Субъекты авторского права (2)

Термин «авторское право понимается в двух значениях: а) в объективном смысле авторское право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства.; б) в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

Как совокупность правовых норм авторское право является составной частью гражданского права. Соответственно на авторско-правовые отношения распространяют свое действие общие положения гражданского права и в первую очередь положения обязательственного права, регулирующие права и обязанности сторон при заключении договоров на использование охраняемых авторским правом произведений. В частности, нормы обязательственного права регулируют такие вопросы как права и обязанности сторон, участвующих в договоре, ответственность, наступающую в случае неисполнения договора и т.д. Обычными являются также условия об объеме правомочий на использование произведений, территория использования, срок использования.

Авторское право регулирует отношения общества с небольшим, но важным его сегментом, деятельность которого направлена на развитие технического прогресса и культуры. Задача авторского права состоит в том, чтобы надлежащим образом сочетать интересы автора и общества, с тем, чтобы с одной стороны стимулировать должным образом творческую деятельность авторов, а с другой стороны обеспечить приумножение духовных ценностей, которыми располагает общество, снимая чрезмерные ограничения в доступе к этим ценностям.

Центральным звеном в системе авторского права, авторских правоотношений занимают носители авторских прав и обязанностей – субъекты авторского права.

Актуальность темы настоящего исследования обуславливается все большим распространением и усложнением отношений по поводу использования результатов интеллектуальной деятельности, в том числе в предпринимательских целях, что увеличивает объем судебных дел по искам о защите авторских прав.

В связи с вышесказанные нам представляется достаточно актуальным на сегодняшний день вновь обратить внимание на правовое положения субъектов авторского права, в частности на их основные права и обязанности, ввиду того, что в настоящее время налицо многочисленные нарушения прав и законных интересов авторов, иных субъектов авторского права.

Итак, целью настоящей работы является изучения субъектов авторского права.

19 стр., 9435 слов

Гражданско-правовое регулирование отношений, связанных с творческой ...

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 1. Творческая деятельность и роль гражданского права в ее организации Понятие и значение творческой деятельности. Творческаядеятельностьосуществляется в области науки, техники, литературы, искусства, художественного конструирования (дизайна), создания ...

Для достижения указанной цели перед работой необходима постановка следующих задач:

1. Определить понятие и виды субъектов авторских прав.

2. Рассмотреть нормативно-правовую, регламентирующую вопросы авторского права.

3. Исследовать правовое положение авторов как основных субъектов авторского права.

4. Исследовать правовое положение соавторов и иных субъектов авторского права.

5. Изучить вопросы защиты авторских прав.

При проведении настоящего исследования автор, прежде всего, опирался на нормы Закона РФ об авторском праве и смежных правах, а также активно использовал комментарии действующего законодательства, учебную литературу, монографии известных и авторитетных исследователей и ученых.

Выдержка из работы.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать определенные выводы.

Субъекты авторского права подразделяются на первоначальных и производных. Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав.

Авторское право по закону принадлежит автору — физическому лицу, творческим трудом которого создано произведение. Создатель произведения считается субъектом (носителем) авторских прав автоматически, без необходимости получения какого-либо разрешения и без регистрации произведения.

Права автора Закон об авторских и смежных правах подразделяет на личные неимущественные права и имущественные права автора.

К личным неимущественным правам автора относятся:

  • право авторства;
  • право на имя;
  • право на обнародование произведения, включая право на отзыв;
  • право на защиту своей репутации.

К имущественным правам автора относятся:

  • право на воспроизведение;
  • право на распространение экземпляров произведения;
  • право на импорт;
  • право на публичный показ;
  • право на публичное исполнение;
  • право на передачу в эфир;
  • право на сообщение для всеобщего сведения;
  • право на перевод.

Если произведение, созданное несколькими авторами, образует неразрывное целое, и каждый из соавторов вносит свой творческий вклад в произведение в целом, то такое соавторство является неделимым и ни один из них не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения. Споры об использовании таких произведений разрешаются в судебном порядке.

Если часть произведения признается имеющей самостоятельное значение и может использоваться независимо от других, то каждый из соавторов вправе использовать свою часть по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Взаимоотношения соавторов могут определяться договором между ними. Договор (соглашение) между соавторами должен быть подписан всеми соавторами. Его копия может быть приложена к авторскому договору, соавторы могут определить последовательность проставления своих имен на произведении, если такой оговорки не будет, то имена соавторов указываются в алфавитном порядке.

13 стр., 6368 слов

Субъекты и объекты авторского права

... произведений литературного, научного и художественного творчества обладают единым авторским правом, сложным по своему составу и состоящим из отдельных авторских правомочий. Никитина М.И. Авторское право на произведения науки, литературы и ... норм о личных и имущественных правах на все те результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты, которые признаются и охраняются законом. С ...

