения договора, которые для них наиболее удобны. Тем самым устраняются пробелы в законодательстве. В законодательстве Франции, а именно в Гражданском кодексе Франции 1804 г. (далее — ГК Франции), также не выделен в отдельный параграф договор аренды транспортных средств. Согласно ст.1708 ГК Франции договор аренды (наем) делится на два вида: наем вещей и наем работы. Также указано, что можно нанимать все виды имуществ, движимых и недвижимых (ст.1713 ГК Франции).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что аренда транспортных средств будет регулироваться общими нормами об аренде (найме).

Но в отличие от ГК РФ в титуле VIII (т.е. в главе об аренде (найме)) содержится глава (параграф) о найме работы и услуг. Так, имеется три главных вида найма работы и услуг:

  • наем рабочих людей, которые предоставляют кому-либо свои услуги;
  • наем перевозчиков как по земле, так и по воде, которые принимают на себя обязанность перевозки людей или товаров;
  • наем архитекторов, производителей работ и техников для проведения исследований или подрядных работ (ст.1779 ГК Франции).

То есть можно арендовать транспортное средство и также нанять экипаж, т.е. услуги по управлению данным транспортным средством. В данной ситуации прослеживается то, что в ГК Франции не предусматриваются нормы, которые бы регулировали аренду транспортных средств с экипажем, т.е. отдельно арендуется транспортное средство, и отдельно арендатор нанимает услуги по управлению. Не предусмотрены нормы, которые бы регулировали аренду транспортного средства сразу с услугами по управлению транспортным средством. Что создает пробел в законодательстве и неудобства для арендатора, так как он арендует транспортное средство и ему необходимо искать и арендовать еще квалифицированный экипаж для него [10].

Таким образом, не видно четкого разделения договора аренды транспортных средств на виды. Арендуется транспортное средство и, если нужно, нанимается экипаж. Также в ГК Франции не содержатся нормы, которые регулировали бы техническую эксплуатацию транспортного средства, что также является пробелом в законодательстве. Все вопросы особенности аренды отдельных видов транспорта содержатся в Транспортном кодексе Франции 2010 г. и других нормативных правовых актах Франции.

3 стр., 1123 слов

Договор оказания услуг связи

... оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и др. Правила данного договора не распространяются на оказание услуг по договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, перевозки, транспортной ...

Данные пробелы в законодательстве играют отрицательную роль в договоре аренды транспортных средств с экипажем. Этот вопрос можно рассмотреть в судебной практике РФ. Так, в арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Геостар» с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Радиострой-Спецмонтаж» о взыскании 9 490 123 руб., из которых 7 908 436 руб. — задолженность по арендной плате, 1 581 687 руб. — пеня.

Суд апелляционной инстанции указал, что, поскольку имеются неясности при толковании условий спорного договора (договор аренды транспортного средства с экипажем либо без экипажа), суд первой инстанции правомерно исходил из действительной общей воли сторон с учетом цели договора, последующего поведения сторон. Однако в решении суда первой инстанции отсутствует квалификация договора как договора аренды транспортного средства с экипажем либо без экипажа.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо дать правовую квалификацию заключенному сторонами договору аренды, имея в виду, что при этом определяющим фактором является положение п.3.2 договора о том, что арендодатель предоставляет одного обученного машиниста для управления техникой. Как следует из материалов дела, возложенные договором на арендодателя обязательства по представлению одного обученного машиниста для управления техникой, переданной в аренду, ООО «Геостар» не выполнены.

Как следует из материалов дела, переданная истцом и принятая ответчиком буровая установка SANYSR220C относится к категории гусеничных машин с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт (категория «E»).

Согласно Правилам допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 796, машинистам самоходных машин и иной техники дополнительно к водительскому удостоверению выдается удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), подтверждающее право управлять самоходной машиной определенной категории.

При рассмотрении спора судами установлено, что в штате ООО (ЗАО)»Радиострой-Спецмонтаж» отсутствовала должность тракториста-машиниста, который мог бы работать на арендованном имуществе, что подтверждается штатным расписанием ответчика на 2010 г.

Из пояснений ООО «СМП «Радиострой» следует, что предоставление машиниста являлось для арендатора существенным и без данного условия они не заключили бы договор. Ссылка истца на то, что после подписания договора аренды ответчик не обращался к истцу с просьбой о предоставлении машиниста для управления техникой, обоснованно не принята судом первой инстанции, так как обязанность арендодателя предоставить машиниста предусмотрена п.3.2 договора. Вместе с тем ответчиком в суде первой инстанции были даны объяснения, что вся деятельность буровой установки сводилась к ее перемещениям к месту работы. Однако в силу вышеперечисленных причин эксплуатация по прямому назначению была невозможна.

Поскольку в силу ч.1 ст.612 ГК РФ арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, а арендатор не мог и не использовал переданное ему арендованное имущество, выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании арендной платы за пользование буровой установкой, а также неустойки за нарушение договорных обязательств являются обоснованными [10].

11 стр., 5409 слов

Аренда основных средств

... фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности и фондооснащенности. Рассмотрим эффективность использования основных производственных фондов в СПК «Заря»., Таблица 2.6. Эффективность использования основных средств Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. ... с кризисом численность работников уменьшилась в 2009 году на 5 человек по сравнению с 2007 годом, т.е. темп роста составляет 91,67 %. Данное ...

Таким образом, можно сделать вывод о том, что необходима квалификация договора аренды транспортных средств на аренду транспортных средств как без экипажа, так и с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, потому что на данный момент существует очень много разновидностей транспортных средств, для управления которыми требуются специально обученные люди. Это делает невозможным самостоятельное использование транспортного средства, как в договоре аренды транспортных средств без экипажа.

Если сравнить действующий ГК РФ с Гражданским кодексом РСФСР 1964 г. (далее — ГК РСФСР), то сразу можно заметить, что договор аренды транспортных средств не был выделен в отдельный параграф, а регулировался общими нормами об имущественном найме. Так, согласно ст.275 ГК РСФСР по договору имущественного найма наймодатель обязуется предоставить нанимателю имущество во временное пользование за плату. В данном Кодексе не содержатся нормы, которые регулировали бы предоставление вместе с транспортным средством услуг по управлению им, лишь только наймодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного внаем имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.284 ГК РСФСР).

Это единственная особенность договора, которая схожа с договором аренды транспортных средств с экипажем в наше время [1].

Но в ст.634 ГК РФ в отличие от ГК РСФСР сказано, что арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление не только капитального ремонта, но и текущего и также предоставление необходимых принадлежностей. В свою очередь, в ст.285 ГК РСФСР сказано, что наниматель обязан поддерживать нанятое имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт, если иное не установлено законом или договором, и нести расходы по содержанию имущества.

Таким образом, в ГК РСФСР не только нет разделения договора аренды транспортных средств на аренду транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, но и без таких услуг, т.е. не было возможности выбора вида договора аренды транспортных средств. Другими словами, арендодатель только предоставлял транспортное средство и услуги по капитальному ремонту, арендатор в свою очередь должен был либо сам управлять транспортным средством, либо нанимать экипаж, к тому же осуществлять текущий ремонт, что создавало множество неудобств для арендатора и пробелов в законодательстве. Поэтому данных норм стало явно недостаточно для регулирования данного вида обязательства в условиях расширения прав и свобод участников гражданско-правовых отношений.

Таким образом, мы согласны с классификацией, которая предложена Е.В. Вавилиным, а именно: в договоре аренды транспортного средства с экипажем можно выделить договоры с условиями технического обслуживания и договоры лишь с предоставлением услуг по управлению, а также оставить вариант, когда данные услуги предоставляются в совокупности [10].

На наш взгляд, для решения проблемы, которую перед нами ставит автор, можно перенять опыт ГК Луизианы. Закрепить в параграфе аренды транспортных средств с экипажем нормы, которые регулировали бы различную классификацию данного договора. То есть предусмотреть статью, в которой указывалось бы, что вместе с транспортным средством можно заказать услуги по управлению, причем услуги подготовленных специалистов в данной области, что является немаловажным в данном договоре. В этой же статье указать, что можно заключить договор аренды транспортных средств, но без предоставления услуг по управлению.

34 стр., 16769 слов

Регулирование сферы управления недвижимостью государством и профессиональными ...

... недвижимое имущество и, как следствие, правоустанавливающие документы на него. Конечно, разными государственными органами предпринимались попытки выдавать правоустанавливающие документы на недвижимость. В частности, комитеты по управлению имуществом и фонды имущества ... собственника - государства. В-третьих, нехватка оборотных финансовых средств у приватизированных предприятий или их собственников ...

Таким образом, можно будет заключить договор аренды транспортных средств с экипажем на выбор, т.е. либо с предоставлением услуг по управлению, либо без таких услуг. Аналогичным образом поступить и с услугами по технической эксплуатации. Указать в статье, что также можно заказать услуги по технической эксплуатации либо данные услуги по договору аренды транспортных средств будет выполнять сам арендатор, т.е., например, производить текущий и капитальный ремонт.

Еще можно решить данную проблему следующим образом: предусмотреть в ст.632 ГК РФ, что по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации или только услуги по управлению, или услуги по технической эксплуатации в зависимости от соглашения сторон [18].

Данная классификация привела бы к решению многих проблем и устранила бы пробелы гражданского законодательства, также предоставила бы альтернативу выбора для субъектов гражданских правоотношений в сфере реализации своих гражданских прав и свобод при заключении договора аренды транспортных средств с экипажем.

Таким образом, по нашему мнению, договор аренды транспортных средств с экипажем можно классифицировать в зависимости от предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации на: — аренду транспортных средств с предоставлением услуг по управлению транспортным средством; — аренду транспортных средств с предоставлением услуг по технической эксплуатации; — аренду транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.

2.2 Ответственность сторон по договору аренды транспортного средства

Рассматривая проблемы ответственности арендатора и арендодателя в договоре аренды транспортных средств, следует различать двоякого рода отношения: внутренние и внешние. Если внутренние отношения охватывают случаи ответственности каждой из сторон перед своим контрагентом, то вторые — ответственность арендатора и (или) арендодателя перед третьими лицами, которым был причинен вред в процессе пользования транспортным средством во время действия договора аренды транспортного средства.

Если предмет договора аренды арендодателем не предоставлен в пользование и владение арендатору, то последний имеет возможность требовать от нарушителя договорных обязательств возмещения убытков, в том числе упущенной выгоды. Однако данные требования арендатора будут правомерны при условии наличия соответствующей лицензии на осуществление коммерческой эксплуатации транспортного средства. Эксплуатацию транспортного средства и другого имущества не в соответствии с целями деятельности арендатора необходимо считать использованием данного имущества не по назначению. И следовательно, правомерно требовать от арендатора дать отчет в своих действиях и, в частности, в соответствии с п.3 ст.615 ГК РФ — расторжения договора и возмещения убытков [18].

Подпараграф 2 § 3 главы 34 ГК РФ не содержит статьи, посвященной вопросу ответственности арендатора перед арендодателем за вред, который может быть причинен арендованному транспортному средству в процессе его эксплуатации без использования услуг арендодателя по управлению и техническому обслуживанию. Не представлены соответствующие нормы и в транспортных кодексах и уставах. То есть существенных особенностей ответственности арендатора за дефекты и неисправности в транспортном средстве при возврате его арендодателю не имеется.

Однако не во всех случаях арендатор отвечает за возврат транспортного средства в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа. Арендодатель несет перед арендатором ответственность за техническое состояние предмета договора. В соответствии с п.1 ст.612 ГК РФ убытки, причиненные из-за скрытых дефектов перевозочных средств, во всех случаях должны возмещаться наймодателем. Так как риск, связанный со скрытыми недостатками имущества, возлагается на собственника, а не на его договорного контрагента. Таким образом, если при указанных обстоятельствах в первом примере предусматривается уплата арендатором убытков (реального ущерба и упущенной выгоды), то во втором — полное и самостоятельное приведение судов в прежнее нормальное состояние (возмещение реального ущерба) [18].

Рассматриваемый вопрос решается иначе при аренде транспортного средства с экипажем. Объясняется это тем, что экипаж транспортного средства подчиняется распоряжениям арендодателя по всем задачам управления и технической эксплуатации (абзац 2 п.2 ст.635 ГК РФ