Дорожно-транспортные преступления: криминалистическая характеристика и особенности их расследования

Значительное развитие автомобильных перевозок и автомобильного парка, возрастание доли легковых автомобилей в составе транспортных потоков приводит к значительному увеличению интенсивности движения и, как следствие — росту дорожно-транспортных происшествий.

По оценкам данных ГИБДД по Новосибирской области в областном центре с 2006 года, постоянно увеличивается количество автомобилей, а в 2009 году, несмотря на кризис, рост продолжился, достигнув показателя в 45 тысяч единиц. На начало 2012 года в Новосибирске зарегистрировано 750 тысяч автомобилей.

Автотранспортные преступления являются одними из самых опасных и глобальных проблем человечества. Ежегодно в мире на дорогах гибнет около 1млн 200 тыс. человек.

Сочетание таких факторов, как ограниченность возможностей для обеспечения безопасности дорог, ухудшение качества дорожного покрытия, аварийное состояние транспортных средств, равно как и плохое поведение водителей, стало причиной угрожающего темпа роста травматизма и смертности в результате ДТП.

В течение 2012 года в России было зарегистрировано около 43 млн. нарушителей правил дорожного движения, при этом 42 млн. из их числа водители транспортных средств (остальные — пешеходы и пассажиры).

В сравнении с данными предыдущего года прирост числа водителей, допустивших нарушения ПДД составил 12,3%.

Количество преступлений против безопасности движения и эксплуатации автомототранспортных средств, уголовные дела о которых находились в производстве на начало 2012 г. или зарегистрированы в 2012 г. составило 37553 шт. (прирост по сравнению с количеством зарегистрированных в 2011 г. преступлений составил 7,6%).

Только за 5 месяцев 2013 года на дорогах г. Новосибирска и районов

области зарегистрировано 919 ДТП, в которых 117 человек погибли и 1129 травмированы. За аналогичный период 2012 года произошло 833 ДТП, 143 человека погибли и 979 травмированы. Количество происшествий увеличилось на 86 фактов, количество погибших сократилось на 26 человек, количество травмированных увеличилось на 150 человек.

5 стр., 2291 слов

Выполнение автотехнической экспертизы дорожно-транспортного происшествия ...

... движения водителями транспортных средств. Около трети всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения. Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. За последние 8 лет ... по приводимой ниже формуле и составлял около 42 м. дорожное транспортное происшествие экспертиза Для решения вопроса о наличии или отсутствии у водителя ...

Из общего числа зарегистрированных ДТП 623 произошли в г. Новосибирске. При этом 28 человек погибли и 782 травмированы. За 5 месяцев 2012 года в областном центре было зарегистрировано 500 ДТП, 42 человека погибли и 571 травмирован.

Дорожно-транспортные преступления характеризуются повышенной общественной опасностью и чрезвычайной распространенностью. Автотранспортные преступления наносят значительный ущерб экономике России, создают реальную угрозу жизни ее граждан.

Для эффективной работы в области расследования, предупреждения и устранения последствий дорожно-транспортных преступлений важно уточнение их криминологических особенностей, глубокое, всестороннее изучение внутренних и внешних факторов как самих участников движения, так и окружающей обстановки на всех уровнях воздействия.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что качественное расследование ДТП является одним из основных элементов работы за повышение безопасности дорожного движения, чему в свою очередь способствует развитие теоретических знаний в области криминалистической характеристики и расследования ДТП.

Основной целью дипломной работы является выявление криминалистических особенностей ДТП и специфики их расследования.

Объектом исследования выступили общественные отношения, складывающиеся в сфере расследования ДТП.

Предметом исследования послужили криминалистические характеристики ДТП, теоретические выводы и нормы законодательства, регулирующие расследование ДТП, а также судебная практика их применения .

Задачи дипломной работы заключаются в следующем:

  • выявить особенности криминалистической характеристики дорожно-транспортных преступлений;
  • исследовать специфику расследования дорожно-транспортных преступлений;
  • изучить специфические особенности расследования отдельных видов дорожно-транспортных преступлений.

Степень научной разработанности и изученности вопросов расследования ДТП в монографическом плане довольно высока. Основой ее являются работы отечественных ученых криминалистов. Проблемы криминологической характеристики и расследования ДТП исследовались многими авторами: Р.С. Белкиной, Е.П. Ищенко, В.В. Лукьяновым М.А. Селивановой, Н.П. Яблоковым и другими. В последние годы наблюдается повышенный интерес к изучению специфики расследования ДТП: имеются диссертационные работы, солидные монографические исследования, научно-практические комментарии, специальные учебные пособия.

