Законность — принцип деятельности правоохранительных органов

В сложных социально-экономических и политико-правовых условиях становления российской государственности существенно возрастают требования, предъявляемые к уровню обеспечения законности в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Правоохранительные органы как органическая часть единой структуры органов исполнительной власти в настоящее время испытывают на себе всю полноту действия, происходящих в стране кризисных процессов. Одним из наиболее негативных последствий сложившихся социально-экономических противоречий с полным основанием следует признать их прямое влияние на состояние законности в правоохранительной деятельности. Нарушения законности в системе правоохранительных органов России по своей социально-политической природе не ограничиваются лишь крайне отрицательным влиянием на эффективность охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с различными видами преступности. Особенность криминального характера нарушений законности в данной деятельности такова, что любое отступление от соблюдения норм закона, представляет собой фактор, дестабилизирующий не только позитивные правоохранительные тенденции, но и процессы демократизации общества, становления новой российской государственности, обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан.

Проблема укрепления законности в правоохранительной деятельности актуальна и тем, что ее сотрудники действуют от лица государства. Соответственно, правонарушения, совершаемые ими в связи с выполнением своих функций, не стоят в одном ряду с правонарушениями, совершаемыми рядовыми гражданами. Они имеют, по сути, характер чрезвычайных, подрывают авторитет закона и государственной власти.

Соблюдение законности сотрудниками правоохранительных органов важно и потому, что именно они являются активными участниками правотворческих и правоприменительных процессов; от них во многом зависит состояние законности и правопорядка, а, в конечном счете — становление российского демократического, правового и социального государства.

Научной разработанностью общетеоретических аспектов законности занимались такие видные ученые, как С.С. Алексеев, Н.Г. Александров, С.Н. Бабаев, В.М. Баранов, А.В. Васильев, А.Б. Венгеров, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.Н. Матузов, B.C. Нерсесянц и другие.

Вопросам обеспечения законности в деятельности правоохранительных органов посвятили свои исследования B.C. Афанасьев, Б.А.Викторов, Н.Л. Гранат, В.Я. Кикоть и др.

6 стр., 2737 слов

Информационно-аналитическое обеспечение правоохранительных органов ...

... исследования информационно-аналитического обеспечения правоохранительных органов в России на современном этапе, а также определения приоритетов его совершенствования в контексте повышения эффективности их деятельности. Цель диссертационной работы исследовательские раскрыть понятие информационно-аналитической деятельности ...

Объект исследования — система общественных отношений, возникающих в процессе обеспечения законности в деятельности правоохранительных органов.

Предмет исследования — механизм обеспечения законности в работе правоохранительных органов, как одно из основных направлений их деятельности.

Методологической основой исследования явились научные методы, такие как: общие, частные, специальные, в том числе диалектико-материалистический, сравнительный, комплексный, системно-структурный, структурно-функциональный, исторический, сравнительно-правовой и т.д.

Цель курсовой работы — изучение принципа законности в деятельности правоохранительных органов.

Указанная цель определяет постановку следующих задач:

1) проанализировать различные концепции законности с целью уточнения ее понятия;

2) выяснить соотношение таких правовых понятий как право, закон, законность, правопорядок, общественный порядок, правовая культура, правосознание;

3) дать развернутую характеристику системы факторов обеспечения законности;

4) исследовать принцип законности и его роль в деятельности правоохранительных органов.

1. ЗАКОННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, МЕСТО В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА, ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.1 Понятие и юридическая природа законности

Проблемы законности были и остаются одними из важнейших в практике государственно-правового строительства, так как являются непосредственно связанными со стратегической задачей любого демократического правового государства — обеспечением основных прав и свобод человека и гражданина. Законность — функциональная категория юридической науки и практики. Ее уровень и состояние служат главными категориями оценки правовой жизни общества, его граждан.

Поэтому важно, исходя из истории развития понятия законности и существующих сегодня научных взглядов на нее, дать анализ и дополнительно аргументировать современные прогрессивные точки зрения на законность.

Само понятие «законности» появилось сравнительно недавно, но идеи законности в том или ином виде встречаются в произведениях многих философов и правоведов древности и современности.

В соответствии с учением древнекитайских легистов, изложенных в трактате IV в. до н.э., обязательность исполнения жестких законов являются основным средством управления страной.

Древнегреческий философ Платон писал: « Там, где закон — владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги».

В России становление идеи законности начинается с утверждения государственности и права, а представления о необходимости следования конкретным правилам существовали еще в религиозно-мифологических памятниках задолго до этого процесса. Петр I выразил суть и значение законности в Российском государстве так: «Понеже ничто так ко управлению государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, понеже всуе законы писать, когда их не охранять, или ими играть, как в карты, прибирая масть к масти…»1

Окончательно формализация идеи законности происходит позже. Условно это можно выразить следующей схемой: по справедливости — по закону — законность.

5 стр., 2020 слов

Судебный контроль за законностью действий органов исполнительной власти

... тесной взаимосвязи. Судебный контроль в сфере исполнительной власти является сложным многоплановым институтом права, который можно рассматривать и как важнейшую гарантию законности и дисциплины деятельности органов исполнительной власти, ... и вместе с тем о необходимости дальнейшего формирования новых идей, взглядов, подходов к реализации судебной власти в уголовной юстиции и ее перспективах в ...

Об обязательности соблюдении законов писали представитель немецкой классической философии Гегель и видный российский правовед Н.М.Коркунов.

Но только в работах Ганса Кельзена теория законности приобрела известную фундаментальность. В соответствии с кельзеновским нормативизмом «не имеет значения содержание самой конституции или созданного на ее основе государственного правопорядка: неважно, справедлив он или нет, обеспечивает ли он состояние относительного мира в рамках конструируемого им сообщества или нет», важно чтобы нормы закона неукоснительно соблюдались.

К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривали законность как соблюдение требований закона участниками общественных отношений.

В.И.Ленин расценивал социалистическую законность как основу советской государственной дисциплины и подчеркивал ее огромное значение в борьбе против бюрократизма, волокиты, взяточничества, злоупотреблений служебным положением, которые рассматривал как опаснейшие преступление против Советского государства2.

В разных работах В.И.Ленина впервые были упомянуты, а затем обобщены и подробно разработаны правоведами советского периода основные принципы законности: верховенство закона, гарантированность прав и свобод личности, единство законности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, взаимосвязь законности и культурности, установление ответственности за нарушение законности.

Все эти идеи составили базу всех существовавших в советской юридической науке определений законности. Однако единства взглядов по вопросу понятия законности достигнуто не было — ни тогда, ни в последующий период. Если унифицировать формулировки и пренебречь второстепенными деталями, то многочисленные и разнообразные определения этого сложного и многогранного социального явления можно свести к нескольким основным вариантам3.

1.2 Соотношение законности с другими правовыми

явлениями

Большинство юристов в настоящее время признают сложный характер законности. Ученые пытаются исследовать не только отдельные ее черты и особенности, но и соотнести законность с другими социальными категориями: нормами права, общественной дисциплиной, демократией, правами и свободами человека и гражданина, правопорядком, правосознанием, правовой культурой и т.д.

Как уже отмечалось, в основе законности лежат нормы права, содержащиеся в законах, соблюдение, исполнение которых властными структурами образует законность и приводит к возникновению правопорядка. При этом, как уже указывалось, от качества нормативных актов в значительной степени зависит состояние законности.

Законность является ядром, наиболее существенной частью общественной дисциплины, которая заключается в соблюдении, исполнении всеми субъектами общественных отношений всех социальных норм (права, морали, обычаев, корпоративных норм и проч.).

Но, если государством и его органами не соблюдаются законы, то одновременно с размыванием законности происходит разрушение общественной дисциплины.

