Субъекты и объекты авторского права

Издавна люди стремились защитить и сохранить то, что они считали необычным и исключительным. Со временем цивилизация развивалась и росла — появилось искусство, развилась техника, люди научились красиво рисовать, петь, снимать кинофильмы, писать гениальные компьютерные программы. В последнее время в отечественной и зарубежной прессе все’ чаще и чаще стали появляться статьи о нарушении прав интеллектуальной собственности, как правило, речь идёт о «пиратском» аудио и видео рынке. Если верить исследованию, подготовленному находящейся в Лондоне Международной федерацией производителей граммофонной продукции, то Россия сейчас является мировым лидером по незаконным продажам музыкальных записей. По данным исследований этой организации, в 2002 году в России было продано 235 млн. штук таких записей на сумму более 435 млн. долларов. Всего в мире в прошлом году размер несанкционированного сбыта музыкальных записей достиг 2,5 млрд. долларов, причём каждая пятая запись была незаконной. Авторы исследования учитывали продажи аудио кассет, компакт дисков и долгоиграющих пластинок в 68 различных странах мира. Второе место в мире по незаконным поставкам компакт дисков занимает КНР, на которую приходится более 40 процентов сбыта таких записей. Кроме того в России огромные темпы набирает незаконный оборот безлицензионных копий программных продуктов предназначенных для вычислительной техники. Не для кого не секрет что сегодня во многих городах России за совершенно смехотворные деньги (60. до 100 рублей) можно приобрести «пиратские» копии программных продуктов фирм «Microsoft», «Symantec» и многих других известных во всём мире фирм, хотя, например, во Франции один пакет программ «Microsoft Office XP» стоит около 140 долларов США. Если подсчитать, то можно понять, что реальный владелец авторских прав теряет миллиарды долларов из-за деятельности

Российских, Китайских и Болгарских производителей — «Пиратов». Если бы такая ситуация произошла в какой-нибудь европейской стране, то таких «горе-производителей» давно ждала бы скамья подсудимых и огромнейшие штрафы, зато у нас до недавнего времени не существовало даже статьи в уголовном законе, которая предусматривала бы наказание за подобный вид противоправной деятельности.

Специфика подобного рода нарушений состоит в том, что они выходят за рамки внутригосударственного гражданского (частного) права и при рассмотрении этих вопросов судам придётся опираться не столько па внутригосударственное гражданское право, сколько на нормы международного права.

8 стр., 3943 слов

Контрафактный товар как угроза экономике России

... контрафактной продукции могут варьироваться как в сторону повышения, так и в сторону понижения. Подделки чаще поражают рынки повседневных, массовых товаров, где легко затеряться среди изобилия продуктов ... идентификация позволяет не допускать на рынки России продукты, не предназначенные для употребления человеком. - ... тиражирования книг, программных продуктов, аудио и видео записей. Контрафакт включает в ...

Конституция России ставит авторское право в один ряд с основными правами и свободами граждан, провозглашенными и охраняемыми государством. В ст. 44 Конституции РФ государство гарантирует своим гражданам свободу литературного, художественного, технического и др. видов творчества, преподавания. Также Конституция гарантирует охрану интеллектуальной собственности. Одновременно Конституция гарантирует

доступ граждан к культурным ценностям. Конституция РФ.М. «Эксмо». 2011. стр. 9.

Актуальность темы данной курсовой работы для любого гражданина РФ состоит в том, что он не зависимо от возраста и образования может найти свое призвание в любом виде творчества. Плодами таких видов деятельности являются художественные или научные произведения, исключительные права на которые принадлежат их создателю. Также нередко у двух и более создателей возникают вопросы о принадлежности произведения, и этот вопрос тоже должен разъяснить Закон.

Глава I. Авторское право, как самостоятельный институт Гражданского права

1.1 Сущность и юридическая природа понятия авторского права

Литературная, научная, художественная деятельность может быть избрана человеком в качестве основной профессии. Но существует самостоятельное творчество, которому люди посвящают время в часы досуга наряду с профессией иного рода, формы творческой деятельности могут быть разнообразны.

Общественные отношения, складывающиеся в сфере литературы, науки, искусства, как и в других областях человеческой деятельности, подвержены правовому регулированию.

Отношения, связанные с охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности, входят в предмет регулирования российского гражданского права (ст. 2 ГК РФ).

Нормы ГК РФ, и прежде всего те из них, которые сосредоточены в части четвертой Кодекса, посвященны охране исключительных прав на отдельные результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты, образуют в своей совокупности особую подотрасль российского гражданского права. Указанная подотрасль вполне может именоваться правом интеллектуальной собственности, что будет означать систему правовых норм о личных и имущественных правах на все те результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты, которые признаются и охраняются законом. С учетом общности ряда объектов интеллектуальной собственности и сложившейся в данной области системы источников права рассматриваемую подотрасль можно подразделить на четыре относительно самостоятельных института. Несмотря на тесную взаимосвязь и наличие целого ряда общих моментов, каждый из этих институтов имеет присущие лишь ему черты, задачи, а иногда и принципы, которые находят отражение в закрепленных ими нормах.

Данная работа посвящена институту авторского и смежных прав. Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права).