Методологическую основу работы составили всеобщий (диалектический) метод познания, общие приемы формальной логики (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение), некоторые общенаучные методы исследования (системный подход, анализ источников), а также собственно частно — научные методы криминалистики.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/diplomnaya/ekspertiza-dtp/

Нормативные правовые акты

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 23 июля 2013 г. N 245-ФЗ) // ИПП Гарант [Электронный ресурс] URL:

Научная и учебная литература

11 стр., 5329 слов

Основные положения методики расследования финансовых преступлений

... прошло значительное время При расследовании финансовых преступлении большое значение для успеха уголовно ... работы, в процессе которых следует изъять все имеющиеся у него документы (поддельные, финансовые, записные книжки, дискеты, черновики, транспортные ... финансовой деятельности. Для выявления способа конкретного финансового правонарушения целесообразно использовать такие сложившиеся в криминалистике ...

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/diplomnaya/ekspertiza-dtp/

  1. Бойко Ю.Л. Криминалистика: Курс лекций, часть 2. Барнаул: БЮИ МВД России, 2009. С. 432 .
  2. Власов В.И. Расследование преступлений. М.: Юрист, 2008. С.216.
  3. Волохова О.В., Егоров Н.Н., Жижина М.В. и др. Криминалистика / Под ред. Е.П. Ищенко. М.: Проспект, 2011. С.504.
  4. Драпкин Л.Я., Карагодин В.Н. Криминалистика. М.: ЭКСМО. С.885.
  5. Ипатова и.А. Криминалистика: учебно-методический комплекс. М.: ЕАОИ, 2008. С.558.
  6. Ищенко Е.П. Криминалистика. М.: Инфра-М, 2010. С.784.
  7. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика. 2-е изд., испр., доп. и перераб. М.: Контракт, ИНФРА-М, 2010. С.784.
  8. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный).

    / Под общ. ред. А.В. Смирнова. М.: Проспект, 2009. С.508.

  9. Криминалистика. / Под ред. А.Г. Филиппова. М.: ЮристЪ, 2008. С.350.
  10. Криминалистика / Под ред. Балашова Д.Н. М.: Инфра-М, 2011. С.503.
  11. Криминалистика / Под ред. Н.П. Яблокова. М.: Юрист, 2011. С.781.
  12. Криминалистика / Под ред. Солтевского М.В. М.: Юрист, 2008. С.652.
  13. Криминалистика. / Под ред. Белкина Р.С. М.: Норма, 2008. С.240.
  14. Криминалистика. / Под ред. В.А. Образцова. СПб.: Питер, 2008. С.314.
  15. Крылов И.Ф. Криминалистика. М.: Юнити-Дана, 2008. С.410 .
  16. Лукьянов В.В. Проблемы квалификации дорожно-транспортных преступлений. М., 1979 г. С. 205.
  17. Маландин И.Г. Происшествия и правонарушения на автомотранспорте и городском электротранспорте. Саратов, 1968 г. С.164.
  18. Новописный Е.А. Особенности методик расследования встречных столкновений автомобилей // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. 2009. № 47. С. 25
  19. Оперативно-розыскная деятельность/ Под ред. Горяинова К.К. М.: Инфра-М, 2008. С.848.
  20. Осмотр места происшествия: Практ. пособие/ Под ред. А.И. Дворкина. М.% ЭКСМО, 2009. С.245.
  21. Постатейный комментарий к УПК РФ. / Отв.редактор И.Л. Петрухин. СПб.: Питер, 2009. С. 258.
  22. Ревин В.П. Уголовное право России. -М.: Юстицинформ, 2010. С. 496.
  23. Россинская Е.Р. Криминалистика. Вопросы и ответы: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С.214.
  24. Руководство для следователя / Под ред. В.В, Мозякова. М.: Экзамен, 2008. С.912.
  25. Савельева М.В. Криминалистика. М.: Дашков, 2009. С. 528.
  26. Справочная книга криминалиста. Коллектив авторов НИИ про­блем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Рос­сийской Федерации / Отв. ред. Н.А. Селиванов. М.: Изд. НОРМА, 2008. С.512.
  27. Селиванова М.А. Справочная книга криминалиста. М.: Норма, 2009. С. 197.
  28. Шурухнов Н.Г. Криминалистика: определения, схемы, таблицы, диаграммы, рекомендации. М.: ЭКСМО. 2009. С. 338.
  29. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. С.264.

Судебно — следственная практика

6 стр., 2666 слов

Современное состояние науки криминалистики

... Красноярского ун-та. // Красноярск, 1993. 1. Задачи и система курса криминалистики Курс криминалистики для слушателей Московского инсти- тута МВД России, обучающихся на базе среднего специально- го юридического образования по ...

  1. Материалы расследования Черепановским районным судом Новосибирской области уголовного дела № 1-212/2013 от 23.05.2013

Электронные ресурсы

  1. Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации (увт. ФСД РФ 29.05.1998) // СПС Консультант [Электронный ресурс] URL:
  2. Новосибирску срочно необходимо 250 тысяч парковочных мест. Беседа с замначальник управления ГИБДД НСО Ждановым Д.В. // [Электронный ресурс] URL:
  3. Официальная статистика Госавтоинспекции МВД России. Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России [Электронный ресурс] URL:
  4. Статистика ДТП в Росси и НСО за 9 месяцев 2013 г. // Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России. URL: