Диплом по опекунским семьям

Дипломная работа

Роль семьи в обществе, по своей значимости, несравнима ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для адаптации в обществе. По данным специалистов ООН, по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает одно из первых мест в мире.

Ближайшим окружением для ребенка-сироты, переданного для дальнейшего воспитания под опеку, являются члены опекунской семьи, которая призвана удовлетворить потребность своих членов в признании, уважении, оказать им эмоциональную поддержку и обеспечить их психологическую защиту. В процессе взаимодействия опекунов и ребенка происходит его семейная социализация, усвоение им определенной системы норм, ценностей, знаний, национальной и общечеловеческой культуры. Важными проблемами опекунской семьи являются: полноценная реализация ею воспитательной функции, необходимость повышения психолого-педагогической культуры опекунов. В исследованиях И.В. Дубровиной, A.M. Прихожан, JI.M. Шипициной, Т.И. Шульга, показано, что основными причинами негативных взаимоотношений в опекунской семье, как правило, являются: неверная позиция опекунов, определяющая тип воспитания; отсутствие у опекунов необходимого уровня социально-педагогической культуры для улучшения взаимопонимания в семье. Все это обуславливает актуальность и необходимость социального сопровождения опекунской семьи в условиях специализированного учреждения социальной защиты детства.

В современной России все большее значение в сфере оказания помощи и поддержки опекунским семьям наряду с традиционными образовательными учреждениями (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, профессиональные училища, учреждения внешкольной работы по месту жительства и др.) приобретают в настоящее время Центры социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД).

За последние годы (2000-2012 гг.) в социально-педагогической теории и практике ЦСПСиД стали рассматриваться как один из важных социальных институтов, ориентированный на воспитание и социализацию подрастающего поколения.

В науке сложились определенные предпосылки для разработки проблемы социального сопровождения воспитания детей в опекунских семьях. Правовые основы социальной защиты опекунских семей рассмотрены в трудах В.И. Брутмана, B.C. Керженцева, Т.В. Лодкиной, A.M. Нечаевой и др. Социально-психологические аспекты семейной социализации ребенка, оставшегося без попечения родителей, в опекунской семье представлены в трудах И.В. Дубровиной, A.M. Прихожан, JI.M. Шипициной и др. Теоретико-методические основы социальной работы с опекунскими семьями представлены в исследованиях М.А. Галагузовой, Л.П. Илларионовой, Л.В. Мардахаева, Н.И. Никитиной, Л.Я. Олиференко, Л.М. Шипициной и др.

6 стр., 2885 слов

Рассмотрите опекунскую семью по следующему плану

... пособия, социальная адаптация детей затруднена напряженной обстановкой, когда дети боятся своих родителей, испытывают жестокое обращение. 86% детей удовлетворены жизнью в опекунской семье, в 14% семей отношения между опекунами и детьми ... и обратно; 4) сохраняется право на закрепленное жилое помещение; 5) ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе ...

Несмотря на имеющийся ряд работ по проблемам жизнедеятельности опекунской семьи вопросы, связанные с развитием социальной помощи им не получили достаточного осмысления в научных исследованиях.

В этой связи выявлены противоречия: между объективной необходимостью разработки, обоснования содержания и методики социально — педагогического сопровождения опекунских семьей в условиях ЦСПСиД и недостаточным вниманием к этой проблеме теории и практике.

Тема исследования: «Организация социального сопровождения опекунских семей».

Объектом исследования является процесс социального сопровождения опекунских семей.

Предмет исследования: содержание и технология социального сопровождения опекунских семей

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить модель социального сопровождения опекунских семей.

Гипотеза исследования. Опекунская семья на различных этапах воспитания в ней ребенка сталкивается с проблемами и трудностями, требующими помощи и поддержки специалистов. Основой профессионального взаимодействия специалистов с такими семьями является процесс социального сопровождения воспитания ребенка в опекунской семье, эффективность которого может быть обеспечена, если:

  • содержательно-технологический базис сопровождения определяется с учетом актуальных и потенциальных трудностей в процессе взаимодействия и воспитания ребенка в опекунской семье, направлен на их предупреждение и преодоление;
  • обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подходы к работе с опекунами, детьми;
  • учитываются своеобразие условий жизни каждой семьи и специфика складываемых внутрисемейных взаимоотношений, уровня социально-педагогической культуры опекунов в вопросах воспитания;
  • установлено взаимное доверие во взаимоотношениях между членами опекунской семьи и специалистами;

— органично сочетаются индивидуальные, групповые, коллективные формы и методы интерактивной работы с членами опекунской семьи, субъект сопровождения выступает посредником и участником поддержки и помощи опекунам, привлекая необходимых специалистов, в зависимости от ситуации в опекунской семье, реализуется профессиональное единство всех специалистов в работе с семьями воспитанников.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

  • выявить характерные трудности и проблемы, с которыми сталкиваются опекуны в процессе адаптации ребенка и его воспитания в опекунской семье;
  • выявить и раскрыть своеобразие воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в опекунской семье;
  • обосновать необходимость, содержание и специфику социального сопровождения опекунских семей;
  • разработать модель и содержательно-технологическое обеспечение социально-педагогического сопровождения опекунских семей.

Методологическую основу исследования составили философские положения об определяющей роли социокультурной микросреды в процессе становления и развития личности; диалектические положения о единстве общего, особенного, единичного в развивающемся объекте; о признании человека субъектом общественного развития и высшей социальной ценностью; положения о социальных функциях семьи и ее приоритетной роли в процессе воспитания; идеи антропологического, средового, системного, ситуационного подходов к семейной социализации личности.

15 стр., 7032 слов

Законодательное регулирование патроната как формы семейного устройства ...

... детей на воспитание в семью; технологию сопровождения и поддержки ребенка и ... социальных работников для системы уполномоченных служб органов опеки и попечительства. В 1997г- 1998 гг. Московское бюро ЮНИСЕФ заключило договор с Центром обучения о ... Центром Обучения и Исследований Проблем Детского ... на воспитание в семьи. Прообраз патронатной семьи появился еще в 1768 году, когда Московским опекунским ...

Теоретическими основаниями исследования послужили: философские, социологические, психологические, социально-педагогические теории активного взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности (В.Г. Бочарова, Л.П. Буева, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, И.С. Кон, JI.B. Мардахаев, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, В.А. Сластенин и др.); психолого-педагогические теории об особенностях личностного развития ребенка в опекунской семье (И.В. Дубровина, Л.Я. Олиференко, И.Ю. Шилов, Т.И. Шульга и др.); теории семейного досуга, его роли в развитии человека (Н.П. Аникеева А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, С.Т. Шацкий, С.А. Шмаков и др.); теория социально-педагогической поддержки (О.С. Газман, JI.B. Мардахаев, Р.В. Овчарова, Л.Я. Олиференко и др.); психолого-педагогические и социально-педагогические теории работы с семьей (И.Ф. Дементьева, Л.П. Илларионова, Г.М. Коджаспирова, Л.В. Мардахаев, Н.А. Морозова, Н.И. Никитина, Е.Г. Силяева и др.).

В ходе исследования был использован комплекс методов: теоретические (анализ научной литературы, нормативных документов об организации жизнедеятельности Центров помощи семье и детям; обобщение, классификация; моделирование); эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование; контент-анализ; метод экспертной оценки, формирующий педагогический эксперимент и анализ его результатов).

Исследование проводилось на базе ____________________

Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении теории социального воспитания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в части обоснования содержания понятия «социальное сопровождение опекунских семей».

Практическая значимость исследования: теоретические положения и методические материалы исследования обеспечивают необходимый качественный уровень социального сопровождения воспитания ребенка в опекунской семье, сформированность у опекунов высокого уровня социальной культуры, а у опекаемых детей — основ социальной адаптивности.

Глава 1. Теоретические основы социального сопровождения опекунских семей

§ 1.1 Сущность социального сопровождения

Сопровождение опекунской семьи – особый вид деятельности, направленной на создание социально-психологических условий, способствующих успешному развитию и эффективному функционированию опекунской семьи.

История зарождения в системе образования системы комплексной помощи ребенку в развитии одновременно может характеризоваться как многолетняя, насчитывающая более двух веков и очень короткая всего 1015 лет.

Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействии специалистов разного профиля; взаимодействия, направленного на всестороннюю диагностику развития ребенка и создание коррекционно-развивающих программ. Но только 1015 лет назад вместе с формированием гуманистических ориентаций в российской педагогике стала развиваться отечественная система сопровождения ребенка. Раннее сопровождение, сопровождение развития в общеобразовательной школе, целевое сопровождение различных «групп риска», сопровождение в специальном образовании, сопровождение одаренных детей стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребенка на полноценное развитие.

14 стр., 6967 слов

Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного ...

... и много знать. Все это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребенка. Развитие интеллектуальных способностей снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье. При ... у доски, удачно или неудачно выполненная контрольная работа позволили бы сделать окончательное заключение о способностях ребенка. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не ...

Теоретическая идея необходимости помощи в ситуациях развития нашла свое практическое воплощение в работе центров и служб психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей или просто центров и служб сопровождения. Чаще всего центрами сопровождения называют те учреждения в системе образования, которые автономны по отношению к другим образовательным учреждениям и связаны с последними только договорами о сотрудничестве. Службы сопровождения это структурные подразделения образовательного учреждения, возникающие в его рамках, подчиняющиеся руководству образовательного учреждения и предназначенные для сопровождения учащихся этого учреждения.

Концепция сопровождения как новая образовательная технология в нашей стране разработана Е.И. Казаковой (19952001).

Ею выделено несколько источников создания отечественной системы сопровождения:

опыт комплексной помощи и поддержки детей в системе специального образования:

  • опыт функционирования специализированных служб, обеспечивающих разнонаправленную психолого-педагогическую медико-социальную поддержку детей и их родителей (консультативные службы, коррекционные центры, диагностические центры, службы «Доверие», кризисные службы и т. д.);
  • многолетняя работа психолого-медико-педагогических консультаций и комиссий для детей с проблемами в развитии;
  • разработки координационных, научно-методических и экспертных советов, обеспечивающих развитие образовательных учреждений;
  • исследования различных крупных вузовских научных центров;
  • реализация в стране международных программ по созданию системы сопровождения развития учащихся (более 40 лет в Европе развивается система сопровождения учащихся, хорошо согласованная с системой «консультирования» и «тьюторства» в США и др. странах);
  • опытно-экспериментальная и инновационная работа различных групп педагогов, психологов, социальных педагогов, специальных педагогов и психологов.

Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системно-ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решения, опосредованных некоторым ориентационным полем развития. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля, ответственность за действия в котором несет сам субъект.

Важнейшим положением системно-ориентационного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта; следовательно, на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

13 стр., 6044 слов

Сопровождение детей-сирот в приемные семьи

... сопровождения детей-сирот в приёмной семье. Данная цель реализуется через решение следующих задач : 1. Выявить основные характеристики приёмной семьи. 2. Проанализировать государственные гарантии детей-сирот в приёмной семье. 3. Изучить понятие социального сопровождения приёмной семьи. ... и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в помощи. Изменения в экономике и ...

Исходя из этого, Е.И. Казакова дает следующее определение сопровождению.

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. (Упрощенная трактовка: сопровождение это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора.) При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

По замечанию Л.М. Шипициной, введение термина сопровождение не является результатом научно-лингвистического эксперимента; замена его классическими помощь, поддержка или обеспечение не в полной мере отражает суть явления. Имеется в виду не любая форма помощи (а тем более обеспечения), а поддержка, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы. Имеется в виду сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. При анализе термина не менее важно и то, что субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам, но и его родители и педагоги.

Следовательно, в теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка.

Следует различать понятия:

  • процесс сопровождения;
  • метод сопровождения;
  • служба сопровождения.

Близкими понятиями к понятию сопровождение считаются обеспечение, помощь.

Если исходить из того, что сопровождение это обеспечение, тогда под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Если предположить, что сопровождение это помощь, то под сопровождением понимается процесс совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.

Исходя из того, что между методом сопровождения и процессом сопровождения существует определенная связь, под методом сопровождения понимается способ практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырех функций:

  • диагностика сущности возникшей проблемы;
  • информация о сути проблемы и путях ее решения;
  • консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;
  • первичная помощь на этапе реализации плана решения.

Если сопровождение идентифицировать с понятием организация, то служба сопровождения это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.

Все исследователи единодушны в том, что не каждый человек пригоден для социальной работы.

9 стр., 4081 слов

Приемная семья как объект социально работы

... семьи. Согласно Положению о приёмной семье, утвержденному Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 № 1678 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 17.07.2012 № 659), в семье происходит воспитание приёмных детей, ... и успешной интеграции в обществе. Национальным центром усыновления публикуются рекомендации по сопровождению приемных семей. Поспелова М.С., ...

Будучи представителем одной из помогающих человековедческих профессий, социальный работник имеет дело с личностью. На практике это означает, что любой человек, обратившийся за помощью к социальному работнику, может влиять на него своими личностными качествами, передавать свои состояния, вовлекать в спектр своих проблем. В то же время специалист, оказывающий помощь, испытывает воздействие со стороны клиента. Это воздействие может быть позитивными и негативными. И задача социального педагога заключается в сохранении способности к сопротивлению в случаях негативного влияния и осуществлении эмпатии в случаях позитивных воздействий. Между ним и клиентом нет посредника, поэтому столь велико значение личностных параметров этого специалиста.

Т.Н. Шульга, Л.Я. Олиференко отмечают, что основным фактором, определяющим профессиональную компетентность социального работника, является гуманистическая направленность его личности. На практике она проявляется как представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа, личностная и профессиональная ответственность, доброта, социальная справедливость, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, готовность понять других и прийти к ним на помощь. Социально-педагогическая деятельность многопрофильна и многоаспектна. И профессиональная компетентность социального педагога определяется не только интеллектом, но и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью и высокой работоспособностью в процессе общения, что позволит противостоять наступлению эмоциональной усталости при работе с детьми и развитию синдрома «эмоционального сгорания», способностью выдерживать большие нагрузки в социально-педагогических, психолого-терапевтических и других специфических процессах. Эмоциональная сфера этого специалиста должна характеризоваться эмоциональной стабильностью, преобладанием положительных эмоций, отсутствием тревожности как черты личности, способностью преодолевать психологические стрессы.

Поэтому он в своей профессиональной деятельности использует различные социальные роли и меняет их в зависимости от ситуации.

Р.В.Овчарова выделяет 6 социальных ролей социального работника:

  • посредник (связующее звено между личностью и социальными службами);
  • защитник интересов (защита законных прав личности);
  • участник совместной деятельности (побуждение человека к действию, социальной инициативе, развитие способности самому решать свои проблемы);
  • духовный наставник (социальный патронаж, забота о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей в социуме);
  • социальный терапевт (содействие личности в контактах с соответствующими специалистами, помощь в разрешении конфликтных ситуаций);
  • эксперт (отстаивание прав подопечного, определение методов допустимого компетентного педагогического вмешательства в решение его проблемы).

Процесс социального сопровождения включает в себя VII этапов.

I этап диагностика психического и социального здоровья ребенка; При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда;

  • II этап анализ полученной информации. На основе анализа определяется общее количество проблемных детей в обследуемой группе, которым необходима социально-психолого-педагогическая поддержка;
  • III этап совместная разработка рекомендаций для детей, педагогов, классного руководителя, родителей;
  • составление планов комплексной помощи для каждого участника сопровождения;
  • IV этап консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем;
  • V этап решение проблем, т.е. выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения

VI этап анализ выполнения рекомендаций всеми участниками (что получилось? Что не получилось? Почему?):

6 стр., 2946 слов

Права детей в семье

... право на получение содержания и от других членов семьи. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсии, пособий поступают в распоряжение родителей (одного из них) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка. Обязанность родителей ... У органа опеки и попечительства должен быть истребован акт обследования условий жизни ребенка и родителей, а также заключение ...

VII этап дальнейший анализ развития ребенка (что мы делаем дальше?).

Выделение этих этапов социального сопровождения весьма условно, однако для решения проблемы необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения.

§ 1.2 Опекунская семья как форма социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей

Опекунская семья – это семья, в которой ребенок взят под опеку или попечительство.

Опека или попечительство устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми до 14 лет, попечительство над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

Опекунами и попечителями назначаются совершеннолетние дееспособные граждане. Опекун и попечитель назначаются распоряжением главы города или района по месту жительства несовершеннолетнего или опекуна (попечителя).

Что такое опека, попечительство?

В современной России мы сталкиваемся с целым рядом различных замещающих семей: семьи усыновителей, опекунские, приемные семьи, семейные детские дома, патронатные семьи, семейные воспитательные группы. Главная и общая их особенность в том, что в условиях семьи воспитываются чужие (небиологические) дети. Каковы же их отличия?

1. Приемная семья (усыновители).

Статус взрослых Родитель. Статус детей Приемный ребенок приравнен к «родному», вправе получать алименты, наследство. Количество детей не ограниченно. Срок помещения в семью не ограничен. Возраст детей (предпочтительный при приеме) От 0 до 3 лет, 85 % до 1 года. Нормативный документ Решение суда. Осуществляется контроль органами опеки и попечительства. Государственная поддержка Детское пособие, если доход семьи ниже прожиточного минимума.

2. Опекунская семья (опека ребенок от 0 до 14 лет; попечительство от 14 до 18 лет).

Статус взрослых Опекун; попечитель. Статус детей Опекаемый. Количество детей не ограничено. Срок помещения в семью до совершеннолетия. Возраст детей от 3 до 17 лет. Нормативный документ Постановление главы органа местного самоуправления. Осуществляется контроль органами опеки и попечительства. Государственная поддержка Опекунское пособие.

Порядок оформления кандидата в опекуны ребенка-сироты:

Подготовка документов:

  • справка с места работы (учебы);
  • справка о заработной плате;
  • копия трудовой книжки;
  • копия паспорта;
  • справка о составе семьи;
  • справка о состоянии здоровья;
  • справка об отсутствии судимости;
  • справки из диспансеров;
  • копия лицевого счета или выписка из домовой книги;
  • письменное согласие всех членов семьи кандидата(старше 10 лет), проживающих на одной жилой площади, на приемироты на воспитание в семью;
  • акт обследования жилищных условий;
  • кандидатам предпочтительнее иметь санитарную книжку;
  • последний документ, который оформляется справка о состоянии здоровья (действительна в течение ограниченного срока).
    16 стр., 7743 слов

    Организация работы ДОУ с детьми воспитывающимися в приемных семьях

    ... ребенка, оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями, ребенок, передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья — приемной семьей. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью между органами опеки ...

3. Приёмная семья

Приёмная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью. именуется приемным ребенком, а такая семья — приемной семьей.

Какие дети могут быть переданы на воспитание в приемную семью.

На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей:

  • дети-сироты;
  • дети, родители которых неизвестны;
  • дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;
  • дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

Требования, предъявляемые к приемным родителям:

Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
  • лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.

Права и обязанности приемных родителей:

Опекун (попечитель), приемные родители ребенка имеют право и обязаны:

  • воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством);
  • заботиться о его здоровье;
  • физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;
  • вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных Семейным Кодексом.

Они являются законными представителями приемного ребенка (ребенка, находящегося под опекой (попечительством)), защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий.

Их права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей).

Опекуны и попечители, приемные родители вправе помещать детей в образовательные учреждения на общих основаниях.

34 стр., 16742 слов

Опека и попечительство как форма устройства несовершеннолетних ...

... детьми. Предмет исследования: опека и попечительство как форма устройства несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей. При проведении исследования использовались нормативно-правовые акты, монографии и иные работы ... своем были сиротами или потеряли связь с семьей. В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство – одна ...

Число детей, помещаемых в приемную семью. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

Формирование приемной семьи.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями по форме.

Правовые последствия между приемными родителями и детьми.

Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Порядок организации приемной семьи.

Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

К заявлению прилагаются следующие документы:

  • справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;
  • характеристика с места работы;
  • автобиография;
  • документ, подтверждающий наличие жилья у лица ( лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансово-лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);
  • копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);
  • медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью (ссылка на приказ минз о мед освид).

Лицо, обращающиеся по вопросу получения заключения о возможности быть приемным родителем, должно предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, другой заменяющий документ.

Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (под опеку или попечительство).

На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (под опеку или попечительство), отдел опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями.

Учет личных качеств лиц, желающих стать приемными родителями.

Безусловно, при подготовке заключения отдел опеки и попечительства принимает во внимание личные качества людей, желающих взять на воспитание ребенка в семью, их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающих совместно с ними.

Помещение в приемную семью ребенка с ослабленным здоровьем

В случаях если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида, то необходимо, чтобы у приемных родителей (опекуна или попечителя) было наличие необходимых условий для этого.

Согласие ребенка на передачу в приемную семью

При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача ребенка в приемную семью, достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его согласия.

Модель службы сопровождения опекунской семьи.

На сегодняшний день актуальной является задача создания эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения опекунской семьи.

Сопровождение опекунской семьи – особый вид деятельности, направленной на создание социально-психологических условий, способствующих успешному развитию и эффективному функционированию опекунской семьи.

Социальное сопровождение замещающих семей включает в себя наблюдение за семьей, социально-педагогический патронаж, помощь консультативного характера, индивидуальную психокоррекционную работу с родителями и детьми

Глава 2. Отечественный опыт сопровождения опекунских семей

§ 2.1 Опыт социального сопровождения опекунских семей на территории Владимирской области

Организация работы с опекунскими семьями является важнейшей составляющей деятельности органа опеки и попечительства. В настоящее время правовая база для организации деятельности в области опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних детей практически сформирована. Работа с замещающими семьями строится на основании Гражданского кодекса и Семейного кодекса, а также Федерального Закона от 18.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», в целях реализации которого приняты постановления Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» и от 19.05.2009 № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации».

Министерством образования и науки РФ изданы приказы от 18.07.2009 № 212 «О реализации постановления Правительства РФ от 19.05.2009 № 432» и от 14.09. 2009 № 334 «О реализации постановления Правительства РФ от 18.05.2009 № 423», в которых определен порядок организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

Хотелось бы рассмотреть несколько примеров организации социальной работы с опекунскими семьями на территории Российской Федерации. На территории Владимирской области принято постановление Губернатора области от 09.02.20011 № 94 «Об утверждении Административного регламента исполнения департаментом образования администрации Владимирской области государственной услуги по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановлением Главы Александровского района от 30.12.2010 № «Об утверждении административных регламентов муниципальных услуг, предоставляемых управлением образования администрации Александровского района» утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей».

Работа органов опеки и попечительства Владимирской области регламентируется Законом Владимирской области от 05.08.2009 № 77 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству во Владимирской области».

Постановлением Главы Александровского района от 30.12.2009 № 5176 «О мерах по реализации государственных полномочий по опеке и попечительству» деятельность по опеке и попечительству в рамках исполнения государственных полномочий передана управлению образования администрации Александровского района в отношении несовершеннолетних детей, а также над гражданами, признанными судом недееспособными или ограниченными судом в дееспособности и над гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и выполнять обязанности.

В целях реализации постановления Губернатора Владимирской области от 21.08.2009 № 672 «О порядке предоставления и расходования субвенций, выделяемых из областного бюджета на выполнение государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству во Владимирской области», а также постановления Главы Александровского района от 11.12.2009 № 4879 «О порядке предоставления и расходования субвенций, выделяемых из областного бюджета на выполнение государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Александровском районе» в управлении образования функционирует отдел опеки и попечительства с установленной штатной численностью специалистов в количестве пяти человек.

