Понятие и состав информационного законодательства

Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество.

Мы являемся свидетелями повышения роли и места информации в жизни как отдельной личности, так и всего общества, воздействия информации на развитие не только (и не столько) государства, но и мирового сообщества. Информация превратилась в мощный ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные, финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается.

1. Предпосылки интеграции информационного законодательства в условиях глобализации

Глобализация, будучи общемировой тенденцией развития современного общества, охватывает практически все сферы человеческой деятельности, в том числе и правовую жизнь. В современной действительности заметно усилились интеграционные процессы в правовых системах, что приводит к изменению их структуры и появлению региональных и общемировых моделей права.

Согласно У. Беку, глобализация имеет ввиду, прежде всего, процессы, в которых «национальные государства и их суверенитет вплетаются в паутину транснациональных акторов и подчиняются их властным возможностям, их ориентации и идентичности».

В настоящий момент глобализация как единый процесс объективирует себя в двух взаимосвязанных аспектах: интеграционном и унификационном, которые, если конкретизировать, можно определить как общественная интеграция и культурная унификация.

Усложнение всей экономической, политической и социальной деятельности человечества и формирование здесь сложных систем выдвинуло на первый план проблемы управления и его информационного обеспечения, породив не только такие области знания, как кибернетика, системный анализ, исследование операций, но и новое мировоззрение, в рамках которого мир воспринимается через призму информационных процессов. Развитие информационных и коммуникационных технологий и их многократное и всеохватывающее воздействие на все сферы человеческой жизнедеятельности привело к серьезной перестройке общественной жизни. Еще вчера считающиеся чем-то футуристическим «электронная коммерция», нанотехнологии, дистанционное образование, телемедицина и «электронная демократия» — сегодня неотъемлемые атрибуты нашей действительности.

6 стр., 2840 слов

Перспективы развития законодательства в области информационной безопасности

... законодательную базу Российской Федерации в информационной сфере; определить основные направления развития законодательства в области информации и информационной безопасности; рассмотреть основные направления развития отечественного законодательства в области средств массовой информации . На данном этапе развития общества и государства вопросы, связанные с информацией, затрагивают и ...

Здесь, по мнению известного итальянского публициста Д. Кьезе, напрашивается вывод, что в современном обществе именно культура меняет содержание и общественный статус. В XIX веке и до последней четверти XX века культура считалась синонимом свободы и прогресса как индивидуума, так и общества. Сегодня же культура превратилась просто в одну из сфер экономики и средство извлечения прибыли. Культура изменила свое имя — теперь ее зовут информация.

Последовательное возрастание роли информации и знания является ключевой тенденцией в современном обществе. Такие ученые, как Д. Белл, А. Тоффлер считают, что информация и знания становятся все более важными факторами производства, движущей силой экономического развития и процветания общества. Именно эти особенности современного общества стали причиной того, что многие исследователи называют его «информационным» или «обществом знания» как его называет П.Дракер, или же, по мнению М. Пората, обществом, основанным на «информационной экономике» или «экономике знания», так как в информационном обществе экономические успехи все больше зависят от наличия и эффективности национальной, региональной, локальной или корпоративной системы инноваций и налаженной системы непрерывного образования.

В данном контексте глобализация предстает инновационным процессом, в основе которого лежат инновации и который в ходе своего становления трансформирует общественно-культурную среду.

В научно-технической сфере предпосылка этому — информационно-технологическая революция, появление компьютера, новых коммуникативных технологий, образование глобальной сети Интернета. Эти процессы неоднородны, протекают на фоне цифрового неравенства, являются одновременно зависимыми от научно-технического прогресса и стимулирующими информатизацию общества. При этом глобализация порождает не только новые коммуникативные созидательные возможности, но и ряд девиантных: потеря национальных форм культуры, появление новых видов информационных угроз, всплеск транснациональной преступности, в том числе и преступности в информационном пространстве.

В связи с этим огромное значение приобретает единое понимание всеми государствами сути данных процессов, разработка и имплементация в национальные нормативные правовые акты единых принципов регулирования правоотношений в киберпространстве. Применение только национальных правовых норм, находящихся вне пределов действия правовых категорий других участников рынка, может привести к изоляции государства на международной арене. Разработка и принятие новых действующих норм, скоординированных с международными правовыми нормами и законодательством других государств в сфере информации, напротив, может стать основой дальнейшего развития страны и интеграции в общемировое правовое поле.

В эпоху глобализации и колоссального научно-технического прогресса необходима выработка стратегии устойчивого развития всего человечества и отдельных стран. В связи с этим становится актуальной международная интеграция информационных систем, информационно-телекоммуникационных технологий и информационных ресурсов. Активно начался процесс объединения названных трех составляющих в рамках национальных программ создания крупных мегаинформационных систем под общим названием «электронных правительств» и, особенно, проектов разработки и внедрения в деятельность государственных органов систем электронного документооборота. Такие системы создаются и развиваются на основе единых международных стандартов.

4 стр., 1826 слов

Средства массовой информации в политической системе России

... обществе функции, которые выполняют средства массовой информации, достаточно разнообразны. С точки зрения политологии к основным функциям СМИ относятся: Информационная; ... представить существование общества без средств массовой информации. Несомненно, что средства массовой информации играют значительную роль в обществе. Потребности политической системы в средствах массовой информации и коммуникации ...

Основными целями интеграции информационного законодательства являются последовательное улучшение условий жизни человека, достижение социального прогресса и развития экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, защита прав и свобод личности на основе применения информационных систем и информационно-телекоммуникационных технологий. Формируя право на национальном, региональном или же на глобальном уровне, законодатель стремится к его системности не только в формально-юридическом, но и в социальном плане — в плане адекватного отражения и нормативного закрепления возникающих в рамках того или иного общества социальных требований и интересов. В условиях развития информационного общества, возрастающего значения информации во всех сферах жизнедеятельности человека необходимость интеграции информационного законодательства для достижения названных целей явственно прослеживается в разных структурных элементах информационного законодательства. Эти цели должны рассматриваться в качестве конечного смысла правовой политики государства.

Правовой статус понятия «информация» в российском законодательстве

Анализ известных результатов работ отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области информации позволяет утверждать о широком спектре взглядов на содержание понятия «информация». Быстрое развитие информационных технологий и глобальная информатизация также сопровождаются бурным ростом научного и общественного интереса к общефилософским и гуманитарным вопросам, связанным с использованием информационных технологий, что, несомненно, отражается на толковании и самого понятия «информация». В условиях информатизации оно становится более многоаспектным, многоуровневым, многомерным.

Информация как предмет научного исследования не может быть сведена к относительно краткому набору описаний и дефиниций: расширяется и само понятие информации. Теперь она характеризует не только формальную структуру технологической обработки разнообразного содержания, но и совокупность коммуникативных явлений в области науки.

Информация как общенаучный феномен анализируется в литературе не только с точки зрения определения ее сущности для формулировки четкого понятия, но и с позиций ее классификации на разные виды, выделения ее существенных признаков (свойств), уровней (структуры), других аспектов.

Основополагающим началом правового регулирования в области обращения информации является закрепленная Конституцией РФ свобода информации; свобода искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4, ст. 29).

Обеспечение прав и свобод граждан является обязательным условием функционирования демократического государства.

В России накоплен определенный эмпирический и теоретический опыт правового регулирования в информационной сфере разными отраслями права. Однако особая роль принадлежит информационному праву, которое своим положением в системе права определяет основные принципы, направления и приоритетность развития правового регулирования оборота информации, формирования и использования информационных ресурсов, создания и использования информационных систем, обеспечивающих процессы информатизации, удовлетворение потребностей пользователей, а также обеспечение информационной безопасности.

5 стр., 2323 слов

Информационные ресурсы internet применяющиеся в области права и законодательства

... именно самоценность информации отличает человека от животного? Или же информация приобретает самоценность лишь при переходе к т.н. "информационному обществу"... Соотношение правовых отраслей Отрасли ... универсальный каталог. www . law . catalaw . com Для поиска правовых иформационных ресурсов населения законодательства различных стран и межгосударственых проблем наиболее удобны каталог юридической ...

В условиях становления информационного законодательства в нашей стране проблема формирования системного терминологического аппарата, при помощи которого осуществляется характеристика института информационных технологий, приобретает особую актуальность. Центральными, базовыми и основными понятиями в процессе нормативного правового регулирования информационных отношений являются понятия «информация» и «информационные технологии».

В.А. Копылов рассматривает в качестве объектов информационных отношений «объекты, в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения». Он предлагает считать таковыми документированную информацию, информационные продукты и услуги, исключительные права, элементы информационной безопасности (информационные права и свободы личности, состояние защищенности личности, защищенность информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и т.п.), информационные технологии и средства их обеспечения (в том числе программы для ЭВМ), другие объекты в информационной сфере.

О.А. Городов под объектами информационных правоотношений понимает блага, существующие в формах информации, документированной информации и информационных систем, по поводу которых возникает и осуществляется деятельность участников этих правоотношений. При этом информация является благом особого рода, а документированная информация и информационные системы — благами материальными.

Информационные ресурсы являются объектом отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируется гражданским законодательством. Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями. Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством.

В процессе формирования и использования информационных ресурсов осуществляются сбор, обработка, хранение, поиск и выдача информации по запросам или регламенту. По формам собственности информационные ресурсы можно подразделить на объекты государственной, межгосударственной, частной и смешанной форм собственности.

Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения оперативных задач социально-экономического развития.

3 стр., 1483 слов

Этические и правовые аспекты информационной деятельности. Правовая ...

... к своим ресурсам только тем пользователям, которые зарегистрированы и ввели правильный пароль. Каждому конкретному пользователю может быть разрешен доступ только к определенным информационным ресурсам. При этом может ... или улучшенные драйверы к уже существующим. Правовая охрана информации Правовая охрана программ и баз данных. Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных впервые в полном объеме ...

Первое определение понятия «информация» было дано в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г. Под информацией понимались сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления. Закон закреплял основы правового режима информационных ресурсов, устанавливал порядок документирования информации; право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах; категорию информации по уровню доступа к ней; порядок правовой защиты информации (ст. 4).

В Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» давалось еще одно понятие: информационная сфера (среда) — сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации (ст. 2).

Это определение, во-первых, слишком широкое, а во-вторых, не соотносится с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, так как вместо понятия «производство» в Законе содержится «создание, преобразование», вместо «поиск, получение, передача» — «потребление». Неточность и непоследовательность в терминах приводят к разночтениям и неоднозначности толкования понятий.

В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 2006 г. определение информации представлено более в общем виде: информация — это любые сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления. Теперь законодатель с учетом мнения о том, что «понятие «информация», по существу, является во многих случаях синонимом понятия «информационные ресурсы», с целью регулирования отношений не закрепляет таких основ и, более того, вообще отказывается от термина «информационные ресурсы».

Эта позиция законодателя не получила поддержки со стороны большинства специалистов и ученых, занимающихся исследованиями в науке информационного права. Так, участники теоретического семинара «О категориях и понятиях в информационном законодательстве», проходившего 10 февраля 2006 г. в Институте государства и права РАН, единодушно выразили мнение о необходимости сохранения в тексте закона правовой категории «информационные ресурсы».

Действительно, в целях повышения эффективности правового регулирования отношений в области использования информационных технологий необходимо включение в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» правового института «информационные ресурсы», поскольку информация не может входить в состав информационной системы в силу таких ее правовых свойств, как неотчуждаемость и неисчерпаемость.

С учетом этого подхода к пониманию правового режима правовой режим информации следует рассматривать как систему норм, регулирующих порядок создания информации, порядок ее передачи и получения (включая установление режима свободного либо ограниченного доступа) и вопросы защиты прав субъекта в отношении такой информации.

На основе анализа законодательства и теоретических разработок ведущих отечественных ученых наиболее обоснованной и удобной представляется классификация информации по следующим основаниям:

  • по виду носителя — на бумажном носителе, видео- и звуковая информация, электронная, цифровая или компьютерная информация;

·по порядку предоставления или распространения — свободно распространяемая информация, информация, предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях, информация, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению и распространению, информация, распространение которой в России ограничивается или запрещается;

11 стр., 5248 слов

Организационно-правовые основы местного самоуправления в России

... полномочия представительного органа местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления обладает правотворческой функцией , то есть имеет право принимать общеобязательные, локальные нормативные правовые акты по ... решения выявленных проблем. Структура курсовой работы представлена в виде двух частей: теоретической, в которой рассмотрены основы местного самоуправления в России, и ...

·по степени организованности — документированная и иная информация, информационные ресурсы и свободная информация, не находящаяся в информационных системах, систематизированная и несистематизированная информация;

·по правовому статусу — имеющая юридическое толкование, нормативно-справочная и др.;

·по категории доступа к информации — общедоступная информация, а также информация, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа);

·по области применения — управленческая, нормативно-техническая, правовая, процессуальная, финансово-экономическая.

Таким образом, отнесение информации и информационных ресурсов к одной из этих групп является необходимым условием формирования действенных правовых норм, регулирующих исследуемый сектор экономики.

информационное законодательство

Заключение

Эффективное развитие современного общества немыслимо без информационной составляющей. Практически любая сфера деятельности человека теснейшим образом связана с обладанием информацией о тех либо иных явлениях, событиях, фактах. Так и в системе прав и свобод человека информационные права и свободы занимают особое место, характеризуя уровень демократии и действительной свободы в обществе.

Современное общество называют информационным, так как именно информация становится основополагающим фактором управления социумом. Нельзя не обратить внимания на то, что информационные процессы оказывают влияние на гражданское общество и его правовые, общественные и государственные институты, состояние дел с правами человека и поэтому должны находить свое правовое разрешение и закрепление. Информация, ее свободное производство и распространение, является одной из важнейших гарантий соблюдения и защиты любых прав человека.

В настоящее время в России накоплен значительный эмпирический и теоретический опыт в разработке различных проблем правового регулирования информационных отношений, а юридические конструкции соответствующих нововведений являются принципиально разработанными.

Иными словами, современный уровень развития научной критики позволяет решать задачи правового обоснования системы защиты информационных прав и свобод в России.

Несмотря на большое количество информационно-аналитических служб, Россия не имеет четко сформулированной информационной политики, отвечающей национальным целям и интересам. Отсутствует единая система отбора информации, принятия решений и ответственности за них на высшем уровне.

9 стр., 4213 слов

Местные органы самоуправления Республики Казахстан

... Местные представительные органы организационно не связаны с местными органами исполнительной власти, хотя и те, и другие относятся к органам местного государственного управления. 4.Органы местного государственного управления в организационно -правовом отношении не связаны с местным самоуправлением, ...

Сложившаяся ситуация требует правового осмысления и переосмысления причин того, почему в Российской Федерации, вставшей на путь серьезных системных преобразований, не произошло качественного развития конституционных положений, направленных на защиту информационных прав и свобод человека и гражданина.

Задание 2. Решите задачу

Орган местного самоуправления «МО № 25» обратился в федеральный орган по надзору за соблюдением законодательства о СМИ с заявлением на регистрацию муниципальной газеты «Наш любимый район». В удовлетворении поданного заявления было отказано со ссылкой на статьи 7 и 13 Закона РФ О средствах массовой информации. В соответствии со статьей 13 отказ в регистрации СМИ возможен, если заявление было подано от имени лица, не обладающего правом на учреждение СМИ. В соответствии со статьей 7 учредителем СМИ может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Соответственно, поскольку в статье 7 в качестве возможного учредителя указан только государственный орган, но не указан орган муниципальный, органам местного самоуправления в регистрации СМИ следовало отказать.

Насколько правомерен отказ в регистрации газеты «Наш любимый район»?

Наиболее очевидным представляется то обстоятельство, что Закон о СМИ не содержит ограничений на учреждение средств массовой информации муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями, зарегистрированными в качестве юридических лиц («организаций» в терминологии статьи 7 Закона).

Более сложным является вопрос о компетенции органов местного самоуправления. Идеи о невозможности учреждения средств массовой информации органами местного самоуправления в соответствии с Законом о СМИ основываются на утверждении о том, что это обусловлено буквальным толкованием положений статьи 7 данного закона, называющего в числе учредителей только «государственный» орган.

Так как Конституция РФ провозглашает в статье 12 принцип отделения органов местного самоуправления от органов государственной власти, то приравнивание первых ко вторым при применении закона, пусть даже и принятого до вступления в действие действующей Конституции, недопустимо.

Однако можно привести Постановление Пленума Верховного Суда от 24 февраля 2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц».

В пункте 12 данного решения Суд указал, что при применении статьи 57 Закона о СМИ («Освобождение от ответственности») судам «следует учитывать происшедшие с момента принятия Закона изменения в законодательстве Российской Федерации». Исходя из этого, отметил Верховный Суд, пункт 3 части 2 указанной статьи необходимо понимать как относящийся к сведениям, содержащимся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб «не только государственных органов, но и органов местного самоуправления». Аналогичным образом пункт 4 части 2 данной статьи касается дословного воспроизведения фрагментов выступлений членов выборных органов как государственной власти, так и местного самоуправления.

3 стр., 1260 слов

Европейская хартия местного самоуправления

... Хартии, осуществляется в соответствии с действующими законами. Его цель - обеспечить соблюдение Конституции РФ, федеральных и региональных законодательных актов в сфере местного самоуправления. Финансовые основы отражены в ст. 9 Хартии, устанавливающей право местных органов ...

Таким образом, Верховный Суд, хотя и не достаточно акцентировано, но указал на то обстоятельство, что Закон о СМИ должен применяться с учетом действующего конституционно-правового регулирования, а именно действия принципа отделения органов государственной власти от органов местного самоуправления. Это решение, как представляется, может быть использовано как при применении статьи 7 Закона о СМИ правоприменительными органами, так и при обращении в Конституционный и в Верховный Суд при оспаривании конституционности данной нормы или законности основанных на ее содержании подзаконных нормативных правовых актов. Правовую основу для таких обращений составляют Конституция Российской Федерации, предусматривающая в пункте 2 раздела второго общий запрет, исключающий применение законов и других правовых актов, принятых до вступления в силу ныне действующей Конституции, в части, противоречащей ей, а также правовая позиция Конституционного Суда, содержащаяся в Постановлении от 13 июня 1996 года № 14-П и состоящая в том, что необходимость применения обозначенного запрета устанавливается правоприменителем (абзац 3 пункта 2 Постановления).

Возможность анализа и толкования обозначенной нормы в рамках указанного подхода регистрирующим органом, то есть Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультуры), не исключена. Однако вероятность вариативного применения статьи 7 Закона о СМИ структурными подразделениями этого органа, а равно отсутствие у него прямо предусмотренных нормативными правовыми актами полномочий по толкованию законодательства и осуществлению правоприменительной деятельности, позволяют предположить, что обращение органов местного самоуправления, желающих зарегистрировать средства массовой информации, в Росохранкультуры не всегда будет достаточным для реализации права на учреждение средств массовой информации. Обжалование в суде законности отказа в регистрации СМИ в данной ситуации представляется наиболее эффективным средством отстаивания прав каждого отдельно взятого учредителя муниципального средства массовой информации. Наиболее же адекватным решением сущностной проблемы приведения Закона о СМИ в соответствие с существующим регулированием, с точки зрения действий субъектов права, не обладающих правом законодательной инициативы, представляется обращение в Конституционный Суд Российской Федерации.

Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1 ред. от 09.02.2009).

.Азизов Р.Ф. Предпосылки интеграции информационного законодательства в условиях глобализации // Право и глобализация: вопросы теории и истории: Труды международной научно-теоретической конференции . Санкт-Петербург, 28 ноября 2008 г. СПб., 2010. С. 100-103.

.Городов О.А. Основы информационного права России : учеб. пособие. СПб., 2003. С. 51-52.

.Гулемин А.Н. Интеграция информационного законодательства в условиях глобализации. Екатеринбург. 2008.

5 стр., 2080 слов

Право потребителя на информацию

... права на тайну переписки, права на информацию («свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом»), свободы мысли и слова, свободы массовой информации и запрета цензуры, свободы творчества, охраны интеллектуальной потребителя, ... перечисления источников российского «информационного законодательства» следует упомянуть многочисленные подзаконные ...

.Копылов В.А. Информационное право: учебник; 2-е изд. М.,2005. С. 131-132.

.Лазарев В. В. Поиск права // Журнал российского права. 2004. № 7.

.Теоретический семинар «О категориях и понятиях в информационном законодательстве» // Информационное право. 2006. № 2. С. 12.

.Теркин А. В. Глобализация в зеркале инноваций // Представительская власть. 2006. № 4.

.Ульрих Бек. Национальное государство утрачивает суверенитет // Сумерки глобализации: Настольная книга антиглобалиста. М., 2004. С. 50.

.Шевко Н.Р. Правовой статус понятия «информация» в российском законодательстве // Вестник Московского университета МВД России. — М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2010, №4. С. 166-168.

10.Яковенко А. А. Правовые основы формирования информационного общества в Узбекистане // <http://www.lda-uz.com/yakovenko.htm>