4 стр., 1667 слов

Нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности

... Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение В случаях нарушения исключительного права на ...

Он также позволяет обеспечивать всемерную охрану имущественных, личных неимущественных прав и законных интересов авторов и произведений как результата их творческой деятельности.

ГК РФ охраняет любое произведение литературы, науки, искусства независимо от его достоинства и назначения (Ст. 1225 ГК РФ).

Данная норма имеет большое значение для развития творческой деятельности. Она гарантирует охрану прав начинающего автора и автора, долгие годы занимающегося творчеством

Ряд правовых норм авторского законодательства устанавливает порядок использования созданных произведений. Отношения автора и организации-пользователя строятся на основе авторского, авторского лицензионного договоров, которые требуют согласия автора. В определенных случаях произведение может быть использовано «свободно», т.е. без истребования согласия автора.

Издание, публичный показ, публичное исполнение и другие способы использования созданных произведений делает их доступными для широких слоев общества.

Авторское право как правовой институт является частью гражданского права. В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по созданию и использованию произведений литературы, науки и искусства. Есть и другое значение понятия «авторское право». Оно может означать права, принадлежащие создателю произведения. Это понятие обозначают как авторское право в субъективном смысле. Конструкция субъективного авторского права не получила в юридической литературе единого толкования. Одни ученые-юристы считают, что создатели произведений литературного, научного и художественного творчества обладают единым авторским правом, сложным по своему составу и состоящим из отдельных авторских правомочий. Никитина М.И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. Казань, 1982,ст.62.

По мнению других ученых, за автором творческого произведения закреплены конкретные субъективные права, а о едином авторском праве в субъективном смысле речь может идти только условно.

Признавая, что данный спор носит в значительной степени надуманный характер, А.П. Сергеев обращает внимание на то, что законодатель использует термин «авторское право» в различных статьях закона в различном значении. Сергеев А.П. Авторское право России. С-Петербург, 1994, ст. 125. Содержание данного термина, используемого законодателем, может быть установлено путем толкования закона.

1.2 Принципы авторского права

Правовое регулирование любых общественных отношений основано на определенных принципах. В юридической литературе можно найти различные точки зрения относительно того, что следует понимать под термином «принцип». По сути — это ведущие (основные, основополагающие) начала, руководящие идеи (положения).

Они пронизывают содержание всей системы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную деятельность и воплощаются в субъективных правах и обязанностях участников авторских правоотношений. Не будучи закрепленными, в конкретных статьях закона, принципы авторского права выводятся из анализа всей совокупности авторско-правовых норм. Знание принципов позволяет ориентироваться в обширном авторском законодательстве, правильно толковать и применять на практике отдельные его нормы, а также решать вопросы, на которые нет прямого ответа в действующем законодательстве. Система принципов правового регулирования, складывающихся в творческой деятельности отношений, делится на ряд групп. Она состоит из общеправовых принципов, межотраслевых, отраслевых гражданско-правовых принципов, специфических принципов, присущих авторскому праву, изобретательскому праву, праву на открытие. Чернышева С.А. Авторское право — составная часть права интеллектуальной собственности России. Голицыно. 2001, с.5.

2 стр., 958 слов

Понятие произведения как объекта авторского права. Виды произведений

... объекта (п. 7 ст. 1259 ГК РФ). Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. С. 32. Шершеневич Г. Ф. Авторское право на литературные произведения. ... искусства авторами при оформлении сценического произведения посредством декораций, костюмов, освещения и постановочной техники создаются творческие художественные образы. Как объекты авторских прав охраняются произведения архитектуры, ...

Анализ специфических принципов, которые присущи авторскому праву, показывает, что каждый исследователь включает разные элементы, свойственные теории и практике соответствующего периода развития государства. Юридическая литература прошлых лет содержит разное сочетание принципов авторского права. В.А. Попов предлагал включить в перечень принципов:

а) неотчуждаемость авторства,

б) неповторимость творческого произведения;

  • в) неприкосновенность творческого произведения;
  • г) право авторского имени.

Чернышева С.А. Авторское право — составная часть права интеллектуальной собственности России. Голицыно. 2001, с.5.

М.Я. Кириллова составила иную систему принципов авторского права:

  • а) принцип свободы творчества;
  • б) принцип партийности науки, литературы и искусства;
  • в) принцип всемерной охраны прав и интересов автора;
  • г) принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества.

Чернышева С.А. Авторское право — составная часть права интеллектуальной собственности России. Голицыно. 2001, с.5.

К специфическим принципам авторского права Г А. Свердлык относил:

  • а) принцип партийности произведений науки, литературы, искусства;
  • б) принцип творческой индивидуальности произведения;
  • в) принцип использования охраняемого авторским правом произведения лишь на основании договора;
  • г) принцип охраны неприкосновенности произведения автора.

Э.П. Гаврилов называл специфическими принципами авторского права:

  • а) наделение творца произведения — автора рядом исключительных личных неимущественных и имущественных правомочий;
  • б) не отчуждаемость личных неимущественных прав и ограниченную отчуждаемость имущественных правомочий;
  • в) правовое регулирование отношений, складывающихся в связи с авторскими договорами;
  • г) нормирование авторского вознаграждения.

Названные выше принципы подверглись изменениям, некоторые из них ушли в прошлое, т.к. иной стала идеология государства и права.

Современную систему принципов авторского права можно составить из тех, которые прошли испытания временем и не подверглись сиюминутным интересам. Профессор Сергеев А.П. к числу основных принципов российского авторского права, отраженных в содержании его норм на современном этапе развития, относятся следующие:

  • а) принцип свободы творчества;
  • б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества;
  • в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав авторов;
  • г) принцип свободы авторского договора.

Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000.- с. 752.

3 стр., 1416 слов

ОХРАНА ПРАВ АВТОРОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАУКИ, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

... охраны авторских прав.//Журнал российского права. 2001. №8. С. 93 - 100. 25. Бендиков М.А., Хрусталев Е.Ю. Интеллектуальная собственность в России: проблемы использования и правовой защиты.//Менеджмент в России и за рубежом. ... Л.Ю. Права авторов произведений науки, литературы и искусства.М.:Диалог-МГУ,1999.С. 25. 29. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М: Спарк, ...

Профессор Чернышева С.А. выделяла следующую систему принципов:

  • а) принцип свободы творчества;
  • б) принцип договорного использования произведений творчества;
  • в) принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества;
  • г) принцип морального и материального поощрения автора в создании и использовании его произведения;
  • д) принцип всемерной охраны прав и законных интересов авторов.

Чернышева С.А. Авторское право — составная часть права интеллектуальной собственности России. Голицыно. 2001.

Высказывая своё мнение по данному вопросу, мне хотелось бы сказать, что я не могу полностью разделить позицию столь именитых и уважаемых коллег, хотя их позиции схожи по содержанию. Мне кажется, что наиболее полной системой принципов авторского права, была бы система, которая объединяет взгляды Сергеева А.П. и Чернышевой С.А.:

  • а) принцип свободы творчества;
  • б) принцип договорного использования произведений творчества;
  • в) принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества;
  • г) принцип морального и материального поощрения автора в создании и использовании его произведения;
  • д) принцип всемерной охраны прав и законных интересов авторов;
  • е) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав авторов.

Суть их такова:

Принцип свободы творчества позволяет автору самому определять интересующую его тему, форму будущего произведения, порядок его создания, а в дальнейшем возможность использования всеми дозволенными законом способами. Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества как составная часть общего принципа социальной свободы личности гарантирована каждому гражданину России Конституцией РФ 1993 года (ст.44).

Принцип договорного использования произведения творчества обеспечивает соблюдение прав и законных интересов автора. Никто не вправе без разрешения автора использовать созданное им произведение.

Данный принцип обновлен в связи с тем, что новое гражданское законодательство закрепило «свободу» договора, предоставляющую сторонам возможность согласовывать самостоятельно условия возникающих между ними договорных отношений.

Принцип договорного использования произведений творчества имеет исключение, которое распространяется на случаи использования произведений литературы, науки, искусства в целях удовлетворения духовных потребностей общества, когда согласие автора на использование его произведения не испрашивается.

Принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества. Случаи, когда произведение используется «свободно», перечислены в ст. 1273-1280 ГК РФ. Под «свободным» использованием понимаются такие формы использования произведения, применение которых не требуют согласия автора, а также в большинстве случаев выплаты ему авторского вознаграждения.

Подобное использование произведений творчества может происходить в личных, научных, исследовательских, информационных, образовательных, судебных целях. Исключение составляют коммерческие цели, связанные с извлечением прибыли от использования произведения. Перечень случаев свободного использования произведений является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

14 стр., 6712 слов

Управление имущественными правами авторов на коллективной основе

... главным принципом авторского права является принцип национального режима: произведения иностранных авторов охраняются по нормам национального законодательства, РАО заключает соглашения о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной ...

Принцип морального и материального поощрения автора, создавшего произведение и предоставившего его в пользование обществу. Существуют различные формы морального поощрения творческих работников. За заслуги в развитии литературы и искусства присуждаются почетные звания (заслуженный, народный артист, архитектор и т.д.) В последнее время получили широкое распространение вручение премий, учрежденных самими деятелями культуры: «Тэффи» — в области телевидения, «Ника» — кинематографии, «Триумф» — литературы и искусства, «Золотая маска» — театральной деятельности и т.д.

Формой поощрения признается переиздание произведений, завоевавших популярность в народе.

Моральное поощрение может сочетаться с материальным вознаграждением. Таковым являются государственные и именные премии авторам произведений науки, литературы, искусства

Установление авторского вознаграждения за различного рода произведения относится к тем материальным стимулам, которые способствуют созданию художественных произведений.

Принцип всемерной охраны прав и законных интересов авторов отражен в правовых нормах, закрепляющих права лиц, создающих произведения литературы, науки, искусства, гарантии реализации субъективных авторских прав. Этот принцип проявляется в тех нормах права, которые определяют компетенцию государственных органов, а также порядок защиты нарушенных авторских и смежных прав. Кроме того нормы права предусматривают систему мер защиты и мер ответственности виновных лиц.

Принцип не отчуждаемости личных неимущественных прав автора.

В этом состоит одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда зарубежных стран. По российскому авторскому законодательству личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие. Подобное соглашение не будет иметь юридической силы и является недействительным. Поэтому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены. Этими же соображениями продиктованы нормы российского законодательства, устанавливающие, что право авторства, право на авторское имя, право на защиту репутации автора не переходят по наследству, что в случаях так называемого «свободного» использования произведений обязательно указание имени автора и т.д. Что же касается имущественных прав авторов, то они могут передаваться другим лицам по авторскому договору, в порядке наследования, а также в силу закона (служебные произведения).

Институт «авторского права» занимает определенное место в системе институтов гражданского права. ГК РФ обеспечивает общее, основополагающее регулирование гражданских, в том числе и авторских правоотношений, а с 01.01.2008 г., когда вступила в действие ч.4 ГК РФ (вместо Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I «Об авторском праве и смежных правах»), и специальное регулирование авторских правоотношений.

Ст. 2 ГК РФ очерчивает отношения, регулируемые гражданским законодательством. Применительно к авторским отношениям речь идет об основаниях возникновения и порядке осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности, договорных и иных обязательствах, а также других имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли, имущественной самостоятельности их участников.

6 стр., 2577 слов

Гражданско-правовая защита прав патентообладателей и авторов

... 1.Гражданско-правовая защита прав патентообладателей и Гражданско-правовые способы защиты представляют собой ... (изобретения, литературного произведения, произведения изобразительного искусств:: и т. д.) и материального объекта, ... автора. Способом защиты права на имя является требование о восстановлении нарушенного права, ... упор. Совместная творческая работа истцов и ответчика была подтверждена ...

Регулирование имущественных и личных неимущественных отношений нормами авторского права имеет свои особенности. Во-первых, эти отношения связаны с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества. Во-вторых, само использование произведения допускается на основании договора с автором или его правопреемниками.

Принципиальное положение о применении норм обязательственного права к авторским правоотношениям содержит п.3. ст.420 ГК РФ, где сказано, что к обязательствам, возникающим из договора, применяются общие положения об обязательствах. При заключении договора стороны должны достичь согласия по всем существенным его пунктам. Согласно ст.420 ГК РФ существенными являются условия, которые названы в законодательстве как существенные или необходимые для договора данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Из ст.1290 ГК РФ вытекает, что существенными условиями авторского договора является способ использования произведения, срок и территория, на которые передаётся право, размер вознаграждения, порядок его определения и выплаты. Иные условия договора будут существенными, если стороны сочтут их таковыми.

В отношении авторского договора, как впрочем, и других гражданско-правовых договоров, не допускается односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором. Это правило содержит ст.310 ГК РФ и может быть применено к авторским договорам.

Нарушение автором договорных обязанностей приводит к расторжению договора по инициативе организации. Ответственность автора определена ст.1290 ГК РФ. Не в меньшей степени эта статья закона относится к организации как стороне авторского договора. Поскольку имущественная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение возможна только при наличии вины, нужно руководствоваться ст.401 ГК РФ, предусматривающей вину как условие ответственности.

Определённая взаимосвязь есть между нормами авторского и, обязательственного права об ответственности за нарушение обязательств. Согласно ст.393 ГК РФ, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Данная статья возлагает ответственность лишь на одну сторону — должника. Речь идет о возмещении убытков кредитору. Ответственность выражается в возмещении убытков, которые охватывают реальный ущерб, включая упущенную выгоду. Правила определения убытков даны в ст. 15 ГК РФ.

Порядок прекращения обязательства, закрепленный в гл.26 ГК РФ, в основном применим к авторским договорам с той лишь разницей, что обязательства, носящие личный характер, не передаются по наследству и прекращаются со смертью лица, с которым они связаны.

Завершая первую главу, можно сделать следующие выводы по вопросам, изученным в ней:

  • авторское право как правовой институт является частью гражданского права. В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по созданию и использованию произведений литературы, науки и искусства. В субъективном смысле авторское право означает права, принадлежащие создателю произведения;
  • система принципов авторского права состоит как из общеправовых, межотраслевых, отраслевых гражданско-правовых принципов, так и специфических принципов, присущих авторскому праву;

— принципы авторского права направлены на защиту прав и интересов авторов, на утверждение свободы творчества и неотчуждаемости личных неимущественных прав автора, на сочетание личных интересов автора с интересами всего общества, на установление договорного использования произведений творчества.

14 стр., 6522 слов

Понятие, функции, источники авторского права

... может быть как юридическое, так и физическое лицо. При издании произведения определить правообладателя на произведение можно с помощью надписи, сделанной рядом со знаком охраны авторского права на титульном листе изделия. ...

Глава 2. Объекты и субъекты авторского права

2.1 Объекты авторского права

Ст. 1259 ГК РФ указывает, что авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Данное определение является весьма емким, включающим в себя большое количество признаков объекта авторского права.

1. Понятие произведение как результат творческой деятельности автора зародилось много столетий назад, но современное законодательство, как правило, не дает четкого определения. Причина этого в том, что произведение является сложным многоплановым объектом и те или иные определения могут выдвигать на первый план лишь некоторые его характеристики. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права).

Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА, 2000. — ст.31. Так, определение, данное В. Серебровским: «Произведение — это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения» Там же., направлено главным образом на юридическое отграничение произведения в качестве объекта правовой защиты.

2. Произведение, как это следует из ст. 1259 ГК РФ, должно относиться к определенным областям человеческой деятельности: науки, литературы и искусства. Указание этих областей является во многом данью традиции, так как реального наполнения это выражение не несет. Действительно, ясно очертить область науки, литературы и искусства для целей авторского права достаточно сложно. Кроме того, в этом перечислении нарушается одно из основных требований логики: деление должно производиться по одному основанию. На самом же деле здесь налицо совершенно разноплановые понятия. Достаточно обратить внимание на то, что определенный объект может быть охарактеризован одновременно с использованием нескольких из этих терминов. Например, произведение литературы одновременно может являться и научным произведением (как это часто наблюдается в области философии).

Другие объекты трудно подвести под одну категорию: оперу или театральную пьесу можно считать искусством, а можно — литературой. Эти термины не помогают отграничить область авторского права от областей других исключительных прав. Так, права на программы для ЭВМ признаются сейчас входящими в область авторского права, однако довольно сложно определить, чем является программа — произведением науки, литературы или искусства (написание программы может не требовать математических знаний).

13 стр., 6398 слов

Авторское права и смежные права

... -- незнание авторами и лицами, использующими произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав, норм авторского права. Цель данной работы заключается в том, чтобы выявить особенности ... складывающихся по поводу создания и использования объектов авторских и смежных прав. Задача курсовой работы дать определение авторского права в узком и широком смысле, обозначить его принципы и ...

Некоторые законодательства пошли по пути признания программ для ЭВМ литературными произведениями. Однако и это решение, очевидно, имеет свои минусы. Таким образом, перечисленные термины имеет смысл рассматривать не по отдельности, пытаясь их разграничить, а в совокупности, как некоторый ориентир, указывающий на определенную область человеческой деятельности.

3. Произведение должно являться результатом творческой деятельности. Понятие творчества хотя и представляется на первый взгляд достаточно очевидным, но трудно поддается определению. Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет творчество как «создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей». Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1973. С. 731

В определениях, даваемых в юридической литературе (например, согласно Э. П. Гаврилову, творчество — это деятельность человека, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права).

Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА, 2000. — ст.32.), на первый план выходит характеристика результата. В то же время надо помнить, что речь идет о характеристике деятельности как процесса, но не всегда возможно представить, чем он завершится и удастся ли автору прийти к определенному результату. Поэтому нельзя требовать завершения работы для того, чтобы сказать, является ли деятельность автора творческой или нет — процесс творчества может продолжаться годами. В связи с этим и характеристика результата не может повлиять на характеристику деятельности, происходившей в прошлом. Существование такой нелогичности в авторском праве можно объяснить следующим образом. Авторское право не стремится охватить все возможные отношения, связанные с существованием произведений в человеческом обществе. В частности, за рамками правового регулирования остается и сам внутренний процесс создания произведения, т. е. то, что собственно и является творчеством. У правоприменителя не остается реальных возможностей однозначно охарактеризовать деятельность, в результате которой появилось произведение. В этом случае само произведение становится практически единственным универсальным показателем, который может быть принят во внимание в каждом спорном случае. Презюмируется, что «новизна» произведения означает и «творческий» характер деятельности автора, при этом в качестве определенного допущения берется идея, что повторное создание произведения невозможно. Таким образом, учет характера произведения является просто искусственным приемом, используемым для упрощения ситуации. Однако при этом надо помнить, что неопределенность таких критериев переносит решение многих конкретных вопросов на усмотрение судьи. Так или иначе, судья будет учитывать и характер деятельности автора.

Не случайно в англосаксонской судебной практике можно заметить отход от трактовки характеристики произведения (охраняемое произведение должно быть оригинальным) в сторону характеристики деятельности автора: произведение будет признаваться оригинальным, если автор проявил достаточное «умение, рассудительность и труд» или осуществил «отбор, оценку, проверку», если произведение было создано в поте лица». Фактически в этих странах не требуется, чтобы идеи или форма выражения идей были оригинальными, но только чтобы сама работа была создана непосредственно автором, а не скопирована им Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права).

Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА, 2000. — ст.33..

4. Произведение охраняется независимо от его назначения. Не должно приниматься во внимание, в какой области человеческой деятельности может быть применено произведение, насколько эта область является актуальной и стоит ли вообще (например, по мнению судьи) затрачивать на эту область усилия. Этот принцип, в частности, означает и недопустимость игнорирования прав автора в отношении произведений утилитарного назначения (предметы домашнего обихода, архитектурные сооружения и др.).

Несмотря на то, что внесение определенных изменений в подобные объекты в ходе их использования допустимы, существенные изменения возможны только с согласия автора.

5. Произведение охраняется независимо от его достоинств. Этот признак тесно связан с предыдущим. Произведение может не соответствовать своему назначению либо вообще не иметь никакого реального назначения, но это не может повлиять на предоставление произведению охраны. Соответственно, не должно оцениваться произведение и с точки зрения его «общественной полезности». Даже если произведение явно наносит вред обществу (в определенных исторических обстоятельствах), оно, тем не менее, охраняется авторским правом. Охраняться будет и произведение, являющееся явной творческой неудачей автора.