Законность — предпосылка и необходимый элемент демократии. Дело в том, что основы демократического режима (участие населения в осуществлении власти, права и свободы граждан) закреплены в конституциях и иных законах каждого государства. Поэтому отсутствие законности (нарушение соответствующих норм права) приводит к тому, что демократия становится формальной, она существует только на бумаге и не превращается в реальность. В современных условиях любое государство старается продемонстрировать свою демократичность: везде существуют конституции, проводятся выборы и референдумы и т.п. Ведь нарушение демократических начал вызывает негативную реакцию международного сообщества. Поэтому именно законность в политической сфере становится своеобразным индикатором существования демократии в том или ином государстве.

3 стр., 1238 слов

История отечественного государства и права

... Псковской судной грамоте. Сравнительные особенности общественного и государственного устройства Московской Руси в период формирования централизованного государства (реформы Ивана III). Судебник ... Отечественной войны. Развитие брачно-семейного права и особенности регулирования имущественных отношений в годы Великой Отечественной войны. Особенности развития уголовного права в годы Великой Отечественной ...

Важнейшее значение имеет законность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. С одной стороны, сами права и свободы закреплены в законах, и, если эти законы не соблюдаются, то, совершенно естественно, происходит нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. С другой стороны, в законодательстве закрепляются важнейшие гарантии этих прав и свобод, такие как принцип равенства всех перед законом и судом, презумпция невиновности, право обвиняемого на защиту и др. Соблюдение этих норм в уголовном и административном процессе обеспечивает реальность прав и свобод граждан.

С обеспечением законности связан процесс формирования правового и социального государства. Важнейшими принципами правового государства, а его вряд ли можно создать при отсутствии социальной направленности государственной деятельности, являются такие как верховенство правового закона во всех сферах социальной жизни, взаимная ответственность государства и личности, разделение властей. Реализация этих принципов требует, с одной стороны, закрепления соответствующих положений в законодательстве, а с другой, — реального осуществления соответствующих нормативных установлений в практической деятельности всех субъектов общественных отношений и, прежде всего, государства и его органов. Укрепление законности является непременным условием и средством формирования правового государства, а сама законность — его необходимым элементом. Государство станет правовым только при наличии прочной законности и стабильного, основанного на праве и законности порядка.

Правопорядок обозначает реальное обеспечение и реализацию субъективных прав, соблюдение юридических обязанностей всеми гражданами, должностными лицами, органами и организациями.

В учебной и научной литературе правопорядок определяется как определенная система общественных отношений, складывающаяся на основе права и законности, как основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений или как состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающих реальное, практическое осуществление требований законности.

1.3 Система факторов, определяющих состояние законности

В наше время в условиях формирования правового государства невозможно представить себе современное демократическое общество, где принцип законности не выступал бы доминирующей правовой идеей этого общества, выраженной в законах государства, характеризующейся точным и неуклонным их соблюдением и гарантирующей защиту прав и интересов человека.

3 стр., 1078 слов

Принципы законности в условиях формирования правового государства

... стороны, характеристики принципов законности., Цель данной курсовой работы –, Задачи курсовой работы, которые определили темой и целью: рассмотреть понятие законности и привести взгляды разных авторов на проблему понятия и соблюдения законности; изучить принципы законности; принципы законности реализуются в условиях формирования правового государства. ...

В юридической литературе выделяются две стороны, два аспекта законности — охрана прав граждан, недопущение в отношении их произвола и строгое соблюдение требований законности самими гражданами.

Естественно, что важны обе стороны законности, однако все же следует подчеркнуть особую значимость законности в деятельности государственного аппарата. Именно органы государства обеспечивают стабильность режима законности, пресекая правонарушения, восстанавливая нарушенное право, привлекая виновных к ответственности. И хотя в стране совершается немало преступлений и других правонарушений, это не может расцениваться как разрушение режима законности. Как справедливо отмечается в литературе, «отдельные незаконные действия … не перерастают, однако, в подрыв режима законности в целом, если они незамедлительно пресекаются и неотвратимо влекут ответственность виновного лица»