Составители сборников произведений, результатом творческого труда которых является подбор и расположение материалов, пользуются авторским правом на сборник при условии соблюдения прав авторов произведений, включенных в сборник. Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор и расположение тех же материалов для создания других сборников.

Авторы двух или более разных статей, помещенных в один сборник, не становятся соавторами, они сохраняют авторское право каждый на свое произведение и могут использовать свои произведения независимо от сборника в целом.

Субъектами авторского права также являются лица, осуществляющие перевод, переделку, аранжировку и другую переработку основного произведения. Такие произведения являются производными. У авторов производных произведений права возникают с момента создания данных произведений, но эти авторы обязаны соблюдать права авторов основного произведения. Так, например, переводчик обязан получить согласие автора основного произведения на перевод, если срок действия авторского права на него не истек. При издании перевода необходимо указывать имя автора основного произведения, причем в этом случае не имеет значения срок действия авторского права, так как право на имя охраняется бессрочно. Те же требования предъявляются и к аранжировкам и переработкам. Кроме того, закон не запрещает другим лицам осуществлять свои переводы или переработки тех же произведений.

Довольно сложно обстоит дело с аудиовизуальными произведениями (теле-, видео-, кино-, диафильмы, слайды), которые воспринимаются как на слух, так и зрительно. Авторами этих произведений являются несколько лиц: режиссер-постановщик, автор сценария, автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор).

Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, пользуются авторским правом, каждый на свое произведение. Эти произведения могут быть созданы ранее (роман, положенный в основу сценария), а также непосредственно для этих аудиовизуальных произведений (сценарий, киносценарий, музыкальное произведение).

Если используется музыкальное произведение, созданное ранее, то его автор не является автором аудиовизуального произведения. Право на использование любых произведений, созданных ранее, срок действия авторского права на которые не истек, необходимо получить у авторов этих произведений.

При создании аудиовизуального произведения авторы заключают договор с изготовителем физическим или юридическим лицом, взявшим на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения. Этими лицами могут являться кино- или телестудия, кинопродюсер, лица, которые финансируют создание данного произведения. Авторы по этому договору передают права на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю, передачу в эфир и любое другое публичное сообщение, а также на субтитрирование и дублирование текста, если другое не предусмотрено договором. Особенностью этих договоров является то, что они действуют в течение времени действия авторского права на аудиовизуальные произведения. Изготовитель этого произведения вправе при любом использовании указывать либо требовать указания своего имени или наименования на произведении.

8 стр., 3673 слов

Юридические способы защиты авторского права в России

... оригинале или экземпляре произведения. Авторское право по Закону об авторском праве и смежных правах, в принципе, не ... то срок охраны авторских прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года. Смежные права в отношении ... права также относятся: производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений ...

Если автор умирает, то право на использование переходит по наследству. В порядке наследования авторское право переходит по закону (ст. 29 закона) и по завещанию. Наследником по завещанию может быть любой гражданин, как входящий, так и не входящий в круг наследников по закону, а также юридические лица или государство.

Все субъекты авторского права могут передавать свои имущественные права на объекты любым физическим и юридическим лицам по договору. Такие лица являются правопреемниками и обладают правами в пределах, оговоренных договором.

Следует проводить различие между такими понятиями как охрана авторских прав и их зашита. Под охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита — это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения.

Нарушенные авторские права могут защищаться с помощью норм различных отраслей права. Однако основным способом защиты нарушенных авторских прав является применение норм гражданского права. Применяются также технические средства защиты авторских прав.

Автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав в установленном законом порядке вправе обратиться для защиты своих прав в суд, арбитражный суд, третейский суд, органы прокуратуры, органы дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.

Список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/diplomnaya/obyektyi-avtorskogo-prava/

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993г. № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г.).

// Ч.1 – СЗ РФ 1994 г. N 32 ст. 3301, Ч.2 – СЗ РФ 1996 г. N 5 ст. 410, Ч.3 – СЗ РФ 2001 г. N 49 ст. 4552.

3. Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.) // Российская газета от 12 августа 1993 г., N 32.

4. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (с изменениями от 24 декабря 2002 г., 2 ноября 2004 г., 2 февраля 2006 г.) // Российская газета от 20 октября 1992 г.

5. Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-I (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 7 февраля 2003 г., 2 февраля 2006 г.) // Российская газета от 14 октября 1992 г. N 225.

6. Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» // Российские вести от 30 марта 1994 г. N 56.

6 стр., 2751 слов

Интеллектуальная собственность Предмет: Гражданское право

... 2007. Категории "исключительные права" и "интеллектуальная собственность" в авторском праве России и Казахстана. М.В. ... интеллектуальной собственности. Е.Н. Чеботарева, "Право и экономика", № 12, декабрь 2007. Об интеллектуальной ... www.informica.ru Перед публикацией образца работы специалисты проверяли списки ... практика по охране интеллектуальной собственности//Хозяйство и право, № 7, июль, 2010. – С. ...

7. Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)» // СЗ РФ, 1996 г. N 21, ст. 2529.

8. Постановление Правительства РФ от 29 мая 1998 г. N 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.» // СЗ РФ, 1998 г., N 22, ст. 2476.

9. Постановление ВС РФ от 9 июля 1993 г. N 5352-I «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями от 20 июля 2004 г.) // Российская газета от 12 августа 1993 г., N 32. ст. 1243.

10. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 октября 1993 г. N С-13/ОСЗ-317 «Об авторском праве и смежных правах» // Вестник ВАС РФ, 1994 г., N 1.

11. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» // Вестник ВАС РФ, 1999 г., N 11.

12. Письмо Государственного таможенного комитета (ГТК) РФ от 28 октября 1997 года N 01-15/20508 «О мерах по защите прав на интеллектуальную собственность».

13. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений» // Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР по гражданским делам» – М.: 1994.

14. Постановление Правительства Москвы от 19 января 1999 г. N 33 «О введении защитного знака на видео и аудиокассеты, компьютерные информационные носители».

15. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 24 сентября 1993 г.) // Вестник ВАС РФ, 1994, N 2.

16. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 28 сентября 1979 г.) // Бюллетень международных договоров, сентябрь 2003 г., N 9.

17. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.) // Бюллетень международных договоров, август 1999 г., N 8.

18. Международная конвенция об охране интересов артистов — исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.) // Бюллетень международных договоров, июль 2005 г., N 7.

19. Авторское право России: основные положения: Учебное пособие / Чернышева С.А., Славин М.М.. — М.; Изд-во Академического правового ун-та, 2001.

20. Авторское право. Патентное право: Учебное пособие / Черничкина Г.Н.. — М.; Изд-во МНЭПУ, 2002.

21. Астахова М.А. Несовершеннолетние граждане как субъекты авторского права // Правовые, экономические, социокультурные проблемы: общероссийские закономерности и региональная специфика: Сборник научных трудов. — Тюмень; Изд-во Тюмен. гос. ин-та мировой экон., управ. и права, 2004.

13 стр., 6398 слов

Авторское права и смежные права

... по поводу создания и использования объектов авторских и смежных прав. Задача курсовой работы дать определение авторского права в узком и широком смысле, обозначить его принципы ... Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»». На дипломатической конференции Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по некоторым вопросам авторского права и смежных прав (декабрь 1996 г.) ...

22. Ветров С.А., Дмитриев Б.В. Рассмотрение споров, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности // Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, N 1, январь-февраль 2005 г.

23. Гаврилов Э. Общие нормы ГК и исключительные права автора // Российская юстиция, 2000, N 1.

24. Гончаров А.А., Попонов Ю.Г. Гражданское право. Общая и Особенная части. – М.: КноРус, 2004.

25. Гришаев С.П. Авторское право. — Система ГАРАНТ, 2005 г.

26. Дмитриева Ю., Леонтьев К. Авторское право на пути от регистрации к депонированию // Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права. — М., 2003. — № 5.

27. Золотов А., Силонов И. Автор в законе // эж-ЮРИСТ», N 32, август 2003 г.

28. Коломейцева М.А. Авторское право: есть проблемы // Патенты и лицензии. — М., 2000. — № 11.

29. Костькова О.В. Постатейный комментарий к ФЗ «Об авторском праве и смежных правах». — Система ГАРАНТ, 2005 г.

30. Крюков М. Авторское право и товарный знак, неприятие последнего… // Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права. — М., 2001. — № 3.

31. Леонтьев К. Редактор и авторское право // Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права. — М., 2005. — № 9.

32. Лукьянов А.А. Субъекты авторского права // Вопросы государства и права. — М.; Изд-во Моск. ун-та, 1985.

33. Моргунова Е. Введение в авторское право и смежные права. (Начало) // Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права. — М., 2004. — № 8.

34. Садовский П. Можно ли защитить права авторов? // эж-ЮРИСТ», N 9, март 2005 г.

35. Смоленский М.Б. Гражданское право. Часть 1. – М.: Феникс, 2004.

36. Степанова О.А. Передача исключительных прав по авторскому договору // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1997, N 6.

37. Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права // Законодательство, N 8, август 2002 г.

38. Черячукин В.В. Субъекты авторского права на программы для ЭВМ и базы данных // Свобода, право, рынок: Сборник научных трудов. — Волгоград; ВА МВД РФ, 2003. — Вып. 4: Ч. 2.

39. Шичанин А.В., Гривков О.Д. Правовые проблемы заключения договоров о передаче имущественных авторских прав на литературные произведения // Адвокат, N 9, сентябрь 2005 г.

40. Эпштейн М. Товарный знак и авторское право // Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права. — М., 2000. — № 2.