6. Исходя из п. 3 ст. 1259 ГК РФ произведение должно существовать в объективной форме. Это означает, что произведение должно не просто сложиться в сознании автора, но и быть выраженным вовне. Пункт 3 ст. 1259 ГК РФ перечисляет следующие виды объективной формы:

  • письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т. д.);
  • устная (публичное произнесение, публичное исполнение и т. д.);
  • звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.

д.);

  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т. д.);
  • объемно-пространственная форма (скульптура, модель, макет, сооружение и т. д.).

Этот список является только примерным и не исключает возможности использования иных форм объективного выражения произведения.

ГК РФ (ст.1259) содержит перечень произведений, являющихся объектами авторского права. В основу построения перечня произведений положены средства выражения, а также их сочетания, т.е. слово, звук, изображение.

Произведения представлены в этом перечне укрупненными группами. Например, литературные произведения, музыкальные произведения с текстом или без текста и т.д. Ныне действующее законодательство расширило круг объектов, охраняемых авторским правом. В него вошли произведения садово-паркового искусства, дизайна, картографические произведения, программы для ЭВМ и др. По мнению А.П. Сергеева, значение закрепленного законом перечня объектов авторского права заключается в том, чтобы показать, в каких наиболее распространенных формах могут выражаться творческие произведения, назвать их возможные виды и тем самым исключить споры относительно охраноспособности большинства из них. Чернышева С.А. Авторское право — составная часть права интеллектуальной собственности России. Голицыно. 2001, с.19.

Перечисляя произведения, охраняемые авторским правом, закон делает его открытым для «других произведений», которые могут появиться в будущем и отвечать требованиям, предъявляемым к правоохраняемым объектам.

Из содержания ст.1259 ГК РФ видно, что законодатель выделяет произведения:

  • а) оригинальные;
  • б) производные;
  • в) составные.

Оригинальные произведения, созданные автором, отличаются самостоятельностью. Им чужда подражательность. Оригинальными могут быть все те произведения, которые перечислены в п.1 ст.1259 ГК РФ, а именно: литературные, драматические, музыкально-драматические, сценарные, хореографические, музыкальные и так далее.

Коротко охарактеризуем некоторые из них.

Литературные произведения охватывают группу произведений, выраженных в словесной форме, но разных по характеру. Так, в нее входят литературно-художественные произведения, научные, учебные, публицистические и иные произведения.

Литературно-художественные произведения разнообразны по жанрам. Это романы, повести, рассказы, эпиграммы и т.д. Также разнообразны произведения науки, относящиеся к различным областям знаний. В их числе: доклады и лекции научного содержания, монографии, курсы, учебники, статьи в журналах и в других изданиях и т.д.

Литературные произведения могут иметь устную, письменную, иную объективную форму, позволяющую воспринимать их третьими лицами и быть закрепленными на бумаге, пленке, грампластинке, ином материальном носителе. Устная форма выражения литературного произведения имеет место при публичном произнесении или исполнении. Как правило, устную форму выражения имеют речи, доклады, лекции, иные устные выступления. Прямого закрепления в законе этих объектов нет, но она подразумевается, поскольку закон содержит указание на устную форму выражения произведения.

Из числа охраняемых законом литературных произведений следует выделить письма, дневники, личные записи. Они тоже не упоминаются в законе, но как документы, имеющие художественное, историческое значение, должны охраняться правом.

Право на письма, дневники, заметки, записки и т.д. принадлежат их автору. Только с его согласия они могут быть опубликованы. Следовательно, эти произведения подлежат авторско-правовой охране.

Использование без разрешения автора или его родственников дневников, писем, заметок дает право этим лицам обратиться в суд с требованиями: о запрещении опубликования, об изъятии из обращения изданных материалов, о возмещении морального вреда.

Литературная запись как вид творчества возникла в связи с тем, что было необходимо производить записи рассказов «бывалых людей», т.е. людей, не имеющих опыта литературной работы. Сложность взаимоотношений обработчиков и «бывалых людей» породила вопрос: кого считать автором литературной записи — обработчика или «бывалого человека». И раньше, и теперь эти отношения законом не регулируются. В издательской практике положение литературного обработчика и «бывалого человека» выглядит так: рассказчик признается в качестве автора, а обработчик — автора литературной записи, о чем сообщается на титульном листе или в предисловии к книге.

Драматические, музыкально-драматические произведения, сценарные произведения охватывают произведения, для создания которых используются слово и звук. Хотя драматические, сценарные произведения близки к литературным, они, тем не менее, образуют самостоятельную группу объектов, охраняемых авторским правом. Назначение этих произведений — в их использовании на сцене, т.е. публичном исполнении. В сценическом действии участвуют персонажи, которые произносят диалоги или монологи. Таким образом, можно констатировать, что драматическое произведение состоит из диалогов, монологов, реплик, которые произносятся при публичном исполнении.

