Ограничения и запреты на государственной гражданской и муниципальной службе

2.3 Запреты на государственной гражданской и муниципальной службе в Российской Федерации

государственный гражданский муниципальный ограничение

Согласно статье 17 ФЗ № 79 от 27.07.2004 в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

  • а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;
  • б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
  • в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

5 стр., 2496 слов

СВОБОДА ДОГОВОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

... Принцип свободы договора и его реализация в гражданском праве Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Ершов Юрий Львович. - Екатеринбург, 2001. - 170 с. 20. Забоев, К.И. Принцип свободы договора в российском гражданском ... 17. Димитриев, М.А. Принцип свободы договора [Электронный ресурс] : комментарий к статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации / М.А. Дмитриев ...

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

15 стр., 7373 слов

Гражданство в Российской Федерации

... это гражданство. Ими являются паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, содержащий указание ... некоторая его часть представлена иностранными гражданами, лицами без гражданства, а ... и осуществления. Граждане могут непосредственно, без учреждения социальных объединений, участвовать в ... удостоверяющих личность гражданина РФ за ее пределами. Срок действия паспорта гражданина: от 14 ...

Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе:

  • в случае замещения должностей гражданской службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Также в статье 18 ФЗ № 79 от 27.07.2004 перечислены требования к служебному поведению гражданского служащего. Согласно им, гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

12 стр., 5589 слов

Государственный служащий в системе государственной службы

... задачи: выявить сущность понятия государственный служащий, охарактеризовать типологию государственных служащих, изучить структуру государственной службы Российской Федерации, определить права и обязанности государственных служащих, в соответствии с федеральным законом Российской Федерации «Об основах государственной службы в РФ» от 31.07.1995г., ...

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Заключение

Необходимость реформы государственной службы в России обусловлена потребностями происходящих в стране экономических и политических преобразований. За последние годы проделана работа, направленная на обеспечение более эффективного функционирования государственного аппарата, наработана определенная правовая база, причем как центром, так и субъектами Российской Федерации. Однако формирование современной государственной службы только начато. Решение этой задачи требует еще многих усилий и средств, а также большой работы над новыми и уже существующими нормативно-правовыми актами по вопросам государственной службы, в том числе и по вопросам управления государственной службой.

В связи с этим можно сформулировать следующие выводы: правовое регулирование государственно-служебных процессов в настоящее время отстает от темпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления, аппарата государства. Государственная служба представляет собой систему правоотношений, которые регулируются не только административно-правовыми нормами, но и нормами других отраслей права: международного, конституционного, муниципального, трудового, финансового, гражданского, уголовного. К сожалению, нормативно-правовая база, регулирующая порядок прохождения государственной службы на федеральном, а, следовательно, и на региональном уровне, не совершенна и требует доработки; продвижение по службе должно определяться в первую очередь личными качествами служащего, его опытом, профессионализмом, компетенцией, квалификацией, пригодностью к данному виду службы; целесообразно дальнейшее укрепление нормативно-правовой базы государственной службы следует развивать по пути повышения правового статуса органов управления государственной службой и кадровых служб государственных органов, установления четких правил, обеспечивающих увязку должностных перемещений государственных служащих с результатами труда, обучения и использования полученных знаний.

30 стр., 14943 слов

Права и обязанности государственных служащих

... порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения и другие вопросы государственной службы, образуют правовой институт государственной службы. Он включает нормы конституционного, трудового, гражданского, финансового и иного права. Административные и ...

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» четко прописывает систему запретов и ограничений для государственных гражданских и муниципальных служащих. Однако, требуется время, пока положения федерального закона, касающиеся ограничений и запретов на государственной гражданской и муниципальное службе окончательно и фактически закрепятся в правоприменительной практике. Как видится, контрольно-надзорным структурам не составит труда, проверив какой-либо, орган государственной власти, обнаружить нарушения положений статей 16, 17, регламентирующих ограничения и запреты на государственной гражданской службе. Судя по всему, для исключения формального подхода по контролю за соблюдением рассматриваемых норм закона, не подходят усиление контроля или ужесточение наказания за нарушения. Напрашивается вывод, что для решения этого вопроса потребуется пойти по более сложному и продолжительному пути — воспитание или обучение нового поколения государственных гражданских и муниципальных служащих, которые будут соблюдать законность и правопорядок. То есть «внешние» методы воздействия на государственных гражданских служащих дадут сильный, однако кратковременный эффект. Здесь необходим более «тонкий инструмент» — внутреннее формирование среды или системы, агрессивно сопротивляющейся любым попыткам обойти запреты или ограничения на государственной гражданской и муниципальной службе.

Как показывает динамика вносимых изменений в № 79 от 27.07.2004, российские законодатели настроены на дальнейшее ужесточение ограничений и формирование новых запретов на государственной гражданской и муниципальной службе. Можно сделать вывод, что указанные изменения — часть антикоррупционной стратегии. Как видится, в целях усиления антикоррупционной составляющей государственной гражданской и муниципальной службы возможно внести дополнительный пункт в статью 15 «Основные обязанности гражданского служащего» ФЗ № 79 от 27.07.2004 следующего характера. Можно обязать государственного гражданского или муниципального служащего сообщать представителю нанимателя — руководителю государственного органа о всех своих близких и дальних родственниках, которые занимают должности государственной службы. Таким образом, руководитель государственного органа или представитель контролирующей службы сумеют проследить потенциальные каналы утечки информации, составляющую государственную, служебную или коммерческую тайну.

Особой спецификой обладает муниципальная служба, как структуры, которая ближе всего работает с населением. В Республике Башкортостан подготовка профессиональных управленцев для системы местного самоуправления является наиважнейшей задачей и приоритетом государственных органов. Программу развития системы муниципальной службы в Республике Башкортостан можно представить следующим образом:

1. Оказание муниципальным образованиям методической помощи в разработке муниципальных правовых актов в соответствии с законодательством Республики Башкортостан.

2. Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки муниципальных служащих за пределами республики.

3. Анализ работы органов местного самоуправления по формированию и эффективному использованию кадрового резерва.

8 стр., 3535 слов

Увольнение с государственной службы

... прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы; 3)единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих; 4)учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; ...

4. Проведение международных семинаров по вопросам муниципальной службы

5. Мониторинг деятельности комиссии органов местного самоуправления муниципальных образований по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;

6. Мониторинг соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, а также общих принципов служебного поведения в соответствии с законодательством о муниципальной службе;

7. Проведение семинаров по вопросам противодействия коррупции на муниципальной службе.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/diplomnaya/ogranicheniya-po-gosudarstvennoy-i-munitsipalnoy-slujbe/

I. Законодательные и другие нормативные акты:

1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с послед. изм. и допол.) // М: Омега-Л. — 2012 г.

2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с послед. изм. и допол.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004 г. — № 31.

3. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе» / под ред. Козбаненко В.А., — М.: Статут, 2009. — С. 150

II. Монографии, учебная литература, справочные материалы:

1.Барциц И.Н. О концептуальных направлениях развития системы государственной службы Российской Федерации / И.Н. Барциц // Журнал российского права. — 2008. — № 6. — С. 17

2.Бахрах Д.Н. Административное право / Д.Н. Бахрах, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов. — М.: Норма, 2008. — С. 566

3.Беляев А. Порядок прохождения государственной службы / А. Беляев // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2009. — № 10 //

4.Василенко А.И. Права государственных служащих как основа их правового статуса по российскому законодательству / А.И. Василенко // Юридический мир. — 2009. — № 1 (145).

— С. 32

5.Волкова В.В. Государственная служба / В.В. Волкова, А.А. Сапфирова. — М.: Юни-Дата, 2009. — С. 27

6.Ершова Е.А. Трудовые правоотношения государственных гражданских и муниципальных служащих / Е.А. Ершова.- Статут, 2008.- С. 5

7.Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы / Н.М. Казанцев. — М.: Проспект, 2008. — 230 с

8.Киселев С.Г. Государственная гражданская служба / С.Г. Киселев — М.: Изд-во Проспект, 2010 — С. 246

9.Пресняков М.В. Обеспечение конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе / М.В. Пресняков // Гражданин и право. — 2009. — № 7. — С. 31

10.Рой О. Режим управленческого труда в контексте квалификационной оценки госслужащих / О. Рой // Государственная служба. — 2008. — № 1. — С. 18

11.Смоленский М.Б. Административное право: учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — С. 92

12.Матейкович М.С. Публичное управление в России: пути совершенствования / М.С. Матейкович // Журнал российского права. — 2008. — № 5. — С. 120

13.Макарейко Н.А. Административное право: конспект лекций. — 2009. С. 64

11 стр., 5173 слов

Особенности прохождения правоохранительной службы в Российской Федерации

... следователя прокуратуры следует разъяснить, что, будучи государственными служащими государственной службы Российской Федерации, прокурорские работники не вправе: 1) ... право на предоставление дополнительного отпуска, засчитываются также периоды службы в качестве стажеров в органах и учреждениях прокуратуры. В указанный стаж в календарном исчислении засчитываются служба в других правоохранительных ...