В целях оказания помощи органу опеки и попечительства в осуществлении им обязанностей по защите прав и законных интересов несовершеннолетних постановлением Главы Александровского района от 25.12.2009 № 5131 «Об утверждении общественных инспекторов по охране детства в образовательных учреждениях Александровского района» утвержден список общественных инспекторов по охране детства в образовательных учреждениях района.

В Александровском районе по данным органов государственной статистики на 01.01.20011 года проживало 19 588 несовершеннолетних. Всего детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в районе 875 чел.(4,5%).

В соответствии с нормативными документами важное значение в деятельности по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, придается на развитие семейных форм их устройства. Так в 2010 году выявлено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в количестве 51 чел, из них переданы под опеку 23 чел. (45%).

В семьи усыновителей передано 30 детей в соответствии с решениями судов.

В целях наиболее эффективных действий по обеспечению действий по обеспечению каждому ребенку жить и воспитываться в семье специалистами проводится работа по подбору замещающих родителей (усыновителей, опекунов, приемных родителей).

В 2010 году в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 14.09.2009 № 334 «О реализации постановления Правительства РФ от 18.05.2009 № 423» в районе на основании постановления Главы Александровского района проведен отбор организаций для осуществления полномочий по подготовке граждан, выразивших желание стать замещающими родителями и с ОГУ «Центр усыновления и опеки» заключен договор, который безвозмездно проводит обучение кандидатов в усыновители и приемные родители в соответствии с региональной программой «Школа приемного родителя». Другие организации не изъявили желание проводить подготовку кандидатов в опекуны стать замещающими родителями детей. Таким образом, в районе необходимо решить данную проблему.

В области с 2007 года действует система материального стимулирования семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральным бюджетом предоставляются субвенции на выплату единовременных пособий гражданам при всех формах опеки (с 01.01. 2010г – 10988,85 руб.), субсидий на выплаты пособия детям в опекунских семьях (безвозмездная и возмездная формы) и вознаграждения родителям при возмездной форме опеки.

В области работает и региональная система стимулирования граждан, воспитывающих детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

выплата единовременного пособия усыновителям – 11000 руб.

средний размер выплат на содержание одного ребенка, находящегося в опекунской или в приемной семье – 6691 руб.

средний размер вознаграждения приемному родителю–6380 р.

Дополнительные меры, принятые в области:

вознаграждение опекунов при возмездной форме опеки увеличивается на 15% от ставки на детей-инвалидов, а также на каждого ребенка, начиная с 6-го ребенка.

На ребенка, передаваемого под опеку при возмездной форме, выплачивается на приобретение мебели до 5885 руб.

За счет средств областного бюджета в 2010 году для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были приобретены путевки на сумму 457,327 рублей. Денежные средства, поступившие из областного бюджета, на организацию отдыха и оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, израсходованы в полном объеме. Средний процент отдохнувших детей составляет 103,2 %. Всего детей-сирот, проживающих в замещающих семьях, составляло 268 чел, из них школьного возраста 208 чел.(78%), в том числе были заняты в трудовых объединениях и трудоустроены 44 чел. Отдохнули в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием 48 детей (29,3%), в загородных лагерях отдыха 63 чел. (38,7%).

Также оздоровление детей проходило по санаторным путевкам, на море, за границей.

За счет средств федерального бюджета четверо опекаемых детей отдыхали в загородном оздоровительном лагере «Искатель» ОАО Ковровского электромеханического завода.

Анализ итогов летней кампании 2010 года показал, что выросло число детей из опекунских семей, отдохнувших в загородных оздоровительных лагерях по сравнению с 2009 г. на 14,9 %.

В этом году начата работа по организации отдыха детей в весенние каникулы (составляются и утверждаются списки детей из замещающих семей) и предварительного отдыха в летний период (собрания общественных инспекторов и опекунов).

В семьях опекунов проживают 206 детей:

по степени родства (бабушки-59%, тети-19%, дедушки и дяди-6%)

по причине назначения опеки (смерть родителей-54,4%, л.р.п.-31%, мать несовершеннолетняя -5чел.)

по занятости опекаемых (дошкольники – 15%, школьники-66%, учащиеся и студенты- 13%, работают-3 чел)

по материальному обеспечению (выплата денежных средств из областного бюджета 90,3%, выплата пенсий 57%, выплата алиментов –24%)

по наличию жилья (имеют 187 чел, из них на праве собственности –39%, с правом проживания –61%)

Дети без попечения родителей, не имеющие закрепленной жилой площади, имеют право на получение жилья путем постановки на учет в органы местного самоуправления по месту первичного выявления за два года до выпуска из образовательного учреждения или по его окончании.

В 2010 году приобрели 10 квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их категории. Очередь на 01.01.2010 г. составила 73 человека.

Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику семейного устройства детей в замещающие семьи, оказание социально-педагогических и психолого-педагогических услуг этим семьям, взявшим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточное, поэтому существуют серьезные проблемы: отказ от детей в подростковом возрасте и временное их возвращение в реабилитационный центр, а затем в детские дома. Специалистами отдела опеки и попечительства с опекунами и приемными родителями проводится большая разъяснительная работа по возрастной психологии детей подросткового возраста и установления с ними контакта с целью недопустимости ухода детей из опекунских и приемных семей.

В большинстве случаев основная причина невыполнения замещающими родителями своих обязанностей кроется в недостаточной подготовленности родителей к проблемам воспитания приемного ребенка, а также в особенностях его личности.

В связи с этим на совещании руководителей образовательных учреждений было рекомендовано:

  • усилить работу по оказанию социально-педагогических и психолого-педагогических услуг семьям, взявшим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
  • организовать психолого-педагогического механизма сопровождения ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Еще один пример:

В Балаковском Центре «Семья» работает клуб по организации социального сопровождения замещающих семей — инициативный клуб опекунских семей «Снегири»

С методической точки зрения, для того, чтобы определить методы и формы работы с той или иной категорией семей, необходимо её всесторонне изучить. Именно поэтому выстраивание модели социального сопровождения замещающих семей специалисты ГУ «Балаковский центр «Семья» начали с изучения и анализа специфических особенностей опекунской семьи, проживающей на территории Балаковского муниципального района, и воссоздания её социального портрета.

В Балаковском районе в настоящее время насчитывается 624 опекунские семьи, из них статус оставшихся без попечения родителей в результате их смерти или лишения родительских прав имеют 496 детей. На учёте в ГУ «Балаковский центр социальной помощи семье и детям «Семья» состоят 222 опекунские семьи, в которых воспитывается 294 опекаемых ребёнка (36 % от общей численности опекунских семей в районе).

Как показывает опыт, опекунами нередко становятся прародители (около 97% — бабушки, дедушки, тети и дяди), которые в силу своих возрастных особенностей не в состоянии справиться со всем спектром проблем по воспитанию ребенка, оставшегося без родителей, сами порой нуждаются в профессиональной помощи, поддержке. К наиболее распространённым факторам риска относятся наличие у опекунов хронических заболеваний, малая мобильность, низкий достаток, гиперопека в отношении подопечных.

Установление опеки над несовершеннолетним – это процесс воссоединения базовой семьи с приемным ребенком, который не может протекать безболезненно. Появление в семье опекаемого ребёнка приводит к существенным изменениям в её правовом статусе, функционировании и усложнению межличностных связей и отношений. В процессе адаптации семья пытается изменить ребенка, приспособить его к требованиям своей семейной системы. Но и она, в свою очередь, не в состоянии избежать изменений, и, несмотря на свое сопротивление им, должна либо переструктурироваться, либо отвергнуть ребенка. На процесс адаптации ребенка в семье также накладывают отпечаток и психофизические особенности его развития.

Изучив структуру и проблемы замещающей семьи, подобрав методики, формы работы с членами опекунских семей, специалисты Центра разработали и внедрили авторскую модель социального сопровождения семей — инициативный клуб опекунских семей «Снегири». Цель работы клуба – профилактика вторичного социального сиротства. В задачи Клуба входит создание условий для обмена опытом и оказания поддержки опекунам в вопросах воспитания, эффективного общения и взаимодействия со своими подопечными, а также по проблемам обеспечения и защиты прав и интересов опекунов и их подопечных.

Работа Клуба выстроена по следующим направлениям:

Правовое консультирование и обучающее сопровождение опекунских семей в решении возникающих проблем.

Проведение групповых и индивидуальных занятий с применением методик активной поддержки родителей («Родительская пирамида»), тренингов «Взаимодействия опекунов с детьми», направленных на улучшение социально-психологического климата в семьях, повышение педагогической грамотности опекунов.

Проведение занятий с элементами тренинга с детьми и подростками, направленных на выработку навыков общения, саморегуляции, повышение самооценки несовершеннолетних.

В настоящее время в банк данных участников Клуба включено 57 опекунских семей, в которых воспитывается 65 подопечных. Анализ банка данных показал, что в большинстве семей опекунами являются бабушки, воспитывающие детей в возрасте от 2 до17 лет. Наиболее востребованным у опекунов является консультирование по социально-правовым вопросам. Основная тематика проблем – оформление опеки, права и обязанности опекунов и опекаемых, опекунские выплаты, лишение родительских прав, сбор пакета документов на подачу иска в суд на лишение родительских прав, взыскание с родителей алиментов, индексация выплат по случаю потери кормильца.

Каждое заседание Клуба проходит в интерактивной форме. В процессе общения опекуны обмениваются опытом выхода из трудных жизненных ситуаций, решения правовых и педагогических проблем.

Социальная проблема сиротства в Российской Федерации не теряет своей актуальности, т.к. растет число детей, оставшихся без попечения родителей. Утрата родительского попечения – социально опасная ситуация, чреватая негативными последствиями для физического, психического, нравственного развития детей. В Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей сформулированы основные условия гармоничного развития ребенка, среди них семейное окружение, атмосфера любви и понимания выделены как необходимые. Только чувство принадлежности ребенка к семье формирует у него ощущение безопасности, позволяет ему реализовать себя в меру своих возможностей. Именно поэтому социальная поддержка замещающих семей выходит на приоритетные позиции в работе Центра.

Таким образом, мы можем констатировать, что социальная работа с опекунскими семьями ведется активно, опыт подобной работы широко доступен и может использоваться на местном уровне.

§ 2.2 Социальная адаптация как элемент социального сопровождения опекунских семей

Под социальной адаптацией понимается:

Адаптация – это определенный результат социальной работы, который может быть критерием ее эффективности.

Адаптация – это процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой.

Первоначально адаптация использовалась в биологии как приспособление организма к окружающей среде. Система «человек – окружающая среда» находится в динамике, то есть процесс адаптации идет непрерывно.

Механизмами адаптации человеческого организма являются:

  • Индивидуальная психологическая организация;
  • Социальная организация.

Социальное развитие личности обусловлено социальной адаптацией, а развитие механизмов социальной адаптации, в свою очередь, связано с активностью человека.

Социальная активность – это форма диалектической связи с окружающей действительностью, во взаимодействии с которой изменяется действительность и сам человек (С. Л. Рубинштейн).

Социальная активность обуславливает социальную деятельность, социальное общение и социальное сознание личности.

Важно учитывать, что адаптация личности есть противоречивый процесс, зависящий не только от биологических и психологических свойств человека, но от его субъектного опыта.

Психологическая адаптация – приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов, с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Психологическая адаптация идет непрерывно, так как непрерывно изменяются внешние условия.

Методы воздействия социального работника при нарушении психологической адаптации:

  • дискуссионная терапия;
  • интеракционно-коммуникативная терапия;
  • арт-терапия;
  • групповая терапия;
  • трудотерапия;
  • логотерапия;
  • субъективная терапия и др.

Терапия выступает как механизм адаптации на уровне индивида и является психосоциальной технологией.

Социальная адаптация в социальной работе носит более быстрый характер (по времени) и понимается как активное усвоение норм конкретной социальной среды. Можно выделить три составные части социальной адаптации (по В. Ядову):

  • Когнитивная часть (познавательная);
  • Эмоционально-аффективная часть;
  • Регулятивно-поведенческая часть.

Социальная адаптация может рассматриваться как состояние и как процесс, в течение которого клиент приобретает устойчивость к влиянию и воздействию среды. Социальная адаптация включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую, профессиональную адаптацию. Результатом адаптации будет адаптивность в указанных выше средах. Основой социальной адаптации является физиологическая и психологическая адаптация.

Психологическая адаптация предполагает приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов, с целью их наилучшего восприятия и предохранения от излишней нагрузки.

Социальный работник, находясь с клиентом в среде, оказывает ему поддержку в адаптационном процессе.

Социальная поддержка направлена на активизацию самого клиента по разрешению его социальной проблемы.

Активизация – это психологическое воздействие на клиента (беседа, консультирование, дискуссия, психодрама и др.).

Принципами социальной поддержки адаптационных процессов являются:

  • согласие на помощь и поддержку;
  • опора на позитивные потенциальные возможности личности;
  • содействие клиента и социального работника;
  • конфиденциальность;
  • доброжелательность;
  • безопасность;
  • защита здоровья;
  • защита прав и человеческого достоинства.

Этапы социальной поддержки адаптивных процессов клиента:

Целеполагание (поддержка адаптивных процессов клиента).

Диагностика (фиксация фактов, сигналы проблемности; проектирование диагностики по предполагаемой проблеме; установление контакта с клиентом и его ближайшим окружением; совместная оценка проблемы).

Анализ и поиск (организация совместного поиска причин возникновения проблем, принятие ответственности за разрешение проблемы самим клиентом).

Договор (заключение «договора» в любой форме в виде проектирования совместных действий социального работника и клиента).

Деятельность:

  • а) действия социального работника (координация специалистов, воздействие на ближайшее окружение клиента);
  • б) действия клиента (участие в деятельности группы, ориентированной на успех, позитивную значимость).

Диагностика и оценка (совместная оценка нового опыта клиента как позитивного).

(Н. В. Гарашкина).

Также понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio – приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса – это проблема выживания человека через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды. Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на 3-х уровнях:

  • общество (макросреда) – адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;
  • социальная группа (микросреда) – адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив);
  • сам индивид (внутриличностная адаптация) – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов (В. П. Курбатов).

Одна из важных задач адаптации «…выявить группы высокого риска, т.е. тех, которые в конечном счете будут нуждаться в адаптации, а также потребности этих групп в реабилитации»

Глава 3. Проектирование и реализация модели социального сопровождения опекунских семей

§ 3.1 Сущность проектирования программ социального сопровождения опекунских семей

Основные требования к подобному проекту могут быть таковы:

1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.

Ограниченность проекта означает, что он содержит:

  • этапы и конкретные сроки их реализации;
  • четкие и измеряемые задачи;
  • конкретные и измеряемые результаты;
  • планы и графики выполнения работ;
  • конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

2. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

5. Компетентность автора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.

ПРОЕКТ

Заключение

Семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. В опекунской семье дети получают уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции.

В современной России все большее значение в сфере оказания психолого-педагогической помощи и поддержки опекунским семьям наряду с традиционными образовательными учреждениями (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, профессиональные училища, учреждения внешкольной работы по месту жительства и др.) приобретают в настоящее время Центры социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД).

За последние годы (2000-2012 гг.) в социально-педагогической теории и практике ЦСПСиД стали рассматриваться как один из важных социальных институтов, ориентированный на воспитание и социализацию подрастающего поколения.

На сегодняшний день Центрами социальной помощи семье и детям накоплен значительный опыт организации сотрудничества с опекунскими семьями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей. Различные специалисты Центров социальной помощи семье и детям постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы. От успешной совместной работы опекунов и специалистов во многом зависит уровень педагогической культуры членов опекунской семьи, качество воспитания и, следовательно, дальнейшее развитие ребенка. К сожалению, не каждая опекунская семья характеризуется гармоничностью отношений детей и взрослых. Задачей социальных педагогов и психологов в этом аспекте является научить опекунов общаться с детьми. Все это возможно сделать путем использования разнообразных интерактивных форм и методов работы ЦСПСиД с членами опекунской семьи.

Деятельность специалистов ЦСПСиД в процессе взаимодействия с опекунской семьей включает три основных составляющих: помощь в психолого-педагогическом самообразовании взрослых членов семьи; различные виды консультативной помощи (психологической, социально-педагогической, правовой, экономической и др.); посредническая помощь (установление необходимых контактов семьи с нужными специалистами, организациями и др.).

Деятельность специалистов ЦСПСиД направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры опекунов с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, акцентрирования совместной деятельности ЦСПСиД и опекунской семьи. Педагоги Центра и опекуны как партнеры в деле воспитания и развития личности ребенка должны дополнять друг друга в сфере создания условий для гармоничного развития детей. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. В процессе взаимодействия ЦСПСиД и опекунской семьи особая роль принадлежит помощи специалистов центра в организации семейного досуга воспитанников. Досуг это организованная деятельность человека, направленная, в конечном счете, на приобретение и накопление положительной эмоциональной энергии.

Анализ данных проведенной исследовательской работы показал, что взаимоотношение в системе «ребенок опекун» гармонизируются, если: опекуны систематически повышают уровень своей психолого-педагогической культуры, в том числе при содействии социального педагога; в семье используется стиль воспитания адекватный индивидуальным и психовозрастным особенностям ребенка; создаются условия для разнообразного совместного семейного досуга.

Таким образом, реализация технологии социально-педагогического сопровождения воспитания ребенка в опекунской семье в условиях ЦСПСиД, представляет собой целенаправленный, поэтапный процесс, обусловленный знанием специфики и своеобразия условий жизни конкретной семьи, знанием индивидуальных особенностей каждого из членов семьи и его индивидуально-личностных проявлений в различных жизненных ситуациях самостоятельной жизни.

Деятельность службы сопровождения приемной семьи включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный:

  • привлечение граждан к замещающей заботе;
  • выявление ресурсов потенциальной приемной семьи;
  • предоставление кандидатам в приемные родители информации о психолого-педагогических, юридических, медицинских аспектах принятия ребенка в семью.

2. Адаптационный:

  • психолого-педагогическая диагностика в ходе становления приёмной семьи;
  • формирование у приёмных родителей грамотной родительской позиции в вопросах воспитания приёмных детей;
  • коррекция и развитие эмоциональной и познавательной сферы приёмных детей (по запросу).

3. Поддержка приёмной семьи:

  • мониторинг комфортности пребывания ребёнка в приёмной семье;
  • развитие воспитательного потенциала приёмной семьи;
  • коррекция и развитие эмоциональной и познавательной сферы приёмных детей (по запросу).

Основными формами работы с приемными семьями являются:

  • тематические занятия для кандидатов в приемные родители в «Школе приемных родителей» (по запросу);
  • тематические занятия для приемных родителей в «Педагогической гостиной» проводятся с учетом запросов приемных родителей (анкетирование, опрос) в форме занятий с элементами тренинга, лекционно-практических занятий, бесед, групповых консультаций;
  • коррекционно-развивающие занятия с приёмными детьми;

— педагогический консилиум для решения проблемных ситуаций в состав которого входят специалисты службы сопровождения приёмных семей, приглашаются специалисты органов опеки и попечительства, педагоги образовательных учреждений, приёмные родители.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/diplomnaya/opekunskaya-semya-2/

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2003. 363 с.

Африкантов К.П. Уполномоченный по правам ребенка как новый институт в системе социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Регионология. – 2010. — № 4. – С. 239 – 247.

Байер Е.А. Проблемы и их решение в воспитании детей-сирот в России // Социальная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 40 – 44.

Байер Е. Приемная семья для детей-сирот//Социальная педагогика. — №1. — 2009. — С. 123-127.

Байер Е. Дети-сироты: путь к здоровью//Социальная педагогика. -№2. — 2009. — С.78-84.

Бестужев-Лада И.В. Теоретико-методологические проблемы нормативного социального прогнозирования // Теоретико-методологические проблемы социального прогнозирования и социального проектирования в условиях научно-технического прогресса. М., 1986.

Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М., 1999. – 184 с.

Большой толковый социологический словарь / Под ред. Девид Джери, Джулия Джери в 2 т. Т. 1. М., 1999. — 650 с.

Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Перовского. — М., 1979. – 288 с.

Вырывдин В.А. Управление системной защиты детства. М.:2005. – 298 с.

Галагузова М.А. Профессиональная подготовка социальных работников. – М: 2001. – 93 с.

Григорьев С.И., Гусляков Л.Г., Ельчанинов В.А. Теория и методология социальной работы. – М: 1994. – 156 с.

Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. – СПб: Питер, 2008. – 400 с.

Дементьева Н.Ф., Устинова Г.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. – М: 2000. – 158 с.

Департамент правовой и социальной защиты детства // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Доронова Т.Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка. М.: Школьная пресса, 2002. – 176 с.

Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – М., 1998. – 174 с.

Дрыгина Е.Н. Жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей: региональный аспект // Социальная педагогика. – 2010. — № 3. – С. 57 – 63.

Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М: 1983. – 150с.

Защита прав ребенка. Социальные и юридические аспекты. М., РАН, 2004.- 184 с.

Кирсанова В.Г. Подготовка кандидатов в замещающие родители: дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации педагогов-психологов // Социальная педагогика. – 2010. — № 3. – С. 84 – 96.

Коган Л.Н., Панова С.Г. Социальное проектирование: его специфика, функции и проблемы // Методологические аспекты социального прогнозирования. Красноярск, 1981. – С. 34 – 39.

Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-эмоциональные проблемы / Под ред. Л.М.Щипициной и Е.И.Казаковой. СПб, 2002. — 126 с.

Котляров И. В. Теоретические основы социального проектирования. Минск, 1989. – 168 с.

Кочубей А., Умарова Н. Визит в семью, или практика работы с семьями. Псков, 2002. 126 с.

Курасова Т.И. Все формы устройства детей-сирот имеют право на существование // Социальная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 35 – 39.

Курасова Т. И. Семья и школа: наше содружество – основа полноценного воспитания детей // Народное образование. – 2010. — № 1. – С. 237 – 241.

Кучмаева О.В. Статистический мониторинг положения детей в РФ // Вопросы статистики. – 2010. — №1. – С. 61 – 63.

Лучанкин А.И., Сняцкий А.А. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. Екатеринбург, 1997. 396 с.

Панов А.М. Социальная работа в России: состояние и перспективы. // Социальная работа. – М: 2002. – Вып. 6.

Мельников В.П. Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. — 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. — С. 334.

Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М., 2002. — 202 с.

Мироненко В. В. Петровский А.В. Хрестоматия по психологии: Учебное пособие. — М.: Издательство «Просвещение», 1977. — С. 476-480.

Неверова О.В. Модели устройства детей-сирот в контексте социальных изменений // Отечественный журнал социальной работы. – 2010. – №3. – С. 45 – 53.

Нестеров А.Ю. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: исторический экскурс // Социальная политика и социология. – 2010. — № 5. – С. 213 – 223.

Олиференко Л.Я. Модели социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальная педагогика. – 2010. — №4. – С. 17 – 26.

Олиференко Л.Я. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: программы оказания помощи специалистам образовательных учреждений //Социальная педагогика. – 2010. — № 3. – С. 75 – 83.

Павлова В. В., Эверстова Н.М., Афанасьева Л.И. Дети – сироты как одна из наиболее острых проблем общества. – М., 2010.

Палиева Н.А. Психологические факторы эффективности замещающих семей // Вопросы психологии. – 2010. — №3. – С. 45 – 53.

Парадзе Я.Р. Социально-педагогическая программа «Дети России» // Народное образование. – 2011. — № 3. — С. 260 – 263.

Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: «Современное слово», 2005. – 720 с.

Петрова Е. В. Социальное партнерство в условиях Центра сопровождения и жизнеустройства выпускников детского дома // Детский дом. – 2011. — № 2. – С. 36 – 43.

Прихожан М.М. Психология сиротства: учебное пособие для студентов вуз по направлению и специальности психологии. – Питер, 2005. – 400 с.

Самойлова М. Чужих детей не бывает//Социальная педагогика в России, -№3.- 2008.- С. 54-56.

Социальное проектирование. — М.: Наука, 1983 — 317 с.

Шилова М. И. Многофакторный анализ деформаций характера детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения // Педагогика. – 2010. — №5. – С. 146 – 153.

Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: учебное пособие для студентов вуз по направлению педагогика. – С.-Пб., 2005. – 627 с.

Южанинов К Социальное сиротство в зеркале общественного мнения // Вопросы социального обеспечения. – 2006. — № 11. – С. 29 – 34.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Опросник «Отношение приемных родителей к субъектам педагогической деятельности» (Е. Клепцова).

Уважаемые родители!

Вашему вниманию предлагаются утверждения, относящиеся к образовательной системе в целом и к образовательному учреждению, которое посещает Ваш ребенок. Пожалуйста, выразите свое отношение к приведенным ниже утверждениям, используя пятибалльную шкалу. Если Вы полностью не согласны с утверждением, то поставьте 5 баллов, если в большей степени не согласны, чем согласны – 4 балла. Если не согласны и согласны в равной степени – 3 балла. Если в большей степени согласны, чем не согласны – 2 балла. Если однозначно согласны – 1 балл.

Утверждения

Баллы

Другие дети не такие особенные, как мой ребенок, они менее талантливы.

Администрация образовательного учреждения недостаточно заботится о благополучии (психологическом, физическом и т.д.)своих воспитанников

Не все родители в должной мере компетентны в вопросах воспитания и образования своего ребенка

Учителя нередко предвзято относятся к своим ученикам: кому-то завышают отметки, а кому-то специально занижают

Достижения моего ребенка в школе (спорте, музыке, живописи и т.д.) это прежде всего мой труд, и я не хочу делиться своими секретами успеха с другими родителями, пусть сами постигают

Как родитель, я не всегда безупречен и часто веду себя неправильно со своим ребенком: бывает, что наказываю, не сдерживаю эмоции, кричу, могу ударить и т.д.

Администрация образовательного учреждения, общаясь с нами, родителями, имеет свои выгоды: финансовые, материальные и др.

Я не прощаю себе промахов в воспитании своего ребенка

Любой учитель, как и каждый живой человек, имеет свои слабости, например любимчиков

Я как родитель доступен не для всех, а только для равных мне, например по полу, образованию, профессии, национальности и др.

Долго мучаюсь угрызениями совести, терзаю себя обвинениями, когда неправильно воспитываю своего ребенка

Сейчас очень много невоспитанных, грубых, агрессивных детей, которые плохо влияют на других детей

Мне не нравится программа обучения и воспитания (или что-то в этой программе),по которой обучают (воспитывают) моего ребенка

Администрацией образовательного учреждения не проводится вся необходимая работа по обеспечению, например, порядка, материального состояния, организации питания и образовательного процесса

Учителя слишком много дают домашних заданий, много требуют от нас как родителей

Не все педагоги умеют доносить свой предмет до детей

Случается, что мой ребенок дерзит мне, за что я его наказываю

Средства массовой информации редко бывают объективны в вопросах освещения образовательных, семейных и других проблем

Жизнь обычного человека не волнует прессу и телевидение

Я не намерена терпеть провокационные выходки собственного ребенка в отношении меня

Ни за что не соглашусь, что мой ребенок полноправный партнер в наших отношениях

Современные дети не умеют дружить, договариваться

Общественность, СМИ равнодушны к проблемам семьи и образования

Рост неуспеваемости в школах, на мой взгляд, связан с излишним усложнением образования

Обработка индивидуальных результатов проводится в соответствии с ключом.

Ориентированность на

Номера вопросов

Сумма баллов

1

Педагогов

4,9,15

2

Администрацию образовательного учреждения

2,7,4

3

Других родителей

3,5,10

4

Приемного ребенка

17,20,21

5

Других детей

1,12,22

6

Собственную личность

6,8,11

7

Технологию образования (обучения, воспитания)

13,16,24

8

СМИ, общественность

18,19,23

Интерпретация результатов:

4-8 баллов – нетерпимое отношение

9-11 баллов – толерантное отношение

12-15 баллов – терпимое отношение

Приложение 2

Анкета на выявление воспитательных возможностей приемных родителей (Г. Семенов)

1. Фамилия, имя, отчество приемных родителей.

2. Образование: высшее, среднее, начальное. (Нужное подчеркнуть.)

3. Возраст.

4. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием приемного ребенка (мать, отец.)

5. Что мешает вам заниматься воспитанием приемного сына, дочери (нет времени, не хватает образования, педагогических знаний; считаете, что должна воспитывать школа)? (Нужное подчеркнуть.)

6. Где вы чаще всего бываете со своим ребенком: в музее, театре, кинотеатре, филармонии, на природе, никуда не ходите? (Нужное подчеркнуть)

7. Знакомы ли вы с товарищами своего ребенка по школе, по дому, с руководителями кружка? (Нужное подчеркнуть.)

9. Назовите качества характера своего приемного ребенка, которые вы считаете

а) положительными

б) отрицательными.

10. Какие методы воспитания, на ваш взгляд, наиболее эффективны (воспитание на основе доверия, требовательности, уважения строгой дисциплины)? (Нужное подчеркнуть.)

11. О чем чаще всего вы разговариваете с детьми?

12. Достаточно ли хорошо, по вашему мнению, вы знаете своего приемного ребенка?

13. Как и с кем проводит он свое свободное время?

14. Какую профессию вы рекомендуете выбрать вашему ребенку? Как ему (ей) помогаете готовиться к выбранной профессии?

Приложение 3

Анкета на выявление воспитательной активности опекунской семьи

(Г. Семенов)

1. Сколько времени (приблизительно) вы общаетесь со своим приемным ребенком (в течение дня, в течение недели, в совместной работе, в беседах, разговорах, в кино, клубе, библиотеке, на прогулке в лес, на реку и т.п.)?

2. Есть ли другие виды общения? Укажите их.

3. Считаете ли вы это время общения достаточным для воспитания вашего ребенка?

4. Уверены ли вы, что правильно понимаете особенности развития своего ребенка?

5. Встречаете ли вы трудности в воспитании ребенка и какие? Как их разрешаете?

Приложение 4

Тест «Пытаетесь ли вы понять своего приемного ребенка?»

(А. Иванцова)

1. Ребенок капризничает, не ест суп, хотя всегда ел. Вы:

а) дадите ему другое блюдо

б) разрешите выйти ему из-за стола

в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.

2. Ваш ребенок во дворе крупно поссорился со сверстниками. Вы:

а) идете во двор и разбираетесь с детьми

б) советуете ребенку самому уладить конфликт

в) предлагаете остаться дома

3. Ваш ребенок смотрит фильм вместо того, чтобы делать уроки. Вы:

а) начнете его ругать, кричать

б) попытаетесь выяснить почему он не делает уроки, возможно, сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание

в) без слов выключите телевизор.

4. Ребенок скрыл от вас полученные двойки. Вы:

а) в гневе и за двойки и за сокрытие запрещаете все, кроме уроков

б) пытаетесь помочь исправить положение

в) физически или как-то по другому наказываете ребенка

5. Ваш приемный ребенок вернулся домой гораздо позже вернулся домой. Вы:

а) не выяснив причины, начнете ругать

б) обсудите случившееся, выясните причину и договоритесь, что впредь опозданий не будет

в) накажите.

Из трех ответов выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – А, Б, В.

Интерпретация.

А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет ребенку, мало понимает его потребности.

Б – это тип родителя, принимающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.

В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

Приложение 5

Тест «Какие вы родители?» (Г. Семенов)

1. Гордитесь ли вы тем, что ваш приемный ребенок уже с детства был аккуратным?

2. Поощряете ли вы его, когда он приносит хорошую оценку’?

З. Умеете ли вы правильно отвечать своему ребенку на вопросы, связанные со взаимоотношением полов?

4. Знаете ли вы точно, что ребенок должен, а чего не должен есть, чтобы его рацион соответствовал требованиям медиков?

5. Часто ли вы целуете или гладите своего ребенка?

6. Настаиваете ли вы на том, чтобы ребенок сам поддерживал порядок в своей комнате?

7. Способны ли вы в присутствии ребенка признать свою ошибку?

8. Уважаете ли вы право ребенка на личную тайну (письма, ведение дневника)?

9. Есть ли у вас привычка часто повторять: «В мое время…» или «Ребенок должен держать язык за зубами»?

10. Делитесь ли вы с детьми своими радостями и горестями?

11. Бывает ли, что вы в качестве наказания запрещаете ребенку смотреть телевизор?

12. Спрашиваете ли вы у ребенка, как он проводит свободное время?

13.Если бы придумало робота-воспитателя, способного идеально воспитывать детей, приобрели бы вы такую машину?

14. Критикуете и наказываете ли вы своих приемных детей в присутствии посторонних?

Теперь посмотрите на приведенную ниже таблицу. Каждый ваш ответ, который совпал с ответами, данными в таблице, оценивается одном баллом. Сложив все баллы и заглянув в ключ теста, вы узнаете мнение психологов о вашем методе воспитания.

1 Нет. 2 Нет 3да 4 да 5 да 6 Нет 7 да 8да 9 Нет 10 да 11 Нет 12 Нет 13 Нет 14 Нет

Интерпретация результатов.

12 балла. Роль родителей освоена вами вполне: вы слишком строги и педантичны. Вам стоит быть чуть терпимее.

35 баллов. Ваш результат не из лучших. Не будьте так жестко в своих требованиях к детям, дайте им возможность что-то решать и самостоятельно.

68 баллов. Средний результат, свидетельствующий о неустойчивости вашей позиции. Порою вы слишком требовательны к детям, порою слишком многое им позволяете.

911 баллов. Думается, вы с радостью и разумно воспитываете своих детей, хотя и не знакомы со всеми премудростями педагогики.

1213 баллов.

Приложение 6

«Диагностика готовности педагога к воспитательной деятельности»

(И. Золотухина)

Уважаемый коллега!

Мы часто говорим о малоэффективности воспитательной работы. Давайте вместе найдем причины этого явления.

Особенностью данной диагностики является то, что она позволяет на основе самооценки личностных качеств педагога, его базовых педагогических знаний и воспитательных умений провести рефлексию и определить уровень готовности педагога к воспитательной деятельности, выявить неиспользованные резервы и скрытые потенциалы его личности и тем самым сделать воспитательный процесс более эффективным.

Предлагаем оценить компонентный состав готовности педагога к воспитательной деятельности по десятибалльной шкале, где:

1 балл — очень низкий уровень оцениваемого качества или отсутствие его;

2 балла — низкий уровень;

3 балла ниже среднего уровня:

4 балла чуть ниже среднего уровня:

5 баллов средний уровень:

6 баллов чуть выше среднего уровня:

7 баллов выше среднего уровня;

8 баллов высокий уровень;

9 баллов очень высокий уровень;

10 баллов наивысший уровень.

Рекомендации по обработке анкет. Предлагаемая диагностическая методика позволяет провести как оценку готовности педагога к воспитательной деятельности в целом, так и оценку гражданских, нравственных, интеллектуальных качеств (блоки 13), необходимых для организации эффективного воспитательного процесса. Также вы можете оценить свои знания базовых педагогических понятий и базовые воспитательные умения (блок 4).

Для этого необходимо суммировать баллы ответов и разделить на число диагностируемых качеств, затем сравнить полученный результат с расшифровкой баллов, приведенной в начале диагностической методики.

Качества

Оценка

1. Гражданские качества

1

Гуманизм, любовь к детям

2

Патриотизм

3

Независимость убеждений

4

Принципиальность

5

Справедливость

6

Социальная активность

7

Чувство долга, ответственность

2. Нравственные качества

1

Великодушие

2

Доброжелательность

3

Уважительность

4

Тактичность

5

Сопереживание

6

Внимательность

7

Совестливость

3. Интеллектуальные качества

1

Способность понять другого

2

Терпимость к инакомыслию

3

Самокритичность

4

Способность к саморазвитию

5

Творческая активность

6

Эрудированность

7

Способность к самоанализу

4. Профессиональная культура педагога

1

Знание базовых педагогических понятий

2

Знание воспитательных систем и теорий

3

Овладение базовыми воспитательными умениями, в том числе:

3.1

Проектировочными: умение разработать концепцию воспитания

3.2

Организационными: умение организовать индивидуальную, дифференцированную деятельность

3.3

Коммуникативными: умение осуществлять педагогическое общение, управлять собой, разрешать конфликты, вести полемику, убеждать

3.4

Диагностическими: умение изучать личность воспитанников

3.5

Исследовательскими: умение видеть и формулировать проблемы воспитания, применять необходимые методы, обобщать и анализировать опыт

Приложение 7

Анкета «Какой вы воспитатель: толерантный или интолерантный?»

(И. Золотухина)

Уважаемый коллега!

Разработанная нами анкета позволит ответить на вопрос: «Какой Вы воспитатель: толерантный или интолерантный?»

Предлагаем при ответе на вопросы использовать десятибалльную шкалу, где:

1 балл — очень низкий уровень оцениваемого качества или отсутствие его;

2 балла — низкий уровень;

3 балла ниже среднего уровня:

4 балла чуть ниже среднего уровня:

5 баллов средний уровень:

6 баллов чуть выше среднего уровня:

7 баллов выше среднего уровня;

8 баллов высокий уровень;

9 баллов очень высокий уровень;

10 баллов наивысший уровень.

1. Верите ли Вы в цивилизованное будущее нашей страны, не смотря на трудности сегодняшнего дня? (да. нет)

2. Любят ли Вас дети? (да, нет)

3. Можно ли Вас назвать справедливым человеком?

4. Умеете ли Вы слушать, не перебивая собеседника?

5. Способны ли Вы с уважением отнестись к точке зрения другого человека. если она не совпадает с Вашей?

6. Обладаете ли Вы чувством юмора? Помогает ли оно Вам в затруднительной для Вас ситуации?

7. Способны ли Вы сопереживать, сочувствовать другим людям, попавшим в сложную ситуацию?

8. Умеете ли Вы управлять своими потребностями, «гасить» отрицательные эмоции, получая при этом удовлетворение?

9. Есть ли у Вас цель в жизни и программа для ее воплощения?

10. Считаете ли Вы себя счастливым человеком?

11. Часто ли Ваши друзья и близкие называют Вас человеком интеллигентным и воспитанным?

12. Можете ли Вы определить проблемы в развитии личности ребенка, помочь ему в их решении?

Павлова В. В., Эверстова Н.М., Афанасьева Л.И. Дети – сироты как одна из наиболее острых проблем общества. – М., 2010.

Мельников В.П. Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. — 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. — С. 158.

Олиференко Л.Я. Модели социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальная педагогика. – 2010. — №4. – С. 17.

Олиференко Л.Я. Модели социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальная педагогика. – 2010. — №4. – С. 19.

Департамент правовой и социальной защиты детства // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Павлова В. В., Эверстова Н.М., Афанасьева Л.И. Дети – сироты как одна из наиболее острых проблем общества. – М., 2010.

13PAGE 15

13PAGE 145615

Заголовок 115