На основе сценарных произведений ставят фильмы, балетные спектакли, телефильмы, телепередачи и т.д. Сценарии отличаются друг от друга, т.к. они связаны с тем или иным видом ставящегося произведения. Например, сценарий для балетного представления должен содержать описание танцевальных номеров, их последовательность. Сценарий театральной постановки содержит описание мизансцен, диалогов, монологов и т.д.

Хореографические произведения и пантомима являются самостоятельными объектами авторского права. Хореографическим является такое произведение, в котором художественные образы создаются с помощью классических па, движений, их комбинаций. Для хореографического произведения, как и для других правоохраняемых объектов авторского права, важно придание им какой-либо объективной формы. Ее нельзя сводить только к описаниям постановщика-балетмейстера, изложенным письменно или иным способом. Современные технические средства расширяют возможности фиксации хореографических произведений.

Музыкальные произведения с текстом или без текста составляют самостоятельную группу правоохраняемых произведений.

Музыкальные произведения характеризуются тем, что художественные образы в них выражаются с помощью звуков. ГК РФ не содержат перечня охраняемых музыкальных произведений, но он довольно широк, о чем свидетельствуют постановления Правительства об авторском вознаграждении прежних лет и ныне действующие. Назовем лишь некоторые из них: оперы, балеты, музыкальные комедии, оперетты, мюзиклы, симфонии, увертюры, фантазии, марши, танцы и т.д. Сюда же следует отнести камерные произведения, исполняемые квинтетами, квартетами, трио или ансамблем; вокальные произведения без инструментального сопровождения или в сопровождении различных инструментов. Тексты для инструментальных произведений охватывают либретто оперы, оперетты, музыкальной комедии, балета, ораторий, кантат и т.д. Музыкальные произведения могут восприниматься на слух при их исполнении. Кроме этого существуют технические средства, которые помогают воспроизводить музыкальные произведения. Это грампластинки, магнитные записи и т.д.

Аудиовизуальные произведения — это произведения, состоящие из зафиксированных серий, связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических средств. Под аудиовизуальными произведениями понимаются кино-, теле- и видеофильмы, слайд фильмы, диафильмы и другие кино- и теле произведения. Они различаются по жанрам и назначению. Например, художественные, документальные, учебные, научно-популярные, видовые, мультипликационные фильмы и т.д. В зависимости от объема аудиовизуальные произведения могут быть полнометражными, короткометражными, одно-серийными, многосерийными. Для характеристики аудиовизуального произведения используются и другие параметры, как-то звук, цвет, формат.

Аудиовизуальное произведение состоит из различных частей. Одни части фильма: сценарий, включая режиссерский, музыка, эскизы, рисунки, макеты декораций, костюмы и т.д. могут использоваться отдельно от фильма. Каждая из них признается самостоятельным правоохраняемым объектом.

Творческий вклад режиссера, оператора, артиста и некоторых других лиц не может быть отделен от фильма и существовать самостоятельно.

Согласно ст. 1263 ГК РФ. авторами аудиовизуального произведения являются: режиссер-постановщик, автор сценария, автор музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, пользуются авторским правом каждый на свое произведение. Имеются в виду автор ранее созданного романа, положенного в основу сценария и другие, а также оператор-постановщик, художник-постановщик, создающие свои части произведения в процессе работы над ним.

Произведения изобразительного искусства охватывают живопись, скульптуру, графику, дизайн, графические рассказы, комиксы и др. произведения. Их особенность состоит в том, что они тесно связаны с материальными носителями, в которых они воплощены. Каждое произведение изобразительного искусства уникально, неповторимо, единственно в своем роде.

К признакам произведения изобразительного искусства помимо материальной (вещной) формы и уникальности относятся художественность и изобразительность. Павлова Е.А. Авторское право на произведения изобразительного искусства: Автореф. дисс. канд. юрид. наук., 1984,с.7. Выделяя характерные признаки произведения изобразительного искусства, вместе с тем невозможно дать обобщающего определения, так как велико число форм и технических способов воплощения творческого замысла в этих произведениях.

При попытке классифицировать произведения изобразительного искусства можно выделить отдельные группы, как-то: — живопись, скульптура, графика, дизайн и т.д. Хотя произведения декоративно-прикладного искусства в ст. 1259 ГК РФ выделены в самостоятельную группу, но они представляют собой разновидность произведений изобразительного искусства. Законодатель счел необходимым дать определение произведения декоративно-прикладного искусства.

Другим видом охраняемых произведений являются производные произведения. Их особенность состоит в том, что они создаются на основе оригинальных произведений и зависимы от них. Закон к такого рода произведениям относит: переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства (ст. 1260 ГК РФ).

Третью группу произведений, охраняемых авторским правом, образуют составные произведения. Ст. 1260 ГК РФ признает авторское право за составителем сборника и других составных произведений.

Труд составителя выражается в том, что он организовывает, отрабатывает, систематизирует либо восстанавливает те или иные произведения. При составлении сборника литературных произведений с текстологической подготовкой составитель не просто отбирает материал для включения в сборник, а проводит определенную исследовательскую работу в целях установления подлинного текста произведения, опубликованного в различных вариантах, устранения ошибок и искажений. Чернышева С.А. Авторское право — составная часть права интеллектуальной собственности России. Голицыно. 2001, с.24.

Составители в своей работе обращаются к произведениям, являющимся предметом чьего-либо авторского права либо перешедшим в общественное достояние согласно ст. 1282 ГК РФ. Если составитель включает в сборник произведения, имеющие своих авторов, то он должен располагать их согласием, которое выражается в письменной форме

Законодательство также определяет некоторые случаи, когда произведение не должно признаваться объектом авторского права: согласно п. 6 ст. 1259 ГК РФ не являются объектами авторского права:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

2.2 Субъекты авторского права и их права

Лицо или лица могут быть признаны субъектами авторских прав, если ими созданы произведения литературы, науки, искусства. Основанием возникновения у них авторских прав являются названные произведения.

В своё время М.В. Гордон предложил фактический состав, включающий три элемента, без которых невозможно признание лица субъектом авторского права Чернышева С.А. Авторское право — составная часть права интеллектуальной собственности России. Голицыно. 2001, с.30 .

а) творческая работа автора по созданию произведения;

  • б) наличие определённого автора, создающего произведение, или нескольких авторов или группы авторов, условно объединяемых в авторском праве понятием «юридическое лицо»;
  • в) признание законом наличия авторских прав за субъектом, отвечающим установленным условиям.

Эти положения сохраняют своё значение по сей день при решении вопроса о признании лица субъектом авторского права. Вместе с ним существенным является мнение М.В. Гордона, что только совпадение всех трёх обстоятельств приводит к появлению субъекта авторского права Там же..

В соответствии ГК РФ, автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Закон не требует выполнения каких-либо формальностей от лица, создавшего своим творческим трудом произведение.

В содержание правоспособности граждан включена способность иметь права автора произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности.

Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объёме по достижении 18-летнего возраста (ст.21 ГК РФ).

Однако это не означает, что субъектом авторского права выступает только дееспособное лицо.

Произведение творчества может быть создано несовершеннолетним лицом, которое приобретает на него авторские права, но закон устанавливает порядок распоряжения этим произведением. Согласно ч.2 ст.26 ГК РФ несовершеннолетние от 14 до 18 лет вправе осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей.

За несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних) сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны (ст.28 ГК РФ).

Автор произведения литературы, науки, искусства независимо от возраста, дееспособности обладает определёнными правами, которые делятся на личные неимущественные и имущественные права.

С их помощью достигается:

  • а) индивидуализация личности как автора произведения литературы и искусства;
  • б) использование созданного произведения;
  • в) устранение неправомерных притязаний к автору со стороны других лиц.

В основе субъективных прав автора лежит определённый интерес, который удовлетворяется при реализации этих прав.

Соавторство. Как правило, произведение литературы или искусства создаётся одним автором.

Иногда в работе над произведением объединяются усилия нескольких лиц. Возникают отношения соавторства, которые регулируются ст. 1258 ГК РФ. Данная норма закрепляет авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц, принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Из приведённого положения вытекает, что соавторство характеризуется:

1) Совместным трудом нескольких лиц.

Он должен иметь творческий характер. Созданные соавторами произведения литературы и искусства должны быть результатом творческой интеллектуальной деятельности. Только в этом случае они являются правоохраняемыми объектами. Кроме того, творческий характер работы соавторов является тем критерием, с помощью которого соавторство отграничивается от других видов творческой деятельности, направленных также на создание единого произведения. Речь идёт о сотрудничестве, представляющем собой самостоятельный вид творческой деятельности, в результате которого создается единое произведение, но состоящее из произведений отдельных авторов. Их произведения включаются в научные сборники, журналы, энциклопедические словари, периодические издания, единство и целостность которых достигается посредством тематической подборки, расположения материала и т.д.

2) Созданием коллективного произведения.

Единство и целостность произведения, над которым авторы работают по единому плану, теме, сюжету, устанавливается с учётом его содержания и внутренней формы. Авторы могут воплощать свои замыслы в произведении посредством слова, звука, музыки. Когда используется одна форма выражения (например, слово), труд соавторов по созданию произведения носит однородный характер, т.е. они выполняют одинаковую работу: пишут роман, сценарий и т.д.

При определении целостности произведения, имеющего одну форму выражения, существенным является единство его содержания.

Но лица, участвующие в создании коллективного произведения, могут выполнять различную по своему характеру работу. Так, опера создаётся усилиями композитора и либреттиста. Единство их произведения обеспечивается сочетанием содержания и формы выражения.

3) Принадлежностью авторского права на произведение всем, кто его создаёт.

Закон содержит положение о том, что авторское право принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Часть произведения, имеющая самостоятельное значение, признается таковой, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения.

Каждому из соавторов предоставлено право использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Иные субъекты авторского права. Помимо оригинальных произведений, созданных автором, существуют производные от них произведения. К ним относятся переводы, переделки, аранжировки и другие переработки.

Согласно ст.1260 ГК РФ переводы отнесены к объектам авторского права, а так же данная статья закрепляет за переводчиками авторские права на осуществленный ими перевод. Эти нормы закона позволяют включать переводчиков в число субъектов